Икона божией матери абалацкая

Икона божией матери абалацкая

(Абалацкая, Абалацкая-Знаменская) (празд. 27 нояб., 20 июля), самая почитаемая в Сибири икона. Название происходит от татар. селения Абалак, расположенного в 30 км от Тобольска. В Сказании об А. и. сообщается о явлении в 1636 г. вдовице Марии «в легком сне» 2 икон — Богоматери «Знамение» и прп. Марии Египетской и, «аки жива суща», свт. Николая. От иконыБожией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте церковь в честь иконы «Знамение» с приделами во имя прп. Марии Египетской и свт.

Николая. С благословения Тобольского архиеп. Нектария (Теляшина) в 1636 г. началось строительство церкви и была написана икона А. и. протодиак. тобольского кафедрального собора Матфеем Мартыновым по заказу крестьянина Е. Коки, с выздоровления к-рого начались чудеса исцелений от иконы. Сказание об А. и., включающее рассказ о явлении иконы и чудесах от нее, сохранилось в 2 редакциях и дошло не менее чем в 10 списках XVII — нач. XIX в. Древнейшая редакция написана в 1641 г. при Тобольском архиеп. Герасиме (Кремлёве) на основании расспросных речей вдовицы Марии, сохранившихся в подлиннике (РГАДА. Ф. 214. Стб. 911. Л. 530-543). Ее автором предположительно был Есипов Савва, дьяк Тобольского архиерейского дома и составитель Сибирской Есиповской летописи. Характер повествования в этом варианте Сказания близок к документальному, хотя язык в значительной мере приближен к книжному. В сер. 40-х гг. XVII в. Сказание было продолжено записью чудес местным свящ. Павлом Стефановым; при митр. Корнилии (1664-1677) создана новая редакция памятника — текст подвергся стилистическим изменениям и был дополнен новыми чудесами (последнее датируется 1675), записанными в окружении Тобольского архиерея. В Сказании описано ок. 130 чудес, среди получивших исцеление от иконы есть жители Центр. России (Ярославль), что свидетельствует об общероссийской известности А. и. уже во 2-й пол. XVII в. Сообщения о чудесах исцелений от А. и., совершавшихся в XIX в., публиковались в приложениях к изданию Сказания. 2-я редакция Сказания опубликована в XIX — нач. ХХ в. только в переложениях.

Особой службы А. и. нет. Празднование совершается в день иконы Божией Матери «Знамение» — 27 нояб. Но тропарь в честь А. и. отличается от тропаря праздника иконы «Знамение»: вместо слов «Мир Граду Твоему даруй» поется: «Мир молящимся Тебе даруй». Архиеп. Корнилий в память о прекращении дождей по молитве перед А. и. учредил в 1666 г. ежегодный крестный ход из Абалака в Тобольск, совпадавший с днем празднования (8 июля) др. сибир. святыни — чудотворной Казанской (Тобольской) иконы в кафедральном соборе. Икона оставалась в городе до 20 июля, ставшего вторым днем празднования иконе, позже прекратившегося, т. к. оно приходилось на время совершения крестного хода.

А. и. не сохранилась. Она представляла собой список иконы «Знамение» Новгородской, дополненный образами свт. Николая и прп. Марии Египетской. Икона была вставлена в деревянную раму-икону с живописными изображениями Богородичных праздников. Размер иконы 27,0´ 22,5 см, размер рамы 108´ 80 см. В XVII-XIX вв. с А. и. в Сибири было сделано много списков, к-рые почитались как чудотворные.

А. и. Семипалатинская

-один из самых почитаемых списков с А. и., вероятно исполненный в 1-й пол. XVII в. тем же самым иконописцем в меру и подобие оригинала; этот список отпускали в сибир. города и уезды на поклонение вместо подлинной иконы. В 1712 г. список А. и. был принесен на военный корабль, следовавший из Тобольска вверх по Иртышу. После молебна, к-рый отслужили на судне перед иконой, корабль поплыл «сам собою» против течения реки, остановился, дойдя до Семипалатинска. Икону поместили в Знаменский собор города, она особенно почиталась военными. После революции 1917 г. собор был захвачен обновленцами, тогда с иконы были сняты драгоценные части ее убора. После взрыва собора в 1919 г. сведений об иконе нет.

А. и. из красноярского Знаменского скита

Икона из местного ряда иконостаса Знаменского скита (КККМ. Инв. № ЖИ-1295) — наиболее близкий к оригиналу список, выполненный в 1887-1889 гг. в Екатеринбурге. Чудотворения от этого образа зафиксированы надписью на иконе «Знамение» с видом Знаменского скита, выполненной «(тща)нием ме(щанина)… Мельникова… (получивш)аго избавлен(ие) (от не)мочи» (КККМ. 10-е гг. ХХ в. Инв. № ЖИ-1302).

Лит.: Записки к Сибирской истории // ДРВ. М., 1788. Т. 3. С. 157-159; Абалакская чудотворная икона Богоматери. Тобольск, 1836 (и послед. изд.); Березин З. Абалацкий монастырь и чудотворная икона Знамение Божией Матери. Каз., 1848; Сказание о иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою. М., 1849; Новые благодатные явления от Абалацкой иконы Божией Матери. Омск, 1879; Сулоцкий А., прот. Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою и о важнейших копиях с нее, с изображением иконы Абалацкой Божией Матери. Тобольск, 18886; Алексинский Д., свящ. Краткое сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, о чудотворной копии с нее, находящихся в г. Семипалатинске и о святом ключе. Семипалатинск, 1900; Юрьевский А. Редкий памятник сибирской духовной письменности первой половины XVII века // Тобольские ЕВ. 1902. № 24. С. 447-464; Соловьев А. Святая икона Божией Матери, именуемая Абалацкою: Ее список находится в Семипалатинском Знаменском соборе. Серг. П., 1909; Поселянин Е. Богоматерь. С. 735-739, 744-745; Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, что в селе Протопоповском, Тобольского округа. Томск, 1913; СККДР. Вып. 3. XVIII в. Ч. 1. С. 317-318; Ромодановская Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. Новосиб., 1973. С. 139-140; Пивоваров Б. Небесной покровительнице Сибири // ЖМП. 1991. № 7. С. 35; Сибирская икона: Альбом. Омск, 1999.

Л. А. Щенникова, Н. Н. Исаева

Абалакская икона Божией Матери. Кон. XIX в. (КККМ)

Абалакская икона Божией Матери. Кон. XIX в. (КККМ)

Абалакская икона Божией Матери из красноярского Знаменского скита. 1887-1889 гг. (КККМ)

Абалакская икона Божией Матери из красноярского Знаменского скита. 1887-1889 гг. (КККМ)

Абалацкая икона Божией Матери

Подробные сведения о чудотворном образеВ 25 километрах от Тобольска, при селении Абалак, на высоком правом берегу Иртыша расположен Абалацкий монастырь (ныне – в Тобольском районе Тюменской области). Обитель эта привлекает множество бюогомольцев со всей Сибири своей замечательной святыней. Здесь находится благоговейно почитаемая чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Написана она в 1637 году при третьем тобольском архипастыре, благочестивом епископе Нектарии. Живописцем был протодьякон кафедрального Тобольского собора Матфей. Написание иконы произошло при следующих обстоятельствах.

В Абалацком погосте, близ Тобольска, в первой половине XVII века жила благочестивая вдова, которую звали Мария. 10 июля 1636 года эта женщина во сне увидела в своей хижине образ Богородицы «Знамение» с изображениями по сторонам Николая Чудотворца и преподобной Марии Египетской. От образа Мария услышала глас:
— Мария! Объяви о видении твоем народу и скажи, чтобы построили на Абалацком погосте, по правую сторону ветхой Преображенской церкви, новый деревянный храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», что в древнем Новгороде, с приделами: по одну сторону – святителя Николая, а по другую – преподобной Марии Египетской.
Пробудившись, Мария не решалась рассказать о своем видении, боясь подвергнуться осмеянию. Спустя несколько дней ей последовало новое видение: наяву предстал ей виденный в первый раз образ Богоматери. Мария шла из своей хижины, неся в руках хлеб. Вдруг необыкновенный свет озарил ее. На нее нашло светлое облако, и она от испуга лишилась чувств. Когда Мария очнулась, то увидела два стоящих на воздухе образа. Один из них был «Знамение» Богоматери, а другой – Марии Египетской. Кроме этого, она увидела как бы живого святителя Николая, стоящего перед образом Царицы Небесной в блестящем архиерейском облачении. Святитель сказал вдове:
— Мария! Иди и скажи абалацким жителям, чтобы построили церковь, притом чтобы и лес рубили своими руками и сплавили его и выносили на гору сами; а если не послушают, то узрят гнев Божий, и умрет не только священник, но и лучшие из прихожан.
Но Мария и после этого не осмелилась поведать о бывшем ей откровении. Через несколько дней ей снова было видение наяву. Когда она сидела в своем домике, занимаясь рукоделием, она вдруг почувствовала благоухание, после чего услышала голос святителя Николая:
— Почему ты не объявляешь видения и повеления? Ты сама неверием своим наводишь на себя гнев Божий.
Лишь только сказаны были святителем эти слова, как руки ее свело судорогами. От страшной боли Мария упала на пол. Но в эту же минуту раздался глас Богоматери, сказавший:
— Это тяжело… Мне жаль ее.
Боли немедленно стихли, и видение окончилось. Устрашенная вдова поспешила рассказать о своих трех видениях своему духовному отцу, прося его сообщить обо всем народу. Но и этот иерей замедлил исполнить небесное повеление. Тогда Марии последовало четвертое грозное откровение, после которого она уже не решилась медлить с исполнением Божьего приказания.
Когда 24 июля она шла в Тобольск и подходила уже к городу, она очутилась как бы в тумане и затем увидела перед собой большой облачный столб, простиравшийся от земли до небес. На столбе этом Мария увидела снова два образа: «Знамение» Богоматери и прп. Марии Египетской. На земле же она узрела стоящим как бы живого святителя Николая, который гневно сказал Марии:
— Почему медлишь объявить о видениях и повелении народу? Если еще замедлишь, то всем телом будешь расслаблена; если же объявишь, но тебя не послушают, тогда не ты, а они пострадают.
Вразумленная этим видением вдовица отпарвилась к архиепископу Нектарию и поведала ему при всем соборе о видениях, после чего рассказал о своих откровениях и всему народу. Когда Марии показали никогда не виденный ею прежде образ Богородицы «Знамение», то лишь только она взглянула на икону, как узнала в ней являвшуюся к ней Богоматерь и объявила всем, что именно этот образ она виделоа во всех четырех откровениях. Все граждане тобольские поверили рассказу Марии. Преосвященный же архипастырь дал здесь же абалацким прихожанам благословение строить церковь во имя Богоматери. В этом богоугодном деле согласились принять участие и многие из граждан Тобольска.

В это время страдал параличом один крестьянин Евфимий. К нему пришел нищий, которого звали Павел, и сказал:
— Евфимий! На Абалаке по повелению Божию строится церковь во имя иконы Богородицы «Знамение», святителя Николая и преподобной Марии Египетской. Дай ты обещание написать храмовой образ в эту церковь. Может быть, Господь по врее твоей и усердию простит тебя и освободит от болезни твоей.
Как ангела Божьего выслушал Евфимий Павла и тогда же дал обет написать икону «Знамение» с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской. И Господь внял трудам страждущего. После полудня в этот же день Евфимий начал владеть правой стороной своего тела. Испросив благословение и у преосвященного Нектария, Евфимий заказал указанный ему образ протодьякону Софийского Тобольского собора Матфею, который славился тогда по всей Сибири как искуснейший живописец.
По мере того, как писалась икона, Евфимию день ото дня становилось легче. Наконец, здоровье его совершенно укрепилось. Тогда он пришел к живописцу и сам понес от него написанный образ в собор для освящения. Удивленный и обрадованный архипастырь возблагодарил Господа за Его чудесную помощь больному. Окропив образ святой водой, он отслужил в соборе молебен, после чего с великой честью препроводил икону в Абалацкий погост для поставления ее в новосозданном храме.
Когда совершалось перенесение иконы и шествие церковное достигло деревни Шанталык, где теперь находится Ивановская обитель (имеется ввиду Иоанно-Введенский женский монастырь), Богоматерь прославила свой образ новым чудом. У крестьянина этой деревни Василия была дочь, которая долгое время страдала глазной болезнью и вот уже 2 года ничего не видела. Услышав, что несут образ в Абалак, Василий вышел со своей несчастной дочерью навстречу иконе. Припав к образу с верой и слезами, скорбящий отец умолял Пречистую Деву помиловать его несчастную дочь – и к радости и удивлению его и всех присутствующих девочка прозрела.
Летом 1665 года Тобольск и его окрестности постигло тяжелое бедствие: продолжительное время здесь шел проливной дождь, и водой затопило хлеба, овощи и травы. Растительность вся погибла, и народ пришел в отчаяние. Тогда тобольский архиепископ Корнилий распорядился 8 июля принести из Абалака чудотворную икону Богоматери «Знамение» в Тобольск. После торжественной встречи образа архиепископом с градоначальником и множеством горожан и совершенного перед иконой молебна образ внесен был в собор, где тотчас же началась литургия. Не успело еще богослужение окончиться, как к удивлению и радости всех небо прояснилось, проглянули сквозь облака лучи солнца, и дождь прекратился. В память об этой милостивой помощи Богоматери архиепископ Корнилий установил ежегодно 8 июля переносить образ «Знамение» из Абалака в Тобольск и оставлять его здесь до 23 числа этого месяца.
Постановление это вздумал было отменить этот же архипастырь, возведенный в сан митрополита. Недобрые люди наклеветали ему, что в его отсутствие, когда Корнилий ездил в Москву для возведения в сан, духовенство нерадиво встречало образ при его перенесении, и в соборе происходили бесчинства. Это и послужило причиной запрещения переносить образ в Тобольск. Но гнев Божий поразил владыку: его постигла тяжкая болезнь, продолжавшаяся 5 лет и не уступавшая никаким врачебным средствам. Только в конце этого времени преосвященный понял причину своего недуга. Проливая слезы раскаяния, он снова отдал распоряжение приносить образ в Тобольск, где уже более 5 лет не была икона Богоматери. И когда больной святитель из окна своей комнаты стал смотреть на крестный ход и увидел лик Богоматери, то тотчас же почувствовал облегчение. Когда же образ внесен был в его покои и начался молебен, то болящий владыка без посторонней помощи простоял все время на ногах, а на другой день его здоровье настолько улучшилось, что он мог уже идти в собор для совершения литургии. Икона простояла тогда в Тобольске 2 недели, от конца сентября до 4 октября. В 1783 году на месте Абалацкого погоста возник одноименный монастырь.
В настоящее время местонахождение иконы не известно. Во время Гражданской войны она была вывезена семьей генерала Дитерихса за границу. Последнее упоминание — 1927 год, Шанхай.
На Абалацкой иконе Богоматерь изображена с воздетыми к небу руками и с Предвечным Младенцем. По сторонам Богородицы находятся изображения: с правой стороны – свт.

Николая, а с левой — прп. Марии Египетской.
Чудотворная Абалацкая икона пользовалась почитанием не только во всей Сибири, но и в областях Европейской части России, смежных с Сибирью.
В Сибири известны списки с этого образа в следующих местах: в селе Боровинском, близ г. Ишима (ныне с. Боровинка, Заводоуковский район Тюменской области), в г. Семипалатинске и проч. Эти копии чудотворного образа усердно почитались местным населением и носились по окрестным городам и селам.
В настоящее время в Знаменской церкви Абалацкого монастыря, вместо подлинной иконы находится не особенно древний список Абалацкой иконы Божией Матери, написанный в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой. Он причислен в ряд чудотворных икон и окружен заслуженным почитанием. Икону возят для поклонения и устраивают Крестные ходы по всему нефтяному Северу. Кроме того в Знаменский Абалацкий монастырь под Тобольском приезжают сейчас паломники со всей России. Этот список ХХ века Абалацкой иконы по версии журналистов сейчас входит в «Семь чудес Уральского Федерального округа».
По материалам книги «Богородица. Полная энциклопедия жизни и чудес»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *