Икона царственные страстотерпцы

Икона царственные страстотерпцы

Статусы про корону на голове понадобятся, если вам надоел какой-то конкретный человек. Донесите свою мысль ненавязчиво, но очень красиво.

Содержание

Всё что я хочу чтобы твоя же корона продырявила тебе голову

  1. Главное в человеке это его достижения. А не то, что он там сам себе придумал.
  2. А, знаешь, что тебе вот точно не понадобится? Курсы повышения самооценки…
  3. Знаешь, как ненавидишь всё вокруг, когда внезапно ударился о что-то? Вот так же я ненавижу людей с короной на голове…
  4. Парень должен называть свою девушку принцессой, а не говорить что-то типа “корону сними”.
  5. У тебя настолько нет вкуса, что даже корона на голове смотрится отвратительно!
  6. Натяни лучше корону свою посильней на уши, а то я сейчас тебе такого наговорю…
  7. Ну есть у тебя корона, ну и смотри на неё дома. Мне-то ты зачем её показываешь?
  8. Мне для счастья не надо много. Лишь бы ты, моя дорогая, засунула корону куда подальше!
  9. Не надо думать, что ты лучше других. С тобой никто не хочет общаться, потому что ты стерва.
  10. И, знаете, вот этих всех мадам с короной на голове, их и любят. А нормальных девушек не ценят…
  11. Бывает, смотришь, идёт мужчина, весь из себя, а с ним баба из достоинств только корона на голове.
  12. Не стоит грустить из-за того, что кто-то не с вами. Быть может, корона на голове не даёт ему разглядеть нормальную девушку.
  13. У каждой девушки на голове должна быть маленькая коронка. И показывать её она должна только избранным…
  14. Да как же ты не поймёшь, что от короны на своей голове страдаешь ты, а не я или кто-то там ещё.
  15. Вот так бывает поссоришься с хорошей подругой из-за пустяка, а как помириться так нет, корона не позволяет.
  16. Ты должна быть доброй и ласковой. Тогда к тебе потянуться все. А корону свою сними.
  17. Да я-то вижу, мадам, что у вас корона на голове. А это ничего, что она из бумаги, или это так задумано?!
  18. Мне-то всё равно. Я с тобой пообщалась, и забыла. А вот мужу твоему с тобой ой как не повезло.
  19. Тебе кажется, тебе можно всё, ты особенная. А на самом деле тебя плохо воспитали.
  20. Да, пускай в моей жизни не всё хорошо, но я благодарна богу, что хоть корону себе на голову не нацепила, как ты.
  21. Бывает, общаешься с человеком, а он бац и нацепил корону.
  22. Переделать человека можно, если он только сам этого хочет, а ещё если он ещё не успел натянуть себе корону на голову.
  23. Блондинка ты или брюнетка в любом случае корона на голове будет смотреться плохо.

Сними корону, а то тебя не видно

Корона на голове у кого-то из ваших знакомых настолько явная, что, кажется, скоро будет высвечиваться на фотках? Не злитесь, устанавливайте статус про корону.

  1. Я полюбил добрую и нежную девушку. Хотел сделать из неё принцессу, и надел корону. А зря.
  2. Бегите от самовлюблённых, ничего не объясняя. Просто бегите, всё поймёте потом.
  3. Если у тебя не получается снять корону со своей головы, то поверь: уж у меня точно получится.
  4. Если вы реально не хотите, чтобы вам били по голове, не надевайте на неё корону.
  5. Вокруг так много принцесс с их коронами, что иногда просто хочется поговорить с добрым и воспитанным человеком.
  6. Добиваясь вас, мужчина должен наклониться к вашим ногам. Так с его головы точно спадёт лишнее корона :D.
  7. Если человек с короной на голове просит вас дать ему шанс, либо бегите, либо напрочь сшибайте корону!
  8. Дорогие девушки, раз уж вы решились надеть корону, проследите, чтобы она смотрелась красиво, а не фиг пойми как.
  9. Добиться того, чего добилась я непросто. Конечно, намного проще надеть корону.
  10. Для того, чтобы повысить самооценку, вовсе не нужна корона. Это так, если вы не знали.
  11. Я просто хотела, чтобы ты улыбался, милый. А надевать корону тебе на голову мне вовсе не хотелось.
  12. Ты всегда казался мне необычным. Потому что ты умел ценить себя, и при этом никогда не надевал на голову корону.
  13. Извини, но глядя на тебя, я вижу лишь корону, кусок волос и до нельзя оскаленные зубы.
  14. Надевай корону только если добьёшься чего-то. А когда добьёшься тебе уже не захочется её надевать!
  15. У меня такие планы на тебя, детка, ты не представляешь. Начну, пожалуй, с того, что сниму с тебя корону.
  16. Фиг с ней, с короной-то. Но выражение лица можно было сделать поприятней?
  17. Нет, это невозможно, жить вот так. У тебя, деточка, такая тяжёлая корона на голове, что мне тебя жалко.
  18. Да не особо-то я и завидую. Знаешь, если го*но надело на голову корону, оно так и остаётся го*ном.
  19. Я говорю тебе “спасибо” за всё, что между нами было, но твоя корона на голове больше не даёт поводов быть вместе.
  20. А зачем ты корону надел-то? Рога скрываешь или что, не пойму?
  21. Так надоело общаться с людьми с коронами на головах. Так хочется просто посмеяться, пообщаться…
  22. Любовь зла: полюбишь и мужика с короной на голове. Не дай Бог, конечно.
  23. Корону свою показывать будешь разве что родителям. А мне твои фокусы вообще ни к чему.

Я на твою корону не претендую

Статусы “корона не жмёт” если вы хотите аккуратно задать вопрос кому-либо из своего окружения. Кстати, это можно делать даже в том случае, если человека нет в социальных сетях.

  1. Девушки, если вам предлагают снять корону, то снимите её тому, кто вам это предлагает!
  2. Корону можно себе позволить. Но нужно смотреть, чтобы она не стала таких размеров, когда из-за неё ничего не видно.
  3. Если ты уже и надеваешь корону, убедись, что умеешь вести себя правильно, ведь ты привлекаешь внимание…
  4. Если вы хотите возвыситься, последнее, что нужно для этого сделать это надевать корону…
  5. Если вы носите корону на голове, это значит, что у вас ещё подростковые комплексы, а никак не то, что вы королева…
  6. После того, как закроешь рот, не забудь поправить короны, что на голову себе понацепляла.
  7. Дорогая, даже если тебе и идёт корона, это вовсе не значит, что тебе нужно её надевать…
  8. Если уж ты и надеваешь корону, то не хвастайся ею. Это стыдно, гордиться здесь нечем.
  9. Тебе надо прекратить читать женские журналы. Это, видимо, там тебя научили “любить себя”.
  10. Ты никому ничего не должна только в том случае, если тебе никто ничего не должен…
  11. Никто не вправе прожить за тебя твою жизнь. Поэтому корону с головы придётся снимать самостоятельно.
  12. Надеть на голову корону может и женщина, и мужчина. Но чтобы стать женственной или мужественным, этого недостаточно.
  13. Чтобы не дать себя в обиду, не обязательно на себя надевать корону. Уж поверь!
  14. Девочка, если в твоей голове нет никаких знаний, не нужно цеплять на голову эту корону…
  15. Некоторые начинают жизнь с чистого листа так: просто надевают на голову корону.
  16. Ну и что, что на голове твоей корона? Ты же доступна практически всем!
  17. Корону можно позволить себе маленькую. Тем более если она не мешает другим.
  18. Не надо показывать свою корону. Как только она упадет с головы, найдётся кто-то, кто разобьёт ей тебе голову.
  19. Если ты хвастаешься своей гордостью, то и гордости у тебя никакой нет!
  20. Корона на голове… ну что ж, это красиво. Но нет ничего хуже, если она вам немножечко великовата.
  21. Раньше короны передавались по наследству, а теперь их может надеть каждый дурак. Вот почему их так много и развелось!
  22. Мир становится таким маленьким, когда у тебя на голове корона. Скажи, оно тебе надо?
  23. Меня совсем не интересует твоя корона. Радуйся ей сама, а меня, пожалуйста, не трогай.

Статусы про корону на голове, пожалуй, не самое приятное, что может быть. Тем не менее во многих случаях это действительно помогает утереть некоторым нос!

Одной из самых трагических страниц в истории России 20 века стало убийство царской семьи, продиктованное, как утверждали большевики, «революционной необходимостью». Жертвами этой бесчеловечной логики пали не только Николай II, ставший последним представителем трехсотлетней династии Романовых, но и его супруга, императрица Александра Федоровна, четыре их дочери возрастом от 17 до 23 лет и наследник престола, 14-летний цесаревич Алексей. Убиты были также люди, сохранившие им верность в этот последний час: как члены семьи, так и из ближайшего окружения.

История иконы

Грех убийства помазанника Божия тяготел над Россией долгие десятилетия, и лишь на рубеже тысячелетий, в 2000 году, убиенный император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью как царственные страстотерпцы. Для прославления новых святых появились иконы царской семьи Романовых.

Однако икона Романовых служит не только для прославления невинно убиенных, но и для покаяния народа, повинного в грехе отступничества от помазанника Божьего и оставления его вместе с невинными детьми в руках врагов. Грех этот усугубляется тем, что ни семья, ни приближенные во время ареста и содержания под стражей не пытались оказать сопротивления, смиренно принимая с христианской кротостью Волю Божью. Этот грех, до сих пор тяготеющий над Россией, придется отмаливать не одному поколению.

Поэтому неудивительно, что икона святых царственных страстотерпцев есть сегодня почти в каждом православном храме, а у многих верующих и дома. В этом и заключается значение иконы царственных мучеников – напоминать всем нам, как верующим, так и неверующим, о мученическом подвиге царской семьи, который был совершен во имя мира на русской земле и еще раз подтвердил незыблемость основ православия в Российском государстве.

Иконография царственных мучеников

Прежде всего, следует подчеркнуть, что иконография семьи Романовых основана на подлинных фотографиях царской семьи. Николай II, как известно, сам увлекался фотографией, и в архивах сохранилось множество снимков его семьи.

Русская православная церковь заграницей причислила царскую семью к лику святых мучеников еще в 1981 году, и сразу же начали появляться иконы царственных страстотерпцев, имеющие портретное сходство с фотографиями. Так, икона царя мученика Николая Второго являет лик царя, хорошо знакомый нам по фото.

Невозможно забыть, однако, что вместе с царем мученическую смерть приняла вся его семья, в том числе и невинные дети, поэтому не меньшее распространение получила икона царской семьи. Канон написания таких образов еще не сложился, поэтому иконописцы пошли двумя путями. Одни изображают царскую семью так, как она запечатлена на фотографиях.

Другие же следуют традициям православной иконописи и изображают царственных мучеников так, как принято писать святых: в соответствующих одеждах и с ликами, хотя и имеющими портретное сходство, но все-таки слегка стилизованными в иконописном стиле.

На иконе, созданной заграницей, увековечены не только царственные мученики, но и все, кто сохранил им верность до смертного часа, а также другие страстотерпцы, пострадавшие за свою верность Христову Учению и Православной Церкви.

Как защищают иконы царя и царственной семьи

Можно по-разному оценивать царствование Николая II, но его высокие моральные устои никогда не подвергались сомнению. Он был замечательным семьянином, жил сам и воспитывал своих детей в духе благочестия и верности Христовым заповедям, занимался благотворительностью и вносил щедрые пожертвования на постройку храмов. Поэтому иконе Николая Второго молятся о защите и сохранении мира в семье, об избавлении от семейных проблем, от проблем с детьми и близкими, но не только. Ее просят защитить от врагов нашей Родины, в том числе пытающихся расшатать ее православные устои; укрепить патриотические чувства.

Широкую известность получила икона царя Николая, источавшая миро и творившая чудеса исцеления, поэтому у верующих часто возникает вопрос: где находится сейчас мироточивая икона царя Николая? В настоящее время эта чудотворная икона находится в московском храме Святителя Николая в Пыжах.

В чем помогает икона царской семьи Романовых

Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.

Почитание иконы «Страстотерпцы Романовы» 4/17 июля – день гибели царской семьи и 25 января/ 7 февраля – Празднование Собора новомучеников, пострадавших за Христову веру после революции 1917 года.

Молитва перед иконой святых царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексея, царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии

Что вы наречем, о святии страстотерпцы Царствении, Царю Николае, Царице Александро, Цесаревиче Алексие, Царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие! Славы ангельския сподоби вас Христос Господь и нетленных венцев во Царствии Своем, наш же ум и язык недоумеет, како восхвалити вас по достоянию.
Молим вас с верою и любовию, помозите нам с терпением, благодарением, кротостию и смирением нести крест свой, надежду на Господа возлагающе и вся в руце Божии предающе. Научите нас чистоте и целомудрию сердечному, да, по глаголу апостола, всегда радуемся, непрестанно молимся, о всем благодарим. Согрейте сердца наша теплотою любве христианския. Болящия уврачуйте, юныя наставите, родители умудрите, скорбящим даруйте отраду, утешение и надежду, заблуждшия к вере и покаянию обратите. Защитите нас от козней лукаваго духа и от всякия клеветы, напасти и злобы.
Не оставите нас, заступления вашего просящих. Умолите Всемилостиваго Владыку и Пречистую Деву Богородицу Марию за державу Российскую! Да предстательством вашим укрепит Господь страну нашу, да ниспослет нам вся благопотребная к жизни сей и сподобит Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами и со всеми святыми земли Российския прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Царственные Страстотерпцы и новомученики Романовы

17 июля — день памяти царской семьи Романовых — Царственных Страстотерпцев: Николая II, его супруги Александры Федоровны, царевича Алексея, княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. Царственные Страстотерпцы были причислены к лику святых, это обусловлено величием последнего царя России, который явил образец православного человека, служившего всю жизнь Богу и России, ради чего он со своей семьей пожертвовал жизнью.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир Оглавление:

  • История семьи Николая второго
  • Зачем казнили царя и его семью
  • Канонизация царской семьи
  • Икона царской семьи
  • В чем помогает молитва к семье Николая II
  • День памяти

История семьи Николая второго

Николай II Романов родился 6(19) мая 1868 г. Воспитание получил строгое, жизнь мальчика состояла из простого быта и пищи, знакомства с военной службой. С детства ребенку прививалась глубокая религиозность. В результате будущий царь владел пятью иностранными языками, знал русскую и мировую историю, военное дело, в то же время был христианином.

В 1894г. умер отец Александр III, и Николай II стал Императором. В браке с Александрой Федоровной родилось пятеро детей. Воспитание дети получили такое же, как и глава семейства – в христианской вере, труде и русских традициях.

Россия во время правления Николая II была развитой: развивалась промышленность, армия и флот, с успехом внедрялась в жизнь аграрная реформа, шло увеличение населения страны, открывались церкви и монастыри. Казалось, что Россия находилась в эти годы на вершине своего могущества.

Но не все было безоблачно: к весне 1917г. по всей стране начались забастовки, а в окружении царя созрел заговор по отстранению Николая II от власти. Для устранения мятежа царь отказался от престола. Этот великодушный поступок царя не привел к ожидаемому подавлению восстания: власть перешла к Временному правительству. Царя и семью арестовали и увезли в Екатеринбург, где в ночь с 16 на 17 июля 1918г. Романовы были расстреляны.

Зачем казнили царя и его семью

Отречение императора от короны – это не отказ от России и царствования, он остался царем от Бога. Это понимали представители Временного Правительства и весь народ России. Чтобы полностью уничтожить монархию в России и захватить власть, нужно было избавиться физически от царя и наследника.

Приказ привели в действие. Романовы были расстреляны с особой жестокостью, следы преступления скрыты. Царь и его семья приняли смерть во имя России с покорной жертвенностью.

Канонизация царской семьи

Император и его семья всю свою жизнь посвятили России и православию. Мучительна была их смерть. Начиная с 1928г. стоял вопрос о канонизации семьи Императора. В 2000г. Русская Церковь канонизировала семью Царя в лике святых страстотерпцев. Страстотерпец — святой, который принял мученическую смерть во имя Бога. Главное в подвиге страстотерпца – добровольное принятие смерти, прощение своих врагов, что было сделано Романовыми.

Много было противников канонизации семьи Романовых, но их благочестивая жизнь, соблюдение евангельских заповедей, совершение милосердных дел, а главное — страдания и мученическая смерть – все говорило о том, чтобы причислить мучеников к лику святых.

Икона царской семьи

Написано около сотни разных образов, которые отражают видение иконописцами подвига царской семьи. Первые изображения пришли в Россию из-за рубежа. Потом уже русские иконописцы стали изображать царскую семью. Выделяются особенности, по которым икона императора и его семьи выделяется из прочих: изображена семья в полном составе, крест – признак мученичества и победы, изобилие красного цвета – цвета мученичества и пламенной веры.

С этой точки зрения, икона «Царственные страстотерпцы» с царской семьёй в центре отвечает всем требованиям: узнавание, простое исполнение и цветовые решения, соответствующие символам мученичества.

В чем помогает молитва к семье Николая II

Сразу после убийства Императора многие церковнослужители и прихожане церкви втайне молились об упокоении членов царской семьи. К моменту канонизации мучеников собралось большое количество доказательств их благодатной помощи.

Мученикам молились об излечении больных, о соединении семей, воспитании детей в вере. Есть много свидетельств благоухания и мироточения икон с ликами мучеников царской семьи. Просят помощь у иконы Царственным Страстотерпцам особой молитвой.

По истечении многих лет клевета, которой был окружен Николай II и его семья, была снята, безвинно убитые люди оправданы, а убийцы признаны виновными в беззаконной жестокости. Написано много книг об Императоре и его семье, где собраны правдивые свидетельства очевидцев тех событий, сняты фильмы.

День памяти

Каждый год 17 июля отмечается день памяти Царственных Страстотерпцев, в церкви служится литургия. Русский народ пытается искупить свою вину в убийстве невинных мучеников, которые приняли смерть как жертву ради своего государства.

С короной на голове, но чаще без нее – иконы Царственных страстотерпцев

Ирина Языкова

ХХ век был для Русской Православной Церкви временем тяжелых испытаний. Но Церковь выжила, обрела свободу и смогла возродиться. Большую роль в этом играет память новомучеников, благодаря подвигу которых Церковь выстояла и заступничеством которых она продолжает свой путь. За последние годы в Русской Православной Церкви был прославлен целый сонм святых, увеличивший святцы едва ли не вдвое.

Только Собором 2000 года к лику святых было причислено 1154 человека. И это поставило перед иконописцами грандиозную задачу создания для каждого новопрославленного святого достойной иконы. И мы видим, как появляются иконы не только с изображением единичных образов, но целые соборы, например, «Собор новомучеников и исповедников Российских», «Собор Соловецких мучеников» и т.д.

Создание нового образа — дело непростое, требующее от художника не только мастерства, но и богословской грамотности, церковного сознания, чувства соборности, а порой и пророческого видения. Не каждый иконописец обладает этими качествами, не каждый способен создать новый образ, хотя берутся многие. И, к сожалению, далеко не все новописанные иконы удовлетворяют каноническим и художественным требованиям, а некоторые из них рождают недоумения и даже отторжение.

Есть образы недавно канонизированных святых, иконография которых уже вполне сложилась, например, св. прав. Иоанн Кронштадтский, свт. Тихон, Патриарх Московский, и даже в некоторой степени Великая княгиня Елизавета Федоровна. При всем разнообразии используемых деталей в этих иконах есть устойчивые элементы, которые четко выстраивают образ, делают его узнаваемым и духовно достоверным.

Но есть и явно неудачные образы, к сожалению, их немало. Как ни странно, для современных иконописцев знание того, как выглядел святой (почти всегда мы имеем фотографии), оказывается проблемой.

Только опытный иконописец может написать лик, в котором сохранено портретное сходство, но также явлено духовное преображение святого, что и призвана показывать икона.

Все сказанное в равной мере касается и иконографии царской семьи, которая находится еще в стадии формирования.

Как ни странно, теоретических работ, анализирующих иконографию царской семьи, крайне мало. Сошлюсь лишь на статью питерской исследовательницы Оксаны Губаревой «Вопросы иконографии святыхъ царственныхъ мучениковъ. Къ всероссийскому прославлению Императора Николая II и Его Семьи», которая была опубликована в 1999 г., еще до официальной канонизации Романовых1, и публикацию Олега Стародубцева на портале Православие.ру, появившуюся немногим позже.

Иконописцы в стадии поисков и экспериментов

Последний российский император Николай Александрович Романов и вся царская семья — императрица Александра Федоровна, их дочери: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, и цесаревич Алексей были расстреляны в 1918 г., а причислены к лику святых только в 2000 г., то есть спустя более чем 80 лет, и, конечно, по меркам истории, это срок небольшой для того, чтобы создать глубокий, по-настоящему церковный образ, который был бы принят соборным разумом Церкви и стал бы каноничным. Пока, нужно сказать, в основном иконописцы находятся в стадии поисков и экспериментов.

Надо сказать, что образы царской семьи появились в России задолго до канонизации. Во многом благодаря тому, что Зарубежная Православная Церковь причислила к лику святых Государя Императора и его семью уже в 1981 г. вместе с сонмом новомучеников Российских. И в начале 80-х в Джорданвилле был создан образ, позже многократно растиражированный, получивший название «Собор святых Новомучеников Российских, от безбожников убиенных». Этот образ написал знаменитый иконописец, основоположник русской иконописной школы в Америке архимандрит Киприан (Пыжов). В нижней части иконы, на которой размещено около двухсот святых, изображен Государь Император Николай II с семьей. На этот образ нередко равнялись и равняются до сих пор российские иконописцы.

Важно отметить, что Русская Православная Церковь канонизировала царскую семью в чине страстотерпцев, а Зарубежный Синод — как мучеников. При этом РПЦЗ причислила к лику святых также всех пострадавших вместе с царской семьей в доме Ипатьева, так же как претерпевших мучение от безбожников, это семейный врач Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп, горничная Анна Демидова.

С воссоединением РПЦ и РПЦЗ было восстановлено не только литургическое и евхаристическое общение церковного народа, но и почитание общих святых, к которым относится царская семья и все погибшие вместе с ними в Екатеринбурге. Это не могло не отразиться в иконографии. Так, в одном из московских храмов есть икона, на которой изображены все мученики Ипатьевского дома вместе с погибшими в Алапевске, где были сброшены в шахту св. Великая княгиня Елизавета Феодоровна, Великие князья и др. (иконописец Антон Яржомбек, храм Живоначальной Троицы в Хохлах). Это, конечно, нетипичный случай, но очень важный не только для развития иконографии царской семьи, но и почитания новомучеников в целом.

Два года назад наша Церковь причислила к лику святых доктора Боткина. Это первый шаг к признанию страстотерпцами всех пострадавших в доме Ипатьева.

Безусловно, в центре трагедии стоит фигура Государя Императора, поэтому к иконографии его образа наиболее пристальное внимание. Первые иконописные изображения Николая Александровича появились на Западе еще в 1920-30-х гг. задолго до его канонизации не только в РПЦ, но и в РПЦЗ. Мне приходилось видеть фреску с изображением Николая II в Сербии, написанную еще до Второй мировой войны. Есть упоминания, что в 1928 году Государь и члены его семьи, расстрелянные с ним, были причислены к лику святых Катакомбной церковью, а в 1938 году они канонизированы Сербской Православной Церковью. Однако документальных подтверждений этому нам не удалось найти.

Обычный человек, на долю которого выпал тяжелый крест

Но, по крайней мере, начиная с 80-х гг. ХХ века и по сей день по всему миру создается немало иконописных изображений Николая II. Однако, если проанализировать эти изображения, то можно убедиться, что у иконописцев нет единого подхода: на одних иконах государь изображен в простой гимнастерке, на других — в традиционном для иконописи княжеском одеянии, на третьих — в мундире с орденами и в горностаевой мантии, на четвертых — в белых одеждах, на пятых — в красных как мученик и т.д.

Нередко Николай Александрович представлен с короной на голове или с венцом, в шапке Мономаха, с царскими регалиями в виде скипетра и державы, с георгиевским крестом, орденами и лентами. Есть иконы, где на голове у царя офицерская фуражка. Немало икон, где он изображен и вовсе без головного убора, без каких-либо регалий и отличительных знаков, как бы в предельном уничижении. Встречаются иконы оплечные, полуфигурные, ростовые и даже на коне, где царь представлен подобно святому Георгию.

Встречаются и житийные иконы Государя, на полях которых изображены эпизоды жизни и мученичества Николая и всей его семьи. Но в одних иконах подчеркивается его служение государству, а в других — акцент ставится на подвиг последних месяцев, проведенных в Ипатьевском доме, и на расстрел.

К сожалению, сегодня существует немало маргинальных групп, прославляющих Николая II как царя-искупителя. И это оказывает влияние на сознание церковного народа и на образы, которые пишут иконописцы, которые, увы, не всегда разборчивы. Так нередко встречаются иконы, на которых мученический подвиг царя предельно сакрализируется, примером может служить изображение головы Императора на блюде, отсылающей к традиционной иконографии «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Или, например, Николай изображается у престола, на котором стоит потир и дискос, и он как священник совершает жертвоприношение, тем самым намекается на его «сходство» с Христом, который, согласно Св. Писанию, царь и священник одновременно. Совершенно понятно, что подобные изображения не могут считаться каноничными.

Безусловно, каноничными могут быть только иконы, где Государь представлен как обычный человек, на долю которого выпал тяжелый крест и он с достоинством его принял.

Как это должно быть выражено в иконе, вопрос не только художественного мастерства, но и серьезного богословского осмысления.

Нередко встречаются изображение императора Николая и императрицы Александры Федоровны вместе на одной иконе, а иногда их образ помещают в среднике, а на полях изображают княжон и цесаревича, что подчеркивает единство царской семьи перед лицом страданий, выпавших на их долю.

С короной на голове, но чаще без нее

Есть иконы, на которых Александра Федоровна изображена одна. Ее почитание сегодня, можно сказать, возрастает в народе, особенно после публикации писем и дневников. При этом вновь мы видим множество вариантов, говорящих, что нет единого понимания, как изображать Императрицу. На одних иконах на ней царское одеяние, на других – декольтированное платье, иногда Александра изображена с короной на голове, но чаще – без нее. Немало икон, где Государыня предстает в одежде сестры милосердия, что подчеркивает ее смиренное служение в годы Первой мировой войны.

Точно так же в одеждах сестер милосердия изображают и великих княжон, хотя чаще встречаются иконы, где они представлены в платьях, характерных для начала ХХ века. Надо сказать, что отдельно великих княжон пишут редко, исключение составляют т.н. «мерные иконы».

Образ царевича Алексея гораздо чаще можно встретить на отдельных иконах. И тут тоже мы видим большое разнообразие вариантов. Цесаревич предстает то в княжеском одеянии, то в простой гимнастерке или в матроске, или даже в казачьей форме, то в белой или красной (символы мученичества) тунике или в красном плаще. Иногда он изображается с короной на голове, но чаще без нее. Часто в руках Цесаревича изображают крест. На некоторых иконах представлены вместе Государь и Наследник престола. Имеют также хождение иконы, где цесаревич изображен на коленях у Григория Распутина. Но это, безусловно, иконография, сформированная в маргинальной среде, далекой от истинного понимания святости.

Однако большинство икон представляют нам всю царскую семью единой группой. Но и здесь мы также видим великое множество вариантов. Например, известный иконописец Александр Соколов написал икону, где Государь и цесаревич изображены в гимнастерках и без корон, а царица и княжны – в условно княжеских платьях. Здесь подчеркнут не парадный характер образа, а именно страстотерпческий: Государь без короны, поскольку он отрекся от нее, цесаревич без короны, потому что он уже не наследник, а царица и царевны в княжеских одеяниях, что указывает на связь с древнерусской традицией, для которой был характерен чин страстотерпцев.

В Екатеринбургском храме на крови хранится икона, где царица и княжны в одеждах сестер милосердия (автор Елена Водичева), что символизирует милосердный характер служения народу, ради которого и пошла на подвиг царская семья, став заложниками революционной ситуации в стране.

Широкое распространение получил образ, на котором все, включая царя и царицу, одеты в белые одежды, что отсылает нас к образам Апокалипсиса: «это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца» (Откр. 7:14). Белизна одежд подчеркивается красным фоном, еще более выявляющим мученический аспект образа. Один из вариантов подобной иконографии мы можем видеть в Сретенском монастыре.

При этом на сретенской иконе в верхней части изображен Господь Иисус Христос, восседающий на престоле, перед которым предстоит царская семья в молитве. Эта икона получила название «Снятие пятой печати», что подчеркивает апокалиптический характер образа, усиленный образом Высшего Судии. Однако при всей грандиозности замысла этот образ богословски не совсем точен, ибо Пятая печать в Откровении Иоанна Богослова обозначает души, убиенные за слово Божие, а гибель царской семьи не была связана прямо с исповеданием веры. Здесь-то и пролегает очень тонкая грань между мученичеством и страстотерпчеством, что было учтено при канонизации царской семьи.

Иногда можно встретить икону, на которой царская семья представлена на фоне креста, но чаще в руках святых страстотерпцев изображаются кресты, и эта деталь ясно указывает на их подвиг.

Однако чаще всего царскую семью изображают без учета мученического или страстотерпческого смысла, просто как образ канонизированной власти. Поэтому их облачают в княжеские или царские одеяния, горностаевые мантии, представляют с коронами или венцами на головах, этим всем прославляется не столько подвиг страстотерпцев, сколько царственность этих святых.

Что же нужно, чтобы иконография сложилась

Надписание икон также сильно разнится: на большинстве икон имеется надпись «страстотерпцы» в соответствии с канонизацией на Соборе 2000 г., но немало таких, где царская семья именуется «мучениками», как это принято в РПЦЗ. А на некоторых иконах встречается уже совсем недопустимое именование «Царь-искупитель». Но такое надписание явно свидетельствует о другом богословии, находящемся за границами ортодоксии, ибо если Николай II – Искупитель, то кто же тогда Христос? В какого Бога верит написавший данный образ и почитающий его?

Иногда пишут царя или царицу с иконой в руках. Этот прием хорошо известен в иконографии. Однако, понятно, если Государь на иконе держит в руках образ прп. Серафима Саровского, их связь очевидна, ведь канонизация прп. Серафима была утверждена при содействии Николая Александровича.

Однако странно видеть образ преп. Серафима с иконой Государя или всей царской семьи, здесь явно не только хронология нарушена, но нарушена духовная иерархия. С образом Николая в руках нередко изображают свт. Иоанна Шанхайского, и это вполне объяснимо, так как святитель Иоанн Максимович очень почитал Государя и способствовал распространению этого почитания в русской диаспоре. С иконой Государя в руках изображают также новомученика Василия Иванова, который пострадал при советской власти именно за почитание Николая II.

Наиболее иконографически устойчивым и богословски оправданным является изображение царской семьи в соборе новомучеников и исповедников Российских, где она по праву занимает центральное место.

Описанное нами множество образов (а многое осталось и за пределами рассмотрения), с одной стороны, свидетельствует о большом интересе к царской семье и вообще к новомученикам, с другой – говорит о том, что в Церкви пока не выработан канон изображения царственных страстотерпцев, общепринятый образ не найден, и каждый иконописец изобретает нечто свое или пользуется разработками других, не слишком вникая, что в них приемлемо, а что нет. Причина этого, на мой взгляд, в том, что церковно образ царской семьи еще глубоко не осмыслен богословски и литургически.

Что же нужно, чтобы иконография сложилась? Прежде чем решать иконографические проблемы, необходимо осознать историческое значение канонизации и ее духовный смысл.

Дискуссия по поводу расстрела царской семьи, которая началась задолго до официальной канонизации, многолетняя работа Комиссии по канонизации, долго вызревавшее решение Собора, до сих пор продолжающаяся полемика вокруг царских останков – все это показывает, как непросто образ царственных страстотерпцев входит в церковное сознание.

А следовательно, и создание достойного образа – дело непростое и несиюминутное, тут нужна историческая дистанция и большая духовная работа. Образ должен вызреть, родиться изнутри церковного соборного разума, сложиться, стать отражением единой веры, а не созданием одного, пусть и гениального мастера, и даже не группы людей, это должен быть духовный плод всей полноты Церкви.

1Губарева О. В. Вопросы иконографiи святыхъ царственныхъ мучениковъ. Къ всероссiйскому прославленiю Императора Николая II и Его Семьи. СПб., Издательскiй проектъ «Русскiй символъ», 1999.

Текст впервые был опубликован в Журнале Московской Патриархии, №5, 2018

К ней обращаются с молитвами о помощи, просьбами об исцелении или заступничестве. Говорят спасибо за оказанную помощь, в тяжелых жизненных ситуациях. Ее считают символом наивысшей доброты, кротости, целомудрия и мудрости. Она – Божья Матерь, иконы которой есть в каждом православном храме, а все образы трудно перечислить и обозреть. Также она присутствует и в домах людей, которые верят в Бога, соблюдают его заповеди.

Различные варианты икон

Божью Матерь представляют на иконах по-разному. У каждой из них есть свое название, значение иконы Богородицы тоже может отличаться в некоторых деталях. Она помогает разрешить определенную жизненную ситуацию, произошедшую в жизни нуждающегося в помощи. Облик ее изображается всегда немного печальным, кротким. Только так может смотреть на людей Дева, ведь они живут в постоянных хлопотах, страдают, грешат.

Потребуется огромный каталог, чтобы перечислить все иконы Божией Матери с названиями, ведь помимо оригиналов есть и многочисленные списки, которые нередко бывали прославляемы отдельно. Поэтому сначала лучше рассмотреть основные виды икон Богородицы:

  • Одигитрия – эти иконы Божьей Матери изображаются с младенцем на левой руке, могут использоваться с разными названиями, но всегда Богородица указывает на Христа, а Богомладенец делает благословляющий жест, также бывают и с младенцем на правой руке, ситуация с названиями, тут идентична, они разные, но каноническое – общее;
  • Елеуса – Они прильнули друг к другу щеками, символически такие иконы Божьей Матери указывают на высокое значение для каждого человека трепетного отношения к Господу;
  • Оранта – к этому типу Богородичных икон относятся такие, где на груди Девы Марии изображается медальон с Христом, а она воздевает руки к небу, молясь о людях и прося милости Господа;
  • Акафистный – название икон условное, также возможно назвать эти образы сюжетными, тут часто сочетаются иконы Богородицы и святых, суть заключается в прославлении определенного качества Богородицы, которое отмечено в акафистах.

Не перечислить сколько икон Богородицы существует, но попробовать возможность есть, исходя из предыдущей классификации, рассмотрим наиболее известные образы:

  • Одигитрия – чудотворная икона Косинская (Моденская), Дамаскинская икона, которая также называется Троеручицей, Услышательница, икона с лестницей, Корфская, Гербовецкая,
  • Елеуса – Ярославская икона, Волоколамская, Балыкинская, Феодотьевская, Елецкая, Рожковская,
  • Оранта – Новгородская, Алабацкая, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша;
  • Акафистный – Трубчевская (хотя также может относиться и к первому типу), Августовская, Кипрская.

Отдельно следует выделить и нерукотворные иконы Божией Матери, то есть такие, которые были дарованы свыше. Эти образы отпечатывались на какой-то поверхности или просто люди где-то отыскивали икону

Эти редкие иконы Богородицы почитаются особым образом, часто являются чудотворными.

Общие детали образа

На полотнах иконы Девы Марии, присутствуют общие черты изображения. Волосы у нее спрятаны под накидкой (мафория), спущенной на плечи. Сделано так потому, что в давние времена, в Израиле, это было обязательным требованием к внешнему виду женщины. По традиции накидка эта красного цвета, чтобы все люди помнили о том, что сама Она из царских родов, а также это отражает большие страдания, которые перенесла Богородица. Самый нижний слой одежды изображается в голубом цвете, обозначающем небесную чистоту и совершенство Божией Матери. Иконописцы, таким образом, показывают на ее связь с Богом.

Сложно оставить без внимания описание символизма иконы Девы Марии, означающий и раскрывающий всю глубину смысла рисунка. Изучая христианские традиции, под изображением Божьей Матери понимается не только определенное лицо, но и вся церковь в целом.

Изображение рукавов на одежде Девы выполнено в виде поручей, то есть традиционного наряда всех священнослужителей. Дева Мария, со всей церковью призывает служить воедино с Христом, который является самым первым священником. Изображение звезд по плечам и на голове Божьей Матери говорят о ее божественности и чистоте. А также считается символом единства Троицы. Во многих странах мира возведены целые храмы в честь Девы Марии, которые могут быть посещены любым желающим. В некоторых из этих храмов находятся иконы, которые творят чудеса, оказывая помощь обратившимся к ним нуждающихся людей.

Рекомендуем прочитать: В чем помогает Андрониковская икона Божией Матери?

Молитвы Пресвятой Богородице

На самом деле молитв огромное количество, также как икон. Разные образы могут прославляться в разные дни церковного календаря.

Молитва 1

Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!

Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна!

Обиду мою веси – разреши ту, яко волиши!

Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати!

Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва 2

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Молитва 3

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *