Христиане в римской империи

Христиане в римской империи

Гонения на христиан в Римской империи в 1-4 веках

В 27 году до Р.Х. становится императором Август.

Наступают имперские времена, когда во главе стоял один человек (принципат), но сохранялся Сенат (форма правления – принципат).

Династия Августа заканчивается в 68 г. после Рождества Христова со смертью Нерона.

До 81 года идут междоусобные годы, которые заканчиваются приходом императора Домицана.

В 98 году приходит династия Антонинов.

После Августа были династии по наследству, а дальше те, кто победит.

Религия сходит на нет. Начиная с правления Августа – начинается культ императора (считали полубогом).

В Риме распространяются религиозные учения с востока (синкретизм).

Первое время римляне на разделяют иудеев и христиан. Начинают различать после крушения Иерусалима в 70-м году (без Иерусалима не могла совершаться ветхозаветная вера).

Причина гонений.

1. Общественные

Восприятие христиан в обычном населении было полно недоразумений, предупреждений, а также всевозможной лжи.

Зачастую наблюдался раскол внутри семьи (христиане и язычники).

Замкнутая и изолированная жизнь христиан рассматривалось обществом подозрительно.

2. Религиозно-государственные

Служение богам рассматривалась в Риме как государственная обязанность. Религия имела государственный статус.

У христиан не было храмов. Они не чтили языческий культ.

Иудеев римляне не трогали, так как их вера была древней (римляне почитали древность) и национальной.

Римляне не были против поклонения Христа, но одновременно просили поклоняться языческим богам.

3. Политические

Возрастал культ императора (КИ). КИ вместе с поклонением языческим богам был выражением государственным. Люди, кто не чтил становись политическими преступниками.

Когда арестовывали христиан им предъявляли следующие обвинения: тайное общество; противление государственной религии (негативное отношение к богам); не почитание КИ.

Римский закон наказывал не убеждения, а действия. Нельзя было не приносить жертв (а обсмеять богов можно было).

Гонения

Время первого гонения императора Нерона 19 июня 64 года в Риме начался сильный пожар. Римский историк Тацин сообщает, что сам Нерон поджег Рим. Недовольства потребовали Нерона действовать, и он обвиняет христиан. Их вешали, поджигали, как уличные фонари, выводили на арену. Гонения были в Риме.

Закончились в 68 году со смертью Нейрона.

В 96 году император Домициан начал гонения и на христиан и на иудеев (при этом до этого 5 лет правил без гонений). Большего всего гонения были в малой и средней Азии.


98 г. – 117 г. правил император Троян из династии Антонино (ему писал письмо в 112-115 году Плиний Младший о христианах – см. выше). Ответ: специально искать не надо, но если на них доносят (не анонимно), то допрашивать их. Если совершают жертвоприношение и отказываются от Христа отпускать на свободу, а если нет – казнить.

Сложная бюрократическая процедура уменьшила гонения на христиан, а народ устраивал погромы христианам.

В 117 – 138 гг. правил император Адриан. Характер действия относительно христиан: император Адриана находится в рамках своего предшественника. Судить только в суде.

При гонениях при Адриане пострадали святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

Антонин Пий (138 – 161). Продолжал политику своего предшественника в отношении христиан.

Во время его правления пострадал Поликарп Семейский.

Марк Аврелий (161 – 180). Христианство признавал опасным. Издаются новые законы. Римская власть приказывала не только наказывать, но и искать. Марк Аврелий разрешил пытки. Возродил политическое доносительство против христиан (вознаграждение – имущество христианина). Не спасало даже отречение от Христа.

Камод (180 -192). Наступили более-менее спокойные времена. Христианство стало появляться при дворе. Предыдущие постановления не исполнялись в областях. Гонения продолжались, не искали христиан, власти не проявляли инициативу. Стали появляться первые храмы.

Приходит новая династия Северов. Религиозный синкретизм. При последнем императоре христианам стало особенно легче.

Сипкимий Север (193 – 211). Гонения начались в 203 году. Христианин Крокул исцелил императора.

Не позволял распространению христианства за счет ограничения вступления новых христиан.


Караль (211-217). Гонения в Северной Африке и достаточно ограничено. В его правления начинают создаваться и распространяться римские катакомбы. Император их не трогал и не разрушал.

Александр Север (222-235). Не только терпимо относился к христианам, более того он ставил в пример христианскую практику назначения священников. Даже хотел построить христианский храм и Христа приобщить к богам.

Эпоха солдатских императоров

Максимин Прокивец (235 – 238). Из ненависти к предшественнику начал гонения на христиан. Наносили удар на духовенство.

Детций (249 – 251). Одно из наиболее жестоких гонений, которые носили всеобщий характер. Причины гонений: враждебное отношение населения к христианам; постоянные войны и смены императоров привели в состояние кризиса, с целью новой силы и импульса возвращение старых порядков, которые были связаны с языческим культом, а для этого нужно было расправиться с христианами.

Законы (эдикты): первый против высшего клира; второй – принести всеобщие жертвоприношения по всей империи (гонения на всех христиан).

Соответственно гонения было два:

· 249 (эдикт первый)

· 250 (второй эдикт)

Власти не спешили убивать христиан, а старались вернуть в древней традиции. Поэтому сажали надолго, разрешали верить в Христа, но при этом приносить удостоверение.

Лебел(подтверждение, что человек принес жертву), а имена включались в списки. Распространялась коррупция (покупали лебелы и внесение в списки).

Император Валериан (253 – 260). Первые года спокойные.

· В 257 году произошло резкое изменение и он издает закон (эдикт), который бил по духовенству и предписывал совершить жертву римским богам. Если отказывались, то изгнание. Если совершались богослужения и посещения захоронений – казнь.

· В 258 году более жестокий закон – если отказывался совершать жертву – казнить. Знатных мирян, сенаторов — лишать социального статуса и лишать имущества, тоже самое по отношению к лицам приближенным ко двору.

После смерти Императора Валериана в 260 году начинается период мира в течение 40 лет.

После начинаются самые жестокие гонения 303-304 гг.

2015.11.02. Лекция 5

Император Диоклетиан (284-305)

Разделил власть в Риме, создал тетрархию, при которой империей правило два Августа и два Цезаря:

· На востоке империи – Август Диоклетиан и Цезарь Галерий;

· На западе империи – Август Максемиан и Цезарь Констанций Хлор.

Прейдя к власти Диоклетиан не гнал христиан, но не из-за симпатии, а из-за очередности проводимых им реформ и реформа шла в последнюю очередь.

В 303 году издается эдикт, предписывающий отбирать у христиан церковные здания, а церковные книги сжигать.

Диоклетиана подтолкнул к гонениям христиан Цезарь Галерий.

Вскоре после этого, во дворце Диоклетиана в Никодимии случился пожар, в котором обвинили христиан.

В том же году происходит восстание в Армении и Сирии, в которых тоже обвинили христиан.

После этих событий был издан эдикт, который предписывал заключать в темницы духовенство. В следующем эдикте предписывалось отпускать тех христиан, кто отрекся, а тех, кто не отрекался пытать.

В 304 году вышел четвертый эдикт, осуждавший всех христиан на пытки с целью принудить их к отречению.

В 305 году Диоклитиан и Максимиан отказываются от власти. Титулы Августов получили Галерий и Констанций Хлор. Цезарями становятся на востоке Максимин Даза, а на западе – Север, вскоре свергнутый Максенцием.

В 306 году умирает Констанций Хлор, а на его место встает его сын Константин.

В 308 году император Галерий тяжело заболевает и 311 году перед смертью издает закон о веротерпимости к Христианской Церкви (разрешается существовать, если не будут бастовать).

Свидетельства о мученичестве

Маркес (греч) – свидетель, своей жизнью о кресте.

Церковь обменивает информацией о мучениках и вследствие этого начинают появляться первые праздники, но жития этих мучеников писались значительно позже, которые составляют ценный исторический источник. При этом, житие как исторический источник, не самый ценный, это как икона.

Ранняя Церковь и святые призывали почитать и молиться за императоров, даже если они были язычниками.

Римские Императоры:

Годы правления Император Отношение к христианам
63 – 44 гг.

до Р.Х.

Цезарь
Династия Августина
27 г. до Р.Х. – 14 г. после Р.Х. Август
54 – 68 гг. Нерон Начинается в 64 году в Риме с пожара. Нерона обвиняет христиан, их вешали, поджигали, как уличные фонари, выводили на арену. Гонения были в Риме. Казнь апостола Петра (64) и Павла (67)
81 г. – 96 г. Домициан Начало в 96 году гонения на христиан и иудеев. Большего всего гонения были в Малой и Средней Азии.
Династия Антонино (98 – 192 гг.)
98 г. – 117 г. Троян Ответ на письмо Плиния Младшего: специально искать не надо, но если на них доносят (не анонимно), то допрашивать их. Если совершают жертвоприношение и отказываются от Христа отпускать на свободу, а если нет – казнить.
117 – 138 Адриан Аналогичное с периодом Трояна. Пострадали святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София
138 – 161 Антонин Пий Аналогичное с периодом Трояна и Адриана.
161 – 180 Марк Аврелий Христианство признавал опасным. Издаются новые законы. Римская власть приказывала не только наказывать, но и искать. Разрешил пытки. Возродил политическое доносительство против христиан (вознаграждение – имущество христианина). Не спасало даже отречение от Христа.
180 – 192 Камод Христианство стало появляться при дворе. Предыдущие постановления не исполнялись в областях. Гонения продолжались, не искали христиан, власти не проявляли инициативу. Стали появляться первые храмы.
Династия Северов (193 – 235 гг.)
193 – 211 Сипкимий Север Гонения начались в 203 году. Не позволял распространению христианства за счет ограничения вступления новых христиан.
211 – 217 Караль Гонения в Северной Африке и достаточно ограничено
222 – 235 Александр Север Терпимо относился к христианам. Хотел построить христианский храм и Христа приобщить к богам.
Эпоха солдатских императоров
235 – 238 Максимин Прокивец Наносили удар на духовенство
249 – 251 Детций Одно из наиболее жестоких гонений, которые носили всеобщий характер. Законы (эдикты): первый (249) против высшего клира; второй (250) – принести всеобщие жертвоприношения по всей империи (гонения на всех христиан). Власти не спешили убивать христиан, а старались вернуть в древней традиции. Поэтому сажали надолго, разрешали верить в Христа, но при этом приносить удостоверение (лебел).
253 – 260 Император Валериан В 257 году произошло резкое изменение и он издает закон (эдикт), который бил по духовенству и предписывал совершить жертву римским богам. Если отказывались, то изгнание. Если совершались богослужения и посещения захоронений – казнь. В 258 году более жестокий закон – если отказывался совершать жертву – казнить. Знатных мирян, сенаторов — лишать социального статуса и лишать имущества, тоже самое по отношению к лицам приближенным ко двору.
284-305 Император Диоклетиан · На востоке империи – Август Диоклетиан и Цезарь Галерий; · На западе империи – Август Максемиан и Цезарь Констанций Хлор. В 303 году издается 1 эдикт, предписывающий отбирать у христиан церковные здания, а церковные книги сжигать. Вскоре во дворце случился пожар и происходит восстание в Армении и Сирии, в которых обвинили христиан. После был издан 2 эдикт, который предписывал заключать в темницы духовенство. В 3 эдикте предписывалось отпускать тех христиан, кто отрекся, а тех, кто не отрекался пытать. В 304 году вышел 4 эдикт, осуждавший всех христиан на пытки с целью принудить их к отречению. В 308 году издается закон о веротерпимости к Христианской Церкви.
Западная империя Восточная империя
Август Цезарь Август Цезарь
Максемиан (285-305) Констанций Хлор (293-305) Диоклетиан (284-305) Галерий (293-305)
Констанций Хлор (305-306) Север II (305-307) Галерий (305-311) Максимин Даза (305-313)
Константин I Великий (306-312) Максенций (306-312) Лициний (308-313)
Константин I Великий (312-337) Лициний (313-324)
Констанций II (337 – 361)
Юлиан (361 – 363)
Феодосий Великий (379 – 395)

2015.11.09. Лекция 6

Император Константин

В начале IV века во время последних гонений массы народа уже не принимали в них участия. Многие из них относились к христианам терпимо.

Император Константин, также будучи язычником на христиан смотрел разумно, без предубеждения.

Император Константин родился в 272 году в Британии. На тот момент доля христиан в Римской империи составляла около 10-20%.

После смерти Констанция Хлора в 306 году Августом на Западе империи становится Константин. В это время в Риме утвердился Максенций.

Константин опасался войны с Максенцием и понимал ее неизбежность. Опасения также были связаны с Лицинием (назначен Галерием ), утвердившим свою власть на востоке в 308 году. Из-за этого двинувшись на Рим в 312 году Константин половину своего войска направил на защиту восточных рубежей.

По мнению Евсевия Кесарийского Константин по дороге увидел некий знак и услышал голос: «Сим победиши», позже во сне к нему явился Ангел или Сам Христос и повелел изобразить крест на щитах. Истинность данного видения подтверждается:

· Рассказ перед смертью после крещения;

· При высокой вероятность мятежа без уверенности в чуде Константин не рискнул бы дать такое поручения.

Сражение между Константином и Максенцием состоялось 28 октября 312 года при большом численном перевесе войск Максенция у Мульвийского моста.

По какой-то неизвестно причине возможно из-за боязни восстания Масвенций (его не любили и христиане и римляне) покинул Рим и потерпел поражение.

После того как император Константин разбил войско Максенция при битве у Мульвийского моста в 312 году, император Константин вошел в Рим, но пробыл там недолго и ушел в город Медиолан (Милан) в 313 году, где встретился с Лицинием.

В 313 году был принят Миланский эдикт – закон о свободном выборе религии (император Лициний на востоке и император Константин на западе): вернуть христианству все конфискованное имущество (книги и т.д.); демократичный базис свободы воли (у каждого человека есть право выбирать себе религию в соответствии с требованиями собственной воли и искренним убеждением, без вмешательства со стороны правительства).

С 314 по 323 год два императора воевали друг с другом за единоличную власть в империи.

Когда им. Константин вторгся в Малую Азия он был вынужден укрепить город Византий (3-5 вв. до н.э.) (где в последствии основал столицу Константинополь), чтобы император Лициний не пошел в обход на запад империи, так в 330 году появилась новая столица РИ. Вторая причина, новая столица должна быть христианской, а в Риме было трудно уничтожить упоминание о язычестве, существующем более 1000 лет.

Вместе с матерью восстановил храм Гроба Господня, нашел Крест Господень.

Укрепил границы от варваров на востоке – германцев.

Им. Константин казнил имп. Лициния, его сына, а также своего сына за возможный мятеж.

До 325 году (первый Вселенский Собор, на котором он был председателем даже не будучи оглашенным) им. Константин не вмешивался в дела Церкви.

Умер 22 мая 337 года (незадолго до смерти принял крещение). Христианская Церковь причислила его к лику святых, а римское правительство включило в римский пантеон языческих богов.

Император Константин был вынужден оставаться язычником, чтобы поддерживать Церковь. Это в какой-то степени крест. За заслуги, за то, что сделал для Церкви Восточная Церковь причислила его к лицу святых, а западная дала титул великий.

Сыновья имп. Константина: Константин II, Констанс и Констанций.

Константин II, Констанс были убиты и Констанций воцарился.

Констанций был фанатическим христианином, закрывал языческие храмы, насильственное крещение, гонения на язычников. Вводится наказание смертью за жертвоприношение.

Ересь Арианства

Никеоцареградский Символ Веры был выработан на первом Вселенском Соборе.

Символ появляется как необходимая процедура крещения и оглашения. В древности для формата вопрос-ответ, когда человека спрашивали 12 членов Символ Веры.

Александрия 4 века — религиозная столица римской империи. Религиозная школа появилась. Было около 20 священников, автономных от своего епископа, т.е. пользовались автономией.

Священники Александр и Арий выдвигались на должность епископа в Александрии.

Арий начинает продвигать идею, что Христос в определенный момент был сотворен Богом.

Арий считал, что Христос был Богом, но нижнего порядка. Так как мир – зло по представлениям язычников, а Бог не мог сотворить зло, то нужно было сотворить посредника.

Епископ Осия Кордупский (за ним послал имп. Константин для решения спора), который встает на сторону Александра после встречи с обоими претендентами, но переубедить Ария не удалось.

Имп. Константин был вынужден вмешаться в церковные дела для решения спора, с этой целью вызывает всех епископов (318) в г. Никея Малой Азии. Дал средства, почтовый ресурс.

2015.11.16 Лекция 7

Арианство

Ария поддержало большая часть клира александрийской Церкви. И. Константин попросил Осию, который спор не рассудил.

В 325 году объявлен первый Собор.

Евсевий Никомидийский (ЕН) (арианин) был самым приближенным епископом имп. Константина (иК) – придворный.

иК просит ЕН изложить его видения веры (излагает аринское учение), которое Собором не принимается. Из 318 епископов было около 20 арианами, при этом еще 20 были понимающими христианами. Остальные не вдавались в глубину сути вопроса.

Начинает период Вселенских Соборов (ВС).

После долгих обсуждений иК просит Евсевия Кесарийского епископа Иерусалима изложить суть веры, который излагает Символ веры приближенный к сегодняшнему.

иК предлагает внести в символ веры слово Единосущный. Оно должно было выразить учение о том, как соотносятся Лики Троицы, что Сын Божий – Единосущен Отцу.

Аринатсво разгромили и Ария изгнали.

Слово Единосущный было дискредитировало монолитством. Бог проявляется в качестве разных модусов. Они использовали слово Единосущный.

В связи с этим не все согласились исповедовать СВ со словом Единосущный (ОМОУСИОС).

Формируется первая партия Никейцев (Омоусиосов) – сторонники дословного исповедования СВ 1-го ВС.

Партия Ария начинает давить на иК, чтобы оправдать учение Ария, или хотя бы оправдать самого Ария.

В итоге иК принимает решение вернуть Ария, но он в дороге скончался. При этом сам иК от православия не отошел. иК скончался в 337 году.

На 1 ВС играет особую роль дьякон Афанасий Александрийский (Великий), который становится епископом.

Констанций был арианином и правил на востоке, а Константин 2 православным, который правил на западе.

В результате междоусобной войны, Константин 2 погибает, и править начинает Констанций.

Констанций воцарился и отдал предпочтение арианству и стал изживать православный.

Образовалось три партии ариан:

1. Аномеи – крайние ариане, которые исключали полное представление о Единосущности Бога Сына, а говорили, что Он был сотворен Богом Отцом.

2. Омиусиане – омиусиос(подобосущники), т.е. Христос не Единосущен, а подобосущен.

3. Омии – Христос – подобен Богу Отцу. Самая большая партия. Констанций принадлежал данной партии.

ВС никогда не признавался вселенским. Только будущие поколения признают предыдущий вселенским.

Афанасий Великий (АВ) борется со всеми партиями ариан, который был изгнан иК из Египта в Рим, где ищет поддержки у римских пап. Два раза изгонялся из Египта при Констанции (всего 3 раза).

АВ оставался единственным православным христианином на востоке. Полными еретиками были Аномеи. 250 епископов вообще не понимали в чем разница, так как не понимали греческий.

Василий Великий, Григорий Нисский (братья), Григорий Богослов взяли на себя задачу разобраться в греческой терминологии и разъяснить православным.

Император Юлиан помог православным христианам. Имп. Констанций умер в 361 году.

Юлиан – племянник Константина Великого. Учитель – Евсевий Кесарийский. Фактически воспитанием занимался варвар евнух Моргоний (поклонник эллинизма – языческая культура поздней римской империи).

Остальных родственников, кроме Юлиана, Констанций убил почти сразу из-за подозрений в измене. Жена уговорила Констанция не убивать Юлиана. Во время ссылок он остался учиться в Афинах вместе с Василием Великим и Григорием Богословом.

Констанций направляет цезарем Юлиана на запад для борьбы с германцами и алиманами. Отбросил от границы империи разгромив врагов.

Констанций приказал Юлиана направить свои легионы в Персию (Малую Азию). Юлиан согласился, но легионеры не согласились и объявили Юлиана августом (императором).

Констанций объявил войну Юлиану, а Юлиан написал, что он хочет быть только соправителем и не претендует на полноту власти. Объявили войну, но Констанций в походе погибает. В результате Юлиан в 361 году становится императором.

Юлиан старается реабилитировать язычество. Ввел серьезную нравственность. Верил в бога солнца, устраивал жертвоприношения, но язычники над ним посмеивались, так как язычество на тот момент было мертво.

Юлиан вернул всех православных никейцев, которых изгнал Констанций с целью, чтобы христиане между собой подрались. Вернул язычникам языческие христиане, которые были отняты христианами.

Христианам было запрещено учиться и преподавать в языческих школах, что ударило по образованию христиан.

Юлиан в 363 году планировал физическое гонение на христиан (так как христианство продолжало существовать, а язычество затухало), но в войне с персами имп. Юлиан был убит. Это был последний вздох язычества.

После смерти Юлиана начинает разброд и шатания. В 379 году воцаряется имп. Феодосий Великий (в восточной империи). Правил до 395 года.

Святители ВВ, ГБ, ВН (изначально принадлежали к подобосущникам) начинают свою деятельность. ГБ и ВН возглавили маленькие области Церкви.

Однако в 202 г. император принял меры против иудейской и христианской «деятельности».

При нем христиан привозили для наказания из Египта и Фиваиды в Александрию.

Император Максимин Фракиец(235-238 гг) был провозглашен императором солдатами после убийства Александра Севера. Он поднял новое непродолжительное гонение.

Максимиан обвинял клириков(духовенство,священнослужители) в «обучении христианству».

В Каппадокии и Понте преследования коснулись всех христиан, но здесь они в большей степени стали проявлением антихристианского фанатизма язычников, причиной чего стало разрушительное землетрясение.

После у Церкви был период спокойного развития.

С именем Деция, который правил с 248 по 251 года, связано одно из наиболее жестоких гонений в римской истории. Преследования христиан приняли всеобщий характер и были распространилось по всей империи. Считается, что столь жестокие гонения Деция были вызваны симпатией к христианам его предшественника. Однако кроме этого за год до начала преследований при подстрекательстве языческого жреца жители Александрии учинили погром: толпа грабила и уничтожала имущество христиан, заставляла их совершать жертвоприношения, а отказывавшихся убивала. Кроме того, Децию было необходимо восстановить старые римские порядки, т.к. религия находилась в глубоком кризисе.

Законодательство Деция регламентировала, чтобы каждый житель империи подтвердил свою приверженность к языческой религии через ритуал-употребление жертвенного мяса, вина и воскурение благовоний перед изображением императора и языческих богов. В случае же отказа от совершения жертвоприношений полагалась смертная казнь.

При императоре Валериане первые годы его правления для Церкви были спокойны. Но в 257 г. в религиозной политике произошла резкая перемена. В авг. 257 г. появился 1-й эдикт Валериана против христиан. Этот эдикт предписывал клирикам совершить жертвоприношение римским богам, за отказ полагалась ссылка. Кроме того, под угрозой смертной казни было запрещено совершать богослужения и посещать места захоронений.

Но спустя некоторое время власти решили ожесточить меры. Был опубликован 2-й эдикт в 258 г. в котором духовным лицам за отказ повиноваться приписывалась смертная казнь, знать- лишать достоинства и подвергать конфискации имущества,

Следующий правитель, сын Валериана, отказался от гонений на христиан.
Но затем при императоре Аврелиане (270-275) преследования возобновились.

Следующий этап-это правление Диоклетиана.

В армии христиане отказывались подчиняться приказам командиров, ссылаясь на запреты своей религии. В Антиохии в 302 г. при совершении жертвоприношения императором Диоклетианом, когда он ожидал результатов гадания по внутренностям закланных животных, было заявлено язычниками, что присутствие христиан мешает проведению церемонии. Разгневанный Диоклетиан приказал не только всем присутствовавшим при обряде, но и находившимся во дворце слугам принести жертву богам, а отказавшихся наказать плетьми. Затем были разосланы приказания в войска принуждать к этому же солдат, а тех, кто откажутся, изгонять со службы.

24 февр. 303 г. эдикт о Г. был обнародован: предписывалось повсюду разрушать христианские храмы и уничтожать священные книги, лишать христиан званий и почестей, права выступать с обвинением в судах, рабы-христиане не могли впредь получать свободу.

Весной 303 г. в Армении и Сирии вспыхнули мятежи. Диоклетиан обвинил в этом христиан, и вскоре последовали один за другим новые эдикты: один предписывал заключать в тюрьму предстоятелей общин, другой — освобождать согласившихся принести жертву, подвергая пыткам отказавшихся. В кон. 303 г. Диоклетиан по случаю празднования 20-летия вступления на престол объявил амнистию; множество христиан были выпущены из тюрем, и интенсивность преследований спала.

Однако, вскоре император Диоклетиан тяжело заболел и власть фактически оказалась в руках Галерия.

Весной 304 г. был издан 4-й эдикт, повторявший. Все христиане под страхом смерти были обязаны совершить жертвоприношения. Из-за данного эдикта пострадало множество верующих жителей.

1 мая 305 г. Диоклетиан сложил с себя власть. И с этого момента преследования фактически прекратились на Западе, и затем долгое время они, гонения, не возобновлялись.

Новый Завет о гонениях христиан.

Библия, Новый Завет, — это самый главный источник по истории развития христианской Церкви.

О первых гонениях и мучениках говорится в книге Деяний святых Апостолов.

В книге Деяний говорится о первом заключении под стражу апостолов Петра и Иоанна, об их смелом выступлении. Там же повествуется о «зависти» со стороны первосвященника и саддукеев, о новом аресте апостолов, чудесно освобожденных Ангелом Господним, а также о новом выступлении Петра и других апостолов перед синедрионом, последовавшем их избиении и повторном запрете говорить об Иисусе.

Из Деяний становится известно имя первого христианина, отдавшего свою жизнь за Христа, — Стефан, «муж, исполненный веры и Духа Святого», совершавший «великие чудеса и знамения в народе». Он был до смерти забит камнями разъяренной толпой иудеев, но выдержал все это, принимаю все страдания как благо.

За этим последовало «великое гонение» на церковь в Иерусалиме, и рассеяние христиан от Иудеи и Самарии до Финикии, Кипра и Антиохии. Но гонения не остановили дело благовестия. Напротив, способствовали ему, потому что «рассеявшиеся ходили и благовествовали слово» .

Одним из наиболее фанатичных гонителей Церкви в этот период был фарисей Савл, Он был главным противником учеников Христа. Но в Деяниях описывается чудесное обращение Савла из яростного и злобного гонителя Церкви в преданного служителя, который впоследствии сам испытал всю тяжесть преследований за веру.

В главе 12 повествуется о гонениях, идущих от царя Ирода. Именно тогда апостол Иаков стал первым из двенадцати учеников Иисуса Христа. Он принял мученическую смерть за веру. Иаков был обезглавлен в 44 году н. э. во время правления Ирода Агриппы. Затем арестовали апостола Петра, но он был чудесно освобожден из темницы Ангелом Господним.

Далее описываются путешествия Павла.

Павел и его спутники подвергались притеснениям. . В главе 11 книги Деяний рассказывается о гонениях на Павла и Варнаву со стороны иудеев Антиохи. Павла и Варнаву избивали камнями, хотели убить.

В Листре, куда затем отправились апостолы, иудеи все же схватили их. Они натравили местных жителей на Павла и также побили камнями. Затем апостола выбросили за город, посчитав, что он умер

В Фиатире Павел и Сила подверглись не менее жестоким преследованиям, избиению и заключению в тюрьму. Но , как описывается в Деяниях, случилось чудо-страж уверовал.

«Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.

Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.

Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,

и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?

Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.

И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.

И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.» (Библ., Книга Деяний святых Апостолов, 16. 27-34)

Изучая жизнь апостола, видно, что христиане первых веков сознательно шли навстречу страданиям, даже когда их можно было избежать. Глава 21 Деяний рассказывает о том, как пророк Агав предсказал Павлу, что тот будет предан в Иерусалиме в руки язычников. Это пророчество исполнилось. В Иерусалиме Павел был схвачен иудеями прямо в храме. Они сразу начали избивать, но он был арестован римскими солдатами и отведен в крепость. Его хотели подвергнуть бичеванию, но, узнав, что он имеет римское гражданство, решили подробно разобрать его дело. Апостолу Павлу дали выступить перед синедрионом, но его речь вызвала такой раздор, что тысяченачальник стал опасаться за его жизнь. Апостола снова отвели в крепость. Иудеи составили заговор, с целью убить Павла, поклявшись до того ни есть, ни пить.

Дело против апостола Павла неоднократно рассматривали разные правители, и он имел возможность свидетельствовать о Своем Господе. Обвинить по закону апостола Павла в чем-либо, достойном смерти или заточения, не находили возможным, но и освобождать его не хотели. Хотя формально апостол находился под арестом, все же он мог принимать всех приходивших к нему и продолжал проповедовать. В книге Деяний неоднократно приводятся свидетельства, когда апостол вспоминает о своем прошлом как гонителя христиан.

«Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос;

и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах.» (Библ., Книга Деяний святых Апостолов, 26.10-11)

Гонения отличались необыкновенным фанатизмом и жестокостью. Мучители не делали различий между полами, женщины-христианки страдали наравне с мужчинами.

«Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.» (Библ., Книга Деяний святых Апостолов, 9.2)

В 1-м Послании апостола Петра говорится о злословии и ложных обвинениях в адрес христиан. Апостол говорит людям радовать за то, что страдают за Христа:

«Возлюбленные, огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас». (1-е соборное Послание святого апостола Петра, 4.12-14).

Страдая за Христа, апостол Павел испытывал радость от сопричастности к страданиям Господа:

«Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь».

Апостол Павел учит верующих тому, что Бог дает им » мужество, любовь и целомудрие любви и целомудрия». Павел просит всегда помнить Иисуса Христа.

Апостол Павел поддерживал верующих, вселял им надежду и давал силы для борьбы и жизни.

Заключение.

Существует огромное количество взглядов на вопрос о гонении христиан в Римской империи, до сих пор ведутся споры, дискуссии.

Но все-таки на основании выше сказанного, изученного мною материала можно сделать вывод, что гонения были жестокими, проникнутыми неким фанатизмом. Кроме того, в применении наказаний к христианам не учитывался ни пол, ни возраст.

Но, несмотря на все преследования христиан в Римской империи, ожесточенной борьбы язычество, государства и самой христианской Церкви, она приобрела свое могущество и существует, прекрасно развиваясь, и в наши дни.

Литература.

1. Библия: Книги Нового Завета.

2. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан.

3. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви.

4. Корнелий Тацит Анналы.

5. Плиний Младший. Письма.

Гонения на христиан со стороны римских императоров в первые три века

Нерон (54-68 г) При нем произошло первое настоящее гонение на христиан. Он сжег для своего удовольствия более половины Рима, обвинил в поджоге христиан и как правительство, так и народ начали их преследовать. Многие претерпели ужасные мучения, пока не были замучены до смерти.

В это гонение пострадали в Риме апостолыПётр и Павел; Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечён мечом.

Гонение при Нероне, начавшееся в 65 г., продолжалось до 68 г. (Нерон покончил жизнь самоубийством), и едва ли ограничилось одним Римом.

Веспасиан(69-79) и Тит (79-81), оставили христиан в покое, так как терпимо относились ко всем религиозным и философским учениям.

Домициан(81-96), враг христиан, в 96 г. ап. Иоанна Богослова сослал на остров Патмос. Св. Антипа, еп. Пергамский, был сожжён в медном быке.

Нерва (96-98) возвратил из заточения всех сосланных Домицианом, в том числе и христиан. Он запретил рабам доносить на господ и, вообще, боролся с доносами, в том числе и на христиан. Но и при нем христианство оставалось ещё недозволенным.

Траян (98-117). В 104 году христиан впервые пытались подвести под закон о запрете тайных обществ. Это первый год государственных (законодательных) гонений.

Результатом переписки с Плинием младшим становится распоряжение Траяна о преследовании христиан, но только в том случае, когда их обвиняют и доказывают обвинение; тем же, которые отказываются от христианства (это должно доказываться жертвоприношением языческим богам), даровать прощение.

Потерпели, в числе многих христиан, св. Климент, еп. Римский, св. Игнатий Богоносец, и Симеон, еп. Иерусалимский, 120-летний старец, сын Клеопы, преемник по кафедре ап. Иакова.

Адриан(117-138) гонения продолжал, но он принял меры для обуздания неистовства толпы против христиан. Обвиняемые должны были подвергаться судебному разбирательству и только по признании их вины наказываться.(См. Евсевий. Церк. ист. IV, 8,6) При нём впервые выступают защитники христиан — апологеты. Таковы были Аристиди Кондрат. Их апологии способствовали изданию указанного закона.

Антонин Пий «Благочистивый» (138-161) продолжал политику Адриана в отношении христиан.

Марк Аврелий Философ (Антонин Вер) (161-180) в 177 году запретил христианство законом. До него гонения на Церковь были фактически антизаконными и спровоцированными. Христиан преследовали, как уголовников (приписывая, например, поджог Рима или организацию тайных сообществ).

При нем приняли мученическую смерть в Риме св. Иустин Философ и его ученики. Особенно сильны были гонения в Смирне, где был замучен св. Поликарп, еп. Смирнский, и в галльских городах Лионе и Вене ( См. Евсевий. Церк. ист. V, 1-2 главы).

Коммод (180-192) был даже, скорее, благосклонен к христианам, под влиянием на него одной женщины, Марции, вероятно — тайной христианки. Но и при нём были отдельные случаи преследования христиан. Так в Риме был казнен сенатор Аполлоний, защищавший в сенате христиан, обвинённый своим рабом в принадлежности к христианству. Но за донос казнён был и раб (см. Евсевий. Церк. ист. V, 21).

Септимий Север (193-211) При нем:

  • в числе других был обезглавлен Леонид, отец знаменитого Оригена,
  • брошена в кипящую смолу девица Потамиена,
  • принял мученический венец Василид, один из исполнителей казни над Потамиеной, обратившийся ко Христу увидев мужество девицы.
  • В Лионе был замучен св. Ириней, тамошний епископ.

В карфагенской области гонения были сильнее, чем в других местах. Здесь Фивия Перпетуя, молодая женщина благородного происхождения, была брошена в цирк на растерзание зверями и добита мечом гладиатора.

Та же участь постигла и другую христианку, рабыню Фелицитату, мучившуюся родами в темнице, и её мужа Ревоката.

Каракалл (211-217) продолжал частные и местные преследования.

Гелиогабал (218-222) не преследовал христиан, потому что сам не был привязан к римской государственной религии, а увлекался сирийским культом солнца, с которым стремился объединить и христианство.

К тому же к этому времени народные возмущения против христиан начинают ослабевать. При ближайшем знакомстве с ними, особенно, в лице христианских мучеников, народ начинает разубеждаться в своих подозрениях относительно их жизни и учения.

Александр Север (222-235), сын почтенной Юлии Маммеи, почитательницы Оригена. Усвоив миросозерцание неоплатоников, искавших истины во всех религиях, он познакомился и с христианством. Не признав его безусловно-истинной религией, он, однако, нашёл в нем много достойного уважения и многое из него принял в свой культ. В его божнице, наряду с признаваемыми им божественными существами, Авраамом, Орфеем, Аполлонием, стояло изображение Иисуса Христа.

Александр Север даже разрешил некий спор между христианами и язычниками в пользу христиан.

Но христианство все же не объявлялось «религией дозволенной».

Максимин Фракиянин (Фракиец) (235-238), был врагом христиан из ненависти к своему предшественнику, которого убил.

Издал эдикт о преследовании христиан, в особенности, пастырей Церкви. Но гонение разразилось лишь в Понте и Каппадокии.

Гордиан (238-244) Преследований не было.

Филипп Аравитянин (244-249), был настолько благосклонен к христианам, что впоследствии возникло мнение, что он и сам был тайным христианином.

Деций Траян (249-251) Решил полностью истребить христиан. Преследования, которые начались после эдикта 250 г., превосходили все предшествующие своей жестокостью, за исключением, разве, гонения Марка Аврелия.

В это жестокое гонение многие отпали от христианства.

Основная тяжесть гонения обрушилась на предстоятелей церквей.

В Риме в начале гонений пострадал еп. Фабиан, приняли мученическую кончину Карп, еп. Фиатирский, Вавила, еп. Антиохийский, Александр, еп. Иерусалимский и др. Знаменитый же учитель Церкви Ориген претерпел множество истязаний.

Некоторые из епископов покидали на время места, где они жили, и издали управляли церквями. Так поступили св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский.

А св.

Григорий Неокесарийский вместе со своей паствой удалился на время гонения в пустыню, вследствие чего у него совсем не было отпавших.

Гонение продолжалось только около двух лет.

Галл(252-253) поводом для гонения послужил отказ христиан от языческих жертвоприношений, назначенных императором по случаю общественных бедствий. В это гонение пострадали в Риме Корнилий и Луций, сменившие друг друга епископы.

Валериан (253-260) в начале своего правления был благосклонен к христианам, но под влиянием друга Маркиана, фанатика-язычника, начал в. преследования.

Эдиктом 257 г. он приказал ссылать в заточение священнослужителей, и запретил христианам созывать собрания. Сосланные епископы из мест заточения управляли своими паствами, и христиане по-прежнему собирались на собрания.

В 258 г. последовал второй эдикт, повелевавший казнить священнослужителей, христиан высших классов обезглавливать мечом, знатных женщин ссылать в заточение, придворных, лишив прав и имений, отправлять на работы в царские поместья. О низших классах ничего не говорилось, но с ними тогда и без этого поступали жестоко. Началось жестокое избиение христиан. В числе пострадавших были римский епископ Сикст II с четырьмя диаконами, св. Киприан, еп. Карфагенский, принявший мученический венец на глазах паствы.

Галлиен (260-268). Он двумя эдиктами объявил христиан свободными от преследований, возвратил им конфискованное имущество, молитвенные дома, кладбища и пр. Таким образом, христиане обрели право на имущество.

Для христиан надолго наступило спокойное время.

Домиций Аврелиан (270-275), как грубый язычник, не был расположен к христианам, но и он признавал за ними предоставленные им права.

Так, в 272 г., будучи в Антиохии, он решил дело имущественных интересов церкви (еп. Павел Самосатский, низложенный за ересь, не хотел отдать храм и дом епископа вновь поставленному еп. Домну) и в пользу законного епископа.

В 275 г. Аврелиан решил возобновить преследования, но в том же году был убит во Фракии.

В период тетрархии:

запад

восток

август – Максимиан Геркул

август – Диоклетиан

кесарь – Констанций Хлор

кесарь – Галерий

С 305 года

август – Констанций Хлор

август – Галерий

кесарь – Север, затем Максентий

кесарь – Максимин Даза

С 312 года

С 313 года

август – Константин
единовластное правление

август – Ликиний
единовластное правление

Максимиан Геркул(286-305) готов был преследовать христиан, особенно, находившихся в его войске и нарушавших воинскую дисциплину отказом от принесения языческих жертв.

Диоклетиан (284-305) в продолжение почти 20 первых лет своего правления не преследовал христиан, хотя лично был привержен к язычеству. Он согласился только издать эдикт об удалении христиан из войска. Но в конце правления под влиянием зятя Галерия издал четыре эдикта, из которых самым страшным был изданный в 304 г., согласно которому все христиане поголовно осуждались на пытки и мучения с целью принудить их к отречению от веры.

Начались самые страшные гонения, которые до тех пор испытали христиане.

Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник

Гонения христиан в Римской империи

— Причины и мотивы трехвековых Г. на христиан со стороны Римской империи сложны и разнообразны. С точки зрения римского государства, христиане были оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (άθεοι, sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии (religio nova, peregrina et illicita). Христиане обвинялись в оскорблении величества как потому, что они для своего богослужения собирались тайно и ночью, составляя недозволенные собрания (участие в «collegium illicitum» или в «coetus nocturni» приравнивалось к бунту), так и потому, что они отказывались чтить императорские изображения возлияниями и курениями. Отступничество от государственных божеств (sacrilegium) также считалось одною из форм оскорбления величества. Чудесные исцеления и существовавший в первобытной Церкви институт заклинателей язычники считали делом запрещенной законом магии. Они думали, что Иисус оставил своим последователям магические книги, в которых изложен секрет изгнания демонов и исцелений. Поэтому свящ. книги христиан были предметом тщательных розысков со стороны языческих властей, особенно во время Г. Диоклетиана. Магические сочинения и сами волшебники законом были присуждаемы к сожжению, а соучастники преступления были распинаемы или умирали в цирке. Что касается до religiones peregrinae, то они были запрещены уже законами XII таблиц: по законам империи за принадлежность к чуждой религии люди высшего сословия подлежали изгнанию, а низшего — смертной казни. Христианство являлось притом полным отрицанием всего языческого строя: религии, государства, быта, нравов, общественной и семейной жизни. Христианин для язычника был «враг» в самом широком смысле этого слова: hostis publicus deorum, imperatorum, legum, morum, naturae totius inimicus etc. Императоры, правители и законодатели видели в христианах заговорщиков и мятежников, колеблющих все основы жизни государственной и общественной. Жрецы и прочие служители языческой религии естественно должны были враждовать против христиан и возбуждать вражду к ним. Люди образованные, не верующие в древних богов, но почитающие науку, искусство, всю греко-римскую культуру, видели в распространении христианства — этого, с их точки зрения, дикого восточного суеверия — великую опасность для цивилизации. Необразованная чернь, слепо привязанная к идолам, языческим праздникам и обрядам, с фанатизмом преследовала «безбожников». При таком настроении языческого общества о христианах могли распространяться самые нелепые слухи, находить веру и возбуждать новую вражду к христианам. Все языческое общество с особенным усердием помогало выполнению кары закона над теми, которых оно считало врагами общества и даже обвиняло в ненависти ко всему человеческому роду.

Принято с древних времен считать десять Г. на христиан, именно со стороны императоров: Нерона, Домициана, Траяна, М. Аврелия, С. Севера, Максимина, Деция, Вале p иана, Аврелиана и Диоклетиана. Такой счет — искусственный, основанный на числе казней египетских или рогов, воюющих против агнца в Апокалипсисе (Апок. 17, 12). Он не соответствует фактам и плохо объясняет события. Общих, повсеместных систематических Г. было меньше десяти, а частных, местных и случайных — несравненно больше. Г. не имели одинаковой свирепости всегда и во всех местах. Самые преступления, взводимые на христиан, напр. sacrilegium, могли быть наказываемы строже или мягче, по усмотрению судьи. Лучшие императоры, как Траян, М. Аврелий, Деций и Диоклетиан, преследовали христиан, потому что для них важно было охранение основ государственной и общественной жизни. Недостойные императоры, как Коммод, Каракалла и Гелиогабал, были снисходительны к христианам, конечно, не по сочувствию, а по совершенному нерадению о делах государственных. Часто само общество начинало преследование против христиан и побуждало к этому правителей. Это особенно проявлялось во время общественных бедствий. В Северной Африке составилась пословица: «нет дождя, следовательно, виноваты христиане». Как только случалось наводнение, засуха или эпидемия, фанатическая толпа кричала: «сhri stianos ad leones»! В гонениях, инициатива которых принадлежала императорам, иногда на первом плане были мотивы политические — непочтение к императорам и противогосударственные стремления, иногда мотивы чисто религиозные — отрицание богов и принадлежность к недозволенной религии. Впрочем, политика и религия никогда не могли быть разъединены вполне, потому что религия рассматривалась в Риме как дело государственное.

Римское правительство сначала не знало христиан: оно считало их иудейскою сектою.

В этом качестве христиане пользовались терпимостью и в то же время были так же презираемы, как иудеи. Первым Г. считается предпринятое Нероном (64); но оно не было собственно преследованием за веру и, кажется, не распространялось за пределы Рима. Тиран хотел за пожар Рима, в котором народное мнение обвиняло его самого, наказать тех, которые в глазах народа были способны на постыдное дело. Вследствие этого произошло известное бесчеловечное истребление христиан в Риме. С тех пор христиане почувствовали полное отвращение к Римскому государству, что видно из апокалиптического описания великого Вавилона, жены, опьяненной кровью мучеников. Нерон в глазах христиан был антихристом, который еще раз явится для борьбы против народа Божия, а Римская империя — царством демонов, которое в скором времени уничтожится совершенно с пришествием Христа и основанием благодатного царства Мессии. При Нероне в Риме пострадали, по древнецерковному преданию, апостолы Павел и Петр. Второе гонение относят к импер. Домициану (81-96); но оно не было систематическим и повсеместным. Было несколько казней в Риме, по малоизвестным причинам; из Палестины представлены были в Рим родственники Христа по плоти, потомки Давида, в невинности которых, впрочем, убедился сам император и дозволил им возвратиться беспрепятственно на родину. — Впервые Римское государство начало действовать против христиан как против определенного общества, подозрительного в политическом отношении, при импер. Траяне (98-117), который на запрос Плиния Младшего, правителя Вифинии, указал, как должны власти поступать с христианами. По донесению Плиния, за христианами не было замечено никаких преступлений политических, кроме разве суеверия грубого и упорства непобедимого (не хотели перед императорскими изображениями делать возлияний и курений). Ввиду этого император определил не разыскивать христиан и не принимать против них анонимных доносов; но, если их будут обвинять законным образом и по расследовании они окажутся упорными в своем суеверии, подвергать их смертной казни. Этого определения относительно христиан держались и ближайшие преемники Траяна. Но число христиан быстро умножалось, и уже в некоторых местах начинали пустеть языческие храмы. Многочисленное и везде распространенное тайное общество Христа не могло уже более быть терпимо со стороны правительства, как иудейская секта: оно являлось, в его глазах, опасным не только для государственной религии, но и для гражданского порядка. Несправедливо приписывают импер. Адриану (117-138) и Антонину Пию (138-160) эдикты, благосклонные христианам. При них оставалось во всей силе постановление Траяна. Но преследования их времени могли казаться незначительными сравнительно с тем, что испытали христиане в последние годы правления М. Аврелия (161-180). М. Аврелий презирал христиан, как философ-стоик, и ненавидел их, как правитель, заботящийся о благосостоянии государства. Поэтому он предписал разыскивать христиан и определил пытать и мучить их, чтобы отвратить от суеверия и упорства; остававшиеся твердыми подвергались смертной казни. Гонение одновременно свирепствовало в различных частях империи: в Галлии, Греции, на Востоке. Мы имеем обстоятельные сведения о преследовании христиан в это время в галльских городах Лионе и Вьене. При М. Аврелии в Риме пострадал св. Иустин философ, апологет христианства, в Лионе — Пофин, 90-летний старец, епископ; твердостью в перенесении мучений и героическою смертью прославились девица Блондина и 15-летний юноша Понтик. По улицам Лиона кучами лежали тела мучеников, которые потом сожгли и пепел бросили в Рону. Преемник М. Аврелия, Коммод (180-192), восстановил более милостивое для христиан законодательство Траяна. С. Север до 202 г. был сравнительно благосклонен к христианам, но с этого года вспыхнули жестокие гонения в различных частях империи; с особенною силою они свирепствовали в Египте и в Африке; здесь особенным героизмом мученичества прославились две молодые женщины, Перепетуя и Фелицитата. Религиозный синкретизм имп. Гелиогабала (218-222) и Ал. Севера (222-235) побуждал их благосклонно относиться к христианам. В короткое царствование Максимина (235-238) и нерасположение императора, и фанатизм черни, возбужденной против христиан разными бедствиями, были причиною жестоких преследований во многих провинциях. При преемниках Максимина и особенно при Филиппе Аравитянине (244-249) христиане пользовались такою снисходительностью, что последнего даже считали самого христианином. Со вступлением на престол Деция (249-251) разразилось над христианами такое гонение, которое по систематичности и жестокости превосходило все предшествовавшие, даже гонение М. Аврелия. Император, заботясь о старой религии и о сохранении всех древних государственных порядков, сам руководил гонением; провинциальным начальникам были даны обстоятельные на этот счет инструкции. Было обращено серьезное внимание на то, чтобы никто из христиан не укрылся от розысков; число казненных было чрезвычайно велико. Церковь украсилась многими славными мучениками; но много было и отпадших, особенно потому, что предшествовавший долгий период спокойствия усыпил у некоторых героизм мученичества. При Валериане (253-260), в начале правления снисходительном к христианам, им пришлось вновь вытерпеть жестокое преследование. Чтобы расстроить христианское общество, правительство обращало теперь особенное внимание на христиан из привилегированных сословий и прежде всего на предстоятелей и руководителей христианского общества, епископов. В Карфагене пострадал еп. Киприан, в Риме папа Сикст II и диакон его Лаврентий, герой между мучениками. Сын Валериана Галлиен (260-268) прекратил гонение, и христиане около 40 лет пользовались религиозною свободой — до эдикта, изданного в 303 г. императором Диоклетианом. Диоклетиан (284-305) сначала не предпринимал ничего против христиан; некоторые христиане занимали даже видные места в войске и в правительстве. Перемену в настроении императора некоторые приписывали соправителю его Галерию (см.). При съезде их в Никомидии был издан эдикт, в котором предписывалось христианские собрания запретить, церкви разрушить, священные книги отобрать и сжечь, христиан лишить всех должностей и прав. Гонение началось с того, что разрушили великолепный храм никомидийских христиан. Вскоре после этого случился пожар в императорском дворце. В этом обвинили христиан; явился второй эдикт, гонение запылало с особенною силою в разных областях империи, кроме Галлии, Британии и Испании, где управлял благосклонный к христианам Констанций Хлор. В 305 г., когда Диоклетиан отказался от правления, соправителем Галерия сделался Максимин, ярый враг христиан. Страдания христиан и многочисленные примеры мученичества нашли красноречивого описателя в Евсевии, еписк. Кесарийском. В 311 г., незадолго перед смертью, Галерий прекратил гонение и требовал от христиан молитв за империю и императора. Максимин, управлявший азиатским Востоком, и после смерти Галерия продолжал преследовать христиан. Мало-помалу, однако, крепло убеждение в невозможности достигнуть уничтожения христианства. За первым эдиктом веротерпимости, изданным при Галерии, последовали в 312 и 313 гг. второй и третий эдикты в том же духе, изданные Константином вместе с Лицинием. По Миланскому эдикту 313 г. христиане получили полную свободу в исповедании своей веры; им были возвращены их храмы и все конфискованные прежде имущества. Со времен Константина христианство пользовалось правами и привилегиями господствующей религии в Римской империи, за исключением кратковременной языческой реакции при императоре Юлиане (361-363).

Литература: Le Blant, «Les bases juridiques des poursuites dirigées contre les martyrs» (в «Comptes rendus de l’academ. des inscript.», П., 1868); Keim, «Rom u. d. Christenthum» (1881); Aubé, «Hist. des perséc. de l’église» (некоторые статьи отсюда были переведены в «Православном обозрении» и в «Страннике»); Uhlhorn, «Der Kampf des Christenthums mit dem Heidenthum» (1886); Бердников, «Государственное положение религии в Римской империи» (1881, Казань); Лашкарев, «Отношение Римского государства к религии до Константина Великого» (Киев, 1876); А. Лебедев, «Эпоха гонений на христиан и проч.» (Москва, 1885).

П. В.

5. Римский император, при котором началась травля христиан: А) Константин Б) Нерон В) Октавиан Август

Ответы:

Б) неронь т к читайте ниже При имп. Нероне (54-68 г.) произошло первое настоящее гонение на христиан, до тех пор носившее частный и случайный характер. Гонение Нерона при всей его жестокости и кровопролитное было ог­раничено пределами Рима и не было вызвано идеологическим конфлик­том между Церковью и Государством: просто Нерону нужно было обвинить кого-нибудь в пожаре. Тем не менее это создало прецедент: магистраты приговорили христиан к смерти лишь за то, что они были христианами, а не по какой-либо иной причине.Второеизвестное гонение произошло во время правления Домициана (81-96 гг.).

Если не считать Калигулу и Нерона, императоры, как правило, успокаивали чрезмерный энтузиазм ряда своих граждан и не давали им оказывать себе божественные почести. Домициан ввел новый порядок: он провозгласил себя «владыкой и богом» и объявил всех, не принимающих участия в собственном культе, изменниками.В царствование Траяна (98-117) была создана юридичес­кая база для гонений на христианство, которая и применялась во все по­следующие времена. При нем в первый раз был издан эдикт, надолго опре­деливший неправоспособное положение христиан в Римской империи. Он был создан в ходе переписки императора с Плинием Младшим, – имперским намест­ником (проконсулом или губернатором) провинции Вифинии в Малой Азии. Об­щий смысл его очевиден: христиан следует казнить – за само имя, т.е. за одну только принадлежность к христианству. Однако он не советовал местным властям проявлять инициативу.В 177 г. началось страшное гонение на христиан при императоре-философе Марке Аврелии.Он ненавидел христиан за их, по его мнению, суеверное учение.Гонения при императоре Септимии Севере (202 г.), которые затем были частично возобновлены при Каракалле.В 235 г. имп. Максимин (235-238), начал новое гонение, краткое, но жестокое.До второй половины III в. гонения не были длительными, последовательными и систематическими. С этого времени христианство преследуется императорской властью как враждебная империи секта. В 249-51 гг. прошло самое жестокое за всю тогдашнюю исто­рию христианства гонение Декия.В 250 г. он издал эдикт о предании всех христиан смерти, дабы умилостивить богов и отвратить бедствие от империи (императора убедили, что целостность государства неразрывно связана с сохранением язычества).Во второй половине III в. гнали христиан императоры Валериан (253-260) и отчасти Аврелиан (270-275).Последнее гонение началось в конце правления Диоклетиана (284-305) и продолжалось до объявления веротерпимости Константином.

а вот правельний ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *