Икона порт артурская

Икона порт артурская

Накануне русско-японской войны Пресвятая Богородица явилась одному старому матросу, участнику обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Богородица повелела написать свой образ и доставить его в Порт-Артур, обещая свое покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии святой иконы в Порт-Артур. 11 декабря 1903 года, ровно за два месяца до начала русско-японской войны, этот благочестивый человек (матрос Феодор) прибыл в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры и рассказал о чудесном явлении монахам.

Начался сбор пожертвований на написание образа. 10 000 богомольцев приняли участие в сборе средств, каждый вносил по 5 копеек (больше не брали). Так были собраны средства на краски и материал для иконы, за работу мастер П.Ф. Штронда ничего не взял. Образ был написан точно по описанию старика-матроса.

Эмалированной вязью на иконе было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».

В феврале 1904 года началась военная компания. В августе по железной дороге икона была доставлена во Владивосток, где ее встречал Владыка Владивостокский и Приморский Евсевий (Никольский). По прошению начальника Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Н. И. Скрыдлова, которому императрицей Марией Феодоровной было поручено доставить икону к месту военных действий, святой образ был временно помещен в Успенском Кафедральном соборе Владивостока.

Многие верующие выражали недоумение и неудовольствие тем, что икона не доставляется в Порт-Артур.

Задержка с доставкой была вызвана объективными причинами: отсутствием свободных кораблей и активными военными действиями в осажденном Порт-Артуре. Было сделано несколько фотокопий и написана небольшая копия масляными красками на дереве.

После нескольких неудачных попыток отправить копии иконы по морю и по суше доставить подлинную икону взялся один офицер – Николай Николаевич Федоров, 50-летний отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в 1904 году – делопроизводитель Императорской охоты. Он из газет узнал о судьбе Порт-Артурской иконы и решил взять на себя трудный и опасный подвиг – доставить означенную икону к месту назначения. Его духовник отец Иоанн Кронштадтский дал ему на это свое благословение.

В утешение жителям Владивостока осталась копия иконы (в натуральную величину), писанная на медной доске (была и такая! Авт.) масляными красками.

Но до Порт-Артура икона доставлена не была, а оказалась в ставке Главнокомандующего генерала Куропаткина в Манчжурии. К этому моменту Порт-Артур был сдан, Россия потерпела поражение. Известно письмо отца Иоанна Кронштадтского: «Вождь нашего воинства А. Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим».

26 мая 1905 г. Порт-Артурская икона, возвращенная из действующей армии, была внесена во Владивостокский кафедральный собор. После войны икона «Торжество Пресвятой Богородицы постоянно находилась в Успенском кафедральном соборе г. Владивостока, который в 1932 году был закрыт, а в 1938-взорван. Следы же чудесного образа после разрушения храма затерялись.

Обретение Порт-Артурской иконы в Иерусалиме

После революции в России Порт-Артурская икона была утрачена, и «случайно», именно эта икона (а возможно ее список), была обнаружена в 1998 году в одном из магазинов Иерусалима в районе Лифостротона (на улице Виа-Долороза или Крестного Пути Спасителя в Старом городе Иерусалима), куда заглянули паломники из Владивостока.

Насколько приморцам удалось выяснить, российская святыня попала в Израиль из Гонконга от русских эмигрантов. Скорее всего, она принадлежала существовавшей там некоторое время православной общине и была выставлена в витрине лавки уже более четырех лет.

Первую экспертизу иконы провела инокиня Горнинского женского монастыря Наталия, бывший сотрудник Третьяковской галереи. Она подтвердила, что икона – не современная подделка. С помощью российских православных монастырей, находящихся в Израиле, игуменьи Георгии удалось собрать требуемую сумму, а российские дипломаты помогли оформить все документы на вывоз святыни.

Возвращение Порт-Артурской иконы в Россию в 1998г.

6 мая 1998г, в день святого Георгия Победоносца, икона «Торжество Пресвятой Богородицы» прибыла во Владивосток. Но, как и в старые времена, жители Владивостока не знали о прибытии к ним святыни, и не было устроено подобающей ей встречи, так как пастыри не были полностью уверены в подлинности иконы.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 2009 года празднование в честь иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) внесено в месяцеслов официального календаря Русской Православной Церкви.
День празднования: 29 августа (16 августа по старому стилю).
Во Владивостокской епрахии также установлено епархиальное празднование в честь обретения Порт-Артурской иконы Божией Матери 17 февраля и 6 мая по новому стилю.

Материал с сайта strizhata.ru

№4 (709)

Порт-Артурская икона, явленная в Царствование Императора Николая II

«Пречистая Богородице,
На Небесах благословенная
И на земли славословимая,
Радуйся, Невесто Неневестная!»

В декабре 1903 года в Киево-Печерскую Лавру пришел из Бессарабии старец , бывший матрос, Феодор, один из последних участников героической обороны Севастополя. Он поведал братии о чудесном явлении Пресвятой Богородицы, которое произошло за полтора месяца до начала русско-японской войны.

Ночью он удостоился необычайного видения: Царица Небесная, одетая в синий хитон, покрытый мафорием коричневого цвета, стояла на скалистом берегу морского залива. В Своих Пречистых руках Она держала продолговатый белый плат с сиреневой каймой, на котором был изображен Нерукотворенный Лик Спасителя. На берегу, в тумане, был виден горящий в огне город. Его-то и осеняла Пресвятая Дева изображением Лика Сына Своего и Спаса нашего Иисуса Христа. Очи Ее были молитвенно возведены к Небу, а стопами Богоматерь попирала два обнаженных обоюдоострых меча.

Немного выше над Богородицей, по обе стороны от Ее Лика, стояли Архангелы: Архистратиг Михаил, вождь Небесного воинства, располагался справа и держал в левой руке священную хоругвь, а слева, с ветвью белых цветов в правой руке, предстоял Архангел Гавриил.

В облаках над главой Божией Матери ангелы держали корону, увенчанную другой короной из двух перекрещенных радуг с крестом наверху. А еще выше над Царицей Небесной Бесплотные ангельские Силы поддерживали облака, на которых в ослепительно белом свете восседал Господь Саваоф. Под стопами Его парили Серафимы, а в сиянии были начертаны слова Святого Писания: «Да будет едино стадо и един пастырь».

Пресвятая Богородица успокоила матроса, пораженного страхом, и поведала ему, что вскоре начнется тяжелая война на берегах далекого моря, в начале которой на долю России выпадут многие скорби. Владычица Небесная приказала изготовить образ, точно изображающий видение старого воина, и отправить эту святыню в Порт-Артур, обещая помощь, покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии иконы к указанному месту и торжество Православия над язычеством.

Весть о чудесном явлении быстро распространилась среди богомольцев. А когда Киева достигли первые вести о нападении японцев на русских моряков в Порт-Артуре, 10 тысяч богомольцев сдали по пять копеек (больше от одного лица не принимали, чтобы соблюсти полное равенство, так как жертвователей было огромное количество), собрали сумму, необходимую на приобретение материалов для иконы. Заказали образ известному киевскому иконописцу Павлу Федоровичу Штронде, который решительно отказался брать плату за работу. Образ был изготовлен точно по указанию матроса. По краям иконы эмалированной вязью сделана надпись: «Торжество Пресвятой Богородицы. В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».

Но написанная икона к месту назначения так и не была доставлена.

Первоначально ее отправили в Санкт-Петербург под попечение адмирала Верховского, который задержал отправку святыни на несколько дней, затем вмешательством вдовствующей императрицы Марии Федоровны икона была передана адмиралу Скрыдлову, назначенному командующим Дальневосточным флотом вместо трагически погибшего адмирала Макарова. Но и здесь произошла непоправимая задержка: с мая по август не было сделано ни одной попытки доставить икону в осажденную крепость, и образ был помещен в Успенском соборе Владивостока, так как связь с Порт-Артуром уже прекратилась.

Несколько попыток привезти в Порт-Артур копию иконы успехом не увенчались. И тогда, по благословению протоиереяИоанна Кронштадтского, трудный и опасный подвиг доставить, несмотря ни на что, подлинную икону в героически оборонявшуюся крепость взял на себя отставной ротмистр лейб-гвардии уланского Его величества полка, ветеран русско-турецкой войны Николай Николаевич Федоров.

Доблестный 50-летний офицер в одиночку, на пиратской китайской «джонке», нанятой за громадные деньги, уже дрейфовал недалеко от Порт-Артура, но из-за ветра, державшегося нескольких суток, не успел – крепость была сдана, несмотря на беспримерное мужество ее защитников (погибло 15 тысяч человек, в то время как японцы потеряли 110 тысяч).

26 мая 1905 года Порт-Артурская икона была возвращена в кафедральный Успенский собор Владивостока, в котором находилась вплоть до его закрытия; после взрыва собора в 1938 году икона бесследно исчезла… До сих пор ее судьба неизвестна, подлинник иконы не явлен – имеется лишь фотография оригинала, напечатанная в журнале «Русский паломник» №21 за 1904 год.

Но, по милости Божией, был чудесным образом обретен редчайший, 1904-го года, список святого образа. 17 февраля 1998 года группа паломников из Владивостока «случайно» обнаруживает Порт-Артурскую икону Божией Матери в антикварной лавке Иерусалима. С помощью русских монастырей на Святой Земле икона была приобретена и доставлена во Владивосток. После реставрации в Троице-Сергиевой Лавре икона находится в Покровском соборе Владивостока. Ныне это наиболее близкий к оригиналу список, который проделал долгий и таинственный путь, но по Промыслу Божию, вновь вернулся в город, который практически не пострадал от японцев, хотя и не был так укреплен, как Порт-Артур. Не случайно жители Владивостока объясняют это заступничеством Божией Матери, проявленным через икону «Торжество Пресвятой Богородицы», потому и относятся к этой святыне с большим благоговением. День празднования иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» Порт-Артурской – 29 августа, он совпадает с днем Спаса Нерукотворенного Образа.

Обращаясь к защитникам Отечества, Пресвятая Богородица во все времена призывает уповать не столько на военную мощь, сколько на Своего Божественного Сына, Чей Нерукотворный Образ Она держит в руках.

На Урале, в Курганской епархии, есть два списка иконы Божией Матери Порт-Артурской 1904 года: в Далматовском мужском монастыре и в поселке Мишкино. В Кургане во славу иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» Порт-Артурская построен храм освященный 8 апреля 2012 г.

По благословению Его Высокопреосвященства митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, в Екатеринбурге началось строительство храма в честь Иконы Божией Матери «Порт-Артурская».

Место для него выбрано не случайно: оно связано с Государем Императором Николаем II, очень почитавшим Божию Матерь; в его царствование было явлено несколько чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Храм будет воздвигнут на пересечении улиц Шевченко и Восточной, на историческом месте, где 30 апреля 1918 года ступили на екатеринбургскую землю привезенные из Тобольска Царь Николай II, Царица Александра Феодоровна, Великая княжна Мария и откуда начался их путь к месту мученической кончины – дому инженера Ипатьева…

Этот храм станет еще одним зримым подтверждением народного почитания Святой Царской Семьи и признания неизмеримой высоты их нравственного и духовного подвига, совершенного во имя Святой Руси – Дома Пресвятой Богородицы.

29 числа каждого месяца в 12.00 на месте строительства храма, у Поклонного креста, служатся молебны с акафистом Порт-Артурской иконе Божией Матери. Настоятель прихода: иерей Олег Шилков, телефон: +7-982-611-47-47. Сайт прихода: port-artur-ural.prihod.ru. Построим храм вместе!

В статье использованы материалы книги «Отвергнутая победа. Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в Русско-Японской войне» и другие издания из библиотеки «Державная» имени Святого Государя Николая II Духовно-просветительского центра «Патриаршее подворье».

Удивительная история Порт-Артурской иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» началась в далеком 1903 году. В декабре в Киево-Печерскую Лавру пришел старый матрос Феодор, участник Севастопольской обороны, один из последних оставшихся в живых, чудом уцелевший в той страшной войне.

Он рассказал о своем видении. Однажды ночью он проснулся от необычного шума в комнате и был потрясен увиденным — перед ним стояла Божья Матерь в сопровождении Архистратига Михаила и Архангела Гавриила, Она стояла на берегу моря на обоюдоострых ножах и держала в руках белый плат с голубой каймой с изображением Нерукотворного Лика Христа Спасителя. В тумане за ней был виден город, ангелы над Ее головой держали царскую корону, которую венчала другая корона из перекрещивающихся радуг с крестом наверху, а выше на престоле сам Господь вокруг которого в сиянии можно было различить слова — «Да будет едино стадо и един Пастырь».

Богородица сказала ему, что скоро на дальних рубежах России начнется кровавая война, для того чтобы она смогла помочь защитить наши берега, надо написать икону с Ее образом и всем, что он увидел, и как можно скорее доставить ее в Порт-Артур. Как только икона окажется в крепости, русские воины получат Ее покровительство и помощь, и воссторжествует победа.

Но ему никто не поверил, в то время в лавру часто приходили люди со своими видениями и на них перестали обращать внимание. Но через месяц все изменилось. Началась русско-японская война и в центре событий был как раз Порт-Артур.

Люди стали приносить пожертвования для написания иконы, причем желающих было столько, что ввели ограничения — жертвовать не более 5 коп. Деньги собрали быстро, но живописец Штронда отказался от гонорара, взял только на материалы.

Старый матрос удивительно четко помнилвсе детали своего ночного видения и временами, недовольный написанным, брал сам скрюченными руками карандаш и его движения становились необьяснимо легкими и точными. Икона написана была быстро, оставалось только доставить в воюющую крепость.

Но адмирал Верховский, которому было поручено доставить ее в Порт-Артур не торопился, сначала он устроил дома выставку иконы, чтобы ее смог посмотреть весь город, затем он заказал списки с нее, на что тоже ушло немало времени, а затем пришло известие о гибели под Порт-Артуром командующего флотом адмирала Макарова. Невосполнимая потеря, которая привела к перелому в русско-японской войне.

На его место назначили адмирала Скрыдлова, отозвав его с Черноморского флота, ему же передали икону для доставки ее в крепость. Пока Скрыдлов раскланивался со всеми перед отьездом, крепость была осаждена и попасть в нее уже было невозможно. Адмирал вместо Порт-Артура прибыл во Владивосток.

Вся православная Россия была возмущена — небесные силы в эти трудные годы пообещали помощь и заступничество, надо только выполнить условие. В редакцию «Церковного Вестника» ежедневно приходили сотни писем с вопросом — «где икона?», «почему ее не доставили в крепость?»

Никогда еще в Успенском соборе Владивостока, куда была помещена икона, не было такого столпотворения людей, плащущих перед иконой, моливших о помощи.

Порт-Артурская икона Божией Матери

Эту рубрику мы посвящаем удивительному событию в жизни нашей Церкви — чудесному обретению Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы. Совсем недавно, в мае нынешнего года, она вернулась во Владивостокскую епархию. В истории этой иконы много пробелов, которые предстоит заполнить благочестивым исследователям, но возвращение иконы в Россию — несомненно знак Божией милости.

Ровно за два месяца до начала русско-японской войны, 11 декабря 1903 года, в Киево-Печерскую лавру, в Дальние пещеры, пришел поговеть из Бессарабской губернии старик-матрос, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Однажды во сне ему было видение: стоящая спиной к заливу моря Пресвятая Богородица, держащая в руках продолговатый плат с сиреневой каемкой, на котором был изображен лик Спасителя. Хитон Божией Матери был синим, а верхнее одеяние — коричневым. Обе стопы Ее попирали обнаженные и отточенные обоюдоострые мечи. С правой стороны над пречистым ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил. Над Нею Ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Еще выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф; над ним была надпись по сиянию: «Да будет едино стадо и един пастырь».

Пресвятая Богородица успокоила пораженного страхом матроса и поведала ему, что вскоре начнется война, в которой Россию ждут тяжелые потери и испытания. Владычица Небесная приказала изготовить образ, точно отображающий видение, и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая помощь, покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии образа на указанное место.

Видение старика-матроса, севастопольца, стало известно богомольцам Киево-Печерской лавры. Когда пришло первое известие о начале русско-японской войны, десять тысяч богомольцев по пятачку (более от одного лица не принимали) собрали сумму, необходимую на материалы для иконы. За работу мастера ничего не взяли.

Образ был изготовлен точно по указанию матроса. На нем эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».

Образ вместе с резной рамой составлял 2 аршина 1 1/2 вершка (около 149 см) в высоту и 1 1/2 аршина (около 107 см) в ширину. Размеры иконы без рамы: высота — 1 3/4 аршина (около 124 см), ширина — 1 аршин 1 1/2 вершка (около 77 см).

Летом 1904 года икона прибыла на Дальний Восток, о чем подробно рассказали «Владивостокские епархиальные ведомости» (№ 16-17. 1 сентября 1904 года; № 2. 15 января 1905 года; № 10. 15 мая 1905 года).

В начале августа икона «Торжество Пресвятой Богородицы» была доставлена во Владивосток. 2 августа Преосвященный епископ Владивостокский и Приморский Евсевий (Никольский, † 1922) в кафедральном соборе принял святую икону «Торжество Пресвятой Богородицы», предназначавшуюся для Порт-Артурского собора и до того времени находившуюся у начальника Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Н. И. Скрыдлова.

Вице-адмирал Н. И. Скрыдлов, которому это поручение было дано Государыней Императрицей Марией Федоровной, по прибытии во Владивосток обратился к ней с просьбой о разрешении временно поставить икону во Владивостокском кафедральном соборе. Ее Императорское Величество изъявила согласие в телеграмме, которая была получена во Владивотоке 2 августа.

Многие верующие выражали недоумение и неудовольствие тем, что Порт-Артурская икона не доставляется к месту назначения. Однако задержка с отправкой была обусловлена отсутствием свободных кораблей, способных безопасно доставить икону, и активными военными действиями в осажденном Порт-Артуре.

С иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» было снято несколько копий. Вначале было сделано несколько копий фотографическим способом. С фотокопии один владивостокский живописец снял еще одну копию (писана на дереве масляными красками в уменьшенном размере). Предполагалось, что несколько фотокопий иконы будут посланы сухим путем по почте в Чифу на имя русского консула с просьбой при первом удобном случае переправить их в Порт-Артур.

Копию иконы на дереве было решено отослать в Порт-Артур первым же транспортом. Доставить живописную копию иконы в Порт-Артур взялся доброволец-матрос Пленков, это было в октябре. Но транспорт попал в сильный шторм и вернулся во Владивосток. Вторично на этом же транспорте икона была отправлена 16 ноября. Результаты этой поездки остались неизвестными.

Наконец доставить подлинную икону в Порт-Артур взялся Николай Николаевич Федоров — 50-летний отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в 1904 году — делопроизводитель Императорской охоты. Он из газет узнал о судьбе Порт-Артурской иконы и решил взять на себя трудный и опасный подвиг — доставить означенную икону в Артур. Его духовник отец Иоанн Кронштадтский дал ему на это свое благословение.

В первых числах октября Н. Н. Федоров выехал из Петербурга во Владивосток, куда прибыл 7 ноября 1904 года. 21 ноября (4 декабря), в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, после Литургии в кафедральном соборе при большом стечении народа в последний раз перед иконой «Торжество Пресвятой Богородицы» было совершено торжественное молебствие. После молебна икона была заключена в специально приготовленный для нее футляр и отправлена на норвежский пароход, который увез икону из Владивостока.

Владивостокцам осталась копия этой иконы в натуральную величину, писанная на медной доске масляными красками.

Первое сообщение от Н. Н. Федорова было получено 7 января 1905 года, это была телеграмма, поданная им 4 января со станции «Первая застава» на реке Ляохе. В этой телеграмме Федоров просил выслать его вещи в Харбин до востребования. Об иконе Н. Федоров сообщил в письме, которое пришло 11 января. Стало известно, что икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в Порт-Артур доставлена не была. Город к тому времени уже был сдан. Испросив разрешения в Петербурге, Федоров отправил ее в действующую армию, к генералу Куропаткину.

Дальнейшая судьба Порт-Артурской иконы беспокоила многих владивостокцев, которые неоднократно обращались с запросами к Владыке Евсевию. Выражая общее беспокойство, Владыка обратился к главному священнику армии протоиерею Сергию Голубеву, который телеграммой от 28 апреля 1905 года ответил: «Икона «Торжество Богородицы» после неудавшейся попытки чиновника Федорова препроводить ее в Порт-Артур была доставлена в ставку Главнокомандующего и с этого времени находится в походной церкви Главнокомандующего».

О дальнейших событиях, связанных с иконой, можно только гадать. Известно письмо отца Иоанна Кронштадтского: «Вождь нашего воинства А. Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим».

О возвращении иконы во Владивосток нет никаких сведений. Журнал «Морской сборник» (1994. № 2), рассказывая об истории Порт-Артурской иконы, сообщил, что «ныне она хранится в Московской Патриархии». (В Церковноархеологическом музее МДАиС хранится небольшая копия иконы. — Прим. авт.)

О копиях иконы, снятых во Владивостоке в 1904 году, ничего не известно.

Н. МИЗЬ, краевед,
член Общества изучения Амурского края

29 августа.

Порт-Артурской иконе Божией Матери, именуемой «Торжество Пресвятыя Богородицы»

Тропарь, глас 4:

Днесь тожествует град Владивосток, и с ним сликовствуют вси пределы земли Дальнероссийския: сретая вновь обретенную икону Твою, Богомати, Порт-Артурскою нареченную, в благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России дарованную, на ню же взирающе вси зовем: Русь Святая храни веру Православную, в ней же твое утверждение.

Канон, глас 4

Песнь 1

Ирмо́с: Отверзу уста моя, и наполнятся духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя чудеса.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Радостно Ти, Богородице, Ангели и вси святии честно служат, и блажат Тя Небесных Ходатаицу, купно же и земнороднии в веселии восхваляем Тя и усердно милости просим: озари наша сердца Владичице, песнь воспети Твоея иконы обретению.

Роди земнии стецемся, умы тайно очистивше, во Святую Церковь Матери Христа Бога нашего, к приснотекущему источнику святей иконе Твоей, Богородице, источает бо обильныя дары песнь верно вопиющим: радуйся, Балгословенная, из Тебе бо рождейся Бог наш.

Странное чудо вижу и преславное, Богородице: како Херувимского Творца зачала еси! Како Невместимаго Бога, во утробе вместила еси! Како Жизнь Сущую плотию облекла еси, и Спасителя всему миру родила еси, Бога купно и человека.

Под Твою милость прибегаем, вси роди человечестии, Богородице Дево, просвети нас светом Сына Твоего Христа Бога нашего, и молящихся и кланяющихся прилежно иконе Твоей, сохрани и спаси, Благая Заступнице.

Песнь 3

Ирмо́с: Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный источниче, лик себе совокупльшия духовно утверди в Божественней Твоей славе, венцев славы сподоби.

Кую достойную похвалу принесем неизреченней милости Твоей, Богородице, яко обретением Пречистыя Твоея Божественныя иконы, злочестивых сопостат поражаеши и отгоняеши, право славящих Тя спасаеши.

Божественное Твоея иконы обретение, яко светоносное нам возсия солнце, преславных чудес лучи испущаеши, тьму неверия и идолослужения благодатию Твоею просвещаеши, священными Твоими, Владычице, молитвами.

Древле исполнила благодати первописанную икону Твою, Богородице, та же и ныне благодать истинствует сиянием веры во иконе Твоей, к ней же вси с верою прибегающе благих прошений приемлем исполнение.

Радуйся Пресвятая Дево Марие, от Тебе Царь царствующих плоть восприяти изволи, Ты Ходатаице между Богом и человеки, Небо и земля Твоим благословенным Плодом примирены, испроси у Человеколюбца Бога нашим согрешениям прощение и от тления смертнаго спасение.

Седален:

Величия Твоя кто исповесть, Богородительнице, яко возвеселила еси души православных града Киева, в видении подвигла их к созиданию великаго Божия дара, причудней иконы Твоей, Богородице, и явила волю Свою быть защитницей христолюбивых воев Дальней России, от врагов защищая, иже по Бозе на Тя упование возлагающих, ныне же, Всемилостивая Владычице, не лиши нас Твоего заступления, спаси страну нашу православную от всякого зла, да Тобою хвалящеся не постыдимся во веки.

Песнь 4

Ирмо́с: Седяй в славе на престоле Божества, во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный, нетленною дланию, и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

Почтим людие непреложное ко Творцу ходатайство, Пречистую Деву Марию и пречудную Тоя икону, лобызающе со страхом припадающие молимся, возбуди нас помраченных от сна греховнаго, и от всякого обстояния милостивно избави.

Божественный пророк Аввакум, видя грядущаго от горы приосенныя, Бога, незаходящее солнце Спаса Христа, рождшагося от Девы, и убояхся, мы же со страхом лобызаем икону Твою, Владычице, душами купно и телеси освещаемся.

Божественным мановением явила волю Свою, Богородице, и некий списатель написует пречудную Твою икону, на руцех Твоих Святый Убрус Спасителя нашего изобразив, к ней же притекающия напастей и бед избавляеши, и вся покрываеши и спасаеши Твоею милостию.

Неискусобрачная Дево, Дщи Авраамова и Давидова, непреложное упование и Помощнице по Бозе, надежду нашего спасения возложихом на Тя, и смиренно молимся: одожди всем богатыя душеспасительныя милости.

Песнь 5

Ирмо́с: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога, и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.

Предрожаешей Небесной Маргарите, Приснодево Марие, всяко существо по достоянию недоумеет воспети Тя: паче Горних Чинов возвеличена еси, одесную неприступного Бога в ризах позлащенных и преиспещренных стоиши, к Тебе вопием из плачевной юдоли мира сего: не презри молений наших и даруй скорую Твою Помощь.

Идеже возблистает светлость благодати Твоея Владычице, страхом исчезают губителие демони и паутина злокозненных мечтаний их разрушается, радуется же христиан множество и песнь Тебе возносити подвизаются: радуйся, божественный Покрове душ наших.

Исайя божественный и чудный пророк издалеча провидя великое чудо, ликуя: се Дево име во чреве и роди Сына Эммануила, Бога же и человека, Восток имя Ему, Егоже величающее с Небесными вои Пречистую Матерь ублажаем.

О Пресвятая Владычице Богородице, милосердия сущи источник, верное упование и прибежище правоверных, киими псалмы и песни воспоем величия Твоя: Бога бо воплотившагося нас ради родила еси во спасение наше всемирное и избавление.

Песнь 6

Ирмо́с: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, богомудрии, Богоматере, приидите руками воеплещим, от Нея рождшагося Бога славим.

Творец и Избавитель наш Господь, из Твоих ложесн прошед, Пречистая, оболкийся, распныйся и погребыйся за ны неблагодарныя и врата адовы Воскресением сокрушил еси. Темже мы, яко Всемилостивой Матери Божией немолчно вопием: свободи нас от работы вражия и управи ко спасению, яко Ты вся можеши хотяй.

Пребеззаконныя на имя Твое хулу возносят, Святейшая Царице, дивные чудеса Твоя мнят быти измышлены, мы же исповедуем превелии милости и чудеса Твоя, и прибегаем к святей иконе Твоей, яко Всемощней и Скорей Заступнице.

Идеже прославляется святое имя Пречистой Владычице, тамо всяческих благих источницы проливаются: Даров Святаго Духа вернии исполняются, грехов прощение, болезней исцеление и душ спасения сподобляются, от поднебесной злобы и хищных рук избавляются святыми Твоими предстательствы, Владычице.

Ты еси крепость наша, похвало и радование, неусыпаемая хранительнице и заступнице по Бозе, верное прибежище и предстательство непостыдное, покров страны Российския, Пречистая Владычице, со всеми святыми моли спасти рабы Твоя.

Кондак, глас 8:

Избранней от всех родов Заступнице нашей и Царице, / покровом Своея благости покрывающей пределы земли Дальнероссийския, / благодарственная пение приносим Ти раби Твои, Богородице. / Ты же яко Всемилостивая Владычице, / от всяких нас бед спаси и вечных мук свободи, да радующеся зовем Ти: / Радуйся, Царице Препрославленная, // пределы Дальнероссийския земли (всех концев земли) милостию Своею не оставляющая.

Икос:

Возсияла яко Вифлеемская звезда, пречудная Твоя икона, Богородице, град Владивосток и пределы Дальней России светом Христовым озаряюще, от бесстуднаго лица адского врага и споспешников его защищающе.

Благопоспеши, Премилосердная Мати, обуреваемым в океане суетнаго мира сего спасением Твоим: помози беспомощным, утеши плачущих, возвесели скорбящих, Ты бо еси Живоносный милостей источник с верою и молитвами к Тебе прибегающим.

Песнь 7

Ирмо́с: Не послужиша твари, богомудрии паче Создавшаго, но огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще; препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Радуются и веселятся вернии людие, пречудному обретению иконы Пречистыя Владычице, моляся и коленопреклоняяся пред Святым изображением Лица Ея, возводя ум на первообразное, дондеже обрящем милости Ея, во благовременную помощь к наследию Небеснаго Обетования.

Рече безумный враг в сердце своем: низложу Православную Россию, храмы и обители ея разрушу, и вложу дух лживый во уста и сердце верных христиан. Ускори, Владычице, и избави нас от сети ловящих и сокруши годыню их и спаси предстательством Твоим к Сыну Твоему верно вопиющих: отец наших Боже, благословен еси.

Неусыпную и богоприятную имуще, Пречистая, молитву и нерушимую крепости державу, врагов наших дерзость разори, и выя их под нозе христолюбивым воем нашим низложи, да возвеселимся о Тебе, раби Твои, Сыну Твоему Спасителю вопиюще: отец наших Боже, благословен еси.

Пространнейший дворе и пресветлейшая палато, Марие, Мати Христа Бога нашего, непостижим есть образ, Дево, зачатия Твоего, зачатие без семени, Рождество без мужа, Бесплотный воплотися от Тебе, Сын Божий Спаситель мира, Емуже вопием: отец наших Боже, благословен еси.

Песнь 8

Ирмо́с: Отроки благочестивыя в пещи рождество Богородицы спасло есть: тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте дела, и превозносите Его во вся веки.

Чистейшая Святаго Духа приятелище и непорочное Бога Слова вместилище, Пресвятая Мати и Приснодево Марие, радость Ангелов и человеков, сладчайшего Иисуса Христа от Духа Святаго плотию родила еси, Егоже ужасается тварь и трепещут Горнии Силы непрестанно вопиюще: Свят, Свят, Свят еси, Боже препетый и превозносимый во веки.

Бог богов через Архангела Гавриила, Марии возвещая: радуйся вместилище Невместимаго Царя, радуйся, Благодатная, носило Божества, радуйся, Адамово воззвание, с Тобою Господь, и Тебе ради с нами спасая нас. Егоже поем и превозносим во веки.

Ты похвала христианом еси, Владычице, непобедимое Оружие, нерушимая Стено, к Тебе прибегающим, Тя ныне на помощь призываем: не даждь врагом вознестися на люди Твоя, и иже не хвалят Бога нашего, и Твоей иконе не кланяются, сих победи и спаси души наша.

Благоукрашенный Доме непостижимаго Царя, церковное незаходимое и лучезарное Светило, пречудная Твоя икона, Богородице явися: тихое пристанище обуреваемым, плачущим и скорбящим райское утешение и правоверным христианом спасение.

Песнь 9

Ирмо́с: Всяк земнородный да взыграется, духом просвещаем, да торжествует же безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная, Богородице Чистая Приснодево.

О Свете Небесным Светом осиянный, Царице Преблагая, лик пророческий многообразно провозвещает и воистину Тя нарицает: Пространнейшую Небес и Скрижаль Богописанную, Сень святую и Купину Неопалимую, Гору же и Лествицу и Жезл процветший, мы же Тя воистину, Богородицу, величаем.

Бог ста в сонме богов: от высочайшего благоволения Его, яко райский Цвет произыде Матерь Божия, приидите и припадите к стопам Ея, вси любящии и почитающии Ю, Она бо есть Источник Вечной Жизни, туне напояет жаждущия, и пиющии от Сего не вжаждут во веки.

Утро таинственное явилася еси, Приснодево Марие, пречистая Твоя икона во мраке отчаяния седящим, демонов прогоняет и лица нечестивых омрачает, не терпят бо взирати на силу Ея, бегают же и исчезают, мы же просвещшися, икону Твою лобызаем, да Тя, Богородице, величаем.

Спасительное пристанище и непреложное христиан упование! Недоумеет всяк ум по достоянию воспети Тя, Мати Божия: всея твари честнейши воистину показалася еси, Творца всяческих и Пищедателя родила и млеком от сосец питала еси, ныне приими прилежно возносимую Тебе песнь и спасай нас всегда, на Тя бо надеемся.

Светилен:

Икону Твою всечестную, в залог благоволения Твоего, верному воинству Дальней России даровала еси, Владычице, покрывая и сохраняя ю от нашествия вражия на Тя уповающия: о Мати Царя Христа Бога, буди и нам грешным прибежище спасения в нечаянных бедах, и Ходатаице вечныя жизни.

Молитва

О, Пресвятая Госпоже Дево Богородице, превысшая Херувимов и Серафимов и Святейшая всех святых! Припадая к святей иконе Твоей, смиренно молимся: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша, и яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам беспомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не предаст земли нашей на поругание варваров, да не погубит нас за беззакония наша, но явит человеколюбно нам милость Свою. Испроси нам, Владычице, у благости Его: телесное здравие и душевное спасение, мирное житие и земли плодоносие, воздуха благорастворение и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. И якоже древле милостиво явила нам икону Свою «Порт-Артурскую», яко защитницу земли Дальнероссийския, но за неверие и неблагоговение к святыням церковным язычниками плененную, тако и ныне припадаем к вновь обретенному Твоему образу и приносим наше усердное молитвословие.

О, Царице Всепетая! Простри ко Господу богоносныя руце Твоя, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси и умоли Его избавити нас от всякого зла. Яви, Владычице, милость Твою нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие земное совершити, христианскую кончину получити и Царствие Небесное наследити, Матерним Твоим ходатайством к Рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *