Игумен никон Смирнов

Игумен никон Смирнов

Будем послушными до конца

Игумен Никон — афонский монах из Нового скита святого Василия Великого, ученик старца Ефрема Филофейского (Аризонского) недавно побывал в России. В московском Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре состоялась его беседа с игуменией Иулианией, сестрами и гостями обители. Разговор начался с темы исповедничества и мученичества.

Послушание — это бескровное мученичество

Церковь всегда и везде держится на молитве святых. Мы полюбили Россию по книгам Достоевского, и для нас Россия — это место святых. Промышленность, космические корабли есть и в других странах. Но таких святых мучеников у них нет.

Когда я сказал Матушке и сестрам: продолжайте ваш героический труд, продолжайте быть героями, — я не преувеличивал. Понятия мученичества и послушания очень тесно связаны. Это хорошо показал Эль Греко в одной из своих картин. Испанский король Филипп II заказал ему огромное полотно «Мученичество святого Маврикия» для собора Эскориала, но когда картина была готова, она королю не понравилась. Он, очевидно, ожидал увидеть в красках жестокую казнь святого. Вместо этого на первом плане святой Маврикий показан как бы беседующим с сыном и несколькими своими соратниками, и только где-то в глубине картины, вдали, изображены отдельные моменты казни и само шествие на казнь святого Маврикия и тех семидесяти воинов, которые были под его началом и вместе с ним приняли мученическую смерть за Христа. Не реалистические подробности страданий становятся главным в этом изображении, а то духовное состояние, с каким воины пошли на мучение — состояние решимости и совершенной покорности Божией воле. Эти люди на первом плане так спокойны, потому что они уже сделали выбор, и мир Небесной славы (который изображен в верхней части полотна) готов их принять.

О телесном мученичестве мы знаем из многих исторических источников. Но душевное мученичество не менее значимо, оно будет так же награждено Богом. Поэтому Авраам — свят, и Исаак — свят: отец согласился принести в жертву сына, а сын согласился на заклание, и оба являются мучениками. Если это не совершилось внешне, то было пережито внутренне. Поэтому мученица — мать, которая переживает за своего ребенка. Мученица — игумения, переживающая за своих сестер. Мученицы — сестры, которые урезают свои желания из-за любви ко Господу. Послушание — это бескровное мученичество.

Мы приобретем любовь, когда научимся смирению

Нам недостаточно только любить Бога, потому что Христос сказал: «Если любите Меня, соблюдите заповеди Мои»2. И еще Христос говорит: «Видевший Меня видел Отца». Когда мы видим своего ближнего, своего брата, — мы видим Бога. Нет смысла говорить: «Я люблю кого-то» — важно то, что мы делаем. Нас не спасет ни любовь, ни вера наша, нас спасет только то, как мы живем. Как сказано у апостола Иакова, «и бесы веруют», но они не спасаются. Если Бог есть Любовь, то любовь — не есть Бог. И у диавола бывает любовь. Диавол только о любви и говорит, это любимые его одежды…

Но Любовь — это Любовь к Богу. В Любви к Богу есть уважение к ближнему, к другому, готовность пожертвовать собою ради ближнего.

…Гитлер любил Еву Браун, и Муссолини любил Клару Петаччи, и Аль Капоне любил своих гангстеров. Один, любя кого-то, делал из людей мыло. А ребята, любимые Аль Капоне, выходили на дороги, чтобы убивать…

Давайте не будем использовать любовь ради того, чтобы сделать что-то для себя. Мы говорим ближнему: «Я из любви к тебе этого хочу…» Мы используем любовь, чтобы схватить за горло нашего оппонента, чтобы он нам поддался и согласился с нами. Так как мы не можем сказать: «Согласись со мной, потому что я умный, а ты глупый», — мы и прикрываемся, говоря: «Мною движет любовь, поэтому ты должен мне уступить». Мы напоминаем тех людей, которые, как сказано у святого Иоанна Лествичника, сидят у источника и хотят напоить жаждущего путника, но, зачерпывая воду, зачерпывают с ней лягушку и дают ее вместе с водой. Мы должны сначала очиститься от всех «лягушек», которые есть у нас внутри, и только потом предложить любовь ближнему. В противном случае, сколько бы мы ни говорили про любовь, всё это будет не то.

В том, что касается любви, мы должны быть униженными, смиренными перед Богом. Поэтому я и рассказал про виды любви, которые ничего не приносят, не приносят нам духовного равновесия. Если мы хотим приобрести Божию любовь, мы должны повторить и униженность Бога. Даже Бог закрывал небеса, умалял Свое Я, чтобы спуститься к нам. В Евангелии написано, что когда Христос был маленьким, Он слушался Божией Матери и Иосифа. Бог подчинялся людям. А мы не можем быть послушными Божией Церкви, нашему игумену, игумении?.. Мы приобретем любовь Бога только тогда, когда научимся покаянию, смирению. В противном случае мы только смеемся над собой и впустую тратим нашу жизнь.

Что недоступно диаволу

Давайте оставим в стороне любовь и будем говорить: «Господи, спаси меня!» Будем смиренными и послушными, будем слушать игумению, и смирение нам принесет абсолютно все добродетели. Ведь добродетели были и у диавола — когда он был архангелом, ему не было равных, никто не мог достичь высоты его дарований. Например, мы никогда не сможем поститься лучше, чем он: диавол не нуждается в еде; не сможем больше него бодрствовать — он вообще не спит и т. д. Всё у него было, кроме одного — смирения. Если мы научимся смирению, — мы приобретем то, чего нет у диавола. Поэтому я и сказал: давайте оставим в стороне любовь, чтобы приобрести Любовь Христа.

И не будем торопиться. Сегодня все бегут, все научились спешить. Из-за того, что у нас короткая жизнь — мы бежим, чтобы увидеть больше. Но у Бога свое время, наш век для Бога ничего не значит… Часто диавол нам советует: «Поезжай туда, иди сюда, помоги тому-то: ты же видишь, у него есть нужда, помоги; вон там пара супружеская собирается разводиться…» Он использует здесь любовь. Это подобно тому как студенту медицинского института говорят: «Слушай, порезался человек, пойди и помоги ему… Кто-то там кашляет или чихает — пойди, дай ему таблеточку…» И в результате человек, вместо того, чтобы стать хорошим врачом, например, хирургом, — становится медсестрой. Когда диавол не может нам помешать сделать что-то хорошее, он пытается уменьшить то хорошее, что мы делаем. Для него это тоже победа. Поэтому оставим в стороне то хорошее (по нашему мнению), что мы делаем. Мы в действительности не знаем, хорошо это или нет. Будем послушными до конца. Господь не сказал, что спасется тот, у кого есть любовь. Тот, у кого будет терпение в послушании, — он спасется. Сам Христос стал «послушлив до смерти», — будем же подражать Христу. Нетрудно подать милостыню: «Возьми рубль, возьми хлеб…» И не так уж сложно поститься, отказываясь от еды. Но уже известно, что на это способен и диавол. А ты можешь поститься, отказываясь от своих желаний, от своей гордости, высокомерия? Вот тот пост, который недоступен диаволу.

Старец Ефрем мне говорил в последнее время: «Я не нашел удовлетворения в телесных упражнениях. Я не говорю, что это мне не помогло, но это не принесло мне того, что я ожидал, в той же мере, в какой я получил пользу от послушания, рождающего смирение».
Один святой Церкви говорит: «Хочешь поститься — тебе диавол помогает. Хочешь не спать — тебе диавол помогает. Хочешь дать милостыню — тебе тоже помогает диавол». Почему? Потому что он понимает, что у тебя сейчас возрастет чувство собственного достоинства и гордости: ты и постился, и бессонные ночи проводил… А разве ты не дал деньги Церкви? Конечно, дал! И вот одна доблесть, вторая, третья… А вот на тебе и рога от гордости твоей. Конечно, диавол тебя не оставит, а, наоборот, поможет тебе получить все эти заслуги. Только на два поступка он никогда тебя не толкнет: на исповедь, потому что исповедь невозможна без послушания и смирения, и на молитву. «Господи Иисусе Христе, спаси меня…» он никогда не побудит тебя сказать. Для него это очень болезненно, — этим мы и будем его бить. Поэтому — исповедуйтесь матушке игумении каждый день.

Наши мысли предстоят пред Богом

В монастыре у отца Ефрема мы причащались четыре раза в неделю: во вторник, четверг, субботу и воскресенье. Но исповедовались каждый день. Он разрешал нам есть, потому что телесно не все одинаково выносливы. Если кто-то не мог проводить ночи без сна, он разрешал человеку поспать. Но в духовном не отступал ни на шаг. Если плотские мысли вошли в голову, — старец не позволял причащаться. Даже если мы постились, исповедовались, даже если он уже прочел разрешительную молитву… В тот момент, когда ты допустил греховную мысль, тебе нельзя причащаться. Перед людьми мы стоим телесно, перед Богом — своими мыслями.

Блуд бывает не только телесным, есть и духовный блуд. В Священном Писании сказано, что когда евреев поработили чужестранцы, захватчики, пророк попросил Бога, чтобы Он пожалел Свой народ. И Бог ему ответил: «Я их не прощу, не пожалею, потому что они блудливы». Спрашивается: как может быть блудливым весь народ? Евреи поклонились другим богам, а этот блуд еще хуже, чем блуд телесный. Рай будет заполнен блудницами, которые покаялись и исправились. Но не может спастись человек, блудливый духовно, тот, кто оставил веру, учение Христа, кто принял буддизм, увлекся йогой…

Не слова, а жизнь становится проповедью

Духовные доблести имеют, как противовес, и тяжелые искушения. Чем выше устремляется душа, тем они сильнее. И вообще одни доблести нас не спасут, духовные достижения могут быть и у мусульманина, и у буддиста. Нас спасет вера в то, что Христос — Бог. И то, как мы эту веру покажем в действии.
Поймут ли другие, увидев нас, что мы христиане, или им нужно будет об этом сказать? Если потребуется объяснение, — значит, наша жизнь не является свидетельством веры. Мы должны начать с самих себя, очистить ум и сердце. У уравновешенного, спокойного человека и жена спокойна, и дети нормальные. А если мы внутренне проблемны, мы становимся проблемой и для окружающих. Поэтому, если хотим помочь другим, мы должны начинать с помощи самим себе.

…Несколько лет назад я пригласил в свою келью одного инженера. Вместе с другими греками он долго жил где-то в центральной Африке. Я спросил у него: «Была ли у вас там церковь?»
— Какая церковь, — говорит, — там даже священника не было. Приезжал батюшка раз или два в году — крестил, отпевал.
Незадолго до отъезда на родину к ним пришли около сотни африканцев, с семьями, и заявили, что хотят стать православными христианами.
Я у него спросил: «И что вы сделали?» Он ответил, что, когда приехал священник, они их покрестили.
— Как же вы могли их покрестить?
— Мы сначала научили их катехизису, рассказали о православной, католической вере, протестантантизме — чем мы отличаемся.
— Почему они захотели стать православными христианами?
— Мы тоже их спрашивали об этом. А они ответили, что десять лет наблюдали за нами, православными, и решили, что будут как мы.
Вот так проходит святая миссия — с закрытыми устами. Они видели этих греков, у которых там и полноценной церковной жизни не было, и захотели стать такими, как они — православными.
А если увидят нас, — захотят ли стать такими, как мы? Или убегут?
Свет должен исходить из нашего сердца. Не слова, а наша жизнь становится проповедью…

О простых вещах

Образование здесь не играет первостепенной роли. Старец Паисий Святогорец, преподобный Порфирий Кавсокаливит, старец Ефрем Аризонский — все они закончили только начальную школу. Поэтому у нас нет никаких оправданий. Они же смогли — значит, могут все. Многие люди были необразованными и стали святыми, и мы теперь обращаемся к ним в молитвах: «Помогите нам, грешным». С другой стороны, преподаватели университетов говорят порой немало глупостей. Но они ведь только получали знания, а «безграмотные» святые всё это прожили. Поэтому я сказал, что спасет нас не вера сама по себе, а жизнь по вере.

Смотрите, вся их борьба, которая привела к тому, что они стали святыми, — это внутренняя борьба… Матушка Макрина всегда говорила: «Ваш мозг должен стать троном для Бога. Ваш ум должен стать небом». То же самое говорит и старец Ефрем: «От нашего ума зависит — попадем ли мы в рай. От нашего ума зависит — попадем ли мы в ад. Тело пойдет туда, куда идет ум» . Если ум с Богом, если ум увлечен Христом, то и тело пойдет в рай. Поэтому, если мы хотим спастись, будем следить за тем, о чем мы думаем…Какие-то вещи могут казаться хорошими, но они от диавола. Естественно, диавол не приходит с рогами и вилами, чтобы его узнали. Он приходит как хорошая мысль, которая уведет тебя далеко от послушания Матушке, от послушания Церкви.

Все еретики, которые хотели разрушить Церковь, были очень милыми, привлекательными людьми. Казалось, что они хорошие, но на самом деле они такими не были, потому что у них отсутствовало смирение. Лучше будь ошибающимся в Церкви, чем правильным вне Церкви. Лучше ошибиться в послушании, чем сделать что-то по правилам, но вне послушания. Когда ты внутри послушания, оно тебя покрывает и оберегает от всех диавольских искушений и нападок. У диавола опыт тысячелетий, и мы с нашим малым опытом не способны различить — что от Бога, а что от диавола. Но, так как мы смиряемся, Бог нас оберегает.

Это очень простые вещи, это вопросы жизни, а не знаний. Мы можем многое изучить, но всего, что знает диавол, никогда не выучим. А вот люди с тремя классами становятся святыми. Это просто, потому что жизнь — простая, но мы перестали быть простыми. Наша беда в том, что наша якобы образованность нам мешает. Святой Никодим Афонский говорил: «У одного человека — миллионы желаний. У миллионов Ангелов — одно желание: как угодить Богу».

Святой Маврикий, военачальник из Апамеи Сирийской, пострадал в 305 году при императоре Максимиане Галерии (305—311) вместе с сыном Фотином и подчиненными ему 70-ю воинами.
Ин. 14; 15, 21.
Ин. 14, 9.
Иак. 2; 19
1 Ин. 4; 16.
«Лествица». Слово 26; 58.
См. Флп. 2; 8.
Ср. Ис. 22; 14.
Старица Макрина († 1995) — духовная дочь старца Иосифа Исихаста, игумения монастыря Богородицы Одигитрии в Волосе (Греция).

Афонский старец рассказал, какие христианские фильмы помогли ему в свое время коснуться Бога

Список светлых христианских фильмов от известного афонского старца.

Старец Никон (Лазару)

В этом году мне посчастливилось побывать на международном молодежном фестивале «Братья», куда в этот раз приехал с выступлением известный афонский старец Никон (Лазару). В этот раз он много говорил о современной музыке и фильмах, заметив, что «фильм – это как книга. Один берёт ручку и пишет, другой берёт камеру и снимает». Его мысли о кинематографе были настолько необычны, полны красоты и глубины, что какой-то двадцатилетний молодой человек (играющий на гитаре в рок-группе своего города) после лекции старца удивлённо говорил: «Как это может быть, что афонский монах лучше разбирается в рок-музыке и современных фильмах, чем я?»

Кто-то из присутствовавших на фестивале спросил старца: «Как жить, если один из супругов не верит?»

Старец на это ответил так: «Если муж любит жену, которая меньше верит, он найдёт способ, как любить человека, поскольку, когда они вступали в брак, он знал, что его вторая половина не верит. Но в течение жизни другой человек может открыть для себя Христа.

Жалко, что протестанты снимают такие интересные фильмы на религиозные темы, а у православных таких картин нет. Я смотрел один такой фильм с Дженнифер Лопес, он называется «Глаза Ангела». Там говорится, почему люди не разводятся, даже если не всегда понимают друг друга.

Поэтому я вам советую смотреть подобные фильмы, чтобы вы видели, как другие борются с разными проблемами, и перенимать опыт других…»

В конце выступления старца мы просили его посоветовать какие-то хорошие фильмы, которые помогли и ему самому в своё время коснуться Бога, и отец Никон предложил нам небольшой список на английском языке.

Моя супруга, знающая английский язык, дома перевела названия этих кинолент, и мы целую неделю устраивали пир домашнего просмотра. Каждый фильм, как и сказал старец, оказывался Встречей. Каждый – снятый недавно или давно – оказывался современным сердцу и красоте.

И мы радовались и удивлялись, как свет, загоревшийся где-то, проносится по большому пространству, радуя потом многих и многих. И каждый раз, посмотрев фильм из этого списка, нам тоже хотелось делиться чем-то с другими, чтобы наша радость и прикосновение к чуду становились сокровищем даже и незнакомых людей. А потому после каждого просмотра я писал короткие отзывы об увиденном, которые с радостью теперь преподношу вам всем.

Итак, начали мы с фильма «Эта прекрасная жизнь» 1946 года режиссёра Фрэнка Капры, подарившего нам с супругой вечер радости и ставшего ответом на молитву.

Добро всегда совершается через труд и сопровождается насмешками умеющих устраиваться поудобнее в этом мире. Таков и главный герой картины – Джордж Бейли, владелец небольшой строительной компании, всю жизнь работавший себе в убыток, чтобы только помочь простым людям. Джордж не мыслит своего дня без добрых дел, и за это над ним потешается городской богач Поттер, который считает, что жить следует только для себя одного.

Джорджу же никак не удаётся не то что разбогатеть, но и даже поправить дела своей фирмы, а однажды перед Рождеством он теряет взятые в банке 8000$, по тем временам очень большую сумму (в 1946 году в США можно было безбедно прожить неделю всего на 20$). Джордж мечется по городу, не знает, где ему найти помощь, и впервые в жизни обращается с молитвой к Богу, но, как ему кажется, не получает ответа. Джордж идёт к мосту, чтобы покончить с собой, и неожиданно его спасает его Ангел Хранитель, который, как оказалось, был тотчас послан к нему после молитвы. Джордж говорит Ангелу, что без денег он не видит смысла в дальнейшей жизни и лучше было бы ему, Джорджу, вообще не рождаться. Тогда Ангел исполняет его желание и Джордж оказывается в своём же городе, но теперь в мире всё существует так, будто он никогда не рождался на свет. И получается, что те добрые дела, которые он совершал в жизни, никто не смог сделать вместо него: рабочие так и живут в лачугах, его брата некому было спасти, когда тот тонул, а его брат, в свою очередь, не спас целый корабль, жена Джорджа осталась старой девой и всю жизнь мучилась от печали, кто-то ещё не был спасён от тюрьмы, многим не была оказана помощь, даже на месте городского парка теперь пустырь. Тогда Джордж понимает всю драгоценность именно своей жизни, и Ангел возвращает его к мосту у реки, откуда он только что хотел спрыгнуть. Джордж бежит домой к жене и детям, обнимает их всех и радуется даже судебным приставам, которые пришли арестовать его за долги. Как вдруг двери дома открываются и сюда приходят сотни горожан, которым он помогал много лет. Узнав, что Джордж в беде, каждый принёс ему денежную помощь, друзья из других городов перечисляют ему большие суммы – так Джордж становится самым богатым человеком в городе, к всеобщей радости, и все вместе празднуют светлое Рождество Христово.

И так бывает каждый раз в нашем мире, который можно обойти из конца в конец, прочитав в Книге Судеб истории о всех живущих и живших, и каждый раз мы увидим, что Господь всегда приходит на помощь, в основании мира положен закон хороших концов, а добро, как и жизнь доброго человека, никогда не бывают напрасны!

Решив продолжить тему старого голливудского кино, мы посмотрели фильм «Знакомьтесь, Джон Доу».

Удивительно, как в США появляются картины о драгоценности доброго усилия всего одного только человека, потому что каждый раз за таким усилием стоит Тот, Кто умеет приводить дороги добрых к добру.

Таков «Знакомьтесь, Джон Доу» – фильм, взывающий к преображающим слезам и надежде…

А в завершение мы посмотрели «Небеса реальны».

Этот фильм основан на реальной истории, произошедшей в начале 2000-х. В США живёт обычный пастор, которому привычно что-нибудь говорить о Боге. Но однажды его четырёхлетний сын попадает на операционный стол и потом рассказывает родителям, что его душа во время операции выходила из тела и он видел всё, о чём молились в эти часы и что делали его мать и отец, а потом мальчик оказывается в раю, где Христос обнимает его и водит по райской земле, показывая давно умерших родственников (о которых ребёнок ничего не знал) и даже знакомя мальчика с его умершей при родах сестрёнкой, о чём родители, конечно же, ему не рассказывали.

И так вдруг в жизни пастора, его чуткой жены, а потом и жителей городка появляется факт реальности Неба, который невозможно отбросить, но который люди могут по своей воле отвергнуть или принять.

В конце фильма пастор произносит проповедь в переполненной церкви, куда в этот день собрались даже неверующие горожане, чтобы услышать рассказ о чуде. Кто ждёт его слов доверчиво, кто скептичен, а пастор вдруг стал говорить не о райском опыте своего сына, но о себе: что теперь, прикоснувшись к Небу через ребёнка, он понял, почему ему пришлось выдержать в жизни столько боли и испытаний, и что всё это было затем, чтоб Господь сумел раздавить его гордость и открыть его сердце настоящести и любви. «А единственное, чего требует любовь, – дать другим знать, что они не одиноки», – говорит он, сходит с кафедры и обнимает свою жену. И тогда все сидящие в церкви встают, обнимают друг друга и плачут, как это всегда бывает, когда благодать Господня всё-таки касается сердец наших…

И в заключение привожу вам весь список фильмов, озвученных старцем Никоном и любезно переведённых моей супругой:

1. «Эта прекрасная жизнь» (1946), реж. Фрэнк Капра.

2. «Знакомьтесь, Джон Доу» (1941), реж. Фрэнк Капра.

3. «Евангелие от Матфея» (1964), реж. Пьер Паоло Пазолини.

4. «Чудеса с небес» (2016), реж. Патрисия Ригген.

5. «Небеса реальны» (2014), реж. Рэндалл Уоллес.

6. «Оскар и Розовая Дама» (2009), реж. Эрик-Эммануэль Шмитт.

7. «Глаза Ангела» (2001), реж. Луис Мандоки.

Артём Перлик
Перевод списка фильмов Ольга Данченкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *