Храм спаса на сетуни

Храм спаса на сетуни

Центральное благочиние Московской городской епархии

Собор Спаса Нерукотворного — Верхоспасский собор — с приделом в честь Иоанна Белогородского (переосвящен в 1682 г. в честь Иоанна Предтечи) был возведен в 1635-36 гг. Являлся домовым храмом московских царей. Именовался также собором Спаса Нерукотворного Образа на Верху, Спаса Нерукотворного на Сенях, Спас Новый. Построен одновременно с Теремным дворцом мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Четверик храма с приделом с северной стороны был выстроен над Золотой Царицыной палатой и после постройки в 1663 г. над ее сенями соборной трапезной составил единый объем с палатой.

Напротив Золотой Царицыной палаты во втором ярусе Теремного дворца в 1627 г. была возведена домовая церковь цариц и царевен, освященная в честь вмц.

Екатерины. В 1654 г. над Екатерининским храмом возводится церковь св. Евдокии.

В 1679-1682 гг. комплекс дворцовых домовых храмов существенно перестраивается. Над приделом Иоанна Предтечи возводится небольшой храм Воздвижения Креста Господня, именуемый также Распятским. Для увеличения его площади застраивается промежуток между Предтеченским приделом и церковью св. Евдокии, в 1681 г. переосвященной в честь Воскресения Словущего. В ходе дальнейшей перестройки под руководством зодчего Осипа Старцева венчающие обе храмовые группы церкви Воскресения и Воздвижения были подведены под одну крышу. Комплекс был решен как цельный объем, над которым надстроили 11 золоченых главок на тонких барабанах. Главы были украшены изразцами работы мастера старца Ипполита из Ново-Иерусалимского монастыря, круглые клейма в главах (в настоящее время пустые) были заполнены фигурами святых, написанных на медных листах. С восточного фасада храмы объединяются обходной галереей, выстроенной на арке, опирающейся на два пилона.

Следующей значительной перестройке храмовый комплекс подвергся при строительстве в 1840-х годах Большого Кремлевского дворца. Верхоспасский собор был фактически встроен в новое здание. Реставрация, проводившаяся в 1920-х, 1940-х и 1960-х годах частично возвратила храмовому комплексу древний облик, особенно со стороны северного фасада.

Несмотря на многочисленные реконструкции и поновления, в храмах сохранились уникальные образцы декоративного убранства интерьеров: резные золоченые иконостасы второй половины ХVII в. с иконами того же времени в Верхоспасском соборе и церкви Воскресения Словущего, а также резные золоченые хоры в последней. Уникальны иконостас Распятской церкви и иконы, выполненные в технике аппликации из тканей в сочетании с живописными изображениями.

В настоящее время дворцовые церкви в составе Большого Кремлевского дворца являются частью резиденции Президента Российской Федерации.

  • 20.03.2016

    Чин «Торжество православия»

    В 1-ю неделю Великого поста в православных храмах совершается чин «Торжество православия». Этот чин появился у нас в богослужении ещё в VIII веке. История его появления связана с ересью иконоборцев, которая охватила в то время всю Византийскую империю. Император Лев III Исавр запретил почитать иконы Спасителя, Божией Матери и святых угодников. В империи было уничтожено не только множество икон, но также фресок, мозаик и изваяний. Иконоборческий собор, прошедший в 754 году, официально запретил иконопочитание, а новый император Константин V Копроним ещё с большей силой уничтожал иконы и всячески гнал иконопочитателей. Ситуация изменилась только в 787 году, когда благочестивая императрица Ирина, вдова Льва IV Хазара созвала VII Вселенский собор, который восстановил иконопочитание, а постановление Иконоборческого собора признал недействительным. (далее…)

    Подробнее

  • 28.02.2016

    Венчание Максима и Елены.

    28 февраля состоялось Таинство Венчание Максима и Елены, наших прихожан и активных участников молодежной группы.

    От души поздравляем ребят!

    Многая лета!!!

    ..(далее…)

    Подробнее

  • 27.02.2016

    Экскурсия в Сретенский монастырь.

    27 февраля группа учащихся, родителей и педагогов нашей Воскресной школы, побывали на экскурсии в Сретенском монастыре – одном из старейших монастырей в Москве. Семинарист Сретенской духовной семинарии Андрей Филатов, преподающий в нашей Воскресной школе, рассказал собравшимся об истории этой удивительной обители, чудом уцелевшей в самом центре Москвы рядом с Лубянской площадью и в годы советского богоборчества, и в лихолетья былых времен.

    (далее…)

    Подробнее

  • 20.02.2016

    Подготовительные недели к Великому Посту.

    Церковь как любящая мать, не хочет нас оставить не подготовленными к тяжёлому испытанию. Поэтому, желая нас укрепить установила четыре подготовительных недели: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о страшном суде (мясопустная), воспоминание Адамова изгнания (прощеное воскресенье, или сыропустная). На протяжении этих недель в храме мы слышим определённые евангельские чтения, начиная с первой недели в храме поётся особое песнопение «Покаяния отверзи ми, Жизнодавче», в богослужение вводится Постная Триодь, тексты которой отличаются своей строгостью и призывают нас к очищению от грехов.

    Такая подготовка к великому посту имеет свои корни ещё в древности. Такие великие учители Церкви, как свт. Василий Великий, свт. Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский оставили нам поучения, беседы и слова, произносимые в эти особые дни.

    Феодор и Иосий Студиты в VIII – IX вв. составили службы на подготовительные недели, а Георгий Никомидийский написал канон Недели мытаря и фарисея.

    (далее…)

    Подробнее

  • 14.02.2016

    Паломническая поездка духовенства Западного викариатства в Псково-Печерскую Лавру

    В начале февраля настоятель нашего храма в составе группы духовенства Западного викариатства совершил паломническую поездку в Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. Паломничество было приуроченное к дню памяти старца архимандрита Иоанна Крестьянкина — 10-летию его блаженной кончины. Благословил, организовал и возглавил поездку Управляющий Западным викаиатством епископ Егорьевский Тихон.

    Божественная Литургия, панихида, лития в Богом зданных пещерах, посещение кельи старца — все это оставило в сердцах и душах паломников трепетное и благоговейное чувства ощущения святости. Действительно: «Дивен Бог во святых своих …».

    (далее…)

    Подробнее

  • 03.02.2016

    Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

    Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве 2-3 февраля 2016 года, обратился с посланием к клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

    (далее…)

    Подробнее

  • Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади

    В 20-х годах XVIII века на Конюшенной площади у Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) было построено здание Конюшенного ведомства (Конюшенный двор) по проекту архитектора Н.Гербеля. Комплекс был сооружен в 1720 -1724 годах. В Зданиях двора размещались конюшенная контора, конюшни, службы, а также квартиры работников Двора.
    В 1736 году императрица Анна Иоанновна, уступая желанию служащих придворного Конюшенного двора иметь свой храм, распорядилась построить здесь церковь. Под храм было отведено главное здание придворных конюшен, в центре комплекса, в палате над воротами. Деревянная церковь Спаса Нерукотворного предположительно была построена архитектором Доменико Трезини. Храм был торжественно освящен в 1737 году.
    В церковь перевезли Образ Спаса Нерукотворного, шитую шелками и жемчугом Плащаницу и икону Знамение. Эти святыни были привезены из Константинополя и до 1743 хранились в домовой церкви графа М.Г. Головкина. По преданию, в 1814 году, Образ Всемилостивейшего Спаса из Конюшенной церкви находился с императором Александром I при взятии Парижа. В 1828 году на основании этого предания император Николай I брал его с собой в Турецкий поход, на что есть документ следующего содержания, присланный министром императорского двора, князем Волконским, к шталмейстеру придворной конюшни, князю Долгорукову: «Государю Императору угодно, чтобы хранящийся в придворной церкви, на главных конюшнях, Образ Спаса Нерукотворенного, поступивший в 1743 году на придворную конюшню вместе с церковью от бывшего графа Михаила Головкина, находился при походной Его Величества церкви, в предстоящем походе». В Турецком походе также была и Плащаница из храма.

    После революции святыни были изъяты, сначала направлены в Эрмитаж, откуда бесследно исчезли.
    В 1746 году по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны церковь перестраивают в камне. Через год храм был заново освящен. Его украшал трехярусный позолоченный иконостас, иконы для которого писал придворный живописец Мина Колокольников.
    В 1804 придворный зодчий Л. Руска предложил свой проект Придворных конюшен, но он не был осуществлен.
    Церковь, как и Конюшенный двор, принадлежала казне. Поэтому в 1817–1823 годах она перестраивалась В.П. Стасовым за казённый счёт: на перестройку конюшенного комплекса на Мойке в стиле ампир потрачено было 2 млн рублей. В результате реконструкции в центральном флигеле, на втором этаже, над воротами, в двусветном зале с хорами, разместился освященный 1 апреля 1823 храм. Интерьер был оформлен ионическими колоннами желтого стюка. Образа в иконостасе написали академики В.К. Шебуев и Ф.П. Брюлло, иконы в царских вратах выполнены были академиками А.Е. Егоровым и А.И. Ивановым. Иконостас вырезал П. Кретан, роспись стен храма осуществили С.А. Безсонов и Ф.П. Брюлло; барельефы на фасаде — «Вход Господень в Иерусалим» и «Нанесение Креста» — выполнил В.И. Демут-Малиновский, лепку — Н.П. Заколупин.
    В росписи стен в первой четверти XIX века «клеевой мастер» Ф. Брандуков использовал светло-сиреневую и белую краски, выписав ими херувимов и самые различные орнаменты: венки, пальметты, кессоны, розетки. После капитальной перестройки храма мастер П. Крейтан изготовил по эскизам Стасова новый, круглый «полуциркульный» иконостас, ставший лучшим образцом в Санкт-Петербурге.
    На фабрике Джона Банистера из серебро-апликированной меди с украшениями из серебра было изготовлено красивое трехъярусное паникадило (люстра), весившее около двух тонн, на 108 свечей с украшениями из серебра, созданная по Высочайше утвержденному рисунку. Высота паникадила была около 4 метров, ширина — 2,5 метра.
    Стены и пилоны церкви украшало более 140 икон. В ризнице церкви находились два Евангелия, принятые в 1743 году из описных пожитков графа Михаила Головкина. Оба Евангелия были старинными славянской печати и богато убраны золотом и серебром.
    Были в храме и другие старинные и высокочтимые образа: Божией Матери Тихвинской, Иверской, Казанской и многие другие.
    На первом этаже храма в 1826 году установили «печальную колесницу», на которой в Петербург из Таганрога привезли тело Александра I. Позже ее поместили в Конюшенный музей.
    В 1837 году состоялась дуэль Александра Сергеевича Пушкина. После дуэли тяжелораненого Пушкина привезли в дом Волконских на Мойке и послали за священником из ближайшей церкви. Им оказался придворный протоирей Петр Дмитриевич Песоцкий, настоятель Конюшенной церкви, который прошел с русской армией войну 1812 года, был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте, орденом св. Анны 2-й степени, возведен с потомством в дворянское достоинство. Как свидетельствуют очевидцы (княгиня Е.Н. Мещерская, князь П.А. Вяземский), отец Петр вышел от умирающего поэта со слезами на глазах. Выходя после исповеди из комнаты Пушкина, он сказал: «Я хотел бы умереть, как умирает этот человек!»
    В советское время бытовало мнение о том, что первоначально предполагалось отпевать Пушкина в Исаакиевском соборе и что якобы ради того, что Император хотел «унизить» поэта, отпевание особым распоряжением было перенесено в Конюшенную церковь.
    Однако, это очередная идеологическая выдумка. Исаакиевский собор во время смерти Пушкина ещё не был достроен, его освятили только в 1858 году. На время строительства Исаакиевская церковь размещалась в домовой церкви Адмиралтейства, была небольшой по размеру и совершенно не торжественной. Ближайшей к дому, где скончался поэт, была Конюшенная церковь. Однако она была придворной церковью по своему статусу, в ней нельзя было просто так заказать отпевание любому человеку. Вот что пишет Жуковский: «О Конюшенной же церкви нельзя было и подумать, она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особенное позволение». И Император Николай I дал разрешение отпевать поэта в придворной церкви, в чём сказывалось его большое уважение к Пушкину.
    1 февраля 1837 года в церкви состоялось отпевание Пушкина. Ночью 3 февраля гроб с телом поэта был увезен из Конюшенной церкви в Святогорский монастырь, где он и был захоронен.
    2 марта 1857 г. в этой же церкви отслужили первую в России панихиду по скончавшемуся в Берлине М.И.Глинке. В 60-е годы XIX века здесь венчался известный церковный композитор М.С. Березовский.
    В 1849 церковь стала приходской.
    В 1857-1862 по проекту П.С. Садовникова церковь была перестроена. Храм расширился за счет портика, наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена, а в промежутках были сделаны окна. Портал стал псевдопорталом.
    В 1862–1863 после ремонта церкви М.Н. Трощинским сделаны новые росписи. В 1878 в сенях первого этажа, где ранее стояла траурная колесница Александра I, была устроена часовня с иконостасом из четырех образов. В 1916 престол храма украсили серебряными рельефами.
    Последним перед революцией настоятелем храма был прот. Феодор Иоаннович Знаменский, (ранее, в 1906–1909 годах, служивший на царской яхте «Штандарт»). В 1919 году община церкви насчитывала свыше 3 тыс. человек. Протоиерей Феодор Знаменский служил в конюшенной церкви с 1917 по 1923 год, затем был арестован. 19 мая 1923 года церковь была закрыта решением президиума губисполкома.
    После закрытия, в 1923 году в здании храма разместился Клуб конной милиции, позже – отделение института «Гидропроект». В помещении провели целый ряд перепланировок, в 1923 году сожгли весь церковный архив. Ценные иконы первоначально поступили в Эрмитаж, а потом были утрачены. Знаменитая бронзовая люстра (паникадило) в 1929 года перенесена в здание Адмиралтейства. Вместо снятого креста на куполе возвышалась антенна. Полностью было разграблено внутреннее убранство.
    Памятная доска на фасаде здания напоминает о том, что «В 1933–1990 годах здесь располагался конный отряд ГПУ», 28-е отделение милиции и НИИ «Гидропроект».
    Осенью 1989 года возникла православная община, и летом 1990 года властями было принято решение о возвращении храма верующим; 6 июня, в день рождения Пушкина, здесь была отслужена панихида, а 9 июля 1991 состоялась первая литургия.
    Храм официально возвращён 12 июля 1991 года. Настоятелем был о. Владимир (Цветков). С декабря 1991 года настоятелем храма является о. Константин (Смирнов). Храм постепенно ремонтируется и реставрируется.
    Ныне в церкви каждое 1 февраля проходит торжественная панихида по А.С. Пушкину.
    Совсем недавно петербургский «Балтийский завод» изготовил для церкви Спаса нерукотворного образа уникальный колокол — точную копию колокола, некогда украшавшего храм и уничтоженного после революции. Бронзовый колокол с добавлением серебра имеет диаметр около полутора метров и вес 1700 кг. Колокол обладает уникальными акустическими характеристиками — его звук остается неизменным даже при 40-градусном морозе.
    К 200-летию рождения Пушкина храм был отреставрирован и в него из Адмиралтейства возвращено прежнее паникадило. На лестнице храма повешены две мраморные мемориальные доски. Иконостас восстановлен мастером Пикаловым, новые образа написал В.Г. Корбан. 14 мая 2000 митрополит Владимир (Котляров) совершил полное освящение восстановленного исторического храма.
    Церковь Спаса Нерукотворного Образа открыта ежедневно с 9.00 до 19.00. Литургия служится по Воскресным дням и в праздники.
    Адрес: 191186, С-Петербург, Конюшенная пл., д. 1.
    Телефон: 311-82-61; 717-82-61; 571-82-61.
    Проезд: метро «Невский Проспект», «Гостиный Двор».

    Конюшенная площадь. Западное крыло конюшенного здания и церковь Спаса Нерукотворного.

    Восточное крыло конюшенного комплекса.

    Здание храма Спаса Нерукотворного с восточной стороны.

    Фрагмент главного (южного) фасада храма, вход в храм.

    Барельеф на фасаде над входом в храм «Вход Господень в Иерусалим» (скульптор В.И. Демут-Малиновский).

    Барельеф «Нанесение Креста» (скульптор В.И. Демут-Малиновский).

    Весь конюшенный комплекс нуждается в ремонте и реставрации.

    © Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2009

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *