Иисус в мусульманстве

Иисус в мусульманстве

Помимо христианства, Ислам – единственная мировая религия, признающая Иисуса. Вера мусульманина не считается полной без этого.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если кто-либо засвидетельствует, что только Господь имеет право становиться объектом поклонения, и у Него нет сотоварищей, а также, что Мухаммад — Его раб и посланник, и что Иисус — раб Господа, Его посланник, Слово, которое Он ниспослал Марии и Дух от Него, что Рай – истина и Ад – истина, того Господь введет в Рай, даже если благих деяний у него было немного» (СахихАль-Бухари).
Говоря иначе, без веры в Иисуса человек никогда не заслужит Рай. Упоминая имя Иисуса (а также имена других пророков), мусульмане добавляют «мир ему». В Евангелии Иисус сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам…» (Иоанн 14:27), несмотря на это, христиане редко используют какое-либо почтительное обращение, помимо Христос, говоря это как часть его имени. Возможно, это потому, что христиане молятся непосредственно ему, но не за него. Мусульмане же, хотя и не разделяют убеждение христиан, говоря «мир ему», выказывают уважение Иисусу.
В Священной Книге мусульман Иисус упоминается в 90 аятах. Три суры Корана связаны с Иисусом: третья – «Семейство Имрана» — названа в честь отца Марии, пятая – «Трапеза» — рассказывает о прощальной трапезе Иисуса, девятнадцатая – «Марьям» — названа в честь матери Иисуса.
Его имя в Коране
На арабском его имя звучит как Иса. В шестнадцати из двадцати пяти мест в Коране, где упоминается Иса, Господь называет его «сыном Марии» (ибн Марьям).
Описательные титулы Иисуса в Коране:
1. Мессия
До Иисуса вера в приход Мессии была основной частью традиционного Иудаизма, одним из принципов, упомянутых в «13 принципах веры», составленной Маймонидом, где перечисляются главные требования Иудейской веры. В ежедневной трехкратной молитве Шемоне Эсре, иудеи молятся за Мессию – потомка Давида, который станет их царем и вернет былое величие эпохи Давида. В переводе с иврита Мессия означает «помазанник». Интересно отметить, что Ветхий Завет обозначает Мессию как «сын человека», а не Бога:
«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Даниил 7:13)
Идея о Мессии занимает центральное место в христианском учении. Как утверждает Библия, Иисус был Мессией, которого ждали иудеи (Иоанн 4:25-26), однако они отвергли его. Поэтому христиане используют слово Христос – греческий вариант слова Мессия, и считают его сыном Бога.
Господь в Коране исправляет ошибки иудеев и христиан: с одной стороны подтверждает убеждение иудеев в том, что Мессия – сын человека, но расценивает непринятие Иисуса как неверие.
«Мы заключили с ними суровый завет ….За то, что они не уверовали, возвели на Марьям (Марию) великий навет и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли…» (Коран 4:154-157)
С другой стороны, поддерживает христиан, принимающих Иисуса как Мессию, но считает богохульством их убеждение в божественности Иисуса.
«Не уверовали те, которые говорят: «Аллах – это Мессия, сын Марьям (Марии)» (Коран 5:72)
Правда заключается в том, что:
«Мессия, сын Марьям (Марии), был всего лишь посланником. До него тоже были посланники…» (Коран 5:75)
Далее Всевышний говорит, что Мессия, как и другие посланники до него, призывал к поклонению Одному Истинному Богу:
«Мессия сказал: «О сыны Исраила (Израиля)! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему» (Коран 5:72)
В Коране Иисус назван Мессией (Аль-Масих) по меньшей мере 9 раз. Как объясняют мусульманские лексикографы, Иисус был Мессией (помазанником) потому, что он смазывал глаза слепых, чтобы исцелить их (Коран 3:43; Марк 6:13; Иаков 5:14) или потому, что он возлогал руки на больных.
2. Знамение
Господь называет Иисуса «аль-ая» — знамение. В терминологии Корана чудо – это знамение Бога, выражающееся в божественной силе и неограниченных способностях совершать деяния, выходящие за пределы причинно-следственной связи. Рождение Иисуса от матери девы – чудо, указывающее на могущество Бога и его способность поступать так, как Он пожелает. Таким образом, Иисус является знамением не только для израильтян, но и для всего человечества:
«Мы сделали сына Марьям (Марии) и его мать знамением и поселили их в укромном месте на холме, где протекал ручей» (Коран 23:50)
«Господь твой сказал: “Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже решено!”» (Коран 19:21)
«…и сделали ее (Марьям) и ее сына (Ису) знамением для миров» (Коран 21:91)
Кроме того, как известно из Корана, второй приход Иисуса станет знамением приближения Судного Дня:
«Воистину, он (Иса) является признаком Часа. Ничуть не сомневайтесь в нем (Часе) и следуйте за Мной! Это – прямой путь» (Коран 43:61)
3) Слово от Бога
В трех аятах Корана Иисус назван Словом Бога. Такое обращение не применялось ни к одному пророку, помимо него.
«Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому – Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)…» (Коран 3:45)
«Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него…» (Коран 4:171)
«Аллах радует тебя вестью о Йахйе (Иоанне), который подтвердит Слово от Аллаха…» (Коран 3:39)
По убеждению христиан, в первой главе Евангелия от Иоанна Иисус назван «Словом» («logos» на греческом).
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков».
Христианское понятие logos совершенно не похоже на простое исламское понимание «слова».

Идея греческого logos восходит к Гераклиту – философу шестого века, по предположению которого в космических процессах присутствует logos, схожий с рассудком человека на Земле. По мнению грекоговорящего иудейского философа Филона Александрийского logos – это нечто, посредством чего Истинный Бог создавал мир. Церковь сохранила учение Филона, которое впоследствии легло в основу сложной христианской философии. «Отождествление Иисуса с понятием logos возникло позже, скорее на основании греческих философских идей, нежели идеях Ветхого Завета. Такой сценарий был продиктован желанием ранних христианских богословов и сторонников веры сделать свою религию понятной эллинистическому миру и произвести впечатление на слушателей тем, что христианство превосходило все лучшее в языческой философии» (Энциклопедия Британника: «Logos»).
В Исламе дело обстоит намного проще.
Мощь и сила Господа не знает границ. Что бы Он ни пожелал, дать жизнь или отнять ее, Ему достаточно лишь произнести «Будь!»
«Он – Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет. Когда же Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается» (Коран 40:68)
Первая ступень в сотворении человека – это единение мужских и женских репродуктивных клеток в сочетании с Волей Бога. Иисус был рожден без отца, а значит, он был зачат без мужской спермы.

Происхождение Иисуса так же, как и Адама, произошло только благодаря Слову Бога «будь!»:
«Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» – и тот возник» (Коран 3:59)
Историю зачатия Иисуса можно найти в Коране. Господь сотворил душу Иисуса так же, как души остальных людей. Затем Он отправил ангела Джабраиля (Гавриила) на Землю с душой Иисуса, чтобы тот вдохнул в Марию. Явление ангела очень удивило ее:
» Она сказала: «Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина» (Коран 3:47)
Ангел ответил:
«Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: “Будь!” – как это сбывается» (Коран 3:47)
Джибриль вдохнул душу Иисуса в Марию, как сказал об этом Господь:
«и Мы вдохнули через него (через вырез на ее одежде) посредством Нашего Духа (Джибриля). Она уверовала в Слова своего Господа и Его Писания и была одной из покорных» (Коран 66:12)
По существу, Иисус – Слово Бога, потому что он появился благодаря Его слову «будь!», как мы видим из другого аята:
«…Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии)…» (Коран 4:171)
4) «Дух» от Бога
В Коране Господь называет некоторые творения Своими, как выражение почета и уважения. Так, чтобы возвысить священную мечеть в Мекке, Всевышний отзывается о ней как «Мой Дом»:
«Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления. Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (Коран 2:125)
В Коране Иисус описан как Дух, «исходящий» от Бога:
«Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа …» (Коран 21:91)
«…Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него…» (Коран 4:171)
«…и Мы вдохнули через него (через вырез на ее одежде) посредством Нашего Духа» (Коран 66:12)
Иисус был духом, а точнее, душой, сотворенной Богом, принесенной Джибрилем (Гавриилом) – могучим ангелом Всевышнего, которую он вдохнул в Марию:
«…и Мы вдохнули через него (через вырез на ее одежде) посредством Нашего Духа» (Коран 66:12)
Иисус не был частью, человеком или действием Бога, которая, отделившись от Него, пребывала в Марии. Он назван Духом Бога в знак уважения и почитания, но не как символ божественности.
Подобным образом Господь называет и Адама. Когда Он решает поставить Адама над остальными творениями, Господь говорит:
«Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (Коран 38:72)
Действительно, Иисус почитаем в Коране. Господь обращается к нему и нарекает титулами, которыми не удостаивает никого более. Но даже это не дает повода считать Иисуса обладателем божественной сущности. В заключение приведем аят:
«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!» Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на Небесах, и то, что на Земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» (Коран 4:171)

Почему Инжил так часто называет Ису Сыном Аллаха?

На Ближнем и Среднем Востоке образное слово «сын» использовалось в основном для определения двух характеристик:

· сын – тот, кто подобен кому-то, проявляет схожие черты характера (например, «сын шайтана»);

· сын – тот, кто представляет другую личность, к примеру, посол или дипломат представляет свою страну, получив от нее все полномочия для ведения переговоров и соответствующей деятельности.

Ввиду того, что Коран представляет Ису как полномочного представителя Аллаха, мы можем, соглашаясь с Библией, называть Его Сыном Аллаха.

Рассмотрим некоторые свидетельства Корана и Библии об Исе.

Его рождение.

О рождении Исы подробно повествуется как в Коране, так и в Инжиле. Следует заметить, что Коран описывает только одну историю рождения – историю рождения Исы, причем рождения не обычного, но как проявления одного из чудес Аллаха.

«И вспомните, как ангелы сказали:

«Марйам, Бог шлет тебе благую весть

о Слове от Него,

Имя которому Мессия Иса, сын Марйам,

Кто будет славен в этом мире и в другом, —

Один из тех, кто к Господу приближен»

(С. 3, ст. 45).

«Он отвечал: «Я — лишь от Бога твоего

посланник,

Чтобы тебе (поведать о Господнем) даре

Благословенного младенца– сына».

«Как может быть младенец у меня, —

она сказала, —

Когда ко мне не прикасался ни один

мужчина,

И не была я (никогда распутной)?»

Ответил он: «Господь твой так сказал:

Легко Мне это (сделать).

Мы сделаем его знаменьем для людей,

И Нашей милостью (для всех благочестивых).

(И изъявлением Моим) – событию симу

свершиться!»

(С. 19, ст. 19-21).

» — И ту, что сохранила девственную (плоть),

И Мы от духа Нашего в нее вдохнули,

И сделали ее и ее сына

Знамением для всех миров»

(С. 21, ст. 91).

Эти тексты об истории рождения Исы весьма примечательны. Коран недвусмысленно говорит о том, что рождение Исы было сверхъестественным явлением, потому что всемогущий Аллах вдохнул Свой дух в деву Марйам. Иудеям адресуется упрек за неверие в способность Аллаха дать жизнь ребенку без участия плотского отца.

«(И навлекли они гнев Божий на себя)

Тем, что нарушили завет свой,

Что не поверили в знамения Господни,

Его посланников бесправно убивали,

И говорили: «Укрыто плотно наше сердце,

(Храня в нем то, что послано лишь нам)».

Да, Бог наложил печать на их сердца

За их неверие и богохульство –


И как же мало веруют они! –

За то, что не уверовали в Бога,

Что клеветой жестокою Марйам оговорили»

(С. 4, ст.155-156).

Иудеи и поныне отрицают, что Иса послан Аллахом и что Он чудесным образом явился в этот мир.

Отца Моисея звали Амрам, отца Давида – Иессей, отца Мухаммеда – Абдуллах. Но как звали отца Исы? Каждому мусульманину, вероятно, известно, что у Исы не было отца, потому что Он родился сверхъестественным образом.

Его имена.

На Ближнем и Среднем Востоке имена всегда имели особое значение. Вы, вероятно, знаете и помните о том, что у Аллаха 99 имен? Иса тоже имеет различные имена, над которыми стоит поразмыслить.

· Иса

Имя «Иса» (по-русски Иисус) в Коране встречается 25 раз. Это имя еврейского происхождения и означает «Спаситель». Таким образом, в Коране 25 раз говорится об Исе как о Спасителе. Более подробно смысл этого имени раскрывается в главе «Только Аллах может дать истинный мир».

· Сын Марйам

Во многих местах, 23 раза, Иса назван этим именем. Хотя у аравитян принято говорить «сын Али», «сын Мухаммеда», «сын Мустафы»… Не имя матери, но имя отца стоит в основе имени ребенка. Впрочем, и в Европе фамилия отца, а не матери традиционно переходит к ребенку. Но мусульманам известно, что у Исы не было земного отца, и потому имя «сын Марйам» не вызывает у них никакого смущения.

· Аль-Масих (16 раз)

Дословно, в переводе с арабского, это имя означает «Помазанный». И на греческом оно звучит как Христос.

В древние времена царей не короновали, а помазывали освященным, благовонным маслом (миром). Следовательно, «Помазанный» означает «избран для совершения самого высокого и ответственного служения». Иса – избранник Аллаха!

· Посланник

Слово «Рассул», означающее «Посланник» встречается в Коране 10 раз. Посланник – это тот, кто послан Аллахом или посол Аллаха.


Коран говорит о многих посланниках, и в связи с этим возникает вопрос: есть ли среди всех посланников самый великий или самые великие? Если да, то кто? Мы читаем особое свидетельство:

«Вот таковы знамения Господни,

И мы воистину читаем их тебе –

Ибо один ты из посланников (Моих).

И всех посланников Мы наделили разными

дарами,

Возвысив (миссию) одних перед другими;

Средь них был тот, с кем речь держал

Господь,

Других Он (на пророчество) возвысил

степенями.

И Исе, сыну Марйам, Мы даровали ясные

знаменья,

И Дух Святой для укрепления

(пророчества) его…»

(С. 2, ст.252, строки из ст. 253).

В этом тексте только один посланник, Иса, назван по имени. Означает ли это, что Иса является величайшим посланником? Да. Ведь сказано, что Ему дарованы ясные знамения и Святой Дух для укрепления пророчеств. Он Тот, о Котором Коран свидетельствует как о Сильном при содействии Духа Аллаха.

Другие имена

· Слово Аллаха – 3 раза.

«И вспомните, как ангелы сказали:

«Марйам, Бог шлет тебе благую весть

О Слове от Него,

Имя которому Мессия Иса, сын Марйам,

Кто будет славен в этом мире и в другом, —

Один из тех, кто к Господу приближен»

(С. 3, ст. 45).

«О люди Книги!

В религии своей излишествам

не предавайтесь,

И о Создателе своем

Не говорите ничего, помимо правды.

Мессия Иса, сын Марйам, — пророк

Господний

И Господне Слово, которое в Марйам

низвел Он,

И Дух Его

Так веруйте же в Бога и Его пророков»

(С. 4, строки из ст. 171).

«Таким был Иса, сын Марйам,

По слову Истины, касательно которой

Они в сомненьи пребывают»

(С. 19, ст. 34).

· Раб Аллаха – 3 раза.

· Знаменье Аллаха (араб. Аятолла) – 3 раза.

· Свидетель Аллаха – 2 раза.

· Дух Аллаха:

«…Мессия Иса, сын Марйам — пророк

Господний

И Господне Слово, которое в Марйам

низвел Он,

И Дух Его…»

(С.4 строки из ст. 171).

· Благословенный везде:

«Но тут заговорил младенец:

«Я – раб Аллаха.

Он Откровение мне дал и утвердил

пророком.

И Он меня благословенным сделал

Везде, где мне бы ни пришлось бывать…»

(С. 19, ст.30, строки из ст.31).

· Милость от Аллаха:

«…Мы сделаем его знаменьем для людей,

И Нашей милостью

(для всех благочестивых)…»

(С. 19, строки из ст. 21).

· Праведник (С. 3, строки из ст. 46).

· Славный (С. 3, строки из ст. 45).

· Благословенный (С. 19, строки из ст. 19- араб. «закий»: безгрешный).

Его дела.

Иса был способен чудесным образом низводить с небес пищу для голодных.

«И вот апостолы сказали: «О Иса,

сын Марйам!

Сумеет ли твой Бог с небес нам трапезу

свести?»

«Коль вы уверили, побойтесь Бога!» —

им он отвечал.

Они сказали: «Мы хотим поесть с нее

И успокоить наши души,

И будем знать, что ты сказал нам правду,

И сей (чудесной трапезе) свидетелями

станем».

И молвил Иса, сын Марйам:

«О Господи, Владыка наш!

Сведи нам трапезу с небес,

И станет праздником она,

Знамением Твоим предстанет

Для всех: от первого и до последнего из нас.

Даруй удел, потребный нам,

Ты – лучший из дарующих уделы!»

Сказал Аллах: «Я вам ее сведу…»

(С. 5, ст. 112 – 114, одна строка из ст. 115).

Иса был способен создавать жизнь из глины, возвращать слепым зрение, исцелять прокаженных и воскрешать мертвых.

«Посланником к сынам Исраиля (назначит):

«Я к вам пришел от Господа с Его знаменьем, —

Я сотворю для вас из глины образ птицы,

Вдохну в нее, и волею Господней оживет она;

Я исцелю того, кто слеп родился,

И прокаженного оздоровлю,

Я оживлю Господней волею умерших…»

(С. 3, строки из ст. 49).(См. также С. 5, ст. 110).

Коран справедливо утверждает, что Аллах не имеет физического сына. Библия тоже не называет Ису сыном Аллаха в буквальном смысле этого слова, ибо Иса рожден без отца. Он приходится Аллаху сыном потому, что превыше всех посланников Аллаха, назван «Словом Аллаха», «избранником Аллаха». К тому же Иса проявил такие божественные качества, как: чистота, благость, милосердие, праведность, способность низводить пищу с небес, давать жизнь, исцелять тяжелейшие болезни и воскрешать мертвых.

Дорогой читатель, я приглашаю Вас к серьезному исследованию славного Корана и к особо внимательному чтению упомянутых в этой главе сур.

Убежден в том, что из опасения чрезмерного возвеличивания Исы, Его можно низвести до уровня обычного пророка. Но это недопустимо, ибо Коран говорит, что Иса открыл нам Аллаха через Свою жизнь. И к тому же, Коран советует нам обращаться к верующим, читающим Инжил, Тору и другие книги Писания.

«Но если ты в сомнении о том,

что ниспослали Мы тебе,

Тогда спроси людей,

Которые Писание читают,

(что было послано им прежде) до тебя.

Тебе, поистине, от твоего Владыки

Истина явилась.

Не будь же из числа таких,

Которые колеблются (в сомненьях)»

(С. 10, ст.94).

В какой книге наиболее подробно описана жизнь Исы, сына Марйам, который есть «Знаменье Аллаха»? Конечно же в Инжиле!

Вот почему, дорогой читатель, я приглашаю Вас к серьезному исследованию и Инжила. Эта Книга является достоверным сообщением о действиях Аллаха в истории нашего мира, о Его воле, проявленной в жизни Исы (Иисуса).

Да благословит Вас Аллах!

Сергей Путилов

Иисус в Коране

Образ Иисуса занимает в Коране особое место.

Он отнесён к «приближенным» (маккаррабун) Аллаха

Среди христиан распространено величайшее заблуждение, что мусульмане-де не верят в Иисуса. На самом деле это не так. Напротив, они очень даже почитают Ису бен Мариам (Иисуса сына Марии). По значимости Он для них второй «пророк» после основателя ислама Мухаммеда. Иисус упоминается в Коране 93 раза в 15 стихах. (Коран — здесь и далее в переводе с арабского академика И. Ю. Крачковского. М., 1964. Первая цифра — сура, вторая — аят). О Нем говорится как об ал-Масихе, то есть Мессии. Ему было ниспослано откровение — Инжиль (Евангелие). Образ Иисуса занимает в Коране особое место. Он отнесён к «приближенным» (маккаррабун) Аллаха (сура 3, аят 45).

Наконец, Иса не умер как все обычные люди, но был живым вознесен на небо (4:157). Даже «печать пророков» Мухаммед не удостоился в исламе такой чести!

Внешняя стена знаменитой мечети Омейядов в Дамаске подпирает небосвод шпилями трех минаретов. Так вот, один из них, похожий, на воткнутый острием вверх восьмидесятиметровый карандаш, построен в честь Исы бен Мариам, как Коран называет Иисуса, сына Марии. Сооружение возведено в 1347 году. По местному поверью, накануне Страшного суда Иса спустится к белому минарету, положив руки на крыльях двух ангелов. Имам даже каждый день стелит новый ковер на том месте, где должна ступить Его нога. В Сунне есть описание внешнего вида Исы: «Как только вы его увидите, сразу узнаете. Он среднего роста. У него белое и доброе лицо. На нём будет белая одежда. Волосы его будут выглядеть мокрыми, даже если их не коснулась вода». Ислам и христианство переплелись в Сирии очень тесно.

Основатель ислама Мухаммед знал, что задолго до начала его миссии рассеянные по всей Аравии иудеи и христиане имели Священные Писания. Так, священные книги иудеев Коран называет «ат-Таурат» (Тора, Пятикнижие Моисеево), а Священное Писание христиан «ал-Инжил» (Евангелие). На протяжении всего текста Корана последователи Иисуса именуются «ахл ал-китаб» (люди книги), и хотя о них отзываются здесь вполне уважительно и всегда отделяют их от языческих идолопоклонников, отношение к ним, как правило, не лишено укоризны. Но в целом, точка зрения Корана на христиан в отличие от язычников — кяфиров, носит положительный характер: «И, несомненно, ты найдешь, что ближе всех в любви к уверовавшим те, кто говорит: «Мы назореи».И это потому, что среди них есть иереи и монахи, которые гордыни лишены и не возносятся перед другими. (5:82). Согласно Корану, главное отличие христиан от других людей заключается именно в наличии у них Библии, что отражено даже в термине закреплен за верующими в Иисуса — «люди книги».

Тем не менее, мусульмане отвергают Библию, которой пользуется христианская Церковь.

По их мнению, «люди книги» исказили свое Писание в каких-то своих корыстных целях. Новозаветные евангелисты не являются для мусульман авторитетами, потому что они воспринимают Инжиль (Евангелие) как книгу, данную Аллахом Иисусу (Сура 5:50). И поэтому отметаютс порога написанные апостолами четыре Евангелия, требуя предъявить им «неискаженное» некими коварными злодеями «Евангелие Иисуса». Это один из самых живучих стереотипов в исламе. Примечательно, что в то же время, Коран очень благосклонно отзывается об иудейском и христианском Писании и, что самое главное, подтверждает его подлинность. Объяснить такую двойственность в отношении к Библии можно, зная биографию Мухаммеда. Первое время он весьма с большой симпатией относился к христианам и иудеям, надеясь обратить их в свою веру. Когда же это не получилось и к тому же, практически на закате жизненного пути Мухаммеда его армии столкнулись на севере Аравии с войском православной Византии, отношение мусульман к христианам стало более враждебным.

В первое время их обвиняли в том, что они не лучше идолопоклонников. И все же не смотря на перемену в отношении к «людям книги», Мухаммед никогда не сомневался в подлинности Книг, которые иудеи и христиане и сегодня считают своим Священным Писанием. Так что, в первоначальный период существования ислама никому из мусульманских ученых даже в голову не приходила мысль подвергнуть сомнению утверждению Корана, что Священные Писания иудеев и христиан Ветхий и Новый Завет были посланы им самим Аллахом. Лишь двести лет спустя, такие мусульманские богословы, как Ибн Хазм, обнародовали учение о том, что Таурат и Инджиль были искажены «людьми книги» и потому якобы не заслуживают доверия. Для поддержания этой точки зрения были предприняты поиски указаний на этот факт в самом Коране, но ничего из этого не вышло. Несмотря на то, что Коран часто осуждал иудеев и христиан за отступление от своих учений, он никогда не обвинял их в искажении их Священных Писаний.

Однако начавшаяся эпоха крестовых походов и последовавший на это решительный джихад окончательно развели две религии по враждебным лагерям. Тут уж компромиссов быть не могло, и в исламском богословии начинает складываться традиция, согласно которой Библия была «фальсифицирована» христианами. А стало быть, никакой компромисс с этими «еретиками» невозможен, Инжиль же их — «искаженный». Как уже было показано выше, такая точка зрения не соответствует ни Корану, ни убеждениям основателя ислама — Мухаммеда. Действительно, во многих сурах Корана недвусмысленно утверждается, что Таурат и Инжиль были настоящими Священными Писаниями, которыми владели иудеи и христиане при жизни Мухаммеда. При этом «ахлул Инжил» («людям Евангелия») было сказано «поступать так, как Аллах заповедовал в нем» (Инжиле) (5:50). Если бы книга была искажена, то зачем нужно было бы поступать по ней, как требует Коран? Мусульманское богословие не дает ответа на этот вопрос. Те не менее, возобладавший после смерти основателя ислама несправедливый взгляд на христиан укоренился, и является господствующим в мусульманском мире по настоящее время. Из всего вышесказанного следует важный вывод, на который автор и поспешил обратить внимание своего сирийского друга Мухаммеда. Вот каков был мой ответ.

«Коран совершенно правильно разделяет Книги иудеев и христиан на ат-Таурат, то есть «Закон» (Тору, Пятикнижие Моисеево) и Инжиль (Евангелие): «И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей» (3:3). По свидетельству Корана Священное Писание было получено иудеями и христианами от самого Бога: «О люди Писания! Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Инжиль и того, что было низведено вам от вашего Господа» (5:68). Нет никаких расхождений, и по поводу того через кого эти установления были получены — Таурат, соответственно через Мусу (Моисея), а Инжиль через Ису бен Мариам (Иисуса сына Марии). Причем в Коране подчеркивается неразрывная внутренняя связь между двумя книгами, и действительно они объединены у христиан в общую книгу под названием Библия: «И отправили Мы по следам их Ису, сына Мариам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Инджиль, в котором руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе» (5:46).

Однако не только некоторые мусульмане, но и многие христиане пребывают в плену ложных представлений. Так, многие из наших единоверцев убеждены, что Коран предписывает мусульманам убивать христиан, если те отказываются принять ислам. Это предубеждение не соответствует действительности. Если конечно не принимать в расчет мнение террористов-исламистов, которых большинство мусульман считает обычными убийцами и еретиками. Действительно, В Коране специально оговаривается: в отношении к «ахл ал-китаб» «людям книги» — христианам и иудеям, правоверным надлежит руководствоваться не ненавистью, но уважением и толерантностью: «В религии предписал вам (Всевышний) то, что заповедовал Он Ною, то, что внушили Мы (Мухаммаду) в откровении, то, что заповедовали Мы Аврааму, Моисею и Иисусу, (сказав): «Соблюдайте религию и не разделяйтесь» (42:13). А в другом месте: «Скажите: «Веруем мы в Аллаха и в то, что ниспослано было Аврааму, Исмаилу, Исааку, Якову и потомкам их, в то, что даровано было Моисею и Иисусу и что даровано было пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся Ему» (2:136). Когда мусульмане дискутируют с людьми Писания, то они обязаны избегать того, что приносит огорчение или способствует вражде: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то приводите им доводы наилучшие. И не спорьте с теми из них, кто бесчинствует. Говорите: «Уверовали мы в то, что ниспослано нам и что ниспослано вам. Бог наш и Бог ваш один, и предаемся мы Ему» (29:46). В церквях, монастырях и мечетях верующие, согласно Коран молятся одному и тому же Богу: «И если бы не защита людей одних другими, то разрушены были бы скиты и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха много» (22:40). Так что мусульманам и христианам нужно искать пути к взаимопониманию, вместо того, чтобы разжигать вражду, которая питается невежеством в деле изучения собственных священных книг.

Иса (Иисус Христос, мир ему) – особо почитаемый пророк и посланник в Исламе. В Священном Коране его имя упоминается 25 раз. В Писании мусульман он также называется аль-Масих (Мессия), ибн-Марьям (сын Марии), абд Аллах (раб Аллаха), расул Аллах (посланник Аллаха), Салих (Праведник), Калима (Слово), Кауль аль-Хакк (изречения Истины) и т.д. Пророку Исе (мир ему) было ниспослано от Всевышнего Аллаха Писание – Инджиль (Евангелие, Благая Весть), в котором предсказал приход последнего Пророка и Посланника Бога Мухаммада (Ахмада, да благословит его Аллах и приветствует):

«И вот Иса, сын Марьям, сказал: «О, сыны Исраила (Израиля)! Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы сообщить благую весть о посланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад (Мухаммад)».

(сура «Ас-Сафф»;6)

Священный Коран передал подробную историю пророка Исы, посвятив ему и его семье две суры: «Аль Имран» («Семейство Имрана») и «Марьям» («Мария»). Верить во всех пророков и посланников Всевышнего, в том числе и в Ису (мир ему) – это обязанность каждого верующего мусульманина. Ведь вера во всех пророков Всевышнего является одним из столпов Веры, у того, кто отвергает хотя бы один из этих основ, вера становится неполноценной, и он впадает в неверие.

Единый Творец в Коране призывает нас не делать различий между пророками:

«Скажи: Мы уверовали в Аллаха и в ниспосланное Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову), и коленам (двенадцати сыновей Йакуба), и в дарованное Мусе (Моисею), Исе (Иисусу Христу) и пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними, и Ему Одному мы покоряемся».

(сура «Аль-Имран»;84)

Пророк Иса, мир ему, проповедовал три года. Он призывал своих соплеменников к Единому Богу, к Таухиду:

«Воистину, Аллах – мой Господь и ваш Господь.Поклоняйтесь же Ему, ибо таков прямой путь»

(сура «Аль-Имран»;50)

У Исы (мир ему) было 12 хавариинов, последователей — его учеников (апостолов). Они также ходили по Палестине и вместе с учителем проповедовали веру в Единого Творца. Народ бани Исраиля не приняли учение Христа: «Когда же он явился к ним с ясными знамениями, они сказали:

«Это – очевидное колдовство».

(сура «Ас-Сафф»;6)

Они не только отвергли посланничество Исы (мир ему), но и вознамерились убить его. Непосредственным поводом для этого, согласно преданиям, послужил такой случай. Как-то раз толпа неверующих, подступив к Исе (мир ему), стала оскорблять его, выкрикивая оскорбления и в адрес его матери Марьям (пусть будет доволен ею Аллах). Иса (мир ему) воззвал к Всевышнему: «О, Боже, о, Господь мой, Словом Своим меня сотворивший, прокляни тех, кто поносит меня и мою мать!» И, вняв мольбе Исы (мир ему), Всевышний превратил нечестивцев кого в обезьян, кого в свиней. Тогда-то народ бани Исраиль и решил погубить пророка.

Они оклеветали Ису (мир ему) перед римскими властями, как колдуна и смутьяна, добившись вынесения ему смертного приговора. Согласно исламскому толкованию, Иисус Христос не был распят, он был вознесен Господом, а вместо пророка распяли совсем другого человека, одного из учеников Исы, добровольно согласившегося отдать свою жизнь вместо него. В другой версии этой истории распяли одного из иудеев, который вошел в дом к Иисусу, чтобы схватить его, не нашел его там, а, выйдя из дома, был схвачен вместо Исы, так как Аллах сделал его похожим на Иисуса (мир ему). Бог открыл Исе (мир ему), происки врагов и возвестил ему, что он, погрузившись в глубокий сон, будет взят на небо живым:

«И сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако, они не убили его и не распяли, а это только показалось им.

Те, которые перепираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый».

(сура «Ан-Ниса»;157-158)

Коран отрицает смерть Исы, мир ему. Иса был вознесен на небо, а в День Суда предстанет перед Аллахом, как и другие пророки. Однако перед Концом этого мира пророк Иса( мир ему) вернется на землю во второй раз. Его второе пришествие является одним из больших признаков Конца этого мира. Мусульмане, как и христиане, признают этот факт. Но причина его возвращения отличается от того, что говорит христианская традиция. Согласно Исламу, Иисус Христос вернется на землю как человек, а не как Бог. Он докажет свою смертность, так как он женится, у него будут дети, он умрет, как человек. А в День Воскресения также как все оживет по Воле Всевышнего и предстанет перед Своим Господом. На то, что второе пришествие Исы, мир ему, является признаком Конца этого мира, указывает Священный Коран:

«Воистину, он (Иса) является признаком Часа…»

(сура «Аз-Зухруф»;61)

Незадолго до Конца этого мира пророк Иса (мир ему) низойдет с неба, восседая на белоснежной райской кобылице, с саблей в руке. Он ступит на белый минарет мечети Омейядов в Дамаске. И в этой мечети Иса, мир ему, совершит намаз согласно мусульманскому обычаю. Иса сразится с лжепророком Аль-Масих аль- Даджалем (лжепророк, антихрист), который появится на Земле перед Концом этого мира. Появление лжепророка Даджаля ознаменует собой испытания для людей. Он будет выдавать себя за Бога, совращать верующих с истинного пути. На его лбу крупными буквами будет написано «кяфир» (неверный), но только истинно верующие смогут увидеть это. Даджаль будет править до тех пор, пока пророк Иса, мир ему, не спустится с небес и не сразится с ним. Иисус победит Даджаля, сокрушит его, и воцарится мир и благоденствие на основе истины и веры. Пророк Иса(мир ему) будет править справедливо и мудро. На земле воцарится справедливость, мир, богатство. Изобилие товаров будет таким, что люди уже не будут приобретать их. Самым ценным предметом для них станет молитвенный коврик. Царствование Исы(мир ему) согласно хадисам, продолжится примерно сорок лет. За это время Иса женится, у него родятся двое детей. Когда Иса (мир ему) покинет этот мир, его предадут земле в Медине, рядом с могилой Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в месте, специально предназначенном для него. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Иса ближе всех ко мне – и на этом и на том свете». Второе пришествие Исы (Иисуса Христа, мир ему) доказано Священным Кораном и Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), поэтому мусульмане не сомневаются в этом, свято верят и чтят пророка, предсказавшего появление после себя последнего Пророка и Посланника — Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). В одном из хадисов, переданном Абу Хурайрой, передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Тем, в чьих руках моя жизнь. Скоро, очень скоро сын Марьям сойдет к вам как судья справедливый.Он настолько умножит богатство, что уже никто не будет желать его. И это будет так, что один земной поклон станет предпочтительней земного мира и всего, что есть в нем».

Альфира УСМАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *