Храм зосимы и савватия

Храм зосимы и савватия

Храм преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове

Адрес:

107207. г. Москва, Байкальская ул., 37А

Схема проезда: авт. 3, 68, ост. «Аптека»
Ближайшее метро: «Щелковская»
Телефон Храма: 8 (495) 460-22-40

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

История храма насчитывает уже около 353 лет.

Первое упоминание о селе, получившем название от рыбки «гольян», в изобилии водившейся в местных водоемах, относится к 60-м годам XVII столетия, когда Гольяново было вотчиной царя Алексия Михайловича Романова. Через него проходила древняя Хомутовская дорога, идущая из Москвы к «великокняжеским бортням» на реке Клязьме. Его точное именование было: «Покровское, Васильцова уезда, стана Радонежской десятины». Близко к этому времени в Гольянове была построена деревянная церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Видимо, застройщиком ее являлся сам царь Алексей Михайлович.

Храм получал «хлебную ругу» (содержание) из села Покровского. Еще свидетельствуется, что храм наделен был «десятиной пахотной земли и десятиной покосов», на эти доходы содержался храм и его причт. Царем Алексеем Михайловичем в Гольянове был построен еще и свечной завод. С момента построения храма в честь Соловецких святых Зосимы и Савватия, к Гольянову уже нельзя относится как к приселку, а только как к селу.
В 60-е годы ХVII века (1662 г.) приход состоял из 58 дворов, причем, входили сюда не только жители Гольянова, но и крестьяне соседних деревень — Черницыно, Абрамцево, Кобылино.
С 1765 года…
…Гольяново с окрестными деревнями находилось уже в ведении Главной дворцовой канцелярии. Но поскольку доходным имением оно не было, то к началу XIX века село оказалось в руках частных владельцев. В 1805 году Гольяново приобрел некий Сергеев, а с 1811 года оно значится уже за надворным советником князем И.Н. Трубецким. В имение последнего входили также и окрестные селения: Абрамцево, Лукино, Суково и бывший дворцовый приселок — Никольское.
После Отечественной войны 1812 года и разграбления французами основной усадьбы князей Трубецких в Говорове, Иван Николаевич Трубецкой и его жена — Наталья Сергеевна (урожденная княжна Мещерская), перебрались в тихое Гольяново. С переездом князей Трубецких в Гольянове забурлила жизнь. Вокруг имения в Гольянове был разбит парк и создан огромный водоем. К 1816 году Гольяново стало центром имения Трубецких и официально получило статус села. В это же время вместо деревянной церкви препп. Зосимы и Савватия возводится церковь кирпичная, которая освящается в 1842 году.Помещики Трубецкие были не только основными вкладчиками, но и строителями храма. Церковь имел две части – холодная часть храма, или летняя церковь (четверик с престолом в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких), и зимний придел — трапезная часть храма, с престолом в честь свв. мучеников Адриана и Натальи. На месте старой деревянной церкви была возведена каменная часовня. Церковь построена в стиле ампир — позднего классицизма. Трапезная часть храма имела пока только один придел в честь святых мучеников Адриана и Натальи; там, где ныне находится алтарь «Живоносный Источник», струился живой ключ. К концу XIX века усадьба Трубецких значилась уже за Товариществом Балашихинской мануфактуры. В 1872 году огромный надел размером 2653 десятины, в который входили села: Гольяново, Никольское и другие окрестные деревни, был продан купцу А.Н. Прибылову. Рядом с Гольяновом находился кирпичный завод Венедикта Веденеева и ткацко-красильное заведение. Здесь же продолжал работать бывший царский свечной завод, только уже под началом Московского Епархиального ведомства.
«Славное Советское время…
В 30-х годах XX века в Гольянове был создан свиноводческий совхоз имени 10-летия Октября. Советские преобразования этого времени коснулись и церкви: храм был закрыт, а помещение отдано под макаронную фабрику, со всеми вытекающими из этого последствиями. В 1960 году Гольяново вошло в состав Москвы, а к началу 70-х годов попало в зону массовой жилищной застройки. Здание храма до последнего момента остается в Гольянове единственной ценной постройкой первой четверти XIX в.
Возрождение – “оживут ли кости сия?”

31 марта 1990 года, после 75 лет разрухи и осквернений, храм преподобных Зосимы и Савватия был возвращен Русской Православной Церкви. Здание стояло без купола, с порушенной алтарной абсидой, с кратером вместо пола в четверике, с обезглавленной колокольней. От хранения и использования для опытов над кроликами и крысами химикатов на стенах не только не сохранилось росписи, не было самой штукатурки, сам кирпич пришлось стесывать на полтора метра от пола, потому как химикатами он весь был протравлен, и никакая штукатурка, а тем более роспись, держаться на нем не могли. Когда храм был приспособлен под макаронную фабрику, то, чтобы не ставить фабричной трубы, колокольню храма приспособили для вытяжки дыма, предварительно разобрав у нее купол. Кроме того, шлак из печей в течение десятилетий не вывозился, а высыпался прямо на территории. И когда храм был отдан Церкви, то пришлось вывезти с территории храма (и это в Москве-то!), ни много ни мало, сто двадцать вагонов «культурного грунта».

Храм представлял неописуемое зрелище. Входить в него можно было только через окно, которое ныне в алтаре придела святых мучеников Адриана и Наталии; там же, где ныне престол «Живоносный Источник», никакого алтаря в храме никогда ни в какие времена не существовало. На его месте была выемка от бившего источника, который снабжен был своеобразным кирпичным перекрытием, и вход к источнику представлял собою лаз: всякий желающий почерпнуть из источника, мог сделать это только подобравшись к нему на коленях. (На месте источника впоследствии был возведен баптистерий.) На месте четверика, вместо купола красовался небесный свод, вместо пола зиял кратер. С самого верха, откуда должен был бы начинаться купол, до дна вырытой в полу воронки, спускалась немыслимая по величине железная конструкция, которую и поднять-то можно было только мощным краном. Алтарная апсида главного алтаря была разрушена.

На 31 марта 1990 г. (день принятия ключей) был назначен субботник. О субботнике население было заранее оповещено. В течение двух дней и трех ночей соорудили временный иконостас. Народная помощь не иссякала всю неделю, но и результаты налицо: не взирая на невыразимую, даже ужасающую разруху за одну неделю руины храма были приспособлены к Богослужению. 31 марта были приняты ключи, шестого же апреля вечером уже была отслужена первая Всенощная, под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. На самый день праздника утром, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, было совершено малое (священническое) освящение престола в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и совершена первая Божественная Литургия.

21 АВГУСТ СРЕДА
17:00
Всенощное бдение
Свт. Емилиана исп., еп. Кизического
иер.Игорь
Свт. Емилиана исповедника, еп. Кизического (815-820). Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566), второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992).
Прмч. Иосифа (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1937). Сщмч. Никодима, архиеп. Костромского (1938).
Свт. Мирона Чудотворца, еп. Критского (ок. 350). Прп. Григория, иконописца Печерского (XII). Прп.

Григория Синаита (XIV). Мчч. Елевферия и Леонида.
Толгской иконы Божией Матери (1314).
1 Кор., 154 зач., XIII, 4 — XIV, 5. Мф., 80 зач., XX, 1-16.

Тропарь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, глас 4

Постническое и равноангельское житие ваше, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вселенней познаны сотвори вас чудодеянии различными богоноснии, / просвещайте верою призывающия вы / и чтущия честную память вашу.

Тропарь на перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, глас 8

Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, глас 2

Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест, на рамо вземше, понесли есте,/ божественне вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие в руках, имуще,/ крепко победили есте бесовская ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих к ракам честных мощей ваших,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Зосимо и Савватие,/ монахов удобрение.

Кондак святителя Емилиана, глас 3

Добляго тя поборника по Троице явльшася/ Церковь славит, поющи, Емилиане,/ за нюже пострадал еси./ Сего ради почитаем память твою,// языческаго нашествия избави рабы твоя.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгская, глас 4

Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская, глас 8

Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства. Вернуться к расписанию

Реферат на тему:

>Храм Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове

1.

История

1.1. Ранняя история

Первая деревянная церковь в селе Гольяново была построена в 60-х годах XVII столетия. В то время село являлось вотчиной царя Алексея Михайловича Романова.

Начиная с 1811 года Гольяново значится уже за князем И.Н. Трубецким, который владел также и окрестными селениями Абрамцево, Лукино, Суково и бывшим дворцовым приселком — Никольское. В 1842 году, вместо деревянной церкви, помещики Трубецкие построили новую кирпичную церковь в стиле ампир — позднего классицизма. Церковь состояла из двух частей — холодной части храма (четверик с престолом в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких), и зимнего придела — трапезная часть храма, с престолом в честь святых мучеников Адриана и Наталии. Там, где ныне находится алтарь «Живоносный Источник», струился живой ключ.

1.2. Советский период

В 30-х годах XX века храм был закрыт, а помещение отдано под макаронную фабрику. Новые владельцы разобрали у колокольни купол и начали её использовать вместо фабричной трубы. Шлак из печей не вывозили а сваливали прямо на территории. Также в течение длительного времени одним из арендаторов храма была химическая лаборатория. В результате хранения и использования химикатов внутри здания не только не сохранилось штукатурки, но был поврежден и кирпич в нижней части стен. В итоге к 90-м годам XX века здание находилось в ужасном состоянии (фото1, фото2). Отсутствовал купол, алтарная апсида была полуразрушена, в четверике вместо пола зиял кратер, колокольня была на грани обрушения (фото). С южной и восточной стороны храма лежали огромные горы мусора, по высоте превосходившие кровлю. Несмотря на все это здание храма по-прежнему оставалось в Гольянове единственной ценной постройкой первой четверти XIX века.

1.3. Возрождение храма

После 75 лет разрухи и осквернений церковь вернули Русской Православной Церкви. Храм вновь был открыт по благославлению Святейшего Патриарха Пимена 31 марта 1990 года, при настоятеле протоиерее Владимире Тимакове. С этого времени начался долгий и трудоёмкий процесс восстановления храма.

Внутренняя часть храма была расписана в стиле фресок XVII века. Большую часть работы выполнили прославленные потомственные мастера — Брягины (Евдокия Тимофеевна и приёмная дочь Брягиных Татьяна). Купол и четверик (главная и центральная часть храма) начал расписывать изограф Николай Владимирович Гусев, являющийся по общему признанию самых прославленных деятелей искусства, одним из ведущих специалистов в области древне-русской настенной живописи. После смерти Николая Гусева работу продолжала его дочь. В итоге к 2005 году все работы были завершены.

Примечания

  1. 123Протоиерей Владимир Тимаков. Гольяновская святыня. Очерк истории храма Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове. 2009, ISBN 978-5-485-00230-5

Главный алтарь посвящен преподобным Зосиме и Савватию Соловецким

Главный престол Гольяновского храма освящен в честь святых Соловецких старцев Зосимы и Савватия — первоначальников и учредителей иноческого жития на Соловецком острове.

Придел святых мучеников Адриана и Наталии

Левый придел Гольяновского храма посвящен святым мученикам: Адриану и Наталии.

Придел в честь образа Божией Матери «Живоносный Источник»

Этот придел появился в храме не так давно. На его месте, где в настоящее время красуется баптистерий, существовал источник ключевой воды. К моменту открытия храма в 1990 году, сохранились устроенные над источником перекрытия, хотя сам источник был сухим. Единственным местом для устроения храма к тому времени и было место высохшего источника. Сломав перекрытия, временно засыпав бывший источник, освободили небольшая площадь, которую за три дня и четыре ночи (соорудив иконостас, создав алтарь с жертвенником и престолом) превратили в помещение для богослужения. Святейший патриарх Пимен дал благословение освятить престол в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник».

О Голгофском Кресте храма преподобных Зосимы и Савватия

Крест сделан по образцу того креста, который находится в старообрядческой часовне московского Преображенского кладбища. Исходник был изготовлен византийскими мастерами и относится к XIV веку. Как он попал в Россию, можно только гадать.

Стоит он у старообрядцев крайне невыгодно – поместили его в часовне, которая так мала, что и обозреть его весь сразу практически невозможно, рассматривать его там можно только по частям. Из предания известно, что Крест Христов был трехсоставным: он был изготовлен из кедра, певка (сосны) и кипариса. Поэтому, следуя этому образцу и был воспроизведен также трехсоставный Крест, который и находится теперь в нашем храме. Изготовлялся он в Сергиевом Посаде. Вся рельефная часть Креста (Пречистое Тело Спасителя) выполнена из кипариса, сам Крест – из сосны, табличка же с надписью – из кедра. В оригинале на Кресте (у старообрядцев) надпись: «Царь Славы», на Кресте нашего храма надпись была изменена на упомянутую в Евангелии: «Иисус Назорей Царь Иудейский» — на еврейском, греческом и римском (латинском) языках. Крест расписала Татьяна Брягина, дочь знаменитых изографов Дмитрия и Евдокии. Басмой Крест украшен только у нас в Гольянове, в оригинале басмы нет.

Роспись храма

Роспись начата была с трапезной части. Чтобы расписать храм в стиле фресок XVII века, приглашены были прославленные потомственные мастера – Брягины (Евдокия Тимофеевна и приемная дочь Брягиных Татьяна). Успешно начатая роспись, после перерыва в работе, связанной с пристройкой и оформлением западной части храма (центрального входа), завершена была в 2005 году.
Осенью 1992 года изограф Николай Владимирович Гусев начал роспись купола и всего четверика (главная и центральная часть храма).
Николай Владимирович Гусев, по общему признанию самых прославленных деятелей искусства, являлся одним из ведущих специалистов в области древне-русской настенной живописи. Он был членом Союза художников СССР и входил в состав Центрального Совета Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры. Несмотря на крайнюю занятость, он находил время и для выступлений на конференциях, и для написания научных статей. С ним постоянно советовались ученые-искусствоведы, художники.
Огромный купол храма позволил воспроизвести купольное изображение Вседержителя из Ферапонтова монастыря. Шесть из восьми фигур архангелов в барабане и изображения четырех евангелистов в парусах также являются реконструкцией работ Дионисия, адаптированной к архитектурным особенностям храма. Материал ферапонтовских росписей использован и при разработке композиций «Рождество Христово» и «Сошествие во ад», расположенных, соответственно, на северной и южной стенах четверика. За основу Спаса — Судии в изображении «Страшного Суда» на западной стене четверика, полностью утраченного в ферапонтовской росписи, взято решение этого образа Андреем Рублевым. Не законченный образ «Спаса-Судии», во фреске «Страшного Суда» только и принадлежит кисти Н.В.Гусева. Смерть оборвала начатый грандиозный труд изографа. Отпевали Николая Владимировича Гусева в Зосимо-Савватьевском храме, где с купола смотрел на него так им увиденный, и столь дивно запечатленный им Образ Христа.
После смерти Гусева какое-то время храм продолжала расписывать его дочь, а трапезную часть храма семейство Брягиных. Помимо Гольяновского храма ими завершены работы еще и по росписи храма великомученика и целителя Пантелеимона клиники Российской Академии Наук в Ясенево, — приписного храма к Гольяновскому приходу.

Ковчежцы для частиц святых мощей
Два ковчега – на 50 и на 100 мощей. Изготовлены методом маркетри (мозаика по дереву) Андреем Матвеенко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *