Храмы и церкви челябинска

Храмы и церкви челябинска

Свято-Симеоновский кафедральный собор Челябинска

Наталья Прохорова

Свято-Симеоновский кафедральный собор, история возникновения
«Свято-Симеоновский кафедральный собор, ул.Кыштымская, 32 . На протяжении вот уже 123 лет в Свято-Симеоновском кафедральном соборе не прекращается служение Господу. Это храм счастливой судьбы: он уцелел в годы гражданской войны при артобстрелах «белых» и «красных»; при советской власти не был ни разрушен, как большинство челябинских храмов, ни осквернен. За это время храм не только не погиб, но расширился и из небольшой кладбищенской церкви превратился в главный храм Челябинской епархии.
Ко времени возведения Свято-Симеоновской церкви Челябинск уже был довольно большим губернским городом. В 1862 году его приходы вошли в состав Оренбургской епархии, которая за три года до этого получила самостоятельность и своего управляющего. В Челябинске уже были построены Христорождественский собор, Свято-Троицкая, Казанская церкви, монастырские Одигитриевская и Николаевская, Покровский храм при духовном училище. Причиной постройки еще одной церкви стала большая любовь горожан к праведному Симеону Верхотурскому.
«Новый и предивный» чудотворец праведный Симеон, нетленные мощи которого покоились в Свято-Никольском монастыре города Верхотурье, стал пользоваться большим почитанием среди жителей Урала и Сибири. Множество паломников, а среди них, конечно, и челябинский люд, притекали к его мощам, так как по молитвам святого подавалась невиданная доселе в этих краях благодатная помощь и исцеления. И челябинцам, конечно, очень хотелось иметь у себя храм в честь нового угодника Божия. По решению Консистории от 24 января 1873 года с утверждения Его Преосвященства было разрешено строительство каменной Симеоновской церкви на городском кладбище. Из документов, хранящихся в Челябинском областном краеведческом музее, узнаем, что через десять лет, в 1883 году, на пожертвования «разных лиц» на упраздненном кладбище была построена и освящена церковь с престолом во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца.
Это было небольшое белое прямоугольное здание с полукруглой апсидой (алтарным выступом), увенчанное крупной главой на граненом световом барабане. Главный вход располагался с западной стороны, над притвором возвышался ярус звона шатровой колокольни, завершавшейся небольшой главкой.
Через шесть лет храм постигло несчастье: в 1889 году во время сильнейшей бури колокольня рухнула, а ее обломками была значительно повреждена церковная крыша. Работы по исправлению, каменные и частью деревянные, поручаются мещанину Павлу Михайловичу Кутыреву. К 14 мая 1890 года восстановление было завершено. Прибывший для осмотра епархиальный архитектор Ф. Маркелов засвидетельствовал, что «капитальный ремонт купола и колокольни Симеоновской церкви в г. Челябинске… произведен прочно, правильно, из материалов должного качества». Благодетелем в строительстве выступил Петр Иванович Ильиных, о котором известно, что он помогал при возведении и других храмов Челябинска. Участие в ремонте крыши и колокольни Симеоновской церкви – его последнее благодеяние. В1896 году Петр Иванович скончался и был с почетом похоронен во дворе храма, напротив его алтаря.
Послереволюионный период стал великим испытанием для всей русской православной Церкви; череда закрытий и осквернений не обошла и челябинские приходы. Храмы Челябинска стали закрываться один за другим, их либо разрушали, либо перестраивали под общественные здания. В апреле 1922 года Свято-Симеоновская церковь была передана в аренду общине обновленческого направления. К 1930 году из семнадцати челябинских церквей уцелел только Свято-Симеоновский храм. А в августе 1930 и над ним нависла угроза: президиум горсовета принял решение об его закрытии, само здание предполагалось использовать «в связи с острым жилищным кризисом под государственные нужды».
Но по молитвам святого Симеона Верхотурского, Божией Матери и всех святых храм был спасен от поругания: сразу же после принятия решения о закрытии последнего челябинского храма в «органы» неожиданно приходит секретная инструкция к постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». В ней предписывалось «не допускать изъятия молитвенных зданий из пользования религиозных объединений, если таковые изъятия приводят к невозможности в данном месте отправления культа (если данное здание является единственным для того или иного культа)». Церковь не только не была разрушена: вскоре в ней возобновилось православное богослужение.
В годы Великой Отечественной войны Свято-Симеоновский храм становится центром патриотической работы православного духовенства и верующих. Прихожане храма за годы войны собрали 80 тысяч рублей в Фонд обороны, приобрели облигаций различных займов более чем на 100 тысяч рублей, сдали серебра в изделиях 6500 граммов и золота 269 граммов. Настоятель церкви протоиерей Сергий Ашихмин за свою патриотическую, проповедническую и организиторскую деятельность получил две благодарности от Сталина и был представлен к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Во второй половине XX века Симеоновский храм несколько раз реконструировался. В 1947 – 1960 годах появились Казанский «приделец», небольшие хозяйственные постройки и кирпичный забор. В 1976 – 1977 годах был выстроен большой притвор и расширена алтарная часть, а боковые пристрои к храму несколько увеличили его площадь. Наконец, поскольку это был единственный в то время в Челябинске действующий храм, в 1986 – 1990 годах произвели его третью, капитальную реконструкцию. В результате этого небольшая церковь превратилась в трехпрестольный кафедральный собор. Статус кафедрального Симеоновский храм получил в 1989 году, когда постановлением Священного Синода от 10 апреля этого же года была воссоздана Челябинская епархия.
Третья реконструкция, произведенная в 1988 году, стала для служащих храма и прихожан нелегким испытанием, но и временем небывалого духовного подъема. В ней участвовали небольшая бригада строителей-профессионалов и около 50 прихожан-добровольцев, которые в течение длительного времени несли тяжелые послушания на стройке. Работа шла очень быстрыми темпами, строили даже ночью. Семь человек из прихода по полгода отработали на кирпичном заводе, чтобы получить дефицитный по тем временам кирпич для строительства храма в счет зарплаты.
В эти годы были возведены два придела: южный в честь Казанской иконы Божией Матери и северный в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. Старая церковь оказалась встроенной в новое здание, в первозданном виде сохранились массивная глава храма и колокольня. Храм и приделы завершаются теперь трехгранными апсидами с собственными небольшими главками. В плане строение приобретает форму креста. Двускатную кровлю «ветвей» креста также увенчали небольшие главки. На всех главах установлены ажурные, покрытые сусальным золотом кресты».
В ходе реконструкции преобразился и церковный двор. Были снесены загромождающие его ветхие строения, а все службы разместились в длинном двухэтажном административном здании с просторным крестильным помещением в центре. Авторы проекта реконструкции – архитекторы института «Челябинскгражданпроект» А.Г. Буров и В.И. Токарев.
Фасад украсили порталы, филенчатые с изразцовыми вставками лопатки, которыми декорированы углы здания, арочные окна с наличниками и опоясывающий изразцовый фриз. Ростовые живописные и мозаичные образы Спасителя, Пресвятой Девы, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского и многих других особо чтимых российских святых обрамляют церковь по всему фасаду. Работы выполнялись художницами Е. Числовой, Ю. Кадомцевой, Е. Ходаевой под руководством Н.В. Чекотиной в 1995-1996 годах. В последние два года фасадная живопись была значительно обновлена.
В 1990 году интерьер храма был расписан группой московских художников. Взору молящихся предстали монументальные картины и сцены из Нового Завета, великие и двунадесятые праздники, чудотворные иконы Богородицы, события из истории Православия на Святой Руси, образы многих почитаемых русских святых.
В 2002-2005 годах были обновлены иконостасы северного и южного приделов. Центральный иконостас, одетый в ризу из металла, уже более века сохраняет свой первоначальный вид: при реконструкции был заменен только его каркас».
апсидами (от древне-греческого –свод) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре.
двунадесятые праздники (также дванадесятые праздники) — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе
придел — либо специально выделенная часть основного здания храма,либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.Эти дополнительные компартименты могут иметь различные формы и по-разному распределяться в пространстве храма, усложняя его структуру и иногда превращая его в целый комплекс.Приделы или пареклесии или капеллы устраиваются, в частности, для установки в храме дополнительного престола (престолов), чтобы в один день в одном храме можно было совершать более одной литургии, так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле.(Википедия)

© Copyright: Наталья Прохорова, 2016
Свидетельство о публикации №116010610268

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Наталья Прохорова

Рецензии

Написать рецензию

Наталья, превосходно написна история возникновения кафедрального собора очень детально и читается с интересом. Спасибо Вам, что знакомите читателей с с соборами Челябинска. Была в поездке, не смогла быстро ответить.
С уважением
Вера
Вера Кемская 02.04.2019 18:56 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Добрый вечер, Вера. У всех есть дела, я вечером время выкраиваю зайти. Я вам всегда рада. Собор построен капитально, без экономии на помещения и службы, место для моления и для поминания разные, есть пристрой. Внутри иконы старинные, намоленные, не яркие новоделы. Он не закрывался и при социализме.

Место под него тоже выбрано на возвышении, а не в яме. У них много недорогих туров паломнических. Есть на место гибели Николая II, к Дуняше в Чудиново, в монастыри. У нас асфальт показался и теплее стало, днём в плюсе. Есть у нас мечеть и синагога, они ещё при социализме построены были. А вот кирха и лютеранская церковь уже позже были выстроили, в перестройку.
Наталья Прохорова 02.04.2019 19:16 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Наталья Прохорова

Челябинский храм Святой Троицы

Так, одним из древнейших и красивейших храмов Челябинска является русская православная церковь Святой Троицы. Она находится в самом центре города. Хотя изначально её месторасположение было иным, на пересечении челябинских улиц Большой и Сибирской, да и называлась она Никольской. В 1768 году эта деревянная церковь была перенесена туда, где находится сейчас, и переименована в Троицкую. В конце XVIII – начале XIX века деревянную церковь сменил каменный собор, но в 1909 году было принято решение о возведении нового храмового здания. Его автором стал челябинский мастер П. А. Сараев. Новое здание церкви было построено в сжатые сроки, в соответствии с требованиями к православным соборам и уже в октябре 1914 года новый челябинский Свято-Троицкий собор был освящён. Далее его постигла несчастливая участь всех православных челябинских храмов – в советские времена здание собора использовалось для различных нужд. В конце 1990 года здание было торжественно возвращено верующим и восстановлено.

Его богатое убранство выполнено в формах неорусского стиля, а особый декор составляют различные детали из лекального кирпича и оригинальные наборные наличники, которые красиво обрамляют нижний ярус колокольни. Особую же ценность собора представляют его внутренние росписи, а среди святынь – икона Знамения Богоматери.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *