Икона святой Нины

Икона святой Нины

Крест святой Нины

Крест святой равноапостольной Нины — крест из виноградных лоз, который Матерь Божия вручила святой Нине, просветительнице Грузии. Одна из величайших святынь Грузинской Православной Церкви.

До 458 года крест святой Нины сохранялся в Мцхетском соборном храме после чего, когда огнепоклонники воздвигли гонение на христиан, святой крест был взят из Мцхеты иноком Андреем, перенесен им в область Тарон в Армении, тогда единоверной с Грузией, и хранился в церкви святых апостолов, называвшейся Газар-Ванк (Собор Лазаря).

Когда и здесь начались гонения со стороны персидских зороастрийцев, святой крест Нины был перенесен и скрыт в армянских крепостях Капоети, Ванаке, Карее и в городе Ани; так продолжалось до 1239 года. В это время грузинская царица Русудань вместе со своими епископами испросила у монгольского воеводы Чармагана, завладевшего тогда городом Ани, чтобы святой крест Нины был возвращен в Грузию, которой он принадлежал издревле. Так святой крест был снова поставлен во Мцхетском соборном храме.

Но и здесь он ненадолго нашел себе покой: много раз крест Нины, во избежание поруганий со стороны врагов, был укрываем в горах, то в храме Святой Троицы на малой горе Казбек, то в крепости Анануре в древнем храме Божией Матери. Митрополит грузинский Роман, отправляясь из Грузии в Россию в 1740 году, тайно взял с собой крест Нины и вручил его проживавшему тогда в Москве царевичу Бакару Вахтанговичу. После того, в продолжение лет около пятидесяти, крест этот оставался в селе Лыскове Нижегородской губернии, в имении грузинских князей. Внук вышеупомянутого Бакара, князь Георгий Александрович, поднес в 1801 году крест Нины императору Александру Павловичу, который снова возвратил Грузии принадлежащую ей эту великую святыню. С того времени и до сих пор этот символ апостольских трудов святой Нины сохраняется в Тбилисском Сионском кафедральном соборе, близ северных врат алтаря в кивоте, окованном серебром. На верхней доске этого кивота — чеканное изображение святой Нины.

Использованные материалы

  • Интернет-издание и редакия Бесики Сисаури, Святая Равноапостольная Нина, Просветительница Грузии, Фессалоники: «Православный пчельник», 1993, на основе книги Сабинин, Михаил, Полные жизнеописания Святых Грузинской Церкви:

5день

21.05 вторник 08:00- Завтрак. Посещение м-ей : М-рь Икалто. В далеком VI в. 13 мудрейших сирийских монахов, которых преподобный Симеон Столпник прислал из далекой Антиохии, руководимые Иоанном Зедазнийским, реально разошлись по всем пределам Грузии для успешного распространения монашества. Великолепный монастырь Икалто был в то время основан преподобным Зеноном Икалтийским в непосредственной близости с селом Икалто, что в каких–то семи километрах от городка Телави. В этом удивительном комплексе имеется в настоящее время действующая церковь, где до сих пор находятся мощи её знаменитого основателя — преподобного Зенона. Монастырь имел свою академию, успешно построенную в XII веке великим Давидом Строителем, что и сделало его одним из значимых культурных центров страны. В ней достойно преподавал талантливый философ Арсен Икалтоели, Преподобный Арсений возглавил Икалтойскую академию (при удивительном монастыре Образа Нерукотворного, в 1114 — 1120 гг.), среди учеников которой был и великий грузинский поэт Шота Руставели. Из истории известно, что академии и духовные школы по древнегрузинской традиции основывались при монастырях, а студенты постоянно участвовали в монастырских работах, присутствовали практически на всех монастырских службах.Величественный монастырский ансамбль Икалто состоит из нескольких великолепных строений, успешно возведённых в разные времена. Пришедшие сюда туристы найдут и потрясающей красоты маленькую купольную церковь «Самеба»(VI век), совершенно сказочную купольную церковь «Хвтаэба» (IX век), красивую однонефную зальную церквушку XIIXIII веков, а также развалины известной академии. Величественное здание академии когда-то представляло собой оригинальный образец детально продуманной гражданской архитектуры, но до наших дней практически не сохранилась — в 1616 году она была варварски разрушена полками шаха Аббаса I. Уникальный храм же достойно претерпел множество разнообразных реконструкций, последняя из которых успешно завершилась в XIX веке. Посещение м-ря Алаверды. Монастырь Алаверди — творение ассирийских отцов, а именно Иосифа Алавердского, который пришел сюда в середне VI века, построил храм и умер в 570 году, и был похоронен в этом храме, причем могила существует по сей день. Алавердийский храм неоднократно страдал от нашествий и землетрясений. В XV веке царь Александр I восстановил его, но в 1530 собор снова пострадал от землетрясения и нескрлько позже царь Леван снова его восстановил. Около 1700 года храм повредили лезгины. В 1742 произошло еще одно землетрясение и его пришлось снова ремонтировать. В 1614 году разорительное нашествие шаха Аббаса коснулось Алаверди. Царь Теймураз I бежал в Имерети, а иконы из монастыря увез в Светицховели. Персы переселили на Алванскую равнину племена туркменов, которые превратили монастырь в коровник и тюрьму. Сейчас монастырь стоит прямо у трассы и представляет собой периметр стен, внутри которого находится собор Святого Георгия, жилые постройки и винохранилище. В настоящее время (2013) основная територия закрыта для посещения, а подойти можно только к собору с западной стороны. Некреси. Священномученик Авив, епископ Некресский, – один из тринадцати святых сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинского монашества, пришедших в Грузию в VI веке. По просьбе грузинского царя Парсмана VI (542–557) и католикоса Евлавия (552–560) принял сан епи- скопа и кафедру Некресскую. Персы, захватившие в это время Кахетию (Восточная Грузия), повсеместно насаждали огнепоклон- ство. Епископ Авив, исполнившись апостольской ревности, с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии и истреблял везде грубые суеверия, туша огни в капищах зороастрийцев. Ди- дойцы и другие горцы Кахетии, жившие по левому берегу реки Алазани, отреклись от огнеслуже- ния и вошли через покаяние в лоно Церкви Христовой. Святитель Авив обратил в христианство и многих персов. Персидский сатрап, живший в городе Рехи, обеспокоенный успешной проповедью святителя, при- казал связать его и доставить к нему. Как повествует Имеретино-Абхазский католикос Арсений Ве- ликий († 1390), автор описания мученичества святого Авива, святитель Авив по дороге в Рехи полу- чил письмо и жезл от своего друга святого Симеона Столпника Дивногорца, а также простился со своими сподвижниками – святым Зеноном Икалтским и святым Шио Мгвимским. Представ перед персидским сатрапом, святитель Авив отказался принять зороастризм, страстно обличая его в идо- лопоклонстве. По приказанию сатрапа святителя Авива подвергли бичеванию и страшным пыткам, после чего он мученически скончался, избитый камнями в селении Рехи, близ Гори. Тело святого Авива бросили на съедение диким зверям, но ни звери, ни птицы, ни тление не коснулись святых мощей. Братия Самтавийской обители с честью погребли их в своей обители.Мощи святого, про- славленные исцелениями, были позднее, при правителе Картли Степанозе (639–663), по желанию католикоса Фавора перенесены из Самтавийской обители в Мцхетский Самтаврский собор и поло- жены под престолом, где почивают и поныне под спудом. Посещение м-я Хирса. Монастырь Хирса, в Кизики (Кахети) Он был основан в 6 веке одним из ассирииских отцов Стефаном Хирским. церковь много раз перестраивалась. Значительная часть церкви сегодня всё ещё находится под землёй — там ещё не проводились археологические раскопки. Здесь покоется Стефан Хирский. Ужин. Ночь в Сигнахи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *