Иоанн лествичник: биография преподобного и о чем просят перед иконой, молитва

На 4-й неделе Великого поста почитают особенного святого, иконы с изображением, которого нечасто встретишь в православных храмах мира. Это Иоанн Лествичник. Синайский монах, 40 лет проведший в отшельничестве и оставивший в конце жизни великий духовный труд в виде книги «Лествица Рая», навсегда вошел в церковную историю, а его образ занял особенное место в иконописи.

История иконы

В середине VI века в Синайский монастырь (в настоящее время Монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове в Египте) пришел 16-летний юноша по имени Иоанн.

Решив посвятить себя служению Господу, он стал послушником, а спустя четыре года принял монашеский постриг.

Ведомый духовными исканиями, через 19 лет он удалился в пустынное место, где провел в отшельничестве сорок лет в молитве и за написанием книг.

Иоанн Лествичник: биография преподобного и о чем просят перед иконой, молитва

Под конец жизни его, глубокого старика, разыскали монахи Синайского монастыря и уговорили вернуться в обитель в качестве игумена. На четыре года Иоанн возглавил монастырь и написал по просьбе братии духовный труд, который назвал «Лествица рая». Этот итог монашеского пути, изложенный простым и понятным языком, стал на долгие времена одной из важнейших книг для иноков.

Из тридцати глав «Лествицы» (в подражание полноты возраста Господа, когда Он вышел на проповедь) каждая посвящена определенной христианской добродетели.

Книга рассказывает о духовном делании монашествующих, которые, лишь строго следуя по этому пути в указанной последовательности и не пытаясь перепрыгивать через ступени, должны продвигаться по пути духовного совершенства вплоть до самой вершины лестницы.

Поэтому очередность глав или духовных ступеней «Лествицы» очень важна и показательна. Первая глава называется «Об отречении от жития мирского». Это самый первый шаг.

Начальные ступени «Лествицы» в целом посвящены борьбе с мирской суетой и удалению от мира.

Потом следующие девятнадцать – скорбям на пути к Богу и аскетической борьбе с пороками и различными духовными препятствиями и преградами.

И только последние семь глав говорят о кротости и смирении, о душевном мире. И, в конце концов, лишь заключительная, тридцатая глава знаменует собой достижение вершины пути или «лествицы» – союза трех добродетелей – веры, надежды и любви. Это словно верх Неба, которого касается духовная лестница.

Такая последовательность – еще одно подтверждение устойчивой мысли в аскетических сочинениях, что духовный путь начинается с покаяния и страха Божия. Любовь же у человека, только начинающего духовную жизнь, является пока еще очень несовершенной, и слишком доверять ей не стоит.

Иоанн Лествичник: биография преподобного и о чем просят перед иконой, молитва

Подлинная любовь к Богу и своим близким является венцом, финалом этого беспримерно сложного аскетического пути.

Важно подчеркнуть это потому, что, например, наши современники часто склонны думать, что в религии можно обойтись лишь одной любовью, что главное – это любить, и все.

Но при этом не спрашивается главного – как любить, чтобы эта любовь не была, например, вариантом самоугождения, чтобы не принять под ее именем за чистую монету свои непросветленные душевные порывы и настроения.

Сам образ лестницы в духовно-аскетическом контексте позаимстован из сна Иакова в книге Бытия (28.12-13): И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака.

Шло время, и «Лествица», переписываемая монахами, все больше и больше дополнялась иллюстрациями, которые в итоге перекочевали в иконопись. Так появилась совершенно уникальная икона «Лествица Иоанна Лествичника».

Разновидности описания иконы

Существует несколько вариантов этой иконы, самый знаменитый из которых хранится в монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове. На ней изображена ведущая в рай к Иисусу Христу лестница, по которой поднимаются монахи, одолеваемые бесами.

Это емкое, аллегорическое изображение борьбы воли человека со страстями на пути к добродетели. Ступени лестницы символизируют, что духовное совершенство достигается не сразу, а постепенно, шаг за шагом.

В книге «Лествица» каждая из ступеней означает определенные этапы самосовершенствования для верующих, включающие в себя борьбу с мирской суетой, с пороками, преодоление преград в аскетической жизни

Последние ступени лестницы особенно важны: после побед над искушениями настает пора освоения добродетелей, три из которых самые главные – это вера, надежда и любовь. Без них не войти в Царство Божие. Количество ступеней лестницы – тридцать –тоже неслучайно. Цифра отсылает нас к тридцати годам самосовершенствования Иисуса Христа, предшествовавшим началу его служения человечеству.

Иоанн Лествичник: биография преподобного и о чем просят перед иконой, молитва

На иконе «Лествица Иоанна Лествичника» мы видим, как испытания ждут человека на каждой ступени пути. Кто-то падает с лестницы в самом начале, кто-то сбивается с нравственного пути в середине, а кто-то сдается почти у самого верха. Примечательно, что ангелы изображены в стороне, они застыли в молитве и не вмешиваются в ход событий.

Тем самым иконописец показывает зрителю, что борьба с бесами (страстями, искушениями) в руках самого человека, зависит от его воли. На самой вершине лестницы изображен сам Иоанн, протягивающий свиток со своим сочинением Иисусу Христу. Он прошел этот путь.

Знаменитая икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» была написана неизвестным новгородским автором в XIII веке, в настоящее время хранится в Государственном Русском Музее в Санк-Петербурге.

Иоанн Лествичник: биография преподобного и о чем просят перед иконой, молитва

На ней изображены три фигуры – Иоанна Лествичника, воина великомученика Георгия и епископа Власия. Заметно возвышающаяся фигура Иоанна и ее центральное место в композиции символизируют огромный вклад Преподобного в познание истины Учения.

Строгость и выразительность образов иконы «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» напоминают верующим о том, что дело спасения требует самоотверженности, крепости духа и силы воли.

Икона написана просто, не броско, исключая все лишнее: чудотворец одет в повседневное одеяние монаха, с его шеи ниспускается небольшой крест, расположенный на уровне груди.

Богослов держит в левой руке Священное Писание, показывая людям, что лишь в нем заключена истина. Пальцы другой руки мученика сложены в жесте благословения, показывая всем верующим, что сам Господь наделил его божественным даром и чудотворной силой, чтобы помогать христианам.

О чем молятся перед чудотворным образом иоанна

Величайший праведник Иоанн помогает молящимся не сбиться с истинного пути, не позволяет опустить руки, дарит силу и уверенность в себе. Христиане из разных уголков земли произносят сердечные слова молитвы, непрестанно прося у чудотворца поддержки в трудных жизненных ситуациях.

Иоанн Лествичник: биография преподобного и о чем просят перед иконой, молитва

Нередко к его божественной святыне обращаются люди, потерявшие всякую надежду на лучшее. Праведный Иоанн исцеляет людские души, не дает предаться унынию и отступиться от праведной веры.

Молитва

«О, великий мученик Господень! Прошу, не оставь слова молитвы моей неуслышанными.

Обрати свой взор на меня, окажи поддержку в трудные минуты жизни, не дай пасть на колени от бессилия и сойти с пути, ведущего к Вратам Господа, к истинной вере.

Укажи верную дорогу, защити от несчастий и излечи душу мою грешную от горести и печали. Да пребудет сила во мне! Восхвалять Тебя, о божественный пророк, я никогда не перестану. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Тропарь святому Иоанну Лествичнику

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святому Иоанну Лествичнику

Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.

День празднования

День, когда верующие воздают особое почтение иконе великого праведника, с еще большим усердием молясь перед святыней, приходится на 18 марта, как и день памяти самого мученика.

Каждый год 18 марта христиане посещают храм, где проводится особая служба в честь православного духовного философа, заслужившего любовь и доверие людей своей непоколебимой верой и преданностью Богу.

Где находится икона

Трудно посчитать все храмы, в которых хранится святыня. Наиболее известные и почитаемые образы можно найти:

  • В Московском храме Иоанна Лествичника, который расположен на территории Донского Монастыря;
  • В Государственном Русском Музее Санкт-Петербурга;
  • В Троице-Сергиевой лавре, находящейся в Сергиевом Посаде.

О преподобном иоанне лествичнике

Действительно, преподобный Иоанн Лествичник — помимо того, что является особым учителем духовной жизни для монашествующих — для всех христиан является учителем молитвы, того, как правильно должно строить духовную жизнь, внимательную и ответственную пред Богом.

Иоанн Лествичник: биография преподобного и о чем просят перед иконой, молитва
 Синайский монастырь, игуменом которого был преподобный Иоанн

Поэтому, не имея сейчас возможности сколько-нибудь подробно рассмотреть всю его книгу, о которой достаточно сказать, что это из тех творений духовной письменности, которые должны быть прочитаны каждым человеком, стремящимся вести трезвенную жизнь, разбираться в азбуке духовной жизни, не останавливаясь на быстром и поверхностном разборе всей этой книги, мы посмотрим только одну из её глав, которая посвящена молитве. Почитаем вместе некоторые строки оттуда, постараемся поразмышлять над глубокими вдохновенными словами игумена Синайской горы.

Может быть, для кого-то из нас этот Пост станет временем, когда мы побудим себя перечитать или прочитать эту книгу и тем самым вести жизнь более серьёзно, более глубоко, ведь христианин не должен быть пеной, которая носится на поверхности, а должен строить жизнь на скале Предания. Составляющей этой скалы является труд преподобного Иоанна Лествичника.

Читайте также:  Молитва о прощении грехов: самые сильные тексты, как правильно просить

Определяя, что такое молитва, он свидетельствует о ней так: «Молитва по качеству своему есть пребывание и соединение человека с Богом.

По действию же она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слёз, умилостивление о грехах, мост для прехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение брани, дело ангелов, пища всех бесплодных, будущее веселье, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богаство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение духовного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол судьи прежде Страшного Суда».

Вот из этого пространного определения обращу ваше внимание только на следующие слова: «Молитва есть зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения».

Преподобный авва Агафон, в духе единый с Иоанном Лествичником, говорит, что молитва есть самое трудное из деланий человека, ибо ни против чего не восстаёт так враг рода человеческого, как против молитвы.

И поэтому по желанию или отсутствию желания молиться, по преодолению в себе лености и косности к молитве или отступлению под видимыми многообразными обстоятельствами и попечениями века сего человек многое может узнать о себе.

  Иоанн Лествичник: биография преподобного и о чем просят перед иконой, молитва
 Московский «Иван Великий» завтра отмечает свой престольный праздник

Другой подвижник благочестия справедливо сказал: «Кто молится — тот христианин, какие бы ни были у него грехи. А кто не молится, даже если и имеет вид преуспевающего, есть гроб повапленный».

Потому что молитва есть действительное выражение нашего упования на Бога, есть свидетельство того, что человек осознаёт себя, во-первых, грешником, во-вторых, грешником, имеющим упование, и в-третьих, грешником, знающим, кто его Спаситель и по какому пути ему нужно идти ко Спасению.

Никогда не будем забывать о том, что молитва есть одно из двух крыльев наряду с деятельным доброделанием, которое возносит человека до неба.

Так вот, дав такое определение молитве, преподобный Иоанн даёт наставление о том, как научиться правильно молиться. Некоторые из этих наставлений мы сейчас с вами прочитаем. Он пишет: «Когда идёшь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из нитей, вернее же сказать из залога непамятозлобия.

Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы». Собственно, о том же мы с вами слышим сейчас почти каждый день в молитве Ефрема Сирина.

Если человек не преодолеет в себе памятозлобия, если будет соединять со словами молитвы внутреннюю немирность по отношению к другим людям, то молитва не принесёт ему никакой пользы.

«Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна, ибо мытарь и блудный сын одним словом умилостивили Бога». Наверное, это понятно и без дополнительных разъяснений. «Прежде всего изобрази на хартии нашего моления искреннее благодарение Богу.

Молитву, — как учит преподобный Иоанн, — нужно начинать с благодарности Отцу нашему Небесному, потом — исповедание грехов и сокрушение души в чувстве. После сего да представляем Царю всяческих наше прошение». Итак, благодарение, покаяние и прошение — вот такой состав и такой порядок молитвы должны быть у православного человека.

Сначала поблагодари Бога за все его благодеяния, это очень важно для того, чтобы беречься духа уныния и отчаяния. Мы склонны забывать в малых своих скорбях о множестве дивных благодеяниях Божиих, ежедневно с нами случающихся. «Затем сокруши своё сердце в покаянии, а после этого проси.

Проси, конечно, в первую очередь относящегося не к этой временной жизни, но к жизни вечной, — пишет далее преподобный Иоанн. — Сей образ молитвы есть самый лучший, как одному из братий ангела Господня было показано».

В другом месте он говорит: «Если ты в каком-либо слове молитвы почувствуешь особенную сладость или умиление, то остановись на нём, ибо тогда и ангел-хранитель наш молится с нами».

Обратим внимание на это краткое, но очень важное указание, ибо даже у нас, несовершенных молитвенников, бывает, что порой какое-то место или какое-то слово молитвы смирит нашу гордыню, сломит наше окаменение, сердце исполнится теплоты, на глазах могут показаться слёзы.

Преподобный Иоанн, столп среди учителей молитвы, говорит: «Не спеши тогда дальше, остановись на этом моменте, приглядись к тому, что сокрушило твоё окамененное сердце, и тогда в другой раз Господь быстрее тебе подаст такую теплоту души».

И ещё он пишет: «Не будь дерзновенен, хотя бы ты и стяжал чистоту. Напротив того, приступай к Богу с глубочайшим смиренномудрием и получишь у Него большее дерзновение».

То есть, не считай, что ты имеешь право на что-то, потому что достиг некоего малого духовного преуспеяния. Молись Богу со смирением, и это даст тебе большее право на исполнение твоих молитвенных слов.

«Хотя бы ты взошёл на лествицу всех добродетелей, однако, и тогда молись о прощении грехов, слыша, что святой апостол Павел говорит о грешниках: от них же первый есмь аз».

Действительно, прошение о прощении грехов должно быть главной составляющей в наших обращениях к Богу.

Зачем просить обо всём остальном, если грехи наши не прощены? Зачем иметь какое-то другое преуспеяние и благополучие, если не иметь этого главного, что откроет нам дверь в блаженную вечность? Мы читаем молитвы утреннего и вечернего правила, составленные людьми, которые, как не только мы, но и как вся Церковь свидетельствует, были земными ангелами и небесными человеками.

Но как же они умели сокрушиться о своих грехах, как исповедовали перед Богом свой грех! А как часто мы подходим к исповеди и говорим: «Мне толком нечего сказать, кроме того, что написано на бумажке, которую я Вам сейчас дам, батюшка». Мы не видим своих грехов.

А как будешь ты их видеть, если ты о прощении грехов по-настоящему не молишься? Как увидеть, если ты не живёшь осознанием, что Бог тебя не простит, если ты не раскаешься, что путь твой без покаяния — это прямая трасса, хайвэй, до геенны огненной? Только тот, кто осуждает себя до геенны, увидит смерть своих грехов. Можно вспомнить слова другого великого подвижника благочестия — преподобного Силуана Афонского: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся».

«Начало молитвы, — пишет преподобный Иоанн, — состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении, середина же её в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим и помышляем. А совершенство молитвы есть восхищение ко Господу».

Вот три этапа. Первый, наиболее понятный для нас, хотя всё равно непросто достижимый: не соглашаться с помыслами, неважно — хульными, дурными или имеющими вид благочестия, которые приходят к нам во время молитвы и не собеседовать с ними, отложи на потом любое преодоление сомнений, любые богословские размышления, любые нравственные коллизии. Молись, а не рассуждай во время молитвы.

Второй: вполне соединить ум со словами молитвы, чтобы ничто постороннее нас не отвлекало.

И третий — высшее состояние молитвы, когда человек восхищается ко Господу, когда он выходит в духовном восхождении из самого себя так, что весь пребывает духом со своим Творцом.

Пусть мы и не знаем фактически, кроме редких эпизодов нашей жизни, как это происходит, но мы доверяем опыту тех, кто непадательно умел пребывать в подобном состоянии.

Далее учит нас преподобный Иоанн: «Если ты постоянно обучаешь ум твой не удаляться от тебя, то он будет близ тебя и во время трапезы. Если же он невозбранно всюду скитается, то никогда не будет пребывать с тобою». То есть, внимательность достигается через постоянное трезвение. Невозможно стать внимательным исключительно на молитве.

Если мы имеем трезвение постоянно, если имеем ум свой сосредоточенным даже тогда, когда за дружеской беседой пребываем на трапезе, тогда мы сможем и внимательно молиться. Невозможно отделить молитву от остальной нашей жизни, нельзя представить, что живя рассеянно мы можем вдруг сосредоточенно молиться.

«Посему, — продолжает преподобный, — великий делатель великой и совершенной молитвы говорит: хощу пять словес умом моим глаголать». Он цитирует слова апостола Павла из Послания к коринфянам, то есть, хотя бы 5 слов сказать в уме пред Богом. Но для младенчествующих, то есть, для нас такое делание невозможно. «Мы не умеем собраться только на краткие несколько минут молитвы.

Посему мы как несовершенные с качеством молитвы должны соединять и количественное множество, потому что второе бывает причиной первого», — говорит преподобный Иоанн.

Вот и ответ на многочисленные размышления о том, зачем такие длинные чинопоследования, зачем несколько часов богослужения, зачем целые кафизмы, если можно в пяти словах всё исповедовать пред Богом.

Кто умеет так исповедовать, тот уже обрёл тот дар молитвы, которую можно назвать непрестанной, от которой сам никогда не отстанет.

А для нас, может быть, нужно горы руды для того, чтобы там обрести несколько тех камешков, которые можно будет собирать как наше молитвенное сокровище.

Читайте также:  Антоний великий: житие преподобного, икона святого и в чем помогает, тексты молитв

Преподобный также говорит: «Иное дело — осквернение молитвы, иное — истребление оной, иное — окрадение, а иное — порок молитвы. Осквернение молитвы бывает, когда человек, предстоя Богу, занимается непристойными и нечистыми помышлениями.

Истребление молитвы — когда ум бывает пленён неполезными попечениями, окрадение же — когда мысль молящегося неприметно парит, а порок молитвы есть приражение какого бы то ни было помысла во время оной к нам приближающегося. Если во время молитвенного предстояния мы не одни, то употребим образ внутренней молитвы.

Если же присутствуют служители похвал, то ко внутренней молитве присоединим и внешний образ моления, ибо в несовершенных ум часто сообразуется с телом».

Очень важное указание. Когда человек молится на людях, он должен с внешней молитвой соединять внутреннее делание.

Нет смысла молиться только устами и перстами перед глазами людей, но когда человек один, он непременно с внутренним деланием должен соединять внешнее благоговение.

Много веков спустя другой подвижник благочестия говорил: «Когда ты молишься среди людей, молись так, как ты бы наедине предстоял пред Богом, а когда ты молишься у себя в келье, наедине, молись так, как если бы ты был окружён сотнями людей».

«Страстные, — призывает нас преподобный Иоанн, — будем прилежно и неотступно молиться Господу, ибо все бесстрастные из страстного состояния достигли бессмертия». И это очень важное указание.

Не должно смущаться несовершенством своего нынешнего внутреннего человека, чтобы и в самом греховном, страстном состоянии побуждать себя молиться, прося Бога об избавлении. «Долго пребывая на молитве и не видя плода, не говори: я ничего не приобрёл, ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение.

И какое благо выше всего прилепиться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с ним». Подумаем над этими словами святого Иоанна.

Действительно, хотя бы мы и не получали видимым образом того, о чём просим, то как лучше мы могли бы провести время, чем в молитве? Бывает, человек, идя из храма, сетует на следующий день: «Зачем ходил я на всенощную? Ничего не почувствовал, кроме утомления». А спрашивается — лучше бы где-то ты смог провести эти 2-3 часа, если бы занялся чем-то другим? Да нет, конечно. В лучшем случае человек бы занялся житейскими попечениями, в худшем — предался бы лености или недолжным развлечениям или ещё чему худшему.

«Даже при самой несовершенной молитве лучше уделить время ей, чем отдаться внешним житейским попечениям. Устроение твоё покажет молитва, ибо богословы утверждают, что молитва есть зеркало души», — вновь и вновь повторяет эти слова преподобный Иоанн.

Действительно, повторим и мы за ним. Именно в том, как молится человек, как он усердствует в этом, как он желает молитвы, проявляется подлинный результат нашей духовной жизни.

Желаешь молиться — находишься на пути преуспеяния, тяготишься молитвой — знай, что ты от преуспеяния пока что далёк.

«Если кто-нибудь попросит тебя помолиться о нём, то хоть бы ты ещё и не стяжал дара молитвы, не отрицайся, ибо часто вера просящего молитвы спасёт и того, кто молится о нём с сокрушением сердца».

Удивительное слово, какое утешительное слово! Спасёт не то, что ты молишься за человека, который тебя просит помолиться. Тот, кто верит в силу твоей молитвы, может и для тебя оказаться спасением.

Есть странное, буквально антихристово, мнение, что должно очень тщательно подходить к такому выбору и рассуждать, о ком можно и о ком нельзя молиться. Говорят: «О близких, о своих, в церкви стоящих, мне можно молиться, а о людях грешных, чужих, инославных, иноверных нельзя молиться». Страшно.

«Я за грешника помолюсь — его грехи-де на меня перейдут».

Кто мог выдумать подобное суждение? Где мы в Новом Завете или в учении святых отцов можем найти подобное ограничение в молитве? Где сказано, что молиться можно только за своих и за хороших, а за грешных и дальних молиться нельзя? А за нас-то тогда кто будет молиться? Мы что, хорошие, свои? Мы ведь здесь те самые грешные и дальние, которые просят, чтобы и нас не забывали в молитве. Какое же мы имеем право другому человеку отказывать, если он нас просит о молитвенном предстоянии?

Может быть единственное, что мы можем сделать, наверняка не повредив человеку, — это за него помолиться.

Всё наше внешнее делание может быть или не нужно, или излишне, или соединено с тщеславием, а молитва есть единственный до конца чистый вид помощи ближнему, не будем об этом забывать.

«Не возносись, впрочем, — пишет преподобный, — когда ты молился о других и был услышан, ибо это их вера подействовала и совершила. Это их вера в то, что твоя молитва поможет им, оказалась действенной, а не твои какие-то особливые дарования».

Ну, и ещё несколько кратких наставлений. «Остерегайся без разбору, — пишет преподобный Иоанн для монахов, сейчас мы поясним это указание, — молиться о женском поле, чтобы с десной стороны не быть окраденным».

Что имеет в виду преподобный, говоря эти слова? А именно то, что должно остерегаться такого молитвенного предстояния за человека, когда ты имеешь к нему страстное нечистое прилепление. «Остерегайся молиться о человеке, к которому душа твоя устремилась неправильным греховным образом, нечистыми или блудными помышлениями.

Не думай, что ты можешь за него молиться, и эта молитва ему поможет, а твою душу очистит. Лучшее, что ты в таком состоянии можешь сделать — это не иметь никаких помыслов об этом человеке».

Или: «Как телесное, так и духовное устроение не у всех одинаково, некоторым прилично скорое псалмопение, а другим — медлительное, ибо первые борются с пленением мысли, а вторые — с необучением. Поэтому пусть каждый молится таким образом и с такой скоростью, как сообразно его душе, не примеряет себя по другим».

Вот тот-то молится полчаса, у меня пять или десять минут получается. Так нет, я тоже буду стоять полчаса. Может быть, за эти пять минут ты сможешь душу свою пред Богом выразить лучше, представить лучше, чем другой человек сделает это за полтора часа.

Ну, и наконец, рассуждение о молитве преподобный Иоанн завершает такими словами: «Будь мужествен во всех случаях — и сам Бог будет твоим учителем в молитве. Нельзя словами научиться зрению, ибо это есть природная способность. Так и благолепие молитвы нельзя познать от одного учения.

Не книжками о молитве, но понуждением себя пройти этим путём можно научиться молиться.

Если ты только читаешь о молитве, а сам не пробуешь, не пытаешься научиться — это никак не поможет, ибо молитва, — заканчивает преподобный Иоанн, — в самой себе имеет учителя, Бога, учащего человека разуму, дающего молитву молящемуся и благословляющего лето праведных». Аминь.

Степень 19. О молитве

Молитва для души подвижника — что воздух и дыхание для его тела. Как без воздуха и дыхания тело человека не может жить, так без истинной молитвы не имеет жизни его душа.

Молитва есть в то же время беседа человека с Богом (Лествица 19, § 4), во время которой человек, представляя невидимо пред собою Бога, изливает пред Ним свои сыновние чувства.

Молитва есть фимиам, благоприятный Богу, надежный мост в прохождении житейского моря и разных видов искушений. Она мать всех добродетелей, хранительница целомудрия, печать девства, источник благоговения, учительница послушания, спутница смирения, воспитательница терпения, утверждение мира, умилостивление о грехах (28, § 1), начало веры, спутница надежды, вечная подруга любви.

Молитва «разжигает» человека, она согревает его мертвенность и постепенно воспламеняет дух огнем любви к Богу. Вместе с этим молитва просветляет ум, радует сердце (19, § 5), укрепляет волю подвижника.

Но эти указанные благотворные действия молитва производит только тогда, когда молимся искренней молитвой, сердечной, горячей. А такая молитва дается человеку не вдруг. От подвижника требуется много молитвенных трудов, терпения, постоянства, неотступности, прежде чем он достигнет действенной молитвы.

Особенно сильным врагом, борющимся против истинной молитвы, по святому Лествичнику, является сон. Преподобный отец называет его «образом смерти, бездействием чувств» (§ 1).

Сон один, но имеет много причин. Причины эти естественные и противоестественные: естественные — это когда сон необходимо нужен, как дань нашей природе, и возникающие — когда он приходит или от диавола, или от излишней пищи, или от чрезмерного поста и изнеможения (§ 1).

Преподобный Лествичник призывает подвижника с особенным усердием вступить в борьбу с этим мертвящим недугом и врагом молитвы. Он указывает и средства для этой борьбы.

Первым из них является подготовление к молитве, то есть вхождение в живое сознание, что мы предстоим лицу Божию.

«Когда мы идем, чтобы предстать Царю и Богу и беседовать с Ним в молитве, да не приступаем к этому непригото-вившиеся, чтобы издалека увидев нас, не имеющих оружия и одеяния, приличного для пред-стояния Царю, не повелел Своим рабам, связав, далеко отринуть нас от Своего лица и прошения наши разорвать» (28, §3).

Читайте также:  Вифлеемская икона божьей матери: значение образа и в чем он помогает, молитвы

Во-вторых, следует выбросить из ума своего все житейское, препятствующее молитве, как ненужный груз, в молитвенном устремлении к Богу (28, § 25).

Затем, очень важным средством к истинной молитве служит бдение. Эту добродетель святой Лествичник утверждает на двадцатой степени своей лествицы как средство, ведущее к истинной молитве и вместе с нею способствующее борьбе с бедственной холодностью.

Следующая глава

Канон преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому

Оглавление:

  • канон
  • тропарь
  • кондак
  • величание

Пе́снь 1

  • Ирмо́с: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.
  • Во све́т невеще́ственный и у́мный от се́тования веще́ственных восте́к, Иоа́нне преподо́бне, моли́твами твои́ми, су́щими ко Го́споду, просвети́ мя.
  • Я́ко воздержа́ния сла́дость сса́в, отри́нул еси́ го́ресть страсте́й, те́мже па́че ме́да и со́та услажда́еши, о́тче, чу́вства на́ша.
  • Возше́д на высоту́ доброде́телей и долере́вностныя поплева́в сла́сти, сла́дость яви́лся еси́ спасе́ния, преподо́бне о́тче, па́стве твое́й.
  • Богоро́дичен: Прему́дрость и Сло́во О́тчее несказа́нно ро́ждшая, души́ моея́ лю́тую уврачу́й я́зву и се́рдца боле́знь укроти́.

Пе́снь 3

  1. Ирмо́с: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ Све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.
  2. Попали́л еси́ у́глем поще́ния, преподо́бне, страсте́й те́рние и гре́еши мона́шествующих состоя́ния.

  3. Ми́ро освяще́ния, от по́стнических, преподо́бне, арома́т ве́сь сложи́лся еси́ в воню́ благоуха́ния Бо́жия.
  4. В зако́нех обуче́ния поуча́яся, стра́сти погрузи́л еси́, я́коже ины́я ны́не фараони́ты, тече́нием сле́з твои́х.

  5. Богоро́дичен: Уста́ви мое́ нестоя́нное помысло́в, Чи́стая, смуще́ние, Ма́ти Бо́жия, к Сы́ну Твоему́ направля́ющи движе́ние.

Конда́к, гла́с 1

Плоды́ присноцвету́щия, от твоея́ кни́ги принося́ уче́ния, прему́дре, услажда́еши сердца́, си́м с трезве́нием вне́млющих, блаже́нне: ле́ствица бо е́сть, ду́ши возводя́щая от земли́ к небе́сней и пребыва́ющей сла́ве ве́рою чту́щих тя́.

Седа́лен, гла́с 8

Виде́нием и дея́нием преесте́ственне просия́в, облиста́еши уче́ньми, зако́ны на́м положи́л еси́ богому́дрыя, блаже́нне, доброде́телей добро́ты степе́ни поста́вль и зло́бы ле́сти показа́в и ловле́ния.

Отону́дуже возво́диши твои́м после́дующия боже́ственным уче́нием от страсте́й к безстра́стию, Иоа́нне равноа́нгельне, моли́ Христа́ Бо́га прегреше́ний оставле́ние пода́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Богоро́дичен: Я́ко Де́ву и еди́ну в жена́х, Тя́, без се́мене ро́ждшую Бо́га пло́тию, вси́ ублажа́ем, ро́ди челове́честии: о́гнь бо всели́ся в Тя́ Божества́, и, я́ко младе́нца, дои́ши Зижди́теля и Го́спода.

Те́м, а́нгельский и челове́ческий ро́д, досто́йно сла́вим пресвято́е Рождество́ Твое́, и согла́сно вопие́м Ти́: моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти, покланя́ющимся ве́рою пресвято́му Рождеству́ Твоему́.

Крестобогоро́дичен: А́гнца и Па́стыря и Изба́вителя, А́гница зря́щи на Кресте́, восклица́ше, пла́чущи, и го́рько рыда́ющи, вопия́ше: ми́р у́бо ра́дуется, прие́мляй Тобо́ю избавле́ние, утро́ба же Моя́ гори́т, зря́щи Твое́ распя́тие, е́же терпи́ши за милосе́рдие ми́лости. Долготерпели́ве Го́споди, ми́лости бе́здно и исто́чниче неисчерпа́емый, умилосе́рдися и да́руй согреше́ний оставле́ние, ве́рою пою́щим Боже́ственныя Стра́сти Твоя́.

Пе́снь 4

  • Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.
  • Я́ко цве́тник благово́ннейший и доброде́телей ра́й одушевле́нный, воздержа́ние процве́л еси́, и́мже вся́ пита́еши, чту́щия тя́.
  • Законоположи́теля обуче́ния и мона́хов пра́вило кротча́йшее, я́ко Моисе́я тя́ и Дави́да, и́стинно стяжа́вше, о́тче, ублажа́ем.
  • Насажде́н на вода́х воздержа́ния, яви́лся еси́, блаже́нне, розга́, о́тче, благоцве́тнейшая, благоче́стия гро́зды произнося́щая.
  • Богоро́дичен: Под ле́том бы́вша, от Отца́ безле́тно возсия́вша, Богома́ти, на́м родила́ еси́, Его́же моли́ спасти́ пою́щия Тя́.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тма́ окая́ннаго? Но обрати́ мя, и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

  1. Погаси́в вся́ стра́сти росо́ю подвиго́в твои́х, о́тче блаже́нне, оби́льно вже́г огне́м любве́ и ве́ры воздержа́ния свети́льник, и просвеще́ние безстра́стия, и дне́ сы́н бы́л еси́.
  2. Ве́ры гро́зд боже́ственным земледе́ланием твои́м, о́тче, воспита́л еси́, и в точи́ла вложи́л еси́, и изгне́л еси́ труды́ обуче́ния, и, ча́шу испо́лнив духо́вную воздержа́ния, весели́ши сердца́ па́ствы твоея́.
  3. Претерпе́в до́блественно прило́ги и я́звы неви́димых враго́в, яви́лся еси́ сто́лп терпе́ния, утвержда́я па́ству твою́ па́лицею боже́ственною на па́житех воздержа́ния и на воде́ воспитова́я, блаже́нне.
  4. Богоро́дичен: Ре́чем Твои́х усте́н, Всечи́стая, после́дующе, Тя́ ублажа́ем: с Тобо́ю бо вои́стинну вели́чия сотвори́вый Госпо́дь возвели́чи Тя́, и и́стинную Бо́жию Ма́терь рожде́йся из чре́ва Твоего́ показа́.

Пе́снь 6

  • Ирмо́с: Очи́сти мя́, Спа́се, мно́га бо беззако́ния моя́, и из глубины́ зо́л возведи́, молю́ся, к Тебе́ бо возопи́х, и услы́ши мя́, Бо́же спасе́ния моего́.
  • Собра́л еси́ в души́ Боже́ственное бога́тство Ду́ха — непоро́чную моли́тву, чистоту́, че́стность, бде́ние всегда́шнее, воздержа́ния труды́, и́миже до́м позна́лся еси́ Бо́жий.
  • Вещества́ до́льняго, прему́дре, прете́кл еси́ ху́дость, невеще́ственною же моли́твою у́м впери́в, и вы́шняго упокое́ния яви́лся еси́ насле́дник соверше́нством жития́.
  • По́тами по́стническими у́глие стре́л вра́жиих угаси́л еси́ вои́стинну и, о́гнь ве́ры вже́г, попали́л еси́ неве́рия ересе́й шата́ния.
  • Богоро́дичен: Возсия́ от Сио́на вы́шняго благоле́пие предложе́нием пло́ти по соедине́нию неизрече́нному, из Тебе́, Неискусобра́чная, обложе́нное, и ми́р просвети́.

Конда́к, гла́с 4

На высоте́ Госпо́дь воздержа́ния и́стинна тя́ положи́, я́коже звезду́ неле́стную, световодя́щую концы́, наста́вниче Иоа́нне, о́тче на́ш.

И́кос:

До́м Бо́жий я́ко вои́стинну тебе́ сама́го соде́лал еси́, о́тче, боже́ственными твои́ми доброде́тельми я́ве украси́в, я́ко зла́то све́тлое, ве́ру, наде́жду и любо́вь и́стинную, Боже́ственныя зако́ны излага́я, воздержа́нием обучи́вся, я́ко безпло́тен, ра́зум, му́жество, целому́дрие стяжа́в, смире́ние, и́мже возвы́сился еси́. Те́мже и, просвети́вся моли́твами непреста́нными, виде́нии та́йными впери́лся еси́ и небе́сныя прия́л еси́ селе́ния, наста́вниче Иоа́нне, о́тче на́ш.

Пе́снь 7

  1. Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше, о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

  2. На зла́це вы́шняго Ца́рствия ста́до, о́тче, воспита́л еси́ и, жезло́м догма́тов зве́ри отгна́в ересе́й, воспе́л еси́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

  3. В го́рний вше́л еси́ неве́стнический черто́г Ца́рства Христо́ва, оде́ждею облече́н, досто́йною зва́вшаго, в не́мже и возле́гл еси́, вопия́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

  4. Невла́жная грехми́ река́ яви́лся еси́ воздержа́ния, о́тче, по́мыслы потопля́я и скве́рну очища́я вопию́щих ве́рою: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Богоро́дичен: Из чре́ва Твоего́ про́йде воплоти́выйся, Де́во, все́х Госпо́дь. Те́мже Тя́, Богоро́дицу, му́дрствующе правосла́вно, Сы́ну Твоему́ зове́м: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Пе́снь 8

  • Ирмо́с: Царя́ Небе́снаго, Его́же пою́т во́и а́нгельстии, хвали́те и превозноси́те во вся́ ве́ки.
  • Сто́лп тя́ одушевле́нный я́ко вои́стинну и о́браз воздержа́ния, о́тче, стяжа́вше, вси́ твою́ па́мять почита́ем, Иоа́нне.
  • Мно́жество ра́дуется мона́хов, и лику́ет преподо́бных собо́р и пра́ведных, вене́ц бо досто́йно с си́ми прия́л еси́.
  • Укра́шен доброде́тельми, в неве́стник неизрече́нныя сла́вы возше́л еси́, пе́снь воспева́я Христу́ во ве́ки.
  • Богоро́дичен: По́мощи я́же от Тебе́ тре́бующия не пре́зри, Де́во, пою́щия и превознося́щия Тя́ во ве́ки.

Пе́снь 9

  1. Ирмо́с: Чи́стую сла́вно почти́м, лю́дие, Богоро́дицу, о́гнь Божества́ прии́мшую во чре́ве неопа́льно, пе́сньми велича́ем.
  2. Вра́ч боля́щих в прегреше́ниих от Бо́га, блаже́нне, губи́тель же яви́лся еси́ и прогони́тель лука́вых духо́в, те́мже тя́ ублажа́ем.

  3. Зе́млю, я́коже тли́ жили́ще, оста́вил еси́, о́тче, и в земли́ всели́лся еси́ кро́тких, и с ни́ми весели́шися, боже́ственныя наслажда́яся сла́дости.
  4. Дне́сь де́нь пра́зднственный вся́ бо созыва́ет мона́шествующих стада́ в ли́к духо́вный, трапе́зу и сне́дь нетле́нныя жи́зни.

  5. Богоро́дичен: В Тебе́ всели́вся, Всенепоро́чная, пре́жде родонача́льники злонра́внаго прельсти́вшаго человекоуби́йцу низложи́вый роди́ся и вся́ ны́ спасе́.

Свети́лен

Ми́ра пристра́стия, я́ко от скве́рны уклони́лся еси́ и, а́лчбою пло́ть увяди́в, обнови́л еси́ души́ кре́пость, преподо́бне, и сла́вою обогати́лся еси́ небе́сною, приснопа́мятне. Те́мже не преста́й моля́ся о на́с, Иоа́нне.

Богоро́дичен: Госпо́дственно Богоро́дицу Тя́ испове́дуем, Влады́чице, Тобо́ю спа́сшиися, и́бо Бо́га неизрече́нно родила́ еси́, разо́ршаго Кресто́м сме́рть, к Себе́ же привле́кшаго преподо́бных собо́ры, с ни́миже Тя́ восхваля́ем, Де́во.

Тропарь, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Иоанне, отче наш, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 4

Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне, / твоя Божественныя добродетели, / к Небеси возводящия ны: добродетелей бо ты был еси воображение. // Тем моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 1

Плоды присноцветущия, /от твоей книги принося учения, премудре, / услаждавши сердца, сим с трезвением внемлющих, блаженне: лествица бо есть, души возводящая от земли к Небесней и пребывающей славе // верою чтущих тя.

Ин кондак, глас 4

На высоте Господь воздержания истинна тя положи, / якоже звезду нелестную, световодящую концы, // наставниче Иоанне, отче наш.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче Иоанне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Сохранить канон в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *