Икона божией матери вифлеемская

Икона божией матери вифлеемская

Икона Божией Матери «Вифлеемская»

Почитание: 15/ 28 августа.
Чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы находится в базилике Рождества Христова в Вифлееме. Образ расположен в нескольких метрах справа от спуска в Пещеру Рождества Христова, у стены, в деревянном киоте.

Эта икона особо отличительна тем, что Пресвятая Дева изображена на ней улыбающейся, тогда как традиционно в иконографии Богородица обычно изображается серьезной, скорбной или умиляющейся.

Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом (точная дата неизвестна). Риза ее изготовлена из платья преподобномученицы Елизаветы (великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, 1864-1918 гг.). Святой образ русского письма. Его особенность в том, что это единственная из прославленных икон Божией Матери, на которых Пресвятая Дева улыбается.

Икона относится к иконописному типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

История создания иконы восходит к евангелисту Луке, который, по преданию, написал три образа подобного типа: Иерусалимский, Царьградский и Эфесский. Наиболее знаменит торжественный Иерусалимский образ Одигитрии. В 463 году он был перенесен в Константинополь. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. В 988 году икона была принесена в Корсунь и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Вскоре образ Богородицы Одигитрии стал одним из самых распространённых на Руси.

На Вифлеемской иконе Пречистая Дева изображена с Младенцем Христом. В левой руке Божественного Младенца — держава, символ царственной власти, правой Он благословляет всех молящихся перед образом Его Пречистой Матери. Божия Матерь указывает на Спасителя как на Путь Жизни — в этом смысле Она и является Путеводительницей, ведущей нас ко Христу, от греха — ко спасению.

Уже в наше время Вифлеемская икона прославилась многими чудотворениями. Она очень почитается в Палестине, причем не только христианами, но и мусульманским населением, а также многочисленными паломниками со всего мира. По сложившейся традиции, перед этой иконой, находящейся перед входом в пещеру, где от Пречистой Девы родился Христос Спаситель, молятся о даровании детей, вообще об их благополучии, и о благополучии семейном. Да и во всякой нужде и любых жизненных обстоятельствах мы обращаемся с молитвами к Пресвятой Богородице, и никто никогда не бывает оставлен нашей Усердной Заступницей, Отрадой и Утешением всех людей.

Улыбающаяся Божья Мать

Ольга Боровская

Богородице Дево,радуйся…
— Женщина, что с вами? – настойчивый голос донесся сквозь пелену обморочного сна. Электричка стучала и гудела, плотно набитая потными людьми. Было жарко и душно, но выйти в тамбур нет никакой возможности, просто не протиснуться сквозь плотные ряды пассажиров. Да и совсем не было сил, говорить не хотелось. Тело обмякло, ноги стали ватными, в горле пересохло, а язык заплетался как у пьяной. Ольга подняла руку и сделала движение рукой, как бы закрываясь: «Все в порядке».
Темное и опасное переживание затуманило разум. Все мечты и надежды рухнули в один день, сегодня. Не будет теперь маленькой, но своей квартирки, нечем платить за обучение дочери и за съемную квартиру. Уволена…
А еще вчера ничего не предвещало беды. Была престижная, высокооплачиваемая, любимая работа. Неожиданный и предательский удар судьбы.

Сквозь пелену доносился раздражающий звук телефона. Говорить не хотелось ни с кем, голова раскалывалась от боли, а телефон звонил и звонил. «Надо выключить телефон», — вяло подумалось. По привычке глянула на экран – звонила дочь. Придется ответить.
— Доню, я не могу сейчас говорить, позже, все позже, — медленно прошептала пересохшими губами Ольга
— Мама, что с тобой? — не сразу и удивленно спросила дочь. Таким голос матери она еще не слышала. Дочь так настойчиво выспрашивала и не давала покоя, что пришлось признаться, что потеряла работу. На том конце связи ненадолго возникла пауза.
-Тебе надо отвлечься, все поправимо, мама, и я придумаю как! — уверенным голосом, не терпящим возражения, выпалила дочь. -Я вечером тебе позвоню!
И придумала…
— Самое лучшее место на земле — это Израиль, — восхищенно говорила в трубку телефона дочь. Спорить с ней бесполезно, по опыту знала Ольга. Пусть так и будет. Уехать, все забыть, хоть на короткое время. Мертвое море — живая вода.
Несколько дней прошли тихо, умиротворенно. Море, солнце, жаркое дыхание пустыни, саксаулы и пальмы, с жужжащими в терпком липком запахе фиников пчелами-мухами. Сладко и много спалось, воздух был насыщен бромом, а удивительное белесое море напоминало рассол из банки с огурцами. Ноги проваливались в соль, или царапались о кристаллы, а на глубине можно было лежать, сидеть, но никак не плыть. Гуляли вместе с павлинами по райским уголкам цветущего оазиса. В уютных беседках, увитых виноградной лозой иногда пили пиво, вино и слушали потрясающие арабские напевы в бедуинском шатре. Прекрасное место.
На третий день гид предложила экскурсию в Иерусалим и Палестину.
— Ни за что! — подумала Ольга. -Только этого мне не хватало.
Но подруга слезно уговаривала ее поехать на «экскурсию» по святым местам. Оказалось, что она — подруга — всю жизнь мечтает туда попасть. Вот удивительно и неожиданно. А ведь дружили уже тридцать лет.
-Да ты хоть крещеная? Ты же никогда в храме не была.
-Крещеная, — плакала та. -Мне очень надо в Иерусалим к Стене Плача.
Да разве можно так, с бухты барахты в такие места ехать! Когда душа болит и молит об отдыхе. А тут такое испытание — Виа Долороса — Крестный путь- Дорога скорби — пройти по дороге, по которой Иисус Христос прошел от места приговора к казни до Голгофы!
-Ты понимаешь, что к этому готовиться надо?!
— Ладно, поедем, только я буду сама по себе, ты сама по себе, — сдалась Ольга, утирая слезы на покрасневшем лице подруги.
Август. 28 -е. Иерусалим. Как сопротивлялась душа этому скорбному пути! Ольга демонстративно не слушала гида, изображая ярого туриста, небрежно щелкая затвором фотоаппарата направо и налево. Сбивчиво доказывала подруге, что Стена Плача никакого отношения к Храму Давида не имеет.
Смотрела, улыбаясь, как дружащими руками подруга пыталась воткнуть хоть в какую — нибудь щелочку свою записку между желтыми и пыльными древними камнями, а бумажка все падала и падала на грязный пол. Изображала веселье, а душа ее «ползла, обливаясь слезами», по черным блестящим, будто масленым, мостовым вечного города: «Не хочу, не могу! Зачем мне еще эти переживания!»
В Гефсиманском саду, стоя у Того Камня, снова и снова Те СЛОВА пронзали и жгли сердце:
-Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия…
От жалости сжималось и болело сердце: «Бедный, бедный, Иисус!»
И, измученная всем увиденным и услышанным, уже в Палестине, в Вифлееме, в Храме Рождества…
Вошла, спотыкаясь, в след за алчущей впечатлений толпой,огляделась, ища одинокого места, чтобы прийти в себя. Вот где тихо: в нескольких метрах справа от спуска в пещеру у стены в деревянном киоте стояла большая икона Богородицы в цветах, свечах, и … смотрела прямо на Ольгу, улыбаясь. «Совсем дошла», — горько усмехнулась про себя женщина, щуря усталые глаза.. Подошла ближе: да нет — это горящие свечи, блики и тени. Вздохнула обреченно: «Показалось». И опять робко взглянула на светлый образ. «Улыбается!» – ахнула Ольга, и тут же онемев, забыла о времени.
Свет и тепло струились от иконы, а еще плыл незнакомый сладостный запах. Этот нездешний свет и запах наполняли сердце, ум и душу чем -то волшебным. Голова прояснилась, стало легче дышать, кровь прилила к щекам, влажные дорожки засверкали на лице. «Да что это я! — плакала женщина — Подумаешь, работу потеряла. Да разве идет война?!? Жить негде?! Дети же не болеют, слава богу?! Да что это со мной!? Разве это моего сына казнили на кресте? Господи, прости меня, неразумную! Господи, помилуй… Аве Мария!
— Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших, — подогнув колени, женщина медленно опустилась перед иконой. Замерла в глубоком поклоне, касаясь горячим лбом холодного пола.
— Подруга, ты что? — испугалась спутница Ольги. -Вставай, вставай!
Ольга очнулась. Так тепло-тепло стало на сердце, слезы, не переставая, текли по щекам, а глаза лучились и сияли. «Какие странные вы, женщины. Плохо — плачете, хорошо — тоже плачете»,- вспомнились слова друга.
«Прости меня, Мария, слабую и неразумную. Уныние прочь, у меня и моих девочек все будет хорошо, только не оставь меня», — горячо и сбивчиво шептала Ольга, вытирая слезы.
— Она улыбается, люди! – кто – то сдавленно ахнул за спиной.
-Да. Это так, — поспешила ответить гид. — Вифлеемская икона Божией Матери — единственный образ Богоматери, где она улыбается. Икона, где Мария счастлива, как любая мать. А еще она в русском платье! Правда, с царского плеча.
— Какая встреча! Русская икона в далеких краях, — взволнованно и радостно перешептывались женщины.
-А вот что гласит легенда, послушайте, – заученно продолжила гид Ирина.
-Елизавете Федоровне Романовой приснился сон –
Идет ей на встречу Богородица, бледная и дрожащая.
-Что с тобой? – спросила русская царица.
— Мне холодно, – печально ответила Дева Мария.
Проснувшись, Елизавета Федоровна повелела отправить
лучшее свое царское платье в Вифлеем. Лучшее царское платье,
усыпанное бриллиантами и драгоценными камнями.
Говорят, что там было столько драгоценных камней на этом платье, что очень помогло в трудные годы храму или городу, а может и всей стране. Но один синий большой камень до сих пор здесь, синий – синий бриллиант. Его бережно хранят как память о русской царице, о даре.
-Да нет, все это не так — насмешливо улыбнулась одна из туристок.- И затараторила как по — написанному:
-Эта икона пожалована в Храм Рождества Христова после того, как русская княгиня излечилась перед ней от тяжелой болезни. Почитаемая не только христианами, но и мусульманами, а также, паломниками по всему миру, она стала отрадой и утешением всех молящихся. Перед образом Вифлеемской Божьей Матери молятся о счастливом материнстве, о воспитании детей и их благополучии, о семейном счастье и о помощи в исцелении тяжёлых болезней.
— Днём почитания иконы «Вифлеемская Божья Матерь» считается 28 августа, — выдохнула радостно женщина.
-Сегодня, — уже не удивилась Ольга, глядя, как женщины бросились за свечами для чудотворной иконы.
Вдруг появилось ощущение крыльев за спиной, а душа как птица взлетела и запела, стало легко-легко и радостно, куда делась усталость, обида. И только губы шептали благодарно:
-Спасибо тебе, моя подруга, за эту Встречу.
-Девочка моя, доченька, спасибо!

© Copyright: Ольга Боровская, 2012
Свидетельство о публикации №212062600307

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Ольга Боровская

Рецензии

Написать рецензию

Спасибо, Ольга!
Это чудо. Как хорошо Вы написали!
Светлана Данилина 06.04.2015 11:30 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Светлана, спасибо. Рада доброму слову.
С наилучшими пожеланиями
Ольга Боровская 06.04.2015 19:34 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Ольга Боровская

Чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы находится в базилике Рождества Христова в Вифлееме.

Образ расположен в нескольких метрах справа от спуска в Пещеру Рождества Христова, у стены, в деревянном киоте.

Эта икона особо отличительна тем, что Пресвятая Дева изображена на ней улыбающейся, тогда как традиционно в иконографии Богородица обычно изображается серьезной, скорбной или умиляющейся.

Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом (точная дата неизвестна). Риза ее изготовлена из платья преподобномученицы Елизаветы (великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, 1864-1918 гг.). Святой образ русского письма. Его особенность в том, что это единственная из прославленных икон Божией Матери, на которых Пресвятая Дева улыбается. Икона относится к иконописному типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

История создания иконы восходит к евангелисту Луке, который, по преданию, написал три образа подобного типа: Иерусалимский, Царьградский и Эфесский. Наиболее знаменит торжественный Иерусалимский образ Одигитрии. В 463 году он был перенесен в Константинополь. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. В 988 году икона была принесена в Корсунь и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Вскоре образ Богородицы Одигитрии стал одним из самых распространённых на Руси.

На Вифлеемской иконе Пречистая Дева изображена с Младенцем Христом. В левой руке Божественного Младенца — держава, символ царственной власти, правой Он благословляет всех молящихся перед образом Его Пречистой Матери. Божия Матерь указывает на Спасителя как на Путь Жизни — в этом смысле Она и является Путеводительницей, ведущей нас ко Христу, от греха — ко спасению.

Уже в наше время Вифлеемская икона прославилась многими чудотворениями. Она очень почитается в Палестине, причем не только христианами, но и мусульманским населением, а также многочисленными паломниками со всего мира. По сложившейся традиции, перед этой иконой, находящейся перед входом в пещеру, где от Пречистой Девы родился Христос Спаситель, молятся о даровании детей, вообще об их благополучии, и о благополучии семейном. Да и во всякой нужде и любых жизненных обстоятельствах мы обращаемся с молитвами к Пресвятой Богородице, и никто никогда не бывает оставлен нашей Усердной Заступницей, Отрадой и Утешением всех людей.

День празднования Вифлеемской иконе Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *