Икона недремлющее око

Икона недремлющее око

икона Богородицы «НЕДРЕМАННОЕ ОКО» (Спас Недремлющее Око)

Местночтимая

Описание:

Другое название иконы: «Спас Недремлющее Око». Чудотворная икона пожертвована монастырской часовне в городе Рыбинске дочерью известного в прошлом проповедника Родиона Путятина. Известен также другой древний чудотворный образ Божией Матери «Недремлющее Око», находившийся ранее в городе Угличе в Богоявленском монастыре.

На иконе изображён юный Иисус, возлежащий на красном (цвет Воскресения) ложе. Путь Его страданий ещё не начался. С грустью, любовью и надеждой молитвенно обращается к Нему Богородица. Справа стоит ангел и держит крест. Жертва ради спасения людей должна свершиться. Юный Спаситель не забывает об этом, чему соответствует надпись под изображением: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Книга Песнь песней: 5, 2).

Другое описание иконы Богородицы «Недрем­лю­щее око», с сайта azbyka.ru

В го­ро­де Ры­бин­ске, в мо­на­стыр­ской ча­совне, устро­ен­ной неда­ле­ко от вок­за­ла Ры­бин­ско-Бо­ло­гов­ской же­лез­ной до­ро­ги, на­хо­дит­ся древ­няя чу­до­твор­ная ико­на, име­ну­е­мая «Недрем­лю­щее око». Ее по­жерт­во­ва­ла дочь зна­ме­ни­то­го про­по­вед­ни­ка, про­то­и­е­рея Ро­ди­о­на Пу­тя­ти­на, ко­то­рый пи­тал к этой иконе осо­бен­ное бла­го­го­ве­ние вслед­ствие се­мей­ных пре­да­ний. Об­раз име­ет 10 верш­ков в ши­ри­ну и один ар­шин в вы­со­ту; пи­сан он на по­лотне, на­кле­ен­ном на де­ре­вян­ную дос­ку; жи­во­пись его при­над­ле­жит к ита­льян­ско­му сти­лю. Пре­свя­тая Де­ва изо­бра­же­на в по­ло­ви­ну ро­ста; Она си­дит пе­ред сто­лом в ком­на­те с по­до­бран­ной на ле­вой сто­роне за­на­ве­сью тем­но-зе­ле­но­го цве­та. Гла­ва Ее по­кры­та бе­лым по­кры­ва­лом, из-под ко­е­го вид­не­ют­ся во­ло­сы. Пре­чи­стое ли­цо Ее и пе­чаль­ный взор опу­ще­ны до­лу и об­ра­ще­ны к ле­жа­ще­му Бо­гом­ла­ден­цу. Ле­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри, по­ко­я­ща­я­ся на сто­ле, под­дер­жи­ва­ет гла­ву Ее, а пра­вая спя­ще­го Бо­гом­ла­ден­ца. Гла­за Пред­веч­но­го Мла­ден­ца за­кры­ты, а гла­ва Его об­ра­ще­на в пра­вую сто­ро­ну; пра­вая ру­ка по­ко­ит­ся на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри, а ле­вая на со­гну­том ко­лене Его ле­вой но­ги; сред­няя часть те­ла по­кры­та бе­лой таф­той. Вни­зу ико­ны на­хо­дит­ся сле­ду­ю­щая над­пись: «Аз сплю, а серд­це Мое бдит» (Песн.5:2). Эта над­пись сви­де­тель­ству­ет, что на­име­но­ва­ние ико­ны «Недрем­лю­щее око» име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: она ука­зы­ва­ет на то, что Спа­си­тель и Его Пре­чи­стая Ма­терь все­гда неусып­но пе­кут­ся о на­шем спа­се­нии.

Дру­гая ико­на с та­ким же на­зва­ни­ем на­хо­дит­ся в го­ро­де Уг­ли­че Яро­слав­ской гу­бер­нии, в Бо­го­яв­лен­ской ча­совне Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря, устро­ен­ной под со­бор­ной мо­на­стыр­ской цер­ко­вью. Она по­жерт­во­ва­на в 1848 го­ду жи­тель­ни­цей Уг­ли­ча А. В. Ле­бе­де­вой, ко­то­рая удо­сто­ве­ри­ла, что сия ико­на очень древ­няя и с дав­них пор счи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. Ико­на име­ет бо­лее ар­ши­на вы­ши­ны и 3/4 ар­ши­на ши­ри­ны и пи­са­на на дос­ке ита­льян­ской жи­во­пи­сью. Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щей в ком­на­те с ок­ном на пра­вой сто­роне. Гла­ва Ее об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну и по­кры­та до плеч по­кры­ва­лом си­не­го цве­та, из-под ко­то­ро­го вы­би­ва­ют­ся во­ло­сы. Очи Бо­го­ма­те­ри по­лу­от­кры­ты и об­ра­ще­ны к спя­ще­му Пред­веч­но­му Мла­ден­цу. Верх­нее оде­я­ние Ее го­лу­бо­го, а ниж­нее ало­го цве­та. Спя­щий Бо­гом­ла­де­нец по­ко­ит­ся на ле­вом ко­лене и ле­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри; гла­ва Его об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну; ру­ки сло­же­ны под грудь, а но­ги со­гну­ты в ко­ле­нях и опу­ще­ны вниз. Все те­ло Его оде­то в ру­баш­ку бе­ло­го цве­та и по­ло­же­но на раз­вер­ну­тую бе­лую пе­ле­ну, один край ко­то­рой под­нят пра­вой ру­кой Бо­го­ма­те­ри в уро­вень с Ее пра­вым пле­чом. Ико­на укра­ше­на по­зо­ло­чен­ной ри­зой и вен­ца­ми. Дру­гие укра­ше­ния на сей иконе — три се­реб­ря­ные изо­бра­же­ния ног и два се­реб­ря­ных кре­ста по­жерт­во­ва­ны ли­ца­ми, ис­це­лив­ши­ми­ся по­сле мо­лит­вы пе­ред сей ико­ной. Пе­ред этой ико­ной, рав­но как и пе­ред пер­вой, чи­та­ет­ся сле­ду­ю­щая мо­лит­ва Бо­го­ма­те­ри: «О, Пре­див­ная Гос­по­же, Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це! При­и­ми нас, при­па­да­ю­щих к Тво­е­му об­ра­зу; воз­зри недрем­лю­щим оком Тво­им на ду­шев­ные яз­вы на­ши гре­хов­ные; умо­ли серд­цем бдя­ще­го о нас Сы­на Тво­е­го, Хри­ста Бо­га на­ше­го, да из­ба­вит нас с ве­рой к Нему при­бе­га­ю­щих от тяж­ко­го сна гре­хов­но­го и от всех на­вет вра­же­ских, да спа­сет ду­ши на­ша, яко Че­ло­ве­ко­лю­бец».

В го­ро­де Ры­бин­ске, в мо­на­стыр­ской ча­совне, устро­ен­ной неда­ле­ко от вок­за­ла Ры­бин­ско-Бо­ло­гов­ской же­лез­ной до­ро­ги, на­хо­дит­ся древ­няя чу­до­твор­ная ико­на, име­ну­е­мая «Недрем­лю­щее око». Ее по­жерт­во­ва­ла дочь зна­ме­ни­то­го про­по­вед­ни­ка, про­то­и­е­рея Ро­ди­о­на Пу­тя­ти­на, ко­то­рый пи­тал к этой иконе осо­бен­ное бла­го­го­ве­ние вслед­ствие се­мей­ных пре­да­ний. Об­раз име­ет 10 верш­ков в ши­ри­ну и один ар­шин в вы­со­ту; пи­сан он на по­лотне, на­кле­ен­ном на де­ре­вян­ную дос­ку; жи­во­пись его при­над­ле­жит к ита­льян­ско­му сти­лю. Пре­свя­тая Де­ва изо­бра­же­на в по­ло­ви­ну ро­ста; Она си­дит пе­ред сто­лом в ком­на­те с по­до­бран­ной на ле­вой сто­роне за­на­ве­сью тем­но-зе­ле­но­го цве­та. Гла­ва Ее по­кры­та бе­лым по­кры­ва­лом, из-под ко­е­го вид­не­ют­ся во­ло­сы.

Пре­чи­стое ли­цо Ее и пе­чаль­ный взор опу­ще­ны до­лу и об­ра­ще­ны к ле­жа­ще­му Бо­гом­ла­ден­цу. Ле­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри, по­ко­я­ща­я­ся на сто­ле, под­дер­жи­ва­ет гла­ву Ее, а пра­вая спя­ще­го Бо­гом­ла­ден­ца. Гла­за Пред­веч­но­го Мла­ден­ца за­кры­ты, а гла­ва Его об­ра­ще­на в пра­вую сто­ро­ну; пра­вая ру­ка по­ко­ит­ся на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри, а ле­вая на со­гну­том ко­лене Его ле­вой но­ги; сред­няя часть те­ла по­кры­та бе­лой таф­той. Вни­зу ико­ны на­хо­дит­ся сле­ду­ю­щая над­пись: «Аз сплю, а серд­це Мое бдит» (Песн.5:2). Эта над­пись сви­де­тель­ству­ет, что на­име­но­ва­ние ико­ны «Недрем­лю­щее око» име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: она ука­зы­ва­ет на то, что Спа­си­тель и Его Пре­чи­стая Ма­терь все­гда неусып­но пе­кут­ся о на­шем спа­се­нии.

Дру­гая ико­на с та­ким же на­зва­ни­ем на­хо­дит­ся в го­ро­де Уг­ли­че Яро­слав­ской гу­бер­нии, в Бо­го­яв­лен­ской ча­совне Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря, устро­ен­ной под со­бор­ной мо­на­стыр­ской цер­ко­вью. Она по­жерт­во­ва­на в 1848 го­ду жи­тель­ни­цей Уг­ли­ча А. В. Ле­бе­де­вой, ко­то­рая удо­сто­ве­ри­ла, что сия ико­на очень древ­няя и с дав­них пор счи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. Ико­на име­ет бо­лее ар­ши­на вы­ши­ны и 3/4 ар­ши­на ши­ри­ны и пи­са­на на дос­ке ита­льян­ской жи­во­пи­сью. Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щей в ком­на­те с ок­ном на пра­вой сто­роне. Гла­ва Ее об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну и по­кры­та до плеч по­кры­ва­лом си­не­го цве­та, из-под ко­то­ро­го вы­би­ва­ют­ся во­ло­сы. Очи Бо­го­ма­те­ри по­лу­от­кры­ты и об­ра­ще­ны к спя­ще­му Пред­веч­но­му Мла­ден­цу. Верх­нее оде­я­ние Ее го­лу­бо­го, а ниж­нее ало­го цве­та. Спя­щий Бо­гом­ла­де­нец по­ко­ит­ся на ле­вом ко­лене и ле­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри; гла­ва Его об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну; ру­ки сло­же­ны под грудь, а но­ги со­гну­ты в ко­ле­нях и опу­ще­ны вниз. Все те­ло Его оде­то в ру­баш­ку бе­ло­го цве­та и по­ло­же­но на раз­вер­ну­тую бе­лую пе­ле­ну, один край ко­то­рой под­нят пра­вой ру­кой Бо­го­ма­те­ри в уро­вень с Ее пра­вым пле­чом. Ико­на укра­ше­на по­зо­ло­чен­ной ри­зой и вен­ца­ми. Дру­гие укра­ше­ния на сей иконе — три се­реб­ря­ные изо­бра­же­ния ног и два се­реб­ря­ных кре­ста по­жерт­во­ва­ны ли­ца­ми, ис­це­лив­ши­ми­ся по­сле мо­лит­вы пе­ред сей ико­ной. Пе­ред этой ико­ной, рав­но как и пе­ред пер­вой, чи­та­ет­ся сле­ду­ю­щая мо­лит­ва Бо­го­ма­те­ри: «О, Пре­див­ная Гос­по­же, Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це! При­и­ми нас, при­па­да­ю­щих к Тво­е­му об­ра­зу; воз­зри недрем­лю­щим оком Тво­им на ду­шев­ные яз­вы на­ши гре­хов­ные; умо­ли серд­цем бдя­ще­го о нас Сы­на Тво­е­го, Хри­ста Бо­га на­ше­го, да из­ба­вит нас с ве­рой к Нему при­бе­га­ю­щих от тяж­ко­го сна гре­хов­но­го и от всех на­вет вра­же­ских, да спа­сет ду­ши на­ша, яко Че­ло­ве­ко­лю­бец».

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Недремлющие Око» молятся при бессоннице детей.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Недремлющее Око»

О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевныя язвы наша греховныя; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас, с верою к Нему прибегающих, от тяжкаго сна греховнаго и от всех навет вражиих, да спасет души наша, яко Человеколюбец. Аминь.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы — Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы — О чудесных явлениях Богоматери.

Иконы Божьей Матери — Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице — Основные молитвы.

Жития Святых — Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину — Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи — Сборник небольших притч (историй)

Литература — Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм — Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные «духовные» практики.

Суеверия — Описание некоторых суеверий.

http://pravkurs.ru/ — Православный интернет курс дистанционного обучения.

Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Чудотворная икона Богоматери Кипрская известна давно — с 392 года. Таким образом, Божия Матерь Кипрская — одна из наиболее древних православных икон. Образ Богоматери Кипрской празднуется 20 апреля, или 3 мая по новому стилю.

Икона чудотворная Кипрской Богоматери находится на острове Кипр, в том монастыре, что был возведен на месте ее явления. Икона Богоматери была установлена на воротах, которые вели к церкви Пресвятой Богородицы на Кипре.

На иконе Божия Матерь изображена сидящей на престоле, на руках Ее — Младенец Предвечный, а по бокам — по ангелу, каждый из которых держит в руках пальмовую ветвь.

Существует такое поверье. Однажды мимо церкви проезжал некий аравитянин. По какой-то неведомой причине он решил осквернить святыню, поглумившись над христианской иконой. Прицелившись из лука в светлый образ Божией Матери, аравитянин выпустил стрелу, и та угодила в колено Богоматери. И сразу же из раны обильно потекла кровь. Чудо это, будучи знаменательным, вызвало у святотатца ужас неописуемый. Он прыгнул на лошадь и со всего духу помчался домой, но доехать не успел: в середине пути пал с лошади мертвым. Так Провидение Божие покарало нечестивого.

С тех самых давних пор икона Кипрская стала храниться в Ставруни — монастыре, что устроен был на месте обретения святыни. Здесь специально в целях пребывания святого образа Божией Матери возвели церковь, названную как церковь Богоматери Панагии Ангелоктиссы.

Существует список чудотворной иконы Кипрской Божией Матери, и находится он в Москве, в Успенском соборе, оправленный в богатый оклад. Здесь же, в Москве, совершается празднество чудотворной иконе Кипрской Пресвятой Богородицы.

Композиция древней иконы Кипрской Богоматери, с точки зрения иконографии, предвосхищает более поздние мозаики на алтарях и росписи христианских церквей и храмов, где святой образ Богоматери воспринимается и осмысливается в соответствии с догматом о Воплощении Божием. В таких изображениях заключается основной смысл: Пречистая Дева Мария уподобилась Иисусу Христу, как никто более, Она стала утробой Воплощения, Самим Божиим Жилищем.

Пальмовые ветви, что находятся в руках ангелов на иконе Кипрской Божией Матери, представляют собой олицетворение литургического понимания изображения на иконе. Именно таким способом, то есть обмахиванием сорванными пальмовыми ветвями, в глубокой древности в жарких странах отгоняли надоедливых насекомых от Даров Святых, что возлежали на престоле.

Пред иконой чудотворной Пресвятой Божией Матери Кипрской молятся о том, чтобы исцелиться от тяжких болезней, недугов телесных, чтобы избавиться от эпидемии, мора, неизлечимых недугов, паралича. Просить Божию Матерь об исцелении приходят тысячи паломников.

Молитва перед иконой «Всевидящее Око Божие»

Господь Бог всемогущ, а потому обращаться к Нему с молитвой можно при любой нужде и горести, будь то просьбы о здоровье или счастье, о духовном просветлении, об улаживании вражды и конфликтов, о помощи в любых начинаниях и о благословлении на совершении важных дел. Надо лишь помнить о том, что о чём бы ни взывали богомольцы к Всевышнему, молитва их должна быть искренна, чиста, усердна и горяча.
Так как для иконы «Всевидящее Око» не установлены специальные молитвы и акафисты, то можно использовать традиционные молитвы к Спасителю, Богородице и Господу Богу.
Молитва Господу нашему Иисусу Христу
Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя.

Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва Пресвятой Богородице
Пресвятая Владичеце моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смереннаго(ой) и окаянного(ой) раба(ы) Твоего(ей), унынее, забвение,неразумение, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окояннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего;погаси пламень страстей моих, яко нищ(а) есмь и окаянен(нна). И избави мя от многих и лютых воспоминаний и преприятий, и от всех действ злых свободи мя.

Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.
Молитва Пресвятой Троице
От сна восстав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго(ую) и грешнаго(ую), ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати Всесвятое имя Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва святому Ангелу-хранителю
О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий! С сокрушенным сердцем и болезненною душею предстою ти, моляся: услыши мя, грешнаго раба своего (имя рек), с воплем крепким и плачем горьким вопиющаго; не помяни моих беззаконий и неправд, ими же аз окаянный прогневляю тя по вся дни и часы, и мерзостна себе творю пред Создателем нашим Господом; явися мне милосерд и не отлучайся мене сквернаго даже до кончины моея; возбуди мя от сна греховнаго и пособствуй твоими молитвами прочее время живота моего без порока прейти и сотворити плоды достойны покаяния, паче же от смертных падений греховных соблюди мя, да не погибну во отчаянии и да не порадуется враг о погибели моей. Вем воистинну и усты исповедую, яко никтоже таков друг и предстатель, защититель и поборник, якоже ты, святый Ангеле: предстоя бо Престолу Господню, молишися о мне непотребном и паче всех грешнейшем, да не изымет Преблагий души моея в день нечаяния моего и в день творения злобы. Не престай убо умилостивляя премилосердаго Господа и Бога моего, да отпустит согрешения моя, яже сотворих во всем житии моем, делом, словом и всеми моими чувствы, и имиже весть судьбами да спасет мя; да накажет мя зде по Своей неизреченной милости, но да не обличит и не истяжет мя онамо по Своему нелицеприятному правосудию; да сподобит мя покаяние принести, с покаянием же Божественное Причащение достойне прияти, о сем паче молю, и таковаго дара всеусердно желаю. В страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, прогоняя мрачныя демоны, имущия устрашити притрепетную душу мою: защити мя от тех ловления, егда имам преходити воздушная мытарства, да храним тобою, безбедно достигну рая ми вожделеннаго, идеже лицы святых и горних сил непрестанно восхваляют всечестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, Емуже подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь.

122. Спас Недреманное Око, с избранными святыми

Вторая половина XVI века. Москва
Дерево, темпера. 40 × 33
Происхождение неизвестно
ГТГ, инв. 12871

Спас Эммануил возлежит на одре, находящемся в райском саду с фантастическими цветами. Одр покоится на скалистой горке с пещерой. Сверху из небесного сегмента на Христа сходят три луча света, слева Спасу предстоит Богоматерь, справа — ангел в далматике с лором, с Голгофским Крестом в руке. К одру слетает ангел с рипидой.

Этот иконографический тип известен в византийском искусстве с начала XIV века (фреска собора монастыря Протат на Афоне). Самые ранние из сохранившихся русских изображений «Спаса Недреманное Око» относятся к XVI веку.

Изображение иллюстрирует текст 120-го псалма (ст. 2–7): «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; не дремлет и не спит хранящий Израиля. Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя… Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек». Эти строки указывают на охранительную символику изображения «Спаса Недреманное Око» и объясняют, почему оно часто во фресковых росписях помещалось над входом в храм.

На полях иконы расположены полуфигуры и фигуры святых.

  1. Неизвестный святитель;
  2. Алексий человек Божий (ум. 411) — один из наиболее почитаемых святых как западной, так и восточной Церковью;
  1. Преподобный Макарий Великий (ок. 301–391). По месту рождения был египтянином. Оставил после себя множество посланий и бесед, отмеченных печатью аскетизма. Мощи св. Макария покоятся в городе Амальфи (Италия);
  1. Симеон столпник (ум. 459);
  1. Преподобный Феодосий Печерский (ок. 1036–1074) — церковно-политический деятель, второй игумен Киево-Печерского монастыря с 1062 года, ученик преподобного Антония Печерского. Во время своего игуменства возвел многие монастырские постройки, в том числе Успенский собор. Преподобный Феодосий известен также как автор нескольких поучений;
  1. Преподобный Антоний Печерский (XI в.) почитается как основоположник русского иночества. Принял пострижение на Афоне. Вернувшись в Киев, основал Киево-Печерский монастырь, ставший духовным центром Киевской Руси;
  1. Феодор Стратилат Гераклейский — святой воин, великомученик. Родился в городе Евхаит (Малая Азия), был римским военачальником в Гераклее. По приказу императора Ликиния за отказ отречься от Христа принял мученическую смерть в 319 году;
  1. Никита воин (IV в.). Константинопольский священномученик, принадлежал к племени готов. Крещение принял от Готфского епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Около 372 года при язычнике Атанарихе Никита был сожжен за проповедь христианства;
  1. Великомученица Екатерина (начало IV в.). Была дочерью правителя Александрии, тайно приобщилась к христианскому учению. По приказу императора Максимиана приговорена к мучительной казни. Мощи ее покоятся на горе Синай в Египте;
  1. Великомученица Варвара (?). Жила в III веке в городе Илиополе в Финикии. Казнена по приказу отца, знатного язычника, в 306 году. Мощи ее в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII — на Русь, в настоящее время находятся во Владимирском соборе в Киеве;
  1. Великомученица Параскева Пятница (III в.). Дочь родителей-христиан, особо чтивших пятницу — день страстей Христовых. За проповедь христианства была подвергнута мучениям и казнена. На Руси почиталась как покровительница семьи, торговли (о чем напоминает название «пятницкие ярмарки»), домашнего скота, воды.

Н. Бекенева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *