Иисус навин кто он

Иисус навин кто он

27. Как Иисус Навин остановил солнце? Как солнце вернулось по ступеням Ахазовым?

«Место Писания в книге Иисуса Навина 10,12-14 всегда подвергалось нападкам со стороны критиков и считалось противоречащим науке. Это сообщение о так называемом долгом дне Иисуса Навина, вождя народа Израильского, выступившего после Моисея и совершившего ввод этого народа в землю Ханаанскую. Однако, стоит отметить, что немногие места Писания получили столь обоснованное научное подтверждение.

Прежде всего заметим, что молитва Иисуса Навина, переведенная словами: «Стой, солнце», судя по оригиналу, выражала такую мысль: «Бездействуй, солнце!» или «Солнце, останови свою деятельность!»

Ученые сходятся во мнении, что вращение земли вокруг своей оси является результатом влияния воздействия на нее со стороны солнца. Поэтому слова Иисуса Навина, представляют собой научную точность: именно, он выразил то, что и требовалось для удлинения дня — ослабление деятельности солнца в его воздействии на землю…

Американский профессор Тоттен изучил этот вопрос с астрономической точки зрения и опубликовал результаты своих обстоятельных и сложных вычислений, которые привели его к весьма замечательному открытию. Принимая во внимание дни равноденствий, эклипсы, и т.п. и ведя вычисление от наших дней до дня Иисуса Навина, он обнаружил, что этот день приходится на среду. С другой стороны, производя вычисление от даты сотворения мира (Быт. 1 гл.) до дня Иисуса Навина, он нашел, что день этот приходится во вторник. На основании обоих вычислений он утверждает, что никакие математические вычисления не дают возможности избежать того понятия, что целые сутки, в 24 часа длительностью, оказываются дополнительно включенными в историю мира.

Кроме того, Е. В. Маундер, член королевской обсерватории в Гринвиче, в одной из своих статей, посвященной этому вопросу, показывает, что ему удалось вычислить не только место, на котором находился в тот момент Иисус Навин, но также и самую дату и время дня, когда это значительное событие начало совершаться…

Слова Иисуса Навина (10,14), где сказано: «И не было такого дня ни прежде, ни после того», не менее поражают своей точностью, так как действительно для второго подобного дня в истории мира нет места. Профессор Тоттен утверждает, что «ни прежде, ни после не было такого момента, при котором наблюдалось бы относительное, взаимное положение солнца, луны и земли, какое имело место в день Иисуса Навина».

Но и это еще не все. У Иисуса Навина (10,13) читаем: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день».

Вычисления профессора Тоттена показывают, что добавление к долгому дню Иисуса Навина не выразилось в 24 часах, а лишь в 23 с третью; и это поразительно подтверждает выражение 13-го стиха «почти целый день». В то же время полные сутки, обнаруженные астрономами, как излишек в сумме дней мира, находят свое объяснение в другом факте, а именно, в том, что Господь «возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым, на 10 ступеней» (4Цар. 20,11). Здесь 10 ступеней или градусов соответствуют 40 минутам, которые в точности восполняют недостающие 2/3 часа.

После продолжительных астрономических исследований профессор Тоттен делает следующий вывод: «Абсолютно достоверен факт, что человечество никогда не уклонялось от точного недельного исчисления дней, и что суббота нашего времени дошла до нас от Адама, через потоп, миновала долгий день Иисуса Навина и Ахазовы ступени (солнечные часы) и прошла через гробницу Господню без единого пропуска. Ни единый день не утерян, и все представляет собой непрерывную цепь свидетельства, которую не смогут нарушить никакие ухищрения человека или дьявола» (Our Ract. Prof. Totten).

Между тем, как уже упомянуто выше, удивительно то, что это замечательное событие находит себе подтверждение не только со стороны астрономии, но также и в истории при совершенно независимых источниках.

В четырех странах, таких как Греция, Египет, Китай и Индия сохранились предания о «долгом дне».

Геродот, этот «отец истории», живший за 480 лет до Р. Хр., пишет о том, что жрецы Египта сообщили ему, будто было время, когда «солнце 4 раза всходило не в обычном месте. Дважды оно восходило там, где теперь заходит и дважды заходило там, где теперь восходит» (Bonn’s Classical Library. «Herodotus», Translated by Cary. 1865). В этом усматривают искаженную ссылку на день Иисуса Навина.

Китайское предание более замечательно. Оно находится в книге знаменитого китайского философа Хуайнам Дзу, вот его текст: «Князь Ян-Лу (1053-1058 г. до Р. Хр.), сражаясь против Ханской армии и боясь, что наступит вечер и помешает его победе, поднял копье и погрозил им заходящему солнцу, которое тот час вернулось назад на небе на протяжении трех знаков зодиака» (6 часов).

Индусское предание, по этому поводу, упоминается в труде Хамильтона «Ключ к хронологии индусов» (т.2, стр. 224).

Он описывает его следующим образом: «В связи с жизнеописанием индусского пророка Кришны говорится, «что в 1651 году (летопись, Кали соответствует 1451 г. до Р. Хр. т. е. тому самому году, когда Иисус Навин вошел в землю Ханаанскую) солнце замедлило свое движение и не заходило, заслушавшись благочестивым пением Akroon’a, восхваляющего добродетели Кришны, во время путешествия последнего в Биндребен. Когда же он прибыл туда в целости и сохранности солнце зашло с опозданием около двенадцати часов».

Нетрудно усмотреть во всех этих странных сказаниях искаженное сообщение о дне Иисуса Навина, так ясно описанное в Библии.

Неудивительно, что всякое предание любой страны представляет в событии какое-либо свое действующее лицо, с ним связанное. Это верно для всех преданий, в которых события объясняются задним числом. Но это никак не умаляет полного и беспристрастного сообщения Священного Писания, нашедшего такое точное научное подтверждение среди других преданий, дошедших до нас не без воли Божьей, несомненно имеющих свидетельство подтверждения того, что сказано в истинном Писании. Оно дано для тех, кто не поверит, пока не найдет хотя бы и неточных сообщений исторического порядка. На самом же деле, эти мало согласуемые между собой легенды помогают пробудить интерес к тому, о чем говорит Библия».

А вот взгляды некоторых богословов-экзегетов наших дней на это событие: «… Иисус Навин и его войско видели солнце как бы неподвижным или заходящим чрезвычайно медленно. Как это могло произойти? В результате преломления лучей, разумеется, не естественного, а вызванного чудесным вмешательством. Благодаря такому преломлению, без всякого нарушения порядка во вселенной, солнце было видно там, где его в действительности не было. Точно так же преломление лучей приводит к тому, что такое явление природы как «мираж» или «Фата Моргана» демонстрирует нам в перевернутом виде деревья и пейзажи, словно отражающиеся в озере, — там, где ничего подобного нет. Эти предметы действительно существуют в другом месте, а не там, где показывает их мираж. Так же и солнце из книги Иисуса Навина, действительно, существовало, но не там, где видели его Израильтяне.

К этому, в целом, сводится толкование экзегетами данного эпизода…»

Авторы вышеупомянутого труда соглашаются с толкованиями других экзегетов, объясняющих длинный день Иисуса Навина особенностью «литературного жанра этого отрывка», поэтическим отступлением «по книге Праведного».

А новейшие толкования ученых-экзегетов сводятся к тому, что «войску Иисуса Навина было нужно не солнце, а тень… (так как) воины (его) должны были изнемогать под палящими лучами солнца после изнурительного ночного перехода… Солнце, очевидно, померкло, давая таким образом отдых и новые силы израильтянам. И померкло оно, по всей видимости, скрывшись за… облаками, которые разразились потом градом (камней), осыпавшим бегущих врагов».

Иисус Навин

Иисус Навин
:
а) сын Навина из колена Ефрема; вместо прежнего имени – Осия Моисей дал ему имя Иисус (Чис 13:9,17). Во время странствования по пустыне Моисей поручил Иисусу Навину, который был еще юношей (Исх 33:11), командование войском во время сражения с амаликитянами. Иисус разбил врагов, причем Моисей во время битвы, поддерживаемый Аароном и Ором, молил Бога о победе с жезлом Божьим в руке (Исх 17:8-16). В стихе 14 рассказывается о том, что Иисус Навин должен будет сделать в будущем. В Исх 24:13 сказано, что Иисус Навин с юных лет был служителем Моисея (Чис 11:28). Он находился на некотором удалении от Моисея, когда тот, проведя на горе 40 дней и ночей, спускался к народу (Исх 32:17). Позднее Иисус Навин стал служителем при скинии (Исх 33:11). В Чис 11:28 он с чрезмерным рвением просил Моисея запретить Елдаду и Модаду пророчествовать в стане. Иисус Навин был в числе соглядатаев, посланных в Ханаан (Чис 13:9). Когда большинство из них, вернувшись, говорило о невозможности завоевать эту землю, Халев (стих 31), а затем и Иисус Навин опровергли это мнение, за что народ, которому они хотели придать мужества, чуть не побил их камнями (Чис 14:1,6-10). Поэтому из всех израильтян, которым в то время было более 20 лет, Господь допустил в землю обетованную только Халева и Иисус Навин (стих 30). Ко времени второго исчисления народа лишь из числа тех, кто входил в первое исчисление (Чис 26:65), живы были Моисей, Халев и Иисус Навин. Теперь Господь называет Иисуса Навина преемником Моисея, который удостоверяет это → возложением рук на Иисуса Навина (Чис 27:16-23; сравните Втор 3:28; Втор 31:7,8,23). Уже в Чис 34:17 говорится о том, что Господь поставил Иисуса Навина вместе с первосвященником Елеазаром во главе тех, кому было поручено делить землю Ханаанскую. После смерти Моисея израильтяне повиновались Иисусу Навину как его преемнику (Втор 34:9);
б) → Книга Иисуса Навина повествует о деяниях Иисуса Навина в то время, когда он был предводителем Израиля. После смерти Моисея Господь повелевает Иисусу Навину готовиться к переходу через Иордан и дает ему соответственные указания (Нав 1). Переход через реку стал возможен благодаря чуду. В тот момент, когда священники, несшие ковчег завета, ступили в воду, река (выше по течению) остановилась (Нав 3). По наставлению Господа Иисус Навин повелел взять из Иордана на память о свершившемся чуде двенадцать камней, из которых затем был сооружен памятник в Галгале. Другие двенадцать камней были поставлены посреди Иордана на том месте, где стояли священники, несшие ковчег завета (Нав 4);
в) при завоевании Ханаана Иисус Навин проявил себя талантливым полководцем, послушным Богу и исполняющим Его волю. Так, Иерихон пал благодаря совершенному Богом чуду (Нав 5:13 – Нав 6:26; Евр 11:30).

Но случались и неудачи. В наказание за то, что Ахан украл часть заклятой добычи, Израиль потерпел жестокое поражение от малочисленных жителей Гая. Захватить Гай израильтянам удалось лишь после того, как Господь указал виновного, и тот был побит камнями (Нав 7:1; Нав 8:1). Сам Иисус Навин несет ответственность за то, что заключил союз с гаваонитянами, не вопросив предварительно об этом Господа (Нав 9).

Победив в битве при Гаваоне (Нав 10), во время которой (вновь благодаря чуду) остановились солнце и луна (стихи 12-14), израильтяне завоевали южную часть Ханаана. Сев. часть страны досталась им после победы при водах Меромских и захвата Асора (Хацора) (Нав 11). Но это не означало, что Израиль стал хозяином всей страны – многие области все еще находились в руках хананеев. Поэтому при разделе Ханаана, проведенном Иисусом Навином, многие территории выделялись только в будущее владение (Нав 13:1-7). И в этой ситуации Иисус Навин проявил себя человеком, облеченным доверием народа и заслужившим всеобщее почитание. После завершения раздела земли израильтяне дали ему в наследственное владение, как он и просил, город Фамнаф-Сараи на горе Ефремовой (Нав 19:49,50);
г) в конце жизни Иисус Навин собрал колена Израиля в Сихеме. В своей речи он напомнил израильтянам о всех благодеяних Господа и призвал их верой и правдой служить Богу. В этот день он заключил с народом завет и дал ему «постановления и закон». Об этом он написал в книге Закона Божьего и во свидетельство заключенного завета положил большой камень под дуб, который рос возле святилища Господня. Иисус Навин умер в возрасте 110 лет и был погребен в Фамнаф-Сараи (Нав 24).

ПРИЛОЖЕНИЯ

дополнительных замечаний по отдельным вопросам из Библейской истории Ветхого Завета

IX. Солнцестояние при Иисусе Навине

В битве при Гаваоне совершилось одно из величайших чудес, о которых только повествуется в Библии. Именно, Иисус Навин остановил солнце и луну в их обычном течении и тем продолжил день, давший ему возможность докончить поражение врагов. Об этом чуде в книге Иисуса Навина рассказывается так: «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Бог Амморея в руки Израилю, и сказал пред израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день? И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь (так) слышал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (И. Нав. 10:12—14). Затем, в подтверждение этому, автор книги Иисуса, сына Сирахова, характеризуя И. Навина, говорит, между прочим: «не его ли рукою остановлено было солнце, и один день были как бы два?» (Сир. 46:5). Так как это чудо касается астрономической области, где с особенною определенностью признается действие правильных и неизменных законов, то неудивительно, что оно встречает много возражений. Прежде всего, указывают на неправильность самого выражения: стой, солнце, так как для удлинения дня требовалось бы остановить землю, которая своим движением вокруг своей оси и производит явление дня и ночи. Но на это нужно сказать, что И. Навин не имел ввиду в пылу битвы соблюдать точность астрономических выражений, а высказал свое повеление обычным разговорным термином, который вполне допускает такое выражение. Это солнцестояние имело своим результатом удлинение дня настолько, что день этот был совершенно необычайным, «был как бы два дня». Некоторые толкователи, чтобы избегнуть как указанного, так и других возражений против чуда, стараются объяснить эту продолжительность дня субъективным впечатлением И. Навина и израильтян, именно в том смысле, что поражение, нанесенное ими неприятелям, было такое полное, что для него, по-видимому, недостаточно было бы одного обыкновенного дня, и потому день тот как будто в действительности был вдвое продолжительнее. В подтверждение этого ссылаются на то, что самое повествование о чуде берется из «Книги праведного», т.е. сборника героических песен, в которых воспевались с обычною поэтическою вольностью различные события и подвиги израильских героев. Но на это нужно сказать, что цитата из «Книги праведного» приводится не как источник самого события, а лишь в подтверждение рассказа самого И. Навина, в том смысле, что это великое событие к тому времени, когда писал свою книгу И. Навин (в конце своей жизни), уже сделалось предметом народного поэтического творчества, воспевалось в «Книге праведного», таким образом было событием общеизвестным, не требовавшим особенного удостоверения в его действительности. Что касается самой продолжительности дня, то, ввиду недостаточной определенности выражений в повествовании о чуде, определить ее невозможно. День, видимо, уже клонился к западу, так как виден был на небе и серп луны. Поэтому можно только предполагать, что с момента чудесной остановки солнца ночь не наступала еще так долго, что израильтяне имели полную возможность докончить дело поражения неприятеля и самый день сделался как бы двойным против обыкновенного.

Но как могло совершиться такое чудо, не нарушая всего стройного течения мирового порядка? — На этот вопрос, задаваемый астрономами, Библия не отвечает ни одним словом, предоставляя решение его собственным силам разума. В таком случае возможны два предположения: 1) или Бог действительно остановил земной шар в его суточном движении вокруг своей оси, или 2) не останавливая земли, заставил солнце оставаться видимым И.

Навину в продолжение всего того времени, которое требовалось для победы. Против первого предположения возражают, что внезапная остановка земли причинила бы страшное потрясение всех предметов на ее поверхности, а также и значительный беспорядок среди небесных тел, так как земля вышла бы из своей орбиты и нарушила бы правильность движения луны. Но возражение это разрешить нетрудно. Тот, Кто мог остановить так землю в ее движении, настолько мудр и всемогущ, чтобы предотвратить и гибельные последствия такой остановки. Притом возражение, предполагающее возможность нарушения порядка в самом соотношении небесных тел, несостоятельно и само по себе, потому что годичное движение земли вокруг солнца и движение луны вокруг земли независимы от вращения земного шара вокруг своей оси; вследствие этого, даже во время остановки его вращения вокруг своей оси, передвижение его в пространстве вокруг солнца и движение луны не могли получить какого-либо сильного потрясения или видоизменения. Что касается второго предположения, именно допускающего кажущуюся остановку солнца без действительной остановки земли, то предпочитающие такое объяснение рассматриваемого чуда должны допустить чудесное уклонение солнечных лучей, направленных к освещению Палестины. А это уклонение могло произойти или по непосредственному действию всемогущества Бога, благоволившего дать лучам солнца то именно направление, какое нужно было для удлинения дня; или же посредством естественных способов отражения или преломления лучей, что также дало бы возможность видеть солнце в такие часы, когда оно при обыкновенном состоянии было бы совершенно закрыто от глаз. Против исторической достоверности чуда делается еще одно возражение, именно, что оно непременно по своей необычайности поразило бы и другие народы; между тем, мы совершенно не находим о нем свидетельств в летописях древних народов, которые могли бы быть свидетелями этого чудесного события. Хотя у китайцев и встречается свидетельство об одном дне, бывшем более продолжительным, чем обыкновенно, но вообще можно полагать, что чудесная продолжительность дня едва ли могла быть заметна еще где-либо, кроме Палестины.

Кроме своего чисто физического значения чудо это имело и весьма важное религиозно-нравственное значение. Оно показывало ханаанским народам, боготворившим солнце и луну под видом Ваала и Астарты, что Иегова, Бог израильский, есть единый истинный Бог и в Его всемогущем распоряжении находятся те светила, которые безумно боготворились язычниками. Последние, таким образом, кроме жестокого физического поражения от израильтян, понесли и не менее сильное поражение нравственное, которое должно было окончательно отнять у них всякое мужество в борьбе с пришельцами.


«Остановка Солнца и Луны», которая упоминается в Ветхом завете в истории Иисуса Навина, возможно, является древнейшим описанием солнечного затмения в письменных источниках. Историки считают, что речь идет о затмении, произошедшем 30 октября 1207 года до нашей эры. Исследование опубликовано в журнале Astronomy & Geophysics.
В современной астрономии известно три типа солнечных затмений: частичное, полное и кольцеобразное. Однако в древности люди не делали различий между этими событиями.

Например, в Китае во времена правления империи Хань, а также в более поздний период, слово chi («полный») относилось и к полному, и к кольцеобразному затмению. При этом китайцы выделяли частичное затмение словом chin.
Считается, что одно из самых первых задокументированных затмений могло также произойти в Китае. Оно было датировано 22 октября 2137 года до нашей эры по упоминаниям в китайских источниках. Например, в одном из источников рассказывается о двух наблюдателях Хо и Хи, которые напились так сильно, что пропустили все затмение и не смогли рассказать о нем императору. Однако источник считается не самым надежным, поэтому ученые ведут активные споры о его достоверности и точности датировки описываемых событий.
Авторы новой работы сопоставили текст Ветхого Завета с древнеегипетским текстом Стелы Мернептаха. Британских историков интересовала книга Иисуса Навина, описывающая историю еврейского народа от смерти Моисея до смерти автора текста. В одном из фрагментов книги описано вторжение израильтян в Ханаан — территорию на восточном побережье средиземного моря, которая сейчас делится между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией. Перед битвой Иисус Навин сказал: «Стой, Солнце, над Гаваоном, и Луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось Солнце, и Луна стояла, доколе народ мстил врагам своим».
Авторы работы указывают на то, что слово «dôm» во фразе «стой, Солнце» могло иметь и другое значение — «будь темным». В частности, именно слово с таким же корнем встречается в вавилонских астрономических табличках, описывающих затмения. Во фразе «луна стояла» используется слово «’amad», которое также имеет множество коннотаций — например, «оставаться». «Изучив оригинальный еврейский текст, мы убедились, что текст может иметь и другое значение. Луна и Солнце перестали делать то, что они обычно делают: светить. В таком случае речь может идти о том, что Луна прошла между Землей и Солнцем», — комментирует один из авторов работы.
Независимым доказательством того, что израильтяне действительно были в Ханаане между 1500 и 1050 годом до нашей эры, историки считают египетский текст Стелы Мернептаха. Он датируется временем правления фараона Мернептаха, сына Рамзеса II (приблизительно 1212—1202 год до н.э). Надпись на граните, хранящаяся в музее в Каире, гласит, что она была сделана на пятый год правления Мернептаха и упоминает кампанию в Ханаане.
Ранее исследователи пытались сопоставить два текста, чтобы определить дату затмения, но попытки были безуспешными. Однако ученые искали только полные затмения, в то время как авторы новой работы добавили кольцеобразные затмения. Согласно расчетам, единственной подходящей датой оказалось 30 октября 1207 года до нашей эры — именно тогда событие могло быть видно в Ханаане. Если предположение подтвердится, это поможет установить точные границы правления Мернептаха и Рамсеса II.
Следует заметить, что многие исследователи сходятся во мнении, что книга Иисуса Навина была написана несколькими авторами, причем заметно позже — около VI века до нашей эры. Так что создатели текста вряд ли были современниками праведника.

Иисус Навин 6:5-20

65 Созвав жрецов, Иисус Навин сказал им:

— Несите ковчег договора. Семь жрецов, каждый с рогом в руках, должны идти перед ковчегом ГОСПОДА.

6 Войску Иисус приказал:

— Ступайте, обойдите вокруг города. И пусть перед ковчегом ГОСПОДА идут воины, готовые к бою.

7 Когда Иисус отдал войску такой приказ, семь жрецов, трубя в рог, пошли вперед, пред ГОСПОДОМ; за ними следовал ковчег договора с ГОСПОДОМ. 8 Перед жрецами, трубившими в рог, шли воины, готовые к бою. За ковчегом следовали замыкающие шествие. Не умолкая трубили рога.

9 Иисус приказал войску:

— Не издавайте боевого клича. Пусть не слышно будет вашего голоса. Пусть ни слова не слетает с ваших уст. Настанет день, когда я прикажу вам издать боевой клич, — и вот тогда кричите!

10 Они обнесли ковчег ГОСПОДА вокруг города один раз и возвратились в лагерь на ночлег.

11 На другой день Иисус встал рано утром — и жрецы вновь понесли ковчег ГОСПОДА. 12 Семь жрецов шли перед ковчегом ГОСПОДА — каждый с рогом в руках — и трубили. Перед ними шли воины, готовые к бою. За ковчегом ГОСПОДА следовали замыкающие шествие. Не умолкая трубили рога. 13 Так, на второй день, они еще раз обошли вокруг города и вернулись в лагерь.

Они делали так в течение шести дней.

14 На седьмой день они встали с зарею и обошли вокруг города, в обычном порядке, но семь раз. (Лишь в этот день они семь раз обходили город.)

15 На седьмой раз, когда жрецы затрубили в рог, Иисус приказал войску:

— Издайте боевой клич! ГОСПОДЬ отдал вам этот город! 16 Вместе со всеми, кто в нем находится, этот город предан заклятью: он должен быть уничтожен — отдан ГОСПОДУ. (Лишь Раав, публичную женщину, оставьте в живых, вместе со всеми, кто будет у нее в доме, — за то что она спрятала наших разведчиков.) 17 Остерегайтесь, не берите того, что предано заклятью! Иначе заклятье падет на весь лагерь израильтян — вы на всех наведете беду!

18 А серебро, золото, медные и железные изделия посвящены ГОСПОДУ, и их надо положить в сокровищницу ГОСПОДА.

19 И все войско издало боевой клич. Трубили рога.

Громкий боевой клич издали израильтяне, когда услышали звук рога, — и стены города рухнули! Воины ворвались в город со всех сторон и овладели им. 20 Они предали мечу всех, кто был под заклятьем, — все живое, что было в городе, — мужчин, женщин, детей, стариков, быков, овец, коз, ослов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *