Хула на святого духа

Хула на святого духа



Хула на Духа Святого (богохульство).
В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32).
Святые отцы и учителя Церкви отнесли к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию:
– грех безбожия и неверия,
– грех отвержения очевидной истины, ересь,
– грех разделения Пресвятой Троицы через отделение Святаго Духа от сущности Христовой и объявление Его тварью, а не Богом,
– грех приписывания каких-либо дарований христианина, полученных за ревностную богоугодную жизнь от Духа Святаго, действию сил бесовских,
– грех объявления воздействий Божественного Духа на подвижника, который смог достичь чистой созерцательной молитвы, прелестью бесовской или результатом опьянения,
– грех приписывания диаволу видимых всем дел и чудес Духа Божия.
Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние.
Святитель Афанасий Великий:
«…которые хулят Духа Святаго, то есть Божество Христово, и говорят, что о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы (Лк 11, 15), тем не отпустится ни в сей век, ни в будущий (Мф 12, 32). Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи.
…хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только соделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке».
Преподобный Ефрем Сирин пишет, что еретики хулят Святого Духа:
«Какой грех непростителен? Грех против Духа Святаго. Это грех всякого еретика, потому что еретики хулили и хулят Духа Святаго. Им не будет прощения ни в сем веке, ни в будущем, по слову Господню, потому что воспротивились Самому Богу, от Которого избавление; и кто им поможет?»
Святитель Василий Великий относит к греху хулы на Духа Святого и клевету на христианина из зависти к полученным им дарам Духа:
«Те, которые видят в ком-либо плод Святаго Духа, везде сохраняющий равную степень богочестия, и не Святому Духу его приписывают, но присвояют противнику, – те произносят хулу на Самого Святаго Духа».
Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святаго.

Святитель Димитрий Ростовский:

«Есть следующие шесть грехов, называемые грехами против Духа Святого: излишнее упование на милость Божию; отчаяние в своем спасении; противление утвержденной истине и отвержение православной христианской веры; зависть к ближним, получающим от Бога духовные блага; пребывание в грехах и коснение в злобе; нерадение о покаянии до конца этой жизни.

…Чем побеждаются эти грехи? Добродетелями и соблюдением заповедей Божиих, сокрушением сердца, покаянием, исповедью и епитимией.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние».

Святитель Феофан Затворник, ссылаясь на Православное исповедание (часть III, воп. 18-42) пишет в Начертании христианского нравоучения, что к грехам против Святого Духа принадлежат: безмерное упование на благость Божию, отчаяние, противление ясной истине, зависть к духовным совершенствам других, застарение в злобе, отложение покаяния до смерти.

От таких грехов предостерегает преп. Исаак Сирин, как от лукавства перед Богом:
«Не тогда будем печалиться, когда поползнемся в чем-нибудь, но когда закосневаем в том же, потому что поползновение бывает часто и с совершенными, а закосневать в том же есть совершенное омертвение.

Печаль, какую чувствуем при своих поползновениях, вменяется нам благодатию вместо чистого делания. Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично, тот лукаво поступает с Богом; неведомо нападает на него смерть и не достигает он времени, в которое надеялся исполнить дела добродетели».
Так же пишет и св. Игнатий (Брянчанинов):
«Величайшая разница — согрешить намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу».
Архим. Рафаил (Карелин) пишет:
«Это не кощунственные поступки, не богохульные слова против Духа Святого, а то внутреннее, устойчивое состояние грешника, когда он становится уже неспособным к покаянию, а именно:
1) Духовная гордость. …Человек считает, что он может спастись без Бога, без помощи благодати, без Таинств и молитв Церкви,- одними силами человеческой природы и своими личными достоинствами.
2) Отчаяние, отсутствие надежды. Человеку кажется, что жизнь бессмысленна, что ему нет прощения, что все пути для него закрыты. Отчаяние переходит в ненависть к Богу как виновнику зла. Человек в таком состоянии не может и не хочет ни молиться, ни каяться, сердце у него окаменело. Высшая степень отчаяния — самоубийство.
3) Ложная надежда на всепрощение Божие. Человек считает, что Бог как безграничная Любовь должен простить людям все грехи и пороки независимо от их воли, по одной Своей милости, то есть без покаяния грешников и исправления их жизни.
4) … ненависть к истине и поэтому ожесточенное сопротивление ей.
Причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, именно, лежит в нераскаянности грешников. Как может быть прощен грех благодатью Святого Духа, когда на эту благодать изрыгается хула? Но должно верить, что и в этих грехах грешники, если они принесут искреннее покаяние, и оплачут свои грехи, они будут прощены. Св. Иоанн Златоуст говорит о хуле на Святого Духа: «Ибо и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, кто изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено».
И Отцы Седьмого Вселенского Собора говорят о возможности прощения грехов смертных:
«Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают… В таковых нет Господа Иисуса, если не смирятся и не отрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить оставления греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием неправедным. Ибо близ Господь сокрушенным сердцем (Пс. 33)».
Таинство покаяния. — Прот. Михаил Помазанский.

Православное догматическое богословие
Св. Феофан Затворник о хуле на Святого Духа
Иеромонах Арсений (Писарев). Святоотеческое раскрытие учения о грехе хулы на Духа Святаго
Архим. Рафаил (Карелин) о грехе хулы на Святого Духа


При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Хула на Духа Святого

Наталья Шаварина

Библия. Матфея 12гл: 31-32:
«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.»
——————-
ЧТО имел ввиду Христос, говоря эти слова фарисеям, обвинившим Его в том, что Он изгоняет бесов силой Вельзевула(т.е дьявола), а не Божьей?……..
Фарисеи не верили в то, что Христос – Сын Бога Живого, сам Бог.., но считали, что Он обманщик и манипулятор….как, кстати, считали и считают многие те, кто слышал и читал о Христе во все времена и не верил (не верит) в Него!
Да, есть и были всегда дьявольские манипуляторы(даже среди «христиан»), шаманы, гипнотизёры, колдуны, экстрасенсы…, которые могут, якобы, избавить человека от бесов, болезней, одержимости….
НО ТАК ЛИ ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ?….
Любой из перечисленных мной «экзорцистов» пользуется силой дьявольской, а не Божьей…. ЧТО это означает? –
Означает ТО, что они НЕ ОСВОБОЖДАЮТ ДУХ ЧЕЛОВЕКА, НО ПОДАВЛЯЮТ ЕГО ЕЩЁ БОЛЬШЕ….
При помощи шаманских «штучек»…заклинаний, завываний, ритмических стуков и выкриков, устрашающих слов и жестов, физического воздействия…., в мозг и сознание человека входят духи усыпления, подавления, страха…, то есть одни духи обретают власть над другими, чтобы создать видимость «исцеления» и закабалить человека ещё бОльшей зависимостью от дьявольских услуг….
То же самое происходит и при обращении к гипнотизёрам, которые внушают и подавляют одни страхи и зависимости путём внушения других страхов и зависимостей, которые пока ещё, быть может, не явны, но проявятся позже….
Здесь не происходит ИЗГНАНИЯ ДУХОВ, НО ТОЛЬКО НОВОЕ ИХ ПОСТУПЛЕНИЕ, ПЕРЕОРИНТАЦИЯ С ОДНИХ ДУХОВ НА ДРУГИХ……
Ведь ЧТО такое ДУХИ ЗЛА ПОДНЕБЕСНОГО ИЛИ БЕСЫ?…..— Это падшие ангелы, которые вступив в связь с людьми, обосновали в них свои империи зла, подчинив их ум, совесть, душевные порывы.. своему влиянию и давлению….
В результате человек вошёл в зависимость от всего, что его поработило, связало ум и желания…
Почему так происходит? – Потому что безбожный человек, не имея над собой Защиты Бога и Его руководства, порабощается влиянию духов тьмы, которые воздействуют на него через мысли, сны, фильмы, музыку, экстрасенсорику, гипноз, суеверие, гадание, спиритизм, порнографию, чтение безбожной литературы, лжеучения, азартные игры, алкоголь, наркотики, идеологии и пр…
Поэтому человек приобретает многие комплексы.., установки.., чувствования и желания… и не может противостоять каким-то страхам, ужасам жизни, греховным и дьявольским делам….человек заполнен духами своего порабощения…
Можно назвать духов, обитающих в человеке: дух блуда, дух обжорства, дух превозношения, зависти, лести, ненависти, тревоги, уныния, депрессии, раздражения, славы, злобы, ревности, гордыни, презрения, недовольства, осуждения……
Люди их называют чувствами….хотя духом же различают порой тех, в ком зло или доброта…, зависть или агрессия.., жадность или щедрость….целомудрие или развращённость….
Да, люди смотрят на поведение других…на внешние проявления..голос, манеры…. поступки…., но согласитесь, что вы при этом как бы ощущаете даже, что от данного человека идёт дух…дух ненависти или доброты…, дух чванства или скромности….дух доброжелательности или зависти…, надменности или смирения…., страха или уверенности….
Вы сами в себе нередко ощущаете духов, говоря: » я сегодня какой-то злой»..или «что-то с утра уже уныние овладело»….»всё раздражает, всё ненавистно..»…часто приходится слышать, как люди выкрикивают кому-то: «хватит меня бесить!»….или » он меня бесит!»….человек ощущает, как его «что-то» тянет посмотреть порнографию…»…или сказать кому-то злое слово…: » я так раздражаюсь, когда вижу её!, прямо духом своим её не переношу!»….
» не могу ничего с собой поделать, меня обуревает дух ревности к своему мужу…»…………….. » как же я ему завидую, аж тошно…»
Если вы пообщаетесь с истинно верующими христианами, то можете почувствовать от них дух умиротворения и покоя, отрешённости от страстей….
Хотя верующий также может испытывать тёмные чувства…. его могут атаковать духи бесовские, пытаясь войти в его дух…это бывает, когда верующий осуетится….—
не посвящает времени на общение с Богом (в молитве, размышлении, чтении Слова Божьего..) но впускает в сердце мирское, неправедное, нечистое размышление, образы, видеоряд, чтение, общение….
Именно поэтому Христос и сказал:
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом…» (Матфея 12:43-45) —
В этом сравнении НЕЗАНЯТЫЙ и ВЫМЕТЕННЫЙ ДОМ – ЭТО ДУША ЧЕЛОВЕКА, В КОТОРОЙ НЕТ БОЖЬЕГО НАПОЛНЕНИЯ, БОЖЬИХ МЫСЛЕЙ, ДЕЛ, ЛЮБВИ… ВЕРЫ…
Все безбожные люди в той или иной мере одержимы духами мира, бесовскими духами, потому что имеют зависимости кто от чего : пьянство, курение, блуд, обжорство, жажда славы, денег, зависти, гордости, ненависти, приобретений, развлечений, дачные работы, коллекционирование, спорт, секс, тело, учёба…..кто во что «ударился», тот тем и одержим….
Но те, которые к тому же связались с сообществами сатанистов, оккультистов, спиритистов, экстрасенсорики, гипноза, колдовства, порнографии, насилия и пр…эти люди тем более одержимы и их одержимость нередко перерастает в более тяжёлые формы, которые в миру называются болезнями, потому что люди уже не способны сами справится с собой, теряют самоуправление, могут набрасываться на других, терять сознание, бить , ломать и крушить всё на своём пути….
Христос изгонял бесов из одержимых людей, принося человеку внутреннюю свободу от зависимостей, НО делал Он это не путём внушения или подавления, а ЛЮБОВЬЮ, ПРОЩЕНИЕМ ГРЕХОВ!……….ДУХ СВЯТОЙ изгонял бесов, побеждая их своей великой Силой Святости, Любви , Чистоты, Сострадания……….
Христос объяснил фарисеям, что НЕ МОЖЕТ БЕС ИЗГОНЯТЬ БЕСА!
Матфея гл 12:
«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?»….
Христос говорил о том, что ЕГО ЦАРСТВО УСТОИТ, ПОТОМУ ЧТО ОНО В ЛЮБВИ СОДЕЛАНО И СОГЛАСИИ С ОТЦОМ И ДУХОМ СВЯТЫМ…И ВСЯКИЙ, КТО ЗАПОЛНИТ СВОЮ ЖИЗНЬ ГОСПОДОМ, БУДЕТ ОСВОБОЖДЁН ОТ ПОРАБОЩЕНИЯ ДУХАМ ТЬМЫ!……….
А те, кто понадеются на колдунов, шаманов.. экстрасенсов…, они войдут в ещё бОльшее закабаление и зависимость, в ещё бОльшую тьму духовную…
И царство сатаны не устоит, как бы оно не подделывало свои «чудеса» под Божьи, как бы не хвалилось своими изобретениями и способами исцеления людей, но люди как болели, так и будут болеть, как были одержимы, так и будут одержимы, не от одного, так от другого…у них никогда не будет Покоя, Радости истинной, Любви и Света в душе…но всегда будет страх, тревога, уныние и смерть духовная..
Царство сатаны – это постоянный хаос, это борьба бесов между собой, борьба страстей за Власть над человеком и его душой с целью порабощения Тьме……..В конечном итоге «состязание» между бесами приводит это царство к разрушению и падению, оно само себя истребляет…что мы и видим явно на нашем мире, порабощённом духам злобы поднебесной….ведь эти духи руководят людьми…человек подчиняется не Богу и Его Воле, НО дьяволу и его бесам……….
Так ЧТО же такое хула на Духа Святого? —
«Хула на Святого Духа — это не греховный поступок и не словесное кощунство, а такое состояние души, при котором покаяние становится невозможным…. А по этой причине становится невозможным и прощение…. Хула против Святого Духа есть сознательное, упорное и нераскаянное противление очевидной истине, о которой человек внутри себя знает, что это истина..»…..
«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем»……….———
Если человек хулил Бога, Христа, совершал грехи, то при истинном покаянии, они простятся и не вспомнятся более Богом….
НО если человек находится в состоянии полного отвержения Бога и Его Силы…, Святости.., Способности Прощать, Исцелять, Возрождать….Освобождать от духов Тьмы…, то это и есть хула на Святого Духа, то есть совершенное неприятие Бога,Его Святости и Любви….
Человек не верит и не желает быть освобождённым Духом Святым, не желает обрести рождение свыше при помощи Духа Святого…, не желает верить, что Дух БОЖИЙ ему откроет Истинное Знание Слова Бога, Мудрость Божию.., Утешит.., Вразумит.., Защитит,.., Научит….
Иоана 14: 26
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.»
Иоана 14:16-17:
» И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет»
Иоана 16:7-8:
«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде..»
Если человек не принимает Бога и отвергает Его, возводя тем самым хулу на ДУХА ЕГО ЖИЗНИ, ЛЮБВИ, СЛАВЫ..,
то тем самым человек не может быть прощённым, ведь он сам этого не желает и отталкивает Благодать Прощения и Возрождения своей души!

© Copyright: Наталья Шаварина, 2015
Свидетельство о публикации №215101200427

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Наталья Шаварина

Рецензии

Написать рецензию

Наталья!
Как было сказано про советское время, что люди привыкли бороться с трудностями, и если трудностей не было, то они их сами создавали, чтобы бороться с ними, так можно сказать и про христиан некоторых. Они руками и ногами, всей сутью своей прилеплены к земным благам, но на всякий случай Бога не упускают из вида. На всякий случай увешивают дом иконами. Проблемы, отчаяние, потери.

Но бегут к гадалкам, на всякий случай помолившись перед иконой.
Мама моя, когда я познакомилась с баптистами в 91 году, просто слышать не хотела меня, хотя какая она была православная, так, куличи на пасху.
А сейчас она совсем старенькая, живёт с моей сестрой, которая очень далека от какой-либо веры. Мама всегда ждёт меня, я приезжаю, и мы с ней молимся, читаем Библию. Она покаялась и приняла Христа Спасителем. Поём псалмы с ней. Она плачет, когда поём «Я люблю Тебя, Иисус». Жажда, такая жажда духовного. Сама она сейчас не может посещать собрания в нашей церкви. Иногда мы вспоминаем то время, когда я приходила к ним и из меня просто лилось то, чем я была наполнена — любовью ко Христу, а маму это сильно раздражало, у неё начинала болеть голова. Теперь она сожалеет, что столько времени потеряно.
Она говорит: Когда ты рассказываешь о Христе, я как будто мёд пью.
Но я уезжаю, а сестра занята домашними делами: постирать, приготовить еду, купить продукты. Когда мы с мамой молимся, мне кажется, что сестра в это время крутит пальцем у виска за моей спиной в мой адрес.
Так, когда я общаюсь с православными или атеистами, горько и больно, что есть возможность хотя бы просто поинтересоваться, задавать вопросы, чтобы прояснить для себя то, что другим Бог открывает, но вместо этого, люди приводят свои доводы, объясняют житие-бытие своим горьким накопленным опытом, хотя опыт этот просто водит людей по замкнутому кругу.
То же было, когда я впервые попала к баптистам. Мне было смешно. Люди такие симпатичные, а такую ерунду говорят. После этого прошло несколько лет. Почти десять. Чего только не произошло в моей жизни. Я — такая умная, образованная, но почему-то всё шиворот-навыворот идёт! Болезни, проблемы, нужда!
Пришла в баптистскую церковь я во второй раз через вновь обретённых знакомых, мужа и жену. Они давали мне интереснейшую литературу. Но главное, я приходила учить их английскому, а сама же незаметно переходила на разговор об их вере. Когда они говорили мне о Христе, было ощущение, что я Его знаю давно, но почему-то забыла, или кто-то так подстроил, что потеряла Его из вида так надолго, а теперь вспоминаю, и рада, так рада. Непонятная радость входила в меня, и куда-то уходили проблемы, что-то начало во мне меняться. Я перестала метаться в своих поисках непонятно чего или кого. Один раз наш пастор на проповеди сказал: птицы могут летать над вами, но не дайте им свить гнездо у вас на голове, — о наших мыслях. Это было обо мне. Какие только зловредные «птицы» не устраивали огромных гнёзд у меня на голове и в голове. Но начинаю изучать Библию, и всё зловредное куда-то улетучивается.
Постепенно многое поменялось. Не могу сказать, что я сразу оказалась в раю. Но явно я стала смотреть на себя и мир другими глазами. И теперь смешно, когда вспоминаю, как я впервые пришла в церковь: умная, самодовольная, гордая, талантливая! Куда-то весь этот мусор испарился. Когда я начала посещать церковь, меня поразил старенький епископ. Он говорил: приводите ваших детей ко Христу, когда они ещё ничего не понимают. И когда вырастут, они будут научены не впускать в свою жизнь зло. Если нет, то будет поздно вразумлять и останавливать. Мамы будут падать на колени перед Господом и молить о спасении сына, и может быть уже очень поздно. У него всегда слёзы текли по щекам при этом. Он был очень старенький. Некоторое время спустя многие баптисты эмигрировали в Штаты. Его дети перевезли его тоже туда. И вскоре он там умер.
Я рада, то слышала, видела его. Господь так говорил через него, что всё в душе переворачивалось.
Счастлива за маму, хотя у меня есть всего раза два в неделю возможность видеться с ней. Молюсь за сестру.
А Вам, Наталья, искренняя благодарность за Ваш труд во Славу Христа.
Да благословит Вас Господь на этой стезе!
С огромным уважением
Натали Соколовская 08.08.2016 14:17 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо, Наташенька, за Ваш тёплый, сердечный отклик!
Я скопирую его и прочитаю маме и сестре.
Благословений Вам, дорогая, в трудах Ваших,
радости и мира!
Натали Соколовская 08.08.2016 16:20 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Наталья Шаварина

Хула на Духа Святого не простится…

Георгиевна

Преподобный Варсонофий Оптинский
15 июня 1909 г.
****************
В нынешнем Евангелии читали мы о пребывании Господа Иисуса Христа в Капернауме. Господь сказал жителям этого города, что придут многие от востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом, а сыны царствия изгнаны будут вон. Куда вон? Очевидно, в ад. Разъяренные капернаумцы, как дикие звери, бросились на Спасителя, окружили Его и повлекли к высокой скале, с которой хотели сбросить Его, но Он же прошед посреде их, идяше (Лк.;4,;30). Идяше – без указания начала и конца действия, идяше все время.
В Евангелии скрыт глубокий смысл, который постепенно проясняется для человека, внимательно читающего Писание. И по этой неисчерпаемой глубине содержания узнаем мы о Божественном происхождении Книги, потому что всегда можно отличить дело рук человеческих от творения Божия.
Чем больше вчитываемся мы в Евангелие, тем явственнее разница между ним и лучшими произведениями величайших человеческих умов. Как бы ни было прекрасно и глубоко любое знаменитое сочинение – научное или художественное, но всякое из них можно понять до конца. Глубоко то оно глубоко, но в нем есть дно. В Евангелии дна нет. Чем больше всматриваешься в него, тем шире раскрывается его смысл, неисчерпаемый ни для какого гениального ума.
Но Он же прошед посреде их, идяше. Кто? По историческому смыслу – Господь. Но кроме исторического значения евангельская история имеет другое, применительное к каждому из нас. Кто же это Он? Это – ум наш, идущий горе. «Горе имеем сердца» – стремится душа наша, ум наш к Господу. Но, как дикие звери, окружают помыслы, искушение, суета, и опускаются крылья, поднимавшие дух, и кажется, никогда не устремиться ему горе. «Господи, Господи… жажду общения с Тобой, жизни в Тебе, памятования о Тебе, но постепенно рассеиваюсь, развлекаюсь, ухожу в сторону. Пошла в церковь к обедне. Только началась служба, а у меня появляются мысли: «Ах, дома я то-то и то-то не так оставила. Такой-то ученице надо вот что сказать. Платье-то я выгладить не успела…» И много других мыслей о якобы неотложных заботах. Смотришь, уже и «Херувимскую» пропели, уже и обедня к концу. Вдруг опомнишься: молилась ли? Разве я с Господом беседовала? Нет, телом была в храме, а душой – в будничной суете. И уйдет такая душа из храма со смущением, неутешенная.
Что же скажем? Слава Богу, что хоть телом побывала в храме, хотя бы пожелала к Господу обратиться. Вся жизнь проходит в суете. Ум идет посреди суетных мыслей и соблазнов. Но постепенно он навыкнет помнить о Боге так, что в суете и хлопотах, не думая, будет думать, не помня – помнить о Нем. Только бы шел не останавливаясь. Пока есть в тебе это стремление вперед – не бойся, цел твой кораблик и под сенью креста совершает свое плавание по жизненному морю. Цел он – и не надо бояться возможных житейских бурь. Без непогоды не обходится никакое обычное плавание, тем паче жизненный путь.
Но не страшны жизненные невзгоды и бури шествующим под прикрытием спасительной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Не страшны они, только бы не впасть в уныние, ибо уныние порождает отчаяние, а отчаяние уже смертный грех. Если и случится согрешить, верь в милосердие Божие, приноси покаяние и иди дальше, не смущаясь.
За одним монахом бес ходил тридцать лет, стараясь соблазнить его, и все не удавалось. Наконец через тридцать лет он соблазнил его блудом и монах пал. Впасть в этот грех монаху – все равно что уничтожить все свои предшествовавшие труды. Бес пришел к падшему и сказал ему, что он теперь отпал от Бога и стал рабом греха и диавола.
– Ты теперь мой, – говорил бес.
– Никогда, я – раб Божий.
– Да как же ты можешь быть Божиим, когда впал в мерзейший грех? Ты ужаснейший грешник.
– Ну что ж, что грешник? Я – Божий, а тебя знать не хочу.
– Да ведь ты пал?
– А тебе-то какое до этого дело?
– Куда же ты теперь пойдешь?
– В монастырь.
– Разве место тебе в монастыре после такого ужасного дела? Твое место теперь в миру. Да к кому же ты идешь?
– К духовнику на исповедь.
Бес всячески хулил духовника, останавливал монаха, но тот стоял на своем. Что же сказал духовник? Грех он его отпустил.
– Все свои прежние труды, брат, уничтожил ты своим падением. Встань и начни сначала.
А в ночь игумену того монастыря, мужу высокой жизни, явился Господь Иисус Христос. Он держал за руку монаха.
– Узнаешь ли ты, кто это? – спросил Господь игумена.
– Узнаю, Господи, это монах из моего стада, да еще падший.
– Знай же и то, что этот монах, не поддавшись наветам бесовским, склонявшим его к унынию и отчаянию, в самом падении своем посрамил беса, и Я оправдал его.
Такое значение имеет твердость и мужественная готовность, потерпев поражение в борьбе, начать ее снова, не впадая в уныние и отчаяние.
Но Он же прошед посреде их, идяше (Лк.;4,;30) – приходится нашему уму в своем стремлении горе идти между суетными помыслами, между соблазнами. Часто смущают его помыслы хульные. Иной приходит и заявляет, что он погиб, так как у него возникают мысли, хулящие Бога, святых, Таинства, а хула на Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем.
Здесь много понимается превратно. Хулой
на Духа Святого, непростительной и ведущей к погибели, считается упорное неверие и отрицание бытия Божия, несмотря на воочию совершающиеся чудеса, несмотря на множество фактов, неопровержимо доказывающих существование Бога. Упорное отрицание и неверие являются хулой на Духа Божия, это не прощается ни в сем веке, ни в будущем, и человек, умерший, не покаявшись в своем неверии, погиб.
Между тем многие под хулой на Духа Святого разумеют дурные, скверные мысли, которые откуда-то появляются в уме верующего человека, и считают такого человека погибшим. Глубоко ошибаются они. Разве может тот, кто верует в Бога, любит Его, надеется на Него, мыслить хулу? Очевидно, не его это мысли, а нашептываются они врагом нашего спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в отчаяние, счел себя отпавшим от Бога, тогда весь он в руках диа– вола.
Еще так скажу. Идете по дороге. Навстречу попадается пьяный, который извергает страшнейшие ругательства. Что вам нужно сделать? Поскорее пробежать мимо, стараясь не слышать того, что он говорит. Если что-нибудь, помимо вашей воли, осталось в вашей памяти, будет ли вас за это судить Бог как за хулу? Нет, не будет.
Иное было бы дело, если бы вы подошли к этому пьяному и стали ему говорить: «Вот хорошо, ну скажи еще что-нибудь, а теперь вот это…», обнялись бы и пошли с ним вместе, наслаждаясь тем, что он говорит. В том случае вы были бы осуждены вместе с ним.
Так и с помыслами; если вы стараетесь гнать их от себя, то ошибочно приписываете их себе: не ваши они, а внушаются вам врагом. Только когда вы добровольно останавливаетесь на какой-нибудь непотребной мысли и она вам доставляет удовольствие, тогда вы виноваты и должны каяться в этом грехе.
Беседы великих русских старцев

© Copyright: Георгиевна, 2019
Свидетельство о публикации №219033101659

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Георгиевна

Рецензии

Написать рецензию

Сложный вопрос. Что не простится и почему. Думаю, что не простится хула на явное действие Бога. Когда человек знает, что это Божье, и всё равно хулит. Вот тогда и не простится. Когда не знает, то простительно, потому что, не знает. «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят». Но есть вещи, явления, ситуации, когда явно выражена слава Божья, святость Божья, а человек хулит. Уподобляясь сатане в полном смысле слова, не от невежества, а от принципа богоборчества.

Хула на святое, святость Божью, милость Божью, любовь Божью, явленную Духом Святым. Святотатство и кощунство в высшей степени.
Наталия Кобилева Христианская Ст 31.03.2019 20:30 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Возможно Вы правы. Но с другой стороны — «Разве может тот, кто верует в Бога… возводить на него хулу»? Думаю, что таких нет. Всё богоборчество происходит именно от неверия. Кто же в здравом уме готов идти против Бога ?! Правда в Библии описан случай борьбы с самим Богом, но я думаю, что это аллегория :))
Георгиевна 31.03.2019 21:11 Заявить о нарушении

А что, фарисеи не верили в Бога?
Наталия Кобилева Христианская Ст 31.03.2019 21:55 Заявить о нарушении

Богоборчество происходит из сердца.
Наталия Кобилева Христианская Ст 31.03.2019 21:56 Заявить о нарушении

А не из ума.
Наталия Кобилева Христианская Ст 31.03.2019 21:57 Заявить о нарушении

Фарисеи как раз и не поверили Иисусу, что он — Мессия 🙂
Георгиевна 01.04.2019 19:57 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Георгиевна

Хула

(Blasphemy).

В самом общем смысле это понятие включает клевету, оскорбление, а также к.л. действие (напр., жест) либо слово, унижающее достоинство другого лица, живого или мертвого. Эти представления, взятые из сферы мирской жизни, обретают особый смысл в контексте той или иной религии, где хула означает кощунство, глумление над Богом или сомнение в Его могуществе.

В ВЗ это слово всегда носит религиозный характер. Хула это прямое или косвенное принижение славы Божьей, поэтому она всегда противоположна хвалению и благословению Бога. В рамках иудейской традиции под хулой на Бога понималось либо прямое оскорбление Его имени, либо косвенное, к-рое выражалось в нарушении Его закона (Чис 15:30). В обоих случаях хула, как и идолопоклонство, к-рое считалось крайним ее проявлением (Ис 65:7; 66:3; Иез 20:27), наказывалась побиванием камнями (Лев 24:1023; ЗЦар 21:910). Обычно хула исходила от язычников, крым был неведом Бог Израиля, хотя неудачи Израиля могли побудить к ней самих иудеев (2 Цар 12:14). Ассирийцы хулили Бога, приравнивая Его к богам иных народов; но Бог обрек гибели всех, злословящих имя Его (4 Цар 19:4,6,22; Ис 37:6,23). Вавилоняне насмехались над Богом Израиля во время пленения (Ис 52:5), а Едом и прочие враги глумились над его опустошением (Иез 35:12; Пс43:15; 73:10,18; 1Мак2:6).

В НЗ это понятие имеет более широкую сферу употребления, согласно значению соответствующего греч. слова (Рим 3:8; 1 Кор 10:30; Еф 4:31; Тит 3:2). Клевета и злословие представляли немалую опасность для новокрещеных христиан. До крещения они и сами прибегали к ним, что свидетельствует об их уровне культуры, и нередко испытывали это искушение. В НЗ это безоговорочно осуждается (Мк 7:22; ср. Еф 4:31; Тит 3:2). Иак 3:112 напоминает нам, что мы сотворены по подобию Божьему: проклинать даже самого недостойного из людей и при этом благословлять Бога зло, недостойное человека. Все люди в той или иной степени представляют собой образ Божий.

Точно таким же злом считается глумление над ангельскими и даже демоническими силами. Грешно глумиться даже над дьяволом. НЗ рассматривает это как величайшую самонадеянность, гордыню, в основе крой лежит ложное притязание на знание и силу (Иуд 810; 2Пет2:1012).

Однако самая распространенная форма хулы, примеры крой мы встречаем в НЗ, хула на Бога. Иногда хулители открыто оскорбляют Его (Откр 13:6; 16:9), иногда глумятся над Егословом(Тит2:5). К-ром е того, вНЗесть примеры того, как осмеивается даруемое Богом откровение или носители этого откровения (Моисей в Деян 6:11; Павел в 1 Кор 4:12). Но гл. обр. понятие «хула»связывается с именем Иисуса.

Когда Иисус прощал людям грехи (Мк 2:7), Его обвиняли в богохульстве на том основании, что Он, будучи человеком, сделал себя Богом (Ин 10:3336). То же самое обвинение предъявлено Ему синедрионом (Мк 14:6164) члены синедриона сочли богохульством Его слова о том, что Он Христос. Подлинным богохульством для авторов НЗ было глумление над Иисусом (Мф 27:39; Мк 15:29; Лк 23:39) и хула, возводимая на Церковь ее преследователями, крые насмехались над крещальной клятвой «Иисус есть Господь» (Иак2:7) или пытались принудить христиан к хулению Иисуса (ср. Деян 26:11). Христиане были готовы к тому, что их будут поносить (1 Кор 4:13; 1 Тим 1:13; Откр 2:9; ср. Деян 13:45; 18:6), но когда авторы НЗ упрекают некрых христиан в богохульстве, то это вызвано не только их отступничеством, но и следованием ложному учению (Рим 3:8; 2Пет 2:2) либо поступками, порочащими имя Христа (Рим 2:24; Тит 2:5).

Хотя богохульство может быть прощено (Мк 3:2829; Мф 12:32), это тяжкий грех. Если же виновные в богохульстве не раскаиваются, то их надлежит предать Сатане (понимая при этом, что грешник может погибнуть), «чтоб они научились не богохульствовать» (1 Тим 1:20).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *