Игры с аутичными детьми

Игры с аутичными детьми

От автора. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия

От автора
Синдром раннего детского аутизма
Организация жизни аутичного ребенка
Игровая деятельность аутичного ребенка

· Особенности развития игры аутичного ребенка

· Стереотипная игра

· Сенсорные игры

· Игровая терапия (терапевтические игры)

· Психодрама

· Совместное рисование

· Взаимосвязь разных видов игр
Организация взаимодействия педагога, психолога и родителей
Приложение

От автора

Со случаем раннего детского аутизма, одним из самых сложных и загадочных нарушений психического развития детей, я столкнулась впервые десять лет назад, познакомившись с пятилетней Аней. Очаровательная внешне девочка при более близком знакомстве оказалась странным ребенком с непонятным, а порой пугающим поведением. Оказалось, что родители водят Аню по медицинским консультациям с двух лет, и девочке ставили разные диагнозы (в том числе шизофрению, задержку психического развития). Шло время, девочка воспитывалась дома, а патологические черты ее развития все обострялись.

Я вызвалась помочь. Разобраться в ситуации я сразу не смогла, но удалось найти две маленькие, но невероятно ценные для меня книжки — «Дети с нарушениями общения» и «Диагностика раннего детского аутизма». После их прочтения удалось поставить Ане точный диагноз — «ранний детский аутизм».

Однако понимания того, как следует воспитывать и обучать такого особенного ребенка, и практического опыта у меня не было. И я, и родители Ани терялись в ситуациях аффективных вспышек, когда агрессия девочки обрушивалась на окружающих ее людей… Приемы воспитания и обучения, которые с успехом использовались в работе с другими детьми, в этом случае не срабатывали.

С этой встречи возник интерес к проблеме раннего детского аутизма, к поискам путей помощи таким детям. Неоценимый опыт дала стажировка в Сергиевом Посаде, где в интернате для детей с нарушениями слуха и зрения я получила возможность наблюдать тяжелые случаи глубокого аутизма, осложненные дополнительными нарушениями. Затем были три года работы в экспериментальной школе Института коррекциопной педагогики Российской академии образоваия. И, наконец, частная практика: индивидуальные занятия с особыми детьми.

Каждая новая встреча с синдромом рапного детского аутизма показывала, что с годами ситуация не улучшается: сложности возникают уже при постановке диагноза, родители не получают ответа на свои вопросы, а организация систематической помощи аутичному ребенку со стороны различных специалистов — врачей, педагогов, психологов — трудна даже в Москве: по-прежнему не хватает знаний о структуре этого нарушения, мало опытных педагогов и психологов, детские учреждения не могут предоставить такому особенному ребенку специальные условия для обучения и воспитания, обеспечить индивидуальный подход. На периферии положение еще хуже, по-прежнему не хватает информации. Хотя проблема аутизма хорошо известна западному обществу, у нас об этом нарушении мало кто слышал. Близкие аутичного ребенка оказываются под прессом непонимания и осуждения со стороны окружающих.

Книга «Игры с аутичным ребенком» — обобщение опыта работы с аутичными детьми, подкрепленное знанием неудовлетворительного состояния организации помощи таким детям в нашей стране. Главная цель автора — помочь конкретными советами и рекомендациями всем, кто работает с аутичными детьми. Другая, но менее важная цель, — помочь специалистам, которые впервые столкнулись со случаем раннего детского аутизма.Надеюсь, книга позволит вовлечь в работу с аутичными детьми новых специалистов, а примеры из практики пробудят у них интерес к этой проблеме. Пока не организована систематическая помощь аутичным детям, индивидуальная помощь на дому может стать компромиссом; а для кого-то из аутичных детей такой вариант обучения — единственно возможный.

Еще одна цель книги — информационная: здесь представлены источники информации по данной проблеме (литература, ресурсы Интернет), а также известные нам учреждения и организации, где возможно получить консультацию и помощь специалистов.

В книге описаны игры и приемы, использование которых позволит наладить контакт с аутичным ребенком, поможет ему избавиться от напряжения и страхов и тем самым подготовит почву для дальнейших занятий. Это пособие — прикладное, теоретические аспекты проблемы в нем не рассмотрены. Тем, кто впервые столкнулся с проблемой аутизма, мы рекомендуем в первую очередь ознакомиться с теоретическим описанием синдрома (см. Приложение 4. Литература). Знание особенностей и трудностей психического развития аутичных детей, диагностики и классификации детского аутизма — необходимая теоретическая база, позволяющая выбирать из представленного арсенала игр именно те, что необходимы конкретному ребенку в конкретной ситуации. Понимание закономерностей развития ребенка в случае раннего детского аутизма помогут специалисту работать не только над отдельными ситуативными трудностями, но и над нормализацией всего хода психического развития. Иначе педагог при любом отклонении от нормального хода игры оказывается в тупике, не может гибко управлять этим ходом, варьировать использование различных подходов внутри одной игры. Мало того, некорректное использование представленных в книге приемов (из-за отсутствия понимания психологической картины в целом) может оказаться вредным для ребенка.

Устройство книги ориентировано на удобство практического ее использования. Этапы работы логически вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка, его желаний, целей занятия и т.п.

Описания игр подробны, снабжены примерами, представлены разные варианты дальнейшего развития игры. Предлагаются советы по преодолению возможных затруднений в ходе игры. В Приложении 1 приведены используемые в играх тексты (для экономии времени на их поиски).

Книга условно делится на две части: одна посвящена работе родителей, другая — работе специалистов.

Задача родителей — прежде всего организация пространственно-временной среды (глава 2, с. 14), в которой живет и развивается ребенок, формирование у него бытовых навыков (раздел «Бытовые ритуалы», с. 23), а также создание специальных условий для занятий (раздел «Организация занятий», с. 65).

Задача специалиста на начальном этапе обучения — установление эмоционального контакта с ребенком (раздел «Стереотипная игра», с. 31), предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатлений (раздел «Сенсорные игры», с. 32); выявление скрытого напряжения, а также подавленных негативных эмоций и предоставление ребенку адекватного способа избавления от них (раздел «Игровая терапия», с. 45); выявление скрытых страхов и формирование путей их преодоления (раздел «Психодрама», с. 55). При этом предпочтительнее начинать занятия с ребенком именно с такой психологической работы, а непосредственно к обучению переходить только после того, как произойдет улучшение общего психологического фона его развития.

В книге намечены пути развития сюжетно-ролевой игры (раздел «Сенсорные игры», с. 32), организации взаимодействия и ознакомления с окружающим (раздел «Совместное рисование», с. 58), формирования элементарных представлений о времени (с. 21).

Далее рассматривается взаимодействие специалистов и родителей аутичного ребенка, предложены пути достижения взаимопонимания между ними.

Напомним: в книге описан лишь самый первый, начальный, этап обучения аутичного ребенка. Кроме того, специфика синдрома детского аутизма исключает стандартный подход, каждый случай требует индивидуального подбора методов и приемов работы и их оптимального сочетания. Это требует вдумчивого и осторожного использования представленных в книге рекомендаций.

Поскольку синдром раннего детского аутизма активно изучается, быть может, эта книга подвигнет кого-то идти дальше, даст импульс для творческого поиска.

ЧАСТЬ 8 по ссылке

ЧАСТЬ 9
В какие игры можно и нужно играть с аутичным ребенком
1-й етап

Если речь идет о тяжелых и средне тяжелых состояниях, где высокая степень проявления симптомов аутизма, то с таким ребенком нужно играть в тактильные игры. Я не ошиблась и имею в виду именно тактильные игры- где есть прикосновения ( стараться удержать его руку в своей, разминать пальчики, проговаривать прибаутки, считалочки самые простые), легонько гладить, пока ребенок не отстраняется. Я прекрасно знаю, что большинство аутичных детей не любят прикосновения, избегают их. Но взаимодействовать с ребенком у которого тяжелая и средне тяжелая степень аутизма, нужно именно на тактильном уровне.

Даем в руки разные на ощупь и разные по форме предметы, стараемся чтобы ребенок их некоторое время удерживал в руках и ощущал. Важно давать предметы, игрушки разной фактуры( мягкие, твердые, тянущиеся, с ворсом( мехом), гладкие и шероховатые. Все что даем в руки- называем одним словом.

Ходим по квартире и ко всему прикасаемся ручкой ребенка, так же называя все к чему прикасаемся одним словом, важно чтобы ваше произношение было четким.
Формируем указательный жест. Берем руку ребенка( запястье) в свою и выпрямив его указательный палец, и придерживая его в таком «указательном» положении, ним же тыкаем во все предметы и называем их четко и одним словом. На это у вас может уйти очень много времени. Но не прекращайте занятий, и рано или поздно ребенок вам сам укажет на тот или иной предмет. который его заинтересует.

2-й этап

Тренируем аутичного ребенка смотреть в глаза. Памятка взрослому! Сначала подойдите к зеркалу и САМИ посмотрите на себя, улыбнитесь и делайте это постоянно, глядя на вашего ребенка, чтобы смотреть на него с улыбкой в тот момент, когда он наконец-то посмотрит внимательно и изучающе на ваше лицо. Почаще мягко поворачивайте лицо ребенка к себе, и приятным тихим голосом обращайтесь к ему, скажите что он для вас самый родной и любимый. «Я люблю тебя!», «ты моя гордость, ты моя радость!», «Ты самый лучший!».»Ты мой родной!». Старайтесь «словить» хоть на мгновение взгляд ребенка «глаза-в глаза» и в этот момент улыбнуться ему. Мягко поворачивайте лицо ребенка к себе часто на протяжении дня, когда что-то спрашиваете или говорите ему.
Приподнимаем голову мягко и плавно за подбородок вверх и проговариваем: «посмотри ввеееерх», и так же опускаем вниз : «посмотри вниз».
Такое же упражнение делаем с вытянутыми руками, ( взяв руки ребенка в свои) и проговаривая «поднимаю руки вверх (вниз)».

Если у ребенка легкая степень аутизма или всего лишь аутичные черты, и он более менее контактный, то с ним можно играть во все игры, в которые играют с обычными детками, просто в упрощенном варианте.

ПЕРВОЕ — при сенсорной алалии ребенок не понимает человеческую речь. Именно поэтому он не хочет слушать книжки, и часто негтивно реагирует на разныезвуки ( закрывают уши руками, визжат, кричат). Для того, чтоб он начал понимать речь, нужно подготовить его сенсорные ощущения к этому. А именно подготовить его ЗВУКОВЫЕ ощущения. сгладить их. Первым делом — телевизор в идеале выключаем при ребенке, или делаем звук на минимум, чтоб ему не резало слух. Разговаривать всем между собой , кто живет вместе с ребенком нужно тихо и простыми фразами ( да-да, даже между собой нужно говорить предложениями максимум по 2- 3 слова, не больше и четко). Потому что именно тогда ребенок начнет прислушиваться и улавливать речь, и «отделять» человеческую речь от других окружающих звуков.
ВТОРОЕ — с ребенком так же говорим только и исключительно, ТОЛЬКО! словами и мини- фразами по 2-3 слова( не больше! потому что все что больше 3 слов, дальше ребенок перестает улавливать и НЕ ПОНИМАЕТ уже ЭТО как речь.Если говорить с ним фразами, длиннее 3 слов- он теряет смысл фразы, и для него это предложение превращается в шум. такой же. как шум воды из крана, например. поэтому! Только простые четкие, короткие, рубленные фразы по 2 -3 слова: «идем гулять!», «дай мне руку!», «смотри!» «иди сюда!».
ТРЕТЬЕ И САМОЕ ВАЖНОЕ! Вот это все что проговариваем- простыми фразами по 2-3 слова- обязательно проигрываем перед глазами ребенка, иллюстрируем. ПОКАЗЫВАЕМ ЕМУ. То есть — говорим «дай руку!»- и тут же берем САМИ его руку своей рукой. или «СМОТРИ!- и легонько за подбородок поворачиваем его лицо туда, куда нужно смотреть, указывая на то, на что смотрим. и так показывать нужно АБСОЛЮТНО ВСЕ.
КАК пробудить интерес до занятий. НАВЕРНЯКА У ВАШЕГО ребенка есть любимые игрушки, вещи, или то, что он любит делать часто. Так вот, не нужно сунуть ему сразу книгу, если любит машинки, сядьте и рисуйте при нем сами увлеченно, проговаривайте- «ух-ты, машинка!». Он ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДОЙДЕТ, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ. Когда заинтересуется- предложите ему шаблон — карандашом нарисованная машинка, чтобы он ее раскрасил ФЛОМАСТЕРАМИ ( не карандашами, ими тяжело рисовать) постепенно приучайте так рисовать машинки( или что он любит) рисуйте их разными цветами, и попутно учите цвета: рисуем красным цветом и проговариваем: «красная машинка»( пока рисуем — надо обязательно раз 20 проговорить надо, что это «КРАСНАЯ МАШИНКА»)

Если рисование все-таки не пойдет, то переходите к лепке ( так же- исключительно ТОГО, что ему нравится и что он любит). Лепите машинки( к примеру). Тоже разным по цвету пластилином и так же называйте цвет несколько раз.

Найдите интерес ребенка и следуйте ему. Превращайте его повторяющиеся действия так же в игру, взаимодействуйте, постепенно усложняя и меняя алгоритм его действий так. как это нужно вам. Развивайте всеми возможными методами и способами. Учите его бытовым действиям, приучайте помогать вам по дому с простыми домашними обязанностями. Подмести, убрать за собой, застелить кровать, постирать личные вещи. Это умение поможет вашему ребенку в дальнейшей самостоятельной жизни, будет способствовать его социализации и адаптации в обществе.

Продолжение Часть 10 по ссылке
Заглавная тема по ссылке
Весь материал в моем блоге http://mama-znaet.com/blogs/tanya

Как меня найти.
Если у вас есть вопросы, или вы хотите спросить совет или получить консультацию-
я с радостью отвечу вам.
Моя электронная почта:
katava117772@gmail.com

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ

особенности сенсорных игр

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:

—зрительные (например, ребенок видит яркие цве­та, их перетекание друг в друта, смешивание):

— слуховые (ребенок слышит разнообразныезвуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

— тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до про­хладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы — большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкоснове­ния, объятия с другим человеком);

— двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);

— обонятельные (ребенок вдыхает и учится разли­чать разнообразные запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревян­ного забора и стальной перекладины);

— вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Маленький ребенок, начиная открывать мир, впиты­вает в себя потоки сенсорной информации: он разгля­дывает яркие цветные предметы и игрушки, ощупывает их и тянет в рот, гремит железными крышками и шур­шит полиэтиленовыми пакетиками. Ему все интересно, каждая мелочь имеет значение. Взрослые называют это период — «везде лезет». Но, осознавая значимость про­исходящего для развития, поддерживают ребенка в его исследовании мира, мирясь с беспорядком в доме, ис­порченными предметами и возникновением разнообразных «аварийных» ситуаций.

Однако при нормальном течении развития ребенка наступает момент, когда предметный мир с его свойст­вами постепенно теряет свою самоценность и отступает на второй план. И хотя освоение окружающего предметного мира продолжается, на первый план выступает мир социальных отношений: ребенок усваивает закономерности социальной жизни, взаимоотношений людей. Этот интерес находит свое отражение и развитие прежде всего в сюжетно-ролевой игре.

Процесс изучения мира ребенком с синдромом дет­ского аутизма проходит по-иному. И здесь можно выде­лить следующие закономерности. Во-первых, для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста.

При этом интерес к пред­мету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Развивая эту мысль, предполо­жим, что для такого ребенка многие предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. При этом час­то ребенок выделяет для себя некие специфические свойства, которые незначимы для нас. Так, он подбра­сывает высоко вверх журналы и следит за их полетом, который сопровождается шелестом страниц. Рвет на куски тесто, но отказывается слепить из него пирожки. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощу­щение стремится получить вновь и вновь.

Во-вторых, аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, — пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки), подбрасывает различные предметы без учета последствий (от куска пенопласта и кубиков до посуды и будильника) и т.п. Такое отношение и неумение предвидеть неприятные последствия действий влечет за собой возникновение различных опасных ситуаций.

В-третьих, интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутич­ный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр; у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик. При­ходилось наблюдать, как ребенок с синдромом аутизма увлеченно пытался согнуть приборы из кукольной посуды, но не использовал их по прямому назначению.

сенсорные игры как возможность установления контакта

Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребенком может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Мы ис­ходим из положения, что мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка, привлекает его внимание и интерес. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывает удовольствие, которое проявляется во всем его облике, а также в степени целеустремленно­сти (если попытаться переключить его внимание на что-то другое, он будет настаивать на продолжении понра­вившегося занятия, а если попытаться запретить — отве­том станет бурно выраженный протест).

Такое положение вещей отчасти имеет естественную природу. Ведь даже во взрослом состоянии люди получают удовольствие и радость от контакта с физически миром: приятно ощущать в пальцах мягкое тесто, вды­хать его аромат, радостно шуршать осенней листвой и наблюдать за изменчивостью облаков… Вот только аутичный ребенок прочно застревает на подобных ощущениях. Кроме того, он весьма избирателен, и чаще в его арсенале есть всего несколько ощущений, которые он путем повторения хочет пережить вновь и вновь.

Это часто беспокоит родителей, вызывает раздра­жение. Однако лучше не ругать ребенка, не запрещать, а использовать положительные стороны его действий с предметами и материалами. В данном случае, бесспорно, хорошо то, что ребенок переживает удовольствие.

Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ре­бенком специально организованных сенсорных игр — создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог (или мама) предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком. Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если вы сумеете разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удо­вольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального комментария вно­сить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.

Итак, проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

— получение ребенком новой сенсорной информа­ции, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

— внесение в игру новых социальных смыслов по­средством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о со­циальных взаимоотношениях.

В начале занятий с ребенком главная задача проведе­ния сенсорных игр — установление эмоционального кон­такта между психологом (педагогом) и ребенком. Ведь первые трудности в работе с такими детьми обычно воз­никают уже при первом знакомстве: обычна ситуация, когда ребенок либо не обращает внимания на присут­ствие нового взрослого, либо становится напряженным или агрессивным. Аутичному ребенку требуется время, чтобы освоиться в новой ситуации общения, привык­нуть к педагогу. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.

Играя с ребенком в такие игры, научите его радо­ваться и радуйтесь вместе с ним. Внутренний мир ре­бенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстра­ненности от людей. И если вам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в вас он станет видеть помощника и союзника.

Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребенком станет обучение различным формам взаимодействия, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных ситуа­ций и вариантов одной и той же ситуации. Для того что­бы педагог получил представление о ходе дальнейшей работы, при описании игр кратко упомянуты возможные варианты их развития (использование разнообразных материалов, внесение элементов сюжетно-ролевой игры, наблюдения за явлениями окружающей жизни и т.д.).

Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 4 | Нарушение авторских прав

ХОЛОДНО — ГОРЯЧО | Игры с пластичными материалами | Пение детских песенок. | Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр | Необходимость психотерапевтической работы | Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями | Виды терапевтических игр | ДОЖДЬ, ГРАД | НАВОДНЕНИЕ, ВОДОПАД, ФОНТАН | Страхи аутичного ребенка |

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2019 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Елена Янушко

Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия

Со случаем раннего детского аутизма, одним из самых сложных и загадочных нарушений психического развития детей, я столкнулась впервые десять лет назад, познакомившись с пятилетней Аней. Очаровательная внешне девочка при более близком знакомстве оказалась странным ребенком с непонятным, а порой пугающим поведением. Оказалось, что родители водят Аню по медицинским консультациям с двух лет, и девочке ставили разные диагнозы (в том числе шизофрению, задержку психического развития). Шло время, девочка воспитывалась дома, а патологические черты ее развития все обострялись.

Я вызвалась помочь. Разобраться в ситуации я сразу не смогла, но удалось найти две маленькие, но невероятно ценные для меня книжки – «Дети с нарушениями общения» и «Диагностика раннего детского аутизма». После их прочтения удалось поставить Ане точный диагноз – «ранний детский аутизм».

Однако понимания того, как следует воспитывать и обучать такого особенного ребенка, и практического опыта у меня не было. И я, и родители Ани терялись в ситуациях аффективных вспышек, когда агрессия девочки обрушивалась на окружающих ее людей… Приемы воспитания и обучения, которые с успехом использовались в работе с другими детьми, в этом случае не срабатывали.

С этой встречи возник интерес к проблеме раннего детского аутизма, к поискам путей помощи таким детям. Неоценимый опыт дала стажировка в Сергиевом Посаде, где в интернате для детей с нарушениями слуха и зрения я получила возможность наблюдать тяжелые случаи глубокого аутизма, осложненные дополнительными нарушениями. Затем были три года работы в экспериментальной школе Института коррекционной педагогики Российской академии образования. И, наконец, частная практика: индивидуальные занятия с особыми детьми.

Каждая новая встреча с синдромом раннего детского аутизма показывала, что с годами ситуация не улучшается: сложности возникают уже при постановке диагноза, родители не получают ответа на свои вопросы, а организация систематической помощи аутичному ребенку со стороны различных специалистов – врачей, педагогов, психологов – трудна даже в Москве: по-прежнему не хватает знаний о структуре этого нарушения, мало опытных педагогов и психологов, детские учреждения не могут предоставить такому особенному ребенку специальные условия для обучения и воспитания, обеспечить индивидуальный подход. На периферии положение еще хуже, по-прежнему не хватает информации. Хотя проблема аутизма хорошо известна западному обществу, у нас об этом нарушении мало кто слышал. Близкие аутичного ребенка оказываются под прессом непонимания и осуждения со стороны окружающих.

Книга «Игры с аутичным ребенком» – обобщение опыта работы с аутичными детьми, подкрепленное знанием неудовлетворительного состояния организации помощи таким детям в нашей стране. Главная цель автора – помочь конкретными советами и рекомендациями всем, кто работает с аутичными детьми. Другая, не менее важная цель, – помочь специалистам, которые впервые столкнулись со случаем раннего детского аутизма. Надеюсь, книга позволит вовлечь в работу с аутичными детьми новых специалистов, а примеры из практики пробудят у них интерес к этой проблеме. Пока не организована систематическая помощь аутичным детям, индивидуальная помощь на дому может стать компромиссом; а для кого-то из аутичных детей такой вариант обучения – единственно возможный.

Еще одна цель книги – информационная: здесь представлены источники информации по данной проблеме (литература, ресурсы Интернет), а также известные нам учреждения и организации, где возможно получить консультацию и помощь специалистов.

В книге описаны игры и приемы, использование которых позволит наладить контакт с аутичным ребенком, поможет ему избавиться от напряжения и страхов и тем самым подготовит почву для дальнейших занятий. Это пособие – прикладное, теоретические аспекты проблемы в нем не рассмотрены. Тем, кто впервые столкнулся с проблемой аутизма, мы рекомендуем в первую очередь ознакомиться с теоретическим описанием синдрома (см. Приложение 4. Литература). Знание особенностей и трудностей психического развития аутичных детей, диагностики и классификации детского аутизма – необходимая теоретическая база, позволяющая выбирать из представленного арсенала игр именно те, что необходимы конкретному ребенку в конкретной ситуации. Понимание закономерностей развития ребенка в случае раннего детского аутизма помогут специалисту работать не только над отдельными ситуативными трудностями, но и над нормализацией всего хода психического развития. Иначе педагог при любом отклонении от нормального хода игры оказывается в тупике, не может гибко управлять этим ходом, варьировать использование различных подходов внутри одной игры. Мало того, некорректное использование представленных в книге приемов (из-за отсутствия понимания психологической картины в целом) может оказаться вредным для ребенка.

Устройство книги ориентировано на удобство практического ее использования. Этапы работы логически вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка, его желаний, целей занятия и т. п. Описания игр подробны, снабжены примерами, представлены разные варианты дальнейшего развития игры. Предлагаются советы по преодолению возможных затруднений в ходе игры. Приложении 1 приведены используемые в играх тексты (для экономии времени на их поиски).

Книга условно делится на две части: одна посвящена работе родителей, другая – работе специалистов.

Задача родителей – прежде всего организация пространственно-временной среды (глава 2, с. 22), в которой живет и развивается ребенок, формирование у него бытовых навыков (раздел «Бытовые ритуалы», с. 38), а также создание специальных условий для занятий (раздел «Организация занятий», с. 115).

Задача специалиста на начальном этапе обучения – установление эмоционального контакта с ребенком (раздел «Стереотипная игра», с. 52), предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатлений (раздел «Сенсорные игры», с. 55); выявление скрытого напряжения, а также подавленных негативных эмоций и предоставление ребенку адекватного способа избавления от них (раздел «Игровая терапия», с. 79); выявление скрытых страхов и формирование путей их преодоления (раздел «Психодрама», с.

97). При этом предпочтительнее начинать занятия с ребенком именно с такой психологической работы, а непосредственно к обучению переходить только после того, как произойдет улучшение общего психологического фона его развития.

В книге намечены пути развития сюжетно-ролевой игры (раздел «Сенсорные игры», с. 55), организации взаимодействия и ознакомления с окружающим (раздел «Совместное рисование», с. 103), формирования элементарных представлений о времени (с. 35).

Далее рассматривается взаимодействие специалистов и родителей аутичного ребенка, предложены пути достижения взаимопонимания между ними.

Напомним: в книге описан лишь самый первый, начальный, этап обучения аутичного ребенка. Кроме того, специфика синдрома детского аутизма исключает стандартный подход, каждый случай требует индивидуального подбора методов и приемов работы и их оптимального сочетания. Это требует вдумчивого и осторожного использования представленных в книге рекомендаций.

Поскольку синдром раннего детского аутизма активно изучается, быть может, эта книга подвигнет кого-то идти дальше, даст импульс для творческого поиска.

1. Синдром раннего детского аутизма

Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка. Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3–6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Наиболее яркие внешние проявлениями синдрома:

– аутизм как таковой, т. е. предельное, «экстремальное», одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком его эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками;

вернуться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *