И и сикорский

И и сикорский

Содержание

Sikorsky Aircraft

У этого термина существуют и другие значения, см. Сикорский.

Sikorsky Aircraft Corporation

Тип

Научно-производственное предприятие

Основание

Основатели

Игорь Иванович Сикорский

Расположение

США: Стратфорд, Коннектикут

Отрасль

Авиастроение

Продукция

Летательные аппараты

Число сотрудников

  • 15 975 чел. (2014)

Материнская компания

Lockheed Martin

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Sikorsky Aircraft — американское самолёто- и вертолётостроительное предприятие, разрабатывающее и производящее летательные аппараты, основана учёным-авиаконструктором Игорем Ивановичем Сикорским. В период с июля 1929 по ноябрь 2015 принадлежала United Technologies Corporation. В ноябре 2015 была продана Lockheed Martin.

История

Акция именная класса А номиналом в 5 долл. США Акционерного общества Sikorsky Aero Engineering Corporation с основным капиталом в 200 тыс. долл. США. 1923 г.

Компания, которая называлась «Sikorsky Aero Engineering Corporation», начала производство самолётов в Рузвельте (штат Нью-Йорк) в 1925 году. В 1929 году компания переехала в Стратфорд (штат Коннектикут). Затем компания стала частью United Aircraft and Transport Corporation (в настоящее время United Technologies Corporation) в июле этого же года. Первоначально Игорь Сикорский был сосредоточен на разработке многомоторных самолётов, а затем и самолёта-амфибии. В конце 1930-х продажи самолётов упали и United Aircraft объединились с Vought Aircraft. Сикорский воспользовался этой возможностью, чтобы начать работы по разработке вертолёта. После первого образца VS-300 он разработал Sikorsky R-4, который был первым одновинтовым полностью управляемым вертолётом.

Продукция

Самолёты

  • S-29-A: двухдвигательный биплан, первый самолёт Игоря Сикорского, построенный в США (1924 год)
  • S-30: двухдвигательный, не построен. (1925 год)
  • S-31: однодвигательный биплан (1925 год)
  • S-32 (самолёт): однодвигательный двухместный биплан (1926 год)
  • S-33 «Мэссенджер»: однодвигательный биплан (1925 год)
  • S-34: прототип двухдвигательной летающей лодки (1927 год)
  • S-35: прототип трёхдвигательного биплана (1926 год)
  • S-36 «Амфибион»: восьмиместная двухдвигательная летающая лодка (1927 год)
  • S-37 «Гардиан»: восьмиместный двухдвигательный биплан (1927 год)
  • S-38: восьмиместная двухдвигательная летающая лодка (разработана по заказу ВМС США, 1928—1933 годы)
  • S-39: пятиместный однодвигательный вариант S-38 (1929—1932 годы)
  • S-40 «Флайинг Форест»: четырёхдвигательная двадцати восьмиместная летающая лодка (1931 год)
  • S-41: двухдвигательная летающая лодка (1931 год)
  • S-42 (самолёт) «Клиппер»: четырёхдвигательная летающая лодка (1934—1935 годы)
  • S-43 «Бэби Клиппер»: двухдвигательная десантная летающая лодка (1935—1937 годы); вариант для Армии США — OA-1, вариант для ВМС США — JRS-1
  • S-44: четырёхдвигательная летающая лодка (1937 год)
  • S-45: шестидвигательная летающая лодка (разработана по заказу ПанАм, никогда не строилась)

Вертолёты

  • Vought-Sikorsky 300 (1939)
  • Sikorsky S-47 / Sikorsky R-4: первый серийный вертолёт в мире (1940)
  • Sikorsky S-48 /Sikorsky H-5: модернизация R-4, улучшенная грузоподъёмность, повышенная надёжность, скорость и предельная высота (1943)
  • Sikorsky S-49 / Sikorsky R-6
  • Sikorsky S-51 / Sikorsky H-5: первый коммерчески-доступный вертолёт (в мире, 1946 год)
  • Sikorsky S-52: первый вертолёт с цельнометаллическими лопастями (1947 год)
  • Sikorsky S-53 / Sikorsky XHJS (1947)
  • Sikorsky S-55 / Sikorsky H-19: вертолёт обслуживания (1949 год)
  • Sikorsky S-56 / Sikorsky H-37 Mojave: двухдвигательный вертолёт (1953 год)
  • Sikorsky S-58 / Sikorsky H-34: модернизация S-55 (1954 год)
  • Sikorsky S-59 / Sikorsky XH-39 (1953 год)
  • Sikorsky S-60: прототип «летающего крана» (1959 год), разбился в 1961 году
  • Sikorsky S-61 Sea King / Sikorsky SH-3 Sea King: транспортный вертолёт (1959)

  • Sikorsky CH-124 Sea King
  • Sikorsky S-61R, добавлена задняя грузовая рампа; варианты — CH-3, HH-3 («Весёлый зелёный гигант»), и HH-3F «Пеликан» (1963)
  • Sikorsky S-62 / Sikorsky HH-52 Seaguard: вертолёт-амфибия (1958 год)
  • Sikorsky S-64 Skycrane: реинкарнация идеи «летающего крана» (1962 год)
  • Sikorsky CH-54 Tarhe (1962)
  • Sikorsky S-65 / Sikorsky CH-53 Sea Stallion: летающий кран (1964 год)
  • Sikorsky CH-53E Super Stallion (1974 год)
  • Sikorsky CH-53K Super Stallion
  • Sikorsky MH-53
  • Sikorsky S-67 Blackhawk: прототип ударного вертолёта «Блэк Хоук» (1970 год)
  • Sikorsky S-69: прототип вертолёта соосной схемы, раздвоенным хвостовым оперением (1973 год)
  • Sikorsky S-70 (1974):
  • Sikorsky HH-60 Jayhawk
  • Sikorsky HH-60 Pave Hawk
  • Sikorsky SH-60 Seahawk
  • Sikorsky UH-60 Black Hawk
  • Sikorsky S-72: экспериментальный по заказу НАСА (1975 год)
  • Sikorsky S-75 (1984)
  • Sikorsky S-76 Spirit: 14-местный коммерческий вертолёт (1977 год)
  • Sikorsky S-80: экспортная версия Sikorsky CH-53E Super Stallion
  • Sikorsky S-92 и военный вариант Sikorsky CH-148 Cyclone (1995 год)
  • Sikorsky S-300 (1964)
  • Sikorsky Firefly
  • Sikorsky S-333 (1992)
  • RAH-66 Comanche (проект заморожен в 2003)
  • Sikorsky S-434 (2008)
  • Sikorsky X2: Прототип вертолёта соосной схемы с толкающим винтом (на базе S-69)
  • Sikorsky S-97 — прототип разведывательного вертолёта (2014).

БПЛА

  • Sikorsky Cypher, Cypher, БПЛА 1992 года
  • Sikorsky Cypher II, Cypher II Dragon Warrior, обновлённая версия 2001 года

Ссылки

  • Официальный сайт компании Sikorsky
  • Сайт вертолётов Sikorsky
  • Архив сайта Sikorsky

Сикорский (фирма)

Смотреть что такое «Сикорский (фирма)» в других словарях:

  • Сикорский — Игорь Иванович (1889–1972), авиаконструктор и промышленник. В 1908 11 гг. построил две модели вертолёта (не летавших). В 1910 г. на самолёте С 2 собственной конструкции поднялся в воздух. С 1912 г. – главный конструктор авиационного отдела Русско … Энциклопедия техники

  • «Сикорский» — Рис. 1. Палубный вертолёт противолодочной обороны SH 60B «Си хоук». «Сикорский» (Sikorsky Aircraft) — вертолётостроительная фирма США. Основана в 1923 И. И. Сикорским под названием «Сикорский аэро энджиниринг» (Sikorsky Aero Engineering Corp … Энциклопедия «Авиация»

  • «Сикорский» — Рис. 1. Палубный вертолёт противолодочной обороны SH 60B «Си хоук». «Сикорский» (Sikorsky Aircraft) — вертолётостроительная фирма США. Основана в 1923 И. И. Сикорским под названием «Сикорский аэро энджиниринг» (Sikorsky Aero Engineering Corp … Энциклопедия «Авиация»

  • Сикорский Иг. Ив — СИКОРСКИЙ Иг. Ив. (1889 1972) ученый, конструктор самолетов и вертолетов. Род. в Киеве, в семье психиатра. Окончил в С. Петербурге Морской Кадетский корпус (1906), вернулся в Киев. Поскольку во время рев ции 1905 С. не имел возможности продолжить … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Знаменитые киевляне — Структура категорий, содержащих статьи о киевлянах: Персоналии:Киев … Википедия

  • Список самолётов (А-Я) — Список самолётов по производителям A B C D E H I M N S T Z А Я А Авантаж А 29 Авиакор М 12 «Касатик» Авиа ЛТД Аккорд 201 Авиатех … Википедия

  • Известные киевляне — Структура категорий, содержащих статьи о киевлянах: Персоналии:Киев … Википедия

  • Никольский, Константин Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Никольский. Константин Никольский … Википедия

  • Авиационная промышленность — отрасль промышленности, осуществляющая научные исследования, разработки, опытное строительство, испытания и серийное производство летательных аппаратов, авиационных двигателей, бортовых систем и оборудования. Поставщиками многих комплектующих… … Энциклопедия техники

  • Vought OS2U «Kingfisher» — Vought OS2U «Kingfisher» Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия

Сикорский, Игорь Иванович

Игорь Иванович Сикорский

англ. Igor Sikorsky

Дата рождения

25 мая (6 июня) 1889

Место рождения

  • Киев, Российская империя

Дата смерти

26 октября 1972 (83 года)

Место смерти

  • Истон, Коннектикут, США

Страна

  • Российская империя
  • США

Научная сфера

авиаконструктор

Место работы

  • Род-Айлендский университет
  • Бриджпортский университет

Альма-матер

  • Киевский политехнический институт (1911)

Известные ученики

Николай Николаевич Поликарпов

Награды и премии


Медаль Говарда Поттса (1933)
Золотая авиационная медаль ФАИ (1946)
Медаль Джона Скотта (1954)
Медаль ASME (1963)
Национальная научная медаль США (1967)
Медаль Джона Фрица (1968)

Медиафайлы на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сикорский; Сикорский, Игорь.

И́горь Ива́нович Сико́рский (англ. Igor Sikorsky, 25 мая (6 июня) 1889 год, Киев, Российская империя — 26 октября 1972, Истон, штат Коннектикут, США) — русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год).

Биография

Игорь Иванович Сикорский на передней площадке первого экземпляра «Ильи Муромца», зима 1913—14 гг.Игорь Иванович Сикорский, фотография Карла Буллы, 1914

Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая 1889 года в городе Киев. Он был вторым сыном и пятым (самым младшим) ребенком в семье известного психиатра, профессора Киевского университета на кафедре душевных и нервных болезней — Ивана Алексеевича Сикорского (1842—1919) — и Марии Стефановны Сикорской, урождённой Темрюк-Черкасовой.

Игорь Сикорский, вспоминая о своей матери, писал, что у неё, как и у отца, было медицинское образование и склонность к научной работе. Однако она полностью посвятила себя воспитанию пятерых детей: Ольге, Елене, Лидии, Сергею и Игорю. Особый интерес она проявляла к искусству и изобретениям Леонардо да Винчи. Раннюю страсть Игоря к изобретательству можно объяснить тем, что мама много рассказывала об этом гениальном итальянском учёном. Воображение юного Сикорского было полностью захвачено идеей полёта, которую разрабатывал да Винчи, особенно мыслью о создании аппарата вертикального взлёта.

В возрасте 9-10 лет Игорь был физически слабым подростком, заниматься бегом или кататься на велосипеде ему было не под силу. Такие усилия вызывали кровотечение, что беспокоило мать. Однако в нём было беспокойство другого рода, он боялся, что это станет серьёзным препятствием в осуществлении лётной карьеры.

Уже в юном возрасте у него было несколько увлечений. Он мастерил электрические батарейки, которые позволили запустить электромотор. В двенадцать лет ему удалось построить модель будущего вертолёта, который поднялся в воздух и приводом была обыкновенная резинка. Спустя год, в сфере его интересов оказалась химия. Однажды он подобрал листовку радикал-социалистов, в которой была информация, как смастерить бомбу. Это его заинтересовало и он, приобретя нужные реактивы, создал такую бомбу. Затем в саду, вдали от дома, Игорь, с помощью кислоты привёл в действие бутыль с этой гремучей смесью. Один из таких экспериментов чуть не стал последним в его жизни. Игорь решил проверить, как ведёт себя горячий нитроглицерин. В серебряную ложку налил опасную жидкость и поднял над огнём. Не успел опомниться, как произошел взрыв такой силы, что разорвал её на мелкие кусочки, но Игорь чудом остался невредимым.

В 1903 году Игорь поступил в петербургское Морское училище. Решение избрать профессию морского офицера оказалось непродуманным и было продиктовано стремлением последовать примеру родного брата Сергея, морского офицера, которого Игорь очень уважал. Однако спустя три года он понял, что не может отказаться от своего призвания и в 1906 году принял решение — оставить училище и выучиться на инженера.

Революционные настроения начала XX века лишили Игоря возможности сразу поступить в желаемое учебное заведение, и он отправился на учёбу в Париж, в школу Дювигнау де Ланно. Полгода спустя, когда политическая обстановка в России стабилизировалась, он вернулся в Киев и в 1907 году поступил в Киевский политехнический институт, где с 1905 года существовала «Воздухоплавательная секция» механического кружка, организованная профессором Н. Артемьевым, учеником Н. Е. Жуковского. В 1908 году из секции выделился кружок математика и энтузиаста воздухоплавания Н. Б. Делоне, членом которого и стал Игорь Сикорский.

Летом 1908 года Игорь Сикорский вместе с отцом вновь отправился в Баварские Альпы на отдых Берхтесгаден. В это время немецкие газеты пестрели сообщениями о полётах братьев Райт и об успешных полётах первых дирижаблей графа Цеппелина. В небольшой комнате немецкой гостиницы ему удалось собрать довольно тяжёлую модель вертолёта, которая могла подняться на несколько сантиметров. По возвращению в Киев Игорь воспроизвёл этот вариант модели вертолёта. Он считал, что если использовать более мощный двигатель, который уже существует, то можно создать настоящий вертолёт. В декабре 1908 года в корне поменялись его планы — сестра Ольга неожиданно проявила интерес к его исследованиям и предложила деньги, которых хватало на приобретение двигателя и необходимых частей для создания вертолёта.

Таким образом, в 1908—1911 годах построил свои первые два простейших вертолёта соосной схемы без автомата перекоса. Грузоподъёмность построенного в сентябре 1909 года аппарата достигала 9 пудов. Он был представлен на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве в ноябре того же года. Ни один из построенных вертолётов не смог взлететь с пилотом, и Сикорский переключился на постройку самолётов.

В январе 1910 года испытал аэросани собственной конструкции.

В 1910 году поднял в воздух первый самолёт своей конструкции С-2.

В 1911 году получил диплом лётчика.

С 1912 по 1917 год работал главным конструктором в отделе Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге.

В 1912—1914 годах создал в Петербурге самолёты «Русский витязь», «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. 27 марта 1912 года на биплане «С-6» Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту — 111 км/ч, с пятью — 106 км/ч. До 1917 года было выпущено более 90 самолетов типа «Илья Муромец» (в ходе боевых операций в годы первой мировой войны был сбит всего лишь 1 самолет этого типа).

На протяжении двух лет аэропланы Сикорского завоёвывали главные призы на состязаниях военных самолётов. Особое внимание уделено улучшению аэродинамических характеристик — хвостовая ферма была заменена на удобообтекаемый фюзеляж. Модернизированный таким образом самолёт С-6а заслужил большую золотую медаль московской воздухоплавательной выставки в апреле 1912 года. В 1915 году Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения — С-XVI для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолётов противника. Последующие конструкции Сикорского — истребители С-XVII, C-XVIII не были удачными и существовали лишь в опытных экземплярах.

Бывший дом семьи Сикорских в Киеве — ул. Ярославов Вал, 15б.

Из Иллюстрированного журнала «Искры» от 29 июня 1914 года:

Перелёт Петербург—Киев. 17 июня, в 11 часов утра, в Киев прилетел на своем знаменитом «Илье Муромце» И. И. Сикорский. Кроме механика В. Панасюка, с ним летели два будущих первых командира аэропланов типа «Илья Муромец» — лётчик петербургской авиационной роты капитан Х. Ф. Прусис и морской лётчик лейтенант Г. И. Лавров. Благодаря белой ночи полёт начался при прекрасных условиях, но вскоре поднялся сильный встречный ветер, вследствие чего вместо нормальной скорости — 100 вёрст в час, — «Илья Муромец» ограничился скоростью в 70 верст. Первую остановку он сделал в Орше, а вторую, вследствие порчи бензинопровода, — на станции «Копысь». Вообще условия перелёта были неблагоприятны. «Илья Муромец» реял всё время в грозовых тучах. Два часа пришлось лететь под проливным дождём и при встречном ветре. «Илья Муромец» поднимался на высоту 1300 метров, чтобы очутиться выше облаков. Летели под ярким солнцем, совершенно не видя земли. Удача перелёта лишний раз доказала выносливость «Ильи Муромца». Не видя земли, лётчики ориентировались по компасу. Близ Киева лётчики сделали «вылазку», пробившись сквозь густые тучи к земле. Оказалось, что Киев был уже позади них. Пришлось повернуть обратно к аэродрому. Расстояние 1020 вёрст покрыто в 13 часов 10 минут. Сикорский с товарищами оставался в Киеве до 26 июня, причём сделал несколько полётов над Киевом. Во время одного из полётов в числе пассажиров были сестра Сикорского, его дядя, вице-председатель киевского общества воздухоплавания Марков и другие. Полёт, совершённый на высоте 1400 метров, наблюдался буквально всем городом, высыпавшим на балконы и крыши.

После Октябрьской революции в начале 1918 года один из бывших коллег, работавший на большевиков, предупредил Сикорского: «Положение очень опасное. Я видел приказ о вашем расстреле». По словам Сергея, старшего сына Сикорского, Игорь Иванович представлял для большевиков двойную опасность, как друг царя и как очень популярный человек. Сикорского знал весь Петроград, многие смотрели на него как на героя. Сам Николай II приезжал на аэродром в Царское Село посмотреть, как летает молодой русский лётчик. Поэтому во времена красного террора, когда расстреливали на месте без суда, Игорь Иванович воспринял опасность всерьёз.

18 февраля 1918 года Сикорский через свободный от большевиков Архангельск (по другой версии Мурманск) выехал из России сначала в Лондон (по другой версии Ливерпуль), а потом в Париж. В Париже он предложил свои услуги французскому военному ведомству, которое дало ему заказ на постройку пяти бомбардировщиков. Однако после перемирия 11 ноября 1918 года заказ за ненужностью был аннулирован, и на этом авиаконструкторская деятельность Сикорского во Франции прекратилась. Как сказал Сергей Сикорский, Игорь Иванович решил, что США самолёты также необходимы, как и России, в силу обширных территорий.

В марте 1919 года Сикорский эмигрировал в США, поселился в районе Нью-Йорка, первое время зарабатывая преподаванием математики. В 1923 году он основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность президента. Начало его деятельности в США было весьма непростым. Так, известно, что выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов лично участвовал в его предприятии, занимая должность вице-президента. Чтобы спасти фирму Сикорского от разорения, Рахманинов прислал чек на 5000 долларов (около 80000$ в пересчёте на 2010 год). В 1929 году, когда финансовое состояние фирмы улучшилось, Сикорский вернул эти деньги Рахманинову с процентами.

До 1939 года Сикорский создал около пятнадцати типов самолётов. С 1939 года перешёл на конструирование вертолётов одновинтовой схемы с автоматом перекоса, получивших широкое распространение.

Первый экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300, созданный Сикорским в США, оторвался от земли 14 сентября 1939 года. По существу, это был модернизированный вариант его первого российского вертолёта, созданного ещё в июле 1909 года.

На его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). Машины Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей. Среди них — S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65.

Последним вертолётом, построенным Сикорским до ухода на пенсию, стал S-58. В 1957 году Сикорский отошел от дел, оставшись почетным консультантом своей фирмы,

В эмиграции возглавлял толстовское и пушкинское общества, занимался философией и богословием, принимал участие в деятельности монархического движения. Сикорский в 1920-е — 1930-е годы входил в Государево Совещание, организованное Кириллом Владимировичем, а также состоял в Русском национальном союзе в Америке, близком к «штабс-капитанскому движению» Ивана Солоневича.

B 1963 году награждён высшей научной наградой Американского общества инженеров-механиков — медалью ASME.

Скончался Игорь Иванович в 1972 году в городе Истоне (штат Коннектикут). Похоронен на кладбище Святого Иоанна Крестителя (Saint John the Baptist Russian Orthodox Cemetery) в Стратфорде (англ.)русск. (штат Коннектикут), по вероисповеданию был православным, на его средства была построена Николаевская церковь в г. Стратфорд (штат Коннектикут) (РПЦЗ), прихожанином этой церкви он был до конца своих дней.

Семья

В Российской империи Сикорский был женат на Ольге Федоровне Симкович. Они развелись, и Ольга осталась в России со своей дочерью Таней. В 1923 году сестры Сикорского иммигрировали в США, привезя с собой шестилетнюю Таню.

В США Сикорский женился на Элизабет Семион (1903–1995) в 1924 году в Нью-Йорке. У Сикорского и Элизабет было четверо сыновей: Сергей, Николай, Игорь (младший) и Георгий.

  • Таня Сикорская фон Йорк (1 марта 1918 г. – 22 сентября 2008 г.), старшая и единственная дочь Сикорского. Родилась в Киеве, Украина. Получила образование в США: степень бакалавра искусств в Барнард-колледж и докторскую степень в Йельском университете. Она была одним из первых преподавателей Университета Святого Сердца в Бриджпорте, штат Коннектикут, где она работала профессором социологии в течение 20 лет
  • Сергей Сикорский (1925 г.р.), старший сын Сикорского. Присоединился к United Technologies в 1951 году и ушел в отставку в 1992 году в качестве вице-президента по специальным проектам в Sikorsky Aircraft.
  • Игорь Сикорский-младший — адвокат, бизнесмен и авиационный историк. Внук Игорь Сикорский III также является пилотом.

Список летательных аппаратов, спроектированных Сикорским

Авиаторы Сикорский, Геннер и Каульбарс на борту самолёта «Русский витязь», 1913 год

  • 1912 — S-6, трёхместный самолёт.
  • 1913 — С-21 «Русский витязь», четырёхдвигательный биплан.
  • 1913 — С-22 «Илья Муромец», четырёхдвигательный биплан.
  • 1914/15 — С-16, истребитель сопровождения.
  • 1916 — С-20, одномоторный истребитель.
  • 1924 — S-29, двухдвигательный биплан.
  • 1934 — S-42 Clipper, летающая лодка.
  • 1939 — VS-300, экспериментальный прототип вертолёта.
  • 1942 — VS-44 Excambian, летающая лодка.
  • 1942 — R-4, первый в мире серийный вертолёт.

Увековечение памяти

Памятник И. И. Сикорскому в Киеве, в кампусе Киевского политехнического института

  • «Поэма о крыльях» — художественный фильм производства СССР 1979 года.
  • В 2009 году Национальный банк Украины в серии «Выдающиеся личности Украины» выпустил памятную монету из нейзильбера номиналом 2 гривны (качество — специальный анциркулейтед). На аверсе монеты изображён самолёт «Илья Муромец», за разработку которого Сикорский получил всемирное признание в 1913 году. На реверсе монеты изображён портрет Сикорского в форме пилота, справа от которого на фоне рисунка Леонардо да Винчи размещены надписи — ИГОРЬ СИКОРСКИЙ (полукругом), годы жизни — 1889—1972.
  • В октябре 2011 года депутаты Киевского горсовета проголосовали за переименование улицы Танковой в улицу имени авиаконструктора Игоря Сикорского.
  • Имя авиаконструктора присвоено Авиакосмическому лицею Национального авиационного университета Украины.
  • Именем Сикорского названа площадь в Приморском районе Санкт-Петербурга.
  • Именем Сикорского назван последний «безымянный» дальний бомбардировщик Ту-160.
  • В декабре 2012 года открыта мемориальная доска в церкви Святого Николая Чудотворца (город Честер, Филадельфия, США).
  • В 1979 г. Международный астрономический союз присвоил имя И. И. Сикорского кратеру на обратной стороне Луны.
  • В честь И. И. Сикорского назван астероид (10090) Sikorsky, открытый сотрудниками Института теоретической астрономии Л. Г. Карачкиной и Г. Р. Кастель в Крымской Астрофизической Обсерватории 13 октября 1990 г.
  • Имя Сикорского носит Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», который Игорь Иванович окончил в 1912 году.
  • Имя Сикорского носит аэропорт «Киев» (Жуляны) — аэропорт в Киеве (Украина).

Приз Сикорского

В июле 2013 года, впервые со времени учреждения «приза Сикорского» в 1980 году, он был вручён канадской компании AeroVelo за создание вертолёта Atlas на мускульной тяге. Сумма приза 250 000 USD. Согласно условиям аппарат должен был продержаться на высоте 3 метров не менее 60 секунд. Вертолёт «Atlas» весит всего 55 килограммов при общей площади в 50 м², имеет 4 винта, каждый из которых 20 метров в длину. Для подъёма аппарата необходима одна лошадиная сила. Пилотировал вертолёт Тодд Рейчерт, разработчик и профессиональный спортсмен.

Сочинения

  • Сикорский И. И. Воздушный путь. — М.: Русский путь. — N.-Y.: YMCA Press, 1998.
  • Сикорский: Небо и Небеса: Религиозно-философские работы выдающегося авиаконструктора / Пер. архиепископ Александр (Милеант); Под общ. ред. архимандрита Сергия (Стурова). — СПб.: Издание храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, 2005. — 280, с. — 340 экз. — ISBN 5-859911-022-X.
  • «Отче Наш». Размышления И. И. Сикорского о Молитве Господней
  • Приближение к Пропасти: выдержки из книг Сикорского на сайте Православие и мир.

> См. также

  • Приз Сикорского

Примечания

  1. 1 2 Сикорский Игорь Иванович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. SNAC — 2010.
  3. American National Biography — 1999.
  4. http://www.katc.com/news/today-in-history-for-october-26-2012/
  5. БРЭ, 2015, с. 160.
  6. Сикорский, Игорь Иванович — статья из энциклопедии «Кругосвет»
  7. Сикорский Игорь Иванович // Хронос
  8. Britannica Concise Encyclopedia. — Encyclopædia Britannica, Inc., 2006. — С. 1751.
  9. Гидропланы Сикорского были первыми самолётами, летавшими через океан.
  10. 1 2 3 4 5 6 Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
  11. Русское слово. 25 (12) сентября 1909 года
  12. Новое время. 2 декабря (19 ноября) 1909 года
  13. Надеждин Н. Я., 2011, с. 34.
  14. Утро Россіи. 6 февраля (24 января) 1910 года
  15. Иллюстрированный журнал «Искры» от 29 июня 1914 года № 25
  16. 1 2 3 4 Сергей Сикорский. Как сложилась судьба отца
  17. Надеждин Н. Я., 2011, с. 96.
  18. БРЭ, 2015.
  19. Воронин И. П. Гражданин империи. Очерк жизни и творчества Ивана Лукьяновича Солоневича / Под ред. М. Б. Смолина. — М.: «ФИВ», 2013. — 496 с. — ISBN 978-5-91862-019-9. — С. 450.
  20. ASME Medal. asme.org. Дата обращения 15 февраля 2011. Архивировано 23 августа 2011 года.
  21. «У истоков нашего прихода стоял Игорь Сикорский». Беседа с протоиереем Феодором Шевцовым, настоятелем Никольского храма в г. Стратфорд (штат Коннектикут, США) / Православие.Ru. www.pravoslavie.ru. Дата обращения 19 мая 2019.
  22. Редакция. Список верующих ученых (рус.) (неопр.) ?. Православие.фм (4 августа 2017). Дата обращения 19 мая 2019.
  23. «Military Mission.» Архивировано 6 сентября 2008 года. The Case Files: Igor Sikorsky, Franklin Institute. Retrieved: October 29, 2008.
  24. Hacker and Vining 2007, p. 116.
  25. Skyways July 1995, p. 71.
  26. «Tania Sikorsky Von York.» Foster’s Daily Democrat, September 26, 2008. Retrieved: October 16, 2008.
  27. «First Helicopter Civilian Rescue November 29, 1945.» Архивировано 10 декабря 2008 года. Sikorskyarchives.com. Retrieved: July 17, 2010.
  28. Zenobia, Keith. «Sergei Sikorsky: Recollections of a Pioneer, The Legacy of Igor Sikorsky.» PMLAA News Newsletter (Pine Mountain Lake Aviation Association), 19:6, 2004. Retrieved: December 2, 2010.
  29. Church, Diane. «Sikorsky to speak in Plainville tonight.» Bristol Press, March 19, 2012.
  30. «Igor Sikorsky Seminar.» Архивировано 4 марта 2014 года. Aviation Digest: Bradford Camps, June 2003.
  31. Пам’ятні монети України — Ігор Сікорський (укр.). Дата обращения 16 сентября 2012. Архивировано 11 июня 2013 года.
  32. Ту-160 присвоили имя американского авиаконструктора Сикорского.
  33. В США открыт памятник Игорю Сикорскому (укр.). Дата обращения 23 января 2013. Архивировано 11 июня 2013 года.
  34. 2016-08-26. КПИ присвоили имя бывшего его выпускника. news.bigmir.net. Дата обращения 22 октября 2016.
  35. 1 2 3 4 5 6 В Канаде создали первый достойный приза Сикорского педальный вертолёт
  36. Sikorsky Prize — American Helicopter Society Архивная копия от 21 ноября 2010 на Wayback Machine (англ.)
  37. attempts to win the Sikorsky Prize Архивная копия от 24 сентября 2006 на Wayback Machine (англ.)

Литература

  • Катышев Г. И., Михеев В. Р. Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский. 1889—1972. — М.: Наука, 1989. — 176 с. — (Научно-биографическая серия). — ISBN 5-02-006748-2.
  • Михеев В. Р., Катышев Г. И. Сикорский. — СПб.: Политехника, 2003. — 624 с. — (XX век. Знаменитые конструкторы России). — 3000 экз. — ISBN 5-7325-0564-4.
  • Надеждин Н. Я. Игорь Сикорский: «Русский витязь» / Осипенко А. И.. — М.: Майор, 2011. — 192 с. — (Неформальные биографии). — 2000 экз. — ISBN 978-5-98551-124-6.
  • Небо и Небеса Сикорского: Биографический очерк. Религиозные воззрения авиаконструктора Сикорского // Сикорский: Небо и Небеса: Религиозно-философские работы выдающегося авиаконструктора / Пер. архиепископ Александр (Милеант); Под общ. ред. архимандрита Сергия (Стурова). — СПб.: Издание храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, 2005. — С. 5—22. — 280, с. — 340 экз. — ISBN 5-859911-022-X.
  • Соболев Д. А. Рождение самолёта: Первые проекты и конструкции. — М.: Машиностроение, 1988. — 208 с. — 75 000 экз. — ISBN 5-217-00298-0.
  • Сикорский Игорь Иванович (1889—1972) // Отечественные создатели новой техники: XVII—XX вв.: Популярные биобиблиографические очерки / Составитель З. П. Джинова; Худож. оформление: В. В. Покатов; ФГУ «Российская государственная библиотека», Науч.-исслед. отд. библиографии. — М.: Пашков дом, 2006. — С. 197—205. — 360 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7510-0373-X.
  • Сикорский Игорь Иванович // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 160. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5.
  • Финне К. Н. Русские воздушные богатыри И. И. Сикорского.
  • Игорь Иванович Сикорский: герой, изгнанник, отец авиации. Дата обращения 1 ноября 2007. Архивировано 11 июня 2013 года.
  • igor-sikorsky.ru — Игорь Сикорский. Судьба авиаконструктора
  • Игорь Сикорский // hilvvs.com, 15 августа 2008
  • Д/фильм Игорь Сикорский. Витязь неба (ВГТРК, 2012)
  • Виктор Дятликович. Игорь Сикорский (авиаконструктор): Почему российские гении приносят деньги и славу Америке (к 125-летию И. Сикорского и о выставке по этому поводу в Политехническом музее ВДНХ) // Портал РБК стиль, 2014
  • С дальним прицелом: как в России придумали бомбардировщики. Судьба их создателей Игоря Сикорского и Михаила Шидловского могла сложиться иначе // Известия, 23 декабря 2018
  • Монархист с винтом: как русский эмигрант придумал вертолёт // Известия, 25 мая 2019

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

WikiTree · Родовод

Нормативный контроль

BIBSYS: 3082323 · BNE: XX1504510 · BNF: 10981542x · CONOR: 67470947 · GND: 119015315 · ISNI: 0000 0000 7357 7071 · LCCN: n86150872 · NKC: js20020925167 · NLP: A29432388 · NTA: 072866454 · SUDOC: 147785197 · VIAF: 47562428 · WorldCat VIAF: 47562428

Опросы: Кто из этих авиаконструкторов(Сикорский, Туполев, Бартини) самый, самый?

Бог России дал трёх авиаконструкторов, которые считаются как бы от Бога: Игоря Ивановича Сикорского, Андрея Николаевича Туполева и Роберта Людвиговича Бартини (итальянца всю жизнь писавшегося русским и коммунистом). Вот по ним и проведём серию опросов. Их жизнь наталкивает, надо признать, на очень глубокие размышления.
Кто из этих конструкторов был самым талантливым?
А.Н. Туполев
АНТ — 25

Poll #2017029 Кто из этих конструкторов был самым талантливым?
Open to: All, detailed results viewable to: All. Participants: 47

Кто из этих конструкторов был самым талантливым?

Сикорский 8(17.4%) Туполев 17(37.0%) Бартини 15(32.6%) Я не знаю 6(13.0%)
Кто из этих конструкторов был самым материально успешным? Имеется в виду, мог ни в чём себе не отказывать.
И.И. Сикорский
Самолёт Сикорского ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Poll #2017030 Кто из этих конструкторов был самым материально успешным?
Open to: All, detailed results viewable to: All. Participants: 44

Кто из этих конструкторов был самым материально успешным?

Сикорский 33(75.0%) Туполев 3(6.8%) Бартини 1(2.3%) Я не знаю 7(15.9%)
Кто из этих конструкторов был самым беспринципным?
И.И. Сикорский и один из его вертолётов
Poll #2017031 Кто из этих конструкторов был самым беспринципным?
Open to: All, detailed results viewable to: All. Participants: 39

Кто из этих конструкторов был самым беспринципным?

Сикорский 11(28.9%) Туполев 13(34.2%) Бартини 1(2.6%) Я не знаю 13(34.2%)
Кому из этих людей удалось более полно реализовать свой творческий потенциал?
Р.Л. Бартини
Амфибия Бартини ВВА — 14
Poll #2017032 Кому из этих людей удалось более полно реализовать свой творческий потенциал?

Монархист с винтом: как русский эмигрант придумал вертолет

Он родился в Киеве, прославился в Петрограде, а большую часть жизни прожил в Америке. Сам он всегда считал себя патриотом России, в некотором смысле даже русским националистом. Он первым в мире придумал и поднял в небо многомоторный самолет, построил первый бомбардировщик для Российской императорской армии и первый геликоптер для армии Соединенных Штатов. 25 мая исполняется 130 лет со дня рождения Игоря Ивановича Сикорского. «Известия» вспоминают биографию великого авиаконструктора.

О роли комара в истории

У авиации много отцов. Братья Райт впервые освоили контролируемый взлет и посадку, совершили первый многокилометровый перелет; Николай Егорович Жуковский первым рассчитал подъемную силу крыла, определил основные профили крыльев и лопастей самолетного винта; Луи Блерио первым пересек Ла-Манш… И конечно, особняком в этом ряду стоит фигура Игоря Сикорского — не просто одного из первых наших авиаконструкторов, а человека, который сразу, может быть, интуитивно нашел те стратегические направления, по которым в дальнейшем будет развиваться мировая авиационная мысль. Практически всё, что входит в понятие гражданской авиации сегодня, придумал Игорь Сикорский.

На заре авиастроения, еще до Первой мировой, когда все его коллеги строили маленькие одно-двухместные машины, он решил, что будущее за большими многомоторными самолетами с закрытым фюзеляжем, где пассажиры смогут располагаться, как в салоне автобуса. И разработал «Гранда» и «Илью Муромца», поднимавших в небо полтора десятка человек. Он первым создал самолет с полным остеклением кабины пилотов, что вскоре стало нормой. Он сконструировал пассажирский трансатлантический гидроплан и стал основоположником современной коммерческий авиации. И наконец, именно он придумал, собрал и довел до серийного производства одновинтовой геликоптер, попутно став первым пилотом, который освоил управление винтокрылой машиной.

Фото: commons.wikimedia.org Игорь Иванович Сикорский

Игорь Сикорский родился в Киеве 25 мая 1889 года. Он был пятым и самым младшим ребенком в семье известного психолога, профессора университета, основателя и редактора журнала «Вопросы нервно-психической медицины». Иван Алексеевич специализировался на детской психопатологии. По своим политическим и общественным взглядам он был убежденным монархистом, участником Киевского клуба русских националистов, который активно выступал против набиравшей популярность идеи украинской «самостийности».

Игорь учился в Первой киевской гимназии, но пожелал пойти по стопам старшего брата и поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Ему нравилась среда морских офицеров, однако после окончания общеобразовательных классов гардемарин Сикорский всё же предпочел покинуть корпус, чтобы поступить в политехнический институт. Его влекла сложная техника и изобретения, а военное образование не могло в полной мере удовлетворить жажду открытий.

Шел 1906 год, Россия находилась в водовороте революционных событий. Учебные заведения практически не работали — студенты и профессора всё больше митинговали. Чтобы юноша не слонялся без дела и не влип в какую-нибудь историю, отец отправляет его учиться в Париж, в Техническую школу Дювиньо де Лано. Здесь Сикорский познакомился с первыми летательными аппаратами и домой вернулся, уже всерьез заболев небом. Он поступил в киевский политех и срезу занялся проектированием аппарата с горизонтальным винтом, который тогда называли геликоптером.

Фото: ТАСС Игорь Сикорский с одним из своих первых геликоптеров. 1910 год

Первый опытный образец был построен в 1908 году, и он оторвался от земли, правда, без груза. Второй, созданный Сикорским в 1910-м, был больше, но и он не смог поднять человека. Проблема была в слабости мотора, который выдавал всего 25 л.с. Сикорский провел расчеты и отложил эксперименты до лучших времен, а сам занялся более перспективными аэросанями и аэропланами.

Его первый аэроплан С-1 имел мотор в 15 «лошадей» и смог лишь оторваться от земли. С-2 был оснащен двигателем в 25 л.с. и пролетел около 200 м, а С-3 с 40-сильным мотором даже вылетел за пределы аэродрома. Потом были С-4 со снятым с разбившегося предшественника двигателем и, наконец, С-5 с новым 50-сильным агрегатом.

Игорь Сикорский, «Воздушный путь»:

«Полет 17 мая мне выяснил, что неудачи и работы, совершенные до этого времени, не были бесплодными. Аэроплан С-5 оказался уже довольно хорошей и надежной машиной, а я к этому времени уже был в состоянии кое-как управлять им в воздухе. Первый круг был самым трудным. После этого было совершено множество полетов. Постепенно удавалось достигать всё большую высоту и продолжительность»

Стоит отметить, что машина Сикорского была лишь третьим самолетом, собранным в России. Причем студент-авиатор вошел не только в число первых отечественных авиастроителей, но и пилотов — на своем С-5 он сдал экзамен и получил летную лицензию № 64. Следующая его модель — С-6-А — получила золотую медаль Московской технической выставки, а недоучившийся инженер в 1912 году был приглашен в столицу, в конструкторское бюро завода «Руссо-Балт», чтобы возглавить новое авиационное направление.

Фото: авиару.рф Игорь Сикорский на самолете С-5 во время киевских маневров

К этому времени Сикорский был уверен, что будущее не за маленькими одно-двухместными аэропланами, а за многомоторными гигантами, способными брать на борт десятки людей. Но никто в мире таких машин еще не строил, более того, не существовало даже теоретического основания того, как поведет себя летательный аппарат с несколькими двигателями. К счастью, молодому конструктору удалось заразить своей идеей председателя правления акционерного общества «Руссо-Балт» Михаила Владимировича Шидловского, и разрешение на эксперимент было получено. Правда, в свободное от основной работы время и частично за свой счет.

Много позже Сикорский рассказывал, что идея многомоторного самолета пришла ему после одного происшествия, которое едва не превратилось в трагедию. Однажды в жиклер карбюратора пилотируемого им аэроплана С-3 попала то ли муха, то ли комар, топливо перестало поступать, и двигатель замолчал. Сикорскому чудом удалось совершить посадку. Испытанный шок заставил его задуматься о том, как сделать машину более надежной. Поскольку технология самих двигателей была еще очень несовершенной, то единственным вариантом, который мог спасти летчиков при таких непредвиденных ситуациях, он посчитал дублирование моторов.

Двухмоторный «Гранд» взлетел летом 1913 года, вскоре его сменил четырехмоторный «Русский витязь». А уже летом 1914 года трехтонный «Илья Муромец» пролетит 1200 км от Санкт-Петербурга до Киева! Этот гигант мог нести почти полторы тонны полезного груза и летать с крейсерской скоростью около сотни километров в час на высоте в 2 тыс. м. Максимальная же зафиксированная скорость достигла 140 км/ч, а высота — 4700 м. Это были рекордные показатели.

Авиаторы Сикорский, Геннер и Каульбарс на борту самолета «Русский витязь». 1913 год

Фото: commons.wikimedia.org

Через несколько месяцев началась война. «Муромцы» срочно были переоборудованы под дальние бомбардировщики — первые в мире машины такого класса. За время войны было выпущено 60 самолетов разных модификаций, которые совершили 400 боевых вылетов, сбросили 65 т бомб и уничтожили 12 вражеских истребителей. И лишь один «Муромец» погиб в воздушном бою.

После революции Сикорский остался в Питере. Будучи убежденным монархистом и глубоко верующим православным христианином, он не мог принять новую власть, но и покидать родину до последнего не хотел. Однако пришлось. В конце 1917-го кто-то из его рабочих сообщил Игорю Ивановичу, что он внесен в списки «неблагонадежных» и ему в ближайшие дни грозит арест — конструктору ничего не оставалось, как ночью бежать из столицы в Мурманск, а оттуда в Европу.

«Летающая белогвардейщина»

Сикорский имел предложение от французов, хотевших наладить у себя выпуск больших бомбардировщиков. Контракт был подписан, но до реального производства дело не дошло — война закончилась. Тогда авиаконструктор направился в Америку — единственную страну, экономика которой была в те годы способна развивать тяжелую авиацию.

Однако Новый Свет принял конструктора не слишком ласково. Американские генералы недооценивали роль авиации в грядущих войнах, да и войн после Версальского мира никто особо не ожидал. Сикорский вынужден был пойти преподавать математику в школу для русских эмигрантов, которую содержал один благотворительный фонд. Иногда ему удавалось читать лекции по авиастроению. Английский язык он знал не особенно хорошо, поэтому общался в основном в русской среде.

Но однажды в дверь его маленькой комнаты на Манхэттене постучали. На пороге стола группа русских эмигрантов — бывших летчиков, моряков, инженеров, механиков. Они выразили готовность бесплатно воплощать в жизнь его конструкторские идеи, фактически выбрали его своим вождем и лидером. Отказать товарищам Игорь Иванович не мог.

Каркас самолета S-29-А на ферме Утгофа

Фото: alternathistory.com

Работы начались в курятнике на Лонг-Айленде, принадлежавшем товарищу Сикорского по Морскому корпусу Виктору Утгофу. Боевой летчик, кавалер орденов Святого Георгия и Почетного легиона, он еще до революции оказался в США в качестве военного атташе при посольстве. Потом ему удалось устроиться пилотом в береговую охрану и снять небольшую ферму, где и велись работы «русской фирмы», получившей официальное название Sikorsky Manufacturing Company («Производственная компания Сикорского»).

Работали по вечерам и в выходные, детали покупали вскладчину или искали на свалках. В ход шло всё, например, лонжероны крыльев сделали из уголков от найденных старых кроватей… Но денег на сложные детали всё равно не хватало и достроить машину не удавалось. И вот однажды в курятник пожаловал высокий, хорошо одетый джентльмен, который долго ходил вокруг самолета и молча смотрел за происходящим. Сикорский узнал в нем великого русского композитора Сергея Рахманинова. Оказалось, что он прослышал о бедствиях «русской фирмы» и решил помочь знаменитому конструктору. Рахманинов сказал, что полностью доверят ему, и тут же выписал чек на $5 тыс. — в нынешних деньгах порядка 70 тыс.

Сикорский (в центре, в куртке с поясом) среди рабочих и инженеров — участников постройки S-29-А

Фото: alternathistory.com

Двухмоторный S-29-А («А» в названии означала «американский») поднялся в воздух в 1924 году, а вскоре он уже выполнял заказ на перевозку в Белый дом рояля для супруги президента США. Это был самый большой в Америке самолет, продемонстрировавший возможности «русской» техники. Покупателей на него, увы, не нашлось, и он так и остался в единственном экземпляре — зато в 1929 году снялся в кино, сыграв в знаменитом фильме Говарда Хьюза «Ангелы ада» роль германской «Готы» времен Первой мировой. Настоящий же прорыв совершил S-38, восьмиместная «летающая лодка», выпущенная в количестве более 100 экземпляров — и для военных, и для гражданских заказчиков. Это был первый действительно массовый самолет конструкции Сикорского. Выбор амфибийного типа объяснялся тем, что пригодных для тяжелой авиации аэродромов было в 1920–1930-х годах не так уж много даже в развитых странах — а вот обширные водные просторы, позволявшие долгий разбег и относительно мягкую посадку, существовали благодаря природе почти везде.

Одной из самых знаменитых «летающих лодок» Сикорского стал S-42 — четырехмоторный трансконтинентальный лайнер, известный как «летающий клипер». Этот удивительно надежный, комфортный и красивый самолет был создан в 1931 году по заказу авиакомпании Pan American и установил 10 мировых рекордов грузоподъемности. «Летающий клипер» вмещал 37 пассажиров в «сидячей» конфигурации салона или 14 — в версии со спальными каютами. «Русская фирма» Сикорского (теперь она называлась Sikorsky Aero Engineering Corporation) собирала свои машины на заводе в Стратфорде, штат Коннектикут. Работали на нем в основном русские эмигранты, которые со всей Америки съезжались под крыло к Игорю Ивановичу. Интересно, что основным языком на предприятии был русский, и инженерам американцам даже приходилось осваивать основные термины и выражения, чтобы общаться с рабочими. В Стратфорде сформировалась настоящая русская колония, где были свои школы, церковь и клубы, издавалась газета «Воскресение России. Голос русской монархической мысли». Сикорский оставался патриотом России, ценителем и популяризатором русской культуры. «Нам нужно работать, а главное — учиться тому, что поможет нам восстановить Родину, когда она того от нас потребует», — писал он в одной из статей.

«Летающая лодка» S-42 во время взлета

Фото: commons.wikimedia.org

Успех Сикорского и его коллектива вызвал в СССР ревность на грани ненависти. В одной киевской газете в начале 1930-х даже вышла статья под громким названием «Летающая белогвардейщина». Несмотря на это, в 1935 году в Стратфорд приехала советская делегация, возглавляемая известным авиаконструктором Андреем Туполевым, который имел официальную цель купить лицензию на производство машин Сикорского и неофициальную — предложить самому конструктору вернуться на родину. Сикорский выслушал Туполева, но не ответил. А его рабочие и инженеры тем временем здорово намяли бока «красным», которые посмели явиться в их уголок старой России. Американская полиция даже дело потом завела.

«Мистер Геликоптер»

Фирма Сикорского вошла в состав гиганта United Technologies Corporation, что позволяло ей не переживать за свое будущее. Сам Сикорский твердо стоял на ногах (долг Рахманинову он отдал с процентами, хотя композитор об этом не просил) и мог позволить себе заняться тем, что ему было интересно. И в 1938 году он вернулся к мечте своей юности — вертолету, или геликоптеру, как его назвали в большинстве стран.

Первый экспериментальный геликоптер Vought-Sikorsky 300 оторвался от земли 14 сентября 1939 года. По существу, это был модернизированный вариант его первого российского вертолета, созданного еще в июле 1910 года, но с гораздо более мощным двигателем. Он имел одновинтовую схему с автоматом перекоса и хвостовым рулевым винтом, которую большинство авиаконструкторов считало совершенно бесперспективной. Сегодня так устроены девять из 10 вертолетов.

Фото: commons.wikimedia.org Игорь Сикорский в вертолете S-47 (R-4)

Сикорский сам поднял машину в воздух. Сначала она могла летать вбок и вверх, но только не вперед. Опыта ни у кого не было, и 50-летний конструктор первым лично учился управлять геликоптером. Несколько раз машина падала, и он лишь чудом не был задет вращающимся винтом — эти страшные мгновения сохранили кадры кинохроники. В итоге методом проб и ошибок Сикорскому и его товарищам удалось «объездить» машину, научиться ею управлять и даже совершать некоторые фигуры пилотажа.

В 1942 году был создан опытный двухместный вертолет S-47 (R-4), вскоре поступивший в серийное производство. Заказчиком выступала армия США. Уже в 1944 году было выпущено сто таких машин; успели они и повоевать на тихоокеанском ТВД — вывозили раненых, обеспечивали снабжение запчастями и участвовали в спасательных операциях.

В 1959 году советская делегация во главе с Никитой Хрущевым приехала в США. Здесь президент Дуайт Эйзенхауэр предложил первому секретарю ЦК КПСС прокатиться на вертолете (это была VIP-модификация S-58 Сикорского, HUS-1Z Seahorse), чего никто из советских руководителей еще никогда не делал. Хрущев был так потрясен удобством и практичностью машины, что попросил президента подарить или продать ему несколько таких машин. Хотя вертолеты входили в список стратегических товаров, запрещенных к вывозу в страны социалистического лагеря, в марте 1960 года две машины Сикорского и два «Боинга» прибыли в Москву. Детище великого русского конструктора вернулось на историческую родину.

Вертолет S-58 армии США

Фото: commons.wikimedia.org

Сам Сикорский к этому времени вышел на пенсию. Впрочем, это было чистой формальностью — он по-прежнему каждый день приходил в свой кабинет и проводил там весь рабочий день. Только теперь он считался не главным конструктором, а консультантом, свободным художником от инженерии. Он всё так же принимал деятельное участие в создании новых машин, но позволял себе уделять внимание и другим вещам: слушать обожаемую им музыку, прежде всего Рахманинова, читать лекции, писать богословские трактаты, общаться со своими пятью детьми и многочисленными внуками. Он прожил большую жизнь, и единственным разочарованием могло быть то, что его любимая Россия так и не смогла признать его заслуг. Впрочем, спустя семь лет после кончины великого конструктора на экраны СССР вышел двухсерийный художественный фильм «Поэма о крыльях», о судьбах Сикорского и Туполева. Сикорский перестал быть «летающим белогвардейцем», а в постсоветской России окончательно занял заслуженное место в национальной мифологии ХХ столетия.

Игорь Сикорский — великий украинец, создавший вертолет и прославивший США

Сикорский Игорь Иванович, родился 25 мая 1889 года в Киеве, умер 26 октября 1972 года в Истоне (Коннектикут, США). Американский авиаконструктор, создатель первого в мире вертолета.

Достижения Игоря Сикорского.

22-летний киевлянин Игорь Сикорский стал известен на всю Европу в 1911 г., когда поднял в небо самолет собственной конструкции С-5 с мотором 50 л. с., скоростью 125 км/ч и дальностью полета в 85 км с максимальным потолком полета в 500 м.

Молодого авиаконструктора пригласили в Петербург, где он 1912-1914 гг. создал 4-моторные самолеты «Гранд» (1913 г.) и «Илья Муромец» (1914), положившие начало многомоторной авиации сразу 2-х направлений — пассажирского и бомбардировочного, т. к. могли перевозить до 40 человек или до 2,8 т груза.

Это был небывалый прорыв, когда 17 июня 1914 г. в Киев из Москвы прилетел первый самолет «Илья Муромец», преодолевший расстояние в 1020 верст всего за 13 часов 10 мин.

18 февраля 1918 года Сикорский через Архангельск навсегда покидает большевистскую Россию, эмигрировав сначала в Лондон и Париж, затем в 1919 навсегда поселившись в США, где он сумел воплотить в жизнь первую свою юношескую мечту — создание вертолетов. В 1923 году Сикорский основал собственную авиационную фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation, первым инвестором которой стал его друг, композитор Сергей Рахманинов, вложивший в предприятие 5000 долларов (около 82000 долларов в пересчете на цены 2015 года).

Первый в мире вертолет Vought-Sikorsky VS-300 поднялся в небо 14 сентября 1939 года: двигатель — 90 л. с., скорость — 90 км/ч. Правительство США заказало 400 (реально выпустили 130) боевых вертолетов для армии и береговой охраны сначала США, а затем и Великобритании с бомбовым отсеком, способным нести до восьми противолодочных бомб весом по 12,5 кг и садиться на поверхность воды, суши или палубу крейсера или авианосца.

Он стал первым и единственным вертолетом, принявшим участие во Второй мировой войне.

В 1954 г. в небо поднялся Геликоптер Sikorsky S-58, определивший развитие вертолетостроения на полвека вперед. Именно такой конструкции вертолеты выпускают и по сей день. Скорость — 198 км/ч, дальность — 450 км. В 1959 г. во время визита Никиты Хрущева в США американский президент генерал Эйзенхауэр прокатил советского генсека именно на этом S-58. Согласно американским историкам, Сикорский был в шоке, узнав, что Эйзенхауэр согласился продать 2 вертолета, с которого не успели снять множество новинок (включая автопилот), в Советский Союз, которые сразу передали в ОКБ Миля.

Всего в США Сикорским было создано 17 базовых типов самолетов и 18 — вертолетов.

Интересное об Игоре Сикорском.

— Своей любовью к авиаконструированию Игорь Сикорский обязан матери, Марии Стефановне, ведь именно она привила сыну любовь к музыке, литературе и искусству. Это от нее впервые услышал он о проектах летательных аппаратов великого Леонардо да Винчи. Любимой книгой стал роман Жюля Верна «Робур-завоеватель», где рассказывалось о гигантском воздушном корабле — прообразе вертолета. Полет на воздушном корабле однажды приснился ему и стал мечтой всей жизни;

— свой первый вертолет с двигателем на резинке выдающийся авиаконструктор соорудил еще в 12 лет. Тогда ее никто не воспринял всерьез, а сегодня по схеме Сикорского производится 99 процентов всех вертолетов в мире;

— по свидетельству людей, которые близко знали конструктора, Игорь Сикорский был исключительно миролюбивым человеком. Главной миссией авиации Сикорский считал облегчение жизни и деятельности людей;

— Сергей Сикорский, сын легендарного инженера, навсегда запомнил слова своего отца о том, каким он видит Киев. «Киев — мать городов русских», — говорил хорошо известные всем слова Игорь Сикорский, вспоминая о Киеве, в который после эмиграции ему так и не удалось вернуться;

На фото: Одна из машин, сконструированных Игорем Сикорским, — аэросани (во дворе дома номер 15 на Ярославовом Валу. 1910 год).

— вот что Сергей Сикорский вспоминал об отце в одном из своих интервью: «Папа умер в возрасте 83 лет, но, что удивительно, я его никогда не воспринимал как старого человека. Он был замечательным отцом и очень разносторонней личностью: философом, инженером, первоклассным летчиком. Его интересовало многое: литература, классическая музыка, история, астрономия, богословие… Да и сама жизнь была очень интересной, насыщенной. Создав машины, которые смогли летать, отец сумел воплотить то, что казалось в его время неосуществимым, фантазией и фантастикой одновременно».

Награды Игоря Сикорского.

За время своей трудовой деятельности Игорь Сикорский получил несколько наград от Соединенных Штатов Америки:

— 1933 год — Медаль Говарда Поттса;

— 1954 год — Медаль Джона Скотта;

— 1963 год — Медаль ASME;

— 1967 год — Национальная научная медаль США;

— 1968 год — Медаль Джона Фрица.

Игорь Сикорский и социальные сети.

Ни групп, ни страниц, которые были бы посвящены легендарному авиаконструктору Игорю Сикорскому, в таких социальных сетях, как «Одноклассники», «Вконтакте» и Facebook, обнаружено не было.

На видеохостинге Youtube выложены много документальных фильмов об открытиях Сикорского, в частности: «Игорь Сикорский — Витязь Неба»:

Биография Игоря Сикорского.

-1903-1906 годы — учился в петербургском Морском училище;

— 1907 год — поступил в Киевский политехнический институт. Там, начиная с 1905 года, существовала «Воздухоплавательная секция» механического кружка;

— 1908 год — из секции выделился кружок воздухоплавания, членом которого и стал Игорь Сикорский;

— 1908-1911 годы — построил свои первые два простейших вертолета;

— январь 1910 года — испытал аэросани собственной конструкции, а также поднял в воздух первый самолет своей конструкции;

— 1911 год – стал обладателем диплома летчика;

— 1912-1914 годы — создал в Петербурге самолеты «Гранд» (Русский витязь), «Илья Муромец»;

— март 1912 год — на биплане «С-6» Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту — 111 км/ч, с пятью — 106 км/ч;

— 1915 год — создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения;

— 18 февраля 1918 года – выехал сначала в Лондон, а потом в Париж;

— март 1919 года – переехал в США, где на протяжении нескольких лет работал учителем математики;

— 1923 год — основал авиационную фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation и занял должность ее президента;

— 14 сентября 1939 года – оторвался от земли первый экспериментальный вертолет Vought-Sikorsky 300, который Сикорский создал в США;

— до конца своих дней занимался авиаконструированием;

— 26 октября 1972 – Игорь Иванович Сикорский скончался с городе Истон, штат Коннектикут, США.

Похоронен на греко-католическом кладбище Святого Иоанна Крестителя в Стрэтфорде (штат Коннектикут, США).

Увековечивание памяти Игоря Сикорского.

— 1979 год – в свет вышел художественный фильм производства СССР «Поэма о крыльях»;

— 2009 год — Национальный банк Украины выпустил памятную монету номиналом 2 гривны, на аверсе которой изображен самолет «Илья Муромец», а на реверсе монеты изображен портрет Сикорского в форме пилота;

— октябрь 2011 года – одну из улиц Киеве переименовали в улицу Сикорского;

— Авиакосмический лицей Национального авиационного университета Украины носит имя Игоря Сикорского;

— площадь в Приморском районе Санкт-Петербурга названа в его честь;

— последний «безымянный» дальний бомбардировщик Ту-160 также назван в честь Сикорского;

— декабрь 2012 года – открытие мемориальной доски в церкви Святого Николая Чудотворца, расположенной в городе Честер, Филадельфия, США;

— астероид (10090) назван Sikorsky.

Памятник И. И. Сикорскому в Киеве, на кампусе НТУУ «КПИ»

Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию об Игоре Сикорском в поисковой системе?

Как видно из фото, пользователи поисковой системы Яндекс в сентябре 2015 года интересовались запросом «игорь сикорский» 354 раза.

А согласно данному графику можно проследить, как изменялся интерес пользователей Яндекса к запросу «игорь сикорский» за последние два года:

— наивысший интерес по данному запросу был зафиксирован в мае 2015 года (около 450 запросов);

— меньше всего интереса было проявлено в июле 2014 года (около 150 запросов).

Как украинцы оценивают заслуги Игоря Сикорского?

Результаты интернет-голосования за Игоря Сикорского можно увидеть на сайте «Герои Украины».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *