Храм святого Николая чудотворца ташкент

Храм святого Николая чудотворца ташкент

Храм в честь свт. Николая Мирликийского в Кочаках (п. Первомайский)

История храма.

Никольский храм в с. Кочаки — один из древнейших храмов Тульской Епархии. Памятник истории и культуры федерального значения. Одной из версий происхождения на этом месте, как храма, так и селения, является история о находке местными жителями иконы Святителя Николая Чудотворца, стоящей на кочке.

Создание храма относится к концу XVII или началу XVIII века, однако сведений о точной дате его постройки выявить не удалось. Не вызывает сомнений, что устроителями храма являлись потомки древнейших дворянских родов Карцевых и Хомяковых, которые были прихожанами и погребены у его стен.

Первоначально храм был деревянным, однопрестольным. В его причте состояли два священника, диакон и два псаломщика.

В 1759 году Ирина Лукинична Карцева, владелица части Ясной Поляны, пристроила к трапезной части каменный придел во имя св.великомученика Иоанна Воина. Грамоту на устроение дал Архиепископ Каширский и Коломенский Порфирий.

Тогда же была построена каменная ограда вокруг храма.

В 1856 году храм имел следующий вид: «…. Зданием каменная, пол каменный, крыша железная и таковые же главы окрашены медянкою. Престола в ней два – первый холодный во имя свт. Николая, второй в приделе во имя св.мч. Иоанна Воина…колокольня каменная в два яруса».

После обращения в 1864 году к епископу Тульскому и Белевскому Никандру священнослужители и прихожане получили благословление на перестройку храма, которая велась на собранные ими средства.

Трапезная церкви построена в 1870 году тщанием прихожан, правнуков И.П.Хомякова и коллежской ассесорши Агриппины Васильевны Будаевой, ставшей попечительницей прихожан при ремонте храма. «Зданием каменная с таковою же колокольнею, покрыта железом; стенами и крышею крепкая. Здание храма и колокольни обшито листовым железом, окрашенным масляной краской».

К этому времени в ней устроено уже три престола: в настоящей холодной — во имя Святителя и Чудотворца Николая, в приделе теплом с правой стороны во имя св. Александра Невского, а с левой — во имя св. мученика Иоанна Воина.

Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом 3 десятины, пахотной 79 десятин. В 1884 году декабря 29-го дня выданы копии, как плана, так и межевой книги и хранятся в церковной ризнице.

Дома для священника и церковно-служителей на церковной усадебной земле деревянные, построены тщанием священно и церковнослужителями в разные годы и составляют собственность притча.

Другие здания, принадлежащие церкви: деревянный дом с хозяйственными пристройками на церковной земле, крытый железом, приобретенный на церковные средства для квартир другого священника; каменный дом, крытый железом, на церковной земле, занимаемый церковной школой; деревянный дом, крытый железом, на кирпичном фундаменте, находится в селении Ясной Поляне на казенной земле, занимаемой церковной школой; каменный дом, крытый железом, построен в деревне Городне на общественной земле, уступленной по договору на вечное время под школу и занимаемой церковной школой; деревянный дом, крытый железом на церковной земле, занимаемой церковной сторожкой.

В церковной библиотеке находится книг для чтения предназначенных 340 томов.

Имеющиеся в приходе школы: три церковно-приходские и две земские Церковные школы: при церкви села Кочаки – существует с 1888 года и по сей день; в деревне Городне и сельце Ясной Поляне; земские школы в деревне Новой Колпне и деревне Бабурино – с 1894 года.

Возле храма находятся могилы дворян Карцевых, потомков рода графов Толстых и Волконских.

В 1935 году местные власти закрыли храм, превратив его в колесную мастерскую. В главном алтаре сломали иконостас, пол и поставили горн.

В 1941 году после многократных обращений к властям внучки Л.Н.Толстого Софьи Толстой-Есениной, а также сотрудника музея Н.Пузина, решением Облисполкома №26-19, храм и кладбище вокруг него переданы музею «Ясная Поляна».

В 1946 году храм возвращен верующим. Первым настоятелем был назначен священник Александр Князев, приложивший много сил и стараний для восстановления храма.

Ныне Богослужения совершаются ежедневно. В настоящее время настоятелем храма иереем Алексием Поповым продолжается работа по благоустройству храма и территории около него.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Расписание работы храма

Литургия: 8:00 — ежедневно

Вечернее Богослужение: 16:00 — по субботним, воскресным,

предпраздничным и праздничным дням.

Каждое воскресение в 16:00 молебное пение и чтение акафиста

Святителю Николаю

Телефон для справок: 8-915-685-99-01

Немного истории.

В июне 1865 года отрядом генерала Михаила Черняева был захвачен Ташкент. В 1868 году Туркестанский генерал-губернатор Константин Петрович фон Кауфман возбудил ходатайство об учреждении в областях Туркестанского Генерал-губернаторства особой епархии с нахождением епархиального архиерея в городе Верном.
12 ноября 1871 года на новоучреждённую Туркестанскую кафедру был назначен епископ Софония (Сокольский) с титулом «Ташкентский и Туркестанский». В 1900 году к епархии из состава Грузинской епархии была перечислена Закаспийская область (впоследствии Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика РСФСР).

Ввиду огромности территории Туркестана и малого числа приходских церквей, большинство православного населения было приписано в военным «неподвижным» церквам, которые в 1900 году перешли из ведения епархиального управление в ведомство протопресвитера военного и морского духовенства.
В 1911 году епископ Димитрий (Абашидзе) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о возвращении военных «неподвижных» церквей в ведение епархиального управления, что отчасти было удовлетворено.
16 декабря 1916 года был Высочайше утверждён доклад Святейшего Синода о переводе кафедры Преосвященного Вернинского из Верного в Ташкент (в Верном учреждалось викариатство). Ходатайства о переносе (или образовании отдельной) кафедры в Ташкенте епархиальное руководство возбуждало начиная с 1896 года.
Весной 1923 года в Туркестанской епархии большая часть духовенства и приходов признали власть обновленческого Синода (епархия перешла под управление обновленческого епископа Николая (Коблова). Управлявший епархией архиепископ Иннокентий (Пустынский), после ареста ряда «староцерковных» священнослужителей, самовольно покинул епархию.
В период 1927—1929 годов Ташкентской епархией («староцерковной») управлял возвратившийся из сибирской ссылки епископ Лука (Войно-Ясенецкий). До 1933 года во главе епархии стоял митрополит Никандр (Феноменов), затем бывший здесь в ссылке митрополит Арсений (Стадницкий) ; единственным храмом в их ведении была церковь «Всех скорбящих Радость» на кладбище.

По смерти митрополита Арсения в 1936 году, епархия была разделена на «Ташкентскую и Среднеазиатскую» и «Алма-Атинскую и Казахстанскую». После ареста и расстрела в 1937 году архиепископа Тихона (Шарапова), обе епархии пребывали вдовствующими до 1945 года. В 1943 году был вновь открыт единственный православный храм — Успенский госпитальный, впоследствии ставший кафедральным собором.
При епископе Гурии (Егорове) (1946—1953) число приходов в епархии достигло 66-и. Епископ Ермоген (Голубев) (1953—1960) сумел, в период новой волны гонений на Церковь, не допустить закрытия ни одного храма. Более того, он перестроил и расширил Успенский собор. С ноября 1996 года при поддержке правительства Узбекистана строится Духовно-административный центр при Успенском кафедральном соборе. С 1998 года функционирует Ташкентская духовная семинария.
Наверх

Современное состояние.

12 октября 2007 года Туркменистанское благочиние было выведено из состава епархии. А 27 июля 2011 года был образован Среднеазиатский митрополичий округ, в состав которого вошли Ташкентская и выделенные из её состава Бишкекская и Душанбинская епархии, а также опять возвращены Патриаршие приходы в Туркменистане.
Наверх

Православные Приходы на территории Ташкентской и Среднеазиатской Епархии:

19 декабря православные христиане Таджикистана отметят праздник в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца – одного из самых почитаемых в православном мире святых.

Святитель Николай жил в III-IV веках и прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Христиане всего мира верят, что и по сей день святитель Николай совершает множество чудес для молящихся ему людей. Кроме того, святой Николай считается покровителем военно-морского флота и всех странствующих. Святитель Николай чудотворец является покровителем и заступником этого храма и всех его прихожан.

Свято-Никольский собор был полвека назад перестроен из гаража киностудии «Таджикфильм». Сегодня он является единственным православным храмом в Душанбе. Прихожан храма – всего несколько тысяч человек, но их число продолжает расти. Стоит отметить, что среди христиан немало и этнических таджиков.

В девяностых годах прошлого века многие православные христиане покинули Таджикистан из-за войны. Во времена гражданского противостояния в республике боевики сделали собор своей крепостью.

На заборе храма располагались огневые позиции боевиков. Перестрелка продолжалась целую неделю, но служба в храме не прекращалась ни на один день. Чудом не коснулась лика Христа очередь из крупнокалиберного пулемета. Следы от пуль на барельефе заштукатурили совсем недавно.

В настоящее время собор, кроме своего основного предназначения, выполняет также роль культурного центра для прихожан. Люди могут найти здесь поддержку, получить различные советы, узнать об обычаях и обрядах православия, установить тесные взаимоотношения друг с другом и просто пообщаться, делясь радостями и трудностями, с которыми они встречаются в миру. Настоятель душанбинского Свято–Никольского собора протоиерей Сергий сообщил нам, что в ходе своего визита в Таджикистан храм посетил президент России Владимир Путин, а также представители правительства России и депутаты Государственной думы.

В Свято–Никольском Соборе работает детская воскресная школа. Она была открыта во второй половине восьмидесятых годов двадцатого века, и ежегодно ее посещают по двадцать-тридцать детей. По словам отца Сергия, здесь дети постигают азы православия, изучают закон Божий, помогают взрослым в подготовке к церковным праздникам. Усилиями слушателей воскресной школы ставятся спектакли, которые помогают детям в общении и способствуют их сближению. Сейчас дети заняты подготовкой новой театральной постановки, посвященной Новому Году.

Следует отметить, что среди преподавателей воскресной школы не только служители церкви, но и простые прихожане, которым небезразлична судьба подрастающего поколения.

По словам отца Сергия, собор, как и все православные храмы на постсоветском пространстве, испытывает серьезные материальные трудности, но, тем не менее, находит средства для организации различных мероприятий в пользу нуждающихся. При храме открыта благотворительная столовая, которую посещает немалое количество людей. Нередко в храм приходят люди, нуждающиеся в материальной помощи, и задача служителей собора — оказать им поддержку. Все это, конечно, требует значительных затрат, поэтому в храме рады всем жертвователям.

Не так давно в центральном приделе Свято–Никольского Собора были установлены два четырехметровых киота. Один из них изображает сюжет распятия Христа, а второй – художественное обрамление иконы в виде арки с колоннами. Киоты выполнены местными художниками Насимом Негматовым и Юнусом Мирзоевым в стиле флорентийской мозаики из двух десятков сортов полудрагоценных и поделочных камней.

В настоящее время священники храма духовно окормляют православную часовню на территории 201-й военной базы, ведут духовную работу с новобранцами. Часовня была сооружена недавно, в память павших российских воинов в период Великой Отечественной войны и гражданского противостояния в Таджикистане. 25 ноября 2007 года митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир благословил начало духовного служения и обсудил проблемы православной паствы Таджикистана с послом Российской Федерации Рамазаном Абдулатиповым.

В этом году празднование дня Николая Чудотворца и мусульманский праздник жертвоприношения приходятся практически на один день. Накануне Курбан-байрама отец Сергий обратился к мусульманам с поздравительной речью:

— Братья мусульмане, желаю вам мира, здравия, благополучия, всех вам благ от Бога. Мы, волею Божьей, живем под одним небом и на одной земле, и, следуя заветам Господа Бога, мы должны проявлять истинную любовь друг к другу независимо от вероисповедания. Пусть в домах наших братьев будет благополучие. Еще раз поздравляю мусульман с наступающим праздником, желаю всего самого доброго и призываю благословение Божье на все добрые дела.

Справка. Настоятель Свято-Никольского Собора протоиерей Сергий (Клименко) родился в Узбекистане в 1957 году. Окончил среднюю школу в городе Коканде и музыкальное училище в Намангане. В Душанбе окончил институт искусств. В 1991 году поступил в Ташкентское духовное училище, с того же времени является священником православного храма в Душанбе. С 1995 года – ключарь Свято-Никольского Собора. Председатель приходского совета. Женат, двое детей: дочь — юрист, сын — военнослужащий, служит в погранвойсках.

  • Власти Таджикистана устанавливают «рамки демократии». Мусульмане выражают свою тревогу, 02.05.2007

  • Массовым походом на кладбища русская диаспора Узбекистана отметила Родительский день, 17.04.2007

  • Таджикистан и Россия: Проблемы существования диаспор в инокультурной и иноверческой среде, 29.03.2007

  • В Душанбе прошла конференция «Россия и Средняя Азия: исторический диалог и взаимодействие культур», 26.12.2006

  • Уральские казаки-староверы остаются жить в Каракалпакстане, 15.11.2006

  • Древний христианский монастырь, обнаруженный в горах под Самаркандом, преподносит археологам сенсации, 06.07.2006

  • Свято-Покровский женский монастырь хранит свет православной веры в сельской глубинке Узбекистана, 27.01.2006

  • Православные христиане Узбекистана отпраздновали Рождество Христово, 07.01.2006

  • Мавзолей пророка Даниила — тайна в истории Самарканда, 28.07.2005

  • Исповедь русского в Узбекистане, 19.04.2004

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *