Игры с песком

Игры с песком

Кинетический песок: терапия и развитие

Кинетический песок не зря называют «живым» и уникальным, он обладает отличными свойствами, успешно используется для развития и терапии. Методы песочной терапии различны, можно использовать кинетический песок, классический «сыпучий» песок в песочнице, рисование песком на световых планшетах, использование песочницы в сочетании со сказкотерапией и пр. Сейчас, хотелось бы остановиться на кинетическом песке и рассмотреть подробнее методы работы с ним, ведь не зря говорят «волшебный» песок, упоминая песок кинетический.

Для начала, хотелось бы сказать о песке вообще, песочная терапия дает возможность ребенку или взрослому, перенести свои психологические травмы вовне — на песок. С помощью песка «включаются» фантазия, воображение и формируется ощущения связи и контроля над собственным внутренним миром.

Кинетический песок похож на влажный морской песок, при этом он сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры. Песок приятен на ощупь, абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии. Бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей, не оставляет следов на руках и оказывает расслабляющее и терапевтическое действие

Играя с кинетическим песком, ребенок прорабатывает негативные эмоции, чувства и ощущения, песочная терапия позволяет выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождает от страхов и, пережитый негатив, не преобразуется в психотравму. Кроме того, кинетический песок идеален в работе с психосамотическими проявлениями, поскольку дает прочувствовать связь внутреннего и внешнего. и ощутить одновременно зыбкость и силу этой связи, способность влиять на внутреннее состояние и контролировать свои эмоции.

Кинетический песок эффективен при работе с агрессивными детьми, гиперактивными детьми, застенчивыми и «зажатыми» детьми, с детьми, которым требуется развитие усидчивости, концентрации внимания, памяти, развитие речи и коммуникативных навыков, умения связывать собственную деятельность с ее результатом. Кинетический песок эффективен не только, как метод песочной психотерапии, но и как элемент развивающих занятий с детьми. Особенно полезен такой песок для детей раннего и дошкольного возраста.

Цель использования кинетической песочницы для детей раннего возраста (от года до трех лет) — это развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего кругозора. Увлекательная игра в песок развивает мышление, память, внимание, воображение. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического эксперементирования с различными предметами, возникают зачатки самостоятельной игры. Занятия в кинетической песочнице стимулируют познавательный интерес и побуждают малыша к активному развитию.

Кинетический песок для детей дошкольного возраста (с 3 до 6-7 лет) обладает всеми теми же достоинствами, что и для детей раннего возраста, кроме того развивает самовыражение и сапомознание, умение выражать свои чувства и эмоции, развивает творческий потенциал, образно-логическое мышление. Занятия с кинетическим песком формируют уверенность в себе, способствуют эффективной адаптации в новом коллективе, в новой жизненной ситуации. С помощью песочных игр можно корректировать поведение ребенка, его эмоционально- личностные качества. Игра с кинетическим песком является еще и отличным диагностическим методом, дает возможность увидеть и понять, что происходит у ребенка внутри, его переживания, эмоции, страхи, дает возможность отработать негатив, проработать конфликтные ситуации в игре. Все это позволяет успешно использовать кинетический песок в индивидуальных психологических консультациях детей и взрослых.

Какой эффект можно увидеть практически сразу, на первом занятии?
Ребенок расслабляется, уходит напряжение, происходит адаптация к новому месту и коллективу, меняется фон настроения на положительный, ребенок «раскрывается», вовлекается в самостоятельную или совместную деятельность, активно задействуется речь и коммуникативные навыки.

В последующем, после регулярных занятий, происходит то самое «волшебство», начиная от развития моторики, сенсорики, речи и заканчивая коррекцией гиперактивности, застенчивости, агрессивности и психосоматических проявлений.

Однако, стоит отметить, что основной и наиболее полный эффект от работы с кинетическим песком может быть достигнут только на занятиях с психологом. Поскольку, игры с песком в домашних условиях, хоть и обладают своими полезными свойствами, но не смогут в полной мере нести весь комплекс развивающих функций и коррекционного воздействия. На занятиях с психологом, работа ребенка на песке сопровождается необходимыми вопросами, комментариями, коррекционными манипуляциями, все это в полной мере дает эффект «волшебства», направляет обычную игру в песок в русло полезной и эффективной игры.

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

  • Развивающие занятия для детей от 2,5 лет
  • Развивающие игры для детей от 2-х лет.

    Часть третья: развитие навыков межличностного общения

  • Развивающие игры для детей от 2-х лет. Часть первая: визуально-пространственные навыки
  • Психосоматические расстройства у детей: какие они?
  • Развивающие игры для детей от 2-х лет. Часть вторая: развитие речи
  • Рубрика: Вопросы психологии, Мамам на заметку

    Ваш отзыв

    Плюсы и минусы

    Дети обожают играть с песком. К сожалению, на улице не всегда удаётся найти достаточно чистую песочницу, а зимой и в межсезонье доступ к песку и вовсе отсутствует. Лепка из пластилина развивает моторику, но имеет один недостаток – пачкает руки, мебель, одежду и прочие предметы.

    Кинетический песок удобен и безвреден, создан из экологически безопасных материалов.

    Бесспорные плюсы:

    • Игры с «живым песком» развивают воображение, усидчивость, творческое мышление, фантазию.
    • Приятное на ощупь вещество вызывает положительные эмоции, снимает напряжение, потому нравится не только малышам, но и взрослым.
    • Рассыпанный песок не попадёт ребёнку в глаза, т.к. не разлетается на отдельные частицы.
    • В случае падения фрагментов на пол их легко собрать, объединить и использовать снова.
    • Ваш ребёнок получает всесезонную песочницу в квартире, гигиеничную и безопасную, играть в которой можно без воды.
    • Экологичность песка определяется его составом: для скрепления песчинок применяется то же силиконовое масло, которое во всём мире разрешено к использованию в пищевой промышленности.

    К минусам кинетического песка можно отнести достаточно высокую стоимость (дороже пластилина, глины). Кроме того, не забывайте, что маленьких детей не стоит оставлять без присмотра: даже если ребёнок притих и увлечён, нет никакой гарантии, что малыш не пробует массу на вкус.

    Игры с песком в детском саду для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

    Песочные художества

    Цель: развивать мелкую моторику.

    * * *

    Сделайте большой конус из картона, оставив небольшое отверстие в его вершине и привяжите к его краям веревочки. На этих веревочках он будет свисать с края стола или полки. Под ним поставьте большой поднос, застеленный бумагой. Заткните пальцем отверстие и заполните конус песком. Теперь ребенок может, слегка раскачивая конус над бумагой делать песочные узоры. В любой момент, он может остановить струйку, поднеся к конусу подготовленную заранее чашку. Позвольте ребенку понаблюдать, как сыплется песок, образуя горку, и скоро он сам начнет раскачивать конус, когда ему надоест просто смотреть.

    Здравствуй, песок!

    Цель: снизить психофизическое напряжение, закрепить знания о свойствах песка.

    * * *

    Воспитатель просит детей поздороваться с песком разными способами, не повторяя действий другого:

    — дотронуться до песка пальцами поочередно одной, потом другой руки, затем двух рук одновременно;

    — сначала легко, потом с напряжением сжать кулачки с песком и медленно высыпать его в песочницу;

    — дотронуться до песка всей ладошкой;

    — перетереть песок между ладонями.

    Затем дети описывают, какие ощущения у них возникли: тепло, холодно, песок шершавый, влажный, сухой и т.д.

    Маленький исследователь

    Цель: познакомить с компонентом неживой природы — сухим песком.

    * * *

    Дети рассматривают небольшую горсть сухого песка на листе белой или черной бумаги. Воспитатель предлагает рассмотреть песок через лупу, потрогать его. Затем задает детям вопросы (можно усложнить задание):

    — Какого цвета песок? (Можно предложить детям выбрать из коробки с цветными карандашами соответствующие цвета.)

    — Расскажите о песчинке (можно с детьми придумать несколько сказок о песке и песчинках).

    — Легко ли сыплется песок? Показать детям и дать возможность пересыпать горсть песка с листа на лист, из ладони в формочку и т.д.

    Узоры на песке

    Цели: развивать творческое воображение, закреплять сенсорные эталоны.

    * * *

    Воспитатель показывает детям, чем и как можно рисовать на песке: кисточкой, палочкой, пальцем, струйкой воды, можно выкладывать узоры камешками, пуговицами.

    Воспитатель. Давайте нарисуем на песке цветы струйкой воды.

    Из маленькой леечки дети поливают песок, образуя лепестки, середину, стебель, листья. Воспитатель предлагает сюжеты и помогает детям рисовать на песке разными способами.

    Песочный дождик

    Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

    * * *

    Воспитатель в образе «песочной феи»: в колпаке с золотистым узором, с ведерком, разными формочками.

    Песочная фея.

    Моя страна вся из песка, в ней может идти необычный песочный дождь и дуть песочный ветер. Давайте посмотрим, как это происходит.

    Дети постепенно, убыстряя темп, ссыпают песок из своего кулачка в песочницу, в формочку, на свою ладонь, на ладонь взрослого.

    Дети сидят с закрытыми глазами, положив ладошки на лист с песком. Воспитатель сыплет песок на какой-нибудь палец, а ребенок называет его. Воспитатель играет с каждым ребенком.

    Отпечатки

    Цель: научить выполнять действия в соответствии с устной инструкцией.

    Используются формочки, изображающие животных, цветы, транспорт, геометрические фигуры и т.д. Воспитатель и дети по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем каждый ребенок, следуя словесной инструкции, изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс: «Возьму формочку с машинкой, наберу песок, постучу, переверну».

    Подсказки

    Цель: обучить порядковому счету.

    * * *

    Воспитатель делает несколько куличиков из песка, в одном из которых спрятана игрушка.

    Воспитатель (подсказывает). Игрушка в пятом куличике. Игрушка между третьим и пятым куличиком.

    Тем самым воспитатель стимулирует ребенка считать и искать игрушку. Игра проводится с каждым из детей.

    Вылечи букву

    Цель: изучать с детьми буквы, знакомить с их написанием.

    Воспитатель показывает детям буквы алфавита, потом рисует их на песке и стирает какую-то часть. Предлагает каждому из детей «вылечить» какую-либо букву, дорисовать недостающую часть.

    труд

    полезное занятие

    Альтернативные описания

    • великое лекарство от всех болезней и печалей человечества

    • газета, награждавшая Блохина за результативность

    • ключ ко всем замочным скважинам

    • он и терпение все перетрут

    • отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся, Зевая, за перо взялся, Хотел писать — но … упорный Ему был тошен.

    (А. Пушкин, «Евгений Онегин»)

    • работа, дело, занятие

    • работа, деятельность связанная с созданием чего-либо

    • роман Э. Золя

    • с терпением — все перетрут

    • синоним работа, занятие

    • слово, к которому в одинаковой степени подходят эпитеты «напрасный» и «мартышкин»

    • стих Пушкина

    • целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных, художественных и духовных ценностей и важная морально-этическая категория в народном мировоззрении

    • целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей

    • центральная газета

    • человеческая деятельность, недолюбливаемая рыбкой в пруду (фольклор)

    • стихотворение Пушкина

    • «уважайте … уборщиц!»

    • роман американского писателя Рейнолдса Прайса «Любовь и …»

    • это слово в древнерусском означало печаль, страдание

    • умственный или непосильный

    • лучшее лекарство от лени

    • мартышкина бесцельность

    • создатель человека с точки зрения атеиста

    • преобразователь обезьяны

    • он сделал из обезьяны человека, а из человека — лошадь

    • и сизифов, и мартышкин

    • напарник терпения по перетиранию

    • работа, занятие

    • результат деятельности, работы

    • вместе с терпением он все перетрет

    • он сделал из обезьяны человека

    • без него не выловить рыбку

    • идет перед маем, но после мира

    • роман французского писателя Э. Золя

    • двигатель эволюции

    • союзник терпения в перетирании всего

    • сизифов или мартышкин

    • полезное дело

    • деятельность

    • урок поделок

    • урок рукоделия в школе

    • «мир, …, май!»

    • напарник терпения

    • дело

    • терпение и … все перетрут

    • терпенье и … все перетрут

    • перетиратель из пословицы

    • то, что облагораживает человека

    • терпение

    • союзник терпения

    • работа

    • мартышкин …

    • «терпенье и … все перетрут» (послов.)

    • сизифов и мартышкин

    • советская газета

    • идет после мира

    • «т» в ГТО

    • урок, на котором делают табурет

    • на каком уроке далают табурет?

    • популярная газета

    • брат терпения по перетиранию

    • российская газета

    • монастырское послушание

    • работа, создавшая человека из обезьяны

    • газета пролетариата

    • газета рабочих

    • значение второй буквы в ГТО

    • «… избавляет от беспокойства куда лучше, чем алкоголь»

    • спортивное общество

    • Производственная деятельность человека

    • Совершаемая работа над чем-либо

    • Работа, деятельность связанная с созданием чего-либо

    • Работа, дело, занятие, деятельность человека

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *