Храм успения богородицы

Храм успения богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке — действующий православный храм Иверского благочиния Московской городской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в Газетном переулке.

Современное здание храма в стиле эклектики с псевдорусскими элементами построено в 1857-1860 годах по проекту архитектора Александра Никитина, но сам храм существовал и ранее, с 16 века.

Однокупольный храм с тремя апсидами и одноярусной колокольней, несмотря на довольно скромные размеры, поражает пышностью декоративного оформления. Прежде всего внимание привлекают 5 кокошников, которые завершают южный фасад здания со стороны Газетного переулка: на центральном, который превосходит прочие по размеру, размещён горельеф «Успение Пресвятой Богородицы», на других — рельефные образы четырёх евангелистов (Матфея, Марка, Луки и Иоанна). Над южным порталом находится горельефное изображение Христа с распростёртыми руками. Помимо прочего, фасады украшают геометрические орнаменты и рельефные изображения крестов и херувимов, полуколонны и пилястры, а окна обрамлены сложными каменными наличниками с килевидным завершением. В шатре колокольни устроены декоративные слуховые окна; основание шатра, так же как и барабан главы, украшено полуколонками.

Южный фасад Успенской церкви выглядит нарядно и торжественно, привлекая внимание прохожих не только Газетного переулка, но и Тверской улицы, с которой его тоже видно.

История Успенского храма

Удивительно, но название Успенской церкви — на Успенском Вражке — дано ей по ней самой. Дело в том, что в прошлом между Большой Никитской и Тверской улицами существовал большой овраг, на котором и была основана церковь. Впоследствии овраг стали называть её именем — Успенский вражек, а потом устоявшийся топоним перекочевал в её название и привёл к необычной тавтологии.

Когда именно на этом месте появилась деревянная церковь — неизвестно, но считается, что она существовала с начала 16 века: первое упоминание о ней датировано лишь 1625 годом, но Никоновская летопись указывает, что в 1531 году на Успенском вражке случился пожар, из чего следует, что она была основана до 1531 года.

В 1629 году деревянная церковь Успения сгорела; восстановить её смогли не сразу, но в 1634 церковь отстроили заново. Ей не суждено было стоять долго, но по хорошей причине: в 1647 году на средства и по заказу дворянина Григория Горихвостова на месте старой деревянной церкви построили новую каменную с двумя приделами — во имя Николая Чудотворца и во имя Иоанна Предтечи. В 1760-1770-х Никольский придел разобрали, а вместо него рядом с Успенской выстроили отдельную Никольскую церковь — в этот период на развитие церкви много жертвуют дворяне Яньковы, усадьба которых с двух сторон обступала её флигелями. На средства Яньковых она обустраивалась и обновлялась. После 1802 года бывшая усадьба Яньковых меняет нескольких хозяев, пока в 1832 году её не покупает богатый купец и предприниматель Сергей Живаго, который становится старостой Успенской церкви. По заказу и на средства Живаго в 1857-1860 годах церковь полностью перестраивается по проекту архитектора Александра Никитина и приобретает привычный современным москвичам вид. Новый храм пышно украшают рельефами и скульптурой за авторством скульптора Николая Рамазанова, а внутри обустраивают 3 престола: Успения Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского.

После Революции храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, как и другие православные церкви, попадает в немилость новой власти, и в 1924 году его закрывают, а в здании размещается Московский областной исторический архив. В советский период храм утрачивает своё декоративное оформление: его обезглавливают, сбивают кокошники с горельефами, а в 1955 году полностью сносят придельную церковь Николая Чудотворца.

В 1979 году храм ожидает неожиданный поворот: в нём размещают междугороднюю телефонную станцию, причём в алтарной части располагают кассу, окошко которой оказывается аккурат на месте Царских врат.

После распада Советского Союза храм в 1992-1999 годах поэтапно вернули Русской Православной Церкви. Здание было восстановлено, в нём возобновились богослужения и были освящены два престола: в честь святителя Николая Чудотворца (в подклете) и Успения Пресвятой Богородицы (главный престол). Также в наши дни при храме существует детская воскресная школа и организуются благотворительные акции в помощь бездомным и неимущим.

Собор Успения Пресвятой Девы Марии

Собор Успения Пресвятой Девы Марии в Куско еще называют Кафедральным собором. Он расположен на главной площади, которая называется Пласа-де-Армас.

Описание Кафедрального собора в Куско

Массивное сооружение желто-серого цвета имеет две мощные квадратные башни и притягивает своим великолепием. Здание построено в стиле поздней готики, имеет элементы барокко и ренессанса. Его высота примерно тридцать три метра. Храм имеет форму латинского креста и представляет собой простую трехнефную базилику. Одним из главных его украшений являются помпезно сделанные порталы, центральный называется «Врата Прощения» — Пуэрта дель Пердон.

Они выполнены в традиционном индейском стиле, существовавшем в Куско в восемнадцатом веке.

Западная башня, называемая Торре дель Евангелио, имеет самый большой колокол во всем городе, который носит имя Мария Ангола. Он был отлит в 1659 году и весит почти шесть тонн. Его звон слышен в радиусе сорока километров. Купол собора удерживают четырнадцать крестообразных колон, выполненных из андезита, а потолок образован из двадцати четырех арочных сводов.

К главному зданию Собора Успения Пресвятой Девы Марии в Куско примыкают ризница (сакристия), девять капелл и две церкви – Триумф и Святого Семейства. Храм Триумф считается одним из самых старых сооружений в городе. Он был основан в 1534 году, здесь хранили регалии императоров. Эта церковь является настоящим музеем времен конкисты.

Внутренне убранство Собора Успения Пресвятой Девы Марии в Куско

В храме находится два деревянных резных алтаря и имеется серебряный массивный жертвенник. Стены церкви украшают картины, которые считаются лучшими образцами живописи в «школе Куско». Самое знаменитое полотно называется Тайная Вечеря, выполненное Маркосом Сапатом и написанное в 1753 году. На нем сохранены местные традиции: перед апостолами и Христом на столе находится национальное блюдо — куй (зажаренная морская свинка), а также перуанские овощи и фрукты.

Капеллы имеют богатое декоративное убранство и позолоченную резьбу, а также исторические артефакты. В 1734 году был изготовлен «балдахин», который называют еще «серебряный Иерусалим». Основные детали реликвии отлиты из серебра, а основа выполнена из позолоченного резного дерева. Балдахин используют и в настоящее время во время торжественных церемоний. Есть здесь и изображение Девы Марии, полностью вылитое из чистого серебра. Его высота примерно тридцать сантиметров. Недалеко находится скульптура Святой Розы из Лимы, она считается покровительницей страны.

Главная святыня храма находится в капелле Сеньора де лос Темблореса – это старинное деревянное распятие «Смуглого Христа». Оно было подарено городу королем Карлом Пятым в середине восемнадцатого века. С этой статуей в праздник «Входа Иисуса в Иерусалим» ежегодно совершаются помпезные процессии. За прошедшие столетия лик Спасителя несколько раз реставрировали, поэтому он приобрел черный оттенок и черты индейского населения. Корона, венчающая голову скульптуры, вылита из чистого золота и весит 1,3 килограмма.

Многие архиепископы и епископы похоронены в склепе, который находится под основным алтарем собора. Также в крипте погребен испанский конкистадор Гарсиласо де ла Вега. Дверь, закрывающая усыпальницу, расписана неизвестным художником, запечатлевшим сцену ужасного землетрясения 1650 года.

Как добраться до собора Успения Пресвятой Девы Марии в Куско?

До города Куско можно добраться на самолете до международного аэропорта Алехандро Веласко Астете, а оттуда до главной площади всего шесть километров. Также недалеко от собора (в радиусе один-полтора километра) находится железнодорожная станция Estacion Wanchaq и автобусная остановка Estacion de Colectivos Cusco-Urubamba.

Стоимость входа в Кафедральный собор в Куско

Вход в собор Успения Пресвятой Девы Марии в Куско платный. Стоимость составляет тридцать новых солей и столько же за экскурсию с гидом. Тем, кто хочет сэкономить, рекомендуем воспользоваться русским аудиогидом. Также пройти в храм можно по единому билету, который называется Museo Palacio Arzobispal. Рано утром с шести до восьми часов в церкви служат мессу и зайти в комплекс можно бесплатно. Фотографировать в это время запрещено, но есть возможность послушать орган и поприсутствовать на службе, которая ведется на двух языках: испанском и кечуа (язык инков).

  • Адрес: Cusco Cathedral, Куско, Перу (Пласа-де-Армас)
  • Открытие: 1654 г.
  • Архитектурные стили: Архитектура Возрождения, Архитектура барокко, Готическая архитектура
  • Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
  • Стоимость входа: 30 новых солей

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Бывший в Богородске хлебозавод находился в здании церкви Успения Пресвятой Богородицы. Прилегающая к нему территория (левый берег Рязанки до нынешней Покровской церкви и часть улицы Сушникова) была когда-то кладбищем. Раскопки в этих местах подтвердили наличие захоронений. По документам XVII века известно, что в селе Богород­ском в то время были две деревянные церкви, одна из которых стояла на кладбище. Каменное здание церкви Успения (как кладбищенской) было построено в 1816 году при Василии Сергеевиче Шереметеве. Храм возведен из красного кирпича в мавританском стиле, который пред­ставляет собой своеобразную модернизацию византий­ской архитектуры. Церковь Успения имела три престола, главный был освящен в честь Успения Божией Матери. В алтаре, как описывает граф П.

С. Шереметев, йод жертвенником висело в золотой раме под гербом поминание рода Шерметевых начиная с Василия Сергеевича. До наших дней под зданием храма сохранился подвал, или усыпальница Шереметевых, где покоились останки членов их семьи. Первой была захоронена Татьяна Ивановна Шереметева, скончавшаяся 16 сентября 1830 года. Ее муж Василий Сергеевич, будучи старше своей жены на восемнадцать лет, пережил ее на полгода и скон­чался 8 февраля 1831 годи. Они покоятся под одним памят­ником, украшенным двумя фамильными гербами — Шере­метевых и Марчепок.

Главный алтарь церкви Успения пресвятой Богородицы (эскиз)

Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1816 год

В 1858 году при ней была открыта церковно-приходская школа, третья по счету в селе Богородском. Известно, что среди учителей этой школы были сестры Виноградовы, а также Константин Александрович Травин, молодой преподаватель церковного пении и культуры. В Успенской церкви имелось замечательное серебряное кадило, некогда купленное у Нижегородского Спасо-преображенского собора. На нем была такая надпись: «По указу Великого Государя Царя и Великого князя Василия Ивановича всея Руси Самодержца, в лето7115(1607 года) построено кадило сие серебряное в Нижний Нов-Град в соборную церковь Преображения Господня, в нем весу. золотника(около 0,5 кг), а подновилось в 7223 (1715 году) при державе Благоверного Государя Царя и Великого князя Петра Алексеевича всея России Самодержца, при Благоверном Великом князе Алексее Петровиче, меж патриаршества тщанием Преосвященного Сильвестра Митрополита Нижегородского и Анадырского и всего града Боголюбивых подателей» Успенская церковь содержалась на средства помещика.

I Константин Александрович с любовью учил детей музыкальной грамоте, и они платили ему взаим­ностью. Ни один праздник не обходился без К. А. Травина.

Не забываемые рождественские елки, пасхальные торжества или духовные концерты надолго оставались в памяти его учеников, наших бабушек и дедушек.

В Богородском Константин Александрович Травин был известной личностью. Когда-то он преподавал в гимназиях Нижнего Новгорода, а в последние годы жизни был регентом в храме Воскресения нашего села. Умер Травин в 1929 году в полном расцвете творческих сил.

Здание же церковно-приходской школы Успенской церкви еще долго простояло в Богородске и было разрушено осенью 1978 года.

По сохранившимся документам девяностых годов XIX века известно, что священником в церкви Успения был И.Т. Кудрявцев (отец настоятеля Рождественской церкви отца Владимира Кудрявцева), которому тогда было за шестьдесят. Он окончил курс семинарии по второму раз­ряду и находился на службе с 1850 года. С 1867 года служил в храме диакон Ф.И. Богородский из высшего отделения духовного училища. Псаломщиком был Е.В. Бестужев. Из документов следует также, что прихожанами церкви Успе­ния Пресвятой Богородицы являлись жители Высокова, Песочного, Демидова, Княже-Поля, Шопова, Антеньева, Березовки, Лазарева, Крастелихи, Выболова.

Хор церкви Успения Пресвятой Богородицы под управлением регента Константина Александровича Травкина. 20-е годы XX в.

Храм стоял на базарной площади, поражая своей пре­красной архитектурой, и был обнесен красивой, каменной, с коваными решетками оградой. До сих пор еще живы люди, которые помнят светлые и мрачные дни Успенской церкви.

Мне запомнился рассказ, который я слышал, будучи школьником. В старину народ был более благочестив, у храма было много жертвователей и благоустроителей. Люди добровольно отдавали церковную утварь, иконы, деньги, ризы. Одна из зажиточных жительниц села, некая Надежда Санкина, дала обещание, что не выйдет замуж до тех пор, пока своими руками не вышьет плащаницу Успения Божией Матери. Получив на то благословение, девушка несколько лет отдала работе над этой плащаницей. К августу 1889 года она была готова. Многие из богородчан ходили смотреть на это чудное изделие мастерицы. Искус­ство вышивания бисером, золотыми и серебряными нитями по бархату-дар Божий, которым обладали редкие люди. Последними священнослужителями церкви были Михаил Соколов, Александр Белов, , Константин Оранский.

Тридцатые годы для православной веры и для наших храмов стали самыми трагичными. Пострадала и Успенская церковь. Храм был осквернен, купола сброшены, колокольня разрушена.свидетели рассказывали, как по пустому гулкому помеще­нию церкви гулял ветер, перелистывая страницы брошен­ною на пол Евангелия, как бы давая понять людям: они не ведают, что творят. Были изуродованы иконостас, подсвечники, прочая церковная утварь. И об этом помнят богородчане.

Церковь Успения…Конец 30-х XX-го

Хочется надеяться, что в недалеком будущем полураз­рушенный храм будет возрожден и вновь откроет двери всем к нему с верой приходящим.

Церковь Успения.Конец30-х XX-го

Приложение 3

Старое Клатбище

Много хранит Богородск песен, преданий, сказаний,.связанных с событиями, историческими места­ми, людьми, некогда здесь жившими.

Могила астронома Тезикова Константина Ивановича

Ворота Всесвятского кладбища.

Одним из таких исторических мест города является наше старое кладбище, или, как его называли в прошлом, «Всесвягское», в честь находившегося там храма По рассказам учителя истории Михаила Николаевича Обжорина (1907- 1990 гг.), первые захоронения в селе Богородском имели место на территории Городного конца в южной части Ба­зарной площади, ныне улицы Сушникова и части улицы Венецкого, прилегающей к церкви Успения Божьей Матери.С развитием кожевенной промышленности и движе­нием населения в селе возникла необходимость в отведении нового места для захоронений. Так, в 1810 году с постройкой храма в честь «Всех святых» открывается существующее ныне кладбище. Оно являлось святым местом для каждого богородчанина, поэтому каждый подходивший к воротам кладбища имел особое чувство благоговения и скорби. Прежде всего внимание посетителя привлекала икона на воротах, от которых начиналась главная липовая аллея, ведущая к церкви. Печальный звон колокола вселял определенный духовный настрой в каждого, кто приходил отдать дань памяти и почитания нашим предкам. Кладбищенский храм «Всех святых» представлял собой небольшое, однокупольное строение с примыкавшей к нему колокольней, увенчанной шпилем и крестом. Достопримечательностью храма явля­лась внутренняя роспись, выполненная по сырой штукатурке красками, в основу которых входило молоко. Аналогичную роспись мы можем увидеть в соборе Спасо-Ефимьевского монастыря в Суздале. Большое стечение народа на кладбище можно было увидеть в престольный праздник, а также в так называемые родительские субботы. Кладбище занимает возвышенную часть ландшафта местности. Церковь стояла на его высокой точке, поэтому шпиль с крестом, венчающий колокольню, поднимался над деревьями, словно маяк, и был виден отовсюду, символизируя молчаливую победу над смертью. Кладбище содержалось в порядке. Наряду с простыми могила останавливали взгляд посетителя ограды и памятники более состоятельных семей. Можно было увидеть ограды и кресты из чугуна художественного литья. На местах других захоронений привлекала внимание художественная работа кованых оград богородского кузнеца Василия Михайловича Аникина.

Имеются могилы людей состоятельных: Галибиных, Любимовых. Пчелиных, Головастиковых, Сыровых, Зуевых и других. Естьзахоронения мукомола, владельца местной паровой мельницы Мараханова, купцов Сургутовых, Алек­сандровых, Марковых, Кукиных и других, которые способствовали бурному развитию промышленности села.

Склеп Головастиковых Го

Здесь в мае 1918 г. были похоронены борцы за Совет­скую власть — Юргенс, Кашин, Сушников, Бренцисс, воины, умершие в госпиталях нашего города в годы войны, которые так и остались в этой земле. К нашему стыду места их захоронений, как и прочих других, осквернены.К сожалению, с горечью приходится смотреть на то, как мы, потомки захороненных здесь предков, небла­годарно отнеслись к их памяти. Все, что мы видим сейчас, говорит о бездушии, о низкой духовности и безнравст­венности нашего общества. Куда ни бросишь свой взор, кругом беспорядок, мусор, упавшие деревья, изуродованные (отчасти руками наших школьников и молодежи) памятники, кресты.

Склеп купца второй гильдии Александрова А. М

Нельзя пройти мимо могил нашего музыканта хормей­стера Сергея Сергеевича Свиридова, отдавшего более шести­десяти лет любимому делу, местного краеведа В.П. Шело-маева, написавшего книгу «Богородский район». Привлекает внимание склеп, в котором покоится прах основателя му­зыкальной школы в Богородске В.А. Рождественского. Осо­бую дань уважения хочется отдать известной сказочнице бабушке А.П. Марковой, прах которой также предан этой. Что касается кладбищенской церкви «Всех святых», то она, как и все остальные церкви города, была просто стерта с лица земли в конце 30-х годов. А ведь в былые времена любой человек, будь то богородчанин или приезжий, мог прийти в одну из церквей (а их в селе было четыре) и поставить свечу в память об усопшем или за здравие живущего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *