Икона озерянской божьей матери

Икона озерянской божьей матери

Православный мир с первых дней существования Церкви Христовой чтит Преблагословенную Богородицу, явившую миру Христа Спасителя. Ее ближайшее материнское отношение к воплотившемуся из Нее Сыну Божию и беспримерная высота личной духовной жизни сделали Ее посредницей спасения и облагодатствования всех верующих в Церковь Христову. Ее молитвенное предстательство, невидимое телесно, но ощутимое сердечной верой, порождает у прибегающих к Ее помощи, прежде всего, любовь к Ее Сыну и Богу нашему и печаль о своих грехах /2 Кор. 7,10/ Ч покаяние. В Харьковской области и сопредельных с нею областях с глубоким благоговением почитается чудотворная икона Пресвятой Богородицы Озерянской Ч древняя благодатная святыня, источающая многие милости роду христианскому.

Явление иконы Озерянской Б.М. относится к 1710 году, в котором положено основание монастыря в Озерянке. Булгаков С.В. сообщает, что, по преданию, эта икона была обретена в конце XVI века, во время татарских набегов на Украину.

В то время в храме Рождества Богородицы села Мерефа служил иерей Феодор, и Господу было угодно прославить Озерянское место, находящееся от Мерефа в трех километрах, знамением особого Своего благоволения Ч явлением святой иконы Пресвятой Богородицы Озерянской. В делах Харьковской Духовной консистории повествуется следующее: «В сем монастыре (т.е. Куряжском) есть прославленная в давних годах чудотворная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, называемая Озерянской. Обретена во время татарских набегов в пустыни, именуемой Озерянской». Один из ее жителей, косивший траву за лесом, за одним взмахом косы услышал человеческий стон и при этом увидел половину священного изображения на оконечности косы, а другую половину образа и пред нею горящую свечу Ч при корне дерева здесь же росшего. Косарь, взявши обе половины этого образа, внес в свою хижину и, сложивши оныя, поставил в приличном месте, и усердно оному помолился, оставив свою работу. На другой день рано утром он не обнаружил святыни в своей хижине, ибо она была на месте обретения, и была сращена, а на самом месте заструился ключ чистой воды». Благочестивый иерей Феодор, духовно обрадованный явлением чудотворной иконы Богоматери, донес об этом своему архипастырю (митрополиту Белгородскому и Обоянскому Феодосию), и с его разрешения построил близ места явления деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, где и была икона.

Видя знамения благодати Божией от св. иконы, о.Феодор пожелал, чтобы на месте святаго явления Пречистыя Матери устроилась иноческая обитель, впоследствии прославившая во всей Слободской Украине пустынно-прекрасную Озерянку и привлекавшая в нее любителей пустынно-иноческих подвигов. Один старожил села Мерефа в 1762 году дал следующее письменное свидетельство: «Видел я и помню, что в церкви Озерянской пустыни стояла чудотворная икона, а откуда и кем была поставлена, знать не могу. Первое чудо от Нее явилось архимандриту Севастиану и при строителе иеромонахе Варсонофии Хвастиченко». Проф. Д.И.Багалей сообщает, что Богородица на иконе изображена повернувшей лицо в сторону Младенца. На Ней красный хитон и голубой мафорий. Правая рука Ее в позе моления, а левой поддерживает Младенца Христа, сидящего у Нее как бы на коленях у левой руки. Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове у Него такая же корона, как и у Богородицы. В левой руке Он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у обоих желтые. Размер иконы был 40 х 34 см.3.

Некоторые чудеса, изливаемые от Озерянской иконы Божией Матери
Молитва к Божией Матери, большей частью, получает отклик, если она исходит от сердца, и на благо самого молящегося. Святая чудотворная икона Богоматери Озерянская пребывала в разных местах, именно: в Куряжском Преображенском монастыре и в Озерянском Предтеченском храме. И где бы она ни была, сила благодати Божией от этой святой иконы очень часто проявлялась в исцелениях больных, которым добрая Целительница недугов неоскудно подавала милость от многоцелебного Своего образа. Памятно было жителям г. Харькова великое благодеяние Божией Матери, явленное их городу от святыя Ея иконы, в тяжкие 1833-й, 1848-й, 1871-й годы, когда пагубная холера свирепствовала в г. Харькове и уносила в могилу множество жертв. Многие свидетели сохранили в памяти своей разные случаи исцеления болящих, от св. иконы, которые много свидетельствуют, что как древле, так и ныне чудодействует Всеблагая Владычица от Своего благодатного Озерянского образа. Вот наименование некоторых случаев исцеления от святого образа: «Исцеление человека, имевшего усохшую руку, исцеление человека из Липцев, не владевшего ногою, исцеление девицы Бардаковой, одержимой беснованием, исцеление Ивана Николаевича Бочковского от болезненного шума в ушах, исцеление двух сестер от глазной болезни, исцеление девочки от горловой болезни».

Библиография:
1. Багалей Д. И. История города Харькова за 250 лет его существования (1655Ч1905 годы). X.: 1905.
2. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Ч Киев: 1913.
3. Ковалевский А. Сказание о св. чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Озерянской. Ч Харьков: 1892.
4. Архиепископ Филарет. Историко-статистическое описание Харьковской Епархии. Ч Харьков: 1859.

Добавьте сайт в друзья:


В Преображенском Куряжском монастыре в 10 верстах от Харькова, по большой дороге в Киев был чудотворный образ Озерянской Богоматери. Этот святой образ в конце XII столетия явился в 35 верстах от Харькова, на юго-восток, на месте, называемом Озерянкою, где впоследствии была пустынь, называемая Озерянскою.
Святая икона явилась во время татарских набегов на Украину. Один крестьянин села Озерянки однажды вышел на луг косить траву. При первом ударе косы, к его ужасу послышался человеческий стон. Косец, нагнувшись, увидел свечку, горящую пред образом Божией Матери. Изображение, написанное на холсте, от удара косы разрезалось на две половины.

Крестьянин с благоговением взял обе половины и свечу, принес домой и поставил ее вместе с другими иконами; на другое утро он, к своему удивлению, увидел, что обе половинки так крепко соединились, что едва остался след. С этих пор от иконы начали совершаться чудеса.
В Украину эту икону принесли из-за Днепра. Так думают потому, что икона имеет сходство с чудотворной Ченстоховской иконой, которую уважали во всей юго-западной Руси; написана на холсте (как обыкновенно делается на Западе) и уже после была наклеена на кипарисную доску.
Эта икона находилась в Озерянской пустыни до уничтожения обители — тех пор, пока в пределах одной Харьковской епархии было уничтожено до 20 монастырей. Тогда ее перенесли на время в Куряжский монастырь, а когда и эта обитель была закрыта — в город Харьков в Покровскую училищную церковь, где она находилась около 8 лет. Но когда Куряжский монастырь был снова выстроен, то, по просьбе братии Куряжской обители, святую икону ей возвратили. Монастырь стоял на горе. Святую икону из Преображенской церкви, в которой летом бывала служба, для богомольцев сносили для молебна в церковь преподобного Онуфрия, устроенную на роднике под горою. Родник находился под самым престолом, от него проведена под полом церкви чугунная труба; эта вода проходит в недалеко устроенные купальни — мужскую и женскую, в которых многие получали исцеление от разных болезней. Из купален вода течет в виде ручья под монастырем. Освятив воду, священнослужащие иноки опять относят икону в Преображенскую церковь по лестнице, устроенной из дикого камня, осененной деревьями, снабженной площадками и имеющей в ширину около 3 м. В 1843 году по просьбе жителей Харькова Святейший Синод, с Высочайшего соизволения, разрешил чудотворный образ Озерянской Богоматери с крестным ходом на зиму переносить в город, а весною относить в монастырь. Поэтому крестный ход из монастыря бывал два раза в год: 30 сентября под храмовый праздник главной Крестовой церкви Харьковского архиерейского дома, в которой святая икона находилась всю зиму; и 22-го апреля под храмовый праздник теплой церкви Куряжского монастыря.
Святая икона имела в длину около 40 см, в ширину более 30 см; украшена ризою из чистого червонного золота старинной работы.
Празднуют иконе 30 октября/12 ноября.

Озерянская икона Божией Матери

Озерянская икона Божией Матери

Празднование 30 октября

Озерянская икона написана на холсте, прикрепленном к доске, размером 0,4 x 0,34 метра. Фигуры Богоматери и Богомладенца выполнены в красных и голубых цветах, нимбы — желтые. Их головы венчают короны. Вверху иконы изображены облака.

Икона была обретена в конце XVI века. Крестьянин из с. Озерянки Харьковской губ. летом косил траву, и вдруг коса ударилась обо что-то острое, послышался человеческий стон. Косец наклонился и увидел у дерева свечу, горевшую пред образом Божией Матери. Икона, написанная на холсте, разре́залась на две половины. Крестьянин перенес образ в дом и поставил вместе с другими иконами. На следующее утро он обнаружил, что икона исчезла и вновь оказалась на прежнем месте. Разрезанные части соединились вместе так плотно, что от разреза остался едва заметный след. На месте явления иконы был построен храм, в который была перенесена икона, названная «Озерянской».

Через какое-то время недалеко от Озерян была построена церковь, а в начале XVIII века основан монастырь Озерянская пустынь. В 1787 году указом императрицы Екатерины II обитель упразднили, а святыня была перенесена на хранение сначала в Куряжский монастырь, а затем — в Харьковский Покровский.

С 1843 года был учрежден специальный крестный ход: образ дважды в год торжественно переносился с Куряжской обители в Покровскую и обратно. Эти два дня становились настоящим праздником для харьковчан. Даже была разработана особая церемония, по которой проводились шествия. В эти дни учебные и торговые заведения закрывались, организовывалась процессия во главе с высшим духовенством, а на всем пути следования крестного хода — все 16 километров — с обеих сторон дороги собирался народ.

В самом Харькове в честь иконы было построено два храма: на Холодной горе — в том месте, где монахи Куряжского монастыря передавали ее харьковскому духовенству, и в Покровском монастыре. Монахи Куряжской обители вели записи множества исцелений людей от иконы. Например, исцеление человека с засохшей рукой, исцеление человека с нерабочей ногой, исцеление бесноватой девицы, исцеление от болезней глаз, и т.д. Существует предание, что именно у Озерянской иконы по молитвам матери зрение вернулось будущему известному писателю Григорию Квитке-Основьяненко, который даже под влиянием чуда хотел принять монашество.

Наибольшее число чудесных исцелений было отмечено во время вспышек эпидемий холеры, которые возникали в Харькове в 1833, 1848 и 1871 годах. С Озерянским образом ходили от дома к дому, а люди молились об исцелении.

Подлинная икона не сохранилась: по некоторым данным, последний раз ее видели в 1941 году. Сохранилась святыня в трех списках XIX столетия. Один из них чудом обнаружен в 1990-е годы и ныне хранится в Харькове, в Озерянской церкви Покровского монастыря.

Сохранился целебный источник на месте обретения святыни, над ним возведен небольшой храм.

Помимо четырех Озерянских храмов в Харьковской области, несколько построено в других областях Украины и России.

Кондак 2. Акафист Озерянской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы

Акафист Озерянской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы

Клуб православной семьи: http://vk.com/club43902602

Кондак 1

Взбранной Воеводе, невечерняго Света Родительнице, Божественное знамение спасения — Христа Богомладенца на руку Своею держащи, молитвам Церкве земныя внемлющей, струи животворныя от явленныя иконы Своея Озерянския всем верным источающей, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи и щедротами Сына Твоего души наша озари, да зовем Ти: Радуйся, благословенная в женах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.

Икос 1

Архангел Гавриил, спасение наше предвозвещая, благословенную в женах пронарече Тя, Богородице.

Мы же, благовестнику Бога Вышняго внемлюще, велию таинству дивящеся, радуемся; Тебе — знамение Лика Своего Озерянскаго нам даровавшую — Матерь Господа нашего исповедуем, и яко Матери милосердия и щедрот, со благоговением вопием Ти: Радуйся, священное сокровище славы Божией, свещеносяще во Святая Святых светло введенная; Радуйся, благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание. Радуйся, пророческих проречений сбытие многоценное, Христа всем предвозвестившая; Радуйся, о Тебе бо Небесная вся удивишася, зряще Духа Святаго в Тя всельшася. Радуйся, Главизно нашего спасения, Триипостасное естество в Едином Божестве миру явившая; Радуйся, Отроча Младо, Отчее Сияние, мир просветившее, нам родившая. Радуйся, Мати Пречистая, прежде рождества и по рождестве Дева пребывшая; Радуйся, яко о Рождестве Сына Твоего вси земнороднии, спасающеся, возвеселишася. Радуйся, благословенная в женах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.

Кондак 2

Видя благочестивый муж веси Озерянския, егда изыде на делание свое, святую икону Твою, Владычице, внезапу косою его разсеченную, со слезами умиления к Лику Твоему повержеся, и со благоговением разсеченныя части в дом свой принесе, слезно прося умилостивления о гресе своем. Егда же воутрии сих не обрете, страхом и скорбию объят бысть, помысли бо гневу Божию на доме своем быти, со умилением возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумети хотя тайны сея силу, еюже сокрыся из дому его святая икона Твоя, Владычице, муж сей боголюбивый на место разсечения ея поспеши. И егда же паки сращенну сию обретше, знамение велие в сем уразуме, о нем же иерею Феодору поведа, и людем веси Озерянския о чудеси велие возвести. Тии же о Твоем, Богомати, милосердии слышавше, гласом радования благодарне возопиша: Откуду нам сие, да Мати Господа нашего к нам прииде! Сице умиляющеся, воспеваху Ти таковая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, Имже мир от греха и смерти спасеся; Радуйся, благословен бо Плод чрева Твоего, Имже глава змиева сокрушися. Радуйся, Церкве Христовы, седмию Вселенскими Соборы утвержденныя, присное украшение; Радуйся, веры Православныя, Духом Святым ограждаемыя, непоколебимое утверждение. Радуйся, Препрославленная, во дни нашествия иноплеменник всемощно нас охраняющая; Радуйся, мольбы верных Своих, пред Пречистым Твоим образом приносимыя, милостиво приемлющая, Радуйся, сращением святыя иконы Твоея мужа праведна зело возвеселившая; Радуйся, разсеченное диаволом естество наше Рождеством Сына Твоего паки с Богом соединившая. Радуйся, благословенная в женах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.

Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 34 | Нарушение авторских прав

Кондак 4 | Кондак 5 | Кондак 6 | Кондак 7 | Кондак 8 | Кондак 9 | Икос 12 | ОЗЕРЯНСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ |

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Озерянская

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Озерянская»
Молитва первая
О Преблагословенная Владычице наша Богородице!

К Тебе, обретшей благодать пред Богом, во еже родити миру Спаса душ наших, с Ним же у Креста Его молитвою за мир сраспинавшаяся, и Материю Света Им пронареченная, припадающе, молимся. Призри, Всемилостивая, на нас, Предвечным Советом Пресвятыя Троицы, к благодатному наследию жизни вечныя созданных, жалом же греховным уязвленных и смерти телесней и душевней поверженных сущих, и якоже святую икону Твою Озерянскую пречудне срастивши, всем верным источник чудес от нея источила еси, сице же и нас, на Твою, Богомати, икону, благоговейно взирающих, душевне и телесне исцели, и немощное естество наше, сечением греховным разсекаемое, паки с Богом соедини, и чадами Его Божественныя любве, силою и действием Святаго Духа, нас соделай. Сердца же наша, Всемилостивая, благодатию Христовою раствори, и волю нашу ко исполнению заповедей Божиих спешну сотвори, ноги же наши на путь мирен — Истину Христову направи. И сице, о Всеблагая, все естество наше любовию к Богу воспламени. Владычице Пресвятая, якоже в тяжком нашествии иноплеменник в пределы наша святою иконою Твоею Озерянскою Православныя люди укрепляла еси, тако и ныне знамением Лика сего Пресвятаго паству Харьковскую и всех верных чад страны нашея в единомыслии веры утверди, и от тлетворных расколов и ересей злочестивых и иных бед сохрани, Отечеству же нашему незыблемаго мира от Бога испроси, и от всех враг, мыслящих нам злая, нас избави. Верных же Твоих, пред святою иконою Твоею припадающих и в скорбех Тебе молящихся, прошения исполни, и вся, яже ко спасению потребная, всем нам даруй. Убогия же слезы и воздыхания наша благоприятны пред Богом сотвори и прощение грехов наших испроси. И тако, Преблагословенная Мати, воздвигни нас на благодарственное Ти славословие, и в подвизе покаяния нас укрепляющи, неосужденных причастников Пречистаго Тела и Честныя Крове Господа нашего Иисуса Христа по кончине жития нашего быти нас милостивно сподоби. В час же исхода нашего молитву Матернюю о нас пред Богом сотвори, и бедныя души наша чрез мытарства лютыя, начала и власти тмы, невозбранно в Царствие Небесное, идеже мир и радость безконечная, приведи, — во еже в Церкви Небесней, Тобою, Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим, украшенной, непрестанно славословити и воспевати смерти Победителя — Агнца Божия, вземшаго грехи мира. Ему же, о Благодатная, Тебе ради, осанна и благодарение, слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым, Благим и Животворящим Духом — Утешителем Святым, ныне и присно, и во веки веков. Аминь!
Молитва вторая
От суеты житейския возникше и ума своего помыслы во едино собравше, ко Твоей, Богородице, иконе очи душ и телес наших воздвизаем, и Тебе взываем сице: не остави, Пречистая, нас немощных во гресех наших растлетися, не попусти злому демону души наша от Сына Твоего в дебри страстей отгнати, но помози нам Того заповеди присно памятовати, да ниже блудным возбешением себе предаем, ниже друг друга злобою угрызаем, но якоже днесь, святыни Твоей предстояще, о исправлении жития нашего ревностию распаляемся, тако и от храма Твоего в дома своя отшедше, сие доброе намерение сохранити потщимся. По сих же и телесныя наша нужды утоли, и горести Твоею молитвою исцели, Всепетая. Вемы, яко подобаше нам паче вся сия благодушне претерпевати и точию о терпении в скорбех Господа просити: но понеже изнемогают в печалях душы наша и помыслы уныния нашу колеблют веру, сего ради в сокрушении сердец к Тебе сице взываем: якоже безчисленныя болящыя страдальцы исцелила еси и скорбящыя утешила еси, тако и нас пред чудотворною Твоею иконою припадающих и в скорби Тебе молящихся услыши, и всех прошения во благое исполни, болящым здравие, скорбящым утешение подающи, во вражде сущым мир от Бога низпосылающи, сомнящымся же веры утверждение. Услыши грешныя рабы Твоя, Пречистая, воздвигни нас на благодарственное Ти славословие, да умножится вера людей Твоих, да прославится в них Твое заступление, да тако Царствие Сына Твоего посреди нас утвердится. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Статья опубликована участником 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел ‘Икона Пресвятой Богородицы Озерянская’.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *