Храм Никиты мученика Ярославль

Храм Никиты мученика Ярославль

Никитский храм был устроен не позднее рубежа XV-XVI веков. В грамоте В грамоте великого князя Василия Ивановича от 9 августа 1511 года о пожаловании архимандрита Спасского монастыря Ионы с братией пустым местом на можжевельнике подле Киселёвой слободы впервые упоминается и Никитская слобода. Это служит основанием для утверждения, что церковь, давшая название послению, к этому времени существовала достаточно давно, и топоним мог использоваться в документах уже без каких-либо оговорок.

Каменная церковь Никитского прихода была построена в 1640-х годах иждивением подьячего Афанасия Холмова, в 1647 году ее главный престол освятили во имя Михаила Архангела, предел – во имя великомученика Никиты.

В книге «Церкви Ярославля в 1781 году» указывается, что Никитский храм не был расписан. В 1920-х годах ярославские реставраторы, обследовавшие церковь после ее закрытия, отметили особенность живописного иконостаса холодной церкви: он был написан на гладкой алтарной стене «во всем его целом, без всяких архитектурных дополнений». В 1836 году иконостас поновляли клеевыми красками «итальянской живописью», позднее к нему приставили новый, вырезанный из дерева.

В Никитской церкви местночтимыми являлись иконы Богоматери Черниговской (Ильинской) и Тихвинской. В ее ризнице хранился напрестольный крест со святыми мощами ростовских чудотворцев Леонтия, Исайи, Игнатия, Авраамия, а так же ярославских святых князей Феодора, Давида и Константина.

Татьяна Львовна Васильева проследила судьбу образа Богоматери Черниговской до 1935 года. Икона после закрытия Никитского храма в 1929 году оказалась в Ярославском отделении Центральных государственных реставрационных мастерских, где ее признали имеющей музейное значение и передали, скорее всего, в художественный музей. В любом случае, единственная имеющаяся в фондах икона под таким названием, схожими размерами, в 1935 году была определена на списание сотрудником Государственной Третьяковской галереи Н.Е. Силиной и дальнейшая ее судьба не известна. По замечанию Т.Л. Васильевой икона Богоматери Чеониговской датирована 1711 годом (возможно, попала в Ярославль после опустошительного пожара) и ей особо поклонялись горожане призакладке нового дома.

Отдельно стоявшая теплая церковт Сретения Господня с алтарным пределом Успения Богоматери была освящена в 1670 году, в 1806 – расписана ярославским мастером Дмитрием Ивановым Сарафанниковым.

К концу XIX столетия теплый храм сильно обветшал и стал мал для растущего прихода. «Ярославские епархиальные ведомости» писали о состоянии церкви: «известно, что богомольцев в приходских храмах летом бывает менее, чем зимой, а потому летний Никитский храм при незначительной вместимости был достаточен для прихода, но нельзя сказать того же о зимнем храме». Зимой богомольцев, «преимущественно бедняков», в храме собиралось множество, и при таком «многолюдстве, особенно в праздники свечи не могли гореть при недостатке воздуха, со стен и потолка текло и капало всюду». Автор с горечью отмечал, что в таких условиях трудно было ожидать от прихожан молитвенного настроения.

Сначала прихожане решили расширить летнюю церковь, превратив ее в теплую, но члены Ярославской археологической комиссии не разрешили эту перестройку «по причине архитектурной ценности» памятника. К обновлению же зимнего храма местные специалисты препятствий не увидели, поскольку от его прежнего вида мало что осталось: «Живопись новая, стены выкрашены масляной краской, иконостас позднейший». Протоиерей Николай Крылов и церковный староста К.А. Белозеров задались целью соорудить новый храм, не причиняя неудобств прихожанам. По совету архитекторов было задумано поставить просторную церковь поверх старой теплой, временно не ломая ее. Строительство требовало не малых средств, а в церковной кассе имелось всего тысяча рублей, но уже на закладке храма 9 июня 1900 года прихожане выразили желание участвовать в богоугодном деле посильными жертвами. Этот пример свидетельствует о том, что ярославская традиция сооружения приходской церкви «всем миром» к началу XX века не пресеклась. Так, сохранились сведения об одной бедной вдове, которая из своего небольшого содержания подала «на доброе дело» 25 рублей. Сам К.А. Белозеров, увлекшись работой, не жалел на строительство ни своего времени, ни личных средств.

Возведение храма пошло быстро, старая церковь уже помещалась в новой, как в футляре, но отправление служб в ней не прекращалось. Наконец в мае 1902 года стали разбирать старые стены и своды; алтарь и иконостас остались прежними. Строительство церкви обошлось более чем в 50 тысяч рублей, и «храм вышел величественный». Церковь освятили 20 октября 1902 года, но работы по ее устройству продолжались: к 1905 году теплую церковь украсили живописью, а 16 октября ее освятили вновь. Посвящение престолов в зимнем храме, как свидетельствуют церковные ведомости за 1904-1906 годы, стало другим: главный освятили во имя великомученика Никиты, придельный – в честь праздника Сретения Господня. Это единственный случай в Ярославле, когда в приходе два престола (в летнем и зимнем храмах) имели одинаковые наименование.

Память о прежнем посвящении придела в теплой церкви – во имя Успения Богоматери сохранилась в совершении престольного праздника 15 августа.

В Никитской церкви происходило отпевание митрополита Агафангела: 3/16 октября 1928 года двенадцать ударов тридцати ярославских храмов возвестили о кончине святителя. Трагическое известие всколыхнуло весь православный Ярославль. Очевидец событий протоиерей Сергий Лилеев рассказал, как горожане прощались с владыкой:

«В воскресенье по всему городу литургии были совершены раньше обычного, ввиду предстявшего в восемь часов утра богослужения у гроба митрополита. После литургии были произнесены во всех храмах поучения о почившем владыке и совершены панихиды. Благовест к литургии в Никитской церкви начался в восемь часов. В половине девятого прибыли архиепископы Варлаам (Ряшенцев) и Павел (Борисовский) и началась литургия».

Храм святого великомученика Никиты вмещает до четырех тысяч народа , но он и пятой части пришедших на отпевание не мог вместить. В сослужении двух архиепископов было восемнадцать священников, а на отпевание вышло пятьдесят священников, больше двадцати диаконов. По прочтении Евангелия архиепископ Павел произнес слово о величии личности почившего. По запричастном стихе слово произнес пресвитер московского Успенского собора, исправляющий обязанности священника ярославской Иоанно-Златоустовской церкви о. Владимир Градусов .

По окончании литургии слово о личности почившего произнес архиепископ Варлаам (Ряшенцев). Началось отпевание. Чувствовалось какое-то особенное настроение, похожее на светлое, пасхальное.

Был уже четвертый час вечера, а народ все прибывал и прибывал. Около четырех часов гроб с телом вынесли из храма, хоругвеносцы окружили его и двинулась торжественная похоронная процессия – крестный ход вокруг храма, далее на леонтьевское кладбище. По всему городу, по всем церквам начался торжественный красный звон. Народу было так много, что по улицам трудно было проехать. На пути к кладбищу останавливались не менее десяти раз для совершения заупокойных литий».

В 1929 году по решению городских властей Никитский приход ликвидировали, а холодную церковь предназначили к сносу. Сотрудники Ярославской реставрационной мастерской провели перед разборкой частичную фиксацию памятника: была составлена иконография стенописей, зарисовано «расположение клейм иконостаса», сняты живописные композиции общей площадью около 10 кв. м. Летнюю церковь Михаила Архангела разобрали в 1929 году, а теплый храм лишился главы.

Достопримечательностью никитского ансамбля являлась колокольня XVII века, ярусы которой были украшены угловыми главками из белого камня (их сняли в конце XIX столетия). Высокая колокольня считалась началом координат для геодезических съемок в Ярославле, находилась под «строжайшей охраной» и поэтому сносу не подлежала.

Зимний храм эксплуатировали нещадно, его использовали под производственные цели. Арендаторы, руководствуясь только своими нуждами, изуродовали церковное здание до неузнаваемости. Достаточно сказать, что в пристройке за алтарной частью храма долгое время работал кузнечный молот.

В 1997 году теплая сретенская церковь и колокольня Никитского прихода были возвращены Русской Православной Церкви. Оба здания, зажатые со всех сторон хозяйственными строениями, находились в тяжелом состоянии, тем не менее 28 сентября состоялась первая служба.

Нынешний настоятель храма (с 2003 года) протоиерей Игорь Анатольевич Клоков подчеркивает, что наиболее тяжелые работы по возрождению здания выпали на долю его предшественника, иерея Андрея Игоревича Мальцева: восстановление алтаря, закладка проломов в северной и южной стенах четверика, разборка внутренних капитальных перегородок в трапезной части. Большую помощь в восстановлении храма тогда оказывал начальник СУ-2 «Ярнефтехимстроя» Виктор Николаевич Чарушкин, но главная поддержка, как и сто лет назад, шла от прихожан.

Только к престольному празднику в 2006 году стало возможно разобрать стену между четвериком и трапезной частью – храм обрел свой первоначальный объем, а после восстановления фронтонов, крыши и барабана и прежний внешний облик. В 2008 году в Великую Среду архиепископ Кирилл освятил крест на новой главе.

Восстановительный работы продолжаются: в 2005 году Никитскому храму передали пристройку к южной стене (кстати, владелец размещавшегося в ней столярного производства Олег Смирнов помогал в благоустройстве церкви). В 2011 году сделан пол.

Т. А. Рутман. «Храмы и святыни Ярославля». Ярославль, 2005. Стр. 251—253.

Духовенство:

Протоиерей Игорь Клоков — настоятель храма

Протоиерей Сергий Курьянов

Иерей Сергий Афанасьев

Протодиакон Николай Мальцев

Адрес:

150000, г. Ярославль, ул.Салтыкова-Щедрина, д.32/49 (пересечение ул. Салтыкова- Щедрина и Победы)

Церковь Никиты Мученика

Рубрика: Ярославль

Временем возникновения Никитского, или Никитско-Сретенского прихода в одноименной Никитской слободе – предместьи на окраинной территории Ярославля эпохи Средневековья – считают XIV-XV вв. Согласно нынешней городской географии храм Никиты Мученика расположен близ перекрестка ул. Победы и ул. Салтыкова-Щедрина.

Первое упоминание о слободе, носящей данное наименование, встречается в изданной Василием III специальной грамоты, датируемой 1512 г. Приход располагал двумя небольшими церквями, имеющими приделы, воздвигнутые в честь Никиты Мученика (сам по себе факт такого двойственного посвящения для города является уникальным и более в названиях храмовых построек не встречается).

Неприметную сложенную из кирпича одноглавую церквушку возводила артель строителей-верующих, которую возглавлял подьячий Афанасий Холмов. Главный престол храма освятили в 1647 году, посвятив его Архистратигу Божьему Михаилу, церковь же в целом не перестали называть именем Никиты Мученика. Средств на изысканное декоративное оформление не нашлось, поскольку уровень материального благополучия основной массы прихожан храма оставлял желать лучшего.

Вот почему на протяжении многих лет, включая и екатерининскую эпоху, какие-либо богатые росписи здесь отсутствовали. Единственным исключением стали образы храмового иконостаса, писаные непосредственно на гладкой поверхности алтарной стены. Как ни странно, именно скромность храма стали считать его лучшим украшением.

Спустя пять десятилетий после того, как храм освятили, при нем возвели являющуюся подлинным шедевром, характерным для конца семнадцатого столетия русского православного зодчества, изысканно-стройную шестигранную звонницу ярусного типа, едва ли не самую примечательную в городе среди подобных сооружений. Более чем вдвое превышая по высоте основную церковную постройку, она позволила сделать ансамбль особенно живописным. В своей наиболее высокой нижней части колокольня являет собой образец традиционного «восьмерика на четверике», над которым надстроены звоновый ярус и три плавно сужающихся кверху открытые аркады, также в виде ярусов. Сооружение венчает нарочито крохотная главка. Целью столь сложного конструкционного замысла было создать оптическую иллюзию, благодаря которой в зрительном восприятии звонница представлялась еще более высокой. Как и многие другие звонницы ярославских храмовых комплексов, колокольня храма Никиты Мученика несколько накренена вследствие воздействия грунтовых вод в акватории правого притока реки Которосли – Ершова ручья.

В советские годы летнюю церковь сначала закрыли, а затем, в 1928 г., и вовсе снесли, составив, однако, иконографию фресок и скопировав их некоторые фрагменты. Судьба же звонницы сложилась благоприятно: в отличие от церкви ее не только не уничтожили, но и взяли под усиленную охрану как одну из важнейших точек отсчета для геодезических изысканий.

Освященный в 1671г. Сретенский храм, созданный по трапезному типу, был оснащен Успенским алтарным приделом. Автором созданных в 1807 г. росписей явился известный русский живописец Д. И. Сарафанников. В конце девятнадцатого столетия миниатюрное здание Сретенского храма уже не вмещало всю молящуюся бедноту, да и предместье к тому времени сильно разрослось. На страницах местных «Епархиальных ведомостей» все чаще стали появляться материалы церковных журналистов, сетующих на тесноту храма, из-за которой в дни праздничных служб вследствие нехватки воздуха сырели стены и даже гасли свечи, не говоря уже о том, что само по себе столпотворение вряд ли способствовало созданию благочестивого духовного настроя.

Прихожане десятилетиями лелеяли мечту «всем миром» собрать средства на переустройство летнего храм в зимний. Однако этот план постоянно наталкивался на противодействие со стороны городских краеведов, настоявших, в конце концов, на том, чтобы новое просторное здание возводилось поверх старого, оправление служб в котором не должно было приостанавливаться даже во время строительных работ. Стены старого здания удалось разобрать лишь весной 1903 г. От прежней церкви сохранились подвергшиеся позже реставрации остатки иконостаса и алтаря. Сумма общих затрат на возведение превысила 50 000 руб. В ходе освящения, состоявшегося осенью 1906 г., храм был наречен именем Никиты Мученика, а придел так и остался посвященным Сретению Господню.

Богослужения в Сретенском храме возобновились в 1996 г., после проведения торжественной церемонии его передачи в ведение Ярославской епархии, а также капитальной реставрации купола и иконостаса. Работы по восстановлению храма проводятся по настоящее время.

Адрес: г. Ярославль, ул.Салтыкова-Щедрина, 32/49.

Сайт: nikitayar.ru

Карта расположения:

Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *