Игры по этикету для дошкольников

Игры по этикету для дошкольников

Очень интересные вопросы можно придумать о правилах этикета. При составлении этих вопросов руководствуйтесь мыслью, что нужно игру сделать одновременно не только смешной, но и полезной в плане насыщенности информацией. Вот примерные вопросы своеобразной викторины-теста, в которую вы можете поиграть со своими друзьями.

1. Перед тобой большой красивый торт. Как ты будешь его есть?

а. Буду есть ложкой, сначала съем крем, а потом и все остальное.

б. Разрежу на кусочки и съем.

в. Буду есть руками.

г. Положу кусочек на тарелку и буду аккуратно есть ложкой.

д. Буду есть вилкой и ножом.

2. Тебя пригласили на премьеру интересного спектакля. Но дело в том, что ты в принципе не любишь театр. Как ты поступишь?

а. Скажу, что у меня аллергия на театр. И врач строго запретил мне близко подходить к нему.

б. Скажу, что ко мне приехали родственники из далекой Индии.

в. Скажу, что мне нужно присутствовать на свадьбе своего троюродного дяди.

г. Пойду в театр, но перед входом скажу, что забыл выключить дома утюг.

д. Вежливо предложу пойти в другое место, например на хоккей.

3. Представь, что к тебе без приглашения пришли гости, а ты в этот момент собирался идти гулять. Как ты поступишь?

а. Скажу, что мне срочно нужно бежать на вокзал, так как приезжает двоюродный дядя.

б. Вежливо предложу им то, что им явно не понравится. Например, перловую кашу. Они, конечно же, откажутся. И тогда я скажу, что выйду в магазин, чтобы купить что-нибудь к чаю. Предложу им пойти со мной. А на улице постараюсь вежливо от них отделаться.

в. Выйду под каким-то предлогом к соседке, а потом попрошу ее позвонить мне по телефону. Возьму трубку, а друзьям скажу, что меня срочно вызвали из дома.

г. Расскажу им душещипательную историю, что мне надо навестить больную бабушку. И поэтому я не могу оставаться дома вместе с ними. Предложу им прийти в другой раз.

д. Выгоню их со словами: «И впредь без приглашения приходить не смейте».

4. Вопрос специально для девочек. Представьте себе, что вы хотите обратить на себя внимание интересного мальчика. Как вы будете себя вести?

а. Выкрашу волосы в ярко-зеленый цвет.

б. Буду вести себя как обычно. Бегать за ним ни к чему.

в. Упаду в обморок рядом с ним, чтобы он вынужден был помочь мне подняться. А потом начну строить ему глазки.

г. Постараюсь занять первое место на конкурсе красоты.

д. Пошлю ему письмо с признанием в любви.

5. Вопрос специально для мальчиков. Вам понравилась красивая девочка. Что вы сделаете, чтобы она на вас обратила внимание?

а. Подарю ей живого крокодила.

б. Напишу ее имя огромными яркими буквами на стене ее дома.

в. Постараюсь вести себя так, чтобы она увидела, какой я сильный, надежный и добрый.

г. Буду убивать всех, кто посмеет подойти к ней близко.

д. Не буду давать ей прохода.

6. Что вы будете делать, если кто-то в переполненном транспорте наступил вам на ногу?

а. Вежливо попрошу его слегка подвинуться.

б. Дам ему подзатыльник.

в. Изображу страшную рожу, чтобы напугать его.

г. Скажу: «Извините, а тот молодой человек в зеленой рубашке не с вашим кошельком собирается выйти из трамвая?»

д. Буду его толкать, чтобы столкнуть со своей ноги.

7. Если вдруг в театре во время спектакля вам захотелось перекусить, что вы сделаете?

а. Буду терпеть, пока не начнется антракт.

б. Начну с аппетитом жевать заранее приготовленный хот-дог.

в. Перекушу скромно и со вкусом, например чипсами или шоколадкой.

г. Немедленно выйду в фойе и отправлюсь на поиски еды.

д. Если сильно проголодаюсь, начну грызть семечки.

8. Ты собираешься в гости к двоюродной сестре, которой лет 7—8. Что ты ей подаришь?

а. Красивую игрушку, что-нибудь из того, что ей всегда нравилось.

б. Упаковку памперсов.

в. Колготки «Голден леди».

г. Бутылку пива.

д. Футбольный мяч.

9. Как ты будешь себя вести, если на уроке выяснится, что твое сочинение до последней запятой совпадает с сочинением соседки по парте?

а. Придется честно признать свою оплошность.

б. Громко скажу: «Опять она все списала!».

в. Буду долго объяснять, что у нас одинаковые мысли.

г. Ни за что не признаюсь в списывании.

д. Придумаю оригинальную отговорку.

10. Что ты будешь делать, если на улице тебя укусит собака? Учти, что хозяин собаки находится рядом, так что она не бездомная.

а. Убью собаку, а заодно и ее хозяина.

б. Немедленно отправлюсь за медицинской помощью.

в. Устрою грандиозный скандал на улице.

г. Укушу собаку в отместку.

д. Набью морду хозяину.

11. Что делать, если у тебя задержался гость? Ты и твои родители собираетесь спать. А гость явно не хочет уходить.

а. Немедленно выгоню его.

б. Начинаю вести разговор о деньгах. Прошу у него взаймы крупную сумму.

в. Предлагаю прийти в другой раз, потому что сейчас уже поздно.

г. Начинаю его угощать прокисшим супом, который все равно надо выбрасывать.

д. Вежливо говорю: «А давай лучше пойдем сейчас к тебе. А то здесь мне уже надоело».

12. Представь, что у тебя денежные проблемы. Как ты постараешься добыть денег?

а.

Посоветуюсь с родителями, они подскажут решение проблемы.

б. Ограблю банк.

в. Отправлюсь на заработки за границу.

г. Буду занимать у всех друзей и одноклассников.

д. Продам что-нибудь ненужное.

13. Ты находишься на дискотеке. Вдруг кто-то громко говорит, как ты плохо танцуешь. Что ты будешь делать?

а. Постараюсь отойти подальше от этого человека. Мне тоже многое не нравится в его внешнем виде.

б. Громко выругаюсь в его адрес.

в. Начну драку.

г. Подкараулю его после дискотеки.

д. Скажу: «А ты на себя смотрел?»

Среди серии ответов на каждый вопрос содержится один правильный ответ. За каждый правильный ответ засчитывается одно очко. За неправильный – ничего не засчитывается. В конце игры побеждает тот, кто наберет больше очков. Играть можно так: ведущий читает вопрос, а остальные пишут на бумаге свой вариант ответа, то есть ставят букву, которая обозначает этот ответ. Потом ведущий собирает все листки с ответом и подсчитывает очки.

А можно выбрать другой способ игры. Ведущий выбирает двух ребят, которые начнут соревноваться друг с другом. Он вслух задает вопросы и предлагает ответы. Участники игры называют свой вариант ответа, все записывается на доске. Потом подсчитываются очки. Побеждает тот, у кого очков больше.

В настоящее время одной из главных проблем современного общества является нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. Это связано с одной стороны с ростом правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде подростков, а с другой — с недостаточной эффективностью имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов несовершеннолетних, неисполнением международных стандартов в данной области. Кроме того, актуальность Интеллектуально – правовой игры «Юридическая азбука для школьников» обосновывается следующим:
1) мнимая осведомленность несовершеннолетних о действующем законодательстве в области прав несовершеннолетних;
2) затруднения в сопоставлении подростком своего поведения и требований закона;
3) несовершеннолетние не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации;
4) при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия;
5) наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы.
Правовые знания, приобретенные как в процессе обучения, так и в результате интеллектуально правовой игры содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности несовершеннолетних, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов. Вовлечение учащихся в игровую деятельность позволяет выработать правовые убеждения, навыки правомерного поведения, а также практическое применение норм действующего законодательства в повседневной жизни, приобрести опыт использования их в борьбе против правонарушений.Апробация интеллектуально- правовой игры: МБОУ СОШ г.

Нижний Новгород, г. Краснознаменск, г. Москва
Цель интеллектуально – правовой игры:
— формирование правовой культуры и правового сознания подростков;
— профилактика правонарушений несовершеннолетних;
— развитие познавательной активности учащихся.
Задачи игры:
— познакомить учащихся с нормативными правовыми актами в области прав и обязанностей несовершеннолетних;
— способствовать формированию правовой культуры учащихся;
— воспитание личности, осознающей достоинство человека;
— развивать умение работать в группе (сотрудничество);
— формирование межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения и солидарности;
— способствовать формированию и развитию профессиональной коммуникативной и педагогической компетенции (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях — ПК 17; осуществление правового воспитания — ПК 19 – Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») студентов Международного юридического института.
Участники игры: учащиеся 6 классов МБОУ СОШ – три командыВремя проведение игры – 45 мин.
Ведущие игры: студенты Международного юридического института (г.Москва)
Предварительно в каждом классе — участнике игры проводится классный час, где обсуждаются и анализируются основные вопросы и положения, выносимые на игру.
Классный час проводят – студенты, аспиранты Международного юридического института.Игра состоит из 6 этапов. Каждой команде выдается маршрутный лист для прохождения и оценивания каждого этапа.

Содержание этапов игры

1 этап:
Разминка «Имею право, но обязан»
Из представленных на экране нормативных правовых актов командам представляется выбрать те, где перечисляются права и обязанности детей, в том числе и школьников (НПА в виде коллажа – плаката).На этап отводится — 5 минут. Оценка осуществляется следующим образом: 1 балл – команда дала наиболее точный ответ, далее – оценка пропорциональна правильности ответа.Ответ: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка 1989г., Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Устав школы. 2 этап:
Попробуй, угадай!
На экране участникам предлагается изображение, на котором есть открытые окна. Участники должны отгадать – название мультфильма и какое право (права) в соответствии с Конвенцией о правах ребенка были нарушены.Участникам предлагается 2 варианта задания:1. Количество открытых окон — 5,2. Количество открытых окон — 8 Если участники затрудняются с 1 вариантом в течение 3 минут, открывается 2 вариант – дополнительно предоставляется 3 минуты. Кто из команд первый угадает название мультфильма – тот получает 1 балл. После того как участники угадали название мультфильма – открывается слайд полностью и участники отгадывают зашифрованное право – каждый правильный ответ 1 балл.

Ответ: Мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», нарушение Конвенции о правах ребенка: незаконное вмешательство в личную жизнь; запрет на похищение ребенка (Государство должно всеми силами бороться против похищения детей).

3 этап: Твои права
На экран выводится следующее изображение. Задание – какие права ребенка символизирует каждая представленная картинка. Время, отводимое на задание – 5 минут.Команды должны свои ответы огласить и представить письменно жюри.

Ответ: Право на образование, Права на имя, Право на отдых, досуг, Право на жилище,Право личной жизни, тайна переписки.

4 этап: Правовые ребусы
Каждой команде предлагается отгадать 5 ребусов. Максимальное время на разгадывание – 5 минут. Выигрывает та команда, которая отгадает все ребусы первая. Правильно отгаданный один ребус – 1 балл Ребусы созданы с помощью программы http://rebus1.com

примеры ребусов:

Ответ: право на жизнь

Ответ: Конституция

5 этап: Компьютерные пазлы
От каждой команды необходимо выбрать по одному участнику, которому надо будет собрать пазл; назвать, какое правонарушение зашифровано – работа всей команды.

Предварительно каждому участнику конкурса предоставляется тренировочный пазл, чтобы понять как управлять деталями картинки. Правильно определенное право ребенка – 1 (один) балл, выигрывает та команда, которая не только соберет пазл первой, но и даст правильный ответ. Создание пазла — http://www.игрыпазлы.com/cоздайте-пазл.html
6 этап: Детектив
В коридоре разбросаны различные предметы. Участникам этапа предстоит провести расследование и определить, что произошло. Участвуют все члены команды, но ничего двигать или трогать нельзя. От каждой команды можно выбрать по одному участнику, который имеет возможность рассмотреть все вблизи.

По разбросанным предметам надо определить какие сказки зашифрованы и какие права ребенка были нарушены (участникам необходимо назвать не менее 5 ответов по каждой угаданной сказке) (например, «Снежная королева» и «Золушка»). После того как участники отгадали сказки им можно в качестве подсказки раздать лист с правами ребенка по Конвенции 1989г. Правильно угаданная сказка – 1 балл, каждый правильный ответ по правам ребенка – 1 балл.
Ответ: Сказка «Золушка»
1. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Мачеха в сказке обзывала ее, кричала на нее, эксплуатировала и иногда поднимала на нее руку.
2. Золушке поручили тяжелую работу — «высыпали горох и чечевицу в золу, и ей приходилось сидеть и выбирать их оттуда опять» — нарушение права ребенка на защиту от тяжелой, непосильной работы.
3. Золушке образования не давали — нарушение права ребенка на образование.
4. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. Никакую защиту Золушка от Мачехи и сестер не получала.
5. Отдыхать Золушке тоже особо не удавалось — нарушение права на отдых.
Сказка «Снежная королева»
1. Похищение Кая Снежной королевой, Герду у себя оставила старушка – колдунья — нарушение ст. 35 Конвенции о правах ребенка, которая гласит о предотвращении похищения детей.
2. Колдовство Снежной королевы по отношению к Каю, колдовство старушки – колдуньи по отношению к Герде, чтобы они забыли все, в том числе и родителей — нарушение ст. 9 Конвенции, которая гласит, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию.
3. Маленькая разбойница не слушалась свою мать — неуважительное отношение к родителям.
4. Колдовство Снежной королевы по отношению к Каю, что он «почернел от холода, но не чувствует этого» — нарушение права ребенка на здравоохрание и здоровое развитие.
5. Финка отправила Герду на Олене в страну Снежной королевы в мороз без башмаков и рукавиц — нарушение права ребенка на здравоохрание и здоровое развитие.
Подведение итогов
По окончании игры жюри подводит итоги.В качестве членов жюри приглашаются: – учителя МБОУ СОШ,– преподаватели МЮИ. Победителем признается команда, которая набрала наибольшее количество баллов. Награждение победителей и участников игры. Игра предполагает два тура: I тур – внутришкольный — соревнование команд одного МБОУ СОШ.II тур – межшкольный – соревнование команд, занявших первое место по итогам I тура игры.
Задания для данного тура разрабатываются отдельно.

Скачать публикацию

Внеклассное занятие по этику для учащихся 3 — 4 класса

Этическая беседа для детей начальной школы «Обаяние и аккуратность»

Цель: раскрыть понятия «обаятельный человек» и «аккуратный человек».

Ход мероприятия

— Каждому приходилось слышать слова «обаятельный человек». А что это значит? Какого человека мы называем обаятельным? (Ответы детей.) Обаяние — это свойство привлекать к себе симпатии людей.

— Расскажите, какой человек вам кажется обаятельным.

Итак, обаяние складывается из жизнерадостности и чувства

юмора, дружелюбия и артистизма, умения красиво рассказывать и внимательно слушать, прощать и прийти на помощь. И еще многих-многих других качеств. Наблюдайте за обаятельными и привлекательными людьми и учитесь у них.

Очень важное качество — аккуратность. Чистое лицо и руки, ухоженные волосы, порядок в одежде приятны и для окружающих, и для самого человека.

— Как вы думаете, аккуратность — это качество изначально дано человеку или его надо воспитывать? Кто должен воспитывать аккуратность?

(Подвести к выводу о том, что нужно самому приучать себя быть аккуратным. Прочитать стихотворение о неаккуратности.)

— Как вы думаете, с чего нужно начинать, чтобы воспитать в себе аккуратность? (Складывать свои вещи, наводить порядок на рабочем столе, убирать свою комнату, следить за чистотой своих вещей.)

Несколько советов

1. Каждый день чистые вещи убирай в шкаф, а грязные — в корзину для белья, которое надо стирать.

2. Книжки, дискеты, кассеты ставь на полку, игрушки убирай в коробку.

3. Для мелкого мусора заведи специальную коробочку и каждый вечер высыпай его в общее мусорное ведро.

4. Приучи себя ставить все предметы на их привычное место.

5. Уборку своей комнаты начинай с вытирания пыли. Это лучше делать специальной салфеткой.

6. Почисти кресла, диван, стулья пылесосом или влажной щеткой.

7. Пропылесось в комнате и протри полы влажной тряпкой (лучше обзавестись специальной шваброй, которая снабжена впитывающей губкой и специальным отжимающим устройством).

Кроссворд

По горизонтали:

5. До чего же, дети, гадок

В нашем доме… (беспорядок).

6. И уверенно, и храбро

Чистоту наводит… (швабра).

По вертикали:

1. Этот в грязь залез и рад,

Что грязна рубаха.

Про такого говорят:

«Он плохой,… (неряха).

В. Маяковский

2. Танцевать — танец, чинить — починка, убирать — … (уборка).

Это вовсе не хитро:

Тряпку взять и взять… {ведро).

Чистым нужно быть всегда,

В том поможет нам…

(вода).

Стоит в углу он связанный,

Как будто бы наказанный.

За то, что в доме прыгал и скакал,

Хотя он нам в уборке помогал. (Веник.)

Практическая работа №3 «Речевой этикет» (1 час).

Цели:-учиться соблюдать речевой этикет;

— учиться находить приемы расположения собеседника;

— учиться разрабатывать практические занятия по речевому этикету.

Оборудование:

1.Смирнова Е.Е. Психология общения..- СПб.: КАРО, 2005. с 265

Ход работы

1. Подготовьте ответы для обсуждения на следующие вопросы:

-Какие функции выполняют комплименты в общении, на что они могут быть направлены?

-Какие еще психологические приемы расположения собеседника к себе вы уже знаете?

-Как себя вести, если вместо живого человека вы слышите голос, записанный на автоответчик?

2. Выполните следующее упражнение

1. Школьники поехали в США на месяц. Они должны были вернуться 20 октября, но неожиданно школа получила сообщение о том, что ребята возвращаются на день раньше. Вам поручили обзвонить всех родителей и сообщить им дату и время приезда. В квартире Краковых вам ответил автоответчик. Какое сообщение вы оставите для родителей на автоответчике?

Вы звоните в вашу фирму из аэропорта: хотите сделать срочное сообщение по поводу приезда и встречи представителя вашей фирмы за рубежом господина Брауна. Вам отвечает автоответчик. Что вы предпримете? Какое сообщение вы оставите своим коллегам на автоответчике?

3. Обсуждение ситуаций.

В следующих диалогах охарактеризовать абонентов с точки зрения правильности ведения телефонного разговора. Какие правила этикета телефонного разговора нарушены в диалоге 1?

Диалог 1

— Алло! Кто это?

— А кто вам нужен?

— Николай Иванович, это вы?

— Нет, Николай Иванович уже отдыхает. Время-то позднее, милок!

— А с кем я разговариваю?

— С его дедушкой. А вы кто будете?

— Сотрудник с его кафедры.

Диалог 2

-Алло! Здравствуйте. Андрей Петрович вас беспокоит. Извините за поздний звонок.

— Ничего-ничего.

Здравствуйте.

— Я хотел бы поговорить с Николаем Ивановичем. Извините, а с кем я говорю?

— С дедом Николая Ивановича. Простите, Андрей Петрович, но он уже отдыхает.

— Прошу прощения еще раз. Передайте ему, пожалуйста, что материал для его доклада подготовлен.

4. Выполните следующее упражнение

Вам необходимо позвонить по делу домой другу в вечернее время. Трубку берет кто-то из членов семьи. Составьте диалог и оцените, правильно ли вы использовали телефонные этикетные формулы.

5. Проанализируйте ситуацию:

Какие правила этикета не соблюдены в данной ситуации высокопоставленным лицом?

Явившись раз по делу к высокопоставленному лицу, Пушкин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При входе поэта лицо, разумеется, и не подумало изменить позы, а когда Пушкин, передав, что было нужно, хотел удалиться, то получил приказание произнести экспромт.

Дети на полу — умный на диване, — сквозь зубы сказал раздосадованный Пушкин.

Ну, что же тут остроумного, — возразила особа, — дети на полу, умный на диване. Понять не могу. Ждал от тебя большего.

Пушкин молчал, и когда особа, повторяя фразу и перемещая слоги, дошла наконец до такого результата: «детина полоумный на диване», то, разумеется, немедленно и с негодованием отпустила Пушкина.

7. Прочитайте учебный текст № и ответьте на следующие вопросы:

— Как различаются этикетные нормы у разных народов: европейских и азиатских?

-Как принято вести себя в России в ситуациях, описанных в тексте: обращение к знакомым и незнакомым, посещение храма, посещение чужого дома, угощение гостей, поведение на улице?

-Как вы понимаете совет: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»?

Учебный текст №

Этикет у разных народов

Этикетные знаки всегда условны. Одна и та же информация может передаваться у разных народов разными знаками. Если европейцы при встрече пожимают друг другу руки, то народы Азии в основном обходятся без рукопожатий. Если формы приветствия у разных народов не совпадают, это замечается сразу, может показаться странным, а в отдельных случаях и обидным.

Например, при встрече на один и тот же вопрос: «Как дела?» русский ответит: «Ничего» или «Нормально», болгарин чаще всего скажет: «Хорошо», а вот чех обязательно начнёт жаловаться, при этом он как бы гордится трудностями, потому что без трудностей, по его представлению, живет лишь бездельник. Каждый народ имеет свои этикетные знаки, которые, кстати, могут меняться в разные исторические период жизни одного народа.

Русскому приветствию «Здравствуйте!» у адыгейцев, например, соответствует множество способов приветствовать — в зависимости от того, мужчина это или женщина, старик или молодой, всадник или спутник, пастух или кузнец. По древней традиции уважение к старшим у них выражалось тем, что младший всегда уступал старшему правую сторону дороги, не должен был окликать старшего или задавать ему вопросы. Один из знаков уважения к женщине сохранился до сих пор: всадник, встретивший женщину в пути, непременно должен спешиться и проводить ее до дому, оставляя свои дела. У других народов, наоборот, первенство принадлежит мужчине.

Древние греки встречали друг друга приветствием «Радуйся!», а современные — «Будь здоровым!» Арабы говорят: «Мир с тобой!», а индейцы навахо — «Все хорошо».

В русском языке около сорока приветствий. Работающему говорят: «Бог в помощь!» (правда, это устаревшее приветствие); приехавшему — «Добро пожаловать!», «С приездом!»; входящему — «Милости просим!», помывшемуся в бане — «С легким паром!» Есть приветствия в зависимости от времени суток — «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», для того, кого давно не видели — «Сколько лет, сколько зим!». А сколько доброжелательства в речевом этикете нашей национальной культуры: «Добро пожаловать!», «Добрый день!», «Хлеб да соль!», «Не поминайте лихом!», «Будьте как дома!», «Милости прошу к нашему столу!», «Прошу любить и жаловать!»

Илья Эренбург в книге «Люди, годы, жизнь» оставил интересное свидетельство норм поведения разных народов: «Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынужден пожать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам или москвичам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Житель Вены говорит «целую руку», не задумываясь над смыслом своих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник!» Без «дорогого сэра» он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических странах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой.

В Европе цвет траура — черный, в Китае — белый. Когда китаец впервые видит, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже её целует, это кажется ему чрезвычайно бесстыдным. В Японии нельзя войти в дом, не сняв обуви, в ресторанах на полу сидят мужчины в европейских костюмах и носках. В пекинской гостинице мебель была европейской, но вход в комнату традиционно китайским — ширма не позволяла войти прямо, это связано с представлением о том, что черт идет напрямик; а по нашим представлениям, черт хитер, и ему ничего не стоит обойти любую перегородку. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме, китайца, хозяин ему дарит этот предмет — того требует вежливость. Мать меня учила, что в гостях ничего нельзя оставлять на тарелке. В Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается — нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен и не стоит ломать голову над тем или иным обычаем: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы». Узнав этикет своего народа, вы будете с уважением относиться к нормам поведения, принятым у других народов. Без умения уважать и принимать чужие обычаи невозможно жить в современном мире.

8. Подготовьте ответы для обсуждения на следующие вопросы:

В старинных русских пословицах заложены определенные требования этикета.

— Как вы понимаете эти требования? Можно ли их использовать сегодня?

1. «Благовоспитанному сыну

Отцов приказ не ломит спину».

2. «Кричать, да спорить, да браниться,

во всяком месте не годится;

А где как честь хранится строго,

Там не должно болтать-де много».

3. «Похвала доброт твоих быть должна в устах других».

— О каких правилах этикета говорится в указе Петра I? Действуют ли эти правила сегодня?

«Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, разумно, а не много говорить. Потом слушать и других речи не перебивать, но дать все выговорить, и потом мнение свое… предъявить… Ежели чьё мнение достойно и годно, то похвалять и в том соглашаться… А ежели в чем оспорить можно, то учинить с учтивостью и вежливыми словами, и дать свое рассуждение на то, для чего».

-Какие нормы этикета мы выполняем автоматически, не особенно задумываясь над тем, что мы делаем, какие — совершаем намеренно?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *