Иконописец андрей рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконыИконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконыИконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконыИконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

Имя Андрея Рублева символизирует Святую Русь, ее непостижимое мастерство живописи, передающее дух русского народа, его суть и естество. Вглядываясь в образы, созданные кистью великого художника, понимаешь, насколько суетной жизнью мы живем, как все труднее найти современному человеку покой и гармонию с окружающим миром. Его живопись наполняет душу мудростью, чистотой и одухотворенностью, которой нам так не хватает сегодня. Его работы переполняет покой, любовь и благость, они дают надежду на возрождение нравственных сил человека, вселяют уверенность в том, что он готов пожертвовать собой во имя высокой цели.

Историки сходятся во мнении, что годом рождения Андрея Рублева можно считать 1360.

Место рождения предположительно территория Московского княжеств, хотя из других источников следует, что прославленный иконописец родился в Великом Новгороде.

Почти ничего не удается найти о том, кто были его родители, как прошло детство и юность. Из умозаключений искусствоведов и историков следует, что фамилию Рублев он мог унаследовать от родственников – ремесленников.

Свое имя художник получил после того, как принял монашеский постриг в Андрониковом мужском монастыре. Как его звали в миру, так и осталось тайной. Зато все исследователи единогласно заявляют, что отца Андрея звали Иваном, потому что на одной из икон его работы тех времен ясно читается подпись – Андрей Иванов сын Рублев.

Биография Андрея Рублева четко прослеживается с 1405-го года, когда в исторических летописях его имя вспоминается впервые.

Там сказано, что прибывшие из Кафы Прохор-старец и Феофан Грек, вместе с чернецом Рублевым, расписали Благовещенский собор Московского кремля.

Ему посчастливилось работать с корифеями, потому что с юных лет молодой художник славился своим мастерством владения славянской художественной иконописью.

Феофан Грек владел особой манерой письма, которая получила название живописной скорописи. Он умел точно и четко наносить мазки, и его работы отличаются величием, святые, изображенные на иконах и фресках, выглядят сурово и гениально.

Рублеву повезло, он смог поучиться у великого мастера.

Однако Андрей не стал полностью копировать стиль наставника, он взял из него самое лучшее, дополнил своим видением, и в итоге его святые выглядят не так сурово и драматично, как у Грека.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

Работы Рублева отличает спокойствие, гармония, ясность. Искусствоведы обращают внимание на его палитру, которая напоминает ясный солнечный день – это сочетание золотистых полей с небесными васильками, алой зорьки и бирюзовой глади реки.

К сожалению, роспись стен в Благовещенском соборе не сохранилась, зато в его иконостасе есть семь икон, автором которых считают Рублева. Искусствоведы уверены, что его кисти принадлежат фигуры архангела Михаила и апостола Петра.

Его стиль прослеживается в образах мучеников Георгия и Дмитрия, а также в иконах, освещающих главные события в жизни христианской церкви. Рублева считают автором фрески «Преображение», об этом красноречиво говорит палитра цветов, которую использовал великий иконописец.

Иисус находится в кругу, а вокруг него, в полукруге художник расположил апостолов. Андрей видел в круге идеальную геометрическую фигуру, в такой манере выполнены его работы последних десятилетий.

В самом начале 15-го века Андрей Рублев и его соратник Даниил Черный принялись за роспись Успенского собора близ Звенигорода. По всей видимости, его пригласил князь Юрий Звенигородский, приходившийся крестником Сергию Радонежскому.

Сохранившиеся до наших дней фрески явно написаны в стиле Рублева, но это касается исключительно ликов святых Лавра и Флора. Остальные работы выполнены артельными художниками, которые находились под впечатлением от мастерства Рублева. Художник является автором трех фресок «Звенигородского чина».

Икона «Спас» воплощает в себе новые традиции, которые пришлись на лучшие годы иконописного искусства. К ранним работам художника можно отнести иллюстрации к «Евангелию Хитрову», где он написал символы евангелистов и их миниатюры. Лучше всего получился евангелист Матфей, и его миниатюра в виде ангела. Снова традиционный круг Рублева, в самом центре которого шагает юноша с крыльями ангела.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконыИкона «Спас» Андрея Рублева

Глядя на эту композицию, невольно ловишь себя на мысли, что все когда-то вернется на круги своя. Миниатюры в чем-то напоминают византийские традиции, однако имеют и существенные различия. Лики, написанные Рублевым, несут духовное спокойствие, углубленность в духовный мир и отрешенность от мирской суеты. Чего не скажешь об изображениях, созданных греками.

Второй раз имя великого иконописца упоминается в исторических записях 1408 года, из которых следует, что Андрей Рублев и Даниил Черный начали расписывать Владимирскую церковь.

Их кисти принадлежит роспись Успенского собора, который построили еще до нашествия монголо-татар. Фрескам с изображением Страшного суда художники отвели западную часть храма и своды.

Эта работа Рублева считается самой известной из всех владимирских. Теперь это уже не набор отдельных полотен, а целая картина.

Многие исследователи приходят к заключению, что «Владимирскую Богоматерь» написал именно Рублев.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконыФреска Страшный суд Андрея Рублева

Глядя на пророка Даниила и ангела, который указывает на Страшный суд, апостола Петра и шагающих за ним праведников, ангелов, трубящих о спасении души – понимаешь, что таким видел Андрей Рублев Апокалипсис.

Он не хотел напугать или навязывать свое мнение, как византийские иконописцы, он просто передавал свое видение Страшного суда, который может быть и милосердным, вселяющим надежду на избавление. К концу 1408-го года Русь подверглась нападению татарского войска, которое вел хан Едигей.

Войско прошлось разрушительным маршем по Переславлю, Серпухову, Нижнему Новгороду и Ростову, вплотную приблизилось к Москве. От Троицкого монастыря не осталось ничего, в 1410-м прошлись по Владимиру, полностью разрушив Успенский собор.

На протяжении двух десятков лет имя Рублева не упоминается ни в одном документе. Можно предположить, что Рублева приютил Андроников монастырь. В 1422-м начали восстанавливать Троице-Сергиев монастырь, и именно в это время имя Рублева третий раз всплыло в исторических документах.

Усыпальницу Сергия Радонежского когда-то украшал деревянный храм, а когда он сгорел, на его месте возвели каменный. Именно его нужно было расписать, и по приглашению игумена Никона за дело взялся Рублев.

В итоге Троицкий собор получил икону, которая, по мнению искусствоведов, стала вершиной мастерства великого художника Андрея Рублева.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы«Троица» Андрея Рублева

Она получила название «Троица». Иконописец опять использовал свой любимый круг, но теперь он очерчивается склоненными над чашей фигурами ангелов.

В настоящее время исследователи творчества Андрея Рублева уже со 100% уверенностью могут сказать, что это он является автором икон «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», имеющие отношение к «Звенигородскому чину». Сейчас они украшают стены Государственной Третьяковской галереи.

А вот остальные фрески и иконы, которые ранее считались «рублевскими», выполнили работники артели или современники великого художника, последователи его стиля.

Еще в юности Рублев принял монашеский постриг, который предусматривает полный отказ от личной жизни – супруги, детей. Всю свою жизнь он положил на алтарь служения Всевышнему, и своим творчеством прославлял его имя. История не сохранила сведений о родственниках Андрея, теперь уже невозможно узнать, был ли он единственным сыном своих родителей, или он выходец из большой семьи.

Сердце великого художника остановилось 17 октября 1428 года. Причиной смерти стало заболевание чумой, эпидемия которой как раз бушевала в Москве. Он умер в Андрониковом монастыре, где весной того же года начал писать фрески Спасского собора.

К сожалению, четвертая работа мастера до наших дней не сохранилась. Вслед за Андреем умер и его верный друг и соратник Даниил Черный, который трудился рядом с ним. Предания гласят, что перед тем, как умереть, Черный видел во сне Рублева, зовущего его к себе в рай.

Андрей показался Даниле очень спокойным и радостным.

Местом упокоения Андрея Рублева стала колокольня Спасского собора. Православная церковь канонизировала иконописца в 1988-м, его стали считать святым, и с тех пор 17 июля чтут его память. В 90-е годы прошлого столетия археологам удалось найти мощи возле старого престола Спасского собора. Ученые решили, что они принадлежат Рублеву, но очень скоро выяснилось, что это не соответствует истине.

Вызывает спор у историков и дата смерти Рублева. В некоторых источниках значится, что он умер в январе 1430-го. По утверждению архитектора Петра Барановского это случилось 29 января.

Он утверждал, что именно эта дата значилась на могильной плите художника, пока ее не потеряли. Память о знаменитом иконописце увековечена в Музее древнерусского искусства, который носит его имя.

Основал этот музей архитектор Барановский.

В 40-е годы прошлого века при Спасо-Андрониковом монастыре состоялось открытие заповедника. Память о великом художнике чтят и жители Владимира – в самом начале парка им.Пушкина стоит памятник Рублеву. Его имя носит один из кратеров планеты Меркурий, в разные годы выпускались памятные монеты и почтовые марки с его изображением.

Читайте также:  Икона всевидящее око: описание, значение и в чем помогает, куда вешать, тексты молитв

В 1966-м режиссер Андрей Тарковский снял картину «Андрей Рублев». Рабочее название ленты было «Страсти по Андрею», но потом его сменили. Картина снята в виде альманаха из 8 новелл, каждая из которых рассказывает о жизни в средневековье, только глазами великого художника.

Главная роль в этом фильме досталась актеру Анатолию Солоницыну.

Иконы

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Андрей Рублев

Для русских людей и мирового православия иконописец Андрей Рублев стал символом искусства и неким эталоном русского человека, величия славянского духа. Иконы и фрески мастера дышат гармонией с вселенной, напоминают об утерянном рае, счастье и безмятежности.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконыИконописец Андрей Рублев

Творчество иконописца поклонники сравнивают с поэзией Александра Пушкина. Оно так же основательно, вечно и гениально. Вглядываясь в лики рублевских святых, видишь самопожертвование, красоту и величие человека. Андрей Рублев понял суть и дух веры в Бога, поэтому Русская православная церковь канонизировала иконописца, причислив к ликам преподобных святых.

Детство и юность

Родился иконописец предположительно в 1360 году на территории Московского княжества (иные источники местом рождения Рублева указывают Великий Новгород). Сведения о детстве, юности и семье художника крайне скудны. Историки и искусствоведы, отталкиваясь от фамилии Рублев, выдвинули предположение, что предки Андрея по линии отца – ремесленники.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконыПамятник Андрею Рублеву

Имя Андрей Рублеву дали после монашеского пострига в мужском монастыре на левобережье Яузы, знакомом нам как Андроников. Мирское имя художника не известно. Исследователи сошлись во мнении, что отчество Андрея Рублева – Иванович: на сохранившейся иконе того времени различили подпись «Андрей Иванов сын Рублев».

Иконопись

Биография святого берет отсчет с 1405 года – это год первого письменного упоминания об Андрее Рублеве.

В летописи говорится, что чернец Рублев вместе с прибывшим из Кафы Феофаном Греком и Прохором-старцем расписал стены Благовещенского собора в Московском кремле.

Совместную работу с корифеями иконописи доверяли тому художнику, чье мастерство не подвергалось сомнению. Искусствоведы предполагают, что уже в юности Андрей Рублев имел опыт славянской художественной иконописи.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконыИкона Андрея Рублева

Работа в тандеме с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера. Иконы Грека поражают величием, лики изображенных им святых суровы и гениальны в каждом штрихе.

Но переняв лучшее в технике, Андрей Рублев выработал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости Феофана Грека. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией.

Искусствоведы указывают на палитру художника, словно навеянную летним солнечным днем: здесь золотые нивы с васильковыми вкраплениями, алая заря и бирюзовая река.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконыФреска Андрея Рублева «Преображение Господне»

Роспись Благовещенского собора утрачена, но в соборном иконостасе сохранилось семь икон, которые приписывают кисти Андрея Рублева. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила.

Его руку узнают в изображениях мучеников Дмитрия и Георгия, а также в иконах, посвященных главным событиям христианской церкви. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы.

Андрей Рублев считал круг идеальной геометрической фигурой, круг встречается в работах последнего десятилетия.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконыИкона Андрея Рублева

В начале XV века Андрей Рублев вместе с соратником Даниилом Черным расписал Успенский собор под Звенигородом. Вероятно, иконописец получил приглашение от крестника Сергия Радонежского – князя Юрия Звенигородского.

В сохранившихся фресках сквозит техника Рублева, но его кисти принадлежат, скорее всего, лишь изображения святых Флора и Лавра. Остальные иконы писали артельные художники, на стиль которых повлияло творчество Андрея Рублева.

К работам иконописца относят три фрески «Звенигородского чина».

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконыАндрей Рублев и Сергий Радонежский

В иконе «Спас» нашла воплощение новая традиция, ознаменовавшая золотой век расцвета русского искусства иконописи. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея.

Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя.

Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконыИллюстрация Андрея Рублева к «Евангелию Хитрову»

Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Мастера расписали Успенский собор, возведенный до нашествия монгольской орды.

Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое.

Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконыФреска Андрея Рублева «Страшный суд»

Пророк Даниил с ангелом, указывающим на фреску Страшного суда, ведомые апостолом Петром в рай праведники, трубящие ангелы – в Апокалипсисе Андрея Рублева нет назидательности и свойственного византийским иконописцам желания напугать.

Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве.

Троицкий монастырь уничтожили, а в 1410 году татары напали на Владимир, разорив Успенский собор.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконыАндрей Рублев расписывает Спасский собор

Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. К этому периоду относится третье упоминание о мастере.

Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. Мастер создал в Троицком соборе икону, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия Рублева.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконыИкона Андрея Рублева «Троица»

Знаменитая «Троица» поражает совершенством композиции. И снова Андрей Рублев прибегает к кругу, который создают склоненные над чашей фигуры ангелов.

Искусствоведы соглашаются, что кисти Андрея Рублева принадлежат иконы «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил», относящиеся к «Звенигородскому чину». Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее.

Другие иконы и фрески, которые приписывают Рублеву, исследователи называют работами артели или современников Рублева, копирующих его стиль.

Личная жизнь

В молодости Андрей Рублев прошел посвящение в монашеский чин. Он отказался от желания завести семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. Не сохранилось сведений о родных художника. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и племянники.

Смерть и память

Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы.

Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг.

По преданиям, перед смертью к Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.

Памятник Андрею Рублеву

Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность утверждения.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Исследователи называют ошибочной общепринятую дату смерти художника, утверждая, что Андрей Рублев умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д.

Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили.

На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основатель которого – зодчий Петр Барановский.

В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Помнят великого Рублева и во Владимире: памятник иконописцу стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка.

В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья.

Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.

Читайте также:  Обряд похорон: традиции и правила православных при погребении усопшего, поминки

Иконы и фрески

  • Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
  • Вознесение Господне, 1408
  • Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
  • Спас в силах, 1408
  • Спас, 1410-е
  • Сошествие во ад, 1408-1410. ГТГ
  • Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
  • Архангел Михаил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Богоматерь, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Златоуст, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Предтеча, 1408
  • Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Благовещение, 1405
  • Преображение, первая четверть XV века. ГТГ
  • Святая Троица, 1410-е. ГТГ

Андрей Рублев: биография и творчество иконописца :

Андрей Рублев — известный древнерусский иконописец, знаменитый своими росписями соборов Москвы, Владимира и монастыря в Троице-Сергиевой лавре. Биографических данных о его жизни сохранилось немного, о них рассказывается в его биографии, которую мы вам представим ниже. Самая знаменитая его икона, хранящаяся в Третьяковской галерее, — «Троица».

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

Андрей Рублев: биография и творчество (кратко)

  • 1360-е годы — родился в Радонеже в семье ремесленника.
  • 1405 г. — участвует вместе с другими художниками в работе над фресками и иконами Благовещенского собора (Москва).
  • 1408 г. — работы в Успенском соборе Владимира вместе с Д. Черным, уже в эти годы он имел свой стиль и обучал учеников.
  • 1420 г. — создание иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде, в том числе и известной «Троицы», считающейся шедевром мировой иконописи.
  • 1425 г. — участие в строительстве и росписях Андроникова монастыря (Москва).
  • 1428 г. — смерть от чумы.

Детство, отрочество, монашество

Родился Андрей Рублев в 60-х годах 14-го столетия, место рождения также неизвестно точно. По одним сведениям, он родился в городке Радонеже, расположенном рядом с Троице-Сергиевой лаврой, по другим — в Нижнем Новгороде.

Отец его был ремесленником, о чем можно судить по его фамилии, ведь рубелем в те времена называли инструмент для работы с кожей.

По некоторым данным, еще в юности он стал послушником Троице-Сергиева монастыря, а затем монахом, получив при пострижении имя Андрей (точное его имя неизвестно).

Биография иконописца Андрея Рублева берет свое начало в этих стенах, где он начинает обучаться мастерству иконописи, изучает труды по философии Сергия Радонежского, основателя монастыря. Там же, посещая монастырскую библиотеку, он внимательно и с большим рвением изучает работы мастеров и художников античности, писавших иконы.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

Конец 14-го века стал для российского государства тяжелым временем: в 1364-1366 годах в Москве свирепствовала чума, в 1365-м случился пожар, уничтоживший почти весь город. Затем в 1371 году Москву взял в осаду князь Ольгерд, после чего на эти земли пришел голод.

Начало творческого пути

В биографии Андрея Рублева творчество и первые работы его как художника упоминаются впервые в 1405 году, когда он, переехав в Москву, вместе с Феофаном Греком занялся росписью Благовещенского собора.

Судьба собора сложилась трагически: спустя 9 лет он был разрушен, а затем перестраивался несколько раз.

Но некоторые работы чудом сохранились: это 2 яруса иконостаса, в которых есть 7 икон, сделанных Андреем Рублевым, и 6 — старцем Прохором из Городца, известным мастером иконописи тех времен.

Уже по этим работам заметна рука мастера, более свободная и легкая по сравнению со старцем Прохором, но уже высокопрофессиональная. Эта серия праздничных икон является первой на Руси: «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение», «Преображение» и др.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

В эти годы Рублевым также написана икона-копия «Владимирская Богоматерь» с известного византийского образа, а также рисунка из книги «Евангелие Хитрово», которая получила свое название по фамилии боярина, в вещах которого была найдена в 17-м веке. По предположениям искусствоведов, эта рукопись, не имеющая ценности, в те годы могла быть создана только на деньги либо митрополита Руси, либо одного из великих князей.

Росписи Владимирского Успенского собора

Следующие достоверные факты биографии Андрея Рублева говорят об упоминании его как о художнике и приходятся на май 1408 года, когда московский князь повелел написать новые фрески на месте утраченных росписей 12-го века в Успенском соборе во Владимире.

Андрей Рублев и Даниил Черный приехали сюда по приглашению князя, чтобы делать настенные росписи, а Рублев еще работал над несколькими иконами, в том числе со своими учениками. Эти работы сейчас выставлены в Третьяковской галерее и Русском музее в Петербурге.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

Фрески на западной стене Владимирского собора, которые сохранились до наших дней, являются частями большой композиции «Страшный суд». В ней четко определены изображения, принадлежащие руке А.

Рублева, которые имеют необычный и сильный эмоциональный настрой.

В фигурах ангела с трубой, апостола Петра и самих сценах суда отсутствуют эмоции страха перед карами небесными, а возносится просветленное настроение и идея всепрощения.

Иконы в Звенигороде

В 1918 г. в подмосковном городе Звенигороде в старом деревянном сарае были обнаружены 3 иконы, датированные 1410 годом.

По некоторым данным они писались для иконостаса местного храма, однако по заключению современных исследователей ни одна из церквей не подходит по размерам.

Условно их назвали «Звенигородский чин», «Апостол Михаил», «Спас», «Апостол Павел», и, несомненно, они могут принадлежать исключительно руке А. Рублева.

Эти иконы в биографии Андрея Рублева стали новым подтверждение его таланта, способного собрать в единое целое и подчинить полной гармонии сиренево-розово-голубые цвета, который остался неповторимым на протяжении нескольких столетий.

Светлые настроения как завершение творческих исканий Рублева воплотились в разнообразных образах этих творений, в которых мастер иконописи сделал обобщение различных размышлений о моральных ценностях каждого человека, принадлежащих его современникам.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

Самой интересной искусствоведы считают икону «Спас», хотя сохранилась она очень плохо, но лицо Иисуса Христа, наделенное славянскими чертами, просматривается хорошо. Христос смотрит внимательно очень спокойным проницательным взглядом. Весь его облик наполнен энергией, вниманием и благожелательностью.

В иконе «Архангел Михаил» художник воспел лирические раздумья и мысли поэта. Хотя ангел и является небесным, а не телесным созданием, Рублев воплотил в нем всю земную красоту человека. Апостол Павел изображен иконописцем в виде философа-мыслителя, написан в мягкой серо-сиреневой гамме с голубыми тонами.

Росписи собора Святой Троицы

В это время татарский хан Едыгей собрал войско и пошел на Москву, которую взять он не смог. Однако попутно татары подожгли множество поселений и городов, не смогли спасти и Троицкий монастырь, где в эти годы служил игумен Никон.

В последующие годы Никон приложил все усилия, чтобы восстановить монастырь, и в 1424-м взялся за строительство белокаменного храма, на которое и были приглашены для создания росписей Д. Черный и А. Рублев.

Все работы в этом храме датированы 1425-1427 годами.

Тогда же была написана и самая знаменитая в биографии Андрея Рублева икона «Троица». Она была частью иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде и считается самой совершенной в художественном отношении среди иконописных работ того времени. Художник отразил в ней понятие православной религии о триединстве Бога.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

История нахождения этой иконы очень интересна: несколько столетий она была на всеобщем обозрении, однако ее не замечали. Так случилось, что в 1575 году царь Иван Грозный сделал распоряжение закрыть ее окладом из золота, и были видны только лики, ступни и кисти рук.

Затем в 1600 году Борис Годунов поменял оклад на новый, еще более роскошный. Во время замены икону для сохранения покрывали олифой, которая делала краски более яркими. С течением времени внешний слой стал темнеть, на него оседала копоть от свечей, попадал дым от ладана.

Чтобы икона выглядела лучше, ее постоянно подновляли, накладывая сверху слои краски по контурам рисунка, а затем опять покрывали олифой. Скорее всего, икона со временем бы погибла, если бы не случай.

В начале 20-го века реставраторы с помощью скальпеля соскоблили верхние слои, и их глазам открылось прекрасное творение великого иконописца.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

К числу сохранившихся до наших времен фресок Троицкого собора, по заключению искусствоведов, руке А. Рублева принадлежат «Крещение», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». По колориту и глубине содержания, по красоте и цветовой гамме они напоминают «Троицу».

Читайте также:  Молитва киприану: биография священномученика, от чего помогает и сильные тексты

Последняя работа

В конце 1420-х годов, завершив работы в соборе Св. Троицы, умер многолетний друг и соратник иконописца Даниил Черный и был похоронен здесь же. После этого А.

Рублев возвращается в Москву для работы над росписями Спасского собора в Андрониковом монастыре, которую он успел закончить в 1428 году. По некоторым данным, он принимал участие и в его строительства.

Эта работа стала последней в биографии Андрея Рублева.

Умер знаменитый живописец в 1428 году в Москве во время эпидемии чумы, похоронен возле колокольни Андроникова монастыря. В 1988-м, в год тысячелетия крещения Руси, он был канонизирован Русской православной церковью.

Фильм об Андрее Рублеве

В биографии Андрея Рублева до сих множество черных пятен. По сути, точных данных о нем известно очень мало, кроме двух упоминаний в исторических источниках. Даже написание его знаменитой иконы «Троица» исследователи датируют двумя разными годами: 1411 или 1425-1427 гг.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

Одним из способов поведать миру об этом талантливом человеке, об эпохе, в которой он жил, о его творческих поисках и становлении как художника стал фильм-повествование, снятый в 60-е годы 20-го века знаменитым режиссером А. Тарковским.

В нескольких новеллах фильм рисует картины средневековой Руси, повествует кратко о биографии Андрея Рублева, о его мировоззрениях и сомнениях, об его обете молчания, который он соблюдал 15 лет, и других интересных фактах из жизни иконописца.

Андрей Рублев (1360-1428) — сообщение о жизни и творчестве иконописца

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконыИконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы
Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

О жизни Рублева известно очень мало. Он родился предположительно в 1360 году на территории Московского княжества. Некоторые искусствоведы считают, что он появился на свет в Великом Новгороде. О его родителях информации нет, но по фамилии можно сделать вывод, что они работали ремесленниками.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

Краткая биография Андрея Рублева будет неполной без истории его прихода в веру. Иконописец принял монашеский постриг примерно до 1405 года. Его мирское имя могло быть другим, но после прохождения обряда его назвали Андреем.

Историкам удалось найти икону, которая была подписана «Иванов сын Рублев». По этой надписи специалисты сделали предположение, что отца иконописца звали Иван. Первые письменные упоминания о художнике появились в 1405 году.

В летописи было записано, что прибыли монах Рублев, Феофан Грек и Прохор-старец. Они приступили к росписи Благовещенского собора. Тот факт, что им доверили такую важную работу, свидетельствует, что они были искусными мастерами.

Рублев смог многое перенять от Феофана, который считался одним из лучших иконописцев. Лики святых из-под его кисти выходили немного суровыми, но в то же время масштабными и величественными. Постепенно Рублев начал вырабатывать свой стиль.

Его иконы наполнены:

  • спокойствием;
  • ясностью;
  • гармонией.

К сожалению, со временем роспись Благовещенского собора была утрачена. Но сохранилось несколько икон, которые приписываются Рублеву. Он изобразил архангела Михаила, апостола Петра, мучеников Дмитрия и Георгия.

Особенности творчества

Иконописец вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор. Кисти Андрея могли принадлежать фрески с Флорой и Лавром. Также художник занимался созданием иллюстрации к «Евангелию Хитрову».

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

Весь творческий путь Рублева можно условно разделить на два этапа:

  1. Расписывание соборов и храмов.
  2. Создание икон.

Долгое время о мастере ничего не было слышно. В летописях он не упоминался на протяжении 20 лет.

Но художник вернулся и принялся рисовать икону для Троицкого собора. Именно тогда появилась знаменитая «Троица». В ней иконописец изобразил сюжет о том, как к Аврааму явились три ангела. Они предсказали супругам рождение сына, который станет основателем целого народа. Рублев намеренно отказался от ряда деталей — омывания ног, заклания тельца, трапезы. Ангелы на его полотне беседуют.

Иконописцу удалось изобразить идею о триединстве Бога — Отца, Сына и Святого духа. Художник использовал яркие и чистые краски. Одежда ангелов была зеленой и розовой. Особенно выделялся голубой оттенок — краска для него дорогая и редкая. В дальнейшем она получила название «рублевский голубец».

Последние годы

Если рассматривать кратко биографию Андрея Рублева, то станет понятно, что всю свою жизнь он посвятил служению Богу. Он принял в молодости монашеский чин, что привело к отказу от семьи и детей. Неизвестно, были ли у него братья или сестры.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

Умер художник в 1428 году в Москве. В городе бушевала эпидемия чумы, и она не пощадила иконописца. В это время он работал над фресками Спасского собора. Похоронили знаменитого иконописца возле колокольни Спасского собора. К лику святых его причислили в 1988 году, а днем памяти сделали 17 июля.

В сообщении про Андрея Рублева нужно упомянуть о жизни и смерти иконописца. Важно указать особенности его творчества. Главное в работах художника — это создание новых иконописных канонов.

Он рисовал лики святых светлыми, одухотворенными, радостными. До него изображались суровые и драматичные сюжеты.

Например, в «Страшном суде» автор дает надежду на спасение и избавление от грехов, в то время как до него этот сюжет обрекал на муки.

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

Характерное содержание работ Рублева:

  • много света;
  • легкость в пропорциях фигур;
  • благоговение перед Божественным.

Иконы Андрея Рублева являются культурным достоянием России. Они ценны не только для верующих людей. В них можно увидеть, как менялись каноны иконописи.

Андрей Рублев (биография)

14.08.2019

Андрей Рублев – один из самых известных иконописцев в истории России. Его легендарные работы знают многие люди. Однако о жизни творца не сохранилось достаточно информации, поэтому историки могут поделиться лишь маленьким количеством достоверных фактов.

Происхождение

Большинство историков пришли к мнению, что иконописец родился приблизительно в 1360 году (некоторые считают, что в 1350 или 1370 годах) в центре Российского государства – на территории Московского княжества.

Но есть информация, что возможно он родился в Великом Новгороде. Сведения о том, как проходили детство и юность Андрея Рублева, крайне расплывчаты. Также некоторые предполагают, что он происходил из семьи ремесленников.

Первое упоминание

Впервые имя Андрея Рублева появилось в летописи 1405 года. Из источника историки узнали, что творец расписывал Благовещенский собор кремля Москвы вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем.

В летописи написано, что Рублев является монахом, следовательно, имя Андрей он получил после пострига в Троицком монастыре.

К сожалению, из всей работы в Благовещенском соборе до наших дней дошло лишь несколько работ иконописца.

Личная жизнь

Так как еще в молодости Рублев постригся в монахи, он не создавал семью. Он полностью посвятил себя Богу и своей работе. К сожалению, достоверных фактов о его близких родственниках нет.

Творчество Рублева

Иконописец Андрей Рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

Как в биографии Андрея Рублева, так и в его творчестве есть множество белых пятен. Ведь до нас дошла лишь малое число его работ. В стиле творца нет резкости и суровости. В основном, Андрей Рублев использовал мягкие нежные цвета, которые создают гармонию в росписи, его палитра была реалистичной и спокойной.
В 1408 году было записано еще одно упоминание о работе Рублева. Вместе с Даниилом Черным он работал во Владимире, а именно – в Успенском соборе. Здесь росписи иконописца полностью сохранили свой первообразный вид. «Страшный суд» — известная фреска, находящаяся в этом соборе. Андрей Рублев решил изобразить сюжет не в виде ужасной сцены, а наоборот. На фреске можно увидеть лишь праздник и торжество.
В 20-е годы ХV века творец участвовал в росписи Троице-Сергиева монастыря, но его работы не дошли до наших дней, кроме одной – «Троица». Это самая лучшая работа Рублева. Она является достоянием не только российского, но мирового искусства. «Троица» является образцом идеальной росписи, не переставая восхищать многих людей.

Предполагают, что свои последние росписи иконописец сделал в Спасском соборе (Андроников монастырь).

Интересные факты из жизни

  1. Некоторые предполагают, что творец запечатлел Сергия Радонежского на некоторых своих работах, так как видел его.
  2. Был близко знаком с учениками Сергия Радонежского.

  3. Существует мнение, что фамилия Рублев произошла от слова «рубель» (инструмент), поэтому можно полагать, что иконописец принадлежал семье ремесленников.
  4. Возможно, что в Благовещенском соборе есть автопортрет Рублева в образе Иуды Искариота.

  5. Историки считают, что Рублев создал миниатюры для Евангелия Хитрова.

Смерть

Точной информации о годе смерти творца нет. Некоторые считают, что Рублев скончался в 1428, другие утверждают, что это произошло в 1430 году. Находясь в Андрониковом монастыре, он заболел чумой и вскоре умер. В конце 80х годов прошлого столетия иконописца причислили к лику святых.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *