Игры для моторики рук для малышей

Игры для моторики рук для малышей

Пальчиковый игротренинг
(нетрадиционные игровые приёмы)

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить.
Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.
Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2—3 раза в день по 3—5 мин, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.
Итак, я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, — страну пальчиковых игр.
1. Самомассаж кистей и пальцев рук (по Йосиро Цуцуми, модифицированный).
Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.
• Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
• Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.
Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево — как хочу.
Сверху — левой, снизу — правой
Я его катаю, браво.
• Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
• Массаж грецкими орехами (каштанами).
Катать два ореха между ладонями.

Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
• Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.
Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
2. Пальчиковый тренинг
• «Узелки» — перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, предметы по лексическим темам, гласные звуки.
• «Щелчки» — каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.
• «Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
Котенок
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
• «Прогулка» — с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.
На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем.
И с хорошей тренировкой
Каждый станет сильным, ловким.
• «Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц (пробок) указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги.
(Лыжи.)
• «Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных, буквы.
• «Пристёгивание разных фигур» — вырезаются прямоугольники из плотной матерчатой ткани, к ним пришиваются пуговицы, при помощи которых пристёгиваются разные фигуры с прорезями-петлями.
• «Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.
Чистоговорки:
ша-ша-ша — в доме у нас Маша;
шо-шо-шо — Маша ведет себя хорошо;
шу-шу-шу — на руках ее ношу;
ши-ши-ши — калоши у Маши очень хороши.
• «Мой веселый мяч-прыгун» — прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно», одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков.
Трудно мячик мне вести
Прямо по дорожке —
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
• «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
• Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
Также ребёнку можно предложить:
• кистевые эспандеры, дутые ручки от молочных пакетов – для развития мышечной силы кисти;
• бигуди и щётки для волос, ребристую деталь от одноразового медицинского шприца, математические счёты – для массажа и самомассажа ладоней;
• клавиатуру старого компьютера, кнопочный телефон, бельевые прищепки и плотную (картонную) основу для них – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• «Сухой бассейн» — ёмкость, наполненная горохом или фасолью, — для самомассажа кистей; мелкие игрушки для вытаскивания из «сухих бассейнов».
• «Волшебные мешочки» — воздушные шарики, наполненные разным количеством семян фасоли, ребёнок ощупывает шарики тактильным методом, находит фасоль и говорит, какое количество фасоли в каком шарике спряталось.

Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой.

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше двигательная активность ребенка, тем он лучше развивается. Поэтому необходимо уделять большое внимание уже с раннего возраста развитию общей и мелкой моторики ребенка. В ходе многочисленных опытов и наблюдений ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и благоприятно действуют на развитие коры головного мозга.

Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. Сейчас у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, слабое развитие мелкой моторики рук. С развитием науки и техники многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, пылесосы, стиральные машины. Раньше взрослым вместе с детьми большую часть домашних дел приходилось делать вручную — стирать и отжимать белье, перебирать крупу, подметать и мыть полы, вязать, вышивать. Это в свою очередь развивало мелкую моторику рук. В дошкольном возрасте диагностическим фактором является уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстёгивание застежек, завязывание шнурков и т. д.) Если руки не развиты, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Занятия по развитию мелкой моторики благоприятно влияют на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

1. В работе с младшими дошкольниками для массажа ладоней, обогащение тактильного опыта, развития согласованных движений обеих рук, точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук можно использовать такие игры и упражнения с различными предметами, как: «Забавные карандаши». В этой игре дети учатся катать карандаш по столу вперед-назад сначала одной, потом другой рукой; «Я колючек не боюсь» (с использованием бигуди) — дети катают бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой; «Непослушные шарики» (Используются шарики разной фактуры — деревянные, резиновые) — дети катают их по столу вперед-назад, в стороны, по кругу» «Дует, дует ветерок» (с использованием резиновых груш разного размера). Сжимая грушу, дети делают «ветерок» на ладошку, лицо. Можно сдувать со стола ватку, пёрышко, салфетку, комочек бумаги. Очень интересны и полезны для детей игры с использованием цветного соленого теста. Игра «Прятки» — дети прячут шарики в тесто, а потом находят их. «Я пеку, пеку, пеку» — детям предлагается сделать пирожки и в качестве начинки можно использовать желудь, каштан или крупные фасолины. «Топ, топ» — дети делают углубления в тесте пальчиками как будто идут по дорожке. Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры: «Сдуй игрушку» — дети сдувают надувные игрушки; «Бумажные снежки» — детям предлагается смять бумагу и сделать снежки; «Курочка Ряба» — коробочки от киндер сюрпризов или грецкие орехи заворачиваются в фольгу, а дети их разворачивают; «Подарки» — дети заворачивают в фольгу небольшие игрушки.

2.Пальчиковые игры. Для развития согласованных движений рук, развития точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, выполнение подражательных движений с младшими дошкольниками можно использовать такие игры: «Лапки-царапки», «Птичка», «Ежик», «Замок», «Апельсин», «Человечек» и другие. Для детей старшего возраста движения усложняются, они могут использовать пальчиковые куклы, мелкие предметы. Пальчиковые игры будут более интересными и разнообразными если использовать их во время чтения стихов, сказок, рассказов. Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук. Чтобы пальчиковые игры были более эффективными необходимо, чтобы сочеталось сжатие, растяжение, расслабление кисти рук, а также использовались движения каждого пальца в отдельности. Длительность зависит от возраста, в младшем возрасте от 3 до 5 минут, в среднем и старшем возрасте до 10–15 минут в день. Интересным для детей является теневой театр. Можно с помощью рук изображать различные фигуры «Дерево», «Зайчик», «Идет коза рогатая», «Птицы прилетели», «Волк», «Собачка» и другие. Когда дети овладеют способами показа фигур можно объединять их общим сюжетом, использовать музыкальное сопровождение.

3.Игры и упражнения с мелкими предметами (зернобобовые, бусинки, пуговицы, камешки, ракушки). Детям очень нравятся эти упражнения, всегда выполняют их с интересом. Игры «Массаж ладошек», «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке», «Золушка» (сортировка), «Разложи пуговицы (бусы) по цвету, размеру, форме», «Сделаем красивые бусы» (нанизывание, чередование по цвету, форме), «Выложи узор», «Выложи цифры, буквы, геометрические фигуры» и другие задания.

4. Игры и упражнения со шнурками. Шнуровка. Для младшего возраста можно использовать игры: «Веселый шнурок» (разматывание), «Развяжи бантики» (развязывание), «Игривый котенок», «Забавные шнурки», «Швея», «Бусы для куклы Маши» (нанизывание на шнурок крупных бусин). Для детей среднего возраста упражнения могут быть такими: «Поможем ежику», «Дары осени», «Украсим елочку» и другие, в которых дети пришнуровывают недостающие детали. В старшем возрасте детям предлагаются схемы для создания узоров по образцу, завязывание бантиков из шнурков.

5. Игры и упражнения со счетными палочками. Для малышей предлагаются такие задания: «Дорожка для машины», «Заборчик», «Спрячем зайку», «Солнечные лучики», «Ежик» (с использованием плоскостных изображений).

С возрастом задания усложняются: «Достань палочки из коробки», «Сложи в коробку», «Разложи по цвету», Выложи фигуру по образцу» (с использованием схем), «Придумай узор», Выложи цифры, буквы», «Колодец» и другие. Во время этих игр развивается не только мелкая моторика, но и внимание, мыслительные операции, точность движений.

6. Игры и упражнения с мозаикой. Вначале дети учатся выкладывать мозаику на игровое поле, затем выполняют упражнения: «Разложи по цвету», «Разноцветные дорожки», «Красивые бусы», «Яркие цветы». С возрастом задания усложняются. Дети учатся выкладывать узоры по схемам и придумывать их самостоятельно.

7. Игры и упражнения с прищепками. Для развития силы рук, соотносящих движений рук, дифференцированные движений пальцев можно младшим детям предложить игры: «Ловим раков», «Белье высохло», Солнышко светит», Мамины помощники», «Прятки» и другие.

8. Рисование и раскрашивание раскрасок. Рисование является одним из самых любимых видов детской деятельности. В процессе рисования у детей развивается общий кругозор, творческие способности, формируются умения пользоваться кистью, карандашом. В работе с детьми можно использовать разные изобразительные материалы: акварельные и гуашевые краски, фломастеры, карандаши, восковые мелки, цветные ручки. Рисование способствует развитию мелких мышц руки. Раскрашивание раскрасок развивает согласованные действия зрительного и двигательного анализатора и укреплению движущего аппарата пишущей руки. Во время раскрашивания необходимо подбирать нужные цвета, регулировать силу нажима, не выходить за контур, закрашивать в одном направлении.

9.Лепка. Очень важную роль для развития моторики рук играет лепка. Основным инструментом в лепке являются руки — значит уровень умений зависит от владения собственными руками. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: развивают сенсорную чувствительность, синхронную работу обеих рук, развивают общую ручную умелость, развивают мелкую моторику. В работе с детьми можно использовать пластилин, глину, соленое тесто. Младшие дошкольники отщипывают от большого куска маленькие кусочки, скатывают из них шарики, колбаски, расплющивают их, делают абстрактные узоры или простые изображения: «Дождик», «Снежок», «Топ-топ», «Конфетки», «Травка», «Заборчик» и другие. По мере формирования у детей навыков лепки усложняются задания. Можно вылепить из маленьких кружочков, колбасок заданный узор или изображение, лепить барельеф и горельеф, объемные фигурки — по мотивам народных игрушек, интересный прием лепки по готовой форме (бутылка, баночка), придание формы вазочки, украшение налепами, дополнительным материалом (бусы, блестки, природный материал).

10.Работа с ножницами и бумагой. Этот вид деятельности предполагает умение владеть ножницами, освоение основных приемов вырезания — резать по прямой, по диагонали, вырезание круга из квадрата, овала из прямоугольника. В старшем дошкольном возрасте дети учатся симметричному вырезыванию из бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки). Силуэтное вырезывание требует большой сосредоточенности, уверенного пользования ножницами, умения планировать свои действия, составлять из вырезанных фигурок узоры, картинки, коллективные композиции. Работа с бумагой (обрывание, вырезание, плетение, изготовление поделок (оригами) требует содружественной работы обеих рук, точности и согласованности движений кистей рук, аккуратности, настойчивости.

11. Штриховка. Такие задания способствуют подготовки к письму, умение проводить линии не отрывая от бумаги, развивают и укрепляют мелкую мускулатуру кисти рук.

Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно для формирования почерка. Раскрашивание рисунков с использованием штриховки обеспечивает постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти рук, в отработке координации движений. Начинать занятия необходимо с раскрашивания короткими частыми штрихами, затем круговая штриховка от центра рисунка, а затем штриховка длинными параллельными отрезками. Во время штриховки нельзя выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между линиями должно быть одинаковым. Можно использовать для штриховки различные материалы: простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки.

12.Графические упражнения. Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке на листе бумаги и готовит руку к письму. Детям предлагаются задания «Нарисуй волны», «Дым», «Рыбка», «Дорожки», «Виражи», «Найди путь», «Пройди по лабиринту», «Дорисуй орнамент», «Нарисуй лабиринт». При выполнении заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием и добивался хороших результатов.

Раздел 1. Подготовка руки к письму. Развитие мелкой моторики

Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Тест на развитие графического навыка

Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором предварительно взрослый (педагог или родитель) пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших – два маленьких – два больших – два маленьких и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки. Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.

Оценка результатов теста

Баллы

1. Характер линий ровный, прямой, нажим ровный – 1, неровная, дрожащая, двойная, искривленная – 0.

2. Размер элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.

3. Форма элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.

4. Наклон соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.

5. Отклонение от строчки незначительное: (не более З0) – 1, значительное – 0.

6. Последовательность элементов: правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов – 1, неверно воспроизведена последовательность элементов – 0.

Результат 6–5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.

Результат 4–3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.

Результат 2–0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.

Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:

1) низкий темп письма;

2) быстрая утомляемость при письме;

3) неровная, «дрожащая» линия;

4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;

5) слишком сильный нажим;

6) трудности в воспроизведении формы графических элементов;

7) несоблюдение размера графических элементов;

8) несоблюдение наклона письма;

9) большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;

10) нежелание выполнять письменные упражнения.

Для формирования у ребенка графического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений. Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности письма.

Для развития графического навыка следует использовать:

• графический диктант;

• рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;

• рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;

• выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

Для развития мелкой моторики рук следует использовать:

• пальчиковую гимнастику;

• упражнения на освоение предметных действий. Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. При этом необходимо сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, уметь выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. В 6–7 лет ребенок должен научиться выполнять следующие виды штриховки: прямые вертикальные штрихи (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т. д.), крупными петельками. Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом. Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 15–20 минут. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить с ребенком пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.

Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

Кроме того, существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования показывают, что развитие мелкой моторики рук является необходимым условием для развития речи и мышления ребенка.

Графические диктанты

Выполняются на бумаге в клеточку под диктовку взрослого. Ребенка просят провести линию следующим образом:

1. Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.

2. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо.

3. Одна клетка влево, четыре клетки вверх, три клетки вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, три клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз.

4. Одна клетка влево, три клетки вверх, две клетки влево, одна клетка вверх, пять клеток вправо, одна клетка вниз, две клетки влево, три клетки вниз.

5. Одна клетка вниз, пять клеток вправо, одна клетка вверх, пять клеток влево, три клетки вверх, пять клеток вправо, три клетки вниз.

6. Четыре клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, две клетки влево.

7. Одна клетка вверх, четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево.

8. Одна клетка вправо, семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо, пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо.

9. Четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево.

10. Пять клеток вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, пять клеток вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево, две клетки вниз, три клетки влево.

Рисование линий

Прямые дорожки

Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.

Фигурные дорожки

– Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.

Как и в предыдущем задании, карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

– Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

Рисование

По точкам

Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

Нарисуй фигурку по точкам, как на образце.

По контурам

Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

По клеточкам

• На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

• Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.

• Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.

• Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.

• Ребенка просят по заданному образцу нарисовать рисунок на листе бумаги в клеточку.

Выполнение штриховок

Штриховки с различным направлением движения руки

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

Силуэтные штриховки

Ребенка просят скопировать рисунок, выполняя штриховку по заданному образцу.

Копирование узоров

Детям предлагается внимательно проанализировать и скопировать образцы узоров красивых «ковров» (перед каждым ребенком на столе лежит индивидуальный образец) и как можно точнее срисовать их. После того как копирование узоров будет закончено, можно устроить коллективный анализ и выбрать самые точные, наиболее близкие к оригиналу копии.

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук

Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Особое внимание следует обратить и на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук.

Пальчиковая гимнастика выполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка.

1. Ладони поочередно ударяют о край стола.

2. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки.

3. Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.

4. Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу.

Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

6. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами.

7. Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки.

8. Руки вытягиваются вперед, пальцы растопыриваются, как можно сильнее напрягаются, а затем расслабляются, руки опускают и слегка трясут ими.

9. На раз – подушечки пальцев поджимаются к верхней части ладони, на два – пальцы быстро выпрямляются и растопыриваются.

10. Предплечье вертикально, ладонь находится под прямым углом, все пальцы прижаты. Вращение кистями от себя и к себе.

11. Руки сжимают в кулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое же упражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

12. Руки ставятся на край стола и превращаются в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к краю стола, передвигая пальцами как ножками.

13. Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. По команде ладони меняются местами: правая – вверх, левая – вниз.

14. Руки сжимают в локтях, держа кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.

15. Пальцы сплетаются, ладони соединяются и стискиваются как можно сильнее. Потом руки опускают и слегка трясут ими.

16. Ладони поставлены вертикально друг другу и сомкнуты. Затем ладони размыкаются.

17. Поочередно пальчики прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо.

18. Руки сжимают в кулачок, вытягивают большой палец вверх и начинают вращать им сначала в одну, затем в другую сторону. То же самое делают с другими пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

19. Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты в замок. Затем пальцы распрямляются и вновь сжимаются в замок.

20. Руки сжимают в кулачки, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать ими воображаемую бумагу.

21. Руки соединяют в замок и тянут в разные стороны.

22. Сцепляют большие пальцы и тянут руки в разные стороны. То же делают для других пальцев: указательного, среднего, безымянного, мизинца.

23. Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Хлопают кончиками больших пальцев. То же – для указательных, средних, безымянных, мизинцев.

24. Левая ладонь – вертикально вверх, к ее нижней части приставляется кулачок. Затем положение рук меняется.

25. Поочередно пригибают пальцы к ладошке, начиная с большого. Затем поочередно разгибают пальцы, начиная с большого.

26. Пальцы сжаты в кулачок, выдвинуты указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, следует медленно шевелить пальцами.

При затруднении выполнения упражнений с мячом можно временно заменить мяч небольшим мешочком с утяжелением (песком, зерном и т. п.). После того как ребенок освоил перечисленные упражнения с мешочком, можно повторить их, используя мяч.

Формирование способности к переключению с одного двигательного уклада на другой.

• Выработка умения правильно держать карандаш или ручку, класть его в коробку, открывать и закрывать коробку и пр.

• Выработка умения складывать в портфель книги, тетради, пенал, линейки, краски, альбомы.

• Проведение игр, состоящих из ряда действий, например, поймать мяч, бросить его другу, отбежать в кружок, нарисованный на полу.

Освоение предметных действий

Для развития тонкой моторики рук можно использовать упражнения с применением спортивного инвентаря. У детей с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук освоение предметных действий вызывает значительные трудности. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и этапа работы над освоением движений можно варьировать характер манипуляций с предметами, использовать такие приемы, как перекладывание, подбрасывание, ловля; изменять темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных в работе предметов.

При затруднении выполнения упражнений с мячом можно временно заменить мяч небольшим мешочком с утяжелением (песком, зерном и т. п.). После того как ребенок освоил перечисленные упражнения с мешочком, можно повторить их, используя мяч.

Формирование способности к переключению с одного двигательного уклада на другой.

• Выработка умения правильно держать карандаш или ручку, класть его в коробку, открывать и закрывать коробку и пр.

• Выработка умения складывать в портфель книги, тетради, пенал, линейки, краски, альбомы.

• Проведение игр, состоящих из ряда действий, например, поймать мяч, бросить его другу, отбежать в кружок, нарисованный на полу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *