Икона горний Иерусалим

Икона горний Иерусалим

Для наших читателей: икона горный иерусалим значение с подробным описанием из различных источников.

Хотя Православной церкви известны сотни икон Богородицы, продолжают появляться и новые. Особенно радует это в годы испытаний — в период экономического кризиса для людей появился новый знак расположения Девы Марии, это икона Древо Борогодицы. Автор остается неизвестным, да это и не главное. Важно, чтобы образ дарил людям веру, помощь и утешение.

Значение святого образа

Иконы стали писать уже спустя несколько лет после казни Христа. Но самым первым образом был «Спас Нерукотворный» — Иисус сотворил его, вытерев мокрое лицо полотенцем. Это явилось доказательством того, что Господь благословляет христиан иметь иконы, через них обращаться к Нему с молитвами. Иконография же Богородицы началась немного позже — считается, что первая «Одигитрия» была сделана еще при земной жизни Девы Марии.

Замысел иконы «Древо богородицы» очень интересный — она включает в себя 16 различных образов. При чем тут дерево? Иконописец изобразил каждый как отдельный плод на ветвях дерева. Посредине находится основная икона — Рождество Христово. Она больше по размеру и размещена в самом центре. Дерево украшено либо цветущими красными розами, либо зелеными листьями. Оно символизирует жизнь, единение с Богом.

Сами образы расположены таким образом:

  • семь икон Богородицы слева;
  • семь икон Богородицы справа;
  • одна икона внизу;
  • образ Рождества — центральный;
  • наверху расположена еще одна икона — Святая Троица;
  • внизу видны очертания города, подписанного как «Горний Иерусалим» («Небесный Иерусалим»).

Интересная композиция, в которой можно обнаружить очень глубокий смысл. Знаменательно и само время появления в столь сложный для страны период, когда многие теряют работу, страны воюют. Богородица как бы призывает всех вспомнить, что все люди являются братьями, должны помогать друг другу. Банальность, однако про нее стали забывать. Возможно, за это и посылается столько испытаний.

Людям надо обратиться к Господу, вернуться к Нему — именно в этом значение новоявленной иконы «Древо Богородицы», которая состоит из многих образов. Царица Небесная как бы вопиет к каждому, кто хоть раз молился перед ними.

Из каких икон состоит дерево

Каждый образ копируется обычно в классической манере, по форме это слегка вытянутый овал, своеобразный медальон, в который вписаны изображения. Встречается такое исполнение, где на каждой иконе Богородица улыбается — это абсолютно нетипично для канонической иконописи, подобное есть лишь на «Вифлеемской» иконе, которая не изображена здесь.

По описанию икону «Древо Богородицы» довольно легко узнать — аналогов не встречается. Деревья вообще часто используются в иконописи, но ни на одном не расцветало столько прекрасных ликов Богоматери одновременно. Под образом Рождества расположено «Сладкое лобзание» или «Владимирская» — это Елеуса, один из основных типов богородичных икон. Отличительные черты:

  • Младенец Христос прижимается щекой к лицу Матери;
  • Святая Мария крепко прижимает Сына к себе;
  • Ручка маленького Иисуса как бы стремится обнять Богородицу за шею.

К этому типу принадлежит множество русских икон, поскольку данный образ понятен без дополнительных комментариев — любой поймет, о чем здесь говорят жесты и расположение фигур.

Небольшой обзор икон, которые входят в Древо:

  • Иверская — икона, способная охранять покой в доме, примирять враждующих, защищать от колдовства, непрошенных гостей.
  • Смоленская — защита от недоброжелателей, нападений врагов, грабителей.
  • Казанская — тоже защищает от врагов, можно получить исцеление от недугов глаз, ног.

Это образы, которые относятся к защите дома и здоровья. Но поскольку икона «Древо Пресвятой Богородицы» изображает, в основном, Мать с Ребенком, защищает она и женщин — хранительниц очага, продолжательниц рода.

  • «Млекопитательница» — очень древнее изображение, на котором Богородица кормит Младенца грудью. Конечно, этот образ поможет выкормить здорового ребенка, защитит от болезней, прибавит молодой маме сил. Обращаться к нему нужно и при нехватке грудного молока.
  • «Тихвинская» — древняя икона, которую принесли Ангелы. Часто путают с Влахернской иконой, хотя у ней совсем другое происхождение. Считается защитницей от самых разных напастей.
  • «Утоли моя печали» — относится также к типу «Елеуса», известна с 17 в. Защищает сирот и вдов, всех, кому не повезло в жизни.

Икона древо «Пресвятой Богородицы» помогает не только в том, чтобы растить детей, охранять очаг. Она способна устранить также внутренних демонов, живущих в душе. Например, в одном медальоне изображена «Неупиваемая Чаша». Тем, кто имеет сильную веру, она обязательно поможет исцелиться от химических или психологических зависимостей.

  • «Знамение» — единственный симметричный тип икон Божией Матери. На нем она молится, воздев руки. Небольшой чудотворный образ стал известен на Руси в 12 в., первые же христиане изображали Оранту еще в катакомбах. Показывает, насколько добра Божия Матерь ко всему роду человеческому. Научит молиться, любить Бога.

Считается, что каждый образ, который входит в икону «Древо Богородицы» помогает в чем-то конкретном. Поэтому имея ее дома, можно получить мощную защиту от разных напастей. В этом секрет того, что совершенно новая икона стала такой популярной. К тому же, не надо приобретать и располагать дома 16 разных икон — достаточно повесить всего одну. Тут и Троица, и Христос, и Богородица.

Возникает вопрос — где лучше вешать икону «Древо Богородицы»? Поскольку она включает много образов, место должно быть уединенным, чтобы никто не помешал молитвам. Возможно расположение в спальне — ничего недостойного в этом нет, как считают некоторые. Господь освящает и ночной отдых, и супружеские отношения между мужем и женой.

Наоборот, наличие иконы в спальне полезно для души. Перед сном человеку надо собраться с мыслями, проанализировать поступки, попросить прощения за содеянные грехи, благословиться у Господа перед отходом ко сну. Также и утром — первым делом обязательно обратиться ко Христу. Тогда жизненный путь будет всегда под охраной Всемогущего Бога!

Молитвы перед иконой Древо Богородицы

Молитва 1

«Царице моя Преблагая, надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь».

Молитва 2

» О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покрове всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя, грешнаго (имя), припадающаго ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, «Всех скорбящих Радосте», услыши и мя, скорбнаго; Ты, именуемая «Утоление печали», утоли и мою печаль; Ты, «Купино Неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступница, и о жизни вечней пред Возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Научи мя Тому убо с верою и любовию служити, Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь».

Икона Древо Борогодицы — значение, в чем помогает was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Бог велел делиться…
«Горний Иерусалим»

Три месяца назад у меня в доме появилась необычная икона. Мне подарили ее на память в Знаменском скиту, на Покров. Я совсем еще ничего об этой иконе не знала, но тут же решила для себя, что узнаю и расскажу о ней в праздник под названием «Собор Пресвятой Богородицы», бывающий назавтра по Рождестве Христовом. Собор этот, правда, «собран» в память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника, и потому имеет другое содержание, нежели моя икона, но, когда вы ее увидите, то «с ходом моих мыслей» наверняка согласитесь. По возвращении домой я стала искать сведения о моей иконе. И, хотя, как мне сказал один просвещенный человек, икона эта хорошо известна, единственный более или менее цельный рассказ о ней я обнаружила в работе под названием «Рождение иконы “Древо Пресвятой Богородицы”», автор – Щуринов Виктор Андреевич, МОУ СОШ № 4, 5 класс, п. Темижбекский, Новоалександровский район, Ставропольский край, 2011 год (http://forum.schoolpress.ru/article/18/179). Работа эта представляет собой реферат, оснащенный «понятийным аппаратом», и я знакомлю вас с ней в облегченном варианте.Итак:

Несколько лет назад в церковных лавках появилась необычная икона. На золотистом фоне изображено цветущее дерево, на ветвях которого, словно плоды, размещены иконы Пресвятой Богородицы. При внимательном рассмотрении замечаешь, что все иконы чудотворные, относятся ко всем трем известным типам иконографии. У основания ветвей на стволе помещена икона Божьей Матери «Владимирская». Чуть выше, по обеим сторонам ствола, на ветвях две иконы «Знамение» и далее, по правую сторону вверх, размещены иконы типа «Одигитрия», по левую – «Умиление». Выше кроны дерева находится икона «Троица». На стволе, в центре, – «Рождество Христово». У самого основания дерева изображен в легкой дымке белый город, над которым надпись – «Горний Иерусалим». По словам диакона Алексия Степанова, клирика Благовещенского собора г. Павлодара (21.02.2009), «смысл данной иконы в том, что она отражает связь всех икон Богородицы, как ветвей одного дерева, которое произросло в таинстве Рождества Богочеловека Иисуса Христа в Вифлееме».
Мы же попытаемся выстроить свою гипотезу смыслового и символического значения рассматриваемой иконы. «Горний Иерусалим» наша Отчизна, жизнь которой неразрывно связана с Богом. Символическое значение «Древа» – и есть жизнь. Оттого и вырастает это древо жизни из «белого города, подернутого легкой дымкой». Красные розы (считается, что роза – райский цветок, красный цвет – цвет крови, победы) означают, по нашему мнению, что невозможно жить, стремиться, развиваться без осознания того, что Богочеловек пролил Свою Божественную Кровь за каждого человека, во имя его спасения. И этого спасения не было бы, если бы не совершилось Его Рождество. Потому и икона «Рождества Христова», гораздо большая по размеру, находится в центре этого живоносного древа.Как говорилось выше, у основания – «Владимирская» икона Пресвятой Богородицы, величайшая национальная русская святыня. Взгляните в глаза этой иконы, и вы прочтете в них величайшую силу духа, веру в безграничное милосердие Божие к людям, надежду на их спасение. Немного выше видим чудотворные иконы «Знамение» и «Неупиваемая чаша» (относится также к иконографическому типу «Знамение»). На иконах этого типа Пресвятая Дева с воздетыми к небу руками молит Создателя, да приимет Он сей плод (Богомладенца) как жертву за спасение всего мира, за нашу Родину. И не случайно по правую сторону – «Неупиваемая чаша», икона, перед которой возносятся молитвы о самых страшных российских бедах: пьянстве, наркомании, курении. И далее расположены иконы: «Тихвинская», «Скоропослушница», «Черниговская», «Казанская», «Смоленская», «Иверская». Очень распростаненные и почитаемые иконы. Кто не слышал о них? Все иконы – иконографического типа «Одигитрия», что значит «Путеводительница», не Сама ли Богородица указывает нам путь ко спасению? И как же символично венчает крону дерева «Иверская» икона – «Вратарница», будто бы зовет постучать во врата Рая, только открой, а там – Бог. Правая сторона древа – православие, путеводительница. Иди этим путем, и не собьешься с дороги.С левой стороны, выше иконы «Знамение», – икона с необычным названием «Утоли моя печали». На свитке в руках Богомладенца написано: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите…» – это как завещание нам, живущим сейчас в России. На этой стороне собраны поразительные иконы типа «Умиление»: «Млекопитательница», весьма редкая в России икона, но Богородица, кормящая Своего Божественного Сына, как будто взывает к заботе о детях – будущем России. «Феодоровская» – у нее долгая сложная история и очень трудная задача: охранять и наставлять властителей Руси. «Донская» – защитница и помощница воинства русского. «Почаевская» – сохраняет от ересей и расколов, исцеляет от слепоты – и телесной, и духовной. Венчает левую сторону кроны древа икона «Достойно есть». «Достойно славимая и праведно от всех горних чинов ублажаемая, яко без сравнения их превосходящая, Бога и Творца всяческих рождшая, паче всех возвеличенная, Пречудная Владычице!»
Сам Архангел Гавриил возвестил людям слова Славословия Пречистой Богородицы.
Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим (по словам святителя Игнатия Брянчанинова), говорит им: молите Бога о нас; к одной Богоматери она употребляет слова: спаси нас.Итак, некогда Русь Святая, отвернувшаяся от Бога, вновь может возродиться. И Пресвятая Богородица указывает путь к этому возрождению. И мы осмелимся назвать исследуемую икону «Древо возрождения Святой Руси».…Недели три назад мне подарили книгу об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) «Видевше свет вечерний. Встречи со старцем», выпущенную Псково-Печерским монастырем в 2004 году (когда еще отец Иоанн был жив). И вот, листая эту огромную (так и хочется сказать – «фолиант») прекрасно изданную книгу, я вдруг увидела на стене его кельи… свою икону! На другой стене, симметрично ей, в таком же окладе, но в другом решении (качество фотографии, даже при увеличении, не позволяет разглядеть ее персонажей, можно только предполагать, что на иконе Рождества Христова в центре, кроме Богородицы, изображен еще и Иосиф), висела другая икона. Между ними – образ Спасителя.
Еще одна трактовка? ​

“Древо Богородицы” – изображение наиболее чтимых икон Божией Матери в виде медальонов на ветвях символического дерева вокруг иконы Рождества Христова. Данную икону не следует путать с иконой “Древо Иессеево” (http://pravicon.com/icon-98), где на похожем дереве изображена родословная Иисуса Христа по линии Пресвятой Богородицы.

Икону “Древо Богородицы” еще называют “Горний Иерусалим”, поскольку у самого основания дерева изображен в легкой белой дымке город, над которым имеется надпись – «Горний Иерусалим». Выше кроны дерева находится икона Троица (http://pravicon.com/icon-436). В центре изображена икона Рождество Христово (http://pravicon.com/icon-417). На ветвях, сверху-вних, по строкам слева-направо, расположены следующие иконы Богоматери:

Иверская Достойно есть Смоленская Почаевская Казанская Донская Черниговская или Феодоровская Скоропослушница Млекопитательница Тихвинская Утоли моя печали Неупиваемая Чаша Знамение Владимирская />

Несмотря на огромное количество уже давно существующих в Православной Церкви образов Девы Марии, иконописцы продолжают писать им подобные, будучи вдохновленными Духом Святым. Икона «Древо Пресвятой Богородицы» также относится к молодым доскам. Появился образ в то время, когда люди особенно нуждались в нем — в период экономического кризиса как знак расположения Девы Марии. Автор доски неизвестен, но это совершенно неважно, важно то, что люди продолжают видеть реальную поддержку Господа Бога.

Композиционные особенности

Появилась икона «Древо Пресвятой Богородицы» относительно недавно — в начале XXI века. Для иконы это очень маленький возраст, но сегодня ее можно встретить повсеместно — в храмах, церковных лавках и домашних алтарях. Главная особенность иконы — это ее собирательность, поскольку на ней изображены 16 ликов Богородицы, в целом она несколько напоминает генеалогическое древо, но каждое отдельное изображение описывает Деву Марию как Царицу Небесную.

Икона характерна своей собирательностью — всего на ней 16 различных изображений Девы Марии, которые располагаются в виде ветвей одного древа. Каждая Богоматерь держит на руках Младенца Христа.

Композиция состоит из:

  • 7 образов справа;
  • 7 образов слева;
  • «Владимирская» снизу;
  • Рождение Христа в центре;
  • «Святая Троица» сверху;
  • очертания небесного Иерусалима под образом «Владимирской».

Центральным звеном является пещера в Вифлееме, в которой был рожден Христос, Богоматерь и Младенец Иисус, располагающийся в яслях. Этот образ крупнее прочих. Поскольку Младенец Христос — это Тот единственный, Которому следует поклонятся, то Его не может не быть на доске. Именно Его рождение сделало Деву Марию — Богоматерью. Именно поэтому картина Его рождения представлена в центре — это самое важное событие для человечества.

Под картиной с рождением располагается образ «Сладкое лобзание» как символ особенной любви и связи между Матерью Божией и Иисусом Христом. А по бокам от картины рождения расположены по семь знаменитых икон Богородицы, которые считаются православным миром чудотворными.

Украшено дерево крупными розами и листьями как символ жизни, которая происходит от Господа Бога.

Состав

Каждый образ из всех 14 сделан в классической манере: форма вытянутого овала, который заключен в некий медальон. Главное отличие данных изображений от канонической иконописи в том, что Богородица на каждом образе изображена улыбающейся.

Для справки! Единственная икона, на которой Дева Мария улыбается — это «Вифлеемская», но ее автор не изобразил на «Древе».

Аналога данной иконы нет в православной иконописи. Изображения дерева, в принципе, достаточно часто встречается на различных образах, но здесь изображение дерева дополнено плодами — отдельными картинами с Девой и такой способ боле не применялся художниками.

Сразу под картиной, изображающей рождение Христа, располагается образ «Сладкое лобзание». Образ сделан по типу Елеуса — одному из главных типов икон, с нарисованной Царицей Небесной. Такой тип часто используется русскими художниками, поскольку жесты изображённых персонажей просты и понятны — это любящая Мать и Сын.

Отличительные особенности образа таковы:

  • Младенец и Матерь соприкасаются щеками;
  • они крепко обнимаются;
  • Христос изображен с желанием обнять Матерь одной рукой за шею.

Кроме «Сладкого лобзания», на «Древе» изображены также образы:

  • «Иверская»;
  • «Смоленская»;
  • «Казанская»;
  • «Млекопитательница»;
  • «Тихвинская»;
  • «Утоли моя печали».

Всего на данной доске Дева Мария изображена 17 раз (преимущественно в стиле Елеуса), включая ее на картине рождения Младенца.

Икона Богоматери «Древо Пресвятой Богородицы»

Значение лика

Главная идея данного образа заключается в том, что Дева Мария — одна единственная Матерь Христа, но ее личность многогранна и каждая из них представлена отдельно на различных образах иконописцами. Все Ее личность — как большое дерево, ветви которого связаны единым стволом — Рождением Христа в Вифлееме. Каждый образ — это плод данного дерева.

Появилась икона в начале 21 века в период серьезного экономического кризиса в стране и поэтому она особенно важна и имеет глубокий смысл для православного человека. В то время, когда люди теряют работу, средства, мир сотрясают войны и стихийные бедствия Господь все так же близок к людям. Он также призывает их к Себе и помогает им. Церковь все так же ждет, когда люди придут и поклонятся своему Господу.

Важно! Данная доска призвана напомнить людям, что они все — братья, что они должны оказывать друг другу помощь в трудные минуты жизни.

Главная идея доски в том, что вся жизнь от Господа. Все через Него и Им создано, поэтому забывать про Него приравнивается к богохульству. Он не терпит такого к Себе отношения, как написано в Писании.

Поскольку на доске представлено сразу несколько совершенно различных Богородиц, каждой из которых молится совершенно разные люди, то ее смысл — в объединении воедино всех их.

Кто может молиться образу и в чем он помогает

Поскольку «Древо» собрало в себе много икон, у прихожан в церкви возникает справедливый вопрос «Кому из них молится и о чем?». Попробуем на него ответить.

Именно благодаря ее многозначности образ прекрасно подходит для молитв в домашних условиях. Нет необходимости заполнять стену множеством икон — достаточно повесить «Древо Пресвятой Богородицы» и в доме будут сразу иконы Богоматери, Иисуса Христа и Троицы.

Совет! Лучше всего разместить доску в тихом, уединенном месте, где никто не сможет помешать тихой личной молитве. Прекрасно подойдет спальня или кабинет. Это должно быть место, где можно будет молиться утром и вечером, чтобы освятить грядущий день и поблагодарить за прошедший.

Молится «Древу» только одному неправильно — он состоит из 16 различных изображений и каждое из них предназначено для определённых ситуаций и проблем, в чем и заключается ее главное преимущество. Следует молиться каждой иконе по отдельности, не забывая про главного персонажа — Иисуса Христа.

Данная доска способна оказать помощь всякому, кто придет к ней с искренней просьбой будет озабочен вопросом чистоты своего собственного сердца. Молятся «Древу» все, кто:

  • нуждается в утешении от печалей и скорбей;
  • требует защиты от врагов и их злых умыслов;
  • нуждается в исцелении физическом и душевном;
  • желает получить помощь в преодолении мирских трудностей и укрепить свой дух и веру;
  • хочет защитить свой семейный очаг от скандалов и трудностей;
  • стремится защитить своих детей от невзгод и потерь.

Важно! Любая искренняя молитва будет услышана Господом и обязательно отвечена. Возможен не тот ответ, которого ждет человек, но все исходящее от Господа — есть благо. Икона «Древо Богородицы» прежде всего была создана с целью напомнить человеку, что его жизнь — от Господа и про Него не следует забывать.

Посмотрите видео об иконе *Древо Богородицы*

О чем молиться перед иконой Пресвятой Богородицы Древо жизни

Православная церковь знает множество вариантов ликов Богородицы. Все они почитаемы, а также несут благую надежду, помогая верующим встать на путь истинный и пережить тяжелые времена. Однако продолжают появляться новые образы, которые являются добрым знаком расположения Девы Марии. Один из них – прославленная икона Пресвятой Богородицы под названием Древо жизни. Она дарит христианам веру, помощь, утешение.

Что значит святой образ

Священная икона Божией матери в иконографии появилась сравнительно недавно – в начале XIX века. Ее автор до сих пор не известен, что породило много слухов об истинно божественном происхождении. Вариаций иконы нет, и ее довольно просто узнать в церкви или же на прилавках магазинов. Это – собирательный образ Защитницы, состоящий из 16 чудотворных ликов, представленный в виде генеалогического дерева. Главная особенность святыни – на ней нет смены поколений: изображены только Иисус с Девой Марией. Каждый лик представляет собой плод на ветвях дерева.

В центре иконы расположен основной образ, который отличается от остальных размером. Это Рождество Христово в Вифлееме – Защитница сидит рядом с яслями, в которых лежит Богомладенец, а небесный свет их озаряет. Данное событие – основа христианской веры и тех постулатов, которые в ней есть. Оно символизирует не только рождение Бога, но также приход к нему христиан.

Слева и справа от Рождества Христова находятся по семь ликов Богоматери, один образ – внизу, сверху – Святая Троица. Иногда на некоторых списках Богородица запечатлена с улыбкой – это совершенно не типично для канонов иконописи. Особо выделим образ «Сладкое лобзание», известный всем верующим. Он – символ неразрывной связи Заступницы с Младенцем, означающий безусловную, чистую любовь Всевышнего к людям.

Все лики выполнены в классической манере, заключены в вытянутые овалы, напоминающие своеобразные медальоны. Завершают внешний вид иконки наброски города, подписанные как Горний Иерусалим. Дерево украшают яркие цветущие красные розы или же зеленые листья. Эти символы говорят о вечной и прекрасной жизни, единении с Богом.

Почему для композиции выбрано именно дерево? В этом есть скрытое значение – Защитница через лик обращается к православным христианам и просит вспомнить, что люди – братья. Каждый должен помогать своему ближнему. Банально, но так жизненно. В период трудностей даже самые праведные люди забывают о тех, кто их окружает. Возможно, из-за этого Господь посылает испытания человечеству, чтобы проверить его на милосердие. Суть всеохватывающей помощи легче передать по средствам древа, которое призвано сплотить и объединить.

Обзор ликов

На иконе изображены следующие лики:

  • Иверский – сохраняет спокойную атмосферу в доме, мирит тех, кто поссорился, оберегает от колдовства, сглазов, злых духов, непрошенных гостей.
  • Смоленский – бережет от тех, кто желает православному человеку зла, нападок недругов, воров.
  • Казанский – помогает вылечить заболевания глаз и нижних конечностей, хранит дом от недругов.

Эти три образа – защита дома и здоровья. Однако Древо жизни считается женским оберегом, поэтому хранительницы очага и продолжательницы рода всегда под его покровительством. Об этом говорят изображенные «женские» образы:

  • Млекопитательница – древний лик, где Матерь вскармливает Новорожденного грудью. Он защищает кормящих женщин, способствует выкармливают здорового малыша, прибавляет сил недавно родившим матерям, хранит от болезней роженицу и ее дитя.
  • Тихвинская – по сказанию, эту икону принесли Ангелы. Она главная защитница от самых разных жизненных напастей.
  • Утоли моя печали – оберегает осиротевших детей и женщин, которые остались без мужа, вдов, а также тех, кому не повезло в жизни;
  • Неупиваемая Чаша – исцеляет женщин от разнообразных пагубных пристрастий – психологических и физических, устраняет внутренних демонов.
  • Знамение – симметричный медальон на Древе жизни. Он показывает, насколько Пресвятая добра к роду человеческому, учит молиться и любить ее Сына.

В чем помогает лик жизни

Поскольку чудотворное «Древо жизни» – это сборный образ, то молитва может быть обращена как к Деве Марии или Иисусу, так и к каждому лику отдельно. Нет таких случаев, когда нужно просить всецело перед этой иконой. Также у лика нет своего дня почитания.

Образ «Древо жизни» поможет каждому, кто обращается к нему с открытой душой и чистым сердцем. Любая жизненная ситуация и мирская проблема поддадутся решению, если прибегнуть к божьей помощи. К лику приходят в таких случаях:

  • чтобы искренне покаяться и получить наставление на истинный путь;
  • за утешением печалей и скорбей;
  • когда необходимо заступничество от врагов, злых умыслов неприятелей;
  • для исцеления от серьезных заболеваний, как телесных, так и душевных;
  • за обретением сил, укреплением духа, веры в Господа;
  • за защитой семейного очага от ссор и невзгод, чтобы уберечь детей от небогоугодных деяний.

Не имеет значения, как или же когда читать молитву. Главное – слова должны идти от благочестивых помыслов. Произносить речь нужно четко, вникая в каждое слово. Желательно читать молитву вслух.

Божию благосклонность можно получить, если повесить лик Девы Марии с Сыном в своем доме. Это мощная защита от разных напастей для всей семьи и жилища. К тому же, «Древо жизни» заменяет собой 16 ликов. Достаточно повесить только одну, чтобы обрести гармонию, спокойствие.

Важный вопрос – куда же поместить образ в жилом помещении. Следует выбирать тихое уединенное место, где никто не помешает молиться. Например, рекомендуется расположить его в спальне. Многие считают, что это место недостойно для святыни. Однако в этом нет чего-то зазорного или греховного. Образ Девы Марии в спальной комнате полезен для души. Он освящает отдых ночью, а также благословляет любовные отношения между законными супругами.

Уладзімір Ягоўдзік — Славутыя людзі Зямлі нашай роднай

Паводле Уладзіміра Ягоўдзіка

У далёкай старажытнасці людзі налічвалі сем цудаў свету. Яны і цяпер усім добра вядомы.
Егіпецкія піраміды. Калос Радоскі – гіганцкая статуя бога Сонца на востраве Радос. Сады Семіраміды, ці вісячыя сады ў Вавілоне, як яшчэ іх называюць. Храм Артэміды, што знаходзіўся ў горадзе Эфесе. Статуя Зеўса ў горадзе Алімпіі, аўтарам якой быў славуты скульптар Фідый. Галікарнаскі маўзалей, дзе быў пахаваны цар Маўзол. Маяк на востраве Фарос – самае высокае з усіх збудаванняў у старажытнасці.
Кожны з гэтых дзівосных твораў дойлідства і скульптуры з’яўляўся непераўзыдзеным шэдэўрам мастацтва, яскравым помнікам чалавечага генія і людской стваральнай працы. Вельмі шкада, што большасць цудаў свету не захавалася да нашых дзён. Але чалавецтва было заўсёды багатае на таленты, якія апярэджвалі свой час.
У шмат якіх краінах захаваліся сляды іх акрыленага натхненнем жыцця: адметныя архітэктурныя ансамблі, карціны, навуковыя і музычныя творы, паэтычныя радкі…
Жылі такія творцы і на Беларусі. Яны пакінулі пасля сябе спадчыну, якая пераканаўча сведчыць – мы, беларусы, сказалі сваё слова ў гісторыі і можам смела глядзець у будучыню.
Крыж-святыня
У кожнага народа ёсць святыні, якімі мацней за жыццё даражылі мудрыя прашчуры і якія, нібыта нязгасныя паходні, асвятляюць шляхі іх нашчадкам. Для беларусаў такой святыняй з’яўляецца крыж Еўфрасінні Полацкай.
Нарадзілася святая апякунка і першаасветніца нашага народа ў сям’і полацкага князя Святаслава-Георгія, малодшага сына славутага Усяслава Чарадзея. Таго самага Чарадзея, пра якога аўтар «Слова пра паход Ігаравы» сказаў:
Калі ў Полацку пазвоняць раным-рана
У святыя Сафіі званы,
Ён у Кіеве звон той пачуе.
Унучку Чарадзея назвалі Прадславай. Пра далейшы лёс маладой князёўны апавядаецца ў яе «Жыціі» – выдатным пісьмовым помніку старажытнабеларускай літаратуры: «Так любіла вучэнне яна, што дзівіўся бацька яе з любові такой да навук. I па ўсіх гарадах разышлася слава пра яе мудрасць, і добрыя здольнасці да навук, і красу цялесную, бо яна была надта прыгожая абліччам. Хараство ж яе многіх слаўных князёў прыводзіла да бацькі яе: хацеў кожны з іх заручыць яе сыну свайму…» (пераклад з царкоўнаславянскай мовы А. Мельнікава).
Аднак Прадслава выбрала для сябе іншую жыццёвую сцяжыну. Яна прыйшла ў манастыр, дзе пастрыглася ў манашкі пад імем Еўфрасінні. I ўсё сваё жыццё прысвяціла служэнню Богу і людзям: перапісвала ўласнаручна кнігі і будавала ў родным краі храмы, вучыла грамаце дзяцей і лячыла хворых.
Менавіта па заказу Еўфрасінні мясцовы майстар-залатар Лазар Богша зрабіў надзвычай прыгожы шасціканцовы крыж. Паданне сведчыць: крыж свяціўся ў самай непрагляднай цемені, хворым вяртаў здароўе, знявераным і знясіленым – надзею на лепшае жыццё. Каб убачыць гэты цуд на свае вочы і пакланіцца яму, у горад над Заходняй Дзвіной зблізку і здалёку прыходзілі вернікі.
У даўжыню крыж меў 51 сантыметр. Да драўлянай асновы на пярэднім і адваротным баках былі прымацаваны залатыя пласцінкі, каштоўныя камяні, намаляваныя на шкельцах-эмалях выявы святых царквы. А яшчэ крыж аздаблялі пазалочаныя срэбныя пласцінкі з надпісамі, і без перакладу зразумелымі сёння ўсім, дарослым і дзецям.
«В лето 6669 (у 1161 паводле сучаснага календара) покладаеть Офрасннья чьстьный кресть вь манастыри своемь вь цркви святого Спаса. Чьстьное древо бесценьно есть, а кованье его злото и серебро и каменье и жьнчугь вь 100 гривинь…»
«Древо бесценьно» было таму, што ў ім знаходзілася часцінка ад драўлянага крыжа, на якім распялі збавіцеля нашага Ісуса Хрыста.
А вось дзякуючы наступнаму надпісу мы ведаем, чые ўмелыя, сапраўды залатыя рукі зрабілі адно з цудаў зямлі беларускай:
«Господи, помози рабоу своемоу Лазорю, нареченомоу Богьшм, сьделавьшемоу кресть сии црквм святого Спаса и Офраснньи».
Акрамя гэтых двух надпісаў, майстар пакінуў праклёны зладзеям-рабаўнікам, якія адважацца ўкрасці ці сілаю забраць полацкую святыню. Лазар Богша быццам наперад бачыў: шмат разоў крыж па нядобрай волі пакідаў сцены Спасаўскай царквы, але заўсёды вяртаўся ў родны Полацк.
Перад другой сусветнай вайною крыж знаходзіўся ў Магілёўскім музеі. Але потым, у час ваеннай віхуры, кудысьці знік.
I дагэтуль невядома, дзе знаходзіцца народная святыня. Аднак абавязкова настане дзень, калі крыж Еўфрасінні Полацкай вернецца на Беларусь і зноў будзе мацаваць нашу веру ў будучыню, асвятляць нам шлях да людскасці і хараства.

Крест преподобной Евфросинии Полоцкой

Прп. Ефросиния Полоцкая с крестом в руках

По мнению многих экспертов, крест Евфросинии Полоцкой, как и пресловутая Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших произведений искусства, за которыми охотятся известнейшие коллекционеры. История этого креста драматична, полна загадок и неясностей. И до сих пор неизвестно его местонахождение. Но знаменитая реликвия для православных не просто художественная редкость – она бесценна, ибо является одной из самых известных святынь Белоруссии.

История креста Евфросинии Полоцкой началась в теперь уже далеком XII веке. Согласно преданию, однажды к молодой полоцкой монахине Евфросинии (в миру княжне Предславе, внучке полоцкого князя Всеслава Чародея) в келью явился ангел и сказал, что она должна поселиться в Сельце, что на берегу Полоты, неподалеку от Полоцка, и основать там женский монастырь. Евфросиния так и поступила и, при поддержке епископа Илии и влиятельных родственников, учредила в Сельце обитель.

В 1161 году усердием Евфросинии здесь была возведена каменная Спасо-Преображенская (Спасо-Евфросиниевская) церковь. Строили ее всего 30 недель, что очень быстро для того времени. Сооружался храм под руководством зодчего Иоанна. Церковь получилась на славу и простояла века, продолжая радовать и нас, уже в XXI веке, изысканностью своих архитектурных форм и древних росписей. Ее пропорции и форма оказали сильное влияние на храмовое зодчество других городов Киевской Руси – Смоленска, Новгорода, Рязани, Пскова. Характерной чертой такой архитектуры стали стремящиеся ввысь пропорции здания. Особенно ярко эта особенность проявилась в облике Пятницкой церкви в Чернигове.

При монастыре действовала мастерская, где делали оклады для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из самых искусных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша – золотых дел мастер (или ювелир, если прибегнуть к современному языку). Богша – сокращенная форма имени Богуслав, которое тогда было широко распространено в землях Юго-Западной Руси; имя Лазарь он получил при крещении. Мастер владел техникой перегородчатой эмали – очень редкой на Руси в то время. Вероятнее всего, Лазарь Богша научился этому искусству в Византии. К тому времени, когда мастер получил от Евфросинии заказ изготовить напрестольный крест для Спасо-Преображенской церкви, он был уже в достаточно зрелом возрасте. Свидетельство этому – надписи на ювелирных и культовых изделиях, совпадающие с характерной надписью на кресте Евфросинии Полоцкой, которые, однако, были сделаны еще за 30 лет до того, как Лазарь принялся за крест. Ряд неподписанных работ, выполненных на весьма высоком уровне эмальерного искусства, также приписывают Лазарю Богше – в частности, медальон барм нагрудного княжеского украшения, найденный в Киеве в 1824 году и описанный историком Н.П. Кондаковым. Существуют и предметы, выполненные в схожем стиле позже, чем крест Евфросинии Полоцкой, но искусствоведы, учитывая возраст мастера, считают, что они, скорее всего, были изготовлены уже его учениками.

Крест Евфросинии Полоцкой (1161 год, Лазарь Богша). Рисунок из книги «Белоруссия и Литва», 1889

В то время на выполненных изделиях мастер редко указывал свое имя, однако на обратной стороне креста Лазарь Богша, словно понимая, что он создал, сделал следующую надпись: «Ги, помози рабоу своемоу Лазорю, нареченомоу Богъши, съделавъшемоу крьстъ сии црькви стаго Спаса и Офросиньи».

Высота креста – 52 см; верхнее перекрестие – 14 см, нижнее – 21 см. Крест был сделан из кипариса, покрыт золотыми и серебряными пластинами с изображениями, выполненными в технике перегородчатой эмали (именно эту технику было очень трудно воспроизвести при воссоздании креста, предпринятом в наше время, но все же ее удалось повторить) и украшен восемью драгоценными камнями и жемчугом. Изображения на кресте передают основные события Нового Завета.

Крест шестиконечный. По мнению богословов, это символизирует шесть дней творения мира. На верхних концах креста были поясные изображения Иисуса Христа, Матери Божией и Иоанна Предтечи, на концах нижнего перекрестия – архангелы Гавриил и Михаил, а в центре креста – евангелисты Матфей, Марк, Иоанн и Лука.

В специальных гнездах креста хранились святыни из Византии – частица Креста Господня с каплями Его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица Гроба Господня и частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, капли крови святого Димитрия. Святыни для креста, откликнувшись на просьбу Евфросинии, прислали византийский император Мануил Комнин и патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг. И то, какие святыни были отправлены в Полоцк, чтобы быть вставленными в крест, – свидетельство важности этой реликвии для обители Евфросинии, Полоцкого княжества и всей Руси. Изготовленный Лазарем Богшей крест воспринимался и в те времена как не только местная русская, но и общеправославная святыня.

В Полоцке в Спасо-Евфросиниевском монастыре крест хранился больше 60 лет, но в 1222 году во время очередной русской усобицы смоленский князь Мстислав Давыдович разорил Полоцк и увез реликвию к себе. В Смоленске крест был без малого почти три века. В 1495 году, желая лучше сохранить святыню и чтобы не опускать ее больше в воду при водосвятии, с креста сделали первую копию.

В начале XVI века вновь столкнулись давние соперники: Русь и Литва. Василий III занял Смоленск, тогда центр Смоленского воеводства Великого княжества Литовского и Русского, и, завладев святыней в 1514 году, повелел привезти крест Евфросинии Полоцкой в Москву. В Никоновской летописи читаем: «Нецыи же поведают: впрежнии некогда смолняне и полочане держаше у себя государей князей по своим волям, и меж себя смолняне с полочаны воевахуться, и тот крест честный смолняне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленск; егда же благочестивый государь князь Великий Василий Иванович вся Русии вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот честный крест во царствующий град Москву привезен». Василий III оценил доставшуюся ему святыню по достоинству, и она попала не в митрополичью казну, а в царскую. В Москве крест Евфросинии Полоцкой выносили из казны только в самых торжественных случаях.

Василий III был государем всея Руси, но впервые на царствование венчался его внук Иван IV Грозный, и Великое княжество Московское стало Царством Русским. Добившись успехов на востоке и присоединив к Московскому государству причинявшие много бед русским землям Казанское и Астраханское ханства, Грозный обратил свой взор на запад. Царь хотел вернуть русскому государству удобный выход к Балтийскому морю. Его соперником был Ливонский орден, ранее захвативший Балтийское побережье. Немцы препятствовали в торговле русским купцам, а в 1557 году Ливонский орден и Великое княжество Литовское заключили военный союз против Царства Русского. В начале зимы 1563 года русское войско, с сильной артиллерией, во главе с самим Иваном IV Грозным подошло к Полоцку. Иван Грозный взял с собой в этот поход крест Евфросинии Полоцкой, решив вернуть его городу, если Господь дарует ему победу. Вот что сказано об этом в той же Никоновской летописи: «Царь же и великий князь тот крест обновити велел и украсити. И тот крест взя с собою и, имея надежу на милосерднаго Бога и на крестную силу, победити враги своя, еже и бысть».

Крест прп. Евфросинии Полоцкой. Воссоздан в 1997 г. брестским художником-эмальером Николаем Петровичем Кузьмичом

Весть о кресте быстро разнеслась по Полоцку. Местное население, согласно донесениям папского нунция в Рим, «публично молилось о даровании победы московитам» и всячески приветствовало единоверцев. Полоцк был хорошо укреплен, но продержался всего 16 дней.

По приказу Ивана Грозного в Полоцке был построен Нижний замок. Одним из его оборонительных сооружений стал массивный насыпной земляной вал, сохранившийся до нашего времени (и послуживший основанием для трибун стадиона «Спартак»). Этот вал до сих пор называется валом Ивана Грозного. И крест Евфросинии Полоцкой был возвращен Полоцку – царь сдержал свое слово.

Пытаясь спасти положение, с их точки зрения – весьма неважное, литовские паны начали переговоры о новой унии с Польшей, заключив в августе 1563 года перемирие с Иваном Грозным. Но замириться не удавалось: Литва требовала отдать назад Полоцк, а царь Иван не соглашался, считая, что древнерусская Полоцкая земля должна быть у Царства Русского, тем более теперь, после возвращения городу креста Евфросинии Полоцкой.

10 января 1569 года начался объединительный польско-литовский сейм с целью обсуждения условий новой унии – государственного объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского и Русского. В результате 1 июля 1569 года было объявлено о создании нового государства – Речи Посполитой. Могучее в прошлом литовско-русское государство утратило самостоятельность и по сути стало провинцией польской короны. Теперь у Польши и Литвы был один король и один сейм.

Подчинив себе великое княжество, поляки не забыли и о войне с Иваном Грозным, но так как добиться успеха своими силами они не могли, то рассчитывали втянуть в войну на своей стороне Османскую империю (царство Турецкое) и ее вассала крымского хана. Летом 1572 года хан Девлет-Гирей уже с огромным 140-тысячным татарско-турецким войском двинулся на Москву с намерением уничтожить Царство Русское. Отправляясь в этот поход, крымский хан хвастливо заявлял, что «едет в Москву на царство». В начале августа возле села Молоди, в 50 километрах от Москвы, было дано решающее сражение. 20-тысячное русское войско, состоявшее из стрелецких полков, дворянской конницы и донских казаков, наголову разгромило вторгшуюся орду. В Крым вернулось не более 10 тысяч татар и турок. Но платой за эту победу было полное опустошение Московской Руси.

Воспользовавшись этим, в августе 1579 года Стефан Баторий с 42-тысячным польско-литовским войском, в составе которого было 14 тысяч венгерской и немецкой пехоты, подошел к Полоцку. Город подвергся разграблению. Самый большой урон понесли православные храмы: пропала огромная книжница (библиотека), в которой находилось очень много редких летописей и ценных рукописей, даже переводы Священного Писания, писанные рукой братьев Кирилла и Мефодия – славянских апостолов. Но крест Евфросинии Полоцкой захватчики так и не смогли отыскать – его во время штурма православные монахи спрятали.

Впоследствии крест был перенесен в Софийский собор. Но после Брестской церковной унии древний православный Софийский собор отошел к униатам, которые также высоко почитали доставшуюся им святыню.

В 1812 году после захвата Полоцка французами вновь появилась угроза утраты реликвии, и уже базилиане замуровали его в стену Софийского собора, чтобы не нашли захватчики, достав его лишь когда неприятель покинул пределы Российской империи.

После упразднения унии уникальный крест в 1839 году был возвращен Православной Церкви. Два года спустя по инициативе епископа Василия (Лужинского), перешедшего из унии в Православие, состоялось принесение креста в Москву и Петербург. Столицы встречали святыню с ликованием. В соборной церкви Зимнего дворца реликвию осмотрел император Николай I. Государь подумал было оставить святыню в Петербурге, но затем все же отказался от этого, и крест вернулся в Спасо-Евфросиниевский монастырь, для которого и был изготовлен.

С.М. Прокудин-Горский. Спасо-Евфросиньевский женский монастырь, в 3-х в. от г. Полоцка. Вид с юга. Фото 1912 г.

Новые испытания начались после Октябрьской революции. В 1921 году крест Евфросинии Полоцкой изъяли большевики. В 1928 году минские ученые, понимая ценность реликвии, выехали из Минска в Полоцк и попытались ее отыскать. Это удалось, и крест перевезли вначале в Минск, а затем – в 1929 году – в Могилев, который планировали сделать новой столицей Белоруссии. Там реликвия как музейный экспонат сначала была выставлена в Могилевском историческом музее, но народ, подходивший в музее к кресту, осенял себя возле святыни крестным знамением, и опасный экспонат похоронили в одном из сейфов горкома партии.

В 1941 году на нашу родину напала фашистская Германия, Могилев заняли немцы, и крест бесследно пропал. После войны его искали, но безуспешно. Появилось множество различных версий его исчезновения и дальнейшей судьбы.

В 1990 году была предпринята попытка по линии ООН отыскать его следы в США, где он мог находиться в одной из частных коллекций, но она окончилась неудачей. Вносит путаницу в поиск подлинного креста Евфросинии Полоцкой и существование его копий. Такой копией является крест Параскевы Полоцкой, который находится в настоящее время в Ярославо-Ростовском музее-заповеднике. В свое время еще одну копию сделали иезуиты, когда пытались похитить подлинный крест Евфросинии Полоцкой из Софийского собора. Доктор исторических наук, сотрудник Эрмитажа Б. Сапунов утверждал, что крест Евфросинии был закуплен в коллекцию Морганов на аукционе в Западной Европе после окончания Второй мировой войны. Интересна и версия, согласно которой крест Евфросинии и вовсе не покидал Полоцка и находится там, надежно спрятанный в неизвестном месте, а большевиками изъята и бесследно исчезла во время войны лишь одна из его копий. Нам же остается только надеяться, что рано или поздно эта тайна будет раскрыта, и подлинный крест Евфросинии Полоцкой отыщется.

Крестный ход с воссозданным крестом прп. Евфросинии

В 1992 году во время празднования 1000-летия Полоцко-Глубокской епархии было принято решение воссоздать реликвию, и брестским ювелиром Николаем Кузьминым в 1997 году по благословлению Иерусалимского патриарха Диодора II и Патриаршего Экзарха всея Белоруссии митрополита Филарета был изготовлен точно такой же крест. Воссозданный крест был освящен в Симеоновском соборе Бреста, а потом торжественно доставлен на прежнее место – в Спасо-Евфросиниевский монастырь.

С того времени каждый год 5 июня, в день памяти преподобной Евфросинии, в Полоцк съезжается множество людей. В монастыре в присутствии митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, и местного епископа выносится крест Евфросинии Полоцкой, совершается молебен. Крест Евфросинии Полоцкой, повторенный в нескольких копиях, является одной из главных православных святынь Белой Руси.

Прообразовательное значение Входа Господня в Иерусалим на молодом осле

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Вскоре после воскрешения четверодневного Лазаря Господь посылает Своих учеников найти привязанного осленка, отвязать его, и привести к Нему, чтобы на нём совершить торжественный Вход в Иерусалим (См.: Мк. 11:17).

Узнав, что Христос идет в Иерусалим, народ пришел в движение (См.: Мф. 21:10). Люди восклицали: «Осанна в Вышних! Благословен грядый во Имя Господне!» (Мф. 21:9) Даже грудные младенцы славословили Господа (См.: Мф. 21:16). И на запрещения фарисеев Господь отвечал: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40). Святитель Григорий Палама отмечает, что Христос прославлялся устами младенцев действием Святого Духа . Так исполнилось пророчество святого пророка Захарии: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

По толкованию святителя Игнатия (Брянчанинова), осленок изображает человека, находящегося на привязи плотской воли, в рабстве греха, диавола и смерти. Ученики Христа развязывают, то есть разрешают человека от его грехов, и приводят его к своему Творцу и Спасителю, Который восседает на естество человека и вводит его в Горний Иерусалим, в Царствие Небесное, где радостно ликуют небесные жители .

Каждого из нас Господь ведет в Небесный Иерусалим. На каждого Он возлагает бремя, необходимое для собственного его спасения. Следует только принуждать себя к покорному несению Господа, к такому тихому и безропотному под Ним шествию, какое совершил под Ним ослик. Ибо для вхождения в Царствие Небесное необходимо стяжание особого внутреннего устроения. И совершая Вход в Иерусалим на осленке, Господь показывает, что нужно иметь величайшую кротость, послушание и покорность, которую оказывает Господу осленок . Удивительно, что это животное имеет на себе особый знак – сразу после рождения на шерсти спины у него появляется изображение креста, что напоминает о несении им Господа и служит примером того послушания и благоустроения, какое должны мы являть в своей жизни .

Торжественный Вход в Иерусалим Господь совершил для того, чтобы спасти нас от вечной смерти, чтобы пострадать и умереть за наши грехи. Поэтому этот праздник не только радостен, но и сопряжен со скорбью о предстоящих страданиях Спасителя. Но, совершая вход в покаянные дни Страстной седмицы, будем сопрягать скорбь с предстоящей радостью той Победы, которую мы будем праздновать в день Светлого Христова Воскресения, о чём и напоминает нам ветка вербы, которая служит прообразом воскресения из мертвых. Подражая бессловесному и кроткому осленку, будем стараться безропотно нести свой крест, нести тяготы друг друга, исполняя закон Христов (См.: Гал. 6:2). И, не внимая запрещениям и клевете фарисеев, которых обличал Господь, будем непрестанно молиться и непрестанно взывать: «Осанна в Вышних! Благословен Грядый во Имя Господне!» (Мф. 21:9) Аминь!

Список использованной литературы.

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2008.

2. Григорий Палама, свт. Беседы (омилии). Часть 1. – М.: Паломник, 1993.

3. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетическая проповедь. – М.: Правило веры. 1993.

4. Феофан Затворник, свт. Любовью назидая: слова и проповеди. В неделю ваий. – М.: Правило веры, 2008. – 668 с.

5. Джон Митчинсон, Джон Ллойд. Книга животных заблуждений. – М.: Фантом Пресс, 2009. – 368 с.

См.: Свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). В Неделю Ваий. – М.: Паломник, 1993.

См.: Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Слово 1-е в неделю Цветоносную. – М.: Правило веры. 1993.

См.: Свт. Феофан Затворник. Любовью назидая: слова и проповеди. В неделю ваий. – М.: Правило веры, 2008.

См.: Джон Митчинсон, Джон Ллойд. Книга животных заблуждений. – М.: Фантом Пресс, 2009. – С. 224.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *