даниил пророк: биография святого и в чем помогает икона, тексты молитв

Однажды у царя Навуходоносора был странный сон, который очень сильно его поразил. Когда он проснулся, то забыл увиденное им во сне. Все вавилонские мудрецы не могли ему помочь вспомнить.

Тогда святой Даниил представил перед ними силу Господа. Он открыл ему содержание сна и его пророческое значение. После этого царь возвел Даниила в сан начальника всего Вавилона.

Святой пророк Даниил — это очень известный библейский пророк. Упоминается не только в православии, но и в исламе.

Даниил пророк: биография святого и в чем помогает икона, тексты молитвПророк Даниил — один из известных пророков Русской православной церкви. i.pinimg.com

Во времена вавилонского царя Навуходоносора израильтяне находились в плену

Иерусалим до Рождества Христова был почти 600 лет завоеван вавилонским царем. Тогда храм, который был построен Соломоном, был разрушен, а большинство израильтян попало в вавилонский плен.

Среди этих пленников, было три отрока, которые были знатными по своему происхождению. Отроков звали — Даниил, Азария и Мисаил.

Даниил пророк: биография святого и в чем помогает икона, тексты молитвТри отрока — Анания, Азария и Мисаил были защищены силой Господа от огня. dimitri.moseparh.ru

Тогда вавилонский царь распорядился, чтобы этих юношей обучили премудрости. Он потребовал, чтобы их кормили с царского стола, и чтобы не в чем они не нуждались. Но юноши не хотели этого, она хранили заповеди своей веры. Они старались вести строгий образ жизни. Питались только овощами и водой.

Биография Даниила гласит, что Господь наградил его даром прозорливости и истолкования снов

Биография Даниила гласит, что Господь наградил его даром прозорливости и истолкования снов. Своей мудростью, Даниил превзошел всех звездочетов и волхвов. Таким образом, он был приближен к царю. Среди многих вавилонских царей, особо грозный был царь Навуходоносор.

Однажды у царя Навуходоносора был странный сон, который очень сильно его поразил. Когда он проснулся, то забыл увиденное им во сне. Все вавилонские мудрецы не могли ему помочь вспомнить. Тогда святой Даниил представил перед ними силу Господа. Он открыл ему содержание сна и его пророческое значение.

Даниил пророк: биография святого и в чем помогает икона, тексты молитвПророк Даниил объясняет царю Навуходоносору его сон про истукана.  rossaprimavera.ru

Даниил объяснил царю сон про истукана, который был разбит камнем. После этого истукан сделался горой:

«…Ты (Навуходоносор) — это золотая голова (первое царство)! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.

А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать…

Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно».

После истолкования снов царю, Даниил стал начальником Вавилона

После этого царь возвел Даниила в сан начальника всего Вавилона. Через некоторое время царь приказал, чтобы ему поставили огромную статую, которой люди должны были воздавать всякие почести. За отказ от этого три отрока — Анания, Азария и Мисаил были брошены в печь.

Но отроки ходили по пламени и возносили молитву Богу. Тогда явился Ангел Господень и охладил это пламя, после чего отроки остались полностью невредимыми.

Когда царь узнал, о том, что отроки остались невредимыми, он повелел им обратиться к Истинному Богу.

Библия гласит, что царю Валтасаре Даниил предсказал падение Вавилона. Когда правил царь Дарий, враги стали клеветать на пророка Даниила, и его просили в ров со львами. Но львы не тронули его. Тогда царь возрадовался, и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу, о котором говорит Даниил.

Даниил пророк: биография святого и в чем помогает икона, тексты молитвКогда пророк Даниил был брошен в ров ко львам, те его не тронули, что сильно разозлило его врагов.  proreligiu.club

Святой же Даниил сильно переживал за свой народ, который погряз в грехах и беззакониях. За преступление Божиих заповедей следовал тяжкий плен и разорение всего Иерусалима. Также святому Даниилу была открыта судьба всего Израиля и мира.

В толковании снов, Даниил говорил царю о том, что будут сменяться царства. Царство Господа Иисуса Христа будет последним и самым великим. Его пророчество также поведало о том, что будет первое и второе пришествие Господа.

Сам же Даниил и его три друга дожили до самой глубокой старости, после чего скончались в плену.

Святой Даниил упоминается и в исламе

Святой Даниил также упоминается и в исламе. Например, в Коране имя Данияль вовсе не упоминается, но вот в Сунне есть пророк, которого зовут Данияль. Если верить преданию ислама, то пророк Данияль скончался в Сузах.

В настоящее время это территория Ирана. Считается, что именно там он и был захоронен.

Святому пророку Даниилу написана икона

Пророку Даниилу написана икона. Первые иконы датируются примерно  3 веком нашей эры. На всех иконах, святой пророк изображен с письменами в руках. Вариантов икон довольно много, но на всех он изображен со свитком в руках.

Даниил пророк: биография святого и в чем помогает икона, тексты молитвИкона святому пророку Даниилу . izograf.com.ua

О чем молятся пророку? Пророку Даниилу молятся:

  • во время ураганов, наводнений;
  • в трудные времена;
  • во время сильных ссор.

Также пророку молятся, когда нет надежды на спасение. Пророку Даниилу молятся, чтобы встать на путь праведный.К пророку вы всегда можете обратиться своими простыми словами. Самое главное, чтобы они были искренними.

Перед иконой святого пророка Даниила читается канон

Перед иконой святого пророка Даниила читается канон. Канон — это своеобразная поэма, гимн, который поется во славу праздника или святого. Канон можно читать дома перед иконой.

Канон святому пророку Даниилу:

ПЕСНЬ 1

Ирмос:

Песнь возслем, людие, чудному Богу нашему, свободившему Израиля от работы, песнь победную поюще и вопиюще: поим Тебе, Единому Владыце.

  • Спасе Благодетелю, всех благих Виновный, светоносным Твоим сиянием ум мой просвети, Человеколюбче, яко да Твоего пророка восхвалю славную память.
  • Утро яко, возсиял еси, мудре, целомудрия, целомудренную предбедствовавшую спасл еси Сосанну: Бог бо тя воздвиже, Ведетель тайных, старцы лютыя осудити.
  • Страхом укрепляеми Божиим, Авраамовы внуцы, пищу пребеззаконную отринуша доблественне, и божественным питающеся желанием благочестия, к величайшей взяшася славе.

Богородичен:

Гору видел еси мысленную, Данииле священнейше, едину Пречистую Приснодеву Отроковицу, из Неяже отсечеся Камень краеугольный, и лесть сокруши всю.

ПЕСНЬ 3

Ирмос:

Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, Ты еси Свет омраченных, и поет Тя дух мой.

Разум и мудрость от Бога прием, сказал еси светоявленно сеновная царем сония.

Змия умертвил еси, пищу вверг, славне, чувственнаго, первее бо невидимыя победил еси демоны.

Богородичен:

Зарею просвещаемь, явленную зриши, славне, гору Божию благословенную, человеков украшение.

СЕДАЛЕН, ГЛАС 8

Пророчествия благодатию обогатився, Девы Рождество сеннопишеши и решиши сония царем явственне; ввержен же быв в ров, яко мученик научил еси преславно, блаженне, поститися львы. Тем разорил еси безбожных служение, змия убил еси, добльствовав светлейше, Данииле досточудне. Моли Христа Бога грехов оставление даровати празднующим любовию святую память твою.

Слава, и ныне, богородичен:

Радуйся, престоле огнезрачный Божий; радуйся, Отроковице, седалище Царское, одре преиспещренноустланный, златопорфирный чертоже, хламидо червленосветлая, украшенный храме, молненосное оружие, светильниче многосветлый; радуйся, Богородице, дванадесятостенный граде, и двере златокованная, и чертоже светлообразный, светлопозлащенная трапезо, богоукрашенная скиние; радуйся, славная Невесто, Солнце каплющая; радуйся, едина души моея благолепие.

Крестобогородичен:

Агнца, и Пастыря, и Избавителя Агница зрящи на Кресте, восклицаше, плачущи, и, горько рыдающи, вопияше: мир убо радуется, приемля Тобою избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое распятие, еже терпиши за милосердие милости. Долготерпеливе Господи, милости бездно и источниче неисчерпаемый, умилосердися и даруй согрешений оставление верою поющим Божественныя страсти Твоя.

ПЕСНЬ 4

Ирмос:

Из горы приосененныя, Слове, пророк, единыя Богородицы, хотяща воплотитися, боговидно усмотри, и со страхом славословяше силу Твою.

Закон благочестно сохранив, о пророче! воистинну мудрости познал еси Дателя, тайным же научающа и глубоким и яже во тме тя просвещающа.

Священну жизнь пожив, богоявленне, желаний муж нареклся еси, мужественно бо страсти поправ, к нестареющейся преставился еси жизни.

Всельшаяся в тебе Утешителя благодать, Данииле, показует тя светоносна, и победителя мучителей и царей, и премудрости жилище.

Богородичен:

Камень Тя, без руки отсечен, Слове, от горы зрит, Девы Богородицы, Даниил пророк, взывая и воспевая Твое Божество.

ПЕСНЬ 5

Ирмос:

От нощи неведения боговедением просветивый концы, просвети мя утром человеколюбия Твоего, Господи.

Страдальческия подвиги пророчествия уяснив проповеданием, сияеши обоими, Божественнаго вдохновения исполнен.

Премудр показался еси, блаженне, паче ума премудрости сияньми, величайший богоглаголиве Данииле, и вся просветил еси.

Богородичен:

Тайновождествует образы неизглаголаннаго воплощения, Чистая, иже из Тебе Высочайшаго Даниил пророк славный.

ПЕСНЬ 6

Ирмос:

Якоже пророка избавил еси из глубины преисподния, Христе Боже, и мене от грехов моих избави, яко Человеколюбец, и управи живот мой, молюся.

Ангельския ты лики во свете светлейшем зря, подражатель всеизряднейший сих был еси, Всецаря наслаждаяся сияньми.

Спасительное Слова пришествие возвещая, предвозвестил еси и храма разорение, закона же исполнение и благодати паче ума дарования.

Богородичен:

Се Дева во утробе яве зачинает Христа Бога, осиявшися Духом, Еяже проображение провидяше Даниил славный.

КОНДАК ПРОРОКУ, ГЛАС 3

Просветившееся Духом чистое твое сердце пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая. Львы укротил еси, ввержен в ров, сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Данииле славне.

ИКОС:

Иисуса Христа, Истиннаго Бога нашего, Егоже божественное ясно пришествие провозгласил еси, моли непрестанно с веселием божественную сию творящим память твою и верою чтущим тя искушений всяких спастися, и грехов, и обстояний яко дерзновение, богомудре, имея. И во отверзение моим подаждь устнам тя пети незазорно слово. И никакоже мене гнушайся, пророче блаженне Данииле славне.

ПЕСНЬ 7

Ирмос:

Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

  1. Законом, пророче, огражден, не приял еси осквернитися пребеззаконно, но, Божественне умом просвещаемь, вопиял еси: благословен еси, Господи Боже, во веки.
  2. Вся ужасает твое чудо, якоже пророку бо пророк тебе предста, восхищен, пищу нося тебе и поя: благословен еси, Господи Боже, во веки.
  3. Внутрь рова затворен и львом на снедь предложен, спаслся еси, Богу, покрывшу тя, блаженне, благословен еси, зовуща, Боже отец наших.

Богородичен:

Струю независтно источаеши врачеваний, о Дево Богомати! Даниил бо ясно узре Тя гору, из неяже Спас возсия, Бог отец наших.

ПЕСНЬ 8

Ирмос:

Богоглаголивии отроцы, в пещи со огнем пламень попирающе, пояху: благословите, дела Господня, Господа].

Священноявлен показался еси, о пророче! и деятельным видением со безтелесными пел еси: благословите, вся дела Господня, Господа.

Тя, всеблаженне, благохвалим вси, и в честное торжество твое радующеся, взываем: благословите, вся дела Господня, Господа.

Богородичен:

Пречудную Отроковицу богоглаголивый образовательными образы усмотрив, взывал еси: благословите, вся дела Господня, Господа.

ПЕСНЬ 9

Ирмос:

Воистинну Богородицу, Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе.

Пожал еси твоих болезней приплодия, на небесех со пророки ликуя присно, окрест высочайшаго престола Вседержителева.

Светом трисолнечным ныне венценосец желаний крайнейшему предстоиши, с безтелесными лики веселяся.

Богородичен:

Красна слава твоя, еяже ныне наслаждаешися: Всепетую бо Отроковицу, пророче честный, образы возвещати всем сподобился еси.

СВЕТИЛЕН:

Иже во пророцех величайший Даниил ныне да почтится, Христа бо Бога нашего виде, камень отсечен кроме рук от горы — Чистыя Богородицы. С ним да восхвалятся и трие отроцы, яже спасе от пещнаго огня невреждены, образ Девы божественный и неизреченный, имже мир спасеся.

И ныне:

Читайте также:  Нил сорский: житие и творения преподобного, иконография, тексты молитв

Тайнонаучает, Всечистая, Духом Божественным Даниил премудрейший, и прописуют верою Авраамстии трие отроцы Твое безсеменное Рождество: Сый бо Божеством неописанное Слово из Тебе плотию хотя описуется, Богородице, в Вифлееме раждаемь на спасение человеков.

Икона святого Даниила

В православии существует огромное множество икон. Икона святого Даниила является частью великого наследия. Это особый образ, который следует расценивать как один из важнейших в православной вере.

Иконы помогают нам преодолевать жизненные трудности, потому что они излучают добро и несут свет в наши жизни. Каждый верующий человек должен иметь хотя бы небольшой домашний иконостас, потому что это обязательный атрибут любого христианского дома.

История иконы

История иконы начинается задолго до ее написания. Святой Даниил — это один из святых, чьи рукотворные труды будут вечными. Существует книга Даниила. В христианстве он почитается как пророк, потому что он рассказывал в своих трудах о том, что, по его мнению, ждет людей в будущем, какова общая судьба человечества.

Самые первые иконы с Даниилом пророком датируются началом 3 века нашей эры. На всех иконах святой изображен с письменами в руках. Вариаций исполнения иконы может быть много, но везде Даниил изображен со свитками. Одной рукой он держит свои труды, а другой крестит того, кто смотрит на него. Он благословляет всех, кто верит в слово Божье и доверяет ему всецело.

Где находится икона

Эта икона есть во многих храмах по всей Европе и в России, потому что Даниил почитается не только в православии, но и у католиков. Это один из самых почитаемых святых в христианстве.

Древние иконы святому Даниилу вы можете найти в Свято-Даниловом монастыре в Москве, в соборе святой Софии и в церкви Рождества Христова в Великом Новгороде.

Большого распространения икона не получила на Руси, поэтому, несмотря на особую почитаемость, мест с этой иконой не так много. Так или иначе, вы всегда можете в церквях найти и приобрести такую икону для дома.

Это будет хороший подарок себе или близким людям.

В чем помогает икона

Икона святого пророка Даниила защищает человеческие души от пороков и зла. Даниил почитается как защитник от больших бедствий типа ураганов, наводнений, войн и катаклизмов. Даниилу издревле молились перед посевами, а также в самые трудные времена. Дома такая икона поможет избежать крупных ссор между родителями и детьми.

Даниилу пророку молятся в трудные минуты, когда кажется, что надежды на спасение уже нет. Молитвы пророку помогут вам укрепить вашу веру и залатать дыры в своем духовном настрое. В современном мире актуальность молитв, направленных к святому Даниилу, растет с каждым днем, потому что они помогают наполниться мудростью и не забывать о том, что все люди равны перед Богом.

Молитва перед иконой святого Даниила

«Святой Даниил, помоги нам открыть наши очи, чтобы узрели мы всю несправедливость мира нас окружающего и всю его злобу. Помоги нам найти в себе силы, чтобы пресечь любые наши поступки, лишенные праведности и милосердия.

Научи нас помогать слабым и подавать нищим, чтобы быть ближе к Богу нашему, Иисусу Христу, Отцу и Духу Святому. Моли Бога о нас и наделяй нас надеждой на светлое будущее, которое зависит только от нас грешных. Помоги нам не утратить любовь к Богу и уважение к нему, милостивому.

Научи нас верить в силу праведности и в силу высокой духовности. Моли Бога о наших детях и о наших родителях, которым мы век продлить хотим. Аминь».

День празднования иконы

Молиться нужно не только в день памяти святого — 30 декабря, но и каждый божий день, чтобы молитвы были услышаны. 30 декабря вспоминается житие святого и читаются молитвы, направленные к нему, а также почитаются иконы с его изображением.

Этот образ очень важен, потому что он помогает людям преодолевать духовные препятствия, лечить безверие и слабость душевную. Он поднимает настроение, избавляет от апатии, лечит депрессии. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Матрона Московская — одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она …

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят …

Икона Господа Вседержителя является одним из важнейших символов у православных верующих. Знаменитый образ Иисуса Христа …

Икона «Отечество» — самый обсуждаемый из образов в православии. Он заключает в себе изображение триединства …

Пророк Даниил и святые отроки Анания, Азария и Мисаил / Православие.Ru

Память 17 / 30 декабря

Святой пророк Даниил

В 605 году до Р.Х. вавилонский царь Навуходоносор в первый раз покорил Иерусалим. Он увел с собой в плен в Вавилонию иудейского царя Иоакима и многих знатных жителей города, а также вывез часть сосудов из Иерусалимского Храма. Святой пророк Даниил, которому в то время было всего 8 лет, вместе с тремя товарищами знатного происхождения также был отправлен в Вавилон. Там мальчики должны были обучаться у начальника евнухов книгам и языку халдеев, чтобы нести затем службу при царском дворе. Всем четверым дали при этом новые имена: Даниил стал Валтасаром, Анания – Седрахом, Мисаил – Мисахом, а Азария – Авденаго. Живя в языческом окружении, Даниил, тем не менее, строго соблюдал все предписания Закона. Он отказывался вкушать еду, которую ему подавали с царского стола, укрепляя себя постом и молитвой. При этом он сам и его товарищи, единственной пищей которых были овощи и вода, выглядели более здоровыми и крепкими, нежели прочие отроки, употреблявшие царскую пищу. Господь наделил четырех благочестивых отроков столь великой мудростью и разумением, что они вскоре превзошли всех мудрецов и волхвов Вавилонского царства. К тому же Даниил получил от Бога дар толкования снов и видений.

По прошествии трех лет царь Навуходоносор увидел сон, весьма встревоживший его душу. Поскольку вавилонские мудрецы и прорицатели не сумели объяснить его смысл, он приказал предать их всех, включая и юных израильтян, смерти. Тогда по молитве Даниила и его товарищей Господь открыл ему тайну царского сна.

Огромное сияющее изваяние, увиденное царем во сне, означало грядущие времена: его золотая голова символизировала Халдейское царство, серебряные руки и грудь – царства мидян и персов, которые должны прийти ему на смену, медные бедра и чрево – державу Александра Македонского, а железные голени – Римскую империю. Камень же, безо всякого действия человеческих рук оторвавшийся от горы и сокрушивший в прах этого великого истукана, был прообразом Господа Иисуса Христа. Господь воплотился в конце времен, дабы принести на землю вечное Небесное Царство, которое уже никто не в силах будет разрушить, – Его Святую Церковь.

Возблагодарив Господа, Навуходоносор сделал Даниила наместником Вавилонии и поставил над всеми мудрецами своего царства. По просьбе Даниила начальствовать над страной Вавилонской были поставлены три его товарища, сам же он остался при дворе царя.

Авторитет святого пророка еще более возрос в глазах царя и всего народа после того, как он сумел изобличить во лжи двух нечестивых старейшин, обвинивших в прелюбодеянии прекрасную иудейку Сусанну за то, что та отвергла их самих (см.: Дан. 13).

На восемнадцатый год правления Навуходоносор повелел воздвигнуть золотое изваяние по своему образу и приказал всем сатрапам, наместникам, судьям и прочим чиновникам, как только заиграет торжественная музыка, пасть перед изваянием ниц и поклониться ему.

Не убоявшись грозного тирана, трое иудейских юношей отказались исполнить нечестивый указ, поскольку почитали достойным воздавать поклонение одному лишь истинному Богу.

Халдейские чиновники, завидовавшие их высокому положению, не замедлили донести об этом царю.

Услышав о подобном неповиновении, Навуходоносор пришел в ярость, приказал разжечь печь в семь раз сильнее обычного и бросить туда непокорных.

Из печного пламени святые Анания, Азария и Мисаил вознесли Господу смиренную молитву от имени всего народа Израиля, исповедав грехи своих отцов и признав, что они заслуженно и по справедливости претерпели изгнание со своей земли, жестокость нечестивого царя и испытание огнем.

Тогда по молитве святых отроков в печь сошел Ангел с небес и угасил полыхавшее в ней пламя. Огонь, изойдя из печи, опалил стоявших рядом царских служителей, в то время как на пребывавших в печи снизошла прохладная роса и влажный ветер.

Святые принялись плясать от радости, воспевая благодарственную песнь Господу Богу Израиля. Прославив пресвятое имя Господне, они призвали всё творение вместе с ними «петь и превозносить Его во все веки» (см.: Дан.

3): ангелов, небеса, стихии и явления природы, землю, воды и горы, животных и сынов человеческих и даже души усопших праведников.

Перечислив таким образом все создания Божии, они лишь после этого назвали самих себя как самых малых и смиренных:

«Благословите, Анания, Азария и Мисаил, Господа, пойте и превозносите Его во веки; ибо Он извлек нас из ада и спас нас от руки смерти, и избавил нас из среды печи горящего пламени, и из среды огня избавил нас» (Дан. 3)[1].

Совершая с этими словами хоровод вокруг Ангела, они символически привели всё творение к поклонению Слову Божию, воплотившемуся и пришедшему на землю, подобно спустившемуся в печь Ангелу, дабы спасти всех.

Сам царь Навуходоносор, подойдя к печи, увидел и узнал его, произнеся при этом слова, предвещавшие обращение языческих народов: «Вот я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан. 3: 25).

Повелев святым выйти из печи, царь вместе со всеми своими людьми увидел, что огонь не имел над ними никакой силы и от пламени не осталось ни единого следа, даже запаха огня. Восславив тогда Господа, Навуходоносор возвратил святым Анании, Азарии и Мисаилу их высокое положение и повелел отныне предавать смерти всякого, кто дерзнет произносить хулу на Бога Израилева.

В тот же год Навуходоносор увидел во сне еще одно пугающее видение, которое один Даниил по наитию Святого Духа сумел ему растолковать и которое действительно сбылось через двенадцать месяцев.

Могущественный царь, возгордившийся величием своей власти, был наказан Господом и пал, подобно срубленному огромному дереву, увиденному им во сне: он потерял рассудок и был лишен царства. Изгнанный из среды людей, он скитался под открытым небом и жил среди полевых зверей, доколе не восславил Бога.

Наконец, смирившись, покаявшись в грехе и вознеся молитву Господу, Навуходоносор был возвращен на царство на семь лет.

После смерти Навуходоносора[2] и последовавших за ней дворцовых смут на царский престол взошел Валтасар[3]. Однажды во время пира он дал своим гостям пить из священных сосудов, вывезенных из Иерусалимского Храма.

В то время как царские сотрапезники пили во славу лжебогов, внезапно перед ними возникла рука, начертавшая на стене загадочную надпись, повергшую в ужас царя и всех присутствующих. И снова единственным человеком, сумевшим разгадать смысл знамения, был пророк Даниил, предсказавший Валтасару скорый конец его правления.

Той же ночью царь халдеев был убит, а его держава перешла под власть Дария Мидянина (см.: Дан 5: 30–31)[4].

Новый повелитель назначил Даниила начальником сатрапов своего царства, поскольку тот превосходил мудростью и разумением всех вельмож из числа персов и мидян. Из зависти к Даниилу последние стали искать повод обвинить его в чем-либо перед царем, но не могли найти.

Тогда, зная о благочестии Даниила, они посоветовали Дарию издать указ, запрещающий под страхом смерти в продолжение 30 дней обращаться с просьбой к какому-либо человеку или богу, кроме самого царя.

Но и после этого указа святой пророк, чтивший Закон и исполненный любви к Богу, по-прежнему продолжал трижды в день молиться, обратившись лицом к Иерусалиму, и не скрывал своих молитв от людей.

Когда об этом донесли Дарию, тот, в душе сочувствуя Даниилу и восхищаясь его благочестием, все же был вынужден исполнить закон и, скрепя сердце, приказал бросить своего любимого служителя в ров со львами. Однако Господь заступился за пророка и послал на помощь Даниилу ангела, укротившего ярость зверей.

Читайте также:  Икона прибавление ума: описание и история, в чем помогает, где находится образ

Когда на рассвете царь, терзаемый тревогой и сознанием своей вины, приказал отвалить камень, заграждавший отверстие рва, он, к своему изумлению, увидел Даниила живым и невредимым, восседающим посреди свирепых хищников, кротко резвившихся вокруг святого мужа, в то время как он сам, подобно новому Адаму, гладил их гривы.

Тогда Дарий велел отпустить Даниила и вернул ему все прежние почести, а его клеветников приказал бросить в тот же ров к тем же львам.

Святой пророк Даниил не страшился прямо говорить царю о ложности идолопоклонства и обличил жрецов бога Бела (иначе Вила). Они отправлялись ночью по подземному ходу к его изваянию и съедали жертвенные приношения, оставленные там людьми, дабы те поверили, что их бог – живой и сам съедает все то, что было ему принесено.

Не прибегая к помощи оружия, Даниил убил дракона, которого жители Вавилона также почитали за бога, дабы показать всем, насколько нелепо поклоняться неразумной твари. Охваченные яростью халдеи потребовали у царя наказать Даниила, после чего он был вторично брошен в львиный ров, но снова остался невредим.

В этом узилище его посетил пророк Аввакум, по чудесному Промыслу Божию перенесенный туда ангелом прямо из Иудеи и доставивший Даниилу пищу (см.: Дан. 14).

Помимо многих других чудесных знамений, великий пророк Божий получил от Господа откровение о последних временах и конце мира. В первый год царствования Валтасара Даниилу предстали в видении один за другим четыре огромных зверя, символизировавшие великие языческие царства, поглотившие множество людей.

Первый зверь, походивший на льва с орлиными крыльями, являл образ Вавилонской державы; второй, подобный медведю, представлял собою Мидийское царство; следом за ним возник барс – символ Персидской империи; и наконец, появился четвертый зверь, увенчанный десятью рогами, – прообраз державы Александра Македонского и его наследников[5].

За этими иносказательными образами Книги пророка Даниила, получившими продолжение в Откровении святого Иоанна Богослова, в завуалированной форме скрываются предсказания о конце времен.

Когда неправда в мире достигнет крайней степени и человечество погрязнет в пучине войн, переворотов и раздоров – символом чего являются десять царств, порожденных греко-римской цивилизацией, – тогда восстанет антихрист – человек, злокозненностью и коварством подобный самому сатане, который с помощью лживых слов и мнимых чудес будет выдавать себя за истинного Бога и добиваться от людей поклонения.

Таинственно перенесясь духом в эти последние времена, пророк Даниил увидел перед собою престол Божий, подобный пылающему огню, и восседающего на нем Бога-Отца в облике Ветхого днями старца с белоснежными волосами, облаченного в белые одеяния, Который готовится раскрыть книгу совести каждого человека и произвести последний суд над делами мира сего. И вот Сын Человеческий, в Котором мы узнаем Господа нашего Иисуса Христа, победив антихриста в решающей битве и ввергнув его в неугасимый огонь, подводится ангелами к престолу Отца, чтобы принять от Него власть, славу и вечное царство над всеми народами, племенами и языками, на небесах, на земле и под землей. Так будет засвидетельствовано перед лицом всего творения, что Он есть Господь, Сын Божий и Первенец, рожденный прежде всех времен, Тот, Кто восстановил падшую человеческую природу, сделавшись Перворожденным среди мертвых, и Сам стал прообразом всеобщего воскресения и нашего вхождения в вечную небесную славу (см.: Дан. 7).

В последующих пророческих видениях Бог открыл Даниилу и другие грядущие события, в том числе и тираническое правление Антиоха Епифана[6] – предтечи антихриста, прекратившего жертвоприношения в Храме Бога Всевышнего и водворившего на этом святом месте мерзость запустения (Дан. 9: 27; 11: 31).

Наученный самим архангелом Гавриилом, святой пророк Даниил предсказал, что народ Божий вернется в Иерусалим по прошествии семи седмин, то есть 49 лет[7]. Он предвозвестил также и то, что Ездра, Иисус и Зоровавель выведут свой народ из плена и восстановят служение Господу в Иерусалимском Храме (см.: Езд. 3: 8).

Это явится предвестием искупления всего человеческого рода Мессией-Христом, которое должно произойти по истечении еще 62 седмин, или 434 лет.

В третий год царя Кира Персидского Даниил, предызбранный Господом[8], постясь и молясь три недели, удостоился видеть самого Бога Слово в облике мужа, облаченного в льняную одежду, опоясанного золотом из Уфаза: «Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии: очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей» (Дан. 10: 5–6). Пораженный этим великим видением, святой пророк пал лицом на землю, и его душа была уже готова расстаться с телом, но Ангел Господень[9] ободрил и укрепил его, а затем поведал о событиях, имеющих произойти в будущие времена: о войнах между преемниками Александра Македонского, о гонениях Антиоха Епифана, а также о тех последних испытаниях, которые во время пришествия антихриста предстоит выдержать праведникам, чьи имена вписаны в книгу жизни. В Книге пророка Даниила с наибольшей среди всех пророков ясностью засвидетельствовано Божественное откровение о том, что в последний день «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12: 2), и воскресшие праведники озарятся тогда сиянием славы, подобно небесным светилам. На вопрос о том, когда же именно все это должно произойти, Господь в облике Ангела ответил так: «Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут… А ты иди к твоему концу, и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан. 12: 9–13).

По слову Господню, святой пророк Даниил упокоился в мире, более 80 лет от роду, на второй год после возвращения еврейского народа в Землю Обетованную, около 534–530 года до Р.Х. Три отрока иудейских также удостоились мирной кончины[10] и, как гласит предание, вместе с Даниилом и многими другими усопшими праведниками воскресли и вышли из гробов после распятия Христа (ср.: Мф. 27: 52–53).

[1] Эти два гимна, составляющие 7-ю и 8-ю песни канона утрени, оказали большое влияние на византийскую гимнографию.

[2] 562 г. до Р. Х.

[3] 548–539 гг. до Р. Х.

[4] Валтасар был сыном царя Набонида (556–539). Одновременно с его гибелью (в октябре 539 г.) Вавилон был захвачен Киром, царем персов и мидян, положившим, таким образом, конец Ново-Вавилонскому (Халдейскому) царству.

Дарий Мидянин, упоминаемый в Книге пророка Даниила, не известен ни из каких других источников. Должно быть, этот персонаж возник в результате смешения имен царя Кира и воцарившегося вскоре после него Дария I (521–486).

  • [5] Десять его рогов символизировали царей династии Селевкидов, а возникший затем небольшой рог, вырвавший три больших и явивший великие чудеса, дабы ввести в заблуждение народы и восстать против Господа, означал правление царя Антиоха Епифана.
  • [6] 175–164 гг.
  • [7] Это откровение было получено Даниилом в 21-й год вавилонского плена (21 + 49 = 70 лет изгнания).

[8] В греческом тексте это место передано словами «муж желаний» (Дан. 9: 23; 10: 11), что дало основание святым отцам изображать Даниила человеком, все существо которого объято пламенной любовью к Богу, преображающей все его желания и стремления в единый духовный порыв.

[9] У пророка Даниила выражение «Ангел Господень» обозначает самого Бога-Слово, грядущее таинство воплощения Которого было еще отчасти под покровом тайны.

[10] По другим источникам, подкрепляемым иконографической традицией, например «Минологием Василия II» (cod. Vat. Grec 1613, fol. 252), они были обезглавлены.

3.44 Святой пророк Даниил — Медное литье

Код товара: 3.44

Святой пророк Даниил — великий библейский пророк, автор книги, вошедшей в состав Ветхого Завета. Книга пророка Даниила включает в себя 14 глав, которые можно разделить на две части: историческую и пророческую.

Во второй части изложены бывшие ему видения и откровения о судьбе мира. Книга пророка Даниила цитируется в Новом Завете: на нее ссылаются в своих беседах Спаситель и Его апостолы.

В народной традиции святому молятся об объяснении непонятных и беспокоящих снов.

Молитва ко святому пророку Даниилу поможет в случаях, когда человек чувствует, что теряет веру в Бога, когда его обуревают недостойные страсти и искушения.

Также ему молятся о сохранении и укреплении православной веры, просят о даровании смирения и кротости, той, какою он усмирил львов во рву, выпушенных на него палачами, чтобы те разорвали святого, а хищники, усмиренные его молитвой ко Господу, покорно улеглись у его ног.

Молитва перед его иконой помогает в делах семейных, связанных с непочтительным отношением детей к родителям, начальствующим лицам – в справедливом решении судейских дел и разумном руководстве, а подчиненным – усердно исполнять свои обязанности, поскольку все, кто вверили себя Богу и признали, что исповедуют Христову веру, в конечном счете находятся в служении Господу, каждый на своем месте. Святому пророку Даниилу молятся о пресечении тех явлений в мире, тенденций в обществе, которые препятствуют укреплению веры, доверия к церковным уставам и Господним заповедям, что на сегодняшний день весьма актуально – не секрет, что в современном обществе духовные основы изрядно расшатаны, и зачастую исполнение церковных обычаев мирянами носит формальный характер. Книги же пророка полны мудрости, которая, наряду с мудростью других книг Священного Писания, помогает правильно устраивать духовный мир христианина.

Молитва:О, прехвальный и пречудный пророче Божий Данииле! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему.

Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Акафист матроне московской: текст, в чем помогает святая, как правильно читать

День памяти установлен Православной Церковью 17/30 декабря.

Житие святого пророка ДаниилаИмя святого пророка Даниила, называемого одним из больших, или великих, пророков, переводится с иврита как «Бог мой судья». Сразу заметим, что деление пророков на больших и малых не означает степени их заслуг перед Богом в пророчествах.

Это разграничение принято исходя исключительно из объема оставленного ими пророческого наследия, включенного в книги Ветхого Завета.

Даниил, как и трое его друзей Анания, Мисаил и Азария – все из знатных семей, после того как Иерусалим пал под натиском войск вавилонян, возглавляемых царем Навуходоносором, в 606, по другим сведениям – 607 году до Рождества Христова, был взят в плен, где друзьям Даниила присвоили другие, вавилонские имена: Седрах, Мисах и Авденаго.

Несмотря на то, что они считались в плененном положении, юноши получили хорошее образование, так как халдейские науки были достаточно развиты по состоянию на тот период времени, и изучили в совершенстве местные наречия. Юноши были вынуждены принять языческие имена, но не изменили отеческой вере.

Не желая оскверниться языческой пищей, которую при царском дворе окропляли кровью жертвенных животных, что невозможно было по ветхозаветным догмам, четверо молодых людей упросили их воспитателя приносить им только растительную пищу. Воспитатель согласился, однако поставил условие – по истечении некоторого времени он проверит состояние их здоровья.

Как ни странно, питавшиеся только вегетарианской пищей юноши оказались крепче тех, кто питался в основном мясной пищей.

К тому же их, изо всех сил стремившихся всеми способами сохранить усердие в следовании вере и всячески избегавших языческого осквернения, Господь одарил таким разумением всяческих наук, что Навуходоносор, экзаменуя их, признал, что эти молодые совсем люди умнее и вразумленнее, чем иные мудрецы при его дворе.

Школа была окончена, и Даниил и его друзья были приняты на службу к царскому двору. В звании придворного сановника он оставался многие годы и при самом вавилонском царе Навуходоносоре и пяти последующих преемниках. Когда Вавилон был покорен, ему было уготовано место советника при царях Дарии Мидийском и Кире Персидском – властителях, оставивших серьезное историческое наследие.

Подобно Иосифу, который толковал сны фараона, Даниил был наделен даром воспоминания забытых людьми снов и толкования их и иных видений. Навуходоносор, прознав об этом качестве Даниила, велел ему истолковать сон, который весьма взволновал царя, когда тот проснулся в тревожном чувстве, но сам сон, его содержание Навуходоносор совершенно забыл.

Даниил же помог вспомнить ему его сон и дал ему толкование.Во сне царь увидел идола, ужасного и громадного, который был сделан из четырех металлов. Голова его была из золота, грудь и руки – из серебра, чрево и бедра из меди, железные голени завершались глиняными стопами и пальцами. Но с огромной горы внезапно скатился тяжелый камень и разбил идола.

По толкованию преподобного Ефрема Сирина, золото – царство вавилонское, серебро – царство мидян, медь – царство персов, железо и глина – завоевания Александра Македонского и десяти царей греческих, связанных единой стопою, но разрозненных между собою. Отсюда и пошло выражение – «колосс на глиняных ногах».

По толкованию же святителя Иоанна Златоуста, камень, разрушивший истукана, оторвался от горы добровольно, как добровольно Мессия, произошедший от колена Авраамова, пришел в мир, оторвавшись от Царства Божия – великой Горы.

Преподобный Ефрем Сирин также аллегорически толковал видение Горы, как явление Пречистой, от Которой произошел Он, по выражению святого, «неискусобрачно», то есть не потерявшей девства (Дан. 2:31-46; 7:1-28). Иоанн Златоуст толкует место «И наполнил всю землю» (Дан.

2, 35) как пророческое свидетельство о Евангелии, которое через апостолов распространено было по всей Ойкумене и далее.Царь возвел Даниила в сан одного из вавилонских начальников, высоко ценя его качества и государственный ум. Но вскоре задумал возвести огромное свое изображение в виде статуи бога Мардука, перед которой ему должны были воздавать почести, как языческому богу.

Этот труд он решил поручить друзьям Даниила – Анании, Азарии и Мисаилу. Юноши, оставаясь верными своей вере, отказались. Разгневанный Навуходоносор повелел бросить их в печь, пламя над которой поднималось так высоко и жар которой был столь велик, что опалял всех, кто присутствовал при этой казни.

Но Ангел Господень явился отрокам, и святые ходили посреди пламени, не опаляемые им, усердно молясь Богу. Увидев это, царь прекратил казнь.

О дальнейшей их судьбе известно, что они скончались в плену в весьма преклонном возрасте, а по версии, которая принадлежит святителю Кириллу Александрийскому, святые Анания, Азария и Мисаил умерли насильственной смертью, обезглавленные по приказу царя Камбиза.Навуходоносора на троне сменил Валтасар.

Тот самый, чьи невероятные по роскошеству и распущенности нравов пиры остались в истории как Валтасаровы. Прошли не века – эпохи, а выражение «валтасаровы пиры» стало нарицательным для безудержных оргий, устраиваемых властителями, во все последующие времена.

Но на одном из пиров Валтасара присутствующие были повержены в ужас: на стене явилась записанная огненными буквами надпись «Мене текел фарес», по другому написанию «Мене текел упарсин», которую святой пророк Даниил перевел как «Ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы». В 539 году до Рождества Христова Дарий, царь Мидийский, покорил Вавилон, Валтасар погиб.

Так сбылось предсказание Даниила (Дан. 5:25-28). При победившем Дарии святой Даниил вновь занял важный государственный пост.

Зависть языческих чиновников, наветы их и доносы на святого пророка привели к тому, что святого Даниила бросили в ров со львами, но святой вознес Богу молитвы, и свирепые хищник повели себя, как покорные ягнята: начали тереться о его ноги и улеглись с ним рядом. Увидев это, Дарий был крайне изумлен.

Он заподозрил, что пророк невинен, велел разобраться в этом странном деле и, когда узнал, что это всего лишь ложные наветы, бросил клеветников в тот же ров, и те были растерзаны львами. Дарий же, увидев могущество Господа, уберегшего от гибели Своего пророка, обратился в его веру.

В это же время святой пророк получил от Господа пророчество о «семидесяти седьминах», где был указан срок, через который придет Мессия, чтобы основать Свою Церковь (Дан. 9:24).Царствование мидян сменило царствование персов.

Кир Персидский оставил мудрого святого при себе в том же начальственном звании, и влияние Даниила на персидского царя было столь велико, что в 530 году до Рождества Христова Кир издал указ об освобождении из вавилонского плена евреев. Это произошло следующим образом. По Преданию, пророком Исайей Киру было предсказано о нем в книге этого величайшего из пророков, которому принадлежит едва ли не наибольшее количество пророчеств о Рождестве Христовом, о Его земном пути, об окончании того пути и о грядущем Царствии Божием. Увидев предсказание, сделанное о нем за 200 лет до времени его царствования, Кир был потрясен, признал власть единого Бога и повелел восстановить в Иерусалиме храм в честь Бога единого. На третий год служения Киру Персидскому святой пророк Даниил получил от Господа откровение о судьбе народа Израилева, о грядущих гонениях на веру при Антиохе Епифане во II веке до Рождества Христова. На этом сведения о жизни святого пророка Даниила обрываются. Известно только, что скончался он в возрасте примерно 90 лет. Похоронен он был в Вавилоне, потом прах его перенесли в город Сузы, расположенный на территории нынешнего Ирана. Его развалины сегодня называются Шуш, а местность возле небольшой реки Шаур, между Керху, притоком Тигра на западе, и рекою Дисфуль на востоке – Шуш-Даниэль. Здесь возвышается надгробная постройка, называемая могилой Даниила. Часть мощей пророка была перевезена Тимуром (иначе – Тамерланом) в Самарканд, где над местом их упокоения был устроен мавзолей, который перестроили в начале прошлого века. Почитаемый и в исламе пророк Даниил, называемый мусульманами Данияром, увековечен и в этих землях. Рядом с мавзолеем – Мазаром Ходжи Данияра протекает источник с чистой, вкусной и целебной водой, он считается священным. Прежде чем войти в мавзолей, паломники должны омыть в источнике все открытые части тела и выпить святой воды из источника. Паломников здесь много. В 1996 году источник посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Говорят, что засохшее фисташковое дерево примерно 500-летнего возраста, растущее возле мавзолея, после этого посещения вновь зацвело. Другие с визитом Патриарха появление новых побегов не связывают и говорят, что случилось это позже, в начале 2000-х годов, но факт остается фактом. У местных жителей есть поверье, восходящее к зороастрийской традиции: перед тем как обратиться с молитвой к святому пророку, они загадывают желание и завязывают ленточку на деревьях вблизи святого места.

Какое чудо произошло

Кроме тех чудес, о которых сказано в самой «Книге пророка Даниила», засвидетельствованных более нет, хотя известно, что было их немало, о чем указано в греческих переводах пророчеств Даниила.

Здесь приведены апокрифические свидетельства – например, разоблачение языческих жрецов или победа над драконом, которому поклонялись вавилоняне, за что его вновь пытались умертвить, и снова святой пророк был избавлен Богом от гибели. В западном изобразительном искусстве часто встречается сюжет о Сусанне, которую ложно оговорили по подозрению в измене мужу.

Но прозрением своим святой пророк Даниил оправдал ее, выступив как судья. Косвенно этот сюжет отражен и в православной Молитве святому пророку Даниилу, где говорится: «судиям испроси нелицеприятие и бескорыстие, правоту и сострадание к обидимым».Пророчества Ветхого Завета – древнейшие свидетельства нерушимой связи с Богом, которая придает смысл нашему существованию.

Они, тысячелетия назад даваемые людям через пророков, обещали тем и всем будущим поколениям пока еще смутную надежду на грядущие Христовы времена, в которых станет возможной реализация сердечных упований на Вечную жизнь в Царствии Божием.

Значение иконы

Значение иконы каждого святого толкуется исходя из свидетельств о его жизни и его делах во имя Господне. В христианском представлении святой Даниил причислен к пророкам и высоко почитается, хотя у иудеев его пророком не считают, поскольку он не общался непосредственно с Богом, а все пророческие свидетельства давались святому через ангелов Его.

Но на его пророчества в Евангелии от Матфея ссылается Иисус Христос: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24:15–16), и все его предсказания о приходе Мессии сбылись, так же, как и седьмины – срок, через который Он пришел в мир.

На протяжении долгого времени истинность «Книги святого пророка Даниила» подвергалась нападкам, на ее защиту становились такие святители, как Евсевий Кесарийский, Мефодий Тирский, Аполлинарий Лаодикийский и блаженный Иероним. Автор этой книги Ветхого Завета и сам свидетельствует о себе неоднократно на ее страницах, говоря о себе «Я, Даниил».

Пишет, что и другие называют его также, и также свидетельствует об Ангеле, который давал ему пророчества от Бога, а пророк их записывал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *