Храмы в новгороде

Храмы в новгороде

Великий Новгород. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Колмово 1533г
Сьёмка 8 января 2011г. Координаты: 58°31′51′N 31°17′27′E
Смотреть на карте: Космоснимки Яндекс-карты
Освящение храма было совершено в 1310 году архиепископом Новгородским Давидом. В дальнейшем в Колмово был построен мужской монастырь.

В 1423 году строительство Колмова монастыря было продолжено.

В 1527 году Успенская церковь Колмова монастыря была возобновлена (обложена), а в 1528 году освящена.

Оскудевший монастырь в 1686 году был приписан к Архиерейскому дому и стал загородной резиденцией для летнего пребывания новгородских владык.

Расцвет монастыря приходится на 17 век.

В 1706 году митрополит Иов при монастыре основал больницу для инвалидов и первый в России воспитательный дом для сирот и незаконнорожденных детей. В келиях при церкви Успения разместились больничные палаты, трапезная для больных.

Митрополит Иов приказал провести работы по благоустройству Колмова монастыря: был разбит парк, вырыты пруды для разведения рыбы. В Колмово имелось 17 ульев, а в «домовом селе» Королеве находилась молочная ферма, продукция которой предназначалась подкидышам, школьникам, «гошпитальным».

В 1764 году в Новгородской епархии было упразднено 73 монастыря, в том числе и Колмовский Успенский мужской монастырь. Храм Успения Пресвятой Богородицы был обращен в приходскую церковь.

В 18 веке Успенский храм стал тюремной церковью. Можно предположить, что это было связано со строительством большой мощеной дороги, которая в 18 веке соединила Санкт-Петербург и Москву. С этого времени в Колмово стали останавливаться императоры и святители во время проезда через Новгород.

В конце 19 века в Колмовской колонии неоднократно находился на лечении Глеб Иванович Успенский (1843-1902), писатель, который посвятил свои произведения жизни народа.

В 1891 году псаломщик Успенской церкви Семен Павлович Медведский на свои средства организовал при храме школу грамотности.

Сначала он стал создавать местный детский хор.

В феврале 1917 года на территории Колмовских заведений, рядом с церковью, создаётся ла¬зарет для раненых воинов. После 1932 года Успенская церковь была закрыта, однако подвижническая деятельность медперсонала больницы продолжалась.

Осенью 1941 года по распоряжению коменданта г. Новгорода капитана Руфо был арестован весь обслуживающий персонал Колмовской психиатрической больницы. Врачей и сестер отправили в Григорово, где они были расстреляны зондеркомандой СС только за то, что работали в больнице.

С 1971 года под руководством Н.Н. Кузьминой начались исследовательские работы, а с 1976 года – реставрационные. Осенью 1989 года работы возобновились. Завершены они были в 1997 году.

Новейшая история Успенской церкви начинается 31 августа 1997 года, когда после ремонта, в трапезной храма по благословению Высокопреосвященнейшего Льва, архиепископа Новгородского и Старорусского, было возобновлено богослужение.

26 сентября 1998 года восстановленная церковь Успения Пресвятой Богородицы была освящена.

В. О. Ключевский о концах Новгорода

Местоположение Новгорода Великого. Политический строй Новгорода Великого, т. е. старшего города в своей земле, был тесно связан с местоположением города. Он расположен по обеим сторонам реки Волхова, недалеко от истока ее из озера Ильменя. Новгород составился из нескольких слобод или поселков, которые сначала были самостоятельными обществами, а потом соединились в одну большую городскую общину. Следы этого самостоятельного существования составных частей Новгорода сохранялись и позднее в распределении города на концы.

Стороны. Волхов делит Новгород на две половины, или стороны: на правую – по восточному берегу и левую – по западному; первая называлась Торговой, потому что здесь находился главный городской рынок – торг; вторая носила название Софийской с той поры, как в конце Х в., по принятии христианства Новгородом, на этой стороне построен был соборный храм св. Софии. Обе стороны соединялись большим волховским мостом, находившимся недалеко от торга и называвшимся в отличие от других великим. К торгу примыкала площадь, называвшаяся Ярославовым или Княжим двором, потому что здесь некогда находилось подворье Ярослава, когда он княжил в Новгороде при жизни отца. На этой площади возвышалась степень – помост, с которого новгородские сановники обращались с речами к собиравшемуся на вече народу. Близ степени находилась вечевая башня, на которой висел вечевой колокол, а внизу ее помещалась вечевая канцелярия. Торговая сторона состояла из двух концов – Плотницкого севернее и Славенского южнее.

Концы Новгорода

Концы. Славенский конец получил свое название от древнейшего поселка, вошедшего в состав Новгорода, Славна, потому и вся Торговая сторона называлась также Славенской. Городской торг и Ярославов двор находились в Славенском конце. На Софийской стороне, тотчас по переходе через волховский мост, находился детинец – обнесенное стеной место, где стоял соборный храм св. Софии. Софийская сторона делилась на три конца: Неревский к северу, Загородский к западу и Гончарский, или Людин, к югу, ближе к озеру. Названия концов Гончарского и Плотницкого указывают на ремесленный характер древних слобод, из которых образовались концы Новгорода. Недаром киевляне в XI веке обзывали новгородцев презрительной кличкой плотников. За валом и рвом, опоясывавшими все пять концов, рассеяны были составлявшие продолжение города многочисленные посады и слободы монастырей, цепью окаймлявших Новгород. О населенности Новгорода можно приблизительно судить по тому, что в сгоревшей в 1211 г. части города числилось 4300 дворов. Новгород со своими пятью концами был политическим средоточием обширной территории, к нему тянувшейся.

Эта территория состояла из частей двух разрядов: из пятин и волостей; совокупность тех и других составляла область, или землю, святой Софии.

В. О. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций. Лекция 23 (отрывок)

С. Ф. Платонов о концах Новгорода

Главным городом новгородских славян был Новгород. Вопрос о времени его происхождения очень темен. В «Повести временных лет» есть известие о том, что Новгород стоял во главе племен, признавших варягов, следовательно, в IX в. он уже достиг большой влиятельности и силы. Существует мнение, что Новгород вырос из старых отдельных поселений, которые потом получили названия «концов». Город был расположен по обеим сторонам реки Волхова, недалеко от озера Ильменя. Волховом Новгород делился на две «стороны»: одна из них, восточная, носила название «Торговой» от находящегося здесь рынка, другая — «Софийской» — от храма во имя святой Софии. Новгородская крепость называлась «детинец», или кремль. Стороны делились на пять «концов». Концы, по всей вероятности, были первоначально отдельными слободами, а так как население постепенно двигалось к центру, то место, которое было слободой, становилось концом. То, что концы были отдельными самостоятельными слободами, подтверждается их особым управлением, частыми враждебными столкновениями между ними.

С. Ф. Платонов. Лекции по русской истории. Часть 1. Глава «Новгород»

Новгородский торг. Картина А. Васнецова, 1909

Д. И. Иловайский о концах Новгорода

У самой вершины Волхова, верстах в четырех от ее истока, широко раскинулся Великий Новгород, на обоих низменных берегах реки. Где находилось древнейшее поселение, зерно этого города, на правобережной Торговой стороне или на левобережной Софийской, о том не сохранилось никаких свидетельств. По всей вероятности, он составился постепенно из нескольких соседних селений. В историческое время он является уже разделенным на части и концы, число которых в эпоху предтатарскую простиралось до пяти: два на Торговой стороне, Славянский и Плотницкий, и три на Софийской, Людин, Загородский и Неревский. Последние три конца были расположены полукругом около Софийского кремля, или детинца, который составлял средоточие Великого Новгорода. Детинец расширен и укреплен новыми стенами еще во время княжения Мстислава Мономаховича. Стены эти уже в то время могли быть каменные, и в особенности их башни. Некоторые из башен заключали проездные ворота, над которыми, согласно благочестивому обычаю, устраивались церкви или часовни. По таким церквам обыкновенно назывались и самые ворота; таковы: Богородицкие, выходившие на большой Волховский мост, Спасские, Покровские, Владимирские и пр. Новгородский детинец, или собственно город, заключал в себе главную святыню Великого Новгорода, соборный храм во имя св. Софии или Премудрости Божией, с находящимся подле него Владычним двором…

Новгородский Кремль (Детинец)

На юго-западной, или Ильменской, стороне к детинцу примыкал конец Людин со своими улицами Редятиной и Волосовой, На последней стояла деревянная церковь св. Власия, которая, по преданию, была основана на месте Волосова капища; в этой церкви священствовал знаменитый Илья (св. Иоанн) до своего избрания в епископы. Северо-западную часть Софийской стороны занимал конец Неревский, простиравшийся до речки Гзени, впадающей в Волхов; а его улица, ближайшая к детинцу, называлась Разважа. Между этой улицей и соседней, Ширковой, стояла каменная церковь Федора Тирона, подобная Борисоглебской, построенная богатым купцом Войгостом. Кроме нее, из многих церквей Неревского конца замечательна церковь св. Якова, от которой и самая улица называлась Яковлевой; она была прежде деревянная, но во время священника Германа Вояты переделана в каменную. По известию Новгородской летописи, этот Герман Воята служил у св. Якова сорок пять лет и скончался в 1185 г. (Едва ли он не был первым составителем самой Новгородской летописи.) Между концами Неревским и Людиным находился еще третий конец Софийской стороны, Загородский. Он был меньше других по объему и, кажется, заключал только две значительные улицы, Чудинцеву и Прусскую; но обитатели его имели в своей среде много богатых и знатных семей.

Особенно подобным, так сказать, аристократическим, населением отличалась Прусская улица. К ее жителям принадлежала семья знаменитого посадника Твердислава Михалковича…

Софийский собор в Новгороде

Автор изображения Miraceti

Как детинец составлял особую часть Софийской стороны, не принадлежавшую ни к какому концу, и служил религиозным средоточием Великого Новгорода; так на Торговой стороне Ярославов двор с прилежащим к нему торгом был средоточием управления и торговли и имел свои особые власти, хотя и занимал часть Славянского конца. Эта часть лежала на правом берегу Волхова, насупротив детинца. Здесь стоял княжий терем, вероятно, основанный или распространенный Ярославом I; а подле него находился каменный храм, сооруженный Мстиславом Мономаховичем во имя Николая Чудотворца, которого мощи в его время были перенесены из Мир Ликийских в итальянский город Бар. Княжий двор, как известно, служил в Древней Руси местом главного судилища, а также местом собрания городских мужей, которых князь призывал на совет в важных случаях.

С ослаблением княжеской власти в Новгороде и усилением народоправления этот двор приобрел по преимуществу вечевое значение. Тут, около храма Николая, стояли звонница с вечевым колоколом, изба для вечевых дьяков и помост, или так наз. «вечевая степень», на которой помещались посадник, тысяцкий и другие власти и откуда они обращались к народу…

Стороны и концы Великого Новгорода

Славянский конец, которого главная улица называлась Славно, простирался до Федорова ручья, впадающего в Волхов с правой стороны. А за этим ручьем до следующей речки Витки лежал конец Плотницкий. Самое название его показывает, что первоначально он был поселением ремесленников, особенно плотничьих мастеров, которыми в древности славился Великий Новгород. Что здесь селились не одни плотники, указывают названия старинных улиц: Молоткова, Котельницкая, Щитная и др.

Пять означенных концов с внешней своей стороны были окопаны рвом и валом и укреплены деревянными стенами, т.е. срубами, засыпанными землей, а также огорожены тыном, или частоколом; но башни или костры, заключенные в этих валах, могли быть сооружены из камня, по крайней мере некоторые.

Иловайский Д. И. История России. В 5 томах. Том 1. Становление Руси. Глава X. Финский север и Новгород Великий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *