Икона валаамская божья матерь

Икона валаамская божья матерь

Иконография этого образа необычна. Он немного отличается от других известных и прославленных в Церкви икон Богородицы. На Валаамской иконе Богоматерь изображена в рост на облаке в темно-синем гиматии и ярко-красном мафории, поддерживающей Богомладенца скрытой под мафорием рукой снизу, а другой, в поруче, спереди. Стопы Богоматери открыты и без обуви. Богомладенец в белом гиматии, Его правая рука благословляет, в левой — держава, увенчанная крестом.

Подобное изображение Богоматери в Византии называли Никопея («Победотворная»). Название «Валаамская» стало для этой иконы не просто обозначением места её прославления, но выражением её таинственной связи со Спасо-Преображенским Валаамским монастырем. Наверное, основатели его, преподобные Сергий и Герман, при жизни на острове молились пред подобным образом Божией Матери. Тем более что по происхождению они были греками, а иконография Валаамской Никопеи также Византийского происхождения.

С другой стороны, Богородица в красном царственном, будто порфира, мафории является на иконе как Небесная Владычица. В иконе выражается полнота достоинства Божией Матери как Царицы неба и земли. Богородица зрится на иконе, будто огненный столп, в середине которого, как на престоле, восседает Предвечный Младенец-Вседержитель. Икона поражает сочетанием царственного величия и кроткого безмолвия.

Явление Валаамского образа чрезвычайно глубоко по своему духовному смыслу, ибо им Божия Матерь Сама засвидетельствовала Свой особый Покров острову на Ладоге, его духовного достоинства как Северного Афона (наименование «Северный Афон» стало вторым духовным именем Валаама). Поэтому икона являет образ исихастской молитвы, монашеского умного делания. Богородица предстает на иконе как Великая Мать, Игумения всех монашествующих, Настоятельница Валаамская.

История обретения Валаамской иконы Божией Матери и типична, и по-своему необычна, но довольно поучительна.

О ней повествует записанное иноками «Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемом «Местная Валаамская»».

Одна благочестивая женщина (крестьянка Н.А. Андреева из Петербурга) в 1878 году сильно простудилась, у неё развился острый ревматизм рук и ног. Болезнь причиняла страшные страдания, никакое лечение не помогало. Врачи советовали ехать на теплые воды, но на это не было средств, и когда она уже находилась на грани отчаяния, какой-то внутренний голос сказал ей: «Поезжай на Валаам, выздоровеешь!». На последние деньги она купила билет, однако накануне поездки её одолело сильное сомнение. И вот ночью Наталии Андреевне было видение:

К ее кровати подошла Женщина высокого роста в одеянии из малинового бархата с Ребеночком на руках; вся Она была окружена каким-то чудным светом. «У меня мелькнула мысль: неужели это Матерь Божия! — рассказывала Н.А. — Но назвать Ее так вслух я не посмела. Я хотела было дотронуться до Неё, но Она отступила и говорит: «Не плачь, Спаситель по пути и Я по пути тебе! Ты Меня увидишь на Валааме», и скрылась».

Укрепленная чудесным видением Божией Матери болящая Наталья на другой день с радостной душой отправилась в святое паломничество. Это было в 1887 году на праздник обретения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Однако первый приезд на Валаам лишь укрепил надежду, но не принес полного избавления. Страждущая женщина сподобилась узнать свою Посетительницу в Успенской церкви в иконе на левой колонне. Но в этот самый момент раздался свисток на готовом к отплытию пароходе.

Наталья Андреевна едва только успела поставить свечку, но, вернувшись в Петербург, она почувствовала значительное облегчение. Тогда она дала обещание обязательно вскоре приехать еще раз и воздать благодарение Богу и Его Пречистой Богоматери пред явленной иконой. Однако, её второй приезд в 1896 году оказался неудачным: она не нашла икону на месте. Но на третий раз на праздник преподобных Сергия и Германа в 1897 году исцеление было полным.

Перед этим Наталья Андреевна со слезами горячо молилась перед мощами Валаамских чудотворцев об обретении иконы Божией Матери. И было ей еще два благодатных сна: в первом старичок в камилавке (по-видимому, преподобный Сергий Валаамский) сказал ей: «Подожди, найдешь Царицу Небесную!»; во втором, уже готовясь ко Причастию, она явственно узрела, как обретенную икону заносят в собор.

И после ранней литургии виденная ею картина сбылась во всех деталях: по указанию Андреевой образ действительно нашли в кладовой в углу, завернутый в холст. У болящей откуда силы взялись: едва ходившая, она вместе со всеми почти побежала в собор, где на столе уже стояла икона. «Эта ли икона?» — спросил отец Пафнутий. «Эта самая!» — в волнении воскликнула она.

«Горячо я возблагодарила Господа за несказанную Его милость! — говорит свидетельница чуда.- Мне налили святой воды в бутылку. Как напилась я святой воды, сразу почувствовала, что силы ко мне возвращаются. Взяв масла из лампадки, я, вернувшись к себе, помазала руки и ноги; боль и ломота стихли, и за столько лет я в первый раз заснула спокойно . После обретения выяснили, что эту икону в 1878 г. (в том самом, когда Н.А. получила сильную простуду, послужившую в итоге к прославлению Божией Матери) написал о. Алипий, валаамский изограф. Андреева, узнав о сем, нашла инока и низко поклонилась ему.

Расскажем же и о нем (тем паче, что иногда пишут, что автор Валаамской неизвестен).

При пострижении в монашество его нарекли именем преподобного Алипия, иконописца Киево-Печерского, что явилось прорицанием о его главном делании в монастыре. Иеромонах о. Алипий украсил многие рукописи, написал множество икон, создав особый «валаамский стиль», близкий афонскому письму XIX века. Надпись на надгробном камне на старом кладбище гласила: «Иеромонах Алипий, скончался 17 августа 1901 года, 50 лет от рождения. Искусный иконописец и усердный труженик. Святии отцы и братия, не забудьте и меня, егда молитеся».

Потом через эту икону Божия Матерь явила свидетельство о мощах самих Валаамских чудотворцев. Дело в том, что некоторые думали и говорили, что мощей преподобных Сергия и Германа нет под ракой, которая стоит будто только для их воспоминания. Однажды этому искусительному помыслу поддался известный старец о. Борис, в схиме Николай. Вот что он говорит.

«Во время всенощной, когда читали кафизмы, я сидел на хорах на первой скамейке и думал, что остров-то большой, и где могила неизвестна. Вдруг я умилился сердцем; на глазах показались слезы. Я взглянул на Валаамскую Божию Матерь, образ, который висел на колонне напротив креста. Около этой иконы увидал я преподобных Сергия и Германа; они стояли у ног Божией Матери, один по правую, другой по левую сторону. Одеты были они в мантии и схимы.

Они смотрели на братию, а у меня от радости слезы лились и душа рвалась к небесам… Я посмотрел опять на икону Валаамской Божией Матери, но преподобных Сергия и Германа больше не было, они скрылись. После этого я твердо уверовал, что они положены здесь, где находится рака, и что во время службы присутствуют с нами и стоят у ног Божией Матери, молятся и смотрят на нас.

И насельники, и паломники Спасо-Преображенского монастыря в один голос заявляют, как велико значение иконы Валаамской Богоматери для всей России. Это одна из трех икон Божией Матери, явленных в царствование Государя Императора Николая Александровича, наряду с Порт-Артурской и Державной иконами (Валаамский образ был явлен вскоре после венчания на престол царя-мученика).

Поразительно сходны обстоятельства их обретения: перед прославлением они пребывали в забвении и внешнем уничижении. Если учесть, что образ Божией Матери «Никопея» был в Византии палладиумом императорского дома, то становится очевидной духовная связь Валаамской и Державной икон Божией Матери. Промыслом Божиим между явлениями этих икон совершилось царствование российского самодержца Николая II.

После революции икона разделила с братией скорбь исхода из монастыря. До 1940 года она оставалась на Валааме, отошедшем после 1917 года к Финляндии, но после присоединения Ладоги к Советскому Союзу вместе с валаамскими иконами ушла в Финляндию, где валаамцы во главе с игуменом Харитоном основали монастырь, названный ими «Новый Валаам», главной святыней которого стал Валаамский образ Божией Матери. Сейчас явленная икона находится в Преображенском соборе Ново-Валаамского монастыря в Финляндии как его главная святыня.

На старом же Валааме остался список этой иконы, которая находилась прежде в Петербурге на Валаамском подворье. В 2000 году Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил строительство первого храма в честь почитаемой и чудотворной иконы Валаамской Божией Матери, причем в том месте, где она была обретена. Тогда же им установлено празднование иконы Божией Матери «Валаамская» в первое воскресенье после дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

По материалам сайта Икона, иконография, иконопочитание

икона Божьей Матери «ВАЛААМСКАЯ»

Местночтимая

Икона Божьей Матери «ВАЛААМСКАЯ» написанная в 1878 году валаамским иконописцем Алипием, по неизвестным причинам около двадцати лет пролежала в монастырской кладовой церкви святителя Николая. Обрели икону 11 сентября 1897 года. При этом исцелилась от застарелой болезни ног паломница Наталья Андреева, которой Божия Матерь явилась накануне.

До 1940 года икона Божьей Матери оставалась на Валааме. С приходом на остров советской власти, монахи, перебравшиеся в Финляндию и основавшие там «Новый Валаам», забрали её с собой, и этот чудотворный образ до настоящего времени является главной святыней Преображенского собора Ново-Валаамского монастыря. На старом же Валааме остался список (копия) иконы Божьей Матери, которая находилась прежде в Петербурге на Валаамском подворье.

В 2000 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил строительство первого храма в честь Валаамской иконы Божией Матери, причём в том месте, где она была обретена. Тогда же им установлено местное празднование иконы Божией Матери Валаамская – в первое воскресенье после 11 июля (дня памяти святых преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев) и после 12 июля (дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла). Храм в честь Валаамской иконы Пресвятой Богородицы был освящён 19 февраля 2005 года.

В Финляндской Православной Церкви праздник в честь Валаамской иконы отмечается 7 августа.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Валаамская» молятся об утверждении в вере и любви.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Валаамская»

О Чудная и вышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати!
Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти, разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим в будущем веце всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.
Тропарь, глас 4
Богородице Дево, на Твою икону пресветлую взирающе, радуемся, пред нею бо на острове Валааме мольбы усердно молящихся исполняются; услыши, Пречистая, и нас молящих Ти ся, утверди нас в вере и любви, и испроси мирови мир и душам нашим велию милость.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, от него же истекает благодатная помощь всем, с верою притекающим к нему.

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы — Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы — О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери — Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице — Основные молитвы.

Жития Святых — Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину — Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи — Сборник небольших притч (историй)

Литература — Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм — Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные «духовные» практики.

Суеверия — Описание некоторых суеверий.

http://pravkurs.ru/ — Православный интернет курс дистанционного обучения. Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасо-Преображенском Валаамском >муж. мон-рев 1897 г.

История обретения зафиксирована в «Сказании об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемого Местная Валаамская» и связана с чудом исцеления от ревматизма крестьянки Тверской губ. Корчевского у. дер. Зорино Н. А. Андреевой, проживавшей в С.-Петербурге, в богадельне Брусницына. Андреевой во сне явилась Богородица и повелела ехать в Валаамский монастырь, где она получит исцеление от Ее иконы. Приехав на Валаам, Андреева нашла икону и, вернувшись в С.-Петербург, почувствовала значительное облегчение. Во 2-е свое посещение Валаамского мон-ря летом 1896 г. Андреева не увидела иконы, висевшей прежде в Успенском храме на колонне с левой стороны. Ризничий мон-ря о. Пафнутий не нашел образ и решил, что икону отправили в С.-Петербург, в Валаамскую часовню на Васильевском о-ве, но и там иконы не оказалось. Приехав на Валаам в 1897 г., в день памяти преподобных Сергия и Германа, Андреева в тонком сне увидела место пребывания иконы, указала на него, и В. и. была обретена. Перед образом была возжена неугасимая лампада и отслужен водосвятный молебен, Андреева получила исцеление. С явлением В. и. связывают духовное свидетельство Божией Матери о Ее Покрове Валааму как Сев. Афону.

Икона была написана в 1878 г. валаамским иером. Алипием (Константиновым), имевшим художественное образование и нареченным в монашестве в честь преподобного Киево-Печерского иконописца. Богородица на иконе изображена в рост, стоящей на золотом облаке, перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой — спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон, не скрывающий Ее босых стоп. Богомладенец изображен фронтально в желтом хитоне, правой высоко поднятой рукой благословляет, в левой — держава, увенчанная крестом. В художественном стиле иконы сочетаются академическая живописная манера и иконописная традиция Афона кон. XIX в. В нижнюю часть иконы игум. Гавриилом была вложена частица ризы Божией Матери.

Во время своего посещения Валаама, в июне 1914 г., на «царском месте» близ В. и. молился вел. кн. Николай Николаевич. Позже для него была сделана рукописная копия Сказания (АФВМ. 1915. № 23. Л. 6-16) и в иконописной мастерской Валаама выполнен список В. и., посланный в С.-Петербург через духовника вел. князя иеросхим. Ефрема (Хробостова). После вступления России в первую мировую войну вел. кн. Николай Николаевич в дек. 1914 г. пожертвовал мон-рю тысячу рублей «с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты от него были употребляемы на вечное возжение лампады перед образом Пресвятыя Богородицы Валаамския» (АФВМ. 1915. № 23. Л. 2-5).

В. и. пребывала на Валааме, отошедшем в 1917 г. к Финляндии, до 1940 г., когда после присоединения Ладоги к СССР иноки, вынужденные покинуть о-в Валаам, перенесли образ в мон-рь Новый Валаам, в Преображенском соборе к-рого (за левым клиросом) В. и. находится в наст. время.

Одно из последних чудес от В. и. зафиксировано со слов настоятеля Финляндского Валаамского мон-ря архим. Сергия: в 1996 г. получил исцеление сын греч. свящ. Илии, просившего молитв братии у В. и.

Празднование иконе Финландской Православной Церковью совершается 20 авг. Архиеп. Павел (Олмари) написал тропарь В. и. Кондак иконе по благословению настоятеля Финляндского Валаамского мон-ря составила фин. правосл. поэтесса Валентина (Туула) Пеннонен, к-рая, будучи слепой, духовно увидела образ Божией Матери.

В России остался чтимый список иконы (135´ 82 см), созданный валаамскими монахами в 1900 г. Он находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском о-ве, затем, очевидно еще до ее закрытия в 1932 г., был перенесен в ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. Образ особенно почитался прихожанами храма, были зафиксированы случаи исцеления. 9 июля 1992 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками С.-Петербургской епархии и валаамской братией В. и. была торжественно перенесена на Валаамское подворье в С.-Петербурге. В том же году 11 июля к празднику преподобных Сергия и Германа икону временно перевезли на Валаам, а затем вернули на подворье. 10 июля 1996 г. по благословению Патриарха Алексия II состоялось перенесение образа из С.-Петербурга в Валаамский мон-рь. 13 июля 1997 г. в связи со 100-летней годовщиной явления В. и. указом Патриарха было установлено празднование иконе; до 2003 г. оно совершалось в день обретения В. и.- в 1-е воскресенье после дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и дня памяти апостолов Петра и Павла (29 июня); в наст. время — 1/14 июля. 10 июля 2002 г. Патриарх освятил в честь В. и. Никольскую ц. (была упразднена в 1853). Служба В. и. на церковнославянском языке составлена в 2003 г. схиигум. Серафимом (Бараделем). В. и.- одна из главных святынь Валаамского мон-ря — находится в ц. преподобных Сергия и Германа Валаамских. Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления (в мон-ре ведется запись о чудесах, происходящих от В. и.). На деньги одного из благотворителей обители в благодарность за выздоровление от тяжкого недуга была расписана ц. во имя В. и., устроен вызолоченный резной иконостас и написана точная копия В. и.

Известны списки В. и., отличающиеся от иконы иером. Алипия нек-рыми деталями. 14 июля 1992 г. правосл. об-вом «Валаам» (Финляндия) Валаамскому мон-рю был подарен список В. и., выполненный в 1992 г. иконописцем С. Павловым.

В 1995 г. этот список по благословению настоятеля Валаамского монастыря архим. Панкратия (Жердева) был передан на Московское подворье мон-ря, где в наст. время находится в киоте слева от центрального придела ц. во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских.

В Казанском храме Валаамского подворья в С.-Петербурге между главным престолом и правым Никольским приделом находится список В. и., с образами преподобных Сергия и Германа в клеймах, написанный в 1997 г. Юлией Боголюбовой.

В мае 1974 г., во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Финляндию, ему была преподнесена В. и. (в наст. время местонахождение неизв.), написанная специально к приезду Первосвятителя фин. иконописцем Петром Сасаки, японцем по национальности, принявшим Православие.

Арх.: АФВМ. Еа:153. № 24 за 1920 г.; Еа:132. № 23 за 1915 г. Лит.: Богоматерь Валаамская // ЖМП. 1975. № 1. С. 28-29; РывкинВ. Ф. По Валааму. Петрозаводск, 1990. С. 135-138; БеловодовГ.,свящ. Сказание о Валаамской иконе Божией Матери / Валаамский мон-рь. СПб., 1997.

Иеродиак. Онуфрий (Маханов), Э. В. Шевченко

Валаамская икона Божией Матери. XIX в.

Валаамская икона Божией Матери. XIX в.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *