Храмы при Иване 3

Храмы при Иване 3

Содержание

Соборы Московского Кремля

Главной площадью Московского Кремля является Соборная, получившая своё название благодаря расположенным на ней величественных православным храмам, заметных издалека и придающих всему Кремлю легко узнаваемый и ни с чем не сравнимый облик. Соборы Московского Кремля со времен средневековья и на протяжении нескольких веков служили местом, в котором отмечались самые торжественные события в жизни страны и её столицы: как церковные так и мирские, как радостные, так и печальные.

Современный облик архитектурного ансамбля всей Соборной площади сложился, главным образом, на рубеже 15-16 веков, однако до настоящего времени талант итальянских архитекторов поражает грандиозностью замысла, а упорный труд русских зодчих — мастерством исполнения. В наши дни древние Соборы Московского Кремля не только продолжают выполнять традиционные религиозные функции, но и являются государственными музеями, экспонатами которых являются как сами здания, так и находящиеся внутри них шедевры древнерусского искусства.

Величественно возвышающаяся над Соборной площадью Кремля и всем кремлевским холмом, колокольня Ивана Великого является неповторимым произведением архитектурного искусства 16 века. Являясь самой высокой кремлевской постройкой и самым высоким московским зданием вплоть до начала 18 века, церковь-колокольня гармонично объединяет в грандиозный архитектурный ансамбль все соборы Московского Кремля. Ансамбль колокольни, который можно увидеть сегодня, складывался почти на протяжении двухсот лет. Возведенное в 1508 году первоначальное здание было дополнено несколькими пристройками, включая восьмигранный Ивановский столп — высокую внешнюю пристройку-звонницу для 1000-пудового колокола, которая также со временем была увеличена с 60 до 81 метра. Такая высота позволяла звоннице одновременно выступать в качестве сигнальной и сторожевой башни, ведь находившийся на ней дозорный мог видеть окрестности почти на три десятка километров. В 1812 году часть колокольни и звонница были взорваны наполеоновской армией и отстроены заново только после окончания войны с французами, при этом были заимствованы некоторые элементы архитектуры, характерные для начала 19 века.

В наши дни в колокольне Ивана Великого функционирует один из многочисленных залов Музея Московского Кремля, оснащенный современной мультимедийной экспозицией. Отдельный интерес представляют и многочисленные колокола, большинство из которых являются действующими, включая самый большой в мире Успенский колокол, масса которого превышает 65 тонн. Рядом с колокольней установлен гигантский, но никогда не звонивший Царь-колокол, а поднявшись на обходную галерею колокольни, можно с высоты полюбоваться на Соборы Московского Кремля и всю его территорию.

Успенский собор

Главным собором Московского Кремля, является построенный во второй половине 15 века по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти Успенский собор. Взяв за основу архитектурный стиль Успенского собора в г.Владимир, Фиораванти внес в проект ряд новых архитектурных решений. В процессе строительства собора из камня и специально изготовленного кирпича были использованы технологии, ранее не применявшиеся на территории Руси. Они позволили не только сократить период возведения собора, но и послужили важнейшей причиной того, что Успенский собор является одним из самых старейших, но отлично сохранившихся до наших дней зданий в Москве.

Богатое внутреннее убранство главного собора Московского Кремля, контрастирующее с достаточно строгим внешним видом, украшает стенопись и множество икон, включая боковые (пристенные) иконостасы. Главный пятиярусный иконостас середины 17 века состоит из 69 икон, над написанием которых трудились 16 иконописцев. Перед иконостасом расположены молельные места патриарха и царя с царицей. Сразу после освящения собора он стал и местом погребения русских иерархов, могилы которых расположены под полом, а памятные надгробные доски – установлены вдоль стен собора. Будучи главным собором столицы, златоглавый Успенский собор неоднократно выступал в качестве места венчания на царство русских князей и царей, а в наши дни является музеем государственного значения и местом богослужений в дни главных церковных праздников.

Благовещенский собор

Являясь третьим по значению собором Московского Кремля, Благовещенский построен в конце 15 века в качестве домового великокняжеского храма, связанного с дворцовым комплексом при помощи крытых переходов. Изначально построенный артелью псковских зодчих, белокаменный храм представлял собой четырехстолпную трехглавую постройку крестово-купольного вида. Во второй половине 16 века с по углам храма были пристроены небольшие храмы-приделы с золотыми куполами, а на западной стороне собора возведены две декоративные главы, в результате чего храм приобрел нынешний пирамидальный вид с девятью главами.

Благовещенский собор отличает богатая внутренняя отделка: полы, вымощенные ценными породами камней, средневековая стенопись с изображением греческих мудрецов, русских и византийских царей. Отдельного упоминания заслуживает богатый пятиярусный иконостас собора, один из самых древних на территории России. Возраст некоторых икон, над написанием которых, вероятно, трудился сам Андрей Рублев, величайший русский живописец средневековья, более чем на сотню лет превышает возраст храма. Большинство содержащихся в соборе икон, включая несколько особо чтимых в России чудотворных, имеют мастерски выполненные оклады из драгоценных металлов. В 1918 году собор был закрыт и только с 1955 года вновь открыт для посещения, но в качестве музея.

Архангельский собор

Нынешний Архангельский собор, построенный в начале 16 века по проекту архитектора из Милана Алевиза Фрязина (Нового), расположен в южной части Соборной площади. Храм построен из кирпича, после чего декорирован белым камнем. Главной архитектурной особенностью храма является одновременное сочетание элементов итальянской и классической русской архитектур. Описываемый собор Московского Кремля представляет собой шестистолповый крестовокупольный храм со сложным карнизом, делящим декорированные пилястрами фасады пополам. По итальянской традиции и центральный, и боковые порталы украшены великолепной резьбой по камню. Впервые были использованы в отделке верхней части фасада храма белокаменные резные раковины.

Несмотря на немалые размеры этого собора Московского Кремля, его силуэт с золотыми и серебряными куполами выглядит легким и устремленным ввысь. Изначально построенный в качестве главной царской усыпальницы, на протяжении столетий Архангельский собор исправно выполнял эту роль. Причем в соборе были погребены практически все умершие после его постройки московские цари и князья, вплоть до периода царствования Петра I. В него же сразу после освящения были перезахоронены и останки погребенных ранее князей, вплоть до Ивана Калиты, скончавшегося в 1342 году. В настоящее время внутри храма можно найти 46 гробниц, содержащих 54 захоронения. Во внутреннем оформлении бросается в глаза наличие ярких красок и сложных декоративных элементов, а также великолепный иконостас 1681 года. В наши дни Архангельский собор является местом проведения торжественных богослужений и выполняет роль одного из музеев Московского Кремля.

Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне

Небольшой одноглавый кремлевский храм на Соборной площади, построенный в 80-х годах 15 века приглашенными в столицу мастерами из Пскова. Заменил собой ранее сгоревшую одноименную церковь, построенную в честь внезапного отступления осаждавших Московский Кремль татар. Первоначальный вид нынешней кирпичной церкви с белокаменной отделкой фасадов был несколько изменен: добавлена четырехскатная кровля, а открытая до этого паперть у западного фасада постройки была перекрыта сводами. Это превратило её в крытую галерею, которой пользовалась женская половина царской семьи для похода в Успенский собор из Теремов.

За годы существования храм дважды получал серьезные повреждения. В первый раз причиной послужил пожар 1737 года, а во второй — артиллерийский обстрел кремля в 1918 году. В середине 20 века храм был восстановлен и до настоящего времени, как и большинство других соборов Московского Кремля, является музеем. Богослужение в храме, который часто называют Часовней Иконы Божией Матери Печерской, проводится только один раз в год – во время престольного праздника.

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов

Патриарший дворец, также известный как Патриаршие палаты, вместе с небольшим пятиглавым Собором Двенадцати апостолов, также расположены в Московском Кремле на Соборной площади. Возведенные в середине 17 века здания неоднократно подвергались перестройке и внутренней перепланировке. В патриаршем дворце размещались личные покои патриарха с его трапезной, патриаршие приказы, домовая церковь, а также хозяйственные службы. После переноса столицы в Петербург, Патриарший дворец стал местом размещения Московской конторы Синода.

В ноябре 1917 года, когда Московский Кремль был обстрелян из артиллерии, здания сильно пострадали, но позже были восстановлены советской властью. В качестве музея Патриаршие палаты функционируют с 1961 года, при этом с 1987 года там размещается постоянная экспозиция. Во внешней отделке церкви и дворца заметны детали оформления, повторяющие таковые у соседних соборов Московского Кремля: пилястры, выступающие карнизы, украшенные резьбой порталы. Выходящий во двор северный фасад имеет гораздо более скромную отделку, чем парадный южный, выходящий на Соборную площадь. Особую культурную ценность представляет иконостас собора Двенадцати апостолов, который изготовлен в 17 веке и ранее находился во взорванном большевиками соборе Вознесенского монастыря. С середины прошлого века до нашего времени в Патриарших палатах размещается Музей русского прикладного искусства и быта.

Верхоспасский собор

Входящий в комплекс Теремного дворца Верхоспасский собор построен в первой половине 17 века в качестве домовой церкви, т.е. расположенной на территории царских покоев. Именно в данном соборе Московского кремля цари причащались, участвовали в обрядах крещения своих детей и в богослужениях, когда совершеннолетние царевичи объявлялись наследниками царской короны. Во время посещения Московского Кремля, Верхоспасский собор легко узнать по неповторимому облику его крыши с одиннадцатью близко расположенными друг от друга позолоченными куполами на украшенных изразцами изящных шейках глав. На всех куполах установлены ажурные позолоченные кресты с полумесяцами. Внутри собора имеется многоярусный иконостас конца 17 века, множество чеканных серебряных икон 18 века, частично сохранившаяся со времен постройки стенопись и изразцовые печи, согревавшие царей на протяжении нескольких столетий. В наши дни свободный доступ в Верхоспасский собор ограничен из-за того, что он расположен на территории резиденции президента.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях

Изначально церковь была построена по заказу вдовы Дмитрия Донского – княгини Евдокии – в конце 14 века. Будучи расположенной на женской половине дворца, церковь Рождества Богородицы на Сенях на протяжении нескольких веков служила в качестве домовой церкви, посещаемой великими русскими княгинями. От первоначальной постройки 14 века до наших дней сохранилась лишь нижняя часть стен, до середины их высоты, а также фрагменты сводчатого перекрытия хор. Многочисленные перестройки церкви в 15, 16, 17 и 18 веках периодически меняли её внутренний облик и наружный силуэт. Крупнейшая перестройка церкви была произведена в первой половине 19 века, когда велось строительства Большого Кремлевского дворца и архитектурное оформление храма были привнесены элементы, которые по своему стилю относились к архитектуре 17 века. Последняя крупная реставрация церкви, как и прочих соборов Московского Кремля, была произведена в середине 20 века. В настоящее время доступ в храм перекрыт: экспозиций музея в церкви нет, богослужения не проводятся.

Московский Кремль является не только символом российской государственности, но и одним из самых крупных архитектурных ансамблей мира, богатейшей сокровищницей памятников искусства, культуры и исторических реликвий. А златоглавые Соборы Московского Кремля являются такой же его неотъемлемой частью, как и роскошные дворцы, которые окружены мощной, укрепленной знаменитыми башнями зубчатой стеной.

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

В одни из весенних каникул, я с дочерью ездила в Москву. Одно из мест, которые мы посетили – это Московский кремль. Проход был бесплатный: школьница и пенсионерка, что не могло не радовать. О Московском кремле, его достопримечательностях, обо всем, что увидели и пойдет речь….

В центре Москвы, на Боровицком холме, расположен величественный архитектурный ансамбль — Московский кремль. Он сияет золотом куполов церквей и соборов, средневековые улицы и площади огорожены от шумного города стеной с множеством башен. Кремль является воплощением России, ее богатства и славы, подчеркивает это своей уникальной красотой и духовностью. Кремль олицетворяет различные исторические эпохи страны, здесь можно увидеть национальные сокровища России. Каждая эпоха оставила свой след в архитектурном облике Кремля. Подробнее о истории и архитектуре Кремля написано много, я хочу рассказать о соборах Кремля, которые являются его украшением.

Успенский Собор Московского Кремля

На соборной площади находится Успенский собор, самый старый собор кремля. Он был построен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти в 1479 году. Иван III намеревался сделать его главным храмом России.
Успенский собор отличается строгими и величественными формами. Пять золотых куполов олицетворяют силу формирующегося единого государства. Важность собора подчеркивается и необычайно роскошным интерьер: красочные росписи на золотом грандиозном иконостасе, очень красивая церковная утварь.

Фрески являются произведением многих поколений выдающегося художников. Русские мастера под руководством знаменитого Дионисия создали — драгоценные по колориту и торжественные по настроению произведения искусства. И этих уникальных фресок сохранилась в Восточной алтарной части собора.

Огромную художественную и историческую ценность представляет коллекция икон Успенского собора. Эта коллекция возникла в течение пяти веков благодаря усилиям московских великих князей, митрополитов и патриархов.
Как и остальные церковные сооружения в Кремле, сегодня Успенский собор является государственным музеем. В 1988 — впервые после семидесяти летнего перерыва — в Успенском соборе состоялось торжественное богослужение по случаю 1000-летия введения христианства на Руси. Это событие стало началом возрождения древней традиции: отмечать особо важные праздники, по православному календарю торжественными богослужениями в главных соборов России.

Благовещенский Собор

Сразу после возведения Успенского собора, в 1484 году началась строительство Благовещенского Собора. В отличие от Успенского собора, главного храма Российской империи, этот собор был церковью правителей России. Там проводились богослужения для семьи от великих князей и царей, проходили обряды венчания и крестин членов царской семьи. В глубоком подвале церкви были обнаружены сокровища князей. Через крытые проходы собор был связан с жилыми и парадными помещениями дворца..

Изначально у собора было три купола. В 16 веке, при Иване Грозном — изменился архитектурный облик церкви .. К этому времени над Центральной частью собора появились еще два купола. Сейчас у храма девять куполов. Помещение собора не очень большое. В его Западной части находится небольшая галерея, куда ведет скрытая лестница. Здесь великая княгиня со своими детьми находилась во время богослужения. Стены собора были расписаны в 1508 году художником Феодосием. Наряду с традиционными изображениями Сюжетов из Библии и различных святых, роспись содержит также изображения российских великих князей и византийских императоров. Таким образом, собор росписи иллюстрированный идея прихода к власти византийских императоров в московских правителей.

Красочный интерьер церкви дополняет уникальный пол из красно-коричневых плит из яшмы. Одним Преданиям, этот пол был перенесен сюда, по приказу Ивана Грозного, из собор Рождества Пресвятой Богородицы.
Одним из главных сокровищ Благовещенского собора является иконостас — один из старейших в России, согласно летописи, это иконы 15 века. Два яруса иконостаса написаны Андреем Рублевым и, Феофаном Греком.

Колокольня Ивана Великого

Высота колокольни Ивана Великого высота составляет 81 метр, это самое высокое здание Московского Кремля. Колокольня была в течении 400 лет самым высоким сооружением в Москве, и носила это звание до возведения сталинских высоток в 1950-х годах. После неудачной попытки Наполеона взорвать колокольню, распространилось мнение, что, пока колокольня стоит – то и Россия не упадет.
В целом колокольня с дополнительными зданиями на сегодняшний день включает в себя 22 колокола, которые были отлиты в период с 16 до 19 века. Вес самого большого колокола составляет 65,5 тонн.

Колокольня представляет собой ансамбль культовых построек работу над возведением которых в 1508 году начал итальянский архитектор . На первом этаже, первоначально, 60-метрового сооружения, находилась церковь Святого Иоанна. В 1600 году, во время правления Бориса колокольня была достроена и выросла до 81 метра и стала носить имя Ивана Великого.

Царь-пушка

Рядом с колокольней стоит на великолепном чугунном постаменте Царь-пушка, которая по праву считалась чудом техники 16 века. Это исполинское орудие я 5,35 метров в длину, имеет калибр 890 миллиметров и весит 40 тонн. Лафет пушки обильно украшен орнаментами из стилизованных животных и растений. Рядом с Царь-пушкой лежат чугунные декоративные шары весом 1000 килограмм, каждый из которых весит 1,97 тонн и которые были изготовлены в 1834 году. Что царь-пушка была отлита в 1586 поручению царя Федора Ивановича из бронзы.

Царь-колокол

У подножия Большой колокольни, на постаменте из белого камня, можно увидеть и Царь-колокол, уникальный шедевр русских литейщиков 18 века.. Это самый большой колокол в мире. Она весит 200 тонн, шесть метров в высоту и имеет диаметр 6,6 метров. Работа на огромного колокола начали в 1730 году по приказу императрицы Анна Иоанновна. Колокол должен звонить на колокольне Ивана Великого. Но этого так и не случилось. С самого начала мастера боролись с трудностями при изготовлении. Сначала колокол оставался в яме, в которой был отлита, так как возникали трудности с подъемом колокола. К сожалению, крупный пожар 1737 года не уничтожил подъемные сооружения, но в результате огня кусок, 11.450 кг отломился колокола. Только в 1836 году, сумели поднять царь-колокол из ямы и поставить на каменный постамент.

Михайло-Архангельский Собор

Михайло-Архангельский Собор был построен в 1505-08 годах и является с двумя соседними соборами, Успенским и Благовещенским, архитектурной центральной точкой соборной площади Кремля. В Михайло-Архангельском соборе похоронены почти все русские цари до Петра Великого. Для строительства собора, Иваном III был приглашен итальянский архитектор Алевиз Ламберти. Закладка нового собора состоялась 21 февраля 1505 года. Архангельский собор расположен напротив Благовещенского и венчают его пять куполов. Церковь имеет необычный вид благодаря обилию декоративных элементов из белого камня на торце здания. Обтяжку пилястры с античными капителями, огромные резные чаши, которыми увенчаны стены — все это характерно для венецианского искусства эпохи возрождения.

В соборе находятся сок о гробниц, где покоятся государственные деятели Древней Руси (от Ивана Калиты, «собиратель русской земли» — до династии Романовых. Гробницы расположены вдоль стен и на колоннах собора. В алтарной части за иконостасом находится гробница Ивана Грозного.

Патриарший Дворец

За Успенским собором можно увидеть Патриарший дворец. Огромное трехэтажное здание ,резиденция главы русской Православной церкви , располагает залом для парадных приемов, жилыми помещениями, а также домовым храмом патриархов – это церковь Двенадцати апостолов..

Строительстве дворца было инициировано Патриархом Никоном. Особенно впечатляет парадный зал с общей площадью 280 квадратных метров, сводом которого не имеет в центре опорной стойки. Размеры зала, его великолепие и архитектурное изящество свидетельствуют о его особой роли: он служил для заседаний церковных собраниях, для приема высоких церковных носителей и для торжественных трапез.
Сегодня Патриарший дворец – это музей прикладного искусства и быта России 17 века. Здесь можно увидеть одежду, посуду, ювелирные изделия, часы, охотничьи устройство, редкие рукописные и старопечатные книги, старые предметы мебели, которые с жизнью церковных сановников и русского дворянства.

Грановитая палата

На Западной стороне Соборной площади – напротив Благовещенского собора можно увидеть одно из древнейших сооружений Кремля – Грановитую палату. Здание было построено в 1491 года под руководством итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари российскими мастерами. Имя дворцу дали его фасад, из граненых белых камней.Как и Благовещенский собор палата была частью большого царского дворцового комплекса. Дворцовый ансамбль состоял из пестрого многообразия жилых и служебных помещений с различной высотой и площадью, которые были связаны между собой проходами и коридорами. Грановитая палата играла важную роль.- это был парадный и тронный зал, где принимали в иностранных послов, проводили государственные совещания и заседания. Иван Грозный праздновал там, в 1552 году присоединение Казанского ханства к России. Петр I — праздновал победу над шведской армией под. В Грановитом дворце проходили коронации.
В конце прошлого века, дворец отреставрировали.

Оружейная Палата

Недалеко от Боровицких ворот — находится здание Оружейной палаты, Это один из старейших и крупнейших музеев декоративно-прикладном искусстве в России.
В начале 18 века., когда столицей страны стал Санкт-Петербург , Оружейная палата становится местом, где хранятся все сокровища, которые были изготовлены в разных мастерских Кремля. В начале 19 века Оружейная палата становится в первым музеем в Москве, для которого по проекту архитектора К. Тона, в 1851 году, было выстроено гигантское двухэтажное здание. В девяти залах Оружейной палаты можно увидеть около трех тысяч произведений русского и западноевропейского искусства.Особенно обширна собрание оружия русских, восточных и западноевропейских стран. Помимо оружия, множество золотых и серебряных изделий 12. -19 веков: церковная утварь, драгоценная посуда, украшения, предметы, которые поражают своим разнообразием, богатым украшением и изумительным мастерством исполнения.
Коллекция западноевропейского искусства, предметы из драгоценных металлов -. Это , в основном, подарки , которые были привезены в Москву послами Англии, Германии, Голландии, Швеции, Польши и Франции, свидетельствующие о дипломатических связях России. В Оружейной палате можно посмотреть праздничные костюмы русских царей и высоких церковных сановников, государственные регалии: праздничная корона русских царей, державу, скипетр и трон. Они как разовые произведения искусства и памятники истории Российской империи, свидетельства важных политических изменений в жизни России.

Часы работы Кремля

Ежедневно: с 10.00 до 18.00 (кассы с 9.00 до 16.30), кроме четверга. Кассы расположены в пaвильoнe , кoтopый нaxoдитcя в Aлeкcaндpoвcкoм caдy. Мы проходили в Кремль через Kyтaфью бaшню.

  • Eдиный билeт (тeppитopия, coбopы, выcтaвки) — пoceщeниe тeppитopии Kpeмля, coбopoв-мyзeeв Coбopнoй плoщaди, выcтaвoчныx зaлoв Пaтpиapшиx пaлaт, экcпoзиции «Kлaды и дpeвнocти Mocкoвcкoгo Kpeмля» в пoдклeтe Блaгoвeщeнcкoгo coбopa, выcтaвки дepeвяннoй cкyльптypы в цepкви Pизпoлoжeния, экcпoзиции в пpиcтpoйкe Apxaнгeльcкoгo coбopa:
  • взpocлыe — 500 pyблeй
  • poccийcкиe cтyдeнты и пeнcиoнepы — 250 pyблeй, бeз вoзмoжнocти ocмoтpa мyзeeв (тoлькo тeppитopия) — бecплaтнo
  • дeти дo 16 лeт, члeны мнoгoдeтныx ceмeй, инвaлиды 1-й и 2-й гpyпп и дpyгe льгoтныe кaтeгopии гpaждaн — бecплатнo
  • для лиц, нe дocтигшиx 18-ти лeт, втopoй втopник кaждoгo мecяцa — бecплaтнo
  • в Дни кyльтypнoгo нacлeдия eдиный билeт бecплaтeн для вcex

Opyжeйнaя пaлaтa и Aлмaзный фoнд — пoceщeниe ocyщecтвляeтcя пo oтдeльнoмy билeтy. Ecли вы xoтитe пoceтить тoлькo Opyжeйнyю пaлaтy и/или Aлмaзный фoнд — вxoд вoзмoжeн чepeз Бopoвицкyю бaшню.

Ближaйшиe cтaнции мeтpo – Библиoтeкa имeни Лeнинa, Aлeкcaндpoвcкий caд, Бopoвицкaя и Apбaтcкaя cинeй Apбaтcкo-Пoкpoвcкoй линии. Taкжe дo Kpeмля лeгкo дoйти пeшкoм oт мнoгиx цeнтpaльныx cтaнций: Oxoтнoгo pядa, Плoщaди Peвoлюции, Teaтpaльнoй и дpyгиx.

Что можно еще посмотреть в Москве.

Успенский собор (Москва)

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор.

Кафедральный патриарший собор
Успения Пресвятой Богородицы
Успенский собор Московского Кремля
Успенский собор, вид с юго-востока, 2009 год
Страна Россия
Город Москва
Адрес Кремль, Соборная площадь
Ближайшая станция метро Александровский сад, Библиотека имени Ленина
Конфессия православие
Патриархат Московский
Епархия Московская городская
Благочиние Центральное
Освящён 12 августа 1479
Придел(ы)
  • Димитрия Солунского
  • Похвалы Пресвятой Богородицы
  • Петра и Павла
Престольный праздник
  • 15 (28) августа — Успение Пресвятой Богородицы;

Приделов:

  • 26 октября (8 ноября) — великомученика Димитрия Солунского;
  • суббота 5-я великого поста — Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста);
  • 29 июня (12 июля) — святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Реликвии мощи святителей Петра, Киприана, Фотия, Ионы, Филиппа, Иова, Гермогена, копия посоха святителя Петра
Основание 4 августа 1326
Основатель великий князь Иван I Данилович Калита
Автор проекта Аристотель Фьораванти
Строительство 1475—1479 годы
Архитектурный стиль русская архитектура
Основные даты 1327 — постройка первого храма
1471 — начало строительства
по проекту Кривцова и Мышкина
1474 — разрушение недостроенного
собора землетрясением
1479 — постройка современного храма
Имущество передано Музеям Московского Кремля
Состояние
  • музейная экспозиция;
  • иногда совершаются богослужения
Статус объект культурного наследия России
Сайт assumption-cathedral.kreml.ru
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 771510302110346 (ЕГРОКН)
объект № 7733208038 (БД Викигида)
Объект всемирного наследия
Kremlin and Red Square, Moscow
(Московский Кремль и Красная Площадь)
Ссылка № 545 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv), (vi)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1990 (14-я сессия)
Медиафайлы на Викискладе

Успе́нский собо́р — православный храм Московского Кремля, расположенный на Соборной площади, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

Собор является старейшим полностью сохранившимся зданием Москвы. Построен в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия.

История

Успенский собор Ивана Калиты, XIV век. Реконструкция Сергея Заграевского

Строительство

Первый Успенский собор в Москве был заложен 4 августа 1326 года при Иване Калите, освящён 14 августа 1327 года. Основал его Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, перенёсший свой престол из Владимира в Москву. Изначально это был одноглавый белокаменный трёхапсидный храм, увенчанный кокошниками, к которому позднее пристроили приделы. По стилю он напоминал владимиро-суздальские постройки начала XIII века, в частности Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. В соборе хранилась икона «Богоматерь Одигитрия, с праздниками на полях», привезённая из Византии.

Во время крупного пожара 1470 года, бушевавшего в Кремле, разрушился северный придел храма — церковь Поклонения вериг апостола Петра, — треснули своды, после чего их укрепили массивными брёвнами. Инициатором обновления собора выступал митрополит всея Руси Филипп. Причиной перестройки также послужило изменение статуса Москвы, которая стала политическим и духовным центром Русского государства. Для сбора средств все монастыри обложили налогами, а мирян и церковнослужителей призывали к пожертвованиям. Проект поручили псковским мастерам Кривцову и Мышкину, руководили работой Владимир Григорьевич и Иван Владимирович Ховрины, а также Василий Ермолин. В 1472-м состоялась торжественная церемония закладки храма. В качестве образца строительства был выбран Успенский собор во Владимире. Внутри здания устроили временную деревянную церковь, в которой Иван III сочетался браком с Софьей Палеолог.

Начатое строительство не было закончено: возведённый до сводов храм обрушился после «труса» — землетрясения, случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует:

…бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися.

Исследователи причиной разрушения называют недостаточную прочность строительного раствора и тонкие боковые стенки. Для завершения строительства в Москву пригласили итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти. По его проекту собор возвели из тёсанных блоков белого камня и кирпича, которым выложили столпы, своды и барабаны глав. Для укрепления стен в них заложили железные сваи. Фасады расчленили вертикальными выступами. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием. В 1481 году собор расписывали иконописец Дионисий и его ученики. Сергей Заграевский указывает на особенность инженерной задумки архитектора: кирпичи были встроены в кладку таким образом, что в целом постройка сохранила белокаменный облик.

XVI—XIX века

Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра Вид с южной стороны, 1883 год

Во время реставрации после пожара 1547 года верх храма покрыли вызолоченными медными листами, а мощи митрополита Петра переложили из серебряной раки в золотую. В 1561 году из Великого Новгорода привезли и поместили в Успенский собор четыре древних образа: «Спас на престоле (Спас Златая риза)», «Апостолы Пётр и Павел», «Устюжское Благовещение» и «Богоматерь Одигитрия».

В 1624 году угрожавшие падением своды разобрали и вновь восстановили с дополнительным армированием связным железом и с введением подпружных арок. Через четыре года в соборе случился пожар, после чего его капитально ремонтировали. Были снова укреплены своды и барабаны, белокаменные архивольты сняли и заменили на кирпичные. Чтобы защитить прясла от дождя, над ними были устроены козырьки из кровельного железа. В 1625 году в собор перенесли ризу Господню, присланную в дар царю Михаилу Фёдоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события был установлен праздник «Положение Ризы Господней». Драгоценный ковчег с ризой поместили в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий.

В 1642—1644 годах собор был расписан заново по образцам 1515 года. До настоящего времени сохранились фрагменты первоначальной стенописи, являющейся древнейшим образцом фресковой живописи на территории Кремля. Среди мастеров были Иван и Борис Паисеины, Сидор Осипов Поспеев, Марк Матвеев, Бажен Савин, Степан Ефемов, иконописцы и знаменщики из Владимира, Новгорода, Костромы и других городов. Они написали 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур. В 1660-х годах обновили роспись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми. Во второй половине XVII века Похвальский придел, в котором проходили службы только на престольный праздник, перенесли в юго-восточную главу. К этому времени собор владел 160 дворами, а к 1670-м годам — 253.

Троицкий пожар 1737 года повредил росписи собора и целостность стен. Ремонтные работы провели в период правления Елизаветы Петровны под руководством архитектора Ивана Мичурина. Восстановление росписей началось в 1767 году. В 1775 году по приказу князя Григория Потёмкина в собор передали иконы из Оружейной палаты, которые разместили в иконостасах у северной и южной стен. В 1790-х их закрыли золотыми и серебряными окладами. В 1797 году в собор на хранение передали изданный Павлом I Акт о престолонаследии, отменявший указ Петра I 1722 года.

Во время оккупации Москвы французами в 1812 году из собора вынесли Владимирскую икону Божией Матери, ризу Господню, Корсунские кресты и другие ценности. Среди гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. В помещениях храма были устроены стойла для лошадей. Ризы с икон переплавили в 5,3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть металла удалось вернуть при отступлении войск, из него в 1817 году мастер А. Гедлунг отлил люстру, украшенную изображениями цветов, колосьев, виноградных лоз. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

В 1823 году в собор на хранение был помещён манифест Александра I, согласно которому в случае его смерти, в связи с отречением от прав на престол Константина Павловича, наследником короны становился великий князь Николай Павлович. К коронации Александра III в 1880-х храм ремонтировали. На его восстановление было потрачено 200 тысяч рублей. В очередной раз собор отреставрировали в 1896 году перед венчанием на царство Николая II, работами руководили иконописцы Григорий Чириков и Михаил Михайлович Дикарёв, а также архитектор Сергей Родионов. В ходе реставрации были раскрыты фрески середины XVII века, восстановлены иконы, заменены перекрытия над апсидами. Окна в арочном поясе уменьшили до размера верхних и украсили полуциркульными перемычками.

XX век

По проделанной в конце века работе было решено провести полное раскрытие древней живописи. В 1910 году для наблюдения за работами создали комиссию, членами которой являлись Владимир Суслов, Николай Покровский, Пётр Покрышкин, Александр Успенский, Николай Лихачёв. Главой комиссии назначили Алексея Ширинского-Шихматова, производителем работ стал Сергей Соловьёв, а после его смерти в 1912-м — Иван Машков. В результате работ реставраторы дописали сюжеты, были позолочены фоны изображений, укреплена роспись маковой олифой.

15 августа 1917 года в престольный праздник в соборе открылся Всероссийский Поместный собор Православной российской церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской церкви, а 21 ноября того же года произошла интронизация патриарха Тихона (Беллавина).

Однако уже в октябре Успенский собор пострадал от обстрела, когда красногвардейцы бомбардировали занятый юнкерами Кремль. В купол попал снаряд, повредив главы, алтарная стена покрылась выбоинами от пуль и осколков, были выбиты окна, повреждена роспись, погнуты паникадила. В акте осмотра сообщалось:

Удары этих осколков были столь сильны, что выдвинули целые кирпичи внутрь собора, и от этих сдвигов отвалилась и отпучилась штукатурка с росписью в нескольких местах <…> в купольном барабане имеется овальная брешь, вызывает беспокойство юго-западный парус под барабаном Похвальского придела. Большие обломки камня, кирпича, известковая и кирпичная пыль густым слоем покрывают образ над «казною», ярусы лесов, солею и пол у солеи <…> эта пыль покрывает и иконы иконостаса и все окружающие предметы.

22 апреля (5 мая) 1918 года была совершена служба на Пасху, после чего храм, как и остальные кремлёвские церкви, закрыли. Богослужение, которое возглавил викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), стало сюжетной основой картины Павла Корина «Русь уходящая». Однако исследование фресок продолжилось. В первые годы после революции были раскрыты «Владимирская Богоматерь», «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте, «Спас Златые власы», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину», «Ангел Златые власы».

В 1922-м из собора «в фонд помощи голодающим» Гохран изъял 13 ящиков, содержащих 67 пудов 2 фунта 31 золотник серебра. В 1930 году иконы и исторические артефакты передали в Оружейную палату и Государственную Третьяковскую галерею.

Реставрационные работы в храме начались вскоре после Великой Отечественной войны. Были расчищены иконы XIV века: «Богоматерь Одигитрия», «Апостолы Пётр и Павел», «Троица», «Похвала Богоматери с акафистом». Летом 1955 года собор открыли для посещений как музей, а в феврале 1960-го его передали в ведение Министерства культуры СССР. В 1978 году были обнаружены три фигуры преподобных возле алтарной преграды и две справа от входа в Дмитриевский придел.

В 1990 году в России на пост патриарха был выбран Алексий II. С этого времени РПЦ было передано множество храмов. Успенский собор сохранил статус музея, с 1991 года находясь в комплексе музея-заповедника «Московский Кремль». Однако с благословения патриарха в нём совершаются богослужения в отдельные дни. В 2017-м в соборе началась комплексная реставрация, в процессе работ планируется восстановить архитектурный облик и строительные конструкции, стенописи в интерьере и на фасадах.

Архитектура

Внешний вид

Собор в 2010 году Северный пристенный иконостас, 2005 год

Белокаменный пятиапсидный пятиглавый собор разделён на двенадцать одинаковых по величине квадратов, перекрытых крестовыми сводами. Четыре столпа имеют круглую форму, остальные два — крестчатую. Из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы. Круглые столпы также кирпичные, но облицованы белым камнем. Фасад храма состоит из простенков-прясел, разграниченных лопатками. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок, по вертикали — пилястрами с узкими окнами. Апсиды собора невысоки и прикрыты с юга и с севера пилонами.

Северная дверь собора

Аристотель Фиораванти, выполняя задачу увеличения внутреннего объёма храма, с которой не справились его предшественники Кривцов и Мышкин, впервые в русской архитектуре применил крестовые своды толщиной в один кирпич, металлические внутристенные и проёмные связи. Благодаря возведению дополнительных арок позади иконостаса восточные компартименты собора фактически превратились в монолит, удерживающий нагрузку от барабанов. Благодаря этому появилась возможность возвести в центральной и западной частях постройки тонкие круглые столпы, создавшие ощущение лёгкости конструкции и цельности («зальности») части наоса, предназначенной для молящихся.

На южном фасаде находится образ «Владимирской Богоматери» с архангелами Михаилом и Гавриилом. Ниже размещены шесть фресок святителей — московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, и новгородских святых — епископа Никиты и архиепископа Иоанна. На северной стороне располагаются изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Дмитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Над ними представлена композиция «Собор апостолов» с изображениями Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов. В восточной части здания росписи занимают верхнюю часть стены, в полукруглых сводах. В центре изображена «Новозаветная Троица» — Бог Отец в виде старца, Бог Сын и Святой Дух в облике голубя.

Южный портал представлен медными двустворчатыми вратами, которые, по легенде, привёз в XII веке из Корсуни Владимир Мономах. На них золотом нанесены 20 библейских изображений. Через этот вход в помещение попадали члены царской семьи, через северный — московские святители. Западный портал использовали для торжественных шествий: при крестных ходах, коронациях.

В центре собора на фоне иерусалимской стены находятся три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов. У северо-западного угла установлен каменный поминальный крест в честь митрополита Ионы, погребённого в храме. Собор освещает паникадило, изготовленное в 1817 году, подвесные свечники-кандила, привезённые из Соловецкого монастыря. На сводах собора помещены композиции на евангельские темы, среди которых «Введение Богоматери во храм», «Рождество Христово», «Сретение Господне» и другие. На столбах изображены фигуры мучеников. Южную и северную стены украшают изображения, посвящённые Пресвятой Богородице, западную — сцена «Страшного Суда». На алтарной преграде собора представлены лики 26 преподобных. У иконостаса расположены моленные места: для цариц, устроенное рядом с северным столбом в XVII веке, патриаршее место XV столетия, и царское, созданное для Ивана Грозного.

В Успенском соборе находится самый большой из звонящих колоколов в Москве. Его перелили в 1817 году на заводе купца Михаила Гавриловича Богданова. На валу изделия расположена летопись, повествующая о нападении Наполеона, на средней части — шесть портретов: Александра I, его супруги Елизаветы Алексеевны, матери Марии Фёдоровны и великих князей Константина, Николая и Михаила Павловичей.

Иконостас

Фрагмент главного иконостаса, 2008 год

Главный иконостас собора был создан в 1653 году, для него написали 69 икон мастера из Ярославля, Костромы и Осташкова. Он состоит из пяти ярусов и достигает 16 метров в высоту. В 1654-м для икон нижнего ряда были сделаны киоты мастерами из Оружейной палаты. В праотеческом чине помещена икона святой Троицы. Праотцы нарисованы в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус состоит из 17 икон, изображающих пророки перед Богоматерью Знамением. В праздничном ряду расположены образы, в которых отражены евангельские события, которые ежегодно празднуются церковью. Среди них «Рождество Богоматери», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Крещение», «Вход Господень в Иерусалим», «Успение Пресвятой Богородицы». В деисусном чине описано молитвенное предстояние святых на Страшном Суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель», установленная в центре. В нижнем местном ряду находятся иконы «Спас Златая риза», написанная в конце XVII века изографом Кириллом Ивановым Улановым, храмовый образ Успения, «Спас Ярое око». На Царских вратах изображены Богоматерь, архангел Гавриил и четыре евангелиста — Марк, Матфей, Лука и Иоанн. Справа от них установлена икона «Спас на престоле», относящаяся к XI веку.

У южной стены в бронзовых иконостасах, установленных в конце XIX века, помещены иконы XVI—XVII столетий. Среди них «Митрополит Пётр с житием», предположительно, написанная, Дионисием. В северном иконостасе находятся образы, привезённые в 1923 году из Соловецкого монастыря: «Богоматерь Боголюбская, с житием Зосимы и Савватия Соловецких», «Достойно есть», «Сошествие во ад» и другие.

Царское место

Перед иконостасом у южной стены расположен высокий шатёр, изготовленный из орехового и липового дерева. Его установили по приказу Ивана Грозного и назвали «Царским местом». Он опирается на фигуры четырёх зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами и достигает 6,5 метра в высоту. Все элементы Монамахова трона обильно декорированы резными орнаментами: растительными, цветочными, изображениями птиц и животных. Стенки четверика украшают двенадцать деревянных барельефов. Восьмигранный купол декорирован тремя рядами кокошников и увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания. На столбиках трона вырезаны двенадцать барельефов, иллюстрирующих сюжеты «Сказаний о князьях Владимирских», повествующих об истории царских регалий. В 1907 году была реконструирована роспись памятника, вызолочены орнаменты и надписи.

  • Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Икона, около 1627 года

  • Роспись столпов, 2015 год

  • Шатёр для хранения священных реликвий, 1913 год

  • Царское место, 2005 год

  • Рака митрополита Филиппа, 2008 год

Использование

Коронации и венчания

Коронация Николая II, 1896

Впервые венчание на престол в Успенском соборе состоялось в 1498 году. На церемонии Иван III передал бармы и Шапку Мономаха своему внуку Дмитрию. В 1547-м при венчании Иван IV принял титулы царя и самодержца, а в число его регалий включили наперсный крест, скипетр и цепь. В здании также проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. Пётр I в 1721 году ввёл в соборе обряд коронаций императоров: царский венец был заменён короной, бармы — мантией. Последняя коронация состоялась 14 мая 1896 года. Для подготовки обряда наняли 2500 человек. Для священнослужителей были изготовлены златотканые парчовые облачения.

В Успенском соборе совершались бракосочетания. В 1391 году митрополит Киприан обвенчал великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной. В 1472-м состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году — Василия III и Соломонии Сабуровой.

Некрополь

Схема расположения захоронений в соборе

С 1382 года в Успенском соборе хоронили русских святителей — митрополитов и патриархов. Усыпальница задумывалась для погребения светских и духовных владык московского княжества, но после постройки в 1333-м Архангельского собора некрополь разделили. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в нём погребли двадцать человек. Могилы митрополитов XIV — середины XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Бо́льшая часть погребений находится под полом собора и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками. Надгробия патриархов, в отличие от митрополичьих, сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями. В 1913-м все гробницы закрыли латунными посеребрёнными чехлами с восьмиконечными золочёными крестами и черневыми надписями на крышках. Они были изготовлены фирмой Ивана Хлебникова. В Петропавловском приделе находятся мощи Филиппа II и митрополита Петра, основавшего храм. В соборе был похоронен московский, владимирский и новгородский князь Юрий Данилович, умерший в 1325 году, но его могила утрачена. Рядом с патриаршими гробницами находится Гроб Господень, в котором хранятся посох митрополита Петра и Гвоздь Господень. С 1929 по 1948 год в храме хранились мощи митрополита Алексия (Бяконта), после перенесённые в Богоявленский собор в Елохове.

В стенах храма погребены:

Митрополиты Киевские

  • Святитель Пётр
  • Святитель Феогност
  • Святитель Киприан
  • Святитель Фотий
  • Святитель Иона

Митрополиты Московские

  • Святитель Филипп I
  • Святитель Геронтий
  • Симон
  • Святитель Макарий
  • Святитель Филипп II

Патриархи Московские

  • Иов
  • Гермоген
  • Филарет
  • Иоасаф I
  • Иосиф
  • Иоасаф II
  • Питирим
  • Иоаким
  • Адриан

Примечания

  1. 1 2 Реестр, 2010.
  2. 1 2 3 4 5 6 Успенский собор Московского кремля. Православие.ru. Дата обращения 15 мая 2018.
  3. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель под ред. И. Ю. Юдакова. — Национальное географическое общество, 2013. — C. 37
  4. ПСРЛ. — Т. 18. Симеоновская летопись. — СПб., 1913. — С. 90.
  5. Смирнова, 2015.
  6. Выголов, 1988, с. 181.
  7. 1 2 Толстая, 2009, с. 12—17.
  8. Зодчество, 2003.
  9. Иконы Успенского собора, 2007, с. 18.
  10. 1 2 Молева, 2003.
  11. Забелин, 2007, с. 115.
  12. Успенский собор Московского кремля. Мослента (4 января 2018). Дата обращения 15 мая 2018.
  13. Выголов, 1988, с. 191—192.
  14. Толстая, 2009, с. 19.
  15. Качалова, 2003, с. 9.
  16. Школьник, 2010, с. 101.
  17. Трифон, 2008.
  18. Иконы Успенского собора, 2007, с. 23.
  19. 1 2 Кавельмахер, 1995, с. 214—235.
  20. Юдаков, 2013, с. 37.
  21. Домшлак, 1989, с. 319.
  22. Толстая, 2009, с. 51.
  23. 1 2 Успенский собор Московского кремля. Русский город. Дата обращения 15 мая 2018.
  24. 1 2 3 Исаева, 2008, с. 94—100.
  25. Иконы Успенского собора, 2007, с. 30.
  26. Император Павел I обнародовал акт о престолонаследии. // Президентская библиотека. Дата обращения 28 октября 2018.
  27. 1 2 3 4 Владимировна, 2012, с. 12—15.
  28. Качалова, 2003, с. 52.
  29. 1 2 3 Собор старейшей Богоматери. Газета.ru (24 августа 2017). Дата обращения 15 мая 2018.
  30. Чечулин Н. Д. Константин Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  31. Иконы Успенского собора, 2007, с. 39.
  32. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 175.
  33. Нащокина, 2005, с. 382—387.
  34. 1 2 Звонарёв, 1988, с. 36—45.
  35. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 179.
  36. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 180.
  37. Бусева-Давыдова, 1997, с. 92.
  38. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 69.
  39. 1 2 3 Московский Кремль: Патриарший Успенский собор. Patriarchia.ru. Дата обращения 15 мая 2018.
  40. Директор музеев Кремля: при реставрации Успенского собора возможны открытия. РИА Новости (17 мая 2017). Дата обращения 15 мая 2018.
  41. Толстая, 2009, с. 43.
  42. Толстая, 2009, с. 78.
  43. Домшлак, 1989, с. 316.
  44. Бусева-Давыдова, 1997, с. 29.
  45. Романюк, 2013, с. 89.
  46. Заграевский, 2015.
  47. Бусева-Давыдова, 1997, с. 32.
  48. 1 2 Толстая, 2009, с. 36.
  49. Бусева-Давыдова, 1997, с. 35—36.
  50. Бусева-Давыдова, 1997, с. 38.
  51. Толстая, 2009, с. 118.
  52. Толстая, 2009, с. 202.
  53. Бусева-Давыдова, 1997, с. 39.
  54. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 77.
  55. Романюк, 2013, с. 94.
  56. Успенский собор и Успенские колокола Московского Кремля (ФОТО). Татьянин день (27 августа 2012). Дата обращения 15 мая 2018.
  57. Бусева-Давыдова, 1997, с. 47.
  58. Толстая, 2009, с. 95—96.
  59. Толстая, 2009, с. 101.
  60. Бусева-Давыдова, 1997, с. 48—49.
  61. Романюк, 2013, с. 92.
  62. Бусева-Давыдова, 1997, с. 58.
  63. Бусева-Давыдова, 1997, с. 63.
  64. Мономахов трон, 2001, с. 7—8.
  65. Соколова, 2006, с. 24—25.
  66. Мономахов трон, 2001, с. 27.
  67. Мономахов трон, 2001, с. 11.
  68. Толстая, 2009, с. 83.
  69. Бусева-Давыдова, 1997, с. 84.
  70. Бусева-Давыдова, 1997, с. 73.
  71. Толстая, 2009, с. 87.
  72. 1 2 3 4 5 6 Бусева-Давыдова, 1997, с. 77—86.
  73. Толстая, 2009, с. 192.

Литература

  • Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: Наука, 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4.
  • Владимировна Е. Великие храмы России. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7.
  • Домшлак М. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М.: Искусство, 1989. — 379 с.
  • Забелин И. Е. История города Москвы. От Юрия Долгорукого до Петра I. — М.: Вече, 2007. — 688 с. — ISBN 5-9533-0963-5.
  • Заграевский С. Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода. — М., 2008.
  • Заграевский С. Реестр белокаменных зданий Древней Руси. — М., 2010.
  • Заграевский С. Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества // Saarbrücken. — 2015.
  • Иконы Успенского собора Московского Кремля XI — начало XV века : каталог / под ред. Т. Толстой. — М.: Северный паломник, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-88678-189-2.
  • Исаева О. Росписи Успенского собора Московского Кремля в зеркале русской реставрации // Изв. Рос. гос. педаг. ун-та им. А. И. Герцена. — 2008. — С. 94—100.
  • Молева Н. Москва — столица. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2003. — ISBN 978-5-224-04274-6.
  • Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
  • Романюк С. Сердце Москвы: от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.
  • Смирнова О. Энциклопедия по святым местам центра России: в помощь путешествующим. — Neformat, 2015.
  • Соколова И. Трон царя Ивана Грозного в Успенском Соборе. — М.: Кучково поле, 2006. — 77 с.
  • Соколова И. Мономахов трон. Царское место Успенского собора Московского Кремля : К 450-летию памятника. — М.: Индрик, 2001. — 78 с.
  • Сорок сороков: альбом-указатель всех московских церквей. Т. 1. Кремль и монастырь / под ред. С. Звонарёва. — М., 1988. — 416 с.
  • Толстая Т. Успенский собор: Путеводитель. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2009. — 216 с. — ISBN 978-5-88678-189-2.
  • Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования / под ред. Э. Смирновой. — М.: Наука, 1985. — 263 с.
  • Школьник Ю. Москва. Столица России. История и современность. — М.: Эксмо, 2010. — 256 с. — ISBN 978-5-699-39622-1.
  • Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-904-81303-1.

Тематические издания

  • Заграевский С. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII – первой трети XIV века. — М., 2003.
  • Выголов В. Архитектура Московской Руси середины XV века. — М.: Наука, 1988. — 226 с.
  • Кавельмахер В. К вопросу о первоначальном облике Успенского собора Московского кремля // Архитектурное наследство. — 1995. — № 38. — С. 214—235.
  • Качалова И. Успенский собор. — М.: Худож. и кн., 2003. — 54 с.
  • Качалова И. К истории ныне существующего иконостаса Успенского собора // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — 1976. — № 2. — С. 104—108.

Ссылки

  • Калачова И. Я. Успенский собор. — М., 2008
  • Мельник А. Г. Интерьер московского Успенского собора как одна из важнейших парадигм в русском храмовом зодчестве XVI в.. — История и культура Ростовской земли. 1994. — Ростов; Ярославль, 1995. — С. 124—133. — ISBN 5-85975-035-8.
  • Мельник А. Г. Драматургия огня в пространстве русских храмов в XVI—XVII вв.. — Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. — М.: Индрик, 2011. — С. 443—473. — ISBN 978-5-91674-151-3.

Словари и энциклопедии

Административные здания
и музеи

Памятники

Площади и сады

Соборы и монастыри

Достопримечательности

Примечания † — не сохранился ≠ — был разрушен и воссоздан ± — перенесён в другое место

Успенский собор Московского Кремля- летопись Российского государства, первопрестольный храм страны. Это храм, в котором венчали на царство наших государей. Находится он в центре Кремля и является его сердцем. Древностью веет от стен собора. Кажется, что не было времени, когда он не существовал. Но давайте заглянем лет этак на семьсот назад и проследим историю появления шедевра церковного зодчества.

Итак, мы видим Боровицкий холм, а на нём московский Кремль. Но он совсем не похож на наш любимый Кремль из красного кирпича! Заложенный в 1156 году князем Юрием Долгоруким, Кремль сделан из сосновых брёвен. И все постройки в Кремле тоже деревянные. На месте, где теперь каменный Успенский собор, стоит деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, окружённая погостом (кладбищем).

Строительство первого каменного собора

В 1317 году московский князь Юрий Данилович, сын Даниила Московского и внук Александра Невского, получил ханский великокняжеский ярлык. Так Москва стала главным городом феодальной Руси. После его кончины в 1325 году власть перешла к его брату- Ивану Даниловичу по прозвищу Калита.

Московский Кремль при Иване Калите. Аполлинарий Васнецов.

Новый московский князь стремился сделать Москву духовным центром Руси. Поэтому в 1326 году митрополичий двор был перенесён из Владимира в Москву, а в августе 1326 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром было начато строительство в Кремле каменного Успенского собора.

Собор был возведён всего за год и освящён к празднику Успения в 1327 году. Однако митрополиту Петру не суждено было дожить до окончания строительства. Его захоронили в алтарной части нового собора.

Построенный из квадратного белого камня грубой обработки в стиле владимиро-суздальских храмов 13 века, первый Успенский собор был одноглавым, с тремя апсидами и украшен кокошниками. Расписали собор греческие мастера.

Предполагаемый вид первого Успенского собора

Что касается святынь, то известно, что в соборе в числе множества икон и драгоценной утвари находилась привезённая из Византии чудотворная икона Божией Матери «Владимирская», — главная православная святыня Земли Русской.

Икона Божией Матери Владимирская

Собор стал главным храмом великих князей и митрополитов. Полтора столетия своего существования собор был свидетелем того, как росла и менялась Москва. За это время Кремль из соснового превратился в дубовый.

Строительство «белокаменного» Кремля

В 1337 году в Кремле был крупный пожар, после которого князь Иван Данилович Калита в 1339 году приказал заново отстроить стены и башни Кремля. Теперь они стали дубовыми, обмазанными известью и глиной. Изнутри стены были укреплены камнем. Кроме того, периметр стен увеличился более, чем втрое.

Крупные пожары с частотой примерно раз в десять лет безжалостно уничтожали московский Кремль. Московский князь Дмитрий Донской в 1367 году приказал отстроить новые кремлёвские стены и укрепления. Теперь они были выстроены из белого известняка. С тех пор Москву стали именовать «белокаменной». Протяжённость стен Кремля стала ещё больше и достигла 2000 м, что ненамного меньше современной.

Апполинарий Васнецов. Москва белокаменная.

Закладка второго Успенского собора

А что же Успенский собор? Во время большого пожара в Кремле в 1470 году своды собора дали трещину, так что их пришлось подпирать брёвнами. Собор требовал обновления.

Великий князь Иван III и глава русской православной церкви митрополит Филипп I решили разобрать старый храм и на его месте возвести новый.

Строительство нового собора требовало огромных средств, поэтому был объявлен сбор средств на его строительство. Все монастыри обложили налогами. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования. Строительство нового собора стало главным делом последних лет жизни митрополита Филиппа.

Проект собора был выполнен мастерами из Пскова Мышкиным и Кривцовым. За образец был взят Успенский собор во Владимире. До нас дошли имена руководителей строительных работ- Владимира и Ивана Ховриных, Василия Ермолина.

На месте разобранного собора построили временную деревянную церковь, куда были перенесены иконы и святыни собора. Церковь оказалась внутри строящегося собора, который по площади значительно превосходил старый собор. Именно в этой временной церкви великий князь Иван III сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога- Софьей, будущей бабушкой царя Ивана Грозного.

И вот, в апреле 1471 года состоялась торжественная служба с закладкой соборного храма. Митрополит Филипп сам заложил первый камень в его основу. Но ему не довелось увидеть своё любимое детище- 5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался, а 7 апреля был погребён в стенах строящегося собора.

Строительство и разрушение второго собора

Почти два года велось строительство. Уже возведены были стены нового Успенского собора, но непредвиденное событие воспрепятствовало исполнению замысла.

20 мая 1474 года в Москве случилось землетрясение. Оно стало причиной разрушения недостроенного здания собора: стена дала трещину, наклонилась и упала. Скорее всего, причиной разрушения храма были просчёты при проектировании стен и сводов собора, а также непрочность связующего раствора.

Решение о строительстве нового собора

Перед смертью митрополит Филипп взял с великого князя Ивана III слово, что он не оставит начатое строительство собора и доведёт его до конца. Князь не мог не сдержать данное слово.

Жена князя Софья Палеолог, выросшая в Италии и впитавшая её культуру, очень расхваливала мужу красоту итальянских соборов и дворцов. Брак с византийской принцессой позволил Ивану III считать себя и своих детей наследниками династии Византийских императоров, а Москву- преемницей Византии.

Византийским двуглавым орлом, что на гербе Российской Федерации, мы обязаны именно великому князю Ивану III. Как говорится: «Положение обязывает», — и московский князь вновь приступает к строительству величественного собора.

Однако, на этот раз для завершения строительства он решил пригласить итальянского зодчего. На приглашение князя и обещание большого вознаграждения откликнулся известный инженер и архитектор Аристотель Фьораванти.

Аристотель Фьораванти — строитель собора

В начале весны 1475 года Фьораванти был уже в Москве. Здесь было принято решение полностью разобрать разрушенный недостроенный собор и начать новое строительство. С делом не медлили, и летом фундамент нового собора был уже заложен.

Иван III не отказался от замысла построить собор по образцу Успенского собора во Владимире.

Успенский собор во Владимире

Москва стала столицей после Владимира, поэтому великий князь стремился доказать другим княжествам главенство Москвы и утвердить преемство от древней столицы.

Для знакомства с древнерусской архитектурой Аристотель Фьораванти зимой 1476 года отправился во Владимир. Так родился новый проект Успенского собора, в котором наряду с чертами древнего Успенского владимирского собора просматриваются черты архитектуры итальянского возрождения.

Стены собора были выстроены из тёсаных блоков белого камня, а шесть столпов внутри соборного пространства, своды и основания пяти глав были выложены из кирпича.

Для крепления стен Фьораванти применил железные, а не дубовые сваи, как было принято на Руси при строительстве соборов. При строительстве итальянский мастер использовал прочную, как камень, известь; применял механизацию работ, всё тщательно выверял циркулем и линейкой.

Успенский собор построен

Через четыре года храм был построен. Южный и северный порталы были оформлены арками и украшены росписью. Успенский собор поразил современников не только размерами, интерьером храма, подобным просторному залу, но и богатством внутреннего убранства.

Иконостас Успенского собора Кремля

К празднику Успения Богородицы в 1479 году собор освятили. В 1481 году для росписи Успенского собора пригласили известного иконописца Дионисия с учениками. Иконы и фрески работы Дионисия украсили иконостас, стены и своды в алтаре. Успенским собором началась перестройка всего московского Кремля.

Внутреннее убранство Успенского собора Кремля

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *