Христианство в современном мире

Христианство в современном мире

Роль христианства в современном мире

21.09.2015 г.

Христианство насчитывает более 2 миллиардов его приверженцев и при этом самая древняя из всех религий, если считать от Ветхого Завета. Первые древние христиане были евреями. Но уже в I веке христианство начало распространяться по всему миру и получать свое признание у многих национальностей.

По мнению служителей церкви, проповедническая деятельность Иисуса Христа стала основой и причиной для возникновения христианства. Но историки материальной философии утверждают, что христианство возникло на фоне тяжелой, бедной жизни людей, и решение задач социальных стало мотивом развития христианства. По их мнению привлекательность христианства, состоит в нескольких догмах:

— По сравнению с другими религиями проповедует единобожие;
— Проповедуются высокие моральные принципы;
— Обещает прекрасную загробную жизнь, за страдания на этом свете и обещает спасение абсолютно всем национальностям;
— Дешевые и простые религиозные обряды;
— Отрицает рабство, в любом его проявлении.

На самом деле, христианство намного больше приспособлено к реалиям нашего времени. Истинный христианин должен поступать по совести, а не тупо следовать букве религиозной морали. Быть христианином не значит быть проповедником, а просто не совершать сделок с совестью.

Нынешнее положение дел в религии.

Сообщается множество фактов, о дискриминации мусульман и издевательстве над исламской религией. Отрицание правоты этой культуры выражается в фильмах, мультфильмах, карикатурах, громких заявлениях и запрещениях стандартов мусульманства в некоторых странах. Но мало кому известно, что каждые пять минут во всем мире за веру в христианство погибает один человек. А количество гонимых христиан превышает сто миллионов. Гонения существуют не только в странах проповедующих ислам, но и в странах удаленных от Центральной Европы. К примеру, не так давно, в Италии, происходило судебное разбирательство по отмене христианства, как доминирующей религии в стране. Апелляционный суд доказал неправомерность иска, но прецедент уже есть.

Сокращение верующих христиан замечено в Эфиопии, стране на которой держалось христианство всего Африканского континента. Процент православных уже снижен до 40, а к сравнению в этой же стране 35 % темнокожих мусульман. Другая статистика подтвердит вышеуказанный факт, в Тропической Африке последние 110 лет охарактеризовались увеличением христиан в 69 раз, а мусульман в 22 раза, но примерно с 2000 года статистические данные показывают обратную динамику. В этих странах усиливается мусульманский экстремизм и атакуется христианство. К примеру, организация «Боко Харам» говорит о том, что надо убирать западное образование, но на самом деле взрывает православные церкви, особенно в религиозные праздники.

Примером борьбы против христианства на Европейском континенте, является война в Боснии и Герцеговине.

В тоже время сами христиане разных стран не могут договориться между собой. Они разделились по конфессиям и нациям, чтобы нести свою узкую часть православной религии. Пацифизм исчез из религиозной практики. К примеру, оккупация Осетии и Абхазии была поддержана российскими лютеранами, а грузинские и российские православные просто отмолчались.

Христианство всегда призывало к объединению независимо от национальности и места проживания. На самом деле давая отказ протянуть руку мусульманам, христиане поощряют экстремистские настроения мусульман. Христиане должны выступить в роли миротворцев и остановить конфронтацию между этими религиями. Поэтому сегодня, в 21 веке, когда мир так стремительно меняется, нависает угроза исламизма и исчезновения христианства, необходимо объединяться не только христианам, но и людям исповедующим другие религии.

Западное общество

Cтраница 1

Западное общество ( согласно теории стратификации) проделало эволюцию от пирамидального типа структуры общества к ромбовидному, где средний слой населения ( средний класс) является самым многочисленным.  

Почему западное общество, как правило, получает меньше продукции на доллар, израсходованный государством, чем на доллар, использованный частной фирмой.  

Хотя западное общество поощряет технологические достижения, оно дает одним лицам больше возможностей, нежели другим. Те, кто получает поддержку родных в приобретении высшего образования, имеют очевидное преимущество перед теми, кто предоставлен своим силам. Современная технология непрерывно усложняется, поэтому шансы сделать что-нибудь значительное для изобретателя-одиночки уменьшаются. Чтобы находить новые идеи, необходимо все в большей мере усваивать и применять высшие технические знания.  

В развитых западных обществах считается, что основная масса населения ( 60 — 70 %) имеет доход, близкий к среднему уровню, а число бедных и богатых относительно невелико. Для менее развитых стран вырисовываются иные схемы: основная масса населения находится на грани или за гранью бедности, а разрыв с небольшой преуспевающей верхушкой намного значительнее.  

Господствующая в западном обществе культура, черпающая начало в иудео-христианской традиции и постньютоновской науке, считается основой потребительского отношения к окружающей среде и репрессивной по отношению к человеку. Выход из того тотального кризиса, в который, как предполагается, вползает не только западное, но и глобальное общество, мировая цивилизация в целом, представители радикальной социологии видят в духовном обновлении, которое создаст иное отношение человека к природе и другие отношения между людьми.  

Это сильно отличает западное общество от тех социальных образований, которые были в прошлом. Как известно, в предшествующие исторические эпохи социально-экономический строй ( первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный) базировался, как правило, на одной господствующей форме собственности. Сейчас же западные государства имеют новый облик, который не похож на чистый и классический капитализм.  

Проследите процесс возникновения западных обществ — и вы повсюду встретите общинную собственность на землю; с прогрессом общества она повсюду уступила место частной собственности; следовательно, она не может избегнуть той же участи в одной лишь России.  

Отсюда такие атрибуты западного общества, как признание социальной справедливости, перераспределение доходов в пользу менее имущих групп, возможность самовыражения различных групповых интересов и их согласование в политике государств, не могут быть объяснены какими-либо закономерностями развития капитализма.  

Надо сказать, что западное общество давно уже знакомо с эпидемией спекуляции. Достаточно вспомнить историю знаменитого шотландского финансиста Джона Ло. Эта история интересна еще и тем, что крах пирамиды Ло достаточно просто объясняется с точки зрения нашей новой концепции.  

После второй мировой войны западное общество стало постепенно превращаться в потребительское.  

Параллельно с картиной бесконечного прогресса западного общества, вышедшего из лона католицизма, в уме Чаадаева складывался образ России, забытой богом страны.

Эту перемену произведут лучшие умы западного общества, которые превратятся в новых апостолов Павлов, святых Августинов, великих религиозных и нравственных лидеров.  

То, что проявляется в западном обществе социальных достижений как символическая динамика изменения статуса путем прямой экспансии в физическое, социальное и культурное пространства ( дома, поместья, автомобили, звания, посты, образование, коллекции произведений искусства и т.п.), в обществах с более стабильной статусной диспозицией может осуществляться не только в переносном, но и в прямом смысле как игра. Кровавая баня статусов — петушиный бой на Бали — есть лишь эстетическое переживание невозможной в этом обществе, фантазийной социальной мобильности, ощущение структурирующих общество реальных эмоций, более мягко проявленных в неигровых формах коммуникации.  

Ложная концепция единства истории на базе западного общества имеет еше одну неверную посылку — представление о прямолинейности развития ( Тойн-би А.  

Промышленная революция, технический прогресс позволили западному обществу резко вырваться вперед из остального мира.  

г. Южно-Сахалинск.

2009г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1.Истоки и условия возникновения и распространения христианства…..4

2.Христианство сегодня…………………………………………………………6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….9

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………10

ВВЕДЕНИЕ

О возникновении христианства написано огромное, по существу, количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене — христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств. Христианство — (от греческого Christos- помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутствуют. Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. Так что же такое Христианство. Если говорить совсем коротко, это религия в основе, которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир.

Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскрешение из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным дело Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

Христиане верят в то, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла.

1. ИСТОКИ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА

Под социальными истоками христианства (а понятие это достаточно многозначно), мы понимаем социальные явления (духовные и материальные), которые способствовали широкому и достаточно быстрому распространению данной религии. К социальным истокам следует отнести так же социально-политическую ситуацию того исторического периода, в который зарождалось христианство. Как известно, христианство возникло в Палестине в I в. н.э., которая, как, впрочем, и все Средиземноморье, входила в состав Римской империи. В то время эту огромную империю раздирали глубочайшие социально — политические антагонизмы, и христианство выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов, затем как движение угнетенных.

Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. Почему? Во-первых, христианская религия отрицала присущую всем другим обрядность. Во-вторых, она становится наднациональной религией. Прежние религии, существовавшие на территории империи, носили узкоэтнический характер (яркий пример- иудаизм), и были неспособны объединить рабов и угнетенных разного этнического происхождения; более того, они разъединяли их. Христианство же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она соответствовала условиям того времени, когда произошло смешение самых различных этнических групп, естественные границы между которыми были разрушены римскими завоеваниями. То есть обьединенность народов под сенью римской власти содействовала успехам такой универсальной религии, какой было христианство — особенно с тех пор, как эта власть нашла себе конкретного представителя в лице римского императора.

Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями о праве всех на свободу и счастье. Это — основные идеи христианства. Совершенно естественно, что они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных граждан. Действительно, христианство затронуло струну, которая должна была найти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное понятие о греховности каждого отдельного человека; в то же время в жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятную форму внутреннего спасения от испорченности мира, дало утешение в сознании, к чему все так страстно стремились. Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не его достоинства, а его душу. Это была поистине новая, если не революционная в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела значение только как часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего случайного и показало ее бесконечную красоту и ценность.

Таким образом, «христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология».

2. ХРИСТИАНСТВО СЕГОДНЯ

Спустя много веков, христианство остается одной из мировых религий. Претерпев множество изменений, оно живет и продолжает выполнять свою главную функцию — сближение с Богом, с моральными ценностями и устоями.

«Спасение души, путь к вечной жизни» — это, очевидно, центральная и главная роль религии. Кому-то религия дает «очищение души». «Смысл жизни» — это для тех, у кого вся жизнь пронизана религией. Наибольшее признание она получает со стороны представителей низшего социального слоя и пожилых людей, наименьшее — со стороны молодежи. Наконец, религия может помогать не только отдельно взятому человеку в его индивидуальной жизни, но и окружающим людям, в совместной жизни людей. Самое распространенное мнение, что люди обретают в религии «моральные и нравственные нормы повседневной жизни». Чем выше образовательный уровень, чем лучше материальное положение, тем чаще это признается. Сравнительно редко нормализующую роль религии признают — атеисты, а сравнительно часто — православные и представители малочисленных конфессий.

Каждый второй из тех, кто считает себя религиозным человеком, отметил, что «религия заставляет меня задумываться о смысле жизни, о душе, вечности», несколько меньше половины — что «религия помогает мне быть терпимым к людям, к их недостаткам», каждый третий — что «религия просто необходима мне как верующему». Религиозные чувства окружающих людей и проявления данных чувств религиозными людьми чаще всего воспринимаются серьезно, люди раньше таили свои религиозные чувства, а сейчас перестали их скрывать. Лишь немногие не доверяют их проявлениям: «это все только внешняя мода, не имеющая под собой сколько-нибудь глубоких религиозных чувств».

Следует отметить, что каждая церковь имеет больше членов, чем активных верующих, а в некоторых случаях членство оказывается чисто символическим. Количество людей, регулярно посещающих церковь в Британии ниже, чем во многих других странах, но неоднократные опросы подтверждают, что около 70% людей заявляют о своей вере в Бога и регулярно молятся.

В США в церковь регулярно ходит около 42% населения. В Италии около 33% жителей регулярно посещают мессу, а 85% заявляют о своей принадлежности к римской католической церкви. Во Франции церковь регулярно посещают около 13% населения.

В декабре 1990 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было решено создать церковную молодежную организацию. Вследствие этого решения на Первом съезде Православной молодежи было образовано Всецерковное православное молодежное движение, как официальная молодежная организация, учрежденная Русской Православной Церковью. Главными целями, которые ставились тогда перед Движением, было привлечение детей и подростков, юношей и девушек, ищущих свой путь к храму, в лоно Русской Православной Церкви, а также объединение групп молодых православных христиан для участия в программах социального служения, восстановления монастырей и храмов, проведения молодежных паломничеств, установления контактов со сверстниками-христианами из других стран.

Одним наиболее важных событий начала XXI века можно назвать воссоединение русской православной церкви, которое завершилось в 2007 году.

Все противоречия, стоявшие ранее, были развенчаны.

Сетью учебных православных заведений руководит Учебный комитет. В настоящее время действуют 5 духовных академий (в 1991 — 2), 30 духовных семинарий (в 1988 — 3), 45 духовных училищ, которых до 90-х годов не было совсем. Открыты 2 Православных университета и Богословский институт, 9 Подготовительных пастырских курсов, 3 Епархиальных женских духовных училища. Кроме того, имеются 11 регентских и 4 иконописные школы и отделения, а также только в Москве 123 церковноприходских воскресных школ. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочный сектор, — около 6000 человек.

Формы религиозного образования весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых к крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи.

При центре психического здоровья Академии медицинских наук России создана психиатрическая служба, которая оказывает бесплатную помощь лицам, направленным на лечение приходами Московской епархии.

Церковь сегодня важна. Она необходима, в первую очередь, для привития моральных и нравственных качеств человеку, необходима в качестве приюта уставшим от пошлости жизни, необходима для самого простого, для чего и была создана церковь, для веры.

Таким образом, мы получаем общую картину современной действительности. Христианство главенствует в российском обществе, процент неверующих достаточно высок. На одной территории соседствуют различные конфессии. На сегодняшний день верят в Бога как богатые, так и бедные. Поэтому вера в Бога не связана с социальным положением.

В церковной среде по-прежнему кипят религиозные процессы, церковь сегодня связана с обществом и государством в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовалась главным образом духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения, и стало выражаться в образовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Мы не имели бы знакомо нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самых сокровенных внутренних переживаний. «Исповедальность» европейского искусства есть качество, сформированное христианкой духовностью. Без этого обостренного внимания человека к своей личности не было бы знакомых нам гуманитарных наук. Сама идея о том, что существование мира и человека есть восходящий исторический процесс (а не просто чередование космических циклов) пришла к нам от христианства.

Догматы вечны и неисчерпаемы. Этапы их раскрытия в сознании и истории церкви, определения — это верстовые столбы, на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная. История религии, а в частности христианства, есть развертывание ступеней все нарастающего откровения Божия в судьбах земного человечества, а еще точнее — в судьбах некоторых его частей, т.е. отдельных народов.

На фоне постоянных войн, борьбы за власть появляются учения, пытающиеся показать каждому человеку его настоящее лицо, цели и задачи. Такими учениями являются мировые религии, а в частности христианство.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. – М.: Политиздат. 1990
  2. Мунчаев Ш.Н. Религия: история и современность. – М.: Культура и спорт, 1998
  3. К. Каутский. Происхождение христианства – М.: изд. полит. лит., 1990.
  4. Гончаров А.Н. Старообрядцы XXI века // Победа. – 2006. – 21 февраля.
  5. Ванд Л. Э., Муратова А. С. Генеалогия культуры и веры — зримое и тайное. – М.: Рудомино, 2000
  6. Ф. Энгельс. О первоначальном христианстве – М.: изд. полит. лит., 1990.
  7. Русская православная церковь на современном этапе. //http://orthodox.org.ru/today_ru.htm.

Социальная стратификация современного западного общества

Социальная стратификация современного западного общества включает в себя многочисленные группы и слои, различающиеся по ряду социально-экономических, политических, культурно-нормативных и других показателей. К ним в первую очередь относятся: доход, престиж, власть и образование. Каждый из этих показателей можно измерить. Так, доход измеряется в денежных единицах, получаемых индивидом или семьей за определенный период времени. Престиж – общественной оценкой того или иного статуса. Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое решение. Образование – числом лет, затраченных на обучение в школе и в вузе.

В эмпирических исследованиях стратификации применяются три метода:

1. «объективный метод» — определение индекса социальной позиции;

2. метод «оценки репутации», т.е. субъективное определение места других людей в социальной иерархии;

3. «самооценочный метод» или метод «классовой идентификации», когда социолог предоставляет право респонденту отнести самого себя к определенному социальному слою или классу.

Американский социолог Л.Уорнер в 40-е годы ХХ века одним из первых провел эмпирическое исследование социальной стратификации. Применяя репутационный метод при исследовании общины, названной им «Янки-Сити», он выделил шесть различных классов:

1) высший-высший класс, состоящий из богатых людей знатного происхождения;

2) низший-высший класс, включающий в себя наиболее богатых людей, но не аристократического происхождения;

3) высший-средний класс, в который входили высококвалифицированные специалисты;

4) низший-средний класс, представленный лицами, обладающими средней квалификацией;

5) высший-низший класс, включал в свой состав квалифицированных рабочих, занятых физическим трудом;

6) низший-низший класс состоял из наиболее бедных и обездоленных членов общества.

С тех пор, как Л.Уорнер предложил свою концепцию классов, прошло более полувека. За это время классовая структура западного общества несколько видоизменилась, и эти изменения коснулись, прежде всего, среднего класса.

С учетом новых веяний социологи раздвинули шкалу, добавив еще один слой, и в окончательном виде концепция классов Л.Уорнера представляет шкалу из семи пунктов:

1.высший-высший класс – немногочисленная, но очень богатая группа людей, как правило, объединенная в семейные кланы, имеющая знатное происхождение. В Америке это Рокфеллеры, Мелоны, располагающие не менее 200 миллионами долларов. Это высшая элита общества. Их положение настолько прочно, что не зависит ни от экономической, ни от политической ситуации в стране.

2.Низший-высший класс – это нувориши (от фр. nouveau riche – новый богач) – пришедшие из рядов финансистов, торговцев недвижимостью, королей нарко — и порнобизнеса. Быстро разбогатев тем или иным (законным или незаконным) путем, они еще не сумели адаптироваться к новой социальной среде. Про таких говорят: «богач-выскочка». Они не могут быть приняты в высший-высший класс, т.к. во-первых, не имеют знатного происхождения, а во-вторых, не имеют достаточного социального престижа в обществе. Обычно их положение зависит от экономической и политической ситуации в стране.

3.Высший-средний класс — это крупные бизнесмены, менеджеры, известные юристы, врачи, выдающееся спортсмены, научная элита. Их обычно называют «богатством нации». Не претендуя на влияние в масштабах государства, они занимают достаточно прочное и устойчивое положение в узких областях своей деятельности и обладают в них высоким престижем.

4. Средний-средний класс — это наиболее многочисленный отряд наемных работников государства – инженеры, программисты, средние чиновники, преподаватели, научные работники, — словом, люди интеллигентных профессий. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

5.Низший-средний класс – низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своей работы скорее тяготеют к умственному, а не физическому труду. Отличительная черта – приличный образ жизни.

6.Высший-низший класс– это средне- и малоквалифицированные рабочие, занятые в массовом производстве, живущие в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающиеся от вышестоящих классов. Отличительные черты: невысокий уровень образования, пассивный досуг, примитивные развлечения, часто злоупотребление спиртным, преобладание в речи ненормативной лексики.

7.Низший-низший класс – это «социальное дно» общества, включает нищих, бывших заключенных, бомжей, обитающих в подвалах, на чердаках, в трущобах. Они имеют либо начальное образование, либо не имеют никакого, в основном занимаются попрошайничеством, либо перебиваются случайными заработками. Другое название этой страты – андеркласс.

По данным многих источников, в социальной структуре современных западных обществ наибольший удельный вес (2/3) составляет средний класс. На основании этого современное западное общество называют «обществом двух третей».

Обществом среднего класса называют Америку. Если в Европе в начале ХХ века формирование классов шло медленно и противоречиво из-за сохранявшихся сословных пережитков, то в Америке становление классового общества начиналось как бы с чистого листа. Как известно, американское общество создавалось эмигрантами из разных стран, которые привозили с собой деньги, домашний скарб, умения и знания, культурные привычки и традиции, а вот система стратификации там создавалась заново.

Сегодня в США выделяют четыре основных класса: высший, средний, рабочий и низший, каждый из которых, за исключением рабочего, может дополнительно распадаться на несколько слоев. На протяжении последних 50 лет там регулярно проводятся социологические опросы методом «классовой идентификации», т.е. американцев просят самих отнести себя к тому или иному классу. Результаты самооценочного метода опросов показали количественную картину распределения населения по классам. Как ни удивительно, но она оказалась устойчивой на протяжении десятилетий, колебания не превышают несколько процентов. Так, в 1947 и в 1987 годах относили себя к высшему классу 3 и 4% американцев соответственно, к среднему – 43 и 47%, рабочему – 51 и 43%, низшему – 1 и 5%.

Высший класс американского общества состоит преимущественно из представителей влиятельных и богатых династий. Здесь более 30% всего национального богатства сконцентрировано в руках 1% верхушки собственников. Владение столь значительной собственностью позволяет им влиять на экономическую политику и политические решения, что нередко помогает сохранять и преумножать семейное благополучие. Характерная черта американской стратификации – самовоспроизводство богатых.

В составамериканского низшего класса входят лица, занятые ручным физическим или механизированным трудом: средне- и низкоквалифицированные рабочие. В последние десятилетия в США наблюдается сокращение численности работников сферы материального производства (с 21% в 1970 г. до 13,5% в 1996 г.) В настоящее время к низшему классу относятся лица, занятые на транспорте, в страховании, связи, торговле, обслуживании. Во второй половине ХХ века в США произошел упадок в добывающей и обрабатывающей отраслях промышленности, что привело к появлению постоянного «ядра» безработных. Эта новая прослойка постоянных безработных была определена как underclass. Низший класс американского общества живет у черты или за чертой бедности.

Несмотря на общее повышение уровня жизни в современных обществах, в них по-прежнему сохраняется такое явление как бедность. В США доходы 20% самых богатых и 20% самых бедных находятся в соотношении 12:1, в то время как в Японии 4:1.

Средний класс американского общества составляет около 60% всего населения.

Итак, что представляет собой средний класс, это «любимое детище» (по А.Тойнби) западной цивилизации?

Средний класс – это совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации.

Различают старый средний класс и новый средний класс.

Старый средний класс включает мелких производителей, ремесленников, торговцев, мелких и средних фермеров. По мере совершенствования информационных технологий, усложнений управленческих функций начал формироваться новый средний класс(техническая интеллигенция, управленцы и т.п.).

Основные характеристики и функции среднего класса:

1. Средний класс – это рычаг, ослабляющий поляризацию общества нейтральной позицией благополучного большинства и выполняющий в силу этого функцию социального медиатора.

2. Средний класс – это сравнительно высокообеспеченная часть общества, владеющая собственностью, обеспечивающей личную экономическую независимость, свободу выбора поля деятельности и пр. Высокое качество и современный стиль жизни, удовлетворенность настоящим, уверенность в будущем обуславливают заинтересованность среднего класса в сохранении социального порядка, придавая ему функцию социального стабилизатора общества.

3. Средний класс – это элемент социальной структуры, сосредотачивающий в своих рядах наиболее квалифицированные кадры общества, отличающиеся высоким профессионализмом, значительным деятельностным потенциалом, гражданской активностью. Отсюда высокий социальный престиж среднего класса и выполнение им функции агента технологического и социально – экономического прогресса.

4. Средний класс выступает основным носителем, с одной стороны, общественных интересов, а с другой – национальной культуры, т.е. свойственных данному обществу ценностей, норм, образцов поведения, стилей жизни и пр. Распространяя образцы собственной культуры на выше и ниже стоящие слои общества, средний класс выступает в роли культурного интегратора общества.

5. Средний класс – это социальная опора центризма – политического движения, для которого характерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра. Это позволяет ему быть оплотом политической стабильности, залогом эволюционного характера общественного развития, формирования и функционирования гражданского общества, обеспечивая среднему классу функцию политического балансира.

Функции среднего класса в обществе можно уподобить функциям позвоночника в человеческом организме, благодаря которому человек сохраняет равновесие и устойчивость. Там, где нет среднего класса или он еще не сформировался, общество нестабильно.

С появлением среднего класса общество утрачивает пирамидально-иерархическую конфигурацию.

Рекомендуемые страницы:

ХРИСТИАНСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Стр 1 из 6Следующая ⇒

О.

Дорошенко Ольга Александровна Чигиринская

Христианство

Просто о сложном –

Издательский текст http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=4405475

«Христианство»: Фолио; Харьков; 2012

Аннотация

В настоящий момент почти треть населения Земли хотя бы номинально принадлежат к той или иной христианской конфессии. Всех этих людей объединяет более или менее глубокая вера в Бога Творца и Божия Сына Иисуса Христа, пройденный ими обряд крещения и намерение следовать определенным нравственным требованиям, которое опять же может воплощаться в их жизни сравнительно полно.

В книге такого небольшого объема очень трудно рассказать даже об основных вехах в истории христианства, но авторы надеются, что книга станет путеводителем к другим книгам, более подробным и содержательным.

Ольга Чигиринская, О. Дорошенко

Христианство

ХРИСТИАНСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В настоящий момент почти треть населения Земли хотя бы номинально принадлежат к той или иной христианской конфессии. В Европе, долгое время бывшей колыбелью христианства, сейчас насчитывается свыше 300 млн христиан, в Латинской Америке – свыше 350 млн, в Северной Америке – порядка 250 млн, в Азии – около 300 млн, в Африке – примерно 400 млн, в Австралии – 14 млн.

Большинство из них (около 1 млрд) принадлежит к католической церкви, в том числе 17 млн католиков разных восточных обрядов; протестантов и верующих постпротестантских деноминаций насчитывается около 400 млн., около 200 млн. принадлежат к автокефальным православным церквам, и 70–80 млн – к так называемым «дохалкидонским» церквам (см. раздел «История»).

Всех этих людей объединяет более или менее глубокая вера в Бога Творца и Божия Сына Иисуса Христа (подробнее см. раздел «Догматика»), пройденный ими обряд крещения (см. раздел «Таинства») и намерение следовать определенным нравственным требованиям, которое опять же может воплощаться в их жизни сравнительно полно (см. раздел «Нравственное богословие»).

Христианство наряду с исламом и иудаизмом относится к так называемым авраамитским религиям, то есть религиям, зародившимся вследствие откровения, данного единым Богом вождю одного из семитских племен Аврааму. В основе христианского Предания лежит Предание иудейское, предыстория христианства неотделима от истории иудаизма.

В книге такого небольшого объема очень трудно рассказать даже об основных вехах в истории христианства, но авторы надеются, что книга станет путеводителем к другим книгам, более подробным и содержательным.

Современное православие.

Православие — одно из основных (наряду с католицизмом, протес­тантизмом, монофизитством и несторианством) направлений христи­анства — крупнейшей и наиболее влиятельной мировой религии совре­менности, возникшей в I в. в восточных провинциях Римской империи.

Церковная традиция относит возникновение православия к 33 г., его основателем рассматривает Иисуса Христа, но окончательное обособ­ление и организационное оформление православной конфессии хрис­тианства происходит в середине XI в. Сам термин «православие» (от греч.ортодоксия — правильное учение) был введен во II в. для обозначе­ния истинной веры и единомыслия всей церкви в противовес инако­мыслию и разномыслию «еретиков». Формировалось православие на территории Византии, и первоначально было представлено Константи­нопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской церк­вями.

Вероучение православия основывается на Священном Писании (Биб­лия) и Священном Предании (труды «отцов» церкви, решения семи Вселенских соборов и поместных соборов православных церквей). Ос­новные вероучительные принципы содержатся в Никео-Царьградском символе веры, который имеет следующий вид:

Символ веры требует от православных христиан признания еди­ного Бога, веры в Святую Троицу, в боговоплощение, в искупление, в воскресение, в загробную жизнь, в спасающую роль церкви, в необ­ходимость крещения и т.д. Единый Бог выступает в трех лицах — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Бог Отец — творец существую­щего мира. Им из ничего созданы небо и земля, мир видимый и неви­димый, первые люди. Бог Сын (Иисус Христос, спаситель людей) имеет двойную природу: божественную и человеческую. Он рожден (не сотворен) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жиз­ни Иисус Христос был рожден в результате непорочного зачатия Девы Марии от Духа Святого. Православные верят в искупительную жерт­ву Иисуса Христа, в то, что ради спасения людей, избавления их от грехов он пришел на землю и принял мученическую смерть на кресте. Они верят также в воскресение Иисуса на третий день после смерти, в вознесение его на сороковой день на небо.

С догматикой тесно связан сложный, детально разработанный право­славный культ. В его основе лежат семь таинств: крещение, миропомаза­ние, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак (венчание), елеос­вящение (соборование), священство.Они трактуются как особые священно­действия, в которых под видимым знаком верующим сообщается невидимая божественная благодать. Широкое распространение в православии получи­ли и другие культовые действия: почитание Богородицы, ангелов, святых (пророков, праведных, преподобных, апостолов, святителей, мучеников), поклонение святым мощам и другим священным реликвиям, паломниче­ство к святым местам.

В православии отсутствует жесткая церковная централизация, нет еди­ного организационного центра. В настоящее время существует 15 автоке­фальных, т.е. самоуправляемых (или поместных) православных церквей, находящихся в Европе, Азии, Африке и Северной Америке: Константи­нопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Израиль), Русская, Грузинская, Сербская, Болгар­ская, Кипрская, Элладская(Греция), Румынская, Албанская, Польская, Чеш­ский земель и Словакии, Американская.

Крупнейшая автокефалия — Русская православная церковь (РПЦ), или Московский Патриархат. Высшими органами церковной власти и управ­ления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный си­нод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

Патриарх Московский (с 1990 г.-АлексийII, в миру Ридигер Алексей Михайлович, р. 23.02.1929 г.) именуется «Предстоятелем» РПЦ. Основными структурными элемента­ми РПЦ являются епархии (возглавляются архиереями — митрополитами, архиепископами или епископами). Наиболее значительная епархия — Мос­ковская. Епархии делятся на благочиния (церковные округа), а те, в свою очередь — на приходы, или общины. Епархии РПЦ находятся в России, стра­нах СНГ и некоторых государствах дальнего зарубежья. Епархии РПЦ мо­гут быть объединены в экзархаты. В настоящее время в РПЦ имеется един­ственный Белорусский Экзархат, находящийся на территории Республики Беларусь.

Православиеявляется древнейшей монотеистической религией на белорусских землях,Белорусская православная церковь — веду­щим религиозным объединением в Республике Беларусь.

Как христианство восточного обряда православие вводится в Древней Руси в 988 г.по инициативе киевского князя Владимира Свя­тославича, но реально процесс христианизации восточных славян, сопровождаемый вытеснением и ассимиляцией прежних политеис­тических верований, занял около трех столетий. На рубеже X-XI вв. основываются первые белорусские епархии — в Полоцке (992),что считается датой создания Белорусской православной церкви, и в Ту-рове(1005).В середине XI в. в Полоцке был возведен собор Святой Софии, равный по величественности Софиям в Киеве и Новгороде. На территории всей Киевской Руси в начале XIII в. насчитывалось около 1000 приходов и церквей. С правосла­вием связана деятельность крупнейших христианских просветителей бело­русского Средневековья — К.Смолятича, Е.Полоцкой, КТуровского и др.

На рубеже 1980-90-х гг. модернизируется структура православной церк­ви в Беларуси. До 1989 г. на территории БССР действовала единая Минско-Белорусская епархия, объединявшая 399 приходов и 395 храмов. В 1989 г. были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинскаяепископии, в 1990 г. восстановлена Гомельская и учреждена Брестская кафедры, в 1991 г. учреж­дена Новогрудская и Гродненская, в 1992 г. — Туровская и Витебская епар­хии. В 2005 г. образована Бобруйская кафедра. Все 11 православных епар­хий на территории Беларуси входят в состав Белорусского Экзархата Мос­ковского Патриархата, образованного решением Архиерейского собора Русской православной церкви 16 октября 1989 г. Другое официальное назва­ние Белорусского Экзархата — Белорусская православная церковь {БПЦ).БГЩ находится в каноническом подчинении Московского Патриархата, но обладает административной самостоятельностью. Управляется Сино­дом, возглавляемым Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Патриарший Экзарх всея Беларуси (с 1989 г. -Филарет, в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев, р. 21.03.1935 г.) является непосредственным главой БПЦ, Председателем ее Синода и епархиальным архиереем Минской епархии.

В епархиях БПЦ действуют 1248 храмов и другие культовые здания, 28 монастырей, старейшие их которых — Полоцкий Спасо-Евфросиниев-ский (1128), Жировичский Свято-Успенский (1470), Пинский Свято-Вар-варинский (1521), Кутеинский Свято-Богоявленский (1620), Могилевс-кий Свято-Никольский (1636). Государство передало церкви более 800 культовых и других зданий под богослужебные цели. На пожертвования граждан и организаций построено более 180 храмов, более 200 отрестав­рировано. 155 храмов находятся в процессе строительства.

Организационному строительству БПЦ свойственна устойчивая положительная динамика развития. Если в 1986 г. насчитывалось 369 церковных приходов, то в 1990 — 609, в 1994 — 902, в 1998 — 1081, в 2002 — 1265, в 2006 — 1399, на 1 января 2008 г. — 1431. Наибольшее число общин действует в Брестской (350) и Минской, включая Минск (355) областях, менее всего общин (107) в Могилевской области.

Подготовку священнослу­жителей осуществляет ряд религиозных учебных заведений. Старейшее из них — восстановленная в 1989 г. Минская высшая духовная семинария, действующая при Жировичском Свято-Успенском монастыре. При епар­хиальных управлениях в Минске, Витебске и Слониме созданы духовные училища, при четырех епархиях — школы катехизаторов. В Минске работа­ют иконописные школы и школа звонарей, при БГУ действует Институт теологии им. св. Мефодия и Кирилла. В 1993 г. решением Синода БПЦ учреждена Минская Духовная Академия (Жировичи), в 1996 г. она приня­ла первых слушателей. При церковных приходах и епархиальных управле­ниях функционируют более 300 воскресных школ, 14 братств и 9 сестри-честв. Ведется активная издательская деятельность. Действует издатель­ство БПЦ.

Значительному по­вышению статуса БПЦ способствует «Соглашение о сотрудничестве», под­писанное в 2003 г. между церковью и Республикой Беларусь на основе за­кона «О свободе совести и религиозных организациях» (2002).

Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 6 | Нарушение авторских прав

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *