Илья пророк: житие святого, значение в христианстве, чем помогает, икона

Святой Илья — наиболее почитемый людьми из пророков, так как является вторым, через которого Господь обращался к земным жителям. Первым был Моисей. Также он один их тех, кого Бог забрал к себе, не оставив свидетелей этого действия. Воздушно-десантные войска считают святого Илью своим покровителем и заступником.

Илья Пророк: житие святого, значение в христианстве, чем помогает, икона

Икона «Илья Пророк» способствует удачному исходу любого начатого дела, но считается, что больше всего святой помогает в сельскохозяйственных делах.

К нему обращаются с просьбой послать дождь при засухе или ясную погоду при проливных дождях. Также пророк может избавить молящегося перед его иконой от тревожащих болезней.

Он выводит злость из людских сердец и способствует мирной семейной атмосфере.

В каких храмах есть икона святого пророка?

«Святой Илья Пророк» – икона, значение которой настолько велико, что делает ее самой известной и почитаемой. Расположена она в храме, названном в честь этого же святого в Москве в Обыденском переулке.

На 20 клеймах, украшающих образ, сохранены самые важные жизненные моменты. Икона является главной в храме. Здесь же находится и еще одна, не менее почитаемая православная икона Ильи Пророка, которую создали на двухсотлетнюю годовщину храма в начале 20 века.

Название иконы — «Святок пророк Илья в пустыне».

Илья Пророк: житие святого, значение в христианстве, чем помогает, икона

Храм Пророка Божия Илии, расположенный в Новгородской области, – еще одно место, где чтят святого. Здесь находятся 2 иконы, одна их которых была сотворена более двух веков назад, именно ее несут во время крестного хода. А другой иконе всего 15 лет (дата создания — 2000 год), но местные жители очень ее любят, называя чудотворной.

Храм Ильи Пророка на горе Кармель в Израиле

Уже несколько веков подряд паломники всего мира пребывают на гору Кармил, чтобы прикоснуться к святыням, связанным с пророком. Место для храма было выбрано не случайно, ведь именно в пещере этой горы Илья длительное время прятался от преследователей, и здесь же он победил языческого жреца. Храм построили прямо над пещерой в форме креста.

Во внутреннем дворе есть небольшой алтарь, схожий с тем, какой в свое время создал Илья. Рядом же стоит аккуратная статуя пророка, который занес руку с клинком над языческим жрецом.

Когда арабская армия мусульман вела войну с евреями, то они отрубили статуе руку, считая, что она помогает всему народу в войне. Храм построен относительно недавно — в первой четверти 20 века, в день памяти Святого Ильи.

Ежегодно сюда стекаются верующие, чтобы помолиться или покрестить детей.

Как и почему почитали Святого Илью на Руси

Он стал одним их первых, кому поклонялись на Руси. В его честь возводились храмы, первый в Киеве еще в 9 веке, а княгиня Ольга распорядилась о строительстве церкви в северной части Руси, в селе Выбуты. Илью считали и продожают считать исконно русским святым, понимающим проблемы и печали его народа. 

Илья Пророк: житие святого, значение в христианстве, чем помогает, икона

Ильин день, празднуемый верующими 2 августа, считается разграничением сезонов. Хотя это еще и лето, но в средней полосе Росии после этой даты не купаются в водоемах и, как правило, резко холодает, становится дождливо. В этот день просили у святого хорошего урожая, а девушки молили подарить им суженого, с которым они пойдут под венец.

Как помогает икона «Илья Пророк»?

Во все времена русские крестьяне молились Илье, чтобы он благословил их на вспахивание земли. Святой Илья Пророк, икона которого была в каждом доме, всегда считался великим чудотворцем, громовержцем, который может управлять стихиями, особенно дождем. Когда люди переживают за богатство урожая, чтоб тот не высох или же, наоборот, не был затоплен, то усердно молятся пророку Илье.

Илья Пророк: житие святого, значение в христианстве, чем помогает, икона

Икона «Илья Пророк» помогает справиться с любыми трудностями, будь то нехватка материальных благ, психические и физические болезни. Также она способна отвести от человека внезапную смерть. В этом постоянно убеждаются верующие.

Иконы с изображением пророка

Самая первая икона «Илья Пророк» была написана еще в ранневизантийский период. На ней святой предстает суровым мужчиной с пронзительным взглядом карих глаз, одетым в шерстяной плащ.

У пророка длинные волосы и пышная борода. Часто Илье надевали шапку из шерсти, а в руки вкладывали кинжал, передавая таким образом его силу и ярость, обращенную к иноверам.

В те времена практически каждого святого изображали с оружием в руках.

Существует два кардинально разных образа написания пророка, так как они привязаны к различным периодам его жизни.

Одни иконописцы изображают его в раздумьях, а именно сидящим на камне в пустыне и смотрящим по сторонам, в то время как ворон добывает ему еду.

В легенде, написанной по этому поводу, говорится, что суть этой картины заключается в том, что Святой Илья слышит Божественный голос сквозь толщу земных проблем и дум.

Другой вариант – это Илья Пророк в момент перехода в Небесное Царство. Он изображается парящим с облаком в ногах, взгляд его обращен в небеса, но иногда он смотрит и на покидаемую землю.

Именно на таких иконах пророк передает свою плащенницу самому надежному последователю — Елисею.

«Святой Илья Пророк» – икона, значение которой заключается в том, чтобы в одном изображении отразить все ключевые моменты жизни, пишется с множественными клеймами, на которых можно увидеть разговор с Господом, победу над жрецами-язычниками, оживление человека.

Икона Ильи Пророка своими руками

В современные дни готовые иконы в различных исполнениях можно приобрести повсеместно: в церковных лавках, в ювелирных магазинах, можно заказать ее у иконописцев на интернет-сайтах, а можно выполнить самостоятельно.

Выполненная икона бисером «Илья Пророк» – это лучшее, что может сделать почти каждый в дань памяти святого. Главное, о чем следует помнить, что перед началом такой работы необходимо получить церковное благословение.

А эскиз, по которому нужно работать, можно приобрести в лавках при цервки или в интернет-магазинах. После того как икона будет готова, следует ее освятить и зарядить церковной силой. Во время рукоделия можно читать молитвы Илье Пророку.

Нет никаких сомнений, что икона, сотворенная собственными руками, будет обладать не меньшей чудотворной силой, чем те, что находятся в храмах или продаются в церковных лавках.

Иконы Ильи Пророка и Святого Николая Угодника

Святой Николай Угодник и Илья пророк жили в разные времена. Их связывает покровительство над водной стихией, моряками и путешественниками. Считается, что Никола Чудотворец властен над всеми озерами, реками, морями, океанами с конца мая по второе августа. Остальное время все это находится во власти Ильи.

Обе личности почитаемы в православии. Им посвящена масса икон. Верующему человеку важно знать, что именно сделало этих людей святыми, почему Господь выделил их в Царствии Небесном среди других благочестивых христиан.

Илья пророк: жизнеописание и иконография

Илья родился за 900 лет до рождения Христа в Фесвии Галаадской. Его имя переводится, как «Бог мой — Господь». С юношества был ревностным праведником — придерживался всех постов, ежедневно проводил по несколько часов за молитвой.

Жизнь Ильи связана с периодом правления царя Израиля Ахавы, полностью подчинявшегося жене. Она решила утвердить культ Ваала, искоренить христианство. Все благочестивые люди были изгнаны из страны, а при дворе создали культ жрецов языческого бога. Илья родился, чтобы привести израильтян к покаянию, добиться прощения Господа, вернуть в Израиль истинную веру.

Нечестие царя достигло апогея. Тогда Господь обрек земли на голод, который должен был продолжаться три года. Ахав не раскаялся, убежденный, что истинный небесный царь — Ваал. Тогда Илья исполнил свою жизненную миссию.

Он предложил жрецам спор: чей Бог быстрее отреагирует на жертвоприношение, тот является истинным. Все должны поклониться ему, а второго придать забвению. Неповиновавшиеся должны умереть.

В этой схватке победил истинный Господь, Илья собственноручно казнил всех присутствовавших жрецов.

Илья Пророк: житие святого, значение в христианстве, чем помогает, икона

Летописи рассказывают о разных чудесах, сотворенных Пророком. Например, одна вдова не пожалела для него последней горстки муки и горшка масла. За это он сделал так, чтобы эти продукты никогда не иссякали у женщины. Также рассказывается о его умениях управлять водными стихиями. Это была не магия — все чудеса сотворены молитвами, так как Бог покровительствовал Пророку.

Илья не умер. Господь забрал его в Царствие Небесное на огненной колеснице.

Святыни, на которых изображен Илья

В старину всех пророков изображали одинаково: длинные седые волосы и борода, свиток со священным писанием в руках, плащ. На голове — нимб или просто головной убор. Иконы отличали по надписи на табличках, которые делали иконописцы. Естественно, за века многие указатели стерлись, потерялись. Поэтому многие иконы остаются загадкой: ученые спорят, кому они посвящены.

О чем просят Илью?

Часто к Илье обращаются земледельцы с просьбами о хорошей погоде, высокой урожайности, помощи при нелегком сельском труде. Также его считают защитником слабых, хранителем семейных уз. Пророк поможет сохранить брак, восстановить взаимопонимание между супругами. Холостые девушки просят святого, чтобы он послал достойного спутника жизни.

Николай Чудотворец

Николай Чудотворец родился почти через 1200 лет после Ильи. Приблизительный год появления на свет будущего епископа Мирликийского — 270 год после Рождества Христова.

С детства проявлял интерес к богослужению: все свободное от школы время проводил при церкви, изучал священное писание, молился. Получив начальное образование, пошел чтецом в церковь, позже стал священником, читал проповеди. Помог ему родной дядя.

Он увидел в мальчике необычную для столь юного возраста тягу к праведной жизни.

Николай продолжил свое образование в Александрии. Тогда это был научный и культурный центр Рима. Самые светлые умы стекались в этот город, чтобы иметь доступ к обширной библиотеке, развитым для своего время учебным заведениям.

Историки расходятся во мнении, как Николай стал епископом. Одни говорят, что это логичное продолжение духовной «карьеры». Другие утверждают, что его назначил духовный совет после того, как одному из его представителей пришло видение.

Тогда в Риме правил жестокий император, который издал указ о преследовании христианской веры. Николай несколько раз был несправедливо осужден за проповедование. Его приговаривали к пыткам, тюремному заключению, пытались заставить отречься от веры.

Читайте также:  Владимирская икона божией матери: история, значение, в чем помогает, где находится

Читайте далее:  Чудеса иконы Богородицы Взыскание Погибших

Моральный облик

Моральный облик Николая идеален с точки зрения христианства: он не грешен, живет по заповедям, проповедует, не отступается от своей веры даже в сложные времена, помогает ближним. Бог испытал Угодника не только лишениями, но и достатком. Его семья была хорошо обеспечена.

После смерти родителей юноше досталось хорошее состояние. Он мог прогулять эти деньги, приумножить их, став зажиточным человеком, просто жить, управляя состоянием и практически ничего не делая. В любые времена так бы поступило 99% людей. Но Николай все свое богатство раздал тем, кто нуждается.

Сам же ушел странствовать по миру.

Добродетель Чудотворец старался творить настолько скрытно, насколько возможно. Всем известна история о трех сестрах, которых он спас от рабства, подкидывая в дом мешочки с золотом для приданного.

Отец девушек узнал о том, кто им помогает таким образом. Но Николай лишь попросил никому не говорить о содеянном. Ему не нужны были ни слава, ни деньги, ни благодарность.

Человек просто творил богоугодное дело.

В епископском сане Николаем не овладела гордыня. Он не перестал помогать каждому ближнему, молиться за спасение их душ, прощение. За это весь приход любил и уважал Угодника.

Илья Пророк: житие святого, значение в христианстве, чем помогает, икона

«Пятна» на биографии: правда или вымысел?

Тот факт, что Николай стал святым, пришел в Царствие Небесное, говорит о том, что всю жизнь он творил богоугодные дела. Существует два спорных факта, о которых спорят ученые. Первый — пощечина на Никейском Соборе. Говорят, что Николай ударил человека, который высказывал крамольные мысли об Иисусе Христе, призывал изменить некоторые христианские каноны.

Известно, что над Николаем проводился церковный суд. Но свидетельств о том, по какому поводу он был — нет. Ученые, изучающие историю православия, заявляют, что ни в одном упоминании о Никейском Соборе нет имени епископа Мирликийского. В то же время такое значимое событие (первый всеобщий сбор всего духовенства) описывалось сотни раз.

Скорее всего, Николы там просто не было.

Второй случай — разрушение храма Афродиты в Мирах Ликийских. В писаниях сказано, что Николай сравнял его с землей, а все что осталось, развеял по ветру. Святой увидел, что строение — убежище демонов. Святителя обуял гнев, не на само здание, его значение, а именно на нечисть, которая там находится.

На том же месте построена церковь, епископом которой стал Чудотворец. Что именно имеется в виду под разрушением — не совсем понятно.

Археологи утверждают, что языческий храм действительно существовал, но уничтожен от землетрясения в начале нашей эры, примерно за 200 лет до рождения епископа Мирликийского.

Изображения святого

Святому Николаю Угоднику посвящена масса икон. На Руси они начали получать распространение вместе с Крещением. Многие мастера, выбравшие иконопись как основной род деятельности, изображали Николая.

Илья Пророк: житие святого, значение в христианстве, чем помогает, икона

Все святыни делят на три типа:

  • ростовые;
  • поясные;
  • житийные.

Для церковной истории особое значение имеют житийные святыни. В центре — поясное или ростовое изображение Николы, вокруг — сцены из его жизни (каждая называется клеймом). Выделяют три подтипа святынь: о детстве, о посвящении в духовные саны, о сотворенных чудесах и добрых делах.

Обычно Николу изображают с Евангелие в одной руке и застывшей в благословительном жесте другой рукой. Но существуют исключения, например, Никола Можайский.

В правой руке он держит меч, в левой — город с православным храмом внутри. Николая по праву считают защитником христианских городов. Во многих оборонных крепостях раньше были целые кельи с его иконами.

Это и вдохновило иконописцев на создание подобных изображений.

О чем молятся святому?

Чаще всего к Николаю обращаются со следующими просьбами:

  • защитить близких, которые находятся в путешествии, плавании;
  • помочь в дороге, уберечь от неприятностей;
  • помочь в учебе, получении новых знаний и навыков;
  • восстановить справедливость (Николай защищает всех слабых, оклеветанных людей);
  • помочь найти правильный духовный путь.

На самом деле не важно, кого просить о помощи. Главное, чтобы молитва была искренней, а на уме не было злых помыслов, желания зла другим людям.

Пророк Илия в Ветхом Завете — молитва

Илья Пророк: житие святого, значение в христианстве, чем помогает, икона

Пророк Илия считается одним из самых почитаемых святых в православной и католической вере. Может показаться странным, но на сегодняшний день ничего не известно о происхождении этого человека и его родословной. Прорицатель является значимой фигурой в истории.

Кто он пророк Илия?

Библейский пророк, который проживал в Израиле в IX веке до н. э. – пророк Илья. Чтят святого во всех монотеистических религиях. Его считают покровителем ВДВ и ВВС. Пророк Илия в христианстве почитается 20 июля. В славянской народной традиции его считали повелителем грома, дождя и небесного огня. Люди верили, что Илья передвигается по небу на колеснице и поражает молниями плохих людей.

Пророк Илия — житие

С иврита имя святого переводится, как «Мой Бог». Родился Илия за 900 лет до Рождества Христова.

Предание гласит, что отцу пророка перед рождением сына было видение, что младенца приветствовали благообразные мужи и пеленали его огнем. С раннего детства пророк Илия посвятил свою жизнь Господу.

Он жил в пустыне, постоянно постился и молился. В те времена правителем был царь Ахава, который был язычником и он поклонялся богу Ваалу.

Сначала, чтобы вразумить царя пророк своей молитвой наслал на землю засуху, но через какое-то время он послал дождь. Пророк Илия убил жрецов Ваала, чтобы доказать всем силу Господа.

За свою жизнь святой совершил огромное количество чудес, например, он спас одну вдову от голода, а еще воскресил ее умершего сына. Упоминается пророк Илия и Ветхом Завете, где он вместе с Моисеем прибыл на гору Фавор.

Господь взял святого на небо живым.

Илья Пророк: житие святого, значение в христианстве, чем помогает, икона

В истории известно много фактов, касающихся чудесных проявлений молитвы святого. Важно заметить, что это не Илья творил чудеса, а Господь действует его руками.

  1. Низводил огонь на землю для наказания грешников и для знамения Истинности Богопочитания.
  2. Ударив одеждой по реке Иордан, библейский пророк Илия смог разделить ее, как Моисей.
  3. Удалось ему при жизни поговорить лицом к лицу с Господом, но только свое ему пришлось закрыть рукой.
  4. Святой пророк Илья за свою праведную жизнь был вознесен живым на Небо. Есть версии, что он попал не на небеса, а в другое место, где он будет ожидать второго пришествия Христа.
  5. Своими молитвами он управлял погодой, так он мог останавливать и посылать дождь на землю.
  6. При помощи пророчеств он открывал людям волю Господа.
  7. Пророк Илия воскресил мальчика и помог огромному количеству людей избавиться от болезней и даже смертельных.

В чем помогает илия пророк?

Существует несколько молитвенных текстов, которые обращены к пророку.

  1. Поскольку Илья управлял силами природы, к нему обращались люди, чтобы попросить благословения на полевые работы и на получение хорошего урожая.
  2. Пророк Божий Илия помогает привлечь удачу, улучшить финансовое положение и успешно разрешить любое дело.
  3. Искренние молитвы помогают исцелиться от любого недуга.
  4. Одинокие девушки обращаются к святому, чтобы улучшить личную жизнь, так одинокие просят о достойном спутнике жизни, а люди в паре о счастливой жизни.
  5. Защищает пророк Илия от страстей, злости и разного негатива. Если регулярно ему молиться, то в доме будет мир и взаимопонимание.

Святой пророк Илия – молитва

Обращаться к святому, чтобы тот оказал помощь можно когда угодно и место не имеет значения. Важно имеет искренность в сердце и непоколебимую веру, что сказанные слова будут услышаны.

Лучше всего, если молитва святому пророку Илии будет прочтена перед образом, который есть в храме или же его можно купить в церковной лавке.

Перед иконой нужно зажечь свечу, перекреститься и прочитать молитву.

Пламенный Илия:«читаем» житие по иконе

Православие и современность

В искусстве иконописи существует множество видов икон. Они разделяются по сюжетам, значению, количеству изображаемых персон. Особой любовью на Руси пользовались иконы житийные. В преддверии дня памяти пророка Илии, который Церковь отмечает 2 августа, рассмотрим один из его житийных образов.

 

Помимо изображений самих святых на житийных иконах присутствуют сюжеты, иллюстрирующие события их земной жизни. Такого рода иконы впервые стали появляться в IX веке в Византии. В древнерусскую иконопись они вошли в конце XIII века. Самым древним памятником житийного жанра на Руси является икона «Илии Пророка в пустыне» из Ильинской церкви села Выбуты, расположенного близ Пскова.

В основной экспозиции Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева находится икона «Илии Пророка в пустыне», созданная в XVI веке неизвестным иконописцем. Она являет собой прекрасный образец житийной иконы. Этот образ, как и любую подобную икону, можно назвать художественным олицетворением житийного жанра церковной литературы.

Через святой образ мы так же, как из жития, можем узнать об обстоятельствах рождения святого, его жизни, деяниях и посмертных чудесах. Пишутся такие иконы, как и любые другие, по иконописным канонам, но благодаря специфике жанра иконописец имеет возможность отразить в своем творении жизненные наблюдения, ввести в него элементы реального быта.

Традиционно житийная икона состоит из двух частей. В центре — средник, на котором размещен центральный образ святого, а по бокам — небольшие композиции, называемые клеймами. Их «читают», как книгу — слева направо.

Первое клеймо рассматриваемой нами иконы посвящено рождению пророка. О нем мы узнаем из Третьей и Четвертой Книг Царств.

Святой родился за девять веков до Рождества Спасителя в стране Галаадской — области, раскинувшейся к востоку от реки Иордан и к северу от Мертвого моря.

Читайте также:  Икона иисуса христа: история появления, что значит образ, о чем просят спасителя

Согласно апокрифическому преданию, отец Илии — Савах — увидел во сне Ангела, повивающего новорожденного младенца огненными пеленами и дающего ему вкусить огонь, то есть пророческий дар. Этот сюжет мы и видим в первой композиции.

Пророк Илия посвятил себя Богу, стал аскетом и ревнителем веры. Пророческое служение святого Илии пришлось на царствование нечестивого израильского царя Ахава. По наущению жены-финикиянки Иезавели, Ахав уклонился в многобожие, и народ его стал поклоняться идолу языческого бога Ваала. Второе клеймо изображает пророка как обличителя этого нечестия и горячего проповедника.

В основе иконографии средника иконы лежит библейский текст о том, как Илия удалился в пустыню, остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил (3 Цар. 17, 5–6).

Пророк изображен седовласым старцем, сидящим на камне у пещеры. На нем охристый хитон и милоть — плащ, подбитый овчиной. У его ног — речной поток, а за спиной изображены высокие скалистые горы, поросшие травами.

На одной из вершин сидит ворон с хлебом в клюве, к которому обращена фигура святого. Несмотря на динамизм позы, лицо и фигура пророка благодаря плавным линиям излучают смиренное спокойствие.

Традиционно лику святого Илии в соответствии с его характером придавали суровое, даже гневное выражение, но на этой иконе черты его лика мягки, здесь он далек от образа сурового аскета.

На третьем и четвертом клеймах пророк изображен в доме вдовы из города Сарепта, куда он пришел, повинуясь голосу Божию. По слову пророка и по воле Господа последняя мука и последнее масло этой женщины превратились в неисчерпаемые запасы, а ее сын, умерший от болезни, воскрес.

Два следующих друг за другом клейма с правой стороны повествуют о том, как на третий год засухи пророк собрал жрецов Ваала на горе Кармил для доказательства истинности Бога. Небесный огонь, по слову Илии, должен был принять чью-то жертву. На все воззвания жрецов Ваала не было ответа.

Когда же пророк Илия воздвиг свой жертвенник и обратился с горячей молитвой к Богу, огонь сошел на его тельца. Таким образом он обратил сердца заблудших ко Господу, языческих же жрецов Илия заколол. Об этом повествует седьмое клеймо, находящееся слева от средника.

Засуха прекратилась, по молитвам пророка пошел дождь.

Жена Ахава Иезавель желала отомстить святому и убить его, как он убил жрецов. Илия снова удалился в пустыню, где в упадке духа обратился к Богу: ему казалось, что он один остался верен Создателю, и нет того, кому бы он мог передать знания об истинном Боге и свою веру.

Тогда Сам Господь явился ему и утешил тем, что множество людей еще не поклонились языческим богам. Бог дал повеление помазать Азаила царем над Сирией, а Елисея, Его избранника, сделать пророком. И совершил Илия все, сказанное ему Богом.

Восьмое клеймо, расположенное слева, посвящено явлению Господа пророку Илии, а девятое иллюстрирует сцену помазания Азаила на царство.

Десятое клеймо, второе снизу, отсылает нас к еще одной странице из жизни святого. В то время царствовал в Израиле нечестивец Охозия, сын и преемник Ахава. Когда царь был тяжело болен, он отправил своих послов спросить у языческого божества Вельзевула, выздоровеет ли он. По пути послы встретили Илию.

Пророк сказал им, что Охозия не исцелится, так как он обратился не к Богу Израилеву, а к Вельзевулу. Услышав об этом, царь наслал на святого своих воинов с целью убить его. По молитве же Илии все они были попалены огнем небесным. После пророк пошел к царю и лично возвестил ему, что за свое бесчестие тот умрет.

Об этом пророчестве рассказывает одиннадцатое клеймо.

Последнее, двенадцатое изображение иллюстрирует конец земной жизни пророка. В этот день перед Илией и его учеником, пророком Елисеем, расступились воды Иордана, явилась огненная колесница, которая унесла Илию на небо — тем самым он миновал телесной смерти. Он оставил свою милоть Елисею в знак преемственности пророческого дара.

Этот ревнитель Божий обладал пламенной душой, страницы его жития дышат Божественным пламенем, и это нашло отражение в богатом колорите иконы: обилии красного, «пламенного» цвета и охристых оттенков, лиловых и розоватых красках. Золотой фон в сочетании с этой палитрой создает ощущение праздничности образа.

Композицию иконы отличают уравновешенность и ритмическая выверенность. Как часто бывает в древнерусской иконописи, стилистика клейм иконы по сравнению с художественными особенностями средника кажется более условной и архаичной. Схематичные горы обозначают место действия, а небольшая группа людей — целую толпу.

Пророк Илия на Руси всегда был почитаем, ведь именно по его молитвам, по упованию крестьян ниспосылался на землю дождь, а дом и урожай сохранялись от пожара.

Илия по-древнееврейски означает «крепость Господня». Крепость о Боге этот святой проявлял на протяжении всей жизни. Именно об этой духовной стойкости и напоминает нам древний образ из собрания художественного музея.

Подготовила Юлия Хитёва

Святой пророк Илия[240]

Принцип иконы – передавать лишь основное, и на первый взгляд кажется странным, что эпизодический момент из жития пророка Илии, когда он, скрываясь в пустыне, питается пищей, приносимой ему воронами (см.: 3 Цар. 17:36), принят в качестве особой иконографической темы. И тем не менее наряду с другими изображениями этого пророка тема эта очень распространена в православной иконографии, особенно в русской.

Имя Илия в переводе с еврейского языка означает «крепость Господня». Таким его и описывает Библия: строгий подвижник, ревнитель веры в Бога истинного, пылающий огнем любви к Нему, дерзновенный проповедник, по наружности муж космат (4 Цар. 1:8). Таким изображает его и православная иконография.

Передавая в образе и красках характер пророка, она часто подчеркивает его (например, в чине) словами самого пророка, написанными на развернутом свитке: Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе (3 Цар. 19:10). Пророк Илия, самый грозный и могучий из ветхозаветных пророков, получивший власть над стихиями природы, заключавший небеса (см.: 3 Цар. 17:1) и отверзавший их (см.: 3 Цар.

18:45), особенно почитается людьми, наиболее ощутимо связанными с природой, – земледельцами. В силу этой власти над стихиями природы, и в частности над огнем, он почитается также как защитник от пожара. Внутренний огонь его ревности к Богу знаменовался явлением огня видимого: силой своей молитвы он неоднократно сводил огонь с неба (см.: 3 Цар. 18:37–38, 4 Цар.

1:10–12) и в огненной же колеснице был взят живым на небо (см.: 4 Цар. 2:11). Православная иконография особенно сильно подчеркивает эту связь пророка Илии с огнем. Так, например, очень распространено изображение его вознесения на небо в огненной колеснице, влекомой огненными конями, которых ведет ангел.

Эта связь выявляется и в его поясных изображениях, как, например, в замечательной новгородской иконе XIV столетия (в Третьяковской галерее в Москве), где мощный внутренний пламень его очей подчеркнут фоном огненно-красного цвета.

Наша икона изображает ветхозаветного праведника как одного из тех, ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных (Евр. 11:38). Мощная фигура пророка, его голова, заросшая косматыми, спутавшимися волосами, мужественное с высоким лбом лицо полны несокрушимой силы.

В левой его руке обычный атрибут пророка – свиток. Он спокойно и с уверенностью встречает и созерцает явление ворона, приносящего ему небесные дары, протягивая правую руку для их приятия.

Эта сцена раскрывает все значение этого, казалось бы, несущественного момента жития пророка, когда в ответ на его пламенную любовь к Богу по воле Божией изменяется естественный мировой порядок.

Св. пророк Илия. Мозаика. VI в. Фрагмент сцены Преображение Господне. Монастырь Св. Екатерины. Синай

Огненное вознесение пророка Илии. Псков. Первая половина – середина XVI в. Псковский музей-заповедник

Святитель Василий Великий дает этому моменту следующее толкование: «Илии служил жилищем Кармил, гора возвышенная и необитаемая; пустыня вмещала в себя пустынника: но душа все составляла для праведника, и напутием жизни была у него надежда на Бога.

Но при таком роде жизни не умер он с голода; напротив того, самые хищные и наиболее прожорливые птицы приносили ему пищу, служителями при столе праведника стали те, у кого было в обычае похищать чужие снеди; по повелению Владыки изменив свою природу, они сделались верными стражами хлебов и мяс»[241].

В служении пророка момент этот явился предварением данного ему впоследствии на горе Хорив откровения о явлении в мир Бога: и се мимо пройдет Господь, и дух велик и крепок разоряя горы, и сокрушая камение в горе пред Господем, но не в дусе Господь: и по дусе трус, и не в трусе Господь: и по трусе огнь, и не во огни Господь: и по огни глас хлада тонка, и тамо Господь (3 Цар. 19:11–12). Это пророчество, представляющее собой предображение Царствия Божия, читается в день откровения его, явленного Господом в Преображении на Фаворе (см. разбор иконы Преображения на с. 313–317). Икона с изображением пророка Илии, питаемого вороном, показывающая изменение по воле Божией самих законов природы, являет собой, в свою очередь, пророческое предображение этого Царствия, грядущего в силе. В этом, по-видимому, кроется причина ее широкого распространения.

Несколько грузная и большая по отношению к доске фигура пророка на нашей иконе, его спокойная поза и движение являются как бы внешним выражением его мощи и духовной силы. Распределенные с большим художественным чутьем детали хорошо уравновешивают композицию этой прекрасной иконы.

Читайте также:  Святая нина: житие равноапостольной и в чем помогает икона, тексты молитв

Праздники и святые. Новгород. XVI в. Музей икон. Реклинхаузен (Германия)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Икона Ильи Пророка

Святой Пророк Божий Илия жил 3000 лет назад. Он родился примерно в 900 году до Рождества Христова в городе Фесвия Галаадская.

Имя святого на иврите звучит как «Элийя», что означает «Бог — мой Господь», то есть самим именем с рождения пророк исповедовал веру и верность Ему.

Житие, чудеса и знамения его описаны в Книге пророка Илии, принадлежащей к книгам Ветхого Завета: таким образом, полное житие святого есть в Библии.

Перед появлением Илии на свет его отцу по имени Совак было видение: рождающегося младенца закутывали в языки огня Ангелы и кормили как бы некой расплавленной лавой — огненным пламенем. Родители поняли, что младенец избран от рождения быть великим.

Уже в юности святой стал подвизаться в пустыне, чтобы больше молиться, беседовать с Богом, трудиться в посте.

Его почитают как первого человека, по сути основавшего монашество: он намеренно оставался девственником, посвятив всего себя Богу, постоянно воздерживался в пище и молился.

Господь сделал его пророком во время власти над израильским народом неверного, отступившего от Бога царя Ахава. Под влиянием своей жены царь стал идолопоклонником, начал поклоняться божеству Ваалу. Принужденный его угрозами и обещаниями стал делать то же и иудейский народ: каждый хотел быть в милости у царя.

После отступничестве большинства иудеев Господь воззвал к пророку Илии, велев ему предупредить Ахава: если он и народ не обратятся из язычества в веру истинную, страну постигнут большие беды: неурожай и голод. В среде иудейского народа пророки всегда почитались, их голос был авторитетен как голос Божией.

Однако на сей раз Ахав и его люди не прислушались к словам пророка, и весь народ постиг гнев Божий: на землях иудейского народа настала засуха. Поля сгорели, люди голодали. Илия же пророк вновь вернулся в пустыню, где и жил рядом с чудесным водным потоком, бьющим посреди пустыни.

Библия свидетельствует, что пищу ему приносил ворон.

По словам Библии, Сам Господь хотел спасти народ и послать дождь, но не сделал этого, чтобы люди не стали насмехаться над Илией, пророчество которого не сбылось бы. Пророк во время голода более трех лет приходил из пустыни и призывал людей к покаянию и почитанию Господа. А по прошествии этих лет поток иссяк и святой Илия понял, что нет более воли Божией ему оставаться в пустыне.

Библия рассказывает, что пророк пошел в город Сарепта Сидонская и здесь просил у людей немного пищи для пропитания. Одна бедная вдова отдала святому немного муки и масла для лепешки, несмотря на то, что сама с ребенком начинала голодать.

За такое милосердие пророк Илия благословил ее и сотворил чудо: у нее более не заканчивались мука и масло. Добрая женщина пригласила пророка остаться у нее, в этот дом приходили люди, привлеченные проповедью святого Илии.

Здесь же он воскресил внезапно погибшего от болезни человека.

Однако несмотря на чудеса и призывы пророка многие люди продолжали смеяться над ним. Мало кто внимал его зову к покаянию. Наконец, святой Илия вновь пришел к царю Ахаву. Он принародно обратился к нечестивому правителю, объявив, что почитаемый всеми Ваал — лишь идол.

Более того, пророк предложил пари или соревнование: возложить на два жертвенника дрова, перед одним будут молиться Валу его жрецы, а перед другим — Богу Яхве (Богу-Отцу, Саваофу) сам пророк, и только то Божество можно будет считать Единым и Истинным, Которое пошлет огонь на свой жертвенник. Так и сделали.

По преданию, около сотни жрецов молились более суток над жертвенником с зарезанным быком, но ничего не происходило. Когда же пророк Илия положил дрова, специально полив их водой, на Божий жертвенник, с неба сошло пламя, огонь которого сжег не только дрова и жертву, но даже воспламенил камни и иссушил воду вокруг него.

Только после этого великого чуда царь Ахав и многие из людей вновь обратились к вере своих праотцов — к Богу Единому.

Господь охранил Своего пророка и от гнева царицы-язычницы Иезавели, и от мести лжепророков-жрецов. Илия ушел в Иудейское царство и печалился о невозможности уничтожить идолопоклонство во всем народе.

Пророк даже просил у Бога смерти как избавления от печали: он казался себе негодным для исполнения Божией воли человеком.

Однако пророку явился Божий Ангел, поддержав его и доведя по пустынной местности до горы Хорив, где явился ему Господь.

Это явление также очень важно для Церкви: Бог чаще являлся пророкам в славе, громе и молниях, а скорбящему пророку Илии Он предстал «в тихом ветре», показал Свое милосердие и бережную любовь к человеку.

Бог сделал это, чтобы утешить Илью. Господь сказал, что семь тысяч израильтян все же не поклоняются Ваалу и что передать свое пророческое служение Илия может ученику Елисею, самого же пророка Бог берет к Себе.

Библия говорит нам лишь о троих людях за всю историю человечества., взятых Господом на Небо живыми: Иоанне Богослове, любимом ученике Иисуса Христа; пророке Энохе и пророке Илии.

Ученик Илии, будущий пророк Елисей, своими глазами видел и описал «огненное восхождение» пророка: на охваченной огнем колеснице святой поднялся на Небо в окружении Ангельских сил.

В руках Елисея осталась упавшая с неба милоть — шерстяная верхняя одежда Илии, зримая передача дара прорицания (как говорит Библия, он получил дар прозорливости и пророчества вдвое больший, чем Илия). Такая милость Божия дана была пророку Илии за его пламенную ревность в вере Божией, желание помочь людям уверовать в Истинного Бога.

Святой Илия явился людям и в Новом Завете: евангелисты пишут, что вместе с пророком Моисеем он беседовал с Господом Иисусом на горе Фавор во время Преображения.

По Священному преданию, Илия придет на Землю вновь вместе с пророком Энохом перед Вторым Пришествием Господа Иисуса Христа, Апокалипсисом, и нечестивые люди предадут их страшной смерти.

Однако они воскреснут на следующий день, чтобы вместе со всеми верными радоваться и прославлять Бога в Царствии Его.

Cвятой Илья пророк: житие, икона и день празднования

20 июля по старому стилю (2 августа по новому) отмечается День памяти святого пророка Илии. О нем говорят и сегодня, очень почитаем народом этот святой. Его непременно вспоминают христиане, и знают о том, что он после Моисея второй, через кого Иисус обращался к земным жителям. Молитвы пророка возвращали к жизни.

Святые православные все страдальцы. Читаешь об их пути земном, и возникают смешанные чувства. Удивление, уважение и будто глаза открываются на нашу жизнь. Думаешь о том, что будто напоминание нам и в этот день о том, что прошли святые люди через страшные испытания и не свернули с пути. Отстаивали они веру в бога.

Посмотрим на иконы: пророк Илия во власянице под кожаным поясом. Такая древнейшая монашеская одежда, а пояс — это символ аскетизма, умерщвления плоти. И думаешь: все мертво для святых, кроме веры в Христа, как мертва личность аскета к «сластям» жизни: богатству, осуждению других, словом, человеческим соблазнам разного рода.

Душа чиста, но сделалась такою великим трудом человека в его молитвах  и покаянии. И бог творит чудо через такого человека. Эти чудеса мы понимаем обычно так: вот не было, а вдруг появилось. Например, болел человек – и выздоровел. Пожалуй, только чудо способно заставить человека понять, что бог есть, хотя его не видят.

И спасение людей в вере.

Известна история, когда Илья помолился, и завершилась трехлетняя засуха. Он молитвами вызывал огонь и воду. И множество других историй. Например, он отправился на корабле в город, чтобы обратиться к его жителям с призывом покаяться. Разыгрался шторм, Илию проглотил кит, но через три дня святой был исторгнут невредимым.

Считается, что больше всего Илья — пророк помогает крестьянам, в сельскохозяйственных делах. Его просят о дожде в засуху и о солнечной погоде при затяжных осадках.

Перед иконой молятся о  здоровье, избавлении от болезни телесной и освобождении сердца от зла. Чудотворная икона «Илья Пророк», как говорят знающие люди, способна отвести от человека внезапную смерть.

Он предсказывал будущее при жизни четверть века, он знал последствия того или иного события. Даром провидения и чудотворения его наградил Господь.

Илию представляли ангелом, который появляется в самый сложный момент, когда одному богу угодно, как развязать узел проблем. Искали на небосводе облака, напоминающие лик старца, осеняли себя крестом, решая, что все устроится так, как надо.

Святому Илье-пророку приписывалась власть над грозой. Над стихиями, перед которыми слаб человек. Люди надеялись на его заступничество, молились со слезой, просили у Господа прощения, у Илии заступничества.

 В четверг пекли печенье колобки, просили пророка не гневаться, не метать гром и молнии за грехи, их отмолят. Мирились с родственниками, боясь наказания свыше за склочный нрав и стяжание. По народному поверью, перед концом света Илья спустится на землю на колеснице и три раза объедет землю, предупреждая всех о Страшном суде.

Крестьяне накануне Ильина дня окуривали углы дома ладаном. Не только в старину не принято было носить дорогие украшения в эти дни. Непозволительно хвалиться достатком.  Суровый аскет Илья, как считалось, непременно проучит. Он мог наказать за богатство, когда оно досталось легко. Существовало даже поверье о том, что пожар в избе от молнии в Ильин день надо тушить молочной сывороткой. В сильные грозы выставляли на подоконники хлеб – соль, чтобы задобрить святого и все стихии, которые вверены ему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *