Храм иверской божьей матери

Храм иверской божьей матери

История

Первая каменная церковь св. Георгия на этом месте («на Всполье», или «в Ордынцах») построена не позднее 1673 года на средства купца («гостя») И. С. Потапова. Существующая церковь построена в 1791—1802 на средства купца И. И. Савина. Храм последовательно обновлялся в течение XIX века без существенных изменений архитектурного облика.

Авторство И. В. Еготова не доказано документально, но весьма вероятно с учётом сухих, упрощённых классических форм постройки. Общий тип храма — цилиндр, перекрытый полусферой единственного купола — типичен для московского классицизма конца XVIII века. Широкая трапезная включает три внутренних объёма — квадратный центральный и два боковых, овальной формы — приделы мучеников Георгия Победоносца и Иоанна Воина. Колокольня поставлена непосредственно над входным порталом, сужая пространство центрального объёма трапезной.

В 1930 храм закрыли. Здесь располагались клуб вагоноремонтного завода и галерея современного искусства. В советские годы под куполом устроили внутренние перегородки на три этажа, снесли колокольню (она была выстроена лишь после возвращения здания церкви в 1994). Были полностью утрачены и ионические капители и базы колонн портика у главного входа.

К югу от церковного владения находится другой памятник архитектуры — усадьба Киреевских-Карповой (№ 41/24), постройки 1817—1821. В обширном дворе между усадьбой и церковью — современная скульптура Эрнста Неизвестного «Возрождение» (2000 года).

Примечания

  1. Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье — М.: Искусство, 1994, ISBN 5-210-02548-9 (в.4), c.208
  2. 12Памятники
  3. Монумент «Возрождение» на Ордынке «Московская перспектива», № 17, 2000

Дни почитания — 25 февраля, 26 октября, каждый год во вторник Светлой седмицы (Пасхальной недели).

Молятся об исцелении от болезней души и тела, о защите дома от стихийных бедствий и нападения врагов, о нерушимости границ Отчизны. К ней прибегают раскаявшиеся грешники с просьбой о прощении прегрешений, за нераскаявшихся молятся близкие.

По сказаниям со Святой Горы Афон, образ Божией Матери, также величаемый Иверским образом, в первый раз показал людям свои дива в эпоху правления греческого императора Феофила в 19 веке, в период жестоких иконоборческих преследований. Более достоверная история данного образа начинается в 11 веке, когда инокам Иверской обители в Афоне довелось зреть на морской поверхности столп из огня, который доносился самих небес, а ошеломленные только и могли, что повторять одну-единственную фразу: «Господи, помилуй!». Из всех сопредельных монастырей пришли к морю иноки и по прилежной молитве узрели, что сей столп вздымается над образом Божией Матери. Однако чем сильнее приближались братья к морскому побережью, тем сильнее и сильнее удалялся от них образ. Затем собрались они в зале храма и слезно принялись молить Господа о том, чтоб дал он им позволение заполучить новую святыню.

На тот период подвизался в Иверской обители старик Гавриил, который вёл весьма строгий образ жизни, однако имел простой, как у ребенка, нрав. В летнее время взял он подвиг нести обет молчания, поселившись на верхушке неприступной скалы. Зимой же, убравшись лишь во власяницу, отправился он к братии.

Внешне он походил на ангела земного и вкушал он лишь овощи и воду, как и делают те, кто принял на свои плечи ангельский чин. Именно он и увидел Владычицу, которая явилась к нему в видении во сне, окутанная необычным светом и распорядилась сказать настоятелю церкви и братьям, что она желает дать им свой образ, кров свой и содействие. Она велела им ступать в море, и, не теряя веры, шагать прямо по волнам, и тогда познают все любовь Её и благорасположение к обители Иверской.

Старец отправился к настоятелю и поведал ему о своем сне и уже к утру иноки, заручившись кадилами и лампадами, устремили свой путь к морскому побережью. Под духовные песни и молитвы братии взошел Гавриил на воду и, не теряя веры, начал нести он свой путь по воде так же, как нес его по суше и принял образ святой к рукам своим. Иноки, ликуя, встретили Гавриила на берегу, а после этого на протяжении трёх дней и ночей проводили молебны пред иконой. После этого образ святой был внесен в храм соборный, где был размещен в алтаре. Однако уже на будущий день монах, который зажигал лампады в храме, обнаружил, что иконы на прошлом месте нет. Икона была расположена над вратами обители. Икону сняли оттуда и обратно отнесли в храм, но следующим утром ситуация повторилась. И старец Гавриил увидел очередное явление, в котором Владычица распорядилась огласить братии, что она не желает быть охраняемой, но желает сама стать Хранительницей и не только земной жизни братии, но и небесной.
Безмерно радуясь и благодаря Владычицу, братья выстроили храм во имя Пречистой, а над вратами своей обители и установили святой образ . Собственно на этом месте икона находится и по сей день. Образу присвоили имя «Портаитисса» — что обозначает «Вратарница», или «Привратница»; однако по месту же явления в Иверской обители она именуется Иверской.

Огромное количество различных легенд связано с данным образом. Как-то однажды разбойник имел наглость накинуться на святую икону с мечом, после чего из лыка Божией Матери изверглась кровь, которую видно на полотне и по сей час. Разбойник покаялся, и остаток своей жизни провел в составе братии Иверской обители, молясь и постясь.
Множество других чудес являлись людям от Иверского образа. И доныне с дальних мест и волн морских зреют на стены монастырские русские паломники, поскольку Уставом Святой горы строжайшим образом запрещено ступать на ее землю праздным гостям и свыше тысячи лет на неё не ступала ни одна женская нога.

В 17 веке Никон, архимандрит Новоспасского монастыря, обратился с просьбой к архимандриту Иверского на Афоне, чтобы он прислал на землю Русскую точный список образа чудотворного. И в октябре 1648 года царь Алексей Михайлович уже встретил икону в Москве.
Бесконечным потоком держали ход к ней москвичи и гости столицы, дабы иметь возможность помолиться и обрести благословение Пречистой. Цари и царицы, въезжая в белокаменную, в первую очередь держали путь в Иверскую часовню. По воспоминаниям старых москвичей, ночами священный образ переносили из дома в дом в закрытой карете, которую запрягали шестью лошадьми и сопровождали духовенством.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *