Икона Григория чудотворца

Икона Григория чудотворца

Молитва святителю Григорию, епископу Неокесарийскому, Чудотворцу.

Икона Образ Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

Молитва святителю Григорию, епископу Неокесарийскому, Чудотворцу

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, спасово со отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся светом единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, помози во бранех отечеству нашему, и покори вся противныя нам враги, мирное и безмятежное жительство наше устрой: благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси: монашествующия к подвигом добраго течения укрепи: град сей и вся грады наши и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти нам умоли: мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Византийская икона

Византийская икона – это целое явление, которое представляет собой огромную художественную и научную ценность, позволяя изучать большой и важный этап развития культуры человечества в обширном районе, а также проследить влияние этой культуры на соседние страны, в частности и на древнюю Русь.


Икона «Григорий Чудотворец».
Византия. XII век
Дерево, темпера
Государственный Эрмитаж

Одна из самых знаменитых византийских икон — работа неизвестного мастера ХII века — «Григорий Чудотворец». В сравнительно небольшой картине, исполненной в технике темперы на доске, запечатлен характерный для византийского искусства образ христианского святого, отрешенного от всего мирского, земного, строгий и одновременно человечный, полный духовного величия.

Простая, легко обозримая композиция, отсутствие внешнего движения, лишних деталей и подробностей, плавные и лаконичные линии рисунка, гармонично подобранные красочные сочетания придают изображению цельность и ясность, невольно привлекают не к внешней стороне изображаемого, а к духовному началу, носителем которого выступает Григорий.

Задумчивый и сосредоточенный взгляд старца, пальцы руки, легко касающиеся церковной книги, дают представление о направлении мыслей святого.

Бронзовое лицо Григория, обрамленное седой бородой, и светлое одеяние, оттененное синей полоской воротника, эффектно выделяются на золотом фоне. Темно-вишневые буквы надписи на греческом языке: «святой Григорий-чудотворец», заполняя пространство фона по обе стороны нимба, подчеркивают уравновешенный и торжественный характер композиции и одновременно украшают картину. «Григорий Чудотворец» — светлое, праздничное по духу произведение — один из шедевров живописи ХII века.


Икона «Федор Стратилат»
Византия. Нач. XIV века
Дерево, смальта, камень, металл
Государственный Эрмитаж

В более позднее время, в начале XIV века, в период нового, непродолжительного подъема искусства Византии, была создана маленькая мозаичная иконка «Федор Стратилат» (т. е. Федор-военачальник).

Используя мельчайшие (менее одного см) кусочки смальты, камешки и крохотные металлические пластиночки, укрепленные на воске поверх деревянной основы, мастер создает поэтичное произведение, полное гармонии и какой-то особой эмоциональной силы, внутренней взволнованности. Несмотря на фронтальность и уравновешенность, подчеркнутую квадратами с надписями слева и справа от полуфигуры Федора, изображение лишено статичности и застылости. Диагональ копья, динамично сбегающие складки одежд, дробные точки и узоры на нимбе, щите, одежде подчеркивают внутреннюю динамику, живой ритм произведения.

Хрупкий, утонченный образ святого с одухотворенным лицом и задумчивым, слегка тревожным взглядом, загадочно мерцающие блестки крохотных кристаллов мозаики, придающих изображению своеобразное изящество и легкость, раскрывают перед зрителем особый духовный мир — идеальный и возвышенный.

Изделия из серебра

Византийские мастера достигли совершенства в изготовлении серебряных изделий. В период становления визайнтийской государственности серебряные блюда и тарелки несли в себе черты античности, повторяя традиционные мифологические сюжеты и композиции. Но постепенно наметился отход от античных канонов, и в художественном замысле ювелиров стали появляться условности, символизм и даже схематизм.


Блюдо архиепископа Патерна
Византия. VI в. Серебро.
Государственный Эрмитаж

Характерна судьба большого блюда из серебра, переделанного архиепископом Патерном из города Томи (ныне Констанца). Блюдо, найденное в захоронении на территории Полтавской области в 1912 году вместе со многими другими вещами, привлекло особое внимание ученых. Четыре клейма с обратной стороны на донце позволяли его точно датировать. Надпись на блюде гласит: «Из древнего возобновлено почтеннейшим архиепископом нашим Патерном. Аминь».

Клейма относятся к периоду правления императора Анастасия (491 — 518). Само серебряное блюдо имеет довольно широкий ободок, украшенный вьющейся виноградной лозой с фигурками животных и птиц, которые заполняют все ее изгибы, то есть исполнено византийским мастером еще в античном духе, а донышко на нем более позднее, да и все блюдо переделано в соответствии с новыми требованиями и вкусами. В центре гравирована большая хризма — монограмма Христа, слева и справа от которой помещены крайние буквы греческого алфавита — альфа и омега — символ представления о Христе, как о начале и конце всего существующего в мире. По варварскому обычаю была сделана инкрустация цветной пастой и камнями.

Большой сосуд из позолоченного серебра византийской работы был найден в том же захоронении, что и блюдо. С ним была связана находка захоронения. Он оказался в земле у самой поверхности и мальчик-пастушок случайно провалился в него ногой. Так был обнаружен целый комплекс вещей, часть которых составила экспозицию Византийского искусства в Эрмитаже, а также была помещена в Особую кладовую.

Резьба по кости

Большое распространение получает в Византии искусство резьбы по кости. Диптихи, пиксиды (коробочки), ларцы, украшенные рельефами — различные предметы обихода и интерьера были очень популярны у всех слоев населения. Один из частых мотивов в работах косторезов — изображение цирковых сцен. В эрмитажной коллекции есть костяная пластинка — створка диптиха – на ней изображен консул Ареобинд, который подает сигнал к началу заказанного им для народа представления (эпизоды спектакля с участием артистов, дрессированных животных и т. д. показаны рядом, в нижней части пластины).


Диптих с изображением борьбы гладиаторов со зверями
Византия. V в. Слоновая кость.
Государственный Эрмитаж

Другой экспонат – целый диптих с изображением борьбы гладиаторов со зверями. Подобные диптихи заказывались по случаю избрания нового консула. Посылая их знатным лицам, консул извещал о получении им высокого и почетного звания. Внутренняя сторона пластин гладкая, ее покрывали воском и могли использовать как записную книжку; процарапывая на воске текст, а затем стирали его, когда он был уже не нужен. В рельефе на другой стороне — бойцы с дикими животными показаны в поединке с пантерами и львами. Несмотря на условность композиции (отсутствие реального пространства, перспективы, множественность точек зрения и т. д.), сцена великолепно доносит динамику боя, передает напряженные усилия бойцов и яростное сопротивление животных.

Переполненное динамичными фигурами пространство, разнонаправленные, встречные движения, упруго изогнутые тела борющихся, резкие, иногда сломанные под углом линии копий — все создает впечатление бурного действия. Живо и выразительно подмечены и переданы жесты и эмоции людей, характерные повадки и нрав животных.

Обе пластины содержат одно и то же изображение, но имеются и небольшие отличия (линия почвы под всеми фигурами бойцов обозначена лишь на правой створке), что позволяет усмотреть здесь руку двух разных исполнителей.

Читайте далее: Культуры, народы и государства Азии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *