Иисус и самарянка

Иисус и самарянка

Иисус Христос с учениками Своими проходил однажды через город Сихарь. В этом городе жили самаряне. Помните ли вы, кто такие самаряне? Самарянами назывались потомки тех евреев, которые во время вавилонского плена оставались дома. Они смешались с язычниками. Евреи считали самарян раскольниками, ненавидели их, считали нечистыми, так что есть из одной тарелки или пить из одной чашки с самарянином иудей ни за что не стал бы. Самаряне тоже не любили евреев. Они не ходили в Иерусалим для принесения жертв.

Когда подошли к городу, Иисус Христос послал туда своих учеников купить еды на обед, а Сам сел возле городских ворот у колодца. Он устал с дороги.

В это время из города пришла к колодцу за водой одна самарянка. Иисус Христос и говорит ей: «Дай Мне напиться». Самарянка отвечает: «Как это Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки?»

«Если бы ты знала, Кто просит у тебя напиться, – говорит Иисус Христос самарянке, – ты бы сама попросила у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

Самарянка, думая, что Он говорит о холодной ключевой воде, которая была на дне глубокого колодца, говорит Иисусу Христу: «Господин! Тебе и зачерпнуть-то нечем, а колодец глубок. Откуда же Ты достанешь живой ключевой воды?»

В ответ Иисус сказал ей: «Всякий, пьющий воду из этого колодца, опять захочет пить. А кто будет пить воду, которую Я ему дам, тот вовек не будет хотеть пить».

Самарянка Ему говорит: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы не хотеть пить и не ходить сюда за водой».

Тут Спаситель растолковал самарянке, что Он говорит о Своем учении, что каждый, кто слушает Спасителя и делает то, чему Он учит, получит вечную жизнь в царстве небесном.

Спаситель тут же рассказал этой женщине, которую видел в первый раз, всю ее жизнь, все ее грехи, которые она скрывала от других.

Женщина удивилась и воскликнула: «Господин, вижу, что Ты Пророк! Скажи, где следует молиться? Отцы наши молились на этой горе (возле города была гора Гаризин), а вы, иудеи, говорите, что надо молиться в Иерусалиме».

Иисус Христос сказал ей, что молиться можно везде, только молиться надо усердно, от чистого сердца.

«Знаю, что когда придет Мессия, то есть Христос, Он все растолкует», – говорит самарянка.

«Это Я, Который говорю с тобой», – сказал Иисус Христос.

Женщина, услыхав это, бросила свой кувшин и побежала в город сказать жителям, что она видела такого человека, который рассказал ей все, что она делала. Уж не Христос ли Он?

Ученики Иисуса Христа, возвращаясь из города, видели, как Он разговаривал с самарянкой. Про себя они подумали: «Как это наш Учитель разговаривает с самарянкой, ведь иудеи считают это грехом». Однако ни один из них не сказал Ему: «Зачем Ты разговариваешь с ней?»

«Учитель! Ешь», – сказали ученики. Иисус Христос отказался. Ученики спрашивали друг у друга: «Кто же принес Ему есть?»

В это время самаряне, которым женщина уже успела рассказать об Иисусе Христе, огромной толпой пришли к колодцу. Христос стал разговаривать с ними, и так понравилось самарянам учение Иисуса Христа, что они упросили Его остаться у них на два дня. И целых два дня они не отходили от Иисуса Христа, слушали Его учение о добрых делах и о спасении. Самаряне полюбили Иисуса Христа и поверили в Него. Той женщине они говорили: «Не с твоих слов верим – сами услышали и узнали, что Он поистине Спаситель мира, Христос».

Вот как любит грешников Спаситель. Сам приходит к ним, не стыдится разговаривать с ними, учит их, как нужно молиться Богу и жить. Он радуется, когда они Его слушают, веруют и исправляются.

Иисус и самаритянка

Григоренко Наталия

Палило солнце нестерпимо жарко.
К колодцу Иисус направил шаг,
и сел в тени. В тот час самаритянка
пришла воды напиться из ковша.
«Дай мне попить!» — Он попросил. Ответом
был быстрый взгляд, и вырвалось у той:
«Ты — иудей, и говоришь при этом
с самаритянкой, бедной и простой?!» *
«Когда бы ты могла представить только,
Кто пред тобой сейчас, Его бы ты
просила пить, — Он отвечал негромко, —
и Он бы дал тебе Живой Воды.»
«Но как Ты дашь её? Колодец, верно,-
глубок, и нет в руках Твоих ведра.
Ты — не сильней Иакова, наверно»…
«О женщина! Иная — та вода.
Напившийся её, не будет жаждать
ВОВЕК. Он жажду утолит легко…»
«О если б мне испить её однажды!
Ты, господин, дай мне воды такой!»
Он помолчал, и заглянув ей в душу,
промолвил (солнца луч играл в листве):
«Ступай и приведи к колодцу мужа!»
«Я не имею мужа», — был ответ.
«Ты истину сказала, — Он промолвил,-
их пятеро сменилось у тебя!»
Она смутилась, но глядел с любовью
в глаза Он ей, — как друг, ни как судья.
«Я вижу, Ты — пророк! Тебе под силу
увидеть то, что в сердце есть чужом…
Наверное, когда прийдет Мессия,
Он рассказать нам сможет обо всём!
Как поклоняться Богу людям нужно:
в Ерусалиме или здесь, где мы?»
«Я — Тот Мессия, — Он ответил грустно,-
Которого так долго ждали вы».
Но в этот час ученики устало
(в пути — так жарко!) принесли еду.
И женщина, смутившись, убежала
в селение родное, на ходу
рассказывая: «Слышите, Мессию
я встретила! Он рассказал мне всё!»
И очень скоро люди окружили
Христа. И был, уверовав, спасён
в тот день народ деревни самарянской.
Исус пробыл у них еще два дня.
Он говорил, Он возвещал им Царство.
Была Фотина** тоже спасена.
Всё было так…

Когда? Тому две тыщи
мелькнувших лет в селении одном.
Колодец тот и ныне ты отыщешь
хоть мелок он… Мир одержим грехом.
Всё также дьявол уловляет души.
Отравлен мир коварством и враждой…
Но ждет Господь своих детей заблудших,
чтоб напоить их Вечною Водой!
2013
* Иудеи не общались с самаритянами.
** Имя самаритянки. Примет позже мученическую смерть
за Христа. Одна из христианских святых.

© Copyright: Григоренко Наталия, 2013
Свидетельство о публикации №113081402031

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Григоренко Наталия

Рецензии

Написать рецензию

Фотина …было у неё пять мужей,
а мужчин и того больше было
Христа Иисуса Водою напоила
Или от смущенья и стыда забыла
Что он у неё попросил ?!
Иван Худяшов 08.04.2014 11:32 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо за отклик, Иван. Меня тоже интересовал этот вопрос: напоила ли Фотина Иисуса Христа водой, но в Евангелии ничего не рассказывается об этом. А нам остается только догадываться.
Григоренко Наталия 08.04.2014 12:30 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Григоренко Наталия

Беседа Иисуса Христа с Самарянкою

Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил через страну самарянскую, мимо города, называемого Сихарь (по древнему название Сихем). Перед городом с южной стороны был колодец, вырытый, по преданию, патриархом Иаковом.

Иисус Христос, уставши от пути, сел отдохнуть у колодца. Время было полуденное, и ученики Его пошли в город, чтобы купить там пищи.

В это время приходит к колодцу из города женщина самарянка за водою.

Иисус Христос говорит ей: «дай Мне пить».

Эти слова Спасителя очень удивили самарянку. Она сказала: «как это Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ведь, иудеи с самарянами не сообщаются».

Господь сказал ей: «если бы ты знала дар Божий (т. е. великую милость Божию, которую послал тебе Бог в этой встрече), и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал тебе воду живую».

Колодец Иакова в наши дни

Спаситель назвал живою водою Свое Божественное учение. Потому что, как вода спасает жаждущего человека от смерти, так и Его Божественное учение спасает человека от вечной смерти и ведет к вечной блаженной жизни. А самарянка подумала, что Он говорит про обыкновенную ключевую воду, которая у них называлась «живою» водою.

Женщина с удивлением спросила Его: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал (выкопал) нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?»

Иисус Христос сказал ей в ответ: «всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять (т. е. опять захочет пить); а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать во век. Потому что вода, которую Я дам, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

Но самарянка не поняла этих слов Спасителя, и сказала: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».

Иисус Христос, желая, чтобы самарянка поняла о чем говорит Он с ней, сначала велел ей позвать к Нему ее мужа, — Он сказал: «пойди, позови мужа твоего и прийди сюда».

Женщина же сказала: «у меня нет мужа».

Тогда Иисус Христос сказал ей: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Потому что у тебя было пять мужей; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».

Самарянка, пораженная всеведением Спасителя, обнаружившего всю ее греховную жизнь, поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком. Она сразу же обратилась к Нему за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями: чья вера правильнее и чья служба угоднее Богу. «Господи! вижу, что Ты пророк», сказала она, «отцы наши покланялись на этой горе (при этом она указала на гору Гаризин, где виднелись развалины разрушенного самарянского храма); а вы говорите, что место, где должно поклоняться (Богу), находится в Иерусалиме».

Иисус Христос ответил ей: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете покланяться Отцу (Небесному). Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся: ибо спасение от иудеев (т. е. что до сих пор только у иудеев была истинная вера, у них одних богослужение совершалось правильное, угодное Богу).

Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух (невидимый, бестелесный), и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине». Т. е. истинная и угодная Богу служба есть такая, когда люди покланяются Отцу Небесному не одним только телом и не одними только наружными знаками и словами, а всем своим существом, — всею душою, — истинно веруют в Бога, любят и почитают Его и, своими добрыми делами и милосердием к ближним, исполняют волю Божию.

Услышав новое учение, Самарянка сказала Иисусу Христу: «знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все», т. е. научить нас всему.

Тогда Иисус Христос сказал ей: «Мессия — это Я, Который говорю с тобою».

В это время вернулись ученики Спасителя и удивились, что Он разговаривал с женщиною-самарянкою. Однако же ни один из них не спросил Спасителя о чем Он говорил с нею.

Самарянка же оставила водонос свой и спешно пошла в город. Там она стала говорить людям: «пойдите, посмотрите Человека, который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?»

И вот, люди вышли из города и пошли к колодцу, где был Христос.

Между тем ученики просили Спасителя, говоря: «Равви! ешь».

Но Спаситель сказал им: «у меня есть пища, которой вы не знаете».

Ученики стали говорить между собою: «разве кто принес Ему есть?»

Тогда Спаситель, объясняя им, сказал: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня (Отца) и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите (поднимите) очи ваши и посмотрите на нивы (и Господь указал им на самарян — жителей города, которые в это время шли к Нему), как они побелели и поспей к жатве, (т. е. как эти люди желают видеть Спасителя Христа, с какою охотою готовы слушать Его и принять Его). Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Ибо в этом случае справедливо изречете: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их».

Пришедшие же из города самаряне, из которых многие уверовали в Него по слову женщины, просили Спасителя побыть у них. Он пошел к ним и пробыл там два дня и учил их.

За это время еще большее число самарян уверовало в Него. Они потом говорили той женщине: «уже не по твоим словам веруем; потому что сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».

Из предания известно, что самарянка, беседовавшая со Христом у колодца Иакова, всю последующую жизнь свою посвятила проповеди Евангелия Христова. За проповедь веры Христовой она пострадала в 66 году (она была брошена мучителями в колодец). Св. Церковь празднует память ее 20 марта (2 апреля н. ст.). Имя ее: св. мученица Фотина (Светлана) самаряныня (самарянка).

Притча о самарянке

Татьяна Лазаренко

Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Ин. 4, 4-42
Странствий путь уставшего Мессии
Некогда пролег чрез Самарию,
И, в дороге дальней
обезсилев,
В городе языческом Сихарь
Сел Он у Иаковля колодца,
И, устав с сонливостью бороться,
В полудреме,
утомленный солнцем,
Загляделся в призрачную даль.
Промысл Божий
все управил к лучшему:
Находились в городе в отлучке
С Ним ходившие повсюду неразлучно
Верные Ему ученики.
Женщина из Самарии родом
Из колодца зачерпнула воду,
Он же дщерь презренного народа
Кротко попросил воды подать.
Изумилась самарянка:
иудеи
Свысока на самарян глядели,
Потому что те в грехах коснели,
Продолжая в тьме язычества блуждать.
Идолопоклонников чуждаясь,
Иудеи с ними не общались,
Истинному Богу поклоняясь
И стремясь Заветы уважать.
Приоткрыв завесу бытия иного,
Он ответил просто,
но сурово:
«Ныне плотью облеченным Словом
Пред тобою предстою Я Сам.
Дам тебе духовное прозренье,
Дам порочных помыслов прощенье.
Отчего душа твоя не внемлет
Правды Божией великим словесам?
Оглянись:
стоишь на раздорожье,
Но никак не расстаешься с ложью,
Промыслу не подчиняясь Божью.
Зри,
Кто говорит сейчас с тобой.
Час настал.
Исполняясь состраданьем,
Вседержитель простирает длани
Над главой твоей,
для покаянья
Подает испить воды живой».
Вещих слов таинственная сила
Самарянку очень удивила.
Помолчав,
она смущенно вопросила:
«Может,
был бы ты и вправду рад
Дать испить воды со дна колодца,
Только чем черпать ее придется,
Если под рукою нет ведра?
Даже если Ты богат и знатен родом,
Где сумеешь взять живую воду?
Знай,
что Сам Иаков дал колодец, —
Разве Ты поболее его?»
Отвечал тотчас Христос в ответ ей:
«Человек,
испивший воду эту,
Изнуренный зноем жарким летом,
Непременно будет жаждать вновь.
Только все-же есть вода живая,
И все те,
кто пить ее желает,
Для Спасителя не умирают,
Божий обретя святой Покров.
В той воде –
источник жизни вечной,
Радости о Господе предвечном,
Ибо дни земные быстротечны,
И от смерти лютой не уйти.
Позови ко Мне скорее мужа,
Ибо показать ему Мне нужно,
Как найти к спасению пути».
«Но сейчас я не имею мужа»-
«У тебя их было пять, —
к тому же
Тот, с кем ты живешь,
не муж тебе».
«Ты пророк, —
самарянка замялась, —
«Только объясни такую малость:
Наши предки богам поклонялись.
Приходя сюда,
к святой горе.
С древности живем в общенье с ними.
Ты же мне твердишь,
что самый чтимый
Бог богов есть в Иерусалиме».
Иисус в ответ ей кротко рек:
«Боги ваши силы не имеют.
Все уже давно уразумели,
Силу истинного Бога иудеев,
Распростершего Покров над миром Свой.
В скором времени пора настанет,
Когда люди поклоняться Богу станут,
Дух язычества поправ дурманный,
В Духе Божием
и Истине живой».

Надежда Пшенко

Преподаватель Института иностранных языков

Впервые о Себе как о Мессии Господь открыто сказал женщине, которую должны были презирать не только иудеи, но и её единоплеменники самаряне. Именно её Он первой приобщил тайне поклонения Богу в Духе и Истине. Картина Рембрандта «Христос и самарянка», хранящаяся в Эрмитаже, предоставляет нам замечательную возможность поразмышлять над этим удивительным эпизодом, который рассказывается в Евангелии от Иоанна (Ин. 4, 4-42).

Живописные изображения этого события, описанного евангелистом Иоанном, в истории мирового искусства немногочисленны и тем более интересны. Рембрандт — один из тех немногих художников, которые обращались к этому сюжету неоднократно: помимо нескольких рисунков, им были написаны два офорта и, по крайней мере, две картины (авторство третьей, которая находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке, исследователи склонны приписывать неизвестному мастеру его школы). Интересно сопоставить даты создания этих произведений с датами жизни самого художника..

ОФОРТ 1634 ГОДА

Первый офорт датируется 1634 годом, одним из самых счастливых в жизни Рембрандта: он молод, богат, его свадьба в июне месяце с Саскией даёт ему новый социальный статус. И если хорошенько всмотреться в лицо самарянки на офорте, то можно найти определённое портретное сходство с его юной супругой.

Полдень, ибо был «шестой час», солнце в зените и нещадно палит. Христос, уставший от долгой дороги, присел у колодца. Можно вслед за блаженным Августином задаться вопросом: как Тот, Кто является воплощением самой силы, мог устать? Как Тот, Кто является Источником жизни, мог испытывать жажду?

Положение сидя выражает «смиренную скромность», но «немощное Божие», которое «сильнее человеков» (1 Кор. 1, 25). Иисус ведет с самарянкой оживлённую беседу, их взоры обращены друг на друга. Приближаются ученики, они стараются не смотреть в сторону сомнительной женщины, возможно, они даже не видят своего Учителя, а, может быть, и просто отворачиваются, чтобы не осудить Его за эту беседу с самарянкой, ибо это было не принято.

Через много лет, возвращаясь к этому же сюжету, Рембрандт повторит жесты правой руки Христа, обращающегося к своей собеседнице, и правой руки самарянки, держащейся за цепь колодца, но, между тем, он напишет и несколько других композиций.

Христос и самарянка.
Офорт 1634 года.
ГМИИ имени А.С. Пушкина. Москва

ЖИВОПИСНОЕ ПОЛОТНО 1655 ГОДА

Примерно через двадцать лет после написания офорта, возможно в 1655 году, художник вновь обратится к этому евангельскому повествованию. Речь идет о живописном полотне, хранящемся в Берлине (Согласно французскому искусствоведу Луи Рео, до 1931 года оно хранилось в Эрмитаже и было продано большевиками).

В жизни мастера наступили трудные дни: над его очагом нависла угроза нищеты и полного банкротства. Чтобы хоть как-то облегчить финансовое положение семьи, Рембрандт предпримет в декабре отчаянную попытку самостоятельно распродать часть домашней мебели и некоторые из своих картин. Несмотря на все усилия, ему так и не удастся погасить все долговые обязательства.

С этой точки зрения примечательна композиция картины, которую в целом знатоки живописи оценивают не очень высоко: взгляд зрителя направлен словно со дна колодца, из глубокого мрака, то есть оттуда, где никого не могло быть.

У края колодца на этом полотне рядом с Христом и самарянкой, к великому удивлению, мы видим маленького ребёнка, присутствующего при этом разговоре. Как тут не вспомнить об одном из немногих счастливых событий в жизни Рембрандта, произошедших за год до написания этой картины, — рождении дочери Корнелии. Вероятно, в момент написания картины она делала свои первые шаги и лепетала первые слова.

На эрмитажном полотне мы также видим ребёнка, стоящего рядом с самарянкой. О нём ни слова не сказано в Евангелии, но ничто не исключает вероятности его присутствия при разговоре.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОНЦА 1650-Х ГОДОВ

В 1658 и в 1659 годах Рембрандт напишет ещё два произведения, повествующие о разговоре у колодца: один офорт и год спустя картину. Тяжёлый период в жизни мастера продолжается. Вообще последние шестнадцать лет его жизни стали самым трагическим периодом. После смерти его жены Саскии остаётся сын Титус. Появление в его жизни женщины-подруги Хендрике позволяет сохранять некое подобие семейной жизни. Рембрандту этого было достаточно для того, чтобы по-прежнему считать себя хозяином празднеств, чтобы проводить жизнь в роскоши и внешнем блеске. Напрасно в его дверь стучались судейские приставы…

Рембрандт ван Рейн сопротивлялся до конца, защищая своё искусство от злословия критиков, мелочной злобы врагов. Несмотря ни на что, художнику удавалось держаться той лучезарной жизни, которая была его подлинным призванием. Всё имущество художника в эти годы распродаётся с молотка за 5000 флоринов, но и этого оказывается недостаточно, приходится продавать дом, оцененный всего в 13000 флоринов и перебираться в квартал для бедных. Отныне его ближайшее окружение будут составлять простолюдины, вышедшие, как и он, из крестьянской среды, или собратья по живописному ремеслу.

«Под предлогом большей свободы, — пишет историограф Зандрарт, — Рембрандт общался только с людьми низкого происхождения, и они оказывали колоссальное влияние на его искусство. Напрасно его друг, Ян Сикс, старался удержать его; сварливый и упрямый по характеру, Рембрандт не поддавался уговорам».

Христос и самарянка.
Офорт 1658 года.
ГМИИ имени А.С. Пушкина. Москва

Такое настойчивое обращение к сюжету с колодцем, возможно, связано и с тем, что в период раннего христианства это изображение было типичным для надгробных памятников. Колодец становился символом надежды — бездонный гроб, на дне которого вечно струились живительная влага. Положение мастера становится поистине критическим: у него почти не остаётся учеников и он уже не пользуется популярностью в свете.

Композиционное решение офорта напоминает изображение 1634 года, но художник идёт ещё дальше: Христос, по-прежнему находясь слева, теперь показан стоящим, лицо Его измождено, самарянка стоит всё так же справа, но её руки сложены, а у её ног мы видим кувшин для воды, в глубине виднеется фигура всадника на коне. Следует отметить также, что всё это событие теперь очерчено сверху словно сводом, как будто бы всё это наблюдается через какое-то закругленное окно или проход.

Вершиной в разработке сюжета встречи Христа с самарянкой у колодца, несомненно, является картина, которая хранится в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже. Об этом шедевре и пойдёт речь ниже.

ПОЛОТНО В ЭРМИТАЖЕ

История появления этого полотна в эрмитажной коллекции довольно занимательна. Примерно в 1780 году в Гааге его покупает князь Григорий Потемкин, а после его смерти в 1792 году картина приобретается для Эрмитажа и оказывается в личных апартаментах Императрицы в Екатерининском дворце Царского Села, где её обнаруживает уже в 1898 году старший хранитель Картинной галереи Императорского Эрмитажа того времени Андрей Сомов. Картину реставрируют и, наконец, выставляют в залах музея.

Перед нами одно из самых важных событий, о котором рассказывается в Евангелии. Сын Божий впервые открывает людям свою сущность, он напрямую говорит о Себе как о Мессии, Который проповедует крещение не водой, а Духом. Ему непременно надлежало пройти через Самарию, через город Сихарь и остановиться именно у колодца Иакова, из которого местные жители с незапамятных времен брали воду, ибо именно здесь, в этом городе, жила женщина, которая так нуждалась в Нём.

Благодаря сводчатой сени колодца, изображение встречи напоминает собой двустворчатый алтарный образ; на его левой стороне мы видим Христа, а на правой — самарянку с ребёнком. Диптих заметно смещён влево, поэтому главный персонаж — самарянка с ведром у источника — оказывается в самом центре композиции. Справа видны башни городских ворот и фигуры учеников, которые возвращаются из города.

Рембрандт избегает яркой мимической выразительности; лица неподвижны, в то время как позы и жесты красноречиво свидетельствуют о происходящем. Иисус первым обращается к самарянке; жест Его правой руки явно говорит о том, что инициатива исходит от Него. «Дай мне пить», — просит Он её. Своим поведением Христос нарушает все правила еврейского благочестия: еврейские учителя в принципе предостерегали от разговора с женщинами, тем более с самарянками, которые считались нечистыми от рождения. Было немыслимо попросить у самарянки напиться, ибо считалось, что вода самарян омерзительнее, чем кровь свиней.

Эта встреча могла выглядеть двусмысленно ещё и потому, что в памяти народа ещё живы были предания о том, как и Исаак, и Иаков встретили своих жён у колодца. Христос опирается на край сени колодца, в глубине виднеется скала или густые заросли деревьев. Свет, словно на восходе солнца, струится из-за Его спины. Это особенно подчеркивается тёмным плащом, который перекинут через левое плечо Иисуса.

Главным средством художественной выразительности Рембрандту служит техника светотени, которую он, в частности, заимствует у Караваджо. Но под кистью голландского мастера она обретает новый смысл. Полумрак, окутывающий лица, изображённые на холсте, содействует подлинному претворению в живописный образ. Свет падает лишь на часть лица. Благодаря этому образ начинает золотиться, играть множеством оттенков. Это придаёт полотну таинственно-прекрасный ореол. Полумрак связывает изображенную фигуру человека и пейзаж в глубине картины. Оба воспринимаются как части единого целого. Рембрандт здесь избегает резкого противопоставления света и тени, которым он охотно пользовался до этого. У зрелого мастера мы находим скорее некое взаимопроникновение двух начал.

Христос и самарянка.
Холст, масло. 1659.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

В Евангелии сказано, что в тот момент, когда Иисус пришёл к колодцу, был полдень, но ничего не сообщается о том, как долго длился этот разговор с самарянкой. Художник, насколько можно судить по изображению сумеречного неба, представлял себе, что эта беседа могла продолжаться до самого захода солнца.

Рембрандт стремится к правдоподобию, о котором он однажды напишет в одном из своих писем: «Я во всём и всегда искал только естественности. Нет, я лучше, чем кто-либо из вас, знаю: для естественности не существует никаких пределов, как нет пределов для Бога и Его вечности. Ваши холодные расплывчатые краски, заимствованные у тихого весеннего вечера, так же естественны, как и скрытый огонь, пылающий за моими ночами, а я его черпаю из недр моей души. Наш внутренний мир связан с окружающим нас миром, и все это единая природа. Её проявления — зримые, незримые, осязаемые, воображаемые — сама действительность. Она привлекает и притягивает меня, и я должен её изобразить вот этими руками, этой рукой».

Самарянка изображена на фоне деревьев и неба, облака простираются до самых очертаний города, который она покинула, чтобы подняться в гору. Она одета богато и празднично, на ней красное платье, белая сорочка и живописная шляпа, в ушах серьги, а на шее у неё подвеска. Никто из подруг не пошел с ней к колодцу.

Скорее всего, жителя города Сихарь презирают эту женщину, ведь у неё было пять мужей, а тот, с которым она живет теперь, ей не муж. Самаряне не менее иудеев отличались благочестием и строгостью нравов. Она вполне могла оказаться в полной изоляции, отвергнутой из жизни общества. Быть может, она намеренно отправилась за водой в самый полдень, чтобы скрыться от осуждающих взглядов, просто никому не попадаться на глаза. Кто решится идти в полуденный зной, под палящим солнцем за водой? Только мучимый жаждой и нуждой человек!

Некоторые богословы считают, что число мужей самарянки имеет символическое значение: пять мужей означают пять богов, которым поклонялись самаряне. Таким образом, живя с шестым мужем, эта женщина встречает седьмого. Как известно, число семь символизирует собой полноту. По мнению других богословов, Оригена например, число пять ассоциируется с пятью телесными чувствами. Те, кто хочет отличиться от других, жить разумом, часто впадают в ошибочные учения и понимают это, лишь встретив Христа.

ОБРАЗ КРЕЩЕНИЯ

Уже в середине II века этот рассказ о самарянке связывался с таинством Крещения. Уже в первые века существования Церкви чтение евангельского эпизода о встрече Христа с самарянкой во время Великого поста было неотъемлемой частью подготовки катехуменов к принятию Таинства Крещения. Слова пророка Иеремии о том, что сделал народ Господу — забыл источник воды живой и высек себе водоёмы разбитые (Иер. 2, 13), — толковались как противопоставление еврейских омовений («водоемы разбитые»), способных очистить лишь тело, «воде живой», то есть крещальной купели, которая одна только способна очистить человеческую душу от гнева, похоти, зависти и злобы.

Христос приходит именно к тому колодцу, где некогда патриархи заключали браки, ставшие знамением Завета с Богом, таинственного союза человеческой души с Господом. Таким образом, мы видим, как два таинства перекликаются между собой: там, где некогда патриархи впервые встретили своих будущих супруг, теперь сама Церковь соединяется со Христом в крещальной купели. В пустыне, то есть в земле, не знающей Бога, Христос высекает из камня источник воды живой, которому человек приобщается в Таинстве Крещения.

В Библии вода выступает синонимом жизни, без её животворящей силы земля остаётся пустыней. Проточная или питьевая вода воспринимается на Востоке как дар небес, как благодать: вода мудрости, вода познания Божия. Без этой воды человек погибает. У источника Спаситель очистил самарянку от бесчестия, потому что Он Сам является Источником для тех, кто жаждет и стремится к потокам воды живой, чтобы омыть грехи плоти, чтобы погасить языки пожирающего душу пламени страстей.

На самарянке мы видим красно-белые одежды, которые при таком прочтении обретают глубину символа. Её грехи прощены, она рождена для новой жизни! Иначе бы зачем она побежала обратно в город, к тем, кто презирает её? Во всеуслышание она возвестит, что этот человек — Христос, потому что сказал ей всё, что она сделала.

Рядом, по правую руку от неё, ближе к Спасителю, изображен ребёнок с яблоком в руке. Кто он? Быть может, это её дитя — немой свидетель разговора. А быть может, он символизирует собой рождение нового человека, нового Адама. Ведь в Таинстве Крещения каждый из нас становится Новым Адамом. Его внимательный взгляд обращён ко Господу.

В Евангелии не говорится о том, почерпнула ли женщина воды из колодца, но она утолила свою жажду. Ей открылось, что Бог — это Дух и неиссякаемый источник Жизни. Она сама становится «садовым источником, колодцем живых вод и потоков с Ливана» (Песн. 4, 15). У источника Христос взял только одну душу, но через неё был спасен целый город, который услышал свидетельство о том, что сотворил с ней Иисус. Он — Мессия, которого ждали иудеи. Он уже пришел, об этом она будет свидетельствовать перед жителями города. Самарянка является не только символом обратившихся в христианство язычников, но и всей Церкви: она сохраняет заповеди Божии и верит во Христа.

В правой части картины мы видим фигуры учеников, которые возвращаются из города. Они несут с собой пищу, чтобы разделить с Учителем вечернюю трапезу. Они переглядываются, их лица выражают недоумение: Спаситель не выглядит уже ни измученным, ни голодным. Как будто они спрашивают друг друга: «Кто мог накормить Его в столь негостеприимном месте?» Они ещё не знают о том, что произошло. Яркое красное пятно, будто солнечный зайчик, отражается на них от колодца.

Этот луч света перемещается вместе с ними, словно печать дара Духа Святого.

В глубине картины, неподалеку от городских стен, Рембрандт изобразил всадника на белом коне. Он напоминает собой белого коня из книги Откровения Иоанна Богослова. Когда была снята первая печать, появился «конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец, и вышел он как победоносный и чтобы победить» (Откр. 6, 2). Это символ выражает собой чистоту, силу и победу Благовестия Христова над язычеством. Белый цвет нередко в Священном Писании выступает символом чистоты. «Если будут грехи ваши как багряное, — как снег убелю» (Ис. 1, 18). Так говорит Исаия о чистоте жизни прощёного человека. Это ещё одно свидетельство о том, что только что свершилось у колодца.

Через несколько мгновений самарянка, взволнованная всем тем, что с ней произошло, поспешит в город, чтобы рассказать соплеменникам о наступлении того времени, когда и не на горе Гаризим, и не в Иерусалиме они будут поклоняться Отцу, ибо они не знают, чему кланяются. Она же знает теперь, чему кланяется, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Она передаст им слова Спасителя о том, что Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (см.

Первая Пасха

Беседа с Самарянкой
(Матф. 4:12; Марк. 1:14; Луки 4:14; Иоан. 4:1-42)

Все четыре Евангелия говорят об отбытии Господа в Галилею. Св. Матфей и св. Марк отмечают, что это произошло после того, как Иоанн был заточен в темницу, а св. Иоанн добавляет, что причиной этого был слух, что Иисус более чем Иоанн Креститель приобретает учеников и крестит их, хотя Евангелист поясняет, что крестил не Он Сам, а Его ученики. После заточения Иоанна в темницу вся вражда фарисеев устремилась на Иисуса, Который стал казаться им опаснее самого Крестителя, и, так как не пришел еще час Его страданий, Иисус оставляет Иудею и идет в Галилею, чтобы уклониться от преследований Своих завистливых врагов. О беседе Господа с самарянкой, состоявшейся по пути в Галилею, повествует только один Евангелист — св. Иоанн.

Путь Господа лежал через Самарию — область, находившуюся к северу от Иудеи и принадлежавшую прежде трем коленам израильским: Данову, Ефремову и Манассиину. В этой области находился город Самария, бывшая столица Израильского государства. Ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел их в плен, а на их месте поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, поклонялись Иегове, но не забывали и своих богов. Когда евреи вернулись из вавилонского плена и начали восстанавливать Иерусалимский храм, самаряне тоже захотели принять в этом участие, но евреи не допустили их, а потому они выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне, однако, отвергли писания пророков и все предания, и за это иудеи относились к ним хуже, чем к язычникам, всячески избегали какого-либо общения с ними, гнушаясь и презирая их.

Проходя через Самарию, Господь с учениками Своими остановился отдохнуть около колодца, который, по преданию, был выкопан Иаковом, у города Сихема, который у св. Иоанна назван Сихарь. Быть может, Евангелист употребил это название в насмешку, переделав его из слова»шикарь» -«поил вином», или»шекер» -«ложь». Св. Иоанн указывает, что «было около шестого часа» (по-нашему — полдень), время наибольшего зноя, что, вероятнее всего, и вызвало необходимость отдыха. «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Ученики Иисуса отлучились в город за покупкой пищи, и Он обратился к самарянке с просьбой: «Дай Мне пить». Узнав, возможно, по одежде или по манере речи, что обращающийся к ней — иудей, самарянка выразила свое удивление в том, что Он, будучи иудеем просит пить у нее, самарянки, имея в виду ту ненависть и презрение, которые иудеи питали к самарянам. Но Иисус, пришедший в мир спасти всех, а не только иудеев, объясняет женщине, что она бы не стала задавать подобного вопроса, зная, Кто говорит с ней и какое счастье («Дар Божий») Бог послал ей в этой встрече. Если бы она знала, Кто просит у нее пить, то сама бы попросила Его утолить ее духовную жажду, открыть ей ту истину, познать которую стремятся все люди; и Он дал бы ей «воду живую», под чем следует понимать благодать Святого Духа (см. Иоан.

7:38-39)

Самарянка не поняла Господа: под живой водой она разумела ключевую, которая находится на дне колодца, а потому и спросила Иисуса, откуда Он может иметь живую воду, если Ему и почерпнуть нечем, а колодец глубок. «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Иоан. 4:12). С гордостью и любовью вспоминает она патриарха Иакова, который в пользование своим потомкам оставил этот колодец. Тогда Господь поднимает ее разум до высшего понимания Его слов: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоан. 4:13-14). В жизни духовной благодатная вода имеет иное воздействие, нежели физическая вода в жизни телесной. Тот, кто напоен благодатью Святого Духа, уже никогда не почувствует духовной жажды, так как все его духовные потребности уже полностью удовлетворены; между тем как пьющий физическую воду, а равно и удовлетворяющий какие-либо свои земные потребности, утоляет свою жажду лишь на время, и вскоре «возжаждет опять».

Мало того, благодатная вода будет пребывать в человеке, образовав в нем самом источник, бьющий (буквально с греческого — скачущий) в жизнь вечную, то есть делающий человека причастником вечной жизни. Все еще не понимая Господа, и думая, что Он говорит о воде обыкновенной, только какой-то особенной, навсегда утоляющей жажду, она просит Господа дать ей этой воды, чтобы избавиться от необходимости приходить за водой к колодцу. Чтобы она поняла, наконец, что говорит не с обыкновенным человеком, Господь сначала приказывает ей позвать своего мужа, а затем прямо обличает ее в том, что она, имея уже пять мужей, живет теперь в прелюбодейной связи.

Увидев, что перед нею пророк, который ведает сокровенное, самарянка обращается к Нему за разрешением проблемы, наиболее мучавшей самарян в их взаимоотношениях с иудеями: кто прав в споре о месте поклонения Богу? Самаряне ли, которые, следуя своим отцам, построившим храм на горе Гаризим, приносили поклонения Богу на этой горе или иудеи, которые утверждали, что поклоняться Богу можно только в Иерусалиме? Самаряне избрали для поклонения гору Гаризим, основываясь на повелении Моисея произнести благословение на этой горе (Втор 11:29). И хотя их храм, воздвигнутый там, был разрушен Иоанном Гирканом еще в 130-м году до Рождества Христова, они продолжали совершать жертвоприношения на месте разрушенного храма. Господь отвечает на вопрос женщины, объясняя что ошибочно было бы думать, будто поклоняться Богу можно только в одном каком-то определенном месте и спорный вопрос между самарянами и иудеями скоро сам собой потеряет свое значение, потому что оба типа богослужения — как иудейское, так и самарянское — прекратятся в недалеком будущем. Это предсказание исполнилось, когда самаряне, истребляемые войнами, разубедились в значении своей горы, а Иерусалим был разрушен римлянами и храм сожжен в 70-м году по Рождестве Христовом.

Тем не менее Господь отдает предпочтение иудейскому богопоклонению, имея, конечно, в виду тот факт, что самаряне приняли лишь Пятикнижие Моисея и отвергли пророческие писания, в которых было подробно изложено учение о Лице и Царстве Мессии. Да и само «Спасение от Иудеев», поскольку Искупитель человечества происходит из иудейского народа. Далее Господь, развивая уже высказанную Им мысль, указывает на то, что «настанет время, и настало уже» (ведь Мессия уже явился) время нового, высшего богопоклонения, которое не будет ограничено одним каким-либо местом, а будет повсеместное, поскольку будет в духе и истине. Только такое поклонение истинно, так как оно соответствует природе Самого Бога, Который есть Дух. Поклоняться Богу духом и истиной значит стремиться угождать Богу не одним лишь внешним образом, а путем истинного и чистосердечного устремления к Богу как к Духу, всеми силами своего духовного существа; то есть не путем жертвоприношений, как это делали и иудеи, и самаряне, полагавшие, будто Богопочитание сводится лишь к этому, а познавать и любить Бога, непритворно и нелицемерно желая угодить Ему исполнением Его заповедей. Поклонение Богу «Духом и истиной» отнюдь не исключает и внешней, обрядовой стороны Богопочитания, как пытаются утверждать некоторые лжеучителя и сектанты, но не в этой, внешней стороне Богопочитания заключена главная сила. В самом же обрядовом Богопочитании не нужно видеть ничего предосудительного: оно и необходимо, и неизбежно, поскольку человек состоит не только из души, но и из тела. Сам Иисус Христос поклонялся Богу Отцу телесно, совершая коленопреклонения и падая лицом на землю, не отвергая подобного же поклонения и Себе от других лиц во время Своей земной жизни (см. для примера: Матф. 2:11, 14:33, 15:25; Иоан. 11:32, 12:3; а так же многие другие места в Евангелиях)

Самарянка как бы начинает понимать смысл слов Иисуса и в раздумьи говорит: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Самаряне также ожидали Мессию, называя Его по-своему — Гашшагеб, основывая это ожидание на словах Бытия 49:10 и особенно на словах Моисея во Второзаконии 18:18). Понятия самарян о Мессии не были так испорчены как у иудеев, так как они в Его лице ждали пророка, а не политического вождя. Поэтому Иисус, долго не называвший себя Мессией при иудеях, этой простой самарянской женщине прямо говорит, что Он и есть обещанный Моисеем Мессия-Христос: » это Я, Который говорю с тобой». В восторге от счастья, что она видит Мессию, самарянка бросает у колодца свой водонос и спешит в город возвестить всем о пришествии Мессии, Который как Сердцеведец, сказал ей все, что она сделала. Пришедшие в это время ученики Его удивились тому, что их Учитель беседует с женщиной, поскольку это осуждалось правилами иудейских раввинов, наставлявшими: «Не разговаривай долго с женщиной» и «никто не должен разговаривать с женщиной на дороге, даже с законной женой», а так же: «Лучше сжечь слова закона, чем научить им женщину». Однако, благоговея перед своим Учителем, ученики никак не выразили своего удивления и только попросили Его отведать принесенную ими пищу.

Но естественный голод в Иисусе-Человеке заглушали радость от обращения к Нему жителей самарянского народа и забота о их спасении. Он радовался, что брошенное Им семя уже начало давать свой плод. Поэтому Он отказался утолить Свой голод и ответил ученикам, что истинная пища для Него — исполнение дела по спасению людей, возложенного на Него Богом Отцом. Самарянские жители, идущие к Нему, представляются Иисусу нивой, созревшей для жатвы, тогда как на полях жатва состоится лишь через четыре месяца. Обычно, сеющий зерна и собирает урожай; при посеве же слов в души, духовная жатва чаще достается другим, но при этом и сам посеявший радуется вместе с жнущими, так как сеял он не для себя, а для других. Поэтому Христос и говорит, что Он посылает Апостолов собирать жатву на духовной ниве, которая была первоначально возделана и засеяна не ими, а другими — ветхозаветными пророками и Им Самим. Во время этих объяснений к Господу подошли самаряне. Многие уверовали в Него уже «по слову женщины», но еще больше уверовали «по Его слову», когда, по их приглашению, Он пробыл у них в городе два дня. Слушая учение Господа, они, по собственному признанию, убедились, «что Он истинно Спаситель мира, Христос».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *