Художница зинаида серебрякова

Художница зинаида серебрякова

Зинаида Серебрякова. Перед зеркалом (автопортрет). 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Зинаиду Серебрякову (1884 – 1967 гг.) ждала счастливая жизнь. Красивая и добрая девушка. Вышла замуж по большой любви. Родила четверых здоровых детей.

Радостные будни счастливой матери и жены. У которой была возможность реализовываться. Ведь она, как и многие дети в роду Лансере-Бенуа, рисовала с раннего детства.

Но все начало рушиться в 1917 году. Ей было 33 года. Прекрасный мир обернулся чередой лишений и страданий.

Почему Серебрякова не вписалась в новую эпоху? Что вынудило ее уехать в Париж навсегда? Почему она будет разлучена с детьми на целых 36 лет? А признание придёт к ней лишь за год до смерти в 1966 году?

Вот 7 картин художницы, которые поведают нам о ее жизни.

1. За туалетом. 1909 г.

Зинаида Серебрякова. За туалетом (автопортрет). 1909 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Необычный автопортрет. Девушка отражена в зеркале. Мы это понимаем по двойной свече. Белоснежное нижнее белье. Белый цвет в интерьере. Женские безделушки перед зеркалом. Розовый румянец. Большие глаза и непосредственная улыбка.

Все так обаятельно и свежо. Это словно аллегория беззаботной молодости. Когда настроение хорошее даже утром. Когда впереди ждёт день, полный приятных забот. И в запасе столько красоты и здоровья, что хватит ещё на многие годы.

Зинаида Серебрякова в детстве была болезненным и замкнутым ребёнком. Но ее детская худоба превратилась в изящную фигуру. А замкнутость – в скромный и доброжелательный характер.

Ее знакомые отмечали, что она всегда выглядела моложе своих лет. И в 40, и в 50 лет она почти не менялась внешне.

Автопортреты З. Серебряковой (в возрасте 39 и 53 лет).

Автопортрет “Перед зеркалом” был написан в счастливые годы жизни. Она вышла замуж за своего двоюродного брата, в которого была сильно влюблена. Она уже родила двоих мальчишек. Жизнь шла своим чередом в их родовом имении Нескучное.

2. За завтраком. 1914 г.

Зинаида Серебрякова. За завтраком. 1914 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Art-catalog.ru

На картине трое детей Серебряковой. Женя уткнулся носом в стакан. Саша обернулся. Таня тоже внимательно смотрит, положив ручку на тарелку. Четвёртый ребёнок, Катя ещё на руках кормилицы. Она слишком мала, чтобы садится за общий стол.

Почему же картина называется “За завтраком”? Ведь на столе мы видим супницу.

До революции было принято устраивать два завтрака. Один был лёгким. Второй – более сытным. Который впоследствии стал называться обедом.

Сюжет картины очень простой. Как будто сделан фотоснимок. Рука бабушки, разливающей суп. Вид на стол немного сверху, с высоты взрослого человека. Непосредственные реакции детей.

Мужа за столом нет. Он инженер-путеец. И в это время был в командировке в Сибири. На строительстве железной дороги.

3. Беление холста. 1917 г.

Зинаида Серебрякова. Беление холста. 1917 г. Государственная Третьяковская галерея. Artchive.ru

В 1910-ые Серебрякова создаёт цикл работ с крестьянами. Которые работали в ее поместье. Она вставала очень рано и бежала с красками в поле. Чтобы сделать этюды с натуры.

Серебрякова была эстетом. Простые женщины у неё все красивы. Пропуская образы через себя, они выходили у неё очищенными и ясными. Даже самый обыкновенный человек становился особенным. Самая неприглядная вещь – изумительной.

Ее картины составляли разительный контраст с произведениями других художников. В то время восхищались роскошным Врубелем и неординарным Шагалом.

Слева: Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: Марк Шагал. День рождения. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Среди этих ярких, экспрессивных образов непритязательные крестьянки Серебряковой стояли особняком. Но ее все равно ценили. И даже присвоили звание академика в начале 1917 г.

Но жизнь, полная признания и достатка уже совсем скоро рухнет. Как карточный домик.

4. Карточный домик. 1919 г.

Серебрякова Зинаида. Карточный домик. 1919 г. Русский музей, г. Санкт-Петербург. Artchive.ru

Это одна из самых печальных картин Серебряковой. На ней нет феерии светлых красок. Только грустные дети. Хрупкий карточный домик. И даже лежащая кукла приобретает зловещий смысл. В жизни Серебряковой произошла трагедия…

На дворе 1919 год. Крестьяне толпой подошли к дому хозяев. Они решили предупредить Зинаиду, что дело совсем плохо. Вокруг разграблены почти все усадьбы. И в случае чего, они будут не в силах защитить хозяйку с детьми.

Серебрякова посадила детей и мать на телегу. Они уехали навсегда. Через несколько дней усадьбу подожгут.

О муже не было известий целый год. Он был в тюремном заключении. По пути домой он подхватит брюшной тиф. И быстро угаснет на руках жены.

Серебрякова была однолюбом. Уже тогда она поняла, что ее счастливая жизнь навсегда закончилась. Замуж она уже никогда не выйдет.

5. Снежинки. 1923 г.

Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки (балет “Щелкунчик”). 1923 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Artchive.ru

На руках Серебряковой было четверо детей и стареющая мать. Нужно было кормить семью. И она решила переехать в Петербург. Надеясь там на заработки.

Часто рисовала балерин в Мариинке. В театре, который когда-то спроектировал ее прадед.

Балерины изображены не на сцене. А за кулисами. Поправляющими волосы или пуанты. Опять эффект фотоснимка. Мгновение жизни красивых, элегантных девушек.

Но в Петербурге работа ей приносила сущие копейки. Ее картины никак не вписывались в новую эпоху.

От художников требовали переквалифицироваться в плакатчиков и дизайнеров советского быта. Передовые Степанова и Родченко охотно подчинились призыву “Художник – на производство”.

Слева: Варвара Степанова. Проект спорт-одежды. 1923 г. Справа: Александр Родченко. Плакат “Лучших сосок не было и нет”. 1923 г.

Нищета преследовала семью. Серебрякова решила поехать на заработки в Париж. Думала, на пару месяцев. Но оказалось, навсегда.

6. Освещённая солнцем. 1928 г.

Серебрякова Зинаида. Освещённая солнцем. 1928 г. Калужский государственный музей. Avangardism.ru

В Париже дела поначалу пошли неплохо. Писала на заказ портреты.

Однако Серебряковой не хватало умения отстаивать свои интересы. Дарила портреты или продавала за копейки, лишь бы завоевать симпатии богатых клиентов. Многие пользовались этой щедростью. В результате работала чуть ли не себе в убыток. Выкручивалась. Делала самодельные краски. Чтобы продолжать работу.

Однажды – удача. Барон Броуэр заказал Серебряковой панно для своего особняка. Ему так понравилась работа художницы, что он даже спонсировал ее поездку в Марракеш. Где она набралась невероятных впечатлений.

Там и был написан ее шедевр “Освещённая солнцем”. Невероятное ощущение от картины. Зной, от которого “плавится” воздух и щемит глаза. В контрасте с тёмной кожей улыбчивой марокканки.

Поразительно, что картина написана за 30 минут! Коран запрещает людям позировать. Поэтому Серебрякова работала с феноменальной скоростью, чтобы закончить рисунок за полчаса. На большее ее марокканские модели не соглашались.

Но яркие впечатления лишь временно приглушали душевную боль. Советская власть разрешила выпустить из страны только двух ее детей, Сашу и Катю (младшего сына и младшую дочь).

Двух оставшихся детей, старшего Женю и Татьяну, по непонятным причинам так и не выпустили. С ними она увидется лишь 36 лет спустя.

7. Спящая натурщица. 1941 г.

Зинаида Серебрякова. Спящая натурщица. 1941 г. Киевский музей русского искусства. Gallerix.ru

В Париже Зинаида создала много ню. Они написаны в неоклассическом стиле. Как у старых мастеров. Ее обнаженные похожи на богинь Тициана или Джорджоне. Красивые. Нежные. Розовокожие.

В Серебряковой не было ни капли русской крови. По происхождению она была француженка (в девичестве Лансере). Но во Франции она себя ощущала русской. Ни с кем не дружила. Круглосуточно работала.

К тому же она была вновь не в моде. Балом правил стиль Ар-деко.

Слева: Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом Багетти. 1929 г. Частная коллекция. Справа: Жан Дюпа. Женщина в меховой накидке. 1929 г. Частная коллекция.

Как вспоминает ее дочь Катя, вокруг было много художников, следующих моде. Проведут кистью вверх-вниз. Назовут это по-особенному. И продают.

Серебрякова на это не могла пойти. А как же детали? Как же цвет? И упорно писала своих классических обнаженных. Редко, что удавалось продать.

Одна радость. После войны ее детям разрешили навестить мать. Дочери Татьяне было уже 48 лет. Она вспоминает, что мать она легко узнала. Она почти не изменилась. Все та же челка, та же улыбка…

Серебрякова в России

Андрей Аллахвердов. Зинаида Серебрякова. 2018 г. В коллекции художника

Признание к Серебряковой пришло за год до смерти. В 1966 году ее дочь Татьяна помогла организовать в Москве персональную выставку. Зинаида волновалась.

А зря. Выставку ждал оглушительный успех. Длинные очереди в Пушкинский музей. Многие устремились посмотреть необыкновенные работы русской француженки.

Серебрякова навсегда стала одной из выдающихся художниц России. Сразу же после выставки 21 ее работу приобрел Русский музей. Зинаида была рада, что часть картин вернулась в Россию.

Отчего такая реакция публики? Возможно, Серебрякова удачно вписалась в эпоху оттепели (50-60-ые гг.). С ее преукрашенными образами?

Слева: Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: Владимир Гаврилов. В кафе. 1962 г. Государственная Третьяковская галерея

Может быть, и так. Но и сейчас интерес к Серебряковой большой. В эпоху видео-инсталляций и гигантских панно-абстракций.

Потому что классика будет интересна всегда. Недаром же Серебрякову называют русским Боттичелли.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Оксана Копенкина

Серебрякова, Зинаида Евгеньевна

В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Серебрякова и Лансере.

Зинаида Серебрякова


За туалетом. Автопортрет (1909)

Имя при рождении

Зинаида Евгеньевна Лансере

Дата рождения

28 ноября (10 декабря) 1884

Место рождения

с. Нескучное, Белгородский уезд, Курская губерния, Российская империя

Дата смерти

19 сентября 1967 (82 года)

Место смерти

  • Париж, Франция

Страна

  • Российская империя
  • Франция

Жанр

портрет

Учёба

  • Гранд-Шомьер

Медиафайлы на Викискладе

Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́; 28 ноября 1884, Нескучное, Белгородский уезд, Курская губерния, Российская империя — 19 сентября 1967, Париж, Франция) — русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза.

Биография

Семья

Зинаида родилась 10 декабря 1884 года. В автобиографии, написанной в ответ на письмо старшей научной сотрудницы Государственной Третьяковской галереи О. А. Живовой, Серебрякова указала датой рождения 12 декабря, что не соответствует документально подтвержденным фактам и другим автобиографиям. Детство провела в имении Нескучное в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере — известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850—1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художником-графиком. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова — таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником.

Муж — Борис Анатольевич Серебряков, приходившийся Зинаиде двоюродным братом. Дети:

  1. Серебряков, Евгений Борисович (1906, Нескучное — 1990, Ленинград). Архитектор, реставратор. После 1945 года участвовал в восстановлении архитектурных памятников Петергофа.
  2. Серебряков, Александр Борисович (1907, Нескучное — 1995, Париж). Работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, парковых павильонов; исполнял декоративные панно, монументальные росписи.
  3. Серебрякова, Татьяна Борисовна (1912—1989, Москва). Театральный художник. Заслуженный художник РСФСР.
  4. Серебрякова, Екатерина Борисовна (1913—2014), художница, член-основатель и почётный президент Фонда Зинаиды Серебряковой (Франция).
  • Картины З. Е. Серебряковой с членами её семьи
  • Б. А. Серебряков
    1913

  • За завтраком
    1914

Молодость

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903—1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902—1903 годах она путешествует в Италию. В 1905—1906 годах занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента и своего кузена Бориса Серебрякова.

Дореволюционные годы

Автопортрет в костюме Пьеро (1911)

Как художник Серебрякова сформировалась в Петербурге. Исследователи подчёркивали «пушкинской и блоковской муз, в гении Достоевского», связанные с творчеством художника

Со времён ученичества З. Лансере старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы — «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) — рассказывают о поисках и остром ощущении красоты русской земли.

Широкую известность принёс Серебряковой автопортрет («За туалетом», 1909, Государственная Третьяковская галерея), впервые показанный на большой выставке «Мир искусства» в 1910 году. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) — зрелые работы и твёрдые по композиции. Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911 году, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

В 1914—1917 годах творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914—1915, Русский музей), «Жатва» (1915, Одесский художественный музей) и другие.

Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.

В 1916 году Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве, он приглашает Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над так и незаконченной картиной на темы славянской мифологии.

Революция

Зинаида встретила Октябрьскую революцию в родном имении Нескучном. В декабре 1917 года, в связи с начавшимися грабежами семей помещиков, семья Серебряковых переехала в Змиёв, затем, в начале 1918 года, в Харьков, где 21 марта 1919 года на съёмной квартире в доме по улице Конторской, 25 умер от сыпного тифа муж художницы Борис. Серебрякова осталась с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. В ноябре 1919 года семейное имение Серебряковых было разграблено и сожжено. Из-за отсутствия масляных красок Зинаиде пришлось перейти на уголь и карандаш. В этот период были созданы одни из самых известных групповых портретов детей Серебряковой — «На террасе в Харькове» и «Карточный домик».

Художница отказалась перейти на популярный у советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако нашла работу в Харьковском археологическом музее, где выполняла карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 года Серебряковы переехали в Петроград. Первые месяцы после переезда семья жила на Лахтинской улице, на Петроградской стороне, в квартире своих харьковских друзей Б. С. и Р. А. Басковых, а затем — в своей «дореволюционной» квартире на 1-й линии Васильевского острова. Весной 1921 года художница с матерью и детьми перебралась в «фамильный дом» на улицу Глинки, 15. В эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ. В последующие годы Серебрякова много рисовала на темы из театральной жизни. В 1924 году 14 её работ с успехом демонстрировались на выставке в Нью-Йорке. Особый интерес у публики вызвала картина «Спящая девочка на красном одеяле» (1923).

Париж

Осенью 1924 года Серебрякова поехала в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Вернуться ей не удалось, и она оказалась оторванной от Родины и детей (двух детей — Александра и Екатерину — удалось переправить за границу). Проживала она в это время по Нансеновскому паспорту и в 1947 году получила французское гражданство.

В 1928—1929 и 1932 годах Зинаида Серебрякова едет в Марокко. Там она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Ею также был написан цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.

Хрущёвская оттепель

Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешают контакты с Серебряковой. В 1960 году, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральной художницей во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Она становится популярной в СССР, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.

19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет после кровоизлияния в мозг. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Память

  • В СССР и России были выпущены почтовые марки, посвящённые Серебряковой.
  • К 130-летию художницы Третьяковская галерея подготовила выставку работ Серебряковой, относящихся к периоду её творчества за границей.
  • Почтовые марки СССР и России
  • портрет О. К. Лансере. 1910 (вып. 1988)

  • Зеленя осенью. 1908. ГТГ (вып. 2009)

  • За туалетом. Автопортрет. 1909. ГТГ (вып. 2009)

  • Серебрякова З.Е. скульптор Бурганов И. бронза 2007

Примечания

  1. 1 2 Серебрякова Зинаида Евгеньевна // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  3. Zinaida Evgenevna Serebryakova
  4. Бенуа Лансере Серебряковы. www.bls-collection.com. Дата обращения 8 июля 2017.
  5. Серебряков, Александр Борисович
  6. Серебрякова, Татьяна Борисовна
  7. В Париже скончалась художница Екатерина Серебрякова (рус.), ТАСС. Дата обращения 8 июля 2017.
  8. Савицкая Т. А. З. Серебрякова. Избранные произведения. — М. : Советский художник, 1989. — С. 2—3.
  9. Одесский художественный музей. Живопись XVI — начала XX веков. Каталог / Л. Н. Калмановская, Л. Н. Гурова. — Одесса: ИМК «Город мастеров», 1997. — С. 128. — 177 с.
  10. Русакова, 2008, с. 74.
  11. Буряковская, Татьяна. Харьковские «тайны» Зинаиды Серебряковой. Время (27 сентября 2017). Дата обращения 6 августа 2019.
  12. Ефремова, 2006, с. 94.
  13. Русакова, 2008, с. 75.
  14. Русакова, 2008, с. 195.
  15. Русакова, 2008, с. 77.
  16. Русакова, 2008, с. 83—84.
  17. Красиков М. М. Доброе искусство, Конторская 25. Творчество и экскурсии Красикова М. М. (28 ноября 2016). Дата обращения 6 августа 2019.
  18. Русакова, 2008, с. 220—221.
  19. Русакова, 2008, с. 160.

Литература

  • Лапшин В. Зинаида Серебрякова // Искусство. — 1965. — № 11. — С. 61—67.
  • Князева В. П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М., 1979.
  • Зинаида Серебрякова. Письма. Современники о художнице / Автор-составитель В. П. Князева. — М., 1987.
  • Ефремова Е. В. Зинаида Серебрякова. — М. : Издательство АРТ-РОДНИК, 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — ISBN 5-9561-0176-8.
  • Русакова А. А. Зинаида Серебрякова. — М. : Молодая гвардия, 2008. — Вып. 1151. — 227, с. : ил. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03436-5.

Ссылки

  • Выставка «Перекрёстки: Украинский модернизм», Чикаго (2006), Нью-Йорк (2006—2007), Америка, Киев (2007)
  • Дмитрий Горбачев. Украинский авангард 1910-1930 годов. — Киев: «Мыстецтво», 1996. — ISBN 5-7715-0253-7.
  • Лариса Давтян. «Радостное волненье» искусства Зинаиды Серебряковой. — Иные берега, 2(34), 2014, с.34—45
  • Зинаида Серебрякова — биография
  • Зинаида Серебрякова — галерея
  • Зинаида Серебрякова. «Обнаженные»
  • Зинаида Серебрякова — каталог «Обнажённые», Издательство Русского музея
  • Наследница знаменитой фамилии
  • Zinaida Yevgenyevna Serebryakova (1884—1967) (англ.)
  • О Серебряковых. Борис Рыбаков
  • Девушка со свечой. Дмитрий Шеваров
  • Серебрякова, Зинаида Евгеньевна в библиотеке «Старатель»
  • Телепередача «Мир искусства Зинаиды Серебряковой»
  • Фонд Зинаиды Серебряковой
  • Интервью художницы Екатерины Серебряковой накануне её 100-летнего юбилея, 2013. ВИДЕО.
  • Надежда Трегуб. Поэзия женственности Зинаиды Серебряковой. Журнал Третьяковская галерея, #1 2008 (18)
  • Павел Павлинов. Так вот ты какой, Восток! Журнал Третьяковская галерея, #4 2014 (45)
  • Ксения Воротынцева. От Нескучного до Марокко. Культура, 06.04.2017
  • Евгения Логвинова. Такая вот вечная женственность. Культура, 04.10.2019

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

BNE: XX1118460 · BNF: 121274793 · GND: 119415240 · ISNI: 0000 0001 2277 5999 · LCCN: n88105267 · NKC: jx20120411005 · NTA: 314187375 · SUDOC: 091948533 · VIAF: 25412044 · ULAN: 500120608 · WorldCat VIAF: 25412044

Работы Зинаиды Серебряковой

  • За туалетом. Автопортрет (1909)
  • Баня (1913)
  • За завтраком (1914)
  • Жатва (1915)
  • Карточный домик (1919)
  • Спящая девочка на красном одеяле (1923)

Искусство Персоналии

>Зинаида Серебрякова

Биография

Зинаида Серебрякова — русская художница, работавшая в портретном жанре. Она происходила из интеллигентной семьи. В творческой манере Серебряковой преобладает склонность к изображению природы, людей, но встречаются и натюрморты. Принадлежа к движению «Мир искусства», сторонилась агитационного направления. Оказавшись во Франции в начале 1930-х годов, Зинаида Серебрякова долгое время не могла вернуться на родину. Она приняла французское гражданство и вновь встретилась с родственниками лишь в 1966-м. Сегодня ее произведения выставляются в самых знаменитых музеях мира.

Детство и юность

Зинаида Лансере родилась 28 ноября (10 декабря) 1884 года. Эта фамилия принадлежала ее отцу. Семья девочки жила в имении Нескучное под Харьковом. Неудивительно, что ее биография оказалась связанной с искусством. Отец будущей художницы работал скульптором, мать в юности занималась графикой, дедом был знаменитый архитектор Николай Бенуа, а большинство родственников посвятили себя искусству.

Картина Зинаиды Серебряковой «Девушка со свечкой. Автопортрет», 1911 год / Виртуальный музей

Хорошее воспитание и творческая одаренность не считались в их среде чем-то необычным. Поэтому желание Зины реализоваться в художественном направлении воспринималось как само собой разумеющееся. Она росла вместе с братьями. Впоследствии младший стал архитектором, а старший — живописцем.

Юношеские годы Зинаиды протекали в Санкт-Петербурге, куда семья перебралась после смерти отца. Судьбой девочки занялся дядя Александр Бенуа. Серебрякова окончила женскую гимназию в 1900 году и стала ученицей художественной школы. Азы изобразительного искусства она постигала под руководством Ильи Репина, а также в мастерской, которой руководил Осип Браз. В 1902-1903 годах Зина побывала в путешествии по Италии, которое очень ее вдохновило.

Живопись

Дебютные работы показали индивидуальный стиль художницы и ее авторский почерк. Изучая мировое культурное наследие, Серебрякова интересовалась пластикой форм, склонностью авторов к национальному выражению. Ее увлекали природа, гармония и традиционный русский быт. Среди фаворитов Зинаиды были Никола Пуссен, Питер Рубенс, Алексей Венецианов.

Картина Зинаиды Серебряковой «Крестьянская девушка», 1906 год / Виртуальный музей

Часто наблюдая в Нескучном сельских девушек за работой, Серебрякова изображала их в сюжетах своих картин. Находясь на лоне природы, она любовалась пейзажами, размеренным течением жизни усадьбы, пластикой движений крестьян за работой. Наблюдая жатву или другой труд местных, художница вдохновлялась на новые произведения.

Среди ранних картин Зинаиды Серебряковой — «Крестьянская девушка», написанная в 1906 году, «Фруктовый сад в цвету» 1908-го. Автор точно чувствовала, что ее тема в живописи — это сочетание красоты родной природы в тесном хитросплетении с судьбами людей.

Картина Зинаиды Серебряковой «За туалетом. Автопортрет», 1909 год / Виртуальный музей

Картиной, принесшей Зинаиде известность, стал автопортрет под названием «За туалетом», созданный ею в 1909 году. Она была выставлена на вернисаже Союза русских художников в 1910-м. Затем публика увидела работы «Купальщицы», портреты родственников, которые писала художница. Творчество Серебряковой получило признание в 1914-1917 годах, после представления публике серии картин о русской провинции и жизни крестьян. В числе известных работ этого периода — «Крестьяне», «Жатва» и «Спящая крестьянка».

В 1917 году зрители увидели работу под названием «Беление холста», в которой стала очевидна монументальная манера автора. Зинаида изобразила мощные фигуры девушек на фоне небосвода. Композиция сочетает широкие плоскости ярких, насыщенных оттенков. Произведение, восславляющее труд простых людей, прославило и Серебрякову.

Картина Зинаиды Серебряковой «Беление холста», 1917 год / Виртуальный музей

Темы, выбираемые автором для работы, резко выделяли ее среди сообщества «Мир искусства», которому принадлежала Серебрякова. В 1916-м она стала помощницей дяди Александра Бенуа при росписи Казанского вокзала и работала в компании Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского.

В числе тем, интересовавших Зинаиду, были восточные страны, особую ментальность которых она передавала через женские портреты. Описывая Японию, Турцию, Индию, она также работала над сюжетами, связанными с античностью. Правда, большинство картин на последнюю тему остались неоконченными. Женское начало имело большое значение в творчестве Серебряковой. Кокетство, радость материнства, светлая грусть, описываемые ее кистью, имели особое настроение.

Судьба художницы была непростой. После пожара, случившегося в Нескучном, фамильное гнездо оказалось разрушенным, как и ее мастерская. Спустя 2 года она осталась вдовой после смерти супруга от тифа. Семья жила в острой нужде, и картина «Карточный домик», созданная в этот период, олицетворяла шаткость ее положения.

Картина Зинаиды Серебряковой «Карточный домик», 1919 год / Виртуальный музей

Дочь Серебряковой поступила в балетную труппу, и с тех пор в работах женщины появилась театральная тема. Художница писала балерин на репетициях и перед выходом на сцену, но не получала удовлетворения от своей работы. С 1920 года она преподавала в Академии художеств. Зинаида сторонилась агитационной манеры, проникшей в искусство в это время, оставаясь верной собственной теме и традициям «мирискусников».

В 1924-м состоялась благотворительная выставка в США, принесшая художнице успех и доход. Она получила заказ на декоративную роспись в Париже. Завершив работу, собиралась вернуться на родину, но из-за политических пертурбаций пришлось остаться во Франции. Затем последовала Вторая мировая война. Жизнь за границей оказалась для Зинаиды безрадостной, тоска по родине отражена в ее работах, созданных после 1924 года. Ей пришлось отказаться от гражданства, чтобы избежать преследований за границей.

Картина Зинаиды Серебряковой «Жатва», 1915 год / Виртуальный музей

Реализм и народная тема по-прежнему присутствовали в ее картинах. Путешествуя, Серебрякова посещала Бретань, Алжир и даже побывала в Марокко. В картинах постоянно присутствовали образы простых людей. Воспевая природу и человека, художница беспрестанно грустила о родине и прерванной связи с близкими людьми.

В 1966 году в Ленинграде, Москве и Киеве прошли выставки картин Зинаиды Серебряковой, которые получили отличные отзывы от искусствоведов и публики. Вернисаж организовали ее дети и друзья. Многие картины автора были приобретены музеями, а ее имя стало знаменитым в Советском Союзе.

Личная жизнь

Мужем художницы был близкий ей с детства человек Борис Серебряков. Приходясь Зинаиде двоюродным братом, он еще в юном возрасте влюбился в родственницу, и разговоры о свадьбе заходили во время совместного пребывания в Нескучном. Церковь не поощряла близкородственные браки, поэтому согласия на бракосочетание молодые долго не получали. В 1905-м, дав местному батюшке 300 рублей, родные организовали влюбленным венчание.

Картина Зинаиды Серебряковой «Борис Серебряков», 1913 год / Виртуальный музей

Борис не интересовался искусством. Он стал железнодорожным инженером и во время Русско-японской войны был в Маньчжурии на практике. Зинаида грезила живописью. Разница в интересах не мешала им мечтать о совместном будущем. Личная жизнь молодых людей складывалась счастливо. Они провели год в Париже, пока Зинаида училась в Академии де ла Гранд Шомьер, а Борис — в Высшей школе мостов и дорог. Вернувшись домой, каждый из них продолжил развиваться в профессии, а в семье появились четверо детей-погодок: 2 сына и 2 дочери.

Дети Зинаиды Серебряковой на картине «За завтраком» («За обедом»), 1914 год / Виртуальный музей

Во время эмиграции Зинаиды сын Евгений и дочь Татьяна остались с бабушкой. Они жили в тяготах, и в 1933 году мать Зинаиды скончалась от голода и плохих условий жизни. Евгений стал архитектором, а Татьяна начала работать художником в театре. Мечтая вновь встретиться с матерью, они звали ее на родину в 1930-е годы, когда правительство СССР приглашало художницу вернуться домой. Но Зинаида тогда работала в Бельгии и не могла оставить заказ незавершенным.

Смерть

Зинаида Серебрякова скончалась в Париже, когда ей было 82 года. Причины смерти оказались вполне естественными. Несмотря на то, что художница многие годы прожила за границей, на родине ее имя помнят и хранят воспоминания о творчестве одной из первых женщин-живописцев. Музеи периодически организуют выставки ее работ, в книгах об искусстве опубликованы фото автора. Дочь Серебряковой, Екатерина, после смерти матери создала благотворительный фонд ее имени.

Картины

  • 1909 – «За туалетом. Автопортрет»
  • 1913 – «Баня»
  • 1914 – «За завтраком» («За обедом»)
  • 1915 – «Жатва»
  • 1916 – «Индия»
  • 1924 – «Балетная уборная»
  • 1932 – «Марокканка в розовом платье»
  • 1934 – «Женщина в голубом»
  • 1940 – «Обнаженная с книгой»
  • 1948 – «Натюрморт с яблоками и круглым хлебом»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *