Хлыстовцы

Хлыстовцы

Как появилась секта хлыстов

Основателем секты христововеров считается Данила Филиппович. Согласно верованиям, в его тело в 1645 году вселился Господь Саваоф, давший дюжину новых заповедей. Они разительно отличались от заповедей христианских. В дальнейшем последователи учений «Господа Саваофа» стали объединяться в общины, которые назывались «кораблями». Во главе каждого «корабля» был кормщик, называемый ещё Христом.

Женщины также могли стать главами общин, их называли Богородицами. Считалось, что в теле кормщика или кормщицы находил своё воплощение Господь. Но не только этим примечательны христововеры.

Ушедшие в секту люди могли ходить в православную церковь. Только делали они это для прикрытия, чтобы не подвергаться гонениям. Вместе с тем они верили, что духовный мир был создан Богом, а материальный — Сатаной. И при этом не отрицали они и переселения душ. Были у хлыстов и особые ритуалы, соблюдая которые можно было добиться вселения в тело Святого Духа. Нужно было лишь усиленно молиться, соблюдать пост и делать добрые дела для общины. Принцип строгого аскетизма и непричинения вреда друг другу соблюдался всеми членами секты христововеров. Правда, ровно до той поры, пока они не приступали к выполнению своих обрядов.

Хлыстовские радения

Особой мессой в секте хлыстов было радение. Участвовали в ней, чтобы снискать благодати Святого Духа и усмирить свою плоть. В маленьком помещении собирались все члены «корабля» и принимались неистово танцевать, вдыхая дым от сжигаемых трав. Травы эти могли быть с галлюциногенным эффектом. После ритуальных плясок и песнопений христововеры брались за мокрые жгуты, палки или настоящие хлысты и наносили друг другу удары. В некоторых случаях сектанты занимались самобичеванием.

После взаимных побоев ритуал продолжался до той поры, пока все хлыстовцы не падали на пол. Плотское возбуждение, или «духовную радость», охватывающую сектантов в результате радения, трактовали как пришествие Святого Духа. Многие считали, что после завершения радения хлысты предаются свальному греху. Впрочем, доказательств оргий у хлыстовцев в официальных документах нет. О содомии в секте говорили и из-за того, что к ней якобы принадлежал Григорий Распутин, славящийся своими любовными похождениями. А о распущенности секты ходили слухи из-за их отношения к браку и детям.

Последователи секты хлыстов не женились друг на друге, свободно переходя от одного партнёра к другому, называлось это «духовное сожительство». Существовало и правило жить с «женой» как с сестрой, но оно повсеместно нарушалось. В результате, конечно, появлялись дети, матери которых могли даже и не знать, от кого они. Есть мнение, что дети, появившиеся на свет в результате оргий во время радений, становились новыми Христами и Богородицами.

Ответвления хлыстовщины

Появившись в начале XVII века, секта хлыстов породила многочисленные религиозные группы со схожими убеждениями. Так, в 1765 году была основана секта скопцов, ратующая за полное усмирение плотского желания путём оскопления. А вот духоборы не оскопляли друг друга, а так же, как и хлыстовцы, верили в перерождение души. Откололись от секты хлыстов и молокане, и малёванцы, и постники навад, сохранившие некоторые верования христововеров.

Интересно, что в XIX веке сектой хлыстов стали интересоваться в высших кругах российского общества. Им открыто симпатизировали многие писатели, художники и даже известные чиновники. А поэт Николай Клюев открыто признавался, что провёл несколько лет в данной секте. О хлыстовцах писали и именитые писатели, в том числе Максим Горький.

Читайте также: Виссарионовцы — секта под руководством бывшего гаишника

Татьяна Таранова14.02.2019

Материал из Альманах «Покорение смыслов»

Перейти к: навигация, поиск

Хлыстовство — одна из мистических христианских сект в России.

Хлысты — секта духовных христиан, возникшая на рубеже XVII—XIX веков как ответвление православия. Самоназвание — «Божьи люди». В народе за ними закрепилось название «христовщина», в советской же литературе утвердился уважительный термин «христововерие».

История хлыстов

Основателем секты считается крестьянин Костромской губернии Даниил Филиппов (Данила Филиппович). Хлысты не признают священников, святых и церковные книги, государство. Но, отвергнув одни обряды, хлысты сразу обосновали новые. Верят в возможность прямого общения человека со Святым Духом и возможность воплощения Святого Духа в людях. Богослужения хлыстов (радения) проходят ночью и состоят в чтении и аллегорическом толковании Священного Писания, самобичевании, кружении, при котором они доходят до состояния экстаза. Иногда они заканчивались сексуальными оргиями.

История появления подобных сект в Европе относится к X веку и связана с одним из экзотических проявлений постижения Христа флагеллантством (лат. flagellare — хлестать, сечь, бить, мучить).

Существует неподтвержденная фактами теория о принадлежности к хлыстам Григория Распутина.

В Российской Федерации имеются небольшие общины хлыстов в Тамбовской, Самарской и Оренбургской областях, на Северном Кавказе.

Свое название секта получила, по-видимому, от религиозного обряда самобичевания жгутами, прутьями (вербой) и др. (хлыст — кнут). И если на вербе появляется кровь, потом они после смерти кладут эту вербу в гроб как свидетельство истовости служения. С другой стороны, название может быть искажением слова «христ», поскольку «корабли» (общины) хлыстов возглавляли самозванные «христы». По мнению известного русского писателя, исследователя раскола и сектантства, бывшего чиновником МВД по особым поручениям П. И. Мельникова (Андрея Печерского), слово «хлысты» изобретено духовными лицами, считавшими неприличным в названии секты употреблять имя Иисуса Христа.

Каждая община имеет двух лидеров: мужского и женского, называемого «христ» и «богородица», соответственно.

Учение хлыстов

Хлысты учат, что существуют небо и земля, мир духовный и мир материальный. Небес семь. На седьмом небе обитают Святая Троица, Богородица, архангелы, ангелы и святые угодники. Что такое Троица, архангелы и ангелы, хлысты не разъясняют. Можно думать, что под этими названиями они разумеют не лица, а только нравственные свойства, различные проявления одного и того же божественного существа. С этим взглядом у хлыстов соединяется учение о воплощениях Божества в человека, раскрываемое у них с особенной подробностью. По учению хлыстов, Бог может воплощаться в людей неопределенное количество раз, смотря по надобности и нравственному достоинству людей. В Даниле Филиппове воплотился Бог Отец «Саваоф», в Суслове, Лупкине и других — Сын Божий, Христос; на многих «накатывает» Дух, Бог. Воплощения Божества в человека идут непрерывно: за одним христом является другой. Воплощение христа может совершаться путем естественной передачи христом своего духа сыну своему по плоти; но чаще воплощение христа достигается хлыстом через продолжительный пост, молитву и добрые дела в хлыстовском смысле.

Библиография

• Андрей Кондратьев.

«Дух Святой накатил»: Три загадки русского христоверия
• Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. — М.: ОГИ, 2002
• Берман А. Секта «людей божьих» в Алатырском уезде в первой половине XIX в.
• Берман А. Козловские пророки. Из истории простонародного мистицизма в Среднем Поволжье.
• Авраам Шмулевич. «Русская религия: царь духов и вождь сионского народа». «Русский журнал», 12 февраля 2007 г.
• Песни русских сектантов мистиков. Записки Императорского Русского Географического Общества по отделению этнографии

Категории: Глоссарий | Религия | Секты

Ствол поваленного (срубленного) дерева, у которого отделены корни, вершина и сучья, называется хлыстом.

Согласно ТУ 13-0273685-403 — 89 хлысты подразделяются на три группы в зависимости от выхода деловой древесины. Хлысты поставляют в неокоренном виде. В них не допускаются кривизна более 5 % длины хлыста, ядровая гниль, занимающая более 65 % площади нижнего торца (при машинной валке деревьев и сухопутной поставке хлыстов эта норма повышается до 85 %), и наружная трухлявая гниль. Хлысты учитывают в кубических метрах; объем определяется по длине и толщине хлыста на расстоянии 1,3 м от нижнего торца с помощью таблиц (поштучно и групповыми методами). Оценка качества хлыстов в партии проводится путем их приемосдаточной раскряжевки (поперечного деления).

Круглые лесоматериалы хвойных и лиственных пород используются в различных отраслях промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, поэтому в ГОСТ 9463 — 88 и ГОСТ 9462 — 88 в зависимости от назначения различают лесоматериалы для распиловки, лущения, строгания, химической переработки с целью получения целлюлозы и древесной массы, для использования в круглом виде, т. е. без дальнейшей механической обработки.

При разделке хлыстов получают круглые сортименты в виде бревен, кряжей и балансов. Бревнами называют сортименты, предназначенные для использования в круглом виде или в качестве сырья для выработки пиломатериалов общего назначения. Кряжами принято называть сортименты, использующиеся для выработки специальных видов лесной продукции (шпал, лущеного или строганого шпона, спичек и др.). Сортименты, соответствующие по длине рабочим размерам деревообрабатывающего оборудования, называют чураками.

Балансы — это круглые или колотые сортименты, предназначенные для переработки на целлюлозу и древесную массу. Долготье представляет собой отрезок хлыста, длина которого кратна длине получаемого сортимента и включает припуск на разделку.

В строительстве и сельском хозяйстве используют тонкомерные сортименты диаметром 6-13 см — жерди.

По толщине (диаметру, измеренному на верхнем торце) круглые лесоматериалы делятся на мелкие (толщиной 6-13 см), средние (14-24 см) и крупные (26 см и более). Для мелких лесоматериалов установлена градация 1 см, для средних и крупных — 2 см. Следовательно, для мелких сортиментов учетная толщина составляет 6, 7, 8, 9 см и т. д., для средних и крупных — 14, 16 см и т. д.

Длина лесоматериалов зависит от их назначения и колеблется в широких пределах — от 0,5 (для изготовления лож) до 17 м (мачты судов). Наиболее распространенные длины лесоматериалов находятся в диапазоне 4-6,5 м. В стандартах часто указывают не конкретные размеры сортимента по длине, а пределы их возможных изменений и градацию. Для хвойных лесоматериалов длиной 2-3 м и более градация составляет 0,25 или 0,5 м, для коротких хвойных и ряда лиственных сортиментов — 0,1 м. У сортиментов для выработки экспортных пиломатериалов градация равна 0,3 или 0,25 м.

Припуск по длине у лесоматериалов для распиловки, строгания и использования в круглом виде, а также у балансового долготья и спичечных кряжей должен составлять 3-5 см; для лущения (кроме спичечных кряжей) — 2-5 см на каждый чурак, при этом фактическая длина бревна или кряжа длиной 2 м и более может быть больше номинальной длины вместе с припуском на 5 см. Для балансов в чураках припуск по длине не устанавливается. Допуск по длине балансов ±2 см.

По качеству лесоматериалы делят на три сорта. Качество определяется наличием, размерами и количеством пороков древесины. У хвойных пиломатериалов к нормируемым по ГОСТ 9463 — 88 порокам относятся сучки и пасынок, грибные поражения (гнили и окраски), червоточина, трещины, кривизна, механические повреждения, а также открытая прорость, сухобокость и рак. Основные сортообразующие пороки у хвойных лесоматериалов — сучки, на втором месте — гниль, далее — механические повреждения, которые являются технологическим браком и должны быть сведены к минимуму. Остальные пороки встречаются реже. У лесоматериалов 1-го сорта не допускаются табачные сучки, ядровая гниль и дупло (у мелких и средних сортиментов), заболонная и наружная трухлявая гнили, неглубокая и глубокая червоточины.

У лесоматериалов 2-го сорта не допускаются два порока: заболонная и наружная трухлявая гниль, у 3-го сорта — только второй порок, а также одновременное наличие заболонной и ядровой гнилей. Остальные пороки допускаются, однако степень их ограничения у лесоматериалов 1-го сорта наибольшая, а у 3-го — наименьшая. Различия в уровне требований к качеству лесоматериалов в зависимости от их сорта можно показать на примере ограничений сучков и пасынка.

Оценка качества лиственных лесоматериалов проводится в основном по той же номенклатуре пороков, что и у хвойных лесоматериалов. При этом учитывается, что у лиственных пород могут быть специфические пороки (побурение, ложное ядро). Нормы требований по сортам приведены в ГОСТ 9462 — 88. Основными сортообразующими пороками для лиственных лесоматериалов являются сучки, гнили и кривизна.

Сучья у лесоматериалов должны быть обрезаны (срублены) вровень с поверхностью неокоренного бревна. Скос пропила допускается в пределах диапазона припусков по длине. Козырьки, корневые лапы и наросты должны быть отпилены, а визуальные инородные включения — удалены.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *