Хитон господень в Грузии

Хитон господень в Грузии

Содержание

10 ранних изображений Христа: от мозаик и рельефов до древних карикатур


Христос, попирающий зверей. часовня архиепископа в Равенне.

Изображения Иисуса Христа на иконах подчиняются определенным канонам и почти всегда легко узнаваемы — Христос в младенчестве на руках у Девы Марии, Пантократор («Вседержатель») и Христос-Страстотерпец, страдающий Христос. Однако в раннем периоде изображения Христа были гораздо разнообразнее.

1. Христос — Добрый Пастырь


Раннее изображение Христос — Добрый Пастырь.

Мавзолей Галлы Плацидии
В раннем христианстве Христос часто изображался в образе простого деревенского пастуха. На мозаике, хранящейся в Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне, молодой юноша Иисус совсем не выглядит, как деревенский пастух, хотя тоже пасет овец. Облаченный в дорогие одежды, он, сидя в величественной позе на пригорке, символизирующем трон, держит в одной руке крест, ассоциирующийся с императорским жезлом. Очевидно, это была попытка соединить политическую власть императора и божественную силу Иисуса

2. Деревянные двери церкви Санта Сабины


Раннее изображение Христа на деревянной двери церкви Санта Сабины.

Церковь Санта Сабины, Рим
Старейшая в Риме церковь Санта Сабины, построенная в 432 году, прекрасно сохранила не только свой первоначальный архитектурный облик, но даже и деревянные двери с панелями. На них неизвестным мастером вырезан рельеф, иллюстрирующий различные сцены из Библии. Среди прочих здесь имеется и одно из самых ранних изображений замученного Христа, на котором он изображен как длинноволосый и бородатый человек, свисающий с креста.

3. Христос, попирающий зверей


Раннее изображение Христа в часовне архиепископа в Равенне.

Часовня архиепископа, Равенна
В часовне архиепископа в Равенне хранится мозаика с изображением Христа, стоящего на шеях льва и змеи. Образы эти восходят к священному писанию. Композиция основана на священном писании. В Псалме 91.13 говорится: если Вы любите Бога: ”Вы будете Наступать на льва и кобру, Вы растопчете великого льва и змею”. Молодой, безбородый Христос на этой мозаике изображен в облачении воина.. В правой руке он держит крест, в левой – книгу, на которой видна надпись «Ego sum via, veritaset, vita». Часовня была построена в V веке, в период борьбы между различными христианскими сектами, возможно, с этим и связан образ Христа-воина.

4. Исцеление истекающей кровью женщины


Раннее изображение Христа в римских катакомбах.

Катакомбы Марселлинуса и Питера
Знаменитые римские катакомбы использовались христианами, как места погребений. На стенах катакомб святых Марселлинуса и Питера, построенных во втором или третьем веке, среди тысяч захоронений находится одно из самых ранних изображений, иллюстрирующих Евангельский рассказ о спасении Христом женщины, кровоточившей в течение 12 лет, и которую спасла только ее вера в Христа.

5. Исцеление парализованного человека


Раннее изображение Христа, исцеляющего парализованного человека.

Сирия
Одна из самых известных историй из Нового Завета — исцеление Иисусом парализованного человека. Друзья так отчаянно пытаются попасть к Иисусу, что они срывают крышу на доме, в котором находится Иисус, и опускают больного внутрь вместе с постелью. Увидев это, Иисус сказал ему: ”Вставай, бери свою постель и иди домой”. После этих слов человек действительно встал и ушел. Фреска, иллюстрирующая эту историю, была обнаружена на стене церкви в Сирии. Датирована она примерно 230 годом.

6. Мадонна с младенцем


Раннее изображение Христа: Мадонна с младенцем.

Катакомбы Присциллы, Рим
Катакомбы Присциллы — самые древние в Риме. Однако, они известны не только этим. Благодаря археологическим раскопкам, там была найдена древнейшая фреска, на которой изображена Богоматерь с младенцем на руках. Рядом с ней стоит один из пророков, в одной руке держащий книгу, а другой – указывающий на звезду. Фреска находится на потолке над могилой Святой Присциллы и датируется примерно 225 годом н.э.

7. Добрый Пастырь


Раннее изображение Христа: Добрый Пастырь.

Св. Каллисто, Рим
В христианских катакомбах очень часто изображали Христа в образе Доброго Пастыря. И катакомбы Каллиста, самое крупное подземное захоронение христиан Рима, не исключение – там тоже имеется такое. На нем Христос изображен как молодой юноша, простой пастух, с ведерком молока, для того, чтобы подкармливать овец. На плечах у юноши – ягненок. Это одно из самых известных ранних изображений такого типа.

8. Мозаика в храме св. Марии


Раннее изображение Христа в церкви Св. Марии в Хинтоне.

Хинтон
Напольная мозаика в церкви Св. Марии в Хинтоне необычна тем, что на ней смешаны христианские и языческие образы. Создана она в начале IV в., когда в Римской империи официально приняли христианство. На этой мозаике греческий мифологический герой, изображенный сидящим на крылатом Пегасе, соседствует с погрудным изображением безбородого мужчины. За головой этого мужчины – две греческие литеры «ки» и «ро», При скрещении они образуют монограмму имени Христа. В те далекие времена такая монограмма являлась символом христианства. Считается, что на этой мозаике впервые Христос изображен в образе человека, до этого христиане для этой цели пользовались исключительно символами.

9. Распятие на пластинке из слоновой кости


Раннее изображение Христа: распятие на пластинке из слоновой кости.

Британский музей
В Британском музее хранится пластинка из слоновой кости, сделанная в Риме в V веке, на которой вырезано панно с изображением распятия. Предполагают, что на нем впервые изображена фигура распятого Христа, а не символический крест. На панно вырезана и фигура повесившегося Иуды, а под ним — мешок с рассыпанными сребрениками, которые он получил за свое предательство.

10. Граффито Алексаменоса


Граффито Алексаменоса в Антикварном музее Палатина.

Рим
Рисунок-граффити, найденный на одной из стен в Риме, сейчас хранится в Антикварном музее Палатина и носит название Граффито Алексаменоса. Он представляет собой одно из самых первых изображений распятия Христа, правда, в карикатурной форме, поэтому второе его название – Богохульное граффито. На рисунке изображен человек, поклоняющийся распятой на кресте фигуре с ослиной головой. Рисунок сопровождается надписью «Алексаменос поклоняется Богу своему», Автор этого рисунка явно не был христианином.


Рождество — прекрасное время, чтобы вспомнить про 10 известных библейских персонажей, имена которых остаются неизвестными.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Храмы Грузии

На территории Грузии живут представители различных конфессий. Большинство жителей – православные, но есть здесь и мусульмане, и иудеи. Живут они дружно и без скандалов, поэтому в городах страны вы увидите храмы, относящиеся к различным религиям. Многие церкви дошли до нас со времен царицы Тамары, они являются историческими памятниками и вызывают огромный интерес у туристов.

Православные храмы Грузии

Как и другие кавказские народы, коренные жители одними из первых приняли христианство. Покровительницей Грузии считается Пресвятая Дева Мария, в честь которой и освящено большое количество церквей, монастырей и храмов. За довольно длительную историю государство не единожды захватывали мусульмане, желавшие разрушить святыни.

Тем не менее, многие грузинские храмы смогли выстоять, и сегодня, путешествуя по Грузии, вы сможете зайти в них, прикоснуться к реликвиям и ощутить дыхание старины. К слову, некоторые церкви и монастыри находятся под охраной ЮНЕСКО, правда, не все они являются действующими, но всё равно доступны для посетителей.

Главные храмы Грузии

Перед посещением страны многие туристы задаются вопросом о том, сколько же храмов в Грузии. На самом деле на территории государства расположено огромное количество церквей, и сосчитать их довольно сложно. Например, здесь находится более 350 храмов, освященных только в честь Святого Георгия. Интересно, что внешний вид многих из них больше напоминает крепость, где местные жители прятались во время осады. Помимо православных обителей, вы также сможете посетить мечети и синагоги. Ниже приведен список наиболее значимых храмов Грузии с фото и названием:

  1. Монастырь Сапара – его название переводится с местного языка как «укрытая», так как он находится в ущелье горы и скрыт от посторонних глаз. Все купола сооружения сложены из каменных плит, при этом в архитектуре применена сложная римская технология. Первая церковь была построена здесь в X столетии.
  2. Храм Гергети – в Грузии его еще называют церковью Святой Троицы. Он расположен у подножия горы Казбек на высоте 2170 м над уровнем моря. Преодолеть этот путь могут только истинно верующие паломники, желающие приблизиться к Богу.
  3. Монастырь Бодбе – старинный храм знаменит тем, что на его территории расположена могила Святой Нино, которая принесла христианство в Грузию. Здесь также имеется источник с целебной водой, исцеляющий от многих недугов, а искупаться в нем может каждый желающий.
  4. Большая синагога – она находится в Тбилиси и иногда называется Сефардской. Храм считается центром еврейской общины, а вокруг него расположены иудейские магазины и учреждения. Сооружение состоит из 2-х молитвенных залов, украшено звездой Давида и геометрическими узорами.
  5. Храм 13 Ассирийских Отцов – он является одним из самых известных в Грузии. Дело в том, что служба здесь проводится на древнейшем арамейском языке, на котором говорил еще Иисус Христос. Обитель относится к Тбилисской и Мцхетской епархии и была открыта в 2010 году. Кстати, туристы сюда приезжают не только чтобы послушать необычную проповедь, но и чтобы послушать местный хор, созданный схиархимандритом Серафимом Бит-Харибом.
  6. Давид-Гареджийский монастырь – считается одним из самых интересных храмов в Грузии и представляет собой большой комплекс, расположенный на границе с Азербайджаном. Сегодня здесь можно посетить около 9 святынь, в том числе Лавру Давида, пещеры Додо-Рка, обители Тетри-Удабно и Натлисмцебели. Паломничество сюда приравнивается к Иерусалимскому.
  7. Патриарший собор Светицховели – это самый древний храм в Грузии, там лежит рубашка Христа. Ее сюда привез раввин Элеазар, который был свидетелем казни Иисуса. Церковь является важнейшим духовным центром коренных жителей. Она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и ведет свою историю с IV столетия, когда здесь возвели первую православную базилику.
  8. Собор Сиони – считается одним из главных православных храмов Грузии. Он находится в историческом центре Тбилиси на побережье реки Кура. Основали церковь в VI веке, правда, с течением времени ее несколько раз перестраивали. Здесь можно увидеть Крест Святой Нины.
  9. Мечеть Джума – является единственным действующим мусульманским храмом Тбилиси. Здесь молятся вместе приверженцы 2-х исламских течений: шииты и сунниты, которых до 1996 года разделяла специальная занавеска.
  10. Монастырь Джвари – храм расположен возле Мцхеты в Грузии на вершине горы, с которой открывается потрясающий вид на слияние 2-х рек: Куры и Арагви. Здесь Святая Нина установила Животворящий крест. Обитель возвели в VI столетии, и сегодня она считается шедевром местного зодчества, а на ее фасаде сохранились исторические рельефы.
  11. Храм Баграта – находится в Кутаиси и считается визитной карточкой этого города Грузии. Он представляет собой могущественное сооружение, которое является главным ориентиром туристов, и впечатляет своей архитектурой. Его построили из огромных каменных блоков и обнесли крепостными стенами, служившими в былые времена цитаделью.
  12. Монастырь Алаверди – по своим размерам храм занимает 2-е место в Грузии и 1-е среди сохранившихся средневековых церквей. По периметру его окружает высокая стена, внутри которой расположен собор Святого Георгия, винохранилище и жилые постройки. Обитель привлекает любителей древней архитектуры и искусствоведов.
  13. Синагога в Они – она расположена в историческом центре Рача и была построена в 1895 году. Это величественное и красивое сооружение эффектно выделяется на фоне горного пейзажа и имеет историческую ценность.
  14. Ачийский храм – является самым древним в столице Грузии и знаменит тем, что здесь хранится реликвия царицы Тамары, в которую вкраплена часть с креста, на котором распяли Иисуса. Церковь представляет собой трехнефную базилику, внутри нее хранятся иконы, датируемые XIX веком.
  15. Столп Кацхи – это так называемый храм одиночества в Грузии, расположенный на скале (на высоте 40 м) и представляющий собой монастырский комплекс с часовней. Попасть сюда довольно сложно, так как для посещения святыни придется подняться по подвесной лестнице. У подножия церкви находится музей, рассказывающий о жизни служителей, домик для гостей, кельи и баня.
  16. Храм Ломиси – это высокогорный монастырь Грузии, в который принято приезжать на праздник Ломисоба. Ежегодно здесь собирается более 1000 паломников, которые поют песни и освещают себе путь фонарями. Подниматься сюда принято босиком, чтобы избавиться от грехов и усилить молитвенное настроение.
  17. Храм Христа Спасителя – это средневековая церковь, расположенная в городе Цаленджиха, Грузия. Она известна уникальным циклом росписей, созданных в палеологовском стиле мастером из Константинополя. Также внимание туристов привлекают старинные фрески и иконографическая настенная живопись, которая считается довольно необычной.
  18. Мечеть Ахмедийе – она была построена в XVIII столетии на территории Ахалцихской цитадели. Минарет и купол храма находятся на одной высоте и достигают 15 м. В 2012 здесь провели масштабную реконструкцию, которую финансировала Турецкая Республика.
  19. Храм Метехи – это визитная карточка Тбилиси, церковь, раскинувшаяся над Курой. За длительную историю ее несколько раз разрушали и восстанавливали, поэтому сегодня она объединяет в себе сразу нескольких архитектурных стилей.
  20. Монастырь Самтавро – храм является уникальным памятником архитектуры. На его территории хоронили первых правителей Грузии. Здесь также находятся мощи Святого Гавриила, к которому с большим уважением относятся местные жители.

>Грузия (храмы)

Грузия

Троицкая церковь (Гергети)

Троицкая церковь в Гергети (груз. გერგეტის წმინდა სამება, Гергетис Цминда Самеба) расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.

Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.

В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов.

Проезд: Если вы решили восходить на Казбек, то маршрут пролегает как раз мимо храма. Так что он является своего рода бесплатным культурным приложением. У восходителей есть обычай устраивать здесь первую ночевку, чтобы адаптироваться к высоте.

До церкви Святой Троицы в Гергети можно дойти пешком на своих двоих. Пусть вас не пугает её высота, если вы готовы потратить час-два на восхождение и ваша физическая форма позволяет вам это сделать, то почему бы и нет? Пеший подъем наверх занимает порядка трех часов. Вам нужно будет пройти через село Гергети, повилять по небольшому неопасному лесному серпантину, иногда срезая дорогу вытоптанными тропинками, и подняться на верх по тропинке, которая идёт вверх под большим углом.

Светицховели (Мцхета)

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели (груз. სვეტიცხოველი — животворящий столп) является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012—1030, 1039—1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).

Адрес: Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города

Успенский храм в Цеси (Баракони)

Баракони (груз. ბარაკონი) — храм Успения Пресвятой Богородицы, памятник старо-грузинской купольной архитектуры, находится в Раче, Амбролаурском муниципалитете, селе Цеси.

Был построен мастером Автандилом Шулаврели по приказу рачинского князя Ростома в 1753 году.

Постройка в форме креста с прямыми углами, без пристроек. Купол опирается на углы алтарных стен и две колонны. Снаружи стены постройки обильно украшены узорной резьбой по камню, наиболее старые образцы которой находятся в нишах восточного фасада. Церковь построена на крутом утёсе, у основания которого протекает бурный поток реки Риони, с которым в этом месте сливается река Лухуни.

Во дворе церкви находится сельское кладбище.

Адрес: Грузия, Рача, Амбролаурский муниципалитет, село Цеси.

Проезд: Если ехать из Амбролаури в Они, то Баракони находится прямо у автомобильной трассы, в 7 километрах езды, на самой окраине села Цеси. С дороги он виден отлично и не заметить его невозможно.

Храм Георгия Победоносца в Болниси (Цугругашени)

Цугругашени — храм XIII века в Болнисском районе Грузии. Храм находится в 11 километрах от города Болниси и в 2-х километрах от села Болниси — на восток за рекой Его хорошо видно из села Болниси и с дороги Болниси-Поладаури. Рядом почти никаких строений, место довольно безлюдное. Сейчас здесь можно видеть храм и храмовую ограду с двумя воротами: основными южными (малоинтересными) и старыми западными. Фактически это монастырь, монастырские постройки находятся с северной стороны, они малозаметны.

Известно, что храм построен где-то между 1212 и 1222 годом, в период правления Георгия IV. Храм отличается особенно утонченными пропорциями архитектурных объемов, что позволяет причислить его к финальному аккорду грузинской архитектуры эпохи Золотого века. Есть предположение, что позже он слегка перестраивался, потому что филигранная каменная резьба высокого подкупольного барабана по стилю несколько отличается от декора фасадов.

Внутри есть росписи, но их немного. Иконостас очень скромный, в нем всего две крупные иконы. Верх храма в интерьере тоже почти не расписан, в куполе – большой крест.

Адрес: Грузия, Квемо-Картли, село Болниси

Проезд: Храм находится в 11 километрах от города Болниси и в 2х километрах от села Болниси — на восток за рекой. Его хорошо видно из села Болниси и с дороги Болниси-Поладаури. Рядом почти никаких строений, место довольно безлюдное.

Собор Николая Чудотворца (Никорцминда)

Собор Николая Чудотворца — Никорцми́нда (груз. ნიკორწმინდის ტაძარი) — собор Грузинской Православной Церкви, расположенный в грузинской исторической области Рача. Находится в 14 км к юго-западу от города Амбролаури. Внутри собора росписи датированные XVI—XVII веками. На фасадах храма богатейшая резьба по камню.

Собор в Никорцминда представляет собой в плане крестово-купольный храм. Купол лежит на барабане, который имеет 12 окон с аркатурным поясом и декоративным архитравом. Барабан покоится на шести парусах. К подкупольному пространству примыкают пять апсид, а массивный купол лежит на полуколоннах. Алтарная апсида и примыкающий к подкупольному объёму западный рукав создают большое внутреннее пространство. Притворы с юга и запада пристроены позднее, но тоже в XI в. Интерьер украшен фресками XVII века и богатым орнаментом.

Наружное очертание плана — крестообразное. Камни из которых выложены фасады гладко отёсаны.

Адрес: Грузия, Рача-Лечхуми, Амбролаурский муниципалитет, п. Никорцминда

Проезд: от Кутаиси через Ткибули и затем мимо озера Шаори, сразу за озером будет поселок Никорцминда

Кафедральный собор Воскресения Христова (Самтависи)

Собор Воскресения Христова — Самтависи (груз. სამთავისი) — кафедральный храм Самтависской и Каспской епархии Грузинской Православной Церкви, расположенный в селе Самтависи Каспского муниципалитета, в 30 км от столицы края Шида-Картли города Гори, кандидат на включение в список всемирного наследия.

Один из самых известных памятников средневековой грузинской архитектуры. Построен в 1030 году архитектором Илларионом Самтавнели.

Адрес: Грузия, край Шида-Картли, Каспский муниципалитет, Самтависи

Проезд: От Тбилиси по трассе E60, свернуть у развязки на Игоети, завернуть под мост, за мостом — направо, снова проехать под трассой, до села Самтависи 1 км.

Собор Влахернской иконы Божией Матери (Зугдиди)

Эквтиме Такаишвили отмечает, что «Церковь нового Зугдиди построена из камня, грузинского стиля, при правлении Левана V Дадиани, строительство началось в 1825 году, а окончилось в 1830 году».

Деньги на строительство выделил российский император Александр I, он же вернул один из списков Влахернской иконы Божией Матери, которая по преданию не раз спасала Константинополь от нашествия врагов.

В 10-х годах XVIII века Георгий IV Гуриели выступил в поход против имеретинского царя Александра IV. Среди сокровищ, увезённых в Гурию, упоминается и Влахернская икона. В 1805 году мегрельская княгиня Нино (вдова Григола Дадиани) вместе с депутацией мегрельских князей подарила икону императору Александру I, который богато украсил икону и вернул её мегрельскому народу.

Влахернская икона попала в Мегрелию из Константинополя и представляла одну из главных ценностей князей Дадиани.

15 июля празднуется праздник храма — Влакерноба.

Адрес: Грузия, г. Зугдиди.

Свято-Успенский храм (Тимотесубани)

Тимотесубани (груз. ტიმოთესუბანი), официально Храм Успения Пресвятой Богородицы, находится в Боржомском районе Грузии, 18 километрах от города Боржоми, на правом берегу реки Гуджарула. Относится к Боржомско-Бакурианской епархии.

Храм построен на развалинах древнего монастыря владетелем тех мест,святым мучеником,князем Шалвой Торели-Ахалцихели,национальным героем Грузии. Начало строительства датируется 1195 годом и завершено в 1215 году.

На территории монастыря до сих пор сохранились развалины жилых и хозяйственных построек. Вход на территорию храма представляет собой арочное продолговатое строение, сложенное из красного кирпича. Над ним, предположительно, была надстроена колокольня, а по сторонам находились двухэтажные помещения, которые служили ядром монастырского комплекса.

Адрес: Tsaghveri-Kimotesubani-Tadzari, Грузия

Проезд: Маршрутное такси на Цагвери отправляется из Боржоми трижды в день — в 10:30, 13:30 и 17:00.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Батуми)

Храм был возведён в 1898—1903 годах Степаном Зубалашвили в память о скончавшейся матери Елизавете, которая просила построить в Батуми католическую церковь. Степан пригласил для строительства художников и архитекторов из Италии. Всего строительство обошлось в 250 тысяч рублей.

В годы советской власти храм подвергался угрозе разрушения. Среди выступавших в его защиту был писатель Константин Гамсахурдия. Режиссёр Тенгиз Абуладзе снял по мотивам этой истории фильм «Покаяние». В итоге, здание сохранилось и в разные годы использовалось с разными целями: здесь были лаборатория высоких напряжений, архив и другие учреждения.

В 1970-е годы храм был отреставрирован, а в 1980-е — передан Грузинской православной церкви. 16 мая 1989 года Католикос-Патриарх Грузии Илия II освятил храм, после чего состоялось крещение около 5 тысяч чел.

Приказом министра культуры и охраны памятников № 3/31 от 21 февраля 2011 года собор внесён в список объектов культурного наследия, памятников истории и культуры Батуми.

В настоящее время храм является действующим кафедральным собором Батумской и Лазской епархии Грузинской православной церкви.

Адрес: Грузия, г. Батуми, ул. Чавчавадзе, 25

Собор Христа Спасителя (Цаленджиха)

Построенный в XII—XIV столетиях, Цаленжихский собор является крестово-купольным храмом с нартексом и тремя аркадными галереями, из которых две находящиеся на южной и северной сторонах храма были преобразованы в семейную часовню рода Дадиани, правителей Мегрельского княжества.

Церковь окружена стеной с двухэтажной колокольней в северо-западном углу.

В западном углу двора сохранились руины дворца Дадиани.

На запад от церкви прорыт подземный ход, 40-50 метров в длину и 3-4 метра в высоту.

В XIX веке положен новый пол.

В период между 1960 −1980 годами, церковь была частично отремонтирована, а фрески, находящиеся в аварийном состоянии, законсервированы.

Адрес: Грузия, Самегрело-Верхняя Сванетия, Цаленджихский р-н, г. Цаленджиха

Свято-Георгиевский собор (Сурами)

Церковь святого Георгия была возведена в начале 18 веке и некогда входила в состав Армянской Апостольской церкви. Уже в 30-е годы 20 столетия армянская община обратилась в властям с просьбой о реставрации собора. Несмотря на многочисленные обращения, просьбы не были удовлетворены, и в скором времени храм передали в состав Грузинской церкви.

На сегодняшний день все внимание путешественников и паломников привлекает великолепная архитектура церкви, традиционная для Грузии. Здание отлично сохранилось до наших дней и радует всех посетителей светло-коричневым фасадом и острым серебряным куполом. На нём гордо возвышается крест, который видно издали.

Возле церкви находится колокольня, она была построена немного позже основной достопримечательности. Интерьер представляет совокупность росписи и орнаментов на стенах. Возле алтаря можно увидеть несколько старинных икон и художественные изображения Святых.

Адрес: Грузия, Шида-Картли, Хашурский р-н, пос. Сурами

Проезд: Сурами находится на трассе Тбилиси-Кутаиси, примерно посередине. Церковь рядом с трассой.

Храм святого Евстафия Мцхетского (Эртацминда)

Эртацминда (изменённая форма Эстате Цминда — святой Эстате) — грузинская православная церковь святого Эвстате (Евстафия), построенная в первой части XIII века. Расположена в деревне Эртацминда муниципалитета Каспи.

Построенная из обработанного камня церковь стоит на двух столпах. По обе стороны от алтаря в два этажа построены комнаты. несмотря на существование росписи, церковь наиболее известна своим фасадом. Все четеры стороны церкви украшены большим декорированным Крестом .

Храм Эртацминда стилистически повторяет церкви XII—XIII веков, в частности церкви Икорта, Питарети, Бетаниа, Кватахеви и др.

С XVII века храмом управляла семья Тархнишвили. Стала местом упокоения представителей фамилии Саакадзе. Именно здесь похоронена голова убитого сына Георгия Саакадзе — Пааты.

Адрес: Грузия, Шида-Картли, Каспский р-он, с. Эртацминда

Проезд: Общественный транспорт ходит в Эртацминду два раза в день. Из Тбилиси маршрутка отходит в 11:00 и 17:00, выходить нужно на остановке недалеко от ж/д вокзала, где «Детский мир». Также можно доехать на маршрутке до Каспи, а оттуда на такси, либо на попутках до Эртацминда.

Свято-Успенский собор (Болнисский Сион)

Болнисский сион (груз. ბოლნისის სიონი) — древнейший грузинский храм в форме базилики. Находится в селе Болниси Болнисского муниципалитета области Квемо-Картли.

Постройка начата в 478 и закончена в 493 году, это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика в стране. В храме найдены одни из самых древних надписей на грузинском языке.

Храм возведен на трехступенчатом цоколе. Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. Центральный неф имел коробовой свод, а боковые — полукоробовой. С севера и юга были устроены галереи с большей кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня. Восточная алтарная часть имеет полуцилиндрический выступ.

Адрес: Грузия, Квемо-Картли, село Болниси

Проезд: на юг от города Болниси, через 5 километров — село Квемо-Болниси, и уже километром далее будет собственно Болниси.

Свято-Успенский собор (Манглиси)

Согласно грузинским летописям, храм был заложен в 326-м году.

Долгое время здесь хранилась одна из христианских святынь — гвоздь из креста, на котором был распят Иисус Христос.

Этот гвоздь был подарен грузинским христианам римским императором Константином I.

Интересно, что Манглисский храм, в отличии от большинства храмов Грузии, ни разу не был разрушен.

В VII-м и XI-м веках он перестраивался.

В XI-м веке интерьеры храма были расписаны грузинскими художниками, фрески сохранялись до середины XIX века, но сейчас остались только в куполе.

В 1852-м году силами расквартированного в Манглиси российского полка в храме был проведён ремонт.

Следы этого ремонта хорошо угадываются во фрагментах внешнего декора. Тогда же были заштукатурены стены изнутри храма.

Адрес: Грузия, край Квемо Картли, пгт. Манглиси.

Свято-Успенский собор в Кутаиси (Баграти)

Храм Багра́та — храм, возведённый в Кутаиси в правление Баграта III как главный собор его единого Грузинского королевства и освящённый в честь Успения Богородицы в 1003 году.

Величественный по размерам и пропорциям храм стал принципиально новым словом в истории закавказского зодчества, был пышно украшен резьбой и мозаиками и играл исключительную роль в средневековой истории Грузии. В частности, именно здесь был коронован Давид IV Строитель.

Во время нападения турок в 1691 году взрыв пороха разрушил кровлю и купол собора, впоследствии не восстанавливавшегося. В 1770 году артиллерия русского генерала Тотлебена уничтожила Кутаисскую крепость и всю восточную часть храма Баграта.

В 1994 году храм Баграта был внесён ЮНЕСКО в число объектов Всемирного наследия, в 2001 году передан Грузинской православной церкви, которая периодически проводила в руинах богослужения.

Адрес: Грузия, Имеретия, Кутаиси

Церковь Архангелов Михаила и Гавриила (Греми)

Комплекс Церкви Архангелов расположен на холме и состоит из самой церкви Архангелов Михаила и Гавриила, колокольни, трёхэтажного дворца и винного погреба (марани). Комплекс окружён стеной, с башнями и амбразурами. Сохранились остатки тайного подземного хода, ведущего к реке.

Церковь Архангелов была построена по приказу царя Левана Кахетинскго в 1565 году и расписанна в 1577 году. Это каменный крестово-купольный храм. Традиционная грузинская каменная кладка, включает в себя местную интерпретацию иранских архитектурных вкусов. Здание имеет три входа — основной западный и два боковых — северный и южный. Купол храма лежит на углах алтарной апсиды и на двух опорных столбах. Барабан купола имеет аркатурный пояс и восемь узких окон. Фасад разделен на три арочные секции.

В колокольне церкви выставлено несколько археологических экспонатов и пушка XVI века. Стены украшены серией портретов царей Кахети кисти современного грузинского художника Левана Чогошвили (1985).

Адрес: Tianeti-Akhmeta-Kvareli-Ninigori, Грузия

Телефон: +995 599 13 25 32

Кафедральный собор Святой Троицы (Тбилиси)

Строительство нового собора Цминда Самеба (груз. წმინდა სამება — «Пресвятая Троица») было запланировано в 1989 году в связи с празднованием 1500-летия автокефалии грузинской церкви и в ознаменование 2000-летия христианства. Конкурс на возведение храма выиграл выдержанный в ретроспективном духе проект Арчила Миндиашвили. Высота верхнего храма составляет 68 м (без надкупольного креста, крест 7,5 м); протяжённость с востока на запад — 77 метров, с севера на юг — 65 метров; общая площадь — более 5 тысяч квадратных метров.

Храм был заложен 23 ноября 1995 года; строительство велось на пожертвования обычных горожан и крупных бизнесменов. Первое богослужение в строящемся соборе было совершено 25 декабря 2002 года. Освящён ровно через 9 лет после закладки, в день Георгия Победоносца — небесного покровителя Грузии; чин освящения совершил Патриарх-Католикос Илия II в сослужении архиереев и клириков Грузинской Церкви, а также представители Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Русской, Сербской, Румынской, Кипрской, Элладской, Польской, Албанской Церквей, Православной Церкви в Америке.

После освящения в Троицкий собор из Сиони была перенесена кафедра католикоса Грузии.

Адрес: Холм Св. Ильи, Тбилиси.

Метехская Успенская церковь (Тбилиси)

Метехская Успенская церковь так же, как и многие другие древние православные святыни находится в старом городе Тбилиси. Церковь Метехи была основана в XII веке. В конце XIII века претерпела пожар. Во время монгольской операции храм был сожжен и только благодаря царю Деметру был отстроен заново, но спустя две сотни лет церковь снова постигла та, же участь, только уже от рук персидских воинов.

Святыня отстраивалась неоднократно, в последний раз отстроена из красного кирпича.

Храм хранит одну тайну, на его территории покоятся останки мученицы, княгини Ранской Шушаники.

Рядом с храмом в XVII веке была построена крепость, которая позднее была переоборудована в тюрьму, а в середине XX века и вовсе снесена. А сам храм подвергся надругательству, когда в XIX веке его превратили в казармы казачьего полка. В середине XX века едва уцелел при сносе рядом стоящей крепости, а в 1987 году был капитально отреставрирован, и вернулся во владение Грузинской Православной Церкви.

Адрес: Грузия, Шида-Картли, Каспский р-н, Метехи (около 10 км на запад от Каспи).

Сионский кафедральный собор (Тбилиси)

Основание храма Сиони (სიონი) приписывается Вахтангу I Горгасалу. Более вероятно, что инициатором строительства выступил в конце VI века куропалат Гурам I (здесь же, вероятно, и похороненный). Эта первоначальная церковь была после учреждения эмирата снесена арабами.

В 1112 году Давид IV Строитель, освободив Тбилиси от арабов, возвёл в городе новый собор, который не раз подвергался разрушениям и восстановлению. Особенно значительные работы потребовались после нашествия Джелал ад-Дина Манкбурны и землетрясения 1668 года.

В сентябре 1795 года собор сильно пострадал от нашествия Ага-Мухаммед-хана. Были сожжены деревянные хоры и иконостас, фрески покрылись копотью и сажей. Собор вскоре был восстановлен и в 1817 году Минай Медичи писал, что «он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии».

В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани).

После реставрации 1980—1983 годах храм Сиони, несмотря на сложную строительную историю, сохранил свой средневековый облик. Поодаль от собора две колокольни — одна старинная, трёхъярусная, постройки XV века, разрушенная персами и восстановленная в XX веке, другая — типичный образчик русского классицизма (построена в 1812 году).

В интерьере храма сохранились фрески русского художника Г. Г. Гагарина.

Адрес: Грузия, Тбилиси, ул. Сиони, 6.

Церковь Анчисхати (Тбилиси)

Церковь Анчисхати (груз. ანჩისხატი) построена в начале VI века царем Дачи Уджармели на берегу Куры. Представлял собой трехнефную базилику из тесаного камня с 3 парами столпов, трехчастным алтарем и южным приделом, включавшим крещальню. В 60-х годах XVII века, при Католикосе-Патриархе Доментии III, был восстановлен: возобновлены кирпичные своды, возведены 2 пары столпов, разделяющих нефы. В 1675 году в нескольких метрах от базилики была построена колокольня с кубообразным объемом 1-го яруса, выложенным из кирпича, и башней на колонках с шатровым завершением.

В 1664 году в храм была перенесена чудотворная икона Спасителя из монастыря в c. Анчи в Юго-Зап. Грузии (ныне в пределах Турции) — отсюда наименование храма Анчисхати (букв.- Анчийский Образ). Очевидно, тогда же Анчисхати стал подворьем Католикоса-Патриарха в Тбилиси. В 1683 году по заказу католикоса-Патриарха Николая IX (Амилахвари) была выполнена фресковая роспись (сохранилась в алтаре). В 1755 году при храме открыли семинарию. В 1814 году Анчисхати обновлялся настоятелем Дмитрием Алекси-Месхишвили, позже был заново расписан. В середине XIX века внешний вид храма был искажен добавлением мелких форм, в 1876 году пристроили колокольню.

Первоначальные формы Анчисхати были возвращены после реставрации 1958 года (под рук. Р. Г. Гвердцители). В советское время храм был закрыт.

Богослужение возобновлено в конце 80-х годов XX века по благословению Католикоса-Патриарха Грузии Илии II.

Адрес: ул. Шавтели, 9, Тбилиси

Церковь Александра Невского (Тбилиси)

Церковь святого благоверного князя Александра Невского построена в 1864 году на пожертвования верующих, дополнительно Святейший Синод выделил 5 000 рублей. В 1886 году к церкви была пристроена колокольня. Есть две трапезных: Александра Невского и Николая Чудотворца, которая была построена в 1900 году в честь императора Николая II. В 1913 году рядом с церковью возвели часовню в честь 300-летия династии Романовых.

С 1950 до 1982 года настоятелем храма был митрополит Зиновий (Мажуга), который погребён у северной стены храма.

С 1970-х годов в церкви подвизался старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко); погребён во дворе, у алтаря.

Адрес: ул. Марджанишвили, 38, Тбилиси

Церковь святого Давида Гареджийского (Тбилиси)

Церковь строилась с 1859 по 1871 год и освящена в честь Давида Гареджийского (по преданию, подвижник поселился здесь в VI веке). В память об этом ежегодно отмечается церковный праздник мамадавитоба.

Источник воды, бьющий из горы у церкви, считается целебным, помогающим от бесплодия. Северная стена храма была усеяна мелкими камушками, прилепленными молящимися на исполнение желания.

Существующий у церкви некрополь с 1929 года (официальное открытие) объявлен пантеоном «Мтацминда», здесь захоронены выдающиеся люди Грузии — известные писатели, артисты, учёные и национальные герои.

Адрес: Грузия, г.Тбилиси, гора Мтацминда, ул. Mama Daviti Rise

Церковь Святого Креста в Тбилиси (Джварис Мама)

Церковь Святого Креста (Джварис Мама, груз. თბილისის ჯვარის მამის ეკლესია) — православный храм в тбилисском Старом городе на улице Коте Абхази, 41. Небольшое кирпичное купольные здание, прямоугольное в плане, вытянутое по оси восток-запад.

Считается одним из старейших храмов Тбилиси (согласно Платону Иоселиани в числе пяти, инициированных Вахтангом Горгасали (V век) : Сиони, Анчисхати, Крестовоздвиженская, Земо Бетлеми и Михаила Архангела). Церковь построена при тбилисском подворье грузинского иерусалимского монастыря Святого Креста.

Церковь неоднократно разрушалась — монголами (XIV век), персами (1795), но всякий раз восстанавливалась. Современная постройка 1825 года. От росписей XIX века сохранилась фреска.

До 1921 года принадлежала патриарху Иерусалимскому.

Адрес: Грузия, Тбилиси, ул. Коте Абхази, 41

Проезд: Находится в историческом центре Тбилиси, в «Старом городе»

Храм Рождества Христова в Тбилиси (Земо Бетлеми)

Храм Рождества Христова или Земо Бетлеми (груз. ბეთლემი — Верхняя Вифлеемская церковь) — церковь грузинского патриархата. Находится в историческом районе Старый город, под горой Нарикала. К храму от улицы Асатиани ведёт подъём и лестница Бетлеми.

Считается, что первая церковь на этом месте построена ещё Вахтангом Горгасали (ок. 440—502). Предположительно, здесь похоронены его мать и сестра.

В XV веке армяне-тбилисцы отстроили здесь монастырь Святой Богоматери (Петхаин).

В 1884 году церковь была реконструирована с обновлением фасадов и возведением купола.

В советское время богослужение было прекращено, помещение заняли производственные предприятия.

В 1994 году церковь возвращена верующим.

Адрес: Тбилиси, Старый город, Кала

Храм Георгия Победоносца в Тбилиси (Кашвети)

Церковь Кашвети строилась с 1904 по 1910 год по проекту тифлисского архитектора Леопольда Бильфельда, взявшего за образец средневековый собор Самтависи. Церковь была воздвигнута на месте другой кирпичной церкви, построенной здесь по заказу семьи Амилахвари в 1753 году и обветшавшей. Фрески церкви были выполнены в 1947 году Ладо Гудиашвили. Считается, что в облике Христа он воплотил портретные черты начинавшего в те годы скульптора Б. Авалишвили.

Название церкви «кашвети» происходит от грузинских слов ква («камень») и шва («рожать»). По легенде, в VI веке женщина в Тбилиси обвинила Давида Гареджийского в том, что беременна от него. Давид предсказал, что её неправота станет очевидной, когда она родит камень. После того, как это и произошло, место получило название «к(в)ашвети».

В церкви похоронен генерал Григол Орбелиани, а у церкви перезахоронена чета Сараджишвили. Д. З. Сараджишвили — известный грузинский предприниматель и меценат.

Здание пострадало во время боев между национальной гвардией Гамсахурдии и силами оппозиции в декабре 1991 — январе 1992 годов.

Адрес: Грузия, Тбилиси, проспект Руставели, д.9

Свято-Никольский храм (Тбилиси)

Современное здание церкви представляет собой новодел 1996 года (архитектор Тариэль Кипароидзе), возведённый на раскрытых в 1966 году в ходе археологических раскопок фундаментах.

Храм Святого Николая в крепости известен с XII века.

Упоминается царевичем Вахушти.

После присоединения Грузии к России крепость Нарикала потеряла свое значение, на её территории в 1818 году по распоряжению генерала Ермолова был устроен пороховой склад. Мощный взрыв склада в 1827 году разрушил церковь Николая почти до основания.

Новый собор Святого Николая был торжественно освящён в 1997 году католикосом-патриархом всея Грузии Илией II.

Адрес: Грузия, Тбилиси, гора Мцатминда, крепость Нарикала

Церковь Сорока мучеников (Тбилиси)

Возобновлена по инициативе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II в 2010 году.

Предварительно проведённые раскопки показали, что это место было застроено издревле, археологами прослежено четыре уровня стен, предположительно церковных, которые разрушались и возводились заново с изменением формы и размеров. Была открыта стена V века — времени царя Вахтанга Горгасали, и более древняя под ней, возведённая в традициях грузинских античных строений. Открыты остатки дворцового комплекса и уникальная баня, датируемая I веком н. э.

Согласно житию Або Тифлисского, он был обезглавлен прямо у входа в церковь Святых Сорока Севастийских Мучеников.

Церковь существовала на этом месте ещё в предреволюционные годы, в 1924 году она была разрушена советскими властями, местность использовалась под жилую застройку. По другим сведениям — место церкви было застроено ещё ранее.

Решение о воссоздании церкви на историческом месте было принято городскими властями Тбилиси в 1998 году.

Адрес: Грузия, Тбилиси, Старый город, ул. Самгебро.

Церковь святого Георгия Победоносца в Тбилиси (Кари)

Церковь святого Георгия Кари (груз. თბილისის წმინდა გიორგის კარის ეკლესია) — православная церковь в Тбилиси, в историческом районе Старый город.

Первая церковь на этом месте — Святых архангелов — была построена ещё во времена Вахтанга Горгасали. Разрушенная монголами, была возобновлена, с другим посвящением, около 1640 года по указанию царя Ростома, перенесшему сюда свою резиденцию. Поновлялась царевичем Свимоном в 1710 году.

Реставрирована в 1991—1992 годах.

Адрес: Грузия, г. Тбилиси, пл. Ираклия II, д. 1

Церковь Иоанна Богослова (Тбилиси)

Русская православная церковь Иоанна Богослова расположена в тбилисском районе Вера, на улице Киачели, рядом с монастырем Андрея Первозванного, известного также как Синий монастырь. Как и весь этот район грузинской столицы, церковь была построена в конце девятнадцатого — начале двадцатого века по заказу тогдашнего кавказского наместника князя Григория Сергеевича Голицына. По некоторым данным, на том месте, где сейчас стоит церковь, в седьмом веке располагался главный храм монастыря имени святого Иоанна.

Эта традиционная русская церковь, выстроенная в суздальском стиле — белое кирпичное строение увенчано серебряными куполами-луковицами. С западной и восточной сторон в храм ведут по две двери. Интерьер церкви святого Иоанна Богослова решен в неброских бело-голубых тонах. На фоне белых стен и лазурной росписи сводов и купола особенно нарядно выглядит золотой иконостас.

Богослужения в храме ведутся как на грузинском, так и на русском языке.

Адрес: Грузия, г.Тбилиси, ул. Лео Кеахели, 30

>Древняя Иверия

Первый удел Богородицы на Земле

Древняя Иверия, нынешняя Грузия, — первый удел Божией Матери на Земле. После Вознесения Господа Иисуса Христа апостолы собрались в Сионской Горнице, где было установлено таинство Причащения, и бросали жребий: в какую страну каждый из них пойдет. Пресвятая Богородица пожелала принять участие в Евангельской проповеди, Ее жребием стала Иверия…

Однако Господь, пообещав, что не отвергнет жребия Ее и не оставит народа Ее без участия в Небесном благе, повелел Своей Матери отправить туда Ее нерукотворный образ, а на проповедь благословить святаго апостола Андрея Первозванного. По преданию, апостол Андрей трижды проповедовал в Иверии, просветив многие ее города и селения, он основал тут епископскую кафедру, рукоположил епископа, иереев и диаконов.

Распространение Христианства в Иверии

В городе Ацкури, близ современного города Ахалцихе, апостол воскресил умершего накануне его прихода сына вдовы. Став свидетелями этого чуда, жители той местности приняли Крещение. Именно здесь апостол Андрей оставил нерукотворную икону Пресвятой Богородицы, которую по названию этих мест с тех пор именуют Ацкурской, ее память и ныне совершается 28 августа по н. ст.

Известно, что в Иверии благовествовали и святые апостолы Матфий, который погребен здесь в Апсаре — ныне Гонио близ Батуми, и Симон Кананит, упокоенный в Никопсии. Также древнейшие источники упоминают о проповеди в Восточной Грузии святых апостолов Варфоломея и Фаддея. Но о Воплотившемся Мессии на этой благословенной земле узнали даже раньше апостольской проповеди. Первоглашатаями благой вести в Иверии были мцхетские иудеи, пришедшие сюда еще в ветхозаветные времена после взятия Навуходоносором II Иерусалима (597 г. до Р. Х.) и поселившиеся в Мцхете, где они уже в начале новой эры говорили о Рождестве Бого­младенца.

Первая грузинская святая

Мцхетского раввина Элиоза, тот самый первосвященник Анна, в 30-м г. I в. упрашивал в письме прибыть в Иерусалим для участия в суде над Иисусом Христом. Мать Элиоза, происходившая из рода первосвященника Илии, умоляла сына не принимать участия «в крови Христа». Согласно преданию, эта верующая иудейка услышала стук молотка, когда забивали гвозди в руки Спасителя мира, и в тот самый миг умерла со словами: «Прощай отныне, царство еврейское, убившее пришедшего во плоти Спасителя и сделавшееся врагом Бога-Создателя».

По просьбе своей сестры также, как и мать верующей во Спаса, Сидонии Элиоз выкупил Хитон Господень у воина, которому по брошенному у Креста жребию он достался (см. пророчество Пс. 21:19), и привез в Мцхету. Услышав рассказ о смерти Христовой, и взяв святыню, Сидония прижала ее к себе и предала Господу душу. Хитон так и не смогли забрать из рук этой первой грузинской святой, и она была погребена вместе с ним. На месте упокоения святой Сидонии вырос чудотворный кедр. До времени прихода в Иверию главной проповедницы святой равноапостольной Нины это место оставалось тайным…

Мученики грузинской земли

О том, что в Древней Иверии еще в I–III веках после Рождества Христова существовали христианские общины, свидетельствуют данные археологии и топонимики. Уже во II веке н.э. в летописях среди христианских народов упоминаются иверы — грузины. Хотя в это время христиане здесь подвергались гонениям: в начале II века мученическую кончину принял святой Сухий и 16 его воинов-сподвижников из знатных грузинских семей. Их память празднуется 28 апреля. Все они в свое время были вельможами, но узнав о Христе и приняв Крещение, оставили полную услаждений жизнь при дворе и, уединившись для молитвы в горах, стали аскетами. А царь-язычник не потерпел такого посрамления своего образа жизни, и все подвижники были зверски убиты.

Мученичество вообще красной нитью проходит через всю грузинскую историю. Причем для иверов исповедание Христа испокон веков отождествлялось с борьбой за самобытность народа, а позже и за его государственность.

Когда в 1226 г. хорезм-шах Джалал-ед-дин захватил столицу Грузии Тбилиси, он повелел снять купол на Сионском соборе Успения Божией Матери и поставил туда свой трон. На мост положили иконы Спаса и Пресвятой Богородицы. Тбилисцам было приказано пройти по ним, оскверняя образы плевками. Тем, кто отказывался, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси навечно украсили себя мученическими венцами. Их память совершается 13 ноября.

В 1386 году Тамерлан, захватив Квабтахевский монастырь, желая надругаться и унизить невест Христовых, заставлял их петь и плясать. За отказ мученицы вместе с другими жителями разорённой завоевателем Грузии были заживо сожжены в соборном храме Пресвятой Богородицы. Память квабтахевских мучеников отмечается 23 апреля.

В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса приняли мученическую смерть только что отпраздновавшие Воскресение Христово, испросив у палачей завершить пасхальное Богослужение, 6000 монахов Давид-Гареджийского монастыря. Их память, как и квабтахевских мучеников, празднуется 23 апреля. Двое из них поначалу спрятались, но увидев, какой благодатью Господь покрывает мученический подвиг, сами выскочили из своих укрытий навстречу торжеству мученической кончины за Христа. Разве не говорили они друг другу и палачам перед отшествием ко Господу: Христос Воскресе!

Считается, что русскому народу, не знавшему на протяжении всей своей христианской истории сильных гонений, была попущена Голгофа в XX век. Оттого-то в Грузии репрессии в советские годы хоть и были, но не столь лютые. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, возглавляющий Грузинскую православную церковь с 1977 г., даже назвал как-то тбилисский храм святаго благоверного князя Александра Невского «филиалом Глинской пустыни» — именно здесь подвизались после неоднократного закрытия в богоборческие годы этой прославленной обители ее старцы.

В Тбилиси многие из них и упокоены — это и прославленные ныне в лике преподобных: митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим, схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов), а также тот, чьего прославления ждет весь православный народ, — схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Горячо любим русским, как и грузинским, народом и собственно грузинский юродивый архимандрит наших времен — преподобный Гавриил (Ургебадзе).

Паломничество в места подвигов и на могилы этих любимейших православными святых наших дней — особое благословение тем, кто сам хотел бы унаследовать хоть частичку их подвижнического духа, также, как они унаследовали его у своих предшественников. Эта облагодатствованная обетованиями Божиими и покровительством Самой Пресвятой Девы Марии страна и не могла в своей ответной любви к Богу явить меньшие плоды подвига и самоотречения: на протяжении веков и вплоть до наших дней.

Святая Нина — покровительница Иверии

Повсеместным христианство в Иверии становится с IV века, когда сюда прибыла юная уроженка Каппадокии Нина. Ее родители полностью посвятили себя служению Церкви, а девочка воспитывалась благочестивой старицей Ниофорой. Еще с детства наслышав о Хитоне Господнем, хранящемся в Мцхете, маленькая хриcтианка горела желанием поклониться святыне. Прежде чем она здесь оказалась, во сне ей явилась Божия Матерь и, вручив крест из виноградной лозы, благословила на проповедь в Своем уделе — в Иверии. Проснувшись, Нина перевязала крест прядью своих волос, что символизировало согласие и посвящение своей жизни на вверенное служение. «Крест святой Нино», отличающийся несколько опущенными вниз сторонами перекладины, стал символом Грузинской православной церкви. Божия Матерь хранила девушку-апостола. По пути в Иверию Нина избежала множества опасностей. Ее спутницы были жестоко замучены слугами римского императора-изверга Диоклетиана.

Прибыв в Грузию, Нина поселилась у северной границы города Мцхеты, устроив себе в ежевичнике шалашик. Сейчас здесь расположен женский монастырь Самтавро, а рядом с, до сих пор растущим ежевичным кустом, выстроена маленькая церковь святой Нины. Здесь она исцеляла и проповедовала.

Однажды к ней пришла сама царица Нана, и равноапостольная ее исцелила от тяжелого недуга. Та обо всем рассказала мужу, а царь поначалу даже вознамерился было убить целительницу, посмевшую обращать его народ к другой вере, но тут же ослеп, стал тщетно молиться своим языческим божкам, а потом воззвал к «Богу Нино», обещая в случае спасения принять христианство, и в тот же момент прозрел. Это прославленный в лике святых, как и его уверовавшая супруга, царь Мириан. Он в присутствии святой Нины исповедал Христа и отправил письмо о желании принять Крещение святой царице Елене и ее сыну святому императору Константину Великому.

Так, в Иверию были делегированы епископ Иоанн, священник Иаков и диакон, чье имя история не сохранила. Сначала были крещены царь и его двор, а затем у слияния рек Арагви и Кура был окрещен весь народ. Произошло это в 326 г. Доныне 1 октября Грузинская православная церковь отмечает Светицховлоба — ежегодно в этот день Святейший и Блаженнейший Илия II совершает в водах Арагви и Куры массовое Крещение.

Память равноапостольной Нины празднуется в Иверии дважды в год 27 января и 1 июня — эти дни почитаются как великие праздники. По ее благословению на горах, где раньше стояли языческие идолы, были воздвигнуты кресты: в Мцхете, где позже на этом месте был выстроен храм Джвари, а также на горе Тхоти, это место обращения царя Мириана, и в городе Уджарма.

Полюбили грузины и двоюродного брата равноапостольной Нины — святаго Георгия Победоносца. На всех европейских языках Грузия именуется Георгией. Предание говорит, что раньше на всех холмах Иверии стояла ему церковь или часовенька. А сколько в Грузии этих освященных возвышенностей, с которых открываются захватывающие дух и преисполняющие сердце славословием Творца виды, Вы узнаете уже на месте, посетив эту святую страну… Паломнический центр «Древняя Иверия» с радостью поможет в организации вашего путешествия!

Первый Удел Пресвятой Богородицы — Иверия (Грузия)

В православном предании Удел (Жребий) Богородицы это святая земля, которая находится под Ее особенным покровительством. На Земле известны 4 места: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция), Киево-Печерская Лавра (Украина) и Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия).

Иверия (Грузия)

В 44 году н.э., когда Ирод Агриппа начал преследовать христиан, и обезглавил апостола Иакова, брата апостола Иоанна Богослова, заключил в темницу апостола Петра, святые апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим и решили метнуть жребий кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия. Богородице достались земли Иверии.

Когда Богоматерь была уже готова отправиться в путь Ей явился Ангел Божий и сказал:

«Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог».

Господь же возвестил Ей волю Свою:

«О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему:

«Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем».

Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела:

«Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».

Св. равноапостольная Нина (Нонна), память которой совершается 14 января, была родом из Каппадокии. Она принадлежала к числу тех посвященных Богу девственниц, которые во дни гонения Диоклетианова, спасая свою веру и девство, удалились из пределов Римской империи в Армению, где многие из них были замучены Тиридатом. В это время с одною из спутниц своих Нина, избежавшая смерти, поспешила укрыться в соседней Грузии. И здесь, будучи взята жителями в плен, своим необыкновенным постничеством, непрестанными молитвами и сохранением чистоты девственной невольно привлекла к себе общее внимание и уважение, что в дальнейшем послужило началом важнейшего переворота в судьбе Грузинского народа, принятие Христианства. Это случилось в 318 г.

Крест святой Нины

Главной святыней Грузии и всего христианского мира является Риза Господа нашего Иисуса Христа, которая хранится в храме Светисцховели (Животворный столб), кафедральном патриаршем соборе Грузинской православной церкви в г. Мцхета. Когда-то Мцхета был древней столицей Грузии, колыбелью христианства, историческим местом просветительской деятельности Святой равноапостольной Нины. Благодаря этому Мцхета — называют Вторым Иерусалимом.

Светицховели

Светицховели

Светицховели

Светицховели. Здесь хранится хитон Христа

Светицховели. Иконостас

Светицховели

Православный кафедральный собор

Светицховели

груз. სვეტიცხოვლის საკათედრო ტაძარი

Страна

Грузия

Местоположение

Мцхета

Конфессия

Православие (Грузинская Православная Церковь)

Епархия

Мцхетско–Тбилисская

Дата основания

IV век

Строительство

1010—1029 годы

Реликвии и святыни

риза Иисуса Христа

Состояние

Действует

Медиафайлы на Викискладе

Светицховели (груз. სვეტიცხოველი — животворящий столп) — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в честь двенадцати Апостолов, в городе Мцхета, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. С 1994 г. памятник Всемирного наследия.

История

См. также: Риза Господня

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил на месте современного храма первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней. Одним из ее устоев служил стоявший на месте захоронения ризы Христовой («нешвенного хитона») священный ствол кедра (груз. სვეტი ცხოველი , по которому и назван храм.

Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012—1030, 1039—1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).

В 1830-е гг., когда во Мцхете ожидали прибытия императора Николая Павловича, местное управление в порыве служебного усердия распорядились забелить древние фрески, которые могли показаться столичной делегации обветшавшими и неопрятными. Впоследствии храм был заново расписан художниками, приглашёнными из России. Впоследствии старинную роспись всё-таки вскрыли и отреставрировали.

Архитектура

Каменная сень с фресками XVII века обозначает место сруба Животворящего Столпа

В плане церковь вытянута с запада на восток и являет собой удлинённый прямоугольник. Пространственный образ креста создается направленными по четырём сторонам света плечами. Плечи прямоугольны, кроме восточной, которая заканчивается апсидой. На северном и южном плече на двух этажах расположены комнаты для утвари и складские помещения. В южный неф встроена часовня-ротонда XIII — XIV вв. — дань композиции Храма Гроба Господня. Купол держат 4 мощных столпа, а в барабане купола 16 поясов крепости. По фасадам и барабану проходит изысканный аркатурный пояс с рельефами. Устремлённый ввысь собор обновлялся в XV и XVII веках; тогда же были созданы росписи, украшающие его внутренние стены. В 1830-е гг. боковые арочные галереи были разобраны, многие росписи — забелены, но впоследствии прописаны. Несмотря на то, что храм перенес не одно изменение, большая часть фресок погибла и побелка стен в интерьере убавила художественную целостность, он и сегодня оставляет большое впечатление.

Распределение внешних форм и масс, пропорции подчиняются возвышающемуся в центре высокому куполу, под которым расположена крыша с двунаклонным покрытием в форме креста. В оформлении фасада в основном используются декоративные элементы и развитая система сдвоенных пилястр, а также в поясах крепости облицовка с изразцами. Изразцы богаты и многообразны (дошли частично). В декоративном украшении храма большое место занимает рельеф. Стоит отметить украшение восточного фасада, в основе которой лежит система из пяти декоративных люстр. В подкупольном пространстве включены треугольные ниши, а в центральной части расположены веерообразные лучи с дисками на краях. Мастерски используется полихромический эффект. На основном — песочного цвета фоне у алтаря выделяются собранные ярко красные изразцы, которые выделены богато украшенными горизонтальными поясами. У западной части фасада один большой, богато украшенный пояс, который занимает большую часть стены. Композицию фасада завершает трехфигурный рельеф — восседающий на троне Спаситель с ангелами по бокам.

Светицховели является основополагающим храмом в стиле архитектуры средневековой Грузии. Старых росписей не сохранилось, а присутствующие — XVI, XVII и возможно XVIII веков (восстановлены в XIX веке). Наиболее интересны фрески XVII века (под куполом), эпизоды которых повествуют о принятии христианства Грузией (руководитель росписи — художник Григорий Гулджаварасашвили).

Во внешней части много изменений: часть фасада и подкуполье (которые отличаются зелёным цветом облицовки) принадлежат началу XV века (реставрировано Александром I Великим после нашествия Тамерлана), некоторые рельефные изображения перенесены, хотя эти реставрации не нарушили основные формы и пропорции храма.

  • План

  • Продольный разрез

  • Поперечный разрез

Храмовая ограда

Копия кувуклии храма Гроба Господня (XIV век)

Храм окружён крепостной стеной, которая по плану приближается к квадрату. Стена была воздвигнута по приказу царя Ираклия II (упоминается в тексте, высеченном над южным входом в храм). Высеченный камень в старой части перемешан с речным камнем в стене. Постройки на стенах исполнены кирпичом. Нижняя часть двухъярусной стены непроницаема. В верхней части присутствует боевая дорожка, на уровне которой также имеются хранилища камня. У стен присутствуют 6 цилиндрических и 2 четырёхугольных башни. Входные ворота расположены на южной стороне. На западной стороне звонница и врата XI века — замечательный пример грузинской народной архитектуры. В 1964—1965 годах проведённой реставрацией возвращён первозданный облик (архитекторы Н. Чубинашвили и В. Цинцадзе; гл. консультант Г. Чубинашвили). Во время раскопок в 1963 — 1964 годах в юго-западной части стены были найдены останки католикоса Мелкиседека (XI век). Во дворе, в юго-восточной части стены — дворец католикоса Антона II. В данный момент полностью переделан и является историко-этнографическим музеем.

На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов. В марте 2007 года в Светицховели прошло отпевание первого грузинского президента Звиада Гамсахурдиа.

Упоминание в литературе

В классической литературе Грузии одним из ярких произведений является роман «Десница великого мастера» классика литературы Константина Гамсахурдия, повествующий о строительстве храма и об одновременно связанном с этим событием становлении Грузии. Эпическое произведение детально описывает процесс строительства храма, становления христианства в Грузии и грузинского государства.

  • Беридзе В. Архитектура древней Грузии. — Тб., 1974.
  • Губинашвили Г. Архитектура Грузии средних веков и его три главных кафедрала. — Тб., 1925.
  • Гвердцители Р. Мцхета. — Тб., 1962.

Собор Светицховели • Храм Джвари • Верхняя Сванетия • Храм Баграта • Гелатский монастырь

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 708
рус. • англ. • фр.

Светицховели — древняя святыня и духовный центр Грузии

Адрес: Г. Мцхета Svetitskhoveli Cathedral, Mtskheta, Mtskheta-Mtianeti, Georgia

Каждый народ имеет свою главную святыню – самый знаменитый храм. Для Грузии – это Светицховели. С этим культовым строением связано множество легенд и историй. Светицховели, Мцхета – это основные и значительные достопримечательности Грузии. Поездка в Мцхету всегда стоит под №1 в турагентствах Грузии.

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Легенды и история Светицховели

Самая первая легенда, которую можно связать с собором Светицховели датируется 33 годом нашей эры. Такая точность даты, безусловно, связана с распятием Христа.

Житель Грузии раввин Элиоз, узнав о суде над Христом, был отправлен своей матерью в Иерусалим. Его сестра Сидония попросила принести ей какую-нибудь память о Мессии. Элиозу удалось стать владельцем хитона, в который был одет Иисус. Этот хитон и принес своей сестре Элиос. Сидония прижала к груди святой артефакт, а после рассказа о распятии она скончалась.

Все попытки отделить хитон от Сидонии были безуспешны. Так ее и захоронили вместе с Ризой Христовой. На месте погребения Хитона вырос кедр.

Далее следует другая легенда непосредственно связанная с первой.

Со временем жители Мцхеты забыли о хитоне и Сидонии, но заметили, что больные (раненые) животные и птицы подходили к кедру и уходили оттуда здоровыми. Язычники стали почитать дерево, способное лечить. Святая Нино, оказавшись в Мцхете, попросила царя Мириана построить на месте захоронения Хитона христианский храм. Из кедра было вырублено семь столпов, которые послужили основанием деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и с него стало истекать миро. Его и назвали животворящий столп «Светицховели». Столп был сдвинут со своего места ангелом, и установлен над местом захоронения хитона. Вокруг него и был возведен первый храм, который позже несколько раз перестраивался. В центре храма Светицховели и сейчас стоит столп только вокруг него установлен каменный шатер украшенный фресками.

Современный кафедральный собор Светицховели был возведен в начале XI века (1010-1029 гг.). Основой храма послужила базилика, построенная в V веке царем Вахтангом Горгасалом. Идея перестроить базилику в купольный храм принадлежала католикосу Мелхиседеку в начале Золотой эпохи Грузии. Строительство было поручено архитектору Арсакидзе. Он увеличил по длине базилику и пристроил к ней остальные стены, создав поэму в камне, именуемую Светицховели. На храме имеется оттиск руки мастера, и надпись, благодаря которой известна фамилия зодчего. Следующая легенда, точнее, две версии сказа относительно десницы.

По одной из версий, мастеру отрубили руку, чтоб он больше никогда не построил ничего подобного. Другая версия легенды гласит о том, что молодому мастеру отрезали десницу по приказу царя, так как юношу взаимно полюбила девушка, на которую «положил глаз» сам царь.

О строительстве храма Светицховели имеется великолепный исторический роман Константина Гамсахурдии «Десница великого мастера».

Описание храма

Собор Светицховели в Мцхете является уникальным храмом. В нем невозможно определить симметрию. Строился он на месте предыдущих церквей, стены которых не были разрушены полностью и сохранились как элементы архитектуры. Удивляет также отсутствие симметрии и порядка внутри храма: опорные колонны не только разной формы, но и установлены не в линию.

Внимания заслуживают двери центрального входа в храм. На них выгравирована сцена установки ангелами животворящего столпа.

В храме имеются религиозные и исторические артефакты. Среди них:

  • купель для крещения, есть предположение, что в ней крестился царь Мириан – первый христианский царь Грузии;
  • опорные столбы – храма, их сейчас 8, один из столбов (Животворящий) окружен каменным шатром, он перестал мироточить после нашествия шаха Аббаса I;
  • фрески Светицховели – их в храме огромное множество, сюжеты многих рассказывают историю столпа, также имеются загадочные фрески, которые представляют странную визуализацию некоторых библейских фраз;
  • захоронения – храм Светицховели в Мцхете был некрополем, где захоронены грузинские цари, некоторые из них не сохранилось;
  • накидка пророка Ильи – считается, что она хранится за алтарем;
  • Частица «Истинного креста», того, на котором был распят Христос.

Некоторые историки и теологи считают, что расположение монастырского комплекса Светицховели скрывает зашифрованное послание от предков.

В Светицховели с компанией Viva-Georgia

Компания Viva-Georgia организует экскурсии в Мцхету и Светицховели. Во время поездки обязательно посещение храма Джвари, построенного на месте поклонного креста, некогда установленного Просветительницей Ниной и горный монастырь Шиомгвиме, являющийся одним из древнейших действующих мужских монастырей Грузии.

Как добраться?

Светицховели расположен в Мцхете, найти его несложно – он виден из любой точки городка.

Если вы добираетесь из Тбилиси, садитесь на маршрутку на станции метро Дидубе, предварительно приобретя билет в кассе. Ходят маршрутки с 7.30 до 20.30 раз в 15-25 минут (обратно из Мцхеты последний рейс в 20.00).

Также можно добраться до Мцхеты электричкой, которая отправляется с вокзала Тбилиси и стоит 1 лари. Ехать до станции «Мцхета». В этом случае готовьтесь к полуторакилометровому пешеходному путешествию вдоль берега в сторону центра Мцхеты.

Особенности посещения

Можно посетить Светицховели самостоятельно, но лучше, конечно, сделать это в составе экскурсионной группы – гид расскажет вам много подробностей, тайн и легенд храма, от чего посещение запомнится вам более ярко.

Время работы храма: c 08:00 до 19:00 без выходных. Вход бесплатный. Требования к внешнему виду тут очень жесткие. Для мужчин недопустимы шорты, для женщин — брюки и открытые плечи.

Светицховели – грузинская святыня, просто обязательная к посещению, если вы хотите узнать о Грузии хотя бы самую малость. Здесь – ее древняя история, высокая духовность и многовековые традиции.

Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *