Иоанн златоуст: биография и житие святителя, день памяти, в чем помогает, труды, иконы

Иоанн Златоуст — один из самых почитаемых людей, возведенных в ранг святых в христианской традиции. Этого богослова и святителя считают защитником и покровителем немощных и бедняков, а также тех, чья работа связана с ораторским искусством: юристов, учителей. И это не случайно, ведь при жизни Иоанн Златоуст силой слов и веры помог многим людям ступить на праведный путь и прийти к богу.

Детство и юность

Иоанн Златоуст от рождения получил имя Иоанн Хризостом. Точная дата рождения праведника неизвестна. Предполагается, что будущий святой появился на свет около 347 года.

Родина Иоанна — Антиохия (сейчас это город Антакья на юге Турции). Семья мальчика была знатной и обеспеченной, но отец — военачальник по имени Секунд — ушел из жизни, когда Иоанн был совсем ребенком.

Воспитанием детей занималась мать Анфуса.

Иоанн Златоуст: биография и житие святителя, день памяти, в чем помогает, труды, иконыИоанн Златоуст

На момент гибели мужа Анфусе едва исполнилось 20 лет. Однако женщина не стала искать нового возлюбленного, а посвятила жизнь детям (у Иоанна была сестра, которая, судя по всему, умерла в раннем возрасте).

Несмотря на трудности, Анфуса постаралась дать сыну хорошее образование. Иоанн поднаторел и в светских науках (литературе, риторике, философии), а также в богословии и изучении священного писания.

Природная одаренность и лучшие преподаватели позволили Иоанну стать по-настоящему образованным и грамотным человеком.

Общение с епископом Мелетием Антиохийским заставило Иоанна задуматься о принятии крещения, и в 367 году священнослужитель крестил Иоанна Златоуста. Новоиспеченный христианин ревностно следовал букве священного писания и посещал службы в местной церкви. Спустя три года Мелетий возвел Иоанна в ранг чтецов писания, и тот смог участвовать в проведении богослужений.

Иоанн Златоуст: биография и житие святителя, день памяти, в чем помогает, труды, иконыИоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве

После смерти любимой матери Иоанн решил принять иночество. Спустя некоторое время ему предложили архиерейский сан, но Иоанн отказался от этой чести. Тогда же праведник написал труд под названием «Шесть слов о священстве», где изложил собственное видение того, что надлежит священным чинам.

А спустя некоторое время Иоанн исполнил давнюю мечту об отшельничестве и удалился в одиночестве в пещеру. Там в постах, молитвах и раздумьях Иоанн провел четыре года, постигая божественную мудрость и смиряя мирские страсти и желания.

Иоанн Златоуст: биография и житие святителя, день памяти, в чем помогает, труды, иконыХрам Иоанна Златоуста в Ярославле

Такое суровое испытание, без сомнений, пошло на пользу душе Иоанна, но, к сожалению, не прошло даром для земного тела праведника: здоровье мужчины начало давать сбои, и он вынужден был вернуться в родную Антиохию. До конца жизни Иоанн будет страдать от так называемой желудочной болезни, которую приобрел в годы отшельничества.

Также за это время праведник написал несколько трудов, которые до сих пор обсуждаются верующими и к которым принято обращаться в минуты тягот.

Христианское служение

Вернувшись вновь к обществу, Иоанн согласился принять церковный сан, и в 381 году Мелетий рукоположил праведника в сан дьякона, а через пять лет и в пресвитера. Одной из обязанностей Иоанна стало чтение проповедей.

Полученное в юности образование, дар слова, а также искренняя вера помогли Иоанну стать блестящим проповедником.

Послушать его приходили люди из других городов, толкования Иоанна передавались из уст в уста, а услышать от проповедника слова поддержки и ободрения было равносильно божьему благословению.

Иоанн Златоуст: биография и житие святителя, день памяти, в чем помогает, труды, иконыАрхиепископ Иоанн Златоуст

За такой дар слова проповедника прозвали Златоустом. В течение 12 лет Иоанн Златоуст проповедовал в храме, разбирал вместе с прихожанами смысл Слова Божьего, записывал собственные толкования писания и молитв, а также поучения и наставления для верующих. Перу Иоанна Златоуста принадлежат труды «К молодой вдове», «О провидении» и многие другие.

В 397 году умер архиепископ константинопольский Нектарий. Иоанна вызвали заменить его на посту патриарха. «Карьеру» на столь высоком посту Иоанн начал с воспитания священников.

Кроме того, материальные средства, предназначенные священнослужителям, Иоанн потратил на содержание больниц и помощь нищим и странствующим паломникам.

Слухи о доброте и справедливости Иоанна передавались из уст в уста, поэтому вскоре имя его стало известно верующим.

Иоанн Златоуст: биография и житие святителя, день памяти, в чем помогает, труды, иконыМощи Иоанна Златоуста

Не обошлось и без конфликтов. Однажды императрица Евдоксия (супруга императора Аркадия) приказала отнять все имущество у вдовы и детей казненного вельможи.

Иоанн Златоуст заступился за невинную женщину с малыми детьми, за что и заслужил гнев и ненависть своевольной императрицы.

Ситуацией не замедлили воспользоваться завистники и подхалимы: вскоре Евдоксии донесли о том, что Иоанн якобы имел ввиду ее в проповеди о суетных женщинах.

Иоанна Златоуста немедленно предали суду. Приговор оказался суровым: праведника должны были лишить церковного сана, а затем казнить за оскорбление великой императрицы.

Однако император Аркадий оказался более благоразумным и милосердным человеком. Правитель заменил казнь на ссылку.

Божья кара не заставила себя ждать: той же ночью, как Иоанн Златоуст покинул город, ребенок Евдоксии умер в кроватке, а на город обрушилось страшное землетрясение.

Иоанн Златоуст: биография и житие святителя, день памяти, в чем помогает, труды, иконыИоанн Златоуст и императрица Евдоксия

Испугавшись гнева божьего, женщина упросила мужа вернуть Иоанна в Константинополь, отправив за праведником гонца. Однако страх ненадолго остудил своенравие Евдоксии — уже спустя два месяца императрица вновь созвала суд против Иоанна Златоуста, поверив очередному злостному доносу. И вновь праведника осудили на изгнание.

Раздосадованный несправедливостью приговора, Иоанн отправил прошение о помощи Папе Римскому Иннокентию I. Тот сжалился над Иоанном и даже снарядил в Константинополь верховную делегацию. К сожалению, папские послы так и не добрались до цели: сначала священников арестовали, а затем и вовсе выслали обратно.

Иоанн Златоуст: биография и житие святителя, день памяти, в чем помогает, труды, иконыИоанн Златоуст совершает Божественную литургию

Так Иоанн Златоуст оказался в Армении. Несмотря на удаление от друзей, единомышленников и прихожан, праведник не отрекся от службы Господу. Иоанн постоянно писал письма, которые рассылал в разные уголки земли, в том числе и в Константинополь. Эти послания, часть из которых сохранилась до наших дней, содержат наставления верующим, а также слова поддержки и утешения тем, кому это необходимо.

Смерть

Зимой 406 года здоровье праведника серьезно ухудшилось. Из-за болезни Иоанн Златоуст практически не вставал с постели.

Однако и это не остановило столичных правителей: был издан приказ о переводе Иоанна в Пифиунт (сейчас это город Пицунда, что в Абхазии).

Трехмесячный пеший переход под дождями и палящим солнцем окончательно подорвал здоровье Иоанна Златоуста. Кроме того, праведнику приходилось сносить издевательства и насмешки конвойных.

Иоанн Златоуст: биография и житие святителя, день памяти, в чем помогает, труды, иконыГробница Иоанна Златоуста

До Пифиунта Иоанн так и не добрался: в селе Команы праведник попросил о причастии, сразу после чего скончался. По легенде, последними словами Иоанна Златоуста были: «Слава богу за все». Земная биография Иоанна Златоуста окончилась 14 сентября 407 года.

До 438-го останки праведника были захоронены на территории современной Абхазии, в Команах. Затем указом патриарха Прокла их перенесли в столицу. По преданию, прах святого в гробу оказался нетленным, а в самом Константинополе умерший Иоанн заговорил с верующими, пожелав мира всем. К лику святых Иоанн Златоуст причислен в 1568 году папой Пием V.

Иоанн Златоуст: биография и житие святителя, день памяти, в чем помогает, труды, иконыПеренос останков Иоанна Златоуста

В 1204 году мощи Иоанна Златоуста перевезли в Рим, где они и оставались восемь столетий. А в 2004-м указом Иоанна Павла II, занимавшего на тот момент пост папы римского, останки святого возвратились в Константинополь (сейчас город называется Стамбул). Теперь мощи Иоанна вместе с останками Григория Богослова покоятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле.

Святой Иоанн Златоуст считается «великим учителем». Подобного звания заслужили еще двое праведников — Григорий Богослов и Василий Великий. 30 января верующие, следующие византийской традиции, устраивают службы в честь праздника во славу этих святых.

Иоанн Златоуст: биография и житие святителя, день памяти, в чем помогает, труды, иконыИкона трех святителей: Василию Великому, Иоанну Златоусту, Григорию Богослову

Кроме того, 27 января отмечается день окончания земной жизни Иоанна Златоуста, а 13 ноября считается днем этого святого (датой выбрана годовщина посвящения Иоанна в сан архиепископа Константинопольского).

На иконах Иоанн Златоуст изображается со священным писанием в руках. Это напоминание верующим о том, что уста этого земного человека помогали толковать и понимать послание бога. Считается, что эта икона помогает избавиться от нужды и голода, а также от разлада в семье (равно как и при жизни праведник помогал неимущим монетой, а нуждающимся в утешении и совете помогал словом).

Икона Иоанна Златоуста

Также икону Иоанна Златоуста нередко называют талисманом студентов, адвокатов и учителей — людей, которые своими знаниями и даром слова помогают другим.

Родители детей, которые долго не могут заговорить, традиционно обращаются с молитвами к этому святому.

Кроме того, считается, что святой Иоанн Златоуст помогает избавиться от зависти и алчности, как и сам когда-то строгой аскезой справился с этими пороками.

Память

  • 30 января — день святых Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого
  • 27 января — день смерти Иоанна Златоуста
  • 13 ноября — день святителя Иоанна Златоуста

«Святитель Иоанн Златоуст нам помогает»

Иоанн Златоуст: биография и житие святителя, день памяти, в чем помогает, труды, иконы

События, которые происходят в новейшей церковной истории, показывают нам главное: забота об Отечестве и забота о спасении своей бессмертной души должны быть для человека на первом месте, став единым неразрывным процессом. И возрождение исторической памяти – попранной, но не выкорчеванной начисто – важная его составляющая. Свою лепту в это вносит приход церкви святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке и созданный при ней Центр изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря. Уже в шестой раз прихожане проводят историко-богословскую научно-практическую конференцию «Златоустовские чтения», собирающую священнослужителей, богословов, представителей власти, историков, археологов, архитекторов, филологов, краеведов, преподавателей, студентов из разных городов. По установившейся традиции конференция в нынешнем году открылась в день памяти Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Читайте также:  Калужская икона божией матери: где находится и в чем помогает, тексты молитв

Златоустовский монастырь как первопроходец в наши дни

Еще год назад на предыдущих Чтениях настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин выразил надежду, что в Мосгорнаследии дадут положительный ответ на заявку о наделении территории Московского Златоустовского монастыря статусом историко-религиозного достопримечательного места.

Выступавший после него заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы, главный археолог столицы Леонид Кондрашев заметил тогда, что Златоустовский монастырь становится первопроходцем на этом пути.

Трудном пути, подчеркнул он, поскольку новеллы Федерального закона № 73-ФЗ, связанные с этим статусом, сами по себе очень сложны.

Но уже на Златоустовских чтениях 2019 года отец Федор поделился с собравшимися огромной радостью: древний монастырь XV века, практически стертый с лица земли (уцелело лишь здание келейного корпуса, ставшее домом причта храма, где теперь проходят форумы) в мае 2018 года получил защитный статус.

«Мы долгие семь лет ждали выхода этого приказа, и, несмотря на наши усилия, у нас бы ничего не получилось, если бы не конструктивное сотрудничество с руководителем Мосгорнаследия Алексеем Александровичем Емельяновым и главным археологом столицы Леонидом Викторовичем Кондрашевым, – продолжил батюшка.

– Теперь нам предстоит наполнить смыслом эту территорию и разработать концепцию достопримечательного места, чей статус позволяет охранять всю территорию от какого бы то ни было варварского с ней обращения. И я очень надеюсь, что доклады, которые прозвучат на наших Чтениях, будут содержать предложения, способные помочь при разработке этой концепции».

Сразу после выхода судьбоносного, по словам отца Федора, приказа последовало другое радостное событие: на эту территорию пришла столичная программа «Моя улица». Вместе с ней была проведена масштабная археология, что сделано было, как отметили специалисты, профессионально, качественно, вдумчиво, неторопливо.

Кроме важных находок минувших веков, о которых рассказал пастырь-подвижник, плачевно выглядевшую монастырскую постройку – келейный корпус – в рамках данной программы отремонтировали, и она приобрела такой вид, что приход храма и Центр изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря (руководитель – священник Сергий Чураков) решили: пора явить городу хозяина этого места. На фасаде здания появилась большая икона святителя Иоанна Златоуста. По наблюдениям отца-настоятеля и прихожан, ставших свидетелями трогательных моментов, люди ее хорошо принимают: подходят, крестятся, прикладываются к образу.

Большая работа предстоит энтузиастам по изучению колоссального корпуса документов, найденных ими в архивах, в музеях – все необходимо обработать и осмыслить. При этом в процессе изучения наследия монастыря, как отметил протоиерей Федор Бородин, меняются некоторые представления – даже о временных рамках существования обители.

Раньше назывались даты: 1412 год – первое упоминание о ней в летописи – и 1933 год, когда было разрушено последнее культовое монастырское здание.

Но при изучении жизнеописания преподобномученика Пахомия (Туркевича), последнего духовника монастыря, выяснилось, что он до 1937 года жил в крохотной келье под еще сохранившейся на тот момент монастырской колокольней. Служил Божественную литургию в квартирах своих духовных чад, занимался умным деланием, творил молитву.

Затем был арестован и 21 октября 1937 года расстрелян на Бутовском полигоне. «В связи с открывшимися фактами мы теперь можем говорить, что история древнего монастыря продолжалась до осени 1937 года», – заключил батюшка.

(Кстати, у постоянных участников форума имя преподобномученика Пахомия ассоциируется с прямым и мужественным ответом игумена следователю, когда последний спросил на допросе: «Ваше отношение к советской власти?» – и услышал неожиданные для себя слова: «Я советскую власть считаю властью антихриста, которая послана Богом народу в наказание»).

Что касается докладов Златоустовских чтений 2019 года, на которые настоятель храма на Маросейке возложил большие надежды в деле создания концепции достопримечательного места, их перечень велик. Назову лишь некоторые. «Монастыри Москвы XV-XVI вв. на основании археологических исследований» – Л.А.

Беляев, заведующий отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук. «Возможные пути развития территории Златоустовского монастыря» – Н.Г. Тютчева, руководитель «РЕ-Школы», генеральный директор архитектурного бюро «Рождественка». «Описи Златоустовского монастыря XVIII в.» – В.А.

Киприн, москвовед, член Союза московских архитекторов. «К вопросу о восстановлении памятников архитектуры Златоустовского монастыря» – О.С. Кайгородцева, архитектор-реставратор, член Союза московских архитекторов. «Георадиолокационные исследования на территории Златоустовского монастыря» – М.Л.

Владов, заведующий кафедрой сейсмометрии и геоакустики геологического факультета МГУ, кандидат геолого-минералогических наук, доктор физико-математических наук.

Музей – это не только помещение с экспонатами. Это намного шире!

Еще одно важное событие ждало участников форума – торжественное открытие музея древней обители, где в экспозиции представлены редкие старинные фотографии, планы, чертежи и рисунки монастырских зданий, многочисленные археологические находки последних лет на территории монастыря и в ближайших окрестностях.

В витринах – изразцы, резные белокаменные и керамические детали декора, черепица и прочие археологические предметы. В музейную комнату на втором этаже бывшего монастырского корпуса мы заходили небольшими группами, поскольку размер комнаты невелик.

Секретарь Центра изучения истории и наследия обители Анастасия Хондзинская обратила наше внимание на то обстоятельство, что артефакты экспонируются на месте, где были найдены. «Это явление достаточно редкое», – заметила она.

Часть музея занимают находки археологов, в другой части – уголок, посвященный архимандриту Григорию (Воинову), чье «Историческое описание Московского Златоустовского монастыря», составленное по благословению митрополита Московского Филарета, является, по отзывам историков-исследователей, неисчерпаемым кладезем.

«До сих пор по его ссылкам в библиотеках можно найти все, вплоть до страницы. Я прихожу, заказываю архивные материалы и благодаря отцу Григорию дело движется. Архимандрит Григорий шесть лет был настоятелем нашего монастыря – по тем временам это немало, потому что в XIX веке настоятелей часто перебрасывали из одной обители в другую.

Потом его назначили настоятелем Высоко-Петровского монастыря и позже – Спасо-Андроникова, где он и был похоронен. Прискорбно, что сейчас на том месте щитовая… Батюшка везде занимался церковной историей, к каждой обители он душой прикипел, и все же наш монастырь – это чувствуется по его воспоминаниям – был для него как первая любовь», – сказала Анастасия.

Буквально за две недели до открытия монастырского музея у антикваров удалось приобрести прижизненное издание названного труда архимандрита Григория, датируемое 1871 годом. Рядом с ним лежит под стеклом второе издание, уже посмертное – 1914 года. А в уголке, в какой-то мере воссоздающем настоятельскую келью, висят два портрета. Один – портрет отца Григория, писанный с фотографии. Второй даже не с фотографии написан, а со слов. Кто же этот человек, немножко похожий на батюшку Серафима Саровского? Иеромонах Арсений, который был здесь до отца Григория казначеем. Поскольку настоятелями обители в те годы являлись кто-то из ректоров Вифанской духовной семинарии, отцу Арсению пришлось долгое время управлять монастырем и отсылать им подробные письменные отчеты о положении дел здесь. Возглавив Златоустовский монастырь, архимандрит Григорий составил жизнеописание старца для книги из серии «Подвижники благочестия». И есть там такое трогательное сообщение: когда батюшка Арсений почил, то инокини Рождественского и Страстного монастырей, у которых он был духовником, в сопровождении благоговейных настоятельниц окружили гроб своего наставника. Умилительно, с зажженными свечами в руках, они запели: «со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе упокой!..»

В музее установлен интерактивный стенд. На нем можно совершить созданный на средства гранта мэра Москвы виртуальный тур по исчезнувшему монастырю. Настоятель Космодамиановского храма протоиерей Федор Бородин подчеркнул, что музей – это не только небольшое помещение, где побывали гости.

Это намного шире! Он включает в себя и дом причта, и расположенный во дворе лапидарий под открытым небом, и инсталляцию монастырской стены, сделанную из разбросанных под землей и найденных при раскопках белокаменных блоков XVIII века.

«Улица не позволила установить инсталляцию на том самом месте, на котором стена была раньше, поэтому пришлось ее чуть-чуть сдвинуть.

И, тем не менее, весь вид Большого Златоустинского переулка вместе с памятным камнем, где выгравирована надпись – «Иоанно-Златоустов монастырь на месте сем с 1412 года» – полностью преобразился», – продолжил отец Федор.

Еще он сообщил, что в ближайших планах прихода, Центра и его помощников стоит мемориализация захоронения в подклете Благовещенской церкви Федора Матвеевича Апраксина – главного ктитора монастыря, одного из создателей Армейского флота и Российского военно-морского флота, сподвижника Петра I, генерал-адмирала.

Читайте также:  Всецарица икона: значение и в чем помогает, где находится образ божией матери

Сейчас на месте его захоронения стоит бетонный забор с колючей проволокой, но благодаря Департаменту капитального ремонта рядом разбита клумба, поставлен фонарь в ранее темном, пугающем прохожих месте, и повешены баннеры, рассказывающие о монастыре и его ктиторе. Люди подходят, читают, изумляются. «Святитель Иоанн Златоуст нам помогает», – произнес отец Федор, говоря о достижениях, которые удалось добиться на исследовательском, просветительском, миссионерском и других направлениях деятельности.

Уже не первый год на Златоустовские чтения с их серьезно расширяющимся кругом докладчиков и географией приезжают из других городов России, а также из-за границы потомки Ф.М. Апраксина. Думается, в этот раз всем им приятно было услышать, что по инициативе отца Федора и его помощников появился памятный знак-награда.

Это копия боевого ордена, который был спроектирован и отлит по приказу Петра I в честь победы в Гангутском сражении, показавшем, что родилась еще одна морская держава, с которой придется считаться. А творцом победы русского флота у Гангута стал генерал-адмирал, граф Ф. М. Апраксин.

«Смеем надеяться, что мы имеем право награждать такой наградой тех, кто услышал зов Божий и сердечно, со всей душой включился в эту работу», – сказал батюшка, приступая к церемонии награждения.

Среди награжденных – секретарь Центра изучения истории и наследия Златоустовского монастыря Анастасия Хондзинская, чей вклад по возвращению в пространство Москвы памяти о древней обители весом.

Глубина и фундаментальность, теплота и душевность

Интересно было услышать мнение самих участников конференции об ее уровне, ее наполнении. Приведу слова постоянного ее участника Л.А Беляева, чья научная биография вызывает огромное уважение: «Должен признаться, что, действительно, незаурядная эта конференция – Златоустовские чтения.

Она выделяется среди очень многих научно-церковных форумов своей регулярностью и фундаментальностью, качественным изданием материалов. Выходят сборники, на которые историкам не совестно сослаться.

Каждый год ученые, работающие с монастырем, краеведы и просто любители истории открывают много нового исторического материала, связанного с древней обителью. Образно говоря, это живая кровь, которая пульсирует в жилах истории московской, археологии, архитектуры, искусства».

Нельзя не сказать, что все участники форума получили в подарок журнал «Московское наследие» с вызвавшей большой резонанс у музейной общественности статьей Леонида Беляева «Видимое и невидимое: Златоустовский монастырь как объект культурного наследия».

Процитирую еще одного участника, чей доклад тоже вызвал резонанс. Рада сообщить, что это наш постоянный автор – кандидат исторических наук Алла Виденеева.

Целый ряд ее статей, написанных в соавторстве с доктором церковной истории, епископом Воскресенским Саввой (ныне митрополитом Тверским и Кашинским), можно увидеть на портале «Монастырский вестник» в рубрике «Исследования».

Доклад, прочитанный на нынешней конференции, тоже был подготовлен в соавторстве с владыкой Саввой. Тема его – «Златоустовский архимандрит Апполинарий (Пуляшкин) во главе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря (1806-1818)».

Вот что сказала нам в перерыве Алла Виденеева, приехавшая на конференцию из Ростова Великого: «На Златоустовских чтениях я впервые. И прежде всего меня поразило сочетание глубины, серьезности и удивительного тепла, душевности… Здесь все соединилось воедино. И главным для меня стало то, что история исчезнувшего монастыря изучается так скрупулезно!»

Что особенно ценно: у сотрудников Центра изучения истории и наследия обители за последние годы появилось много добровольцев-помощников, которые усердно трудятся на этой ниве и к очередному форуму представляют какой-то новый аспект, раскрывают новые грани выбранной ими темы.

Так студенту 1 курса магистратуры исторического факультета ПСТГУ, преподавателю православной гимназии «Свет» Созонту Сингху, избравшему темой диссертации служение духовенства на военно-морском флоте, была предоставлена, прямо скажем, скудная информация: иеромонах Авель из Златоустовского монастыря служил на передовом корабле того времени – крейсере «Адмирал Нахимов».

И даты рождения и смерти батюшки. Все, больше ничего! Те сведения, которые нашел в архивах упорный студент магистратуры к предыдущим Чтениям, а к нынешним добавил кое-что новое, помогли во всей полноте представить фигуру яркого, незаурядного насельника Московского монастыря и стали серьезным вкладом в историю древней обители и науки.

«Судовой священник крейсера «Адмирал Нахимов» иеромонах Авель (Иванов): штрихи к портрету» – так сформулировал тему своего доклада в этом году Созонт Сингх.

***

На второй день конференции, традиционно посвященный изучению наследия святителя Иоанна Златоуста, число выступавщих также было велико.

Зачитывались доклады, не только представлявшие собой богословские исследования, но и другого плана – тесно связанные с нашей современной жизнью, с ее реалиями, как, к примеру, доклад экскурсовода из Каргополя А.А.

Упруговой «Почитание святителя Иоанна Златоуста в Каргопольском районе Архангельской области: история посвященных ему престолов». Все выступления будут опубликованы в очередном сборнике, над которым уже началась кропотливая работа.

Нина Ставицкая

Владимир Ходаков

Иоанн Златоуст: биография и житие святителя, день памяти, в чем помогает, труды, иконы

18 Февраля 2019

Святой Иоанн Златоуст: житие кратко, святительская деятельность

Один из самых почитаемых святителей мира, так много послуживший Богу и Церкви. Благодаря его трудам, мы имеем последование Божественной Литургии, совершаемой и в наши дни.

Он поистине имел златые уста, написавши многие молитвы и поучения. Но мало кто знает, сколько скорбей перенёс этот святой за свою земную жизнь, как он был гоним правды ради, но принимал это без ропота.

За это он и сподобился Небесного утешения.

Детство и юность святого Иоанна

Появился на свет святой в середине четвёртого века Нашей эры на территории древней Сирии. Его родители были богатыми, отец служил знатным чиновником. Вскоре после рождения Иоанна он отошёл ко Господу. Мать посвятила свою жизнь воспитанию сына. Он получил прекрасное светское образование, прочитал много книг.

Но к вере христианской Иоанн пришел позже, уже в сознательном возрасте. В двадцать лет он принял Крещение от святого Мелетия Антиохийского. Юношу поставили чтецом, он стал посещать богословскую школу.

Иночество

После смерти матери Иоанн принял монашество. Ему предлагали архиерейский пост, но он отказался по смирению. Четыре года молодой инок провел в пустыне, в уединении молясь Богу.

  • В это время Иоанн пишет свои первые труды.
  • Потом Иоанна рукоположили в диакона, а через пять лет – в иереи.

Святительская деятельность св. Иоанна

В пятидесятилетнем возрасте Иоанн был рукоположен в епископы и занял место епископа Нектария на константинопольской кафедре. Начал он свою святительскую деятельность с построения больниц, домов для паломников. Большое внимание епископ уделял духовному совершенствованию священников.

Также он занялся составлением служб (Литургии, всенощного бдения, чина соборования). Но враг рода христианского уже готовил свои козни против святого.

Святитель Иоанн не смог остаться равнодушным к поведению императрицы, которая отобрала имение у вдов и сирот. Он открыто и тайно обличал ее неправедные поступки, за что был осужден на смертную казнь.

Однако император велел заменить высшую меру на изгнание.

Иоанн смиренно отправился в путь, но тут же у императрицы случился выкидыш, а в городе произошло землетрясение. Вразумленная царица велела вернуть святого обратно. Но это ненадолго, скоро последовало новое гонение.

Иоанн попросил заступления у папы Римского Иннокентия. Тот сжалился и послал делегацию, но послов подкупили. Несмотря на это Иоанн поблагодарил папу.

Два года святитель провёл в Армении в изгнании, и там он неустанно просвещал местных, рассказывая им о Христе. Потом Иоанн тяжело заболел. Уже прикованному к постели святому пришло распоряжение о переводе в более глухую сторону. Смертельно больной святитель смиренно отправился в свой последний путь. Шёл он пешком, терпя поругания от стражников.

На полдороге к месту нового изгнания святой предал свою душу в руки Божии, приняв перед смертью Таинства причастия и исповеди. Ему было примерно шестьдесят лет.

Почитание Иоанна Златоуста

Тело святого Иоанна Златоуста было погребено на территории современной Абхазии. Спустя тридцать лет патриарх Прокл распорядился перенести мощи его в Константинополь. По свидетельствам очевидцев при этом произошло чудо. Когда мощи его были доставлены, весь народ возгласил, принимая своего архипастыря, на что усопший ответил: «Мир всем!».

Потом мощи святителя Иоанна Златоуста были перенесены в Рим, но после обратно возвратились в Константинополь. Сейчас они хранятся в православном соборе города Стамбула. Кроме того, честная глава святого хранится на Афоне в Ватопедском монастыре. По другой версии она находится в московском храме Христа Спасителя.

Дни памяти:

  • 26 ноября;
  • 9 февраля;
  • 12 февраля.

Вместе с другими двумя святителями (Григорием Богословом и Василием Великим) православная Церковь отметила св. Иоанна Златоуста праздником : «трёх святителей», ставя их наравне.

Протоиерей Андрей Ткачёв об Иоанне Златоусте

Святитель Иоанн Златоуст

празднование 27 января/9 февраля, 30 января/12 февраля, 14/27 сентября, 13/26 ноября

Великий учитель Церкви Христовой святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии около 347 года в семье военачальника Секунда. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшаяся в двадцать лет вдовой, отдала все силы на воспитание сына в христианском благочестии.

Читайте также:  Молитва от нечистой силы: самые сильные защитные тексты и как правильно читать

Юноша учился у лучших философов и риторов и получил хорошее светское образование. Изучая эллинскую мудрость, будущий Святитель избегал роскоши и соблазнов светской жизни. Он тщательно и глубоко изучал Священное Писание и устремлялся к молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), наставил его в вере и в 367 году крестил.

Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку, Иоанн учился у опытных наставников подвижнической жизни — пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

По смерти матери он, раздав имение, принял монашество, которое называл «истинной философией», и вместе с другом Василием удалился в пустыню, избегая назначения на епископскую кафедру. Однако святой Иоанн, сам уклонившись по смирению от архиерейства, тайно содействовал посвящению Василия. В то время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве».

Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства. Однажды во время молитвы Иоанну явились святые апостолы Иоанн Богослов и Петр. Апостол Иоанн Богослов передал подвижнику свиток и сказал: «Возьми этот свиток. Я — Иоанн, возлежавший на Тайной Вечери на персях Господа и от Него почерпнувший Божественные откровения.

Господь дарует и тебе знание глубины Премудрости, чтобы ты напитал людей учением Христовым и своими устами заградил уста еретиков». Апостол Петр передал ключи святому Иоанну со словами: «Господь и тебе передает ключи Церквей, дабы, кого ты свяжешь, тот был связан, а кого разрешишь — разрешен».

Святые Апостолы предсказали будущему великому учителю Церкви, что он после великих трудов и скорбей наследует Царство Божие.

В том же монастыре святой Иоанн написал три книги «Против вооружающихся на ищущих монашества» и сочинение «Сравнение инока с царем», проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн возвратился в Антиохию.

В 381 году святитель Антиохийский Мелетий рукоположил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над творениями: «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

«Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем..,» (Мф. 5, 14—15),— сказал Господь.

Будущий светильник не укрылся от опытного взгляда Антиохийского епископа Флавиана, и в 386 году он рукоположил святого Иоанна во пресвитера, с возложением обязанности проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался способным проповедником.

Его ревность к возвещению Слова Божия вознаграждалась любовью паствы к слушанию и чтению его поучений. Удивительное красноречие Богодухновенного проповедника, воспламенявшего души, привлекало к нему людей всех сословий и возрастов, не только православных христиан, но и еретиков, и даже язычников.

Из уст святого Иоанна изливалась такая благодать, что все слушавшие не могли насытиться сладостью его слов. Многие записывали его проповеди и давали другим для чтения. Все жаждали услышать его слово, и потому на его проповеди стекалось множество народа.

Некоторые называли его устами Божиими и Христовыми, другие — Сладкоглаголивым или Медоточивым, а одна простая женщина назвала его Златоустом. С того времени все начали называть его так за редкий дар Богодухновенного слова.

Двенадцать лет святой, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращался к толкованию Слова Божия.

Среди его экзегетических творений — толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и от Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и апологетические слова (против аномеев, иудействующих и язычников).

Росла слава святого проповедника, и в 397 году по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был поставлен архиепископом Константинопольским. Вступив в управление Церковью, святой архипастырь исправил неустройства и с большим терпением водворил порядок.

Он стал ревностно пасти вверенное словесное стадо Христово, обращая особое внимание на духовное совершенствование священства. И здесь лучшим примером был он сам.

Расходы, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и гостиниц для паломников, сам довольствовался скудной пищей.

Ревность Святителя к утверждению христианской веры распространилась не только на жителей Византии, но и на другие страны, куда святитель Иоанн направлял ревностных миссионеров и писал послания.

Много трудов положил Святитель на устроение благолепия Богослужения: составил чин Литургии, и доныне сохранившей его имя, учредил крестные ходы, ввел антифонное пение за всенощным бдением. Его заботами построено много храмов, странноприимных домов и больниц.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Враги святителя Иоанна, поощряемые раздражительной и мстительной царицей Евдоксией, устроили неправедный собор и добились низложения святого архиепископа с кафедры и изгнания его сначала в Армению, а потом в Абхазию.

В последнем слове к константинопольцам, скорбевшим о том, что они остаются без назидания, отправлявшийся в ссылку святитель Иоанн сказал: «Не мной началась проповедь, не мной и кончится».

Истощенный болезнями, Святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением святого мученика, сказавшего: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе», причастившись Святых Таин, вселенский Святитель 14 сентября 407 года отошел ко Господу.

Духовное величие Святителя, поражавшее всех его современников, просияло и в последних словах: «Слава Богу за всё!»

Угодник Божий, в течение всей своей жизни мужественно несший свой крест, умерший для мира и сораспявшийся Христу, скончался в день памяти Честного Креста Господня.

Святитель Иоанн, Златоуст — житие

Святитель Иоанн Златоуст родился в богатой и благочестивой семье в середине 4 века. Родители воспитали его в вере и дали ему мирское образование. Но Иоанн не прельщался суетой мира и по смерти отца и матери ушел в монастырь. Там он проводил дни и ночи в молитве и трудах послушания, в бдении и посте, и благодать Духа Святого почила на нем.

Однажды ему явились святые апостолы Петр и Иоанн Богослов. Иоанн Богослов дал ему свиток со словами:

─ Возьми этот свиток из руки моей. Я — Иоанн, во время Тайной вечери возлежавший на груди Господа и от Него получивший Божественные откровения. Вот Он и тебе дарует всю глубину премудрости, чтобы ты преподал ее людям и словом истины обличил еретиков и иудеев, хулящих Бога.

А Петр дал Иоанну ключи и сказал:

─ Возьми эти ключи, ибо я — Петр, которому вверены ключи Царствия. Бог вручает и тебе ключи Церкви, чтобы, кого ты свяжешь, был связан, а кого разрешишь, — разрешен.

После этого святые апостолы перекрестили его и, поцеловав, удалились.

Исполненный Духа Божия, Иоанн, получив дар учительства, служил Богу делом и словом. Преуспевая в добродетели сам, он помогал немощным, побуждая их стремиться к небесному и бороться со своими страстями.

Наконец после многих монашеских подвигов и трудов, после силой Божией совершенных чудес, после жизни в монастыре и в пустыне Бог призвал Иоанна на великое священнослужение.

Святителю Флавиану Антиохийскому явился во сне ангел Божий и велел посвятить Иоанна в священника.

И, когда патриарх, совершая таинство, возложил на его главу свою руку, явился над Иоанном Дух Святой в виде белого сияющего голубя.

В сане священника Иоанн еще более стал заботиться о спасении ближних: он говорил замечательные проповеди, почему и получил прозвище Златоустый, и составил толкования на многие книги Священного Писания.

Когда умер святитель Нектарий Константинопольский, Иоанна избрали на патриаршество. Приняв управление церковью, он особенно стал заботиться о больных и калеках, сиротах и вдовах, голодных и не имеющих крова. А в свободное от дел время он читал и молился, закрывшись в уединенной келье. Иоанн был воздержан во всем: питался водой и хлебом, спал мало, да и то стоя.

Кроме Бога, он никого не боялся и поэтому обличал неправду и защищал обиженных, а царя и царицу убеждал никого не обижать и поступать справедливо. Тогда злые люди восстали на Иоанна и добились его изгнания.

Три года перегоняли святителя с места на место, мучая и оскорбляя, и привели, наконец, в город Команы. Это было в день праздника Воздвижения Креста Господня. Святитель Иоанн Златоуст совершил литургию и причастился Животворящих Тайн Тела и Крови Христовых. Потом он благословил присутствовавших и сказал:

─ Слава Богу за все.

И душа его отлетела ко Господу, дивному во святых. Аминь.

 >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *