Херсонес владимирский собор

Херсонес владимирский собор

Кафедральный Свято-Владимирский собор в Херсонесе

Святой князь Владимир и Крещение Руси

Возведение храма

Рождение красоты: роспись и украшение собора

Архитектура Владимирского собора

Годы испытания. От закрытия до разрушения и забвения собора

Восстановление собора

Огласительные беседы

Кафедральный Свято-Владимирский собор в Херсонесе

На центральной площади древнего города Херсонеса находится один из крупнейших в православном мире храмов – величественный Свято-Владимирский собор. Храм с удивительной и трудной судьбой; его очень долго хотели построить, на его возведения ушли десятилетия. Богослужение в соборе шло всего 36 лет, а в руинах он простоял более полувека.

Храм, построенный как монумент одному из величайших событий в истории восточных славян — Крещению Руси, волею судеб стал своеобразным отражением драматической истории нашего государства с начала XIX и до конца XX веков.

За последнее столетие Херсонес и Владимирский собор стали понятиями неразделимыми. Независимо от того, в каком виде собор находился – действующего храма, заброшенной руины или стройки, он всегда был и остается одним из символов Херсонеса, связующей нитью между седой древностью и сегодняшним днем.

Владимирский собор в древнем Херсонесе — это одно из самых выдающихся архитектурных сооружений города Севастополя, оно поражает своей величественностью, необыкновенной красотой и соразмерностью линий. Свято-Владимирский Херсонесский собор — всеправославная святыня, храм-памятник, увековечивающий принятие христианства князем Владимиром.

Святой князь Владимир и Крещение Руси

Русские писатели XI века Крещение Руси связывают с завоеванием Корсуни (Херсонеса Таврического). Из сохранившихся письменных источников известно, что перед походом на Корсунь князь Владимир заключил договор о военной помощи Византии со стороны Руси для борьбы с византийским бунтовщиком Вардой Фокой. Князь Владимир отправил войско во владение империи. За это князь Владимир потребовал выдать за него замуж сестру византийских соправителей Константина и Василия, так как ему было необходимо родство с Византией. На это он получил ответ: «Крестись, и тогда пошлём сестру свою тебе”. Князь Владимир стремился поднять свою страну до высоты Византии через этот брачный союз. Это открывало ему путь к византийской культуре и вводило русский народ в общность христианских народов. Владимир стал настаивать на том, чтобы вначале к нему прислали Анну, а уже потом он крестится. Князь чувствовал себя обиженным и даже оскорбленным, поскольку выполнил главное условие договора: послал военную помощь, и поэтому не спешил креститься. Византия тоже в свою очередь не спешила с выполнением своего обязательства. Да и сама Анна горевала при мысли о замужестве с князем варварской страны, предпочитая даже смерть этому супружеству. Выхода из сложившейся ситуации не предвиделось, а момент был очень удобен для Владимира и упустить его было нельзя. И тогда князь Владимир прибегает к силе: вот в чем причина внезапного нападения на крымское владение Византии — Херсонес.

В «Повести временных лет” говорится: «При осаде Херсонеса херсонесский протопоп Анастас написал Владимиру на стреле следующее послание: «Царь Владимир, если хочешь взять город, найди с восточной стороны трубы, по которым течёт в город пресная вода. Если ты их разобьёшь, то лишишь город воды”. Стрела была пущена к шатру князя Владимира. Он воскликнул: «Если сбудется — крещусь”. Город, лишившись воды, сдался. Из Херсонеса в Константинополь был послан ультиматум: «Если не отдадите Анну за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу”. Ультиматум Владимира в Константинополе вынуждены были принять. Решающим доводом для царевны Анны в пользу брака с русским князем послужили слова, влагаемые летописцами в уста её братьев: «Может быть, обратит тобою Бог землю русскую к покаянию, а землю греческую избавит от ужасов и войны”. В Херсонесе Анну ждала печальная весть: буквально за несколько дней до её прибытия в город, у Владимира заболели глаза и он ослеп. И послала к нему царица, так называет её летописец, сказать, чтобы он крестился скорей: «Ежели ты не крестишься, то не избежишь недуга своего”. И приказал Владимир крестить себя. Когда епископ Корсунский возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир и, увидев своё внезапное исцеление, сказал: «Теперь узнал я истинного Бога!” Увидев чудо исцеления князя, начала креститься и его дружина. После Крещения была приведена к князю Владимиру царевна Анна для обручения, через несколько дней он был венчан с нею здесь же, в Херсонесе.

При Крещении князь получил имя Василий. Он возвратил императорам город Херсонес, соорудив в нём новую церковь. Возвращаясь в Киев, взял Владимир из Царьграда вместе с царевной Анной архиерея Михаила, а из Херсонеса многих священников, монахов. Забрал из Херсонеса мощи священномученика Климента Римского и ученика его Фива, святые иконы, богослужебные книги. Уже на пути из Херсонеса в Киев князь Владимир показал, как христианство влияет на характер человека: отказавшись от многоженства, он направляет своих дружинников к каждой своей жене объявить, что по христианскому закону ему разрешено иметь только одну жену, поэтому он всем даёт свободу и возможность, если они хотят, снова выйти замуж. Старшая его жена, мать Ярослава Мудрого, ушла в женский монастырь под Киевом. По возвращении в Киев, князь Владимир первым делом крестил своих 12 сыновей в источнике, получившем название Крещатик. Было объявлено общее Крещение киевлян в Днепре: «И утром вышел Владимир со священниками на Днепр и собралось много людей без числа…” Сразу же по Крещении народа Владимир повелел сокрушать идолов и языческие капища разрушать до основания, и на тех местах строить святые церкви. От Святого Крещения Руси в 988 году до смерти князя в 1015 г. были годы благоденствия на Руси. После Крещения из гордого язычника Владимир переродился в целомудренного, милосердного и доброго человека. Какое-то время он даже не решался утверждать приговоры о справедливых казнях особо опасных преступников. «Почему, князь, ты злодеев не казнишь?” Он отвечал: «Боюсь греха”. Для просвещения народа Владимир приказал создавать училища, в которых обучали славянской азбуке и Премудрости Божией. Это было начало просвещения русского народа, образованности, грамотности . На княжеском дворе он начал устраивать по праздникам пиры для всего народа, а больным велел развозить продукты по их домам. «Красным солнышком” прозвал Владимира русский народ. Его подвиг оценили и свои и чужие. Вызволив народ из тьмы язычества, Владимир объединил всех славян через Крещение в единое государство.

Принятие христианства святым князем Владимиром в Херсонесе стало основополагающей частью того государственного механизма, который быстро вывел Киевскую Русь из доисторического состояния, помог ей с удивительной легкостью и скоростью усвоить ценности мировой культуры и стать уже при Ярославе Мудром вровень с лучшими государствами Европы.

Крещением Руси святой равноапостольный Владимир открыл нашей истории путь к вечности. Церковь причислила князя Владимира к лику святых, равным апостолам. День памяти святого равноапостольного князя Владимира празднуется 28 июля.

Закладка Свято-Владимирского собора состоялась в 1861 году в присутствии царской семьи и самого императора Александра II, заложившего первый камень храма. Александра II лично утвердил проект собора на территории Херсонесского монастыря. Во времена первой обороны Севастополя 1854-1855гг. монастырь заняли французы. Из церкви они сделали огневую позицию и обстреливали отсюда русские войска, которые находились за Карантинной бухтой. К концу обороны Севастополя монастырь и церковь лежали в руинах. После Крымской войны Херсонесский монастырь восстановили, император Александр II приказал ежегодно 28 июля совершать крестный ход из Севастополя в Херсонес и дал разрешение на сооружение соборного храма. Собор предназначался для воплощения в себе памяти о величайшем событии — Крещении Руси, стать символом духовной преемственности между Византией и Россией. Это символ перехода восточнославянского мира от язычества к христианству. Автором проекта является академик архитектуры Д.И. Гримм. Владимирский собор стал первым выдающимся сооружением, спроектированным Д.И. Гриммом. Эта работа принесла архитектору звание профессора и право преподавания в академии. Высота храма вместе с крестом составляет около 34 метров. Стены собора даже на уровне второго этажа достигали метровой толщины. Внутреннее убранство поражало своим великолепием — колонны из ценного вида мрамора, полы из мозаики. Расписывали Владимирский собор известные в то время художники — академик живописи А.И. Корзухин, принимавший участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве, профессор Т. Нефф, Н. Майков, И. Малышев. Работой руководил автор проекта Форосской церкви А. Чагин. Деньги и средства на постройку Свято-Владимирского собора собирали по подписке всей Россией. Когда срок подписки закончился, люди потребовали продлить ее. Но всё равно из-за дефицита средств сооружение собора затянулось на три десятилетия. В 1924 г. Херсонесский монастырь закрыли, а Владимирский собор передали музею. Во времена Великой Отечественной войны храм получил значительные повреждения, стены потрескались, почти полностью было уничтожено внутреннее убранство. В таком состоянии собор находился до совсем недавнего времени.

крещение собор архитектура роспись

Возведение храма (1858-1876 гг.)

Крымская война, стоившая нашему народу более чем 150 000 жизней, а противнику 50 000, закончилась поражением России. Ей запрещалось иметь на Черном море военный флот, она вынуждена была оставить отвоеванные у Турции земли, она фактически переставал быть европейской сверхдержавой. Севастополь, полностью разрушенный, лежал в руинах, и восстанавливать его было не на что, да и не зачем, ведь в отсутствии флота его главная база становилась не нужна. Почти 15 лет город не восстанавливали.

И поэтому удивительно, что после войны, в таких тяжелых условиях дело строительства Владимирского собора сдвинулось с мертвой точки и стало быстро продвигаться вперед.

Севастополь лежал в руинах, а в Херсонесе уже с 1857 года начались активные работы по строительству новых зданий для монастыря. Как будто древний город конкурировал с новым: когда Севастополь при М. П. Лазареве активно строился, Херсонес пребывал в некотором забвении. А когда город славы лежал в руинах, в городе древнем разворачивалось строительство.

И вот, на фоне «строительного бума» в Херсонесе, императором применяется решение о возведении здесь Владимирского собора. Это было уже третье решение, и принимал его уже третий император!

Александр не мог восстановить потопленный флот, не мог отстроить разрушенный город. Но он хотел сделать что-то, хоть какой-то символический жест, который показал бы: государство не отвернулось от Севастополя, от его священной земли.

Поэтому, спустя 2 года после ухода из Севастополя и Херсонеса оккупационных войск, она дает разрешение на строительство собора. Но на какие деньги? Оказывается средства, средства собранные еще до войны на строительство Владимирского собора в Севастополе, так и лежали невостребованными. И император повелевает разделить их на две части: на строительство инвалидного дома с домовой церковью в Севастополе и для собора св. Владимира в Херсонесе.

Но оставшихся после разделения на две части средств, на строительство собора не хватало. На строительство храма было передано 40545 рублей, что во много раз меньше собранных когда-то 350 тысяч народных денег.

Спустя месяц после царского указа о возведении храма, Святейший Синод разрешает херсонесской киновии провести очередной – уже третий – собор пожертвований на строительство собора по всей России.

Собор святого равноапостольного Великого Князя Владимира возведен в память о крещении в 988 году святого равноапостольного князя Владимира. Автор проекта академик Д. И. Гримм. На закладке нижнего храма 23 августа 1861 года присутствовал император Александр II с императрицей Марией Александровной. Строительство собора продолжалось в течении тридцати лет. 17 октября 1891 г. владыкой Мартинианом, архиепископом Таврическим и Симферопольским, освящен главный престол верхнего храма, во имя святого равноапостольного князя Владимира.
Южный престол освящен во имя святого блгв. князя Александра Невского, северный престол освящен во имя святого апостола Андрея Первозванного. 2 октября 1924 года собор был закрыт Советской властью. В 1992 году богослужение было возобновлено. 6 января 1994 года храм был передан в аренду православной общине.

Начались реставрационные работы.

28 июля 2000 года в день памяти святого князя Владимира на восстановленный собор был водружен крест. В этот праздничный день Блаженнейшему митрополиту Киевскому и Всея Украины Владимиру на освящении собора сослужили: митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, архиепископ Вышгородский Павел, духовенство Симферопольской и Крымской епархии. На торжествах, так же присутствовали, со стороны Украины: президент Украины Леонид Кучма, мэр Киева Александр Омельченко, глава севастопольской администрации Леонид Жунько; со стороны России: президент Российской Федерации Владимир Путин, вице-премьер Российской Федерации Валентина Матвиенко, председатель КПРФ Геннадий Зюганов, префекты города Москвы, другие официальные лица.
Херсонесский музей-заповедник является собственником всех храмов находящихся на территории Херсонеса. Руководство музея придумало особый пропускной режим для постоянных прихожан собора, по 2 часа утром и 2 часа вечером пропускают бесплатно, остальное время попасть в храм можно только заплатив 25 гривен с человека. Вопрос о полной передаче Православной Церкви всех храмов находящихся на территории заповедника до сих пор не решен, один из храмов, Пресвятой Богородицы по прежнему используется в качестве музея.

Дополнительная информация и фотографии

Престольный праздник: 28 июля

Служащие священники:

протоиерей Сергий Халюта
протоиерей Геннадий Косюга
иерей Богдан Замковский
иерей Стефан Сломчинский
иерей Александр Бай
диакон Сергий Гаевский
диакон Игорь Андрущенко

Адрес: ул. Древняя, 1

Телефон: 24 21 15

Кафедральный Свято-Владимирский собор в Херсонесе

Святой князь Владимир и Крещение Руси

Возведение храма

Рождение красоты: роспись и украшение собора

Архитектура Владимирского собора

Годы испытания. От закрытия до разрушения и забвения собора

Восстановление собора

Огласительные беседы

Кафедральный Свято-Владимирский собор в Херсонесе

На центральной площади древнего города Херсонеса находится один из крупнейших в православном мире храмов – величественный Свято-Владимирский собор. Храм с удивительной и трудной судьбой; его очень долго хотели построить, на его возведения ушли десятилетия. Богослужение в соборе шло всего 36 лет, а в руинах он простоял более полувека.

Храм, построенный как монумент одному из величайших событий в истории восточных славян — Крещению Руси, волею судеб стал своеобразным отражением драматической истории нашего государства с начала XIXи до конца XXвеков.

За последнее столетие Херсонес и Владимирский собор стали понятиями неразделимыми. Независимо от того, в каком виде собор находился – действующего храма, заброшенной руины или стройки, он всегда был и остается одним из символов Херсонеса, связующей нитью между седой древностью и сегодняшним днем.

Владимирский собор в древнем Херсонесе — это одно из самых выдающихся архитектурных сооружений города Севастополя, оно поражает своей величественностью, необыкновенной красотой и соразмерностью линий. Свято-Владимирский Херсонесский собор — всеправославная святыня, храм-памятник, увековечивающий принятие христианства князем Владимиром.

Святой князь Владимир и Крещение Руси

Русские писатели XI века Крещение Руси связывают с завоеванием Корсуни (Херсонеса Таврического). Из сохранившихся письменных источников известно, что перед походом на Корсунь князь Владимир заключил договор о военной помощи Византии со стороны Руси для борьбы с византийским бунтовщиком Вардой Фокой. Князь Владимир отправил войско во владение империи. За это князь Владимир потребовал выдать за него замуж сестру византийских соправителей Константина и Василия, так как ему было необходимо родство с Византией. На это он получил ответ: «Крестись, и тогда пошлём сестру свою тебе”. Князь Владимир стремился поднять свою страну до высоты Византии через этот брачный союз. Это открывало ему путь к византийской культуре и вводило русский народ в общность христианских народов. Владимир стал настаивать на том, чтобы вначале к нему прислали Анну, а уже потом он крестится. Князь чувствовал себя обиженным и даже оскорбленным, поскольку выполнил главное условие договора: послал военную помощь, и поэтому не спешил креститься. Византия тоже в свою очередь не спешила с выполнением своего обязательства. Да и сама Анна горевала при мысли о замужестве с князем варварской страны, предпочитая даже смерть этому супружеству. Выхода из сложившейся ситуации не предвиделось, а момент был очень удобен для Владимира и упустить его было нельзя. И тогда князь Владимир прибегает к силе: вот в чем причина внезапного нападения на крымское владение Византии — Херсонес.

В «Повести временных лет” говорится: «При осаде Херсонеса херсонесский протопоп Анастас написал Владимиру на стреле следующее послание: «Царь Владимир, если хочешь взять город, найди с восточной стороны трубы, по которым течёт в город пресная вода. Если ты их разобьёшь, то лишишь город воды”. Стрела была пущена к шатру князя Владимира. Он воскликнул: «Если сбудется — крещусь”. Город, лишившись воды, сдался. Из Херсонеса в Константинополь был послан ультиматум: «Если не отдадите Анну за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу”. Ультиматум Владимира в Константинополе вынуждены были принять. Решающим доводом для царевны Анны в пользу брака с русским князем послужили слова, влагаемые летописцами в уста её братьев: «Может быть, обратит тобою Бог землю русскую к покаянию, а землю греческую избавит от ужасов и войны”. В Херсонесе Анну ждала печальная весть: буквально за несколько дней до её прибытия в город, у Владимира заболели глаза и он ослеп. И послала к нему царица, так называет её летописец, сказать, чтобы он крестился скорей: «Ежели ты не крестишься, то не избежишь недуга своего”. И приказал Владимир крестить себя. Когда епископ Корсунский возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир и, увидев своё внезапное исцеление, сказал: «Теперь узнал я истинного Бога!” Увидев чудо исцеления князя, начала креститься и его дружина. После Крещения была приведена к князю Владимиру царевна Анна для обручения, через несколько дней он был венчан с нею здесь же, в Херсонесе.

При Крещении князь получил имя Василий. Он возвратил императорам город Херсонес, соорудив в нём новую церковь. Возвращаясь в Киев, взял Владимир из Царьграда вместе с царевной Анной архиерея Михаила, а из Херсонеса многих священников, монахов. Забрал из Херсонеса мощи священномученика Климента Римского и ученика его Фива, святые иконы, богослужебные книги. Уже на пути из Херсонеса в Киев князь Владимир показал, как христианство влияет на характер человека: отказавшись от многоженства, он направляет своих дружинников к каждой своей жене объявить, что по христианскому закону ему разрешено иметь только одну жену, поэтому он всем даёт свободу и возможность, если они хотят, снова выйти замуж. Старшая его жена, мать Ярослава Мудрого, ушла в женский монастырь под Киевом. По возвращении в Киев, князь Владимир первым делом крестил своих 12 сыновей в источнике, получившем название Крещатик. Было объявлено общее Крещение киевлян в Днепре: «И утром вышел Владимир со священниками на Днепр и собралось много людей без числа…” Сразу же по Крещении народа Владимир повелел сокрушать идолов и языческие капища разрушать до основания, и на тех местах строить святые церкви. От Святого Крещения Руси в 988 году до смерти князя в 1015 г. были годы благоденствия на Руси. После Крещения из гордого язычника Владимир переродился в целомудренного, милосердного и доброго человека. Какое-то время он даже не решался утверждать приговоры о справедливых казнях особо опасных преступников. «Почему, князь, ты злодеев не казнишь?” Он отвечал: «Боюсь греха”. Для просвещения народа Владимир приказал создавать училища, в которых обучали славянской азбуке и Премудрости Божией. Это было начало просвещения русского народа, образованности, грамотности . На княжеском дворе он начал устраивать по праздникам пиры для всего народа, а больным велел развозить продукты по их домам. «Красным солнышком” прозвал Владимира русский народ. Его подвиг оценили и свои и чужие. Вызволив народ из тьмы язычества, Владимир объединил всех славян через Крещение в единое государство. Принятие христианства святым князем Владимиром в Херсонесе стало основополагающей частью того государственного механизма, который быстро вывел Киевскую Русь из доисторического состояния, помог ей с удивительной легкостью и скоростью усвоить ценности мировой культуры и стать уже при Ярославе Мудром вровень с лучшими государствами Европы.

Крещением Руси святой равноапостольный Владимир открыл нашей истории путь к вечности. Церковь причислила князя Владимира к лику святых, равным апостолам. День памяти святого равноапостольного князя Владимира празднуется 28 июля.

Закладка Свято-Владимирского собора состоялась в 1861 году в присутствии царской семьи и самого императора Александра II, заложившего первый камень храма. Александра II лично утвердил проект собора на территории Херсонесского монастыря. Во времена первой обороны Севастополя 1854-1855гг. монастырь заняли французы. Из церкви они сделали огневую позицию и обстреливали отсюда русские войска, которые находились за Карантинной бухтой. К концу обороны Севастополя монастырь и церковь лежали в руинах. После Крымской войны Херсонесский монастырь восстановили, император Александр II приказал ежегодно 28 июля совершать крестный ход из Севастополя вХерсонес и дал разрешение на сооружение соборного храма. Собор предназначался для воплощения в себе памяти о величайшем событии — Крещении Руси, стать символом духовной преемственности между Византией и Россией. Это символ перехода восточнославянского мира от язычества к христианству. Автором проекта является академик архитектуры Д.И. Гримм. Владимирский собор стал первым выдающимся сооружением, спроектированным Д.И. Гриммом. Эта работа принесла архитектору звание профессора и право преподавания в академии. Высота храма вместе с крестом составляет около 34 метров. Стены собора даже на уровне второго этажа достигали метровой толщины. Внутреннее убранство поражало своим великолепием — колонны из ценного вида мрамора, полы из мозаики. Расписывали Владимирский собор известные в то время художники — академик живописи А.И. Корзухин, принимавший участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве, профессор Т. Нефф, Н. Майков, И. Малышев. Работой руководил автор проекта Форосской церкви А. Чагин. Деньги и средства на постройку Свято-Владимирского собора собирали по подписке всей Россией. Когда срок подписки закончился, люди потребовали продлить ее. Но всё равно из-за дефицита средств сооружение собора затянулось на три десятилетия. В 1924 г. Херсонесский монастырь закрыли, а Владимирский собор передали музею. Во времена Великой Отечественной войны храм получил значительные повреждения, стены потрескались, почти полностью было уничтожено внутреннее убранство. В таком состоянии собор находился до совсем недавнего времени.

крещение собор архитектура роспись

Возведение храма (1858-1876 гг.)

Крымская война, стоившая нашему народу более чем 150 000 жизней, а противнику 50 000, закончилась поражением России. Ей запрещалось иметь на Черном море военный флот, она вынуждена была оставить отвоеванные у Турции земли, она фактически переставал быть европейской сверхдержавой. Севастополь, полностью разрушенный, лежал в руинах, и восстанавливать его было не на что, да и не зачем, ведь в отсутствии флота его главная база становилась не нужна. Почти 15 лет город не восстанавливали.

История

Идея о создании на Херсонесе храма в память крещения здесь князя Владимира принадлежала еще архиепископу Иннокентию (Борисову). В 1825 году главнокомандующий Черноморским флотом А. С. Грейг подал императору Александру I докладную записку о сооружении небольшого храма в византийском стиле и богадельни. Чтобы определить, где же крестился князь Владимир, в Херсонесе в 1827 году мичман Н. Крузе начал проводить первые археологические расковки. Деньги на строительство церкви собирали по подписке. Но в 1836 году Император Николай I, уступив просьбе адмирала М. П. Лазарева, принял решение о строительстве Владимирского собора в Севастополе.

В 1852 году вопрос о строительстве собора на главной площади Херсонеса возник вновь, даже разработали проект, однако помешала война. Автором нового проекта стал архитектор Давид Иванович Гримм (1823–1898).

2 июля 1859 года проект храма утвердили, а 18 августа создали строительный комитет. Место для возведения собора предложил граф А. С. Уваров, он производил раскопки и обнаружил на месте бывшей главной площади города древнюю базилику. По его мнению, она и была тем самым храмом Рождества Божией Матери, в котором в 988 году крестился Владимир.

23 августа состоялась торжественная закладка нового собора. После молебна Император Александр II и Императрица Мария Александровна уложили золотые десятирублевые монеты на первые каменные блоки будущего храма. Царь и царица пожертвовали богатый серебряный с позолотой оклад, украшенный драгоценными камнями, к чудотворной иконе Корсунской Божией Матери и деньги на медный колокол весом 11 пудов. А Великий князь Владимир Александрович стал ктитором (покровителем) соборного храма, 14 августа 1867 года он собственноручно заложил основание главного престола святого Владимира, водрузил мраморный крест для святых мощей и положил камень в стене горнего места.

Стены собора возводили вокруг остатков древнего храма, которые прикрыли мрамором. На месте купели установили плиту из темно-серого мрамора с белым крестом. Впереди купели стоял аналой для возложения святых мощей с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Купель и аналой ограждала ажурная решетка из белого мрамора.

Возведение храма завершили в 1877 году. Величественный двухэтажный собор в византийском стиле был хорошо виден отовсюду, так как стоял на открытом месте. Нижнюю часть храма облицевали плитами светло-серого гаспринского известняка. Среднюю — украсили четырехконечные кресты и колонны из каррарского мрамора, на которые опирались оконные арки. Купол, увенчанный большим золоченым крестом, покрыли цинковой черепицей. С двух сторон храма устроили гранитные лестницы, ведущие на второй этаж. Расписывали собор святого Владимира известные художники.

Верхний храм украсили работы А. И. Корзухина «Тайная вечеря», «Крещение Господне», «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий» и еще 72 иконы. Чтобы быстрее закончить отделку храма, художники применяли новаторские способы: большинство живописных работ выполнили в Петербурге на линолеуме, а затем доставили в Крым, и уже в соборе монтировали на камышовую основу, предохранявшую их от главного врага — влаги.

Так была выполнена «Тайная вечеря», занявшая 9 метров в длину и 5 метров в высоту. Талантливый художник-самоучка крестьянин И. Т. Молокин расписал алтарь в южном притворе Александра Невского и отреставрировал пришедшие в ветхость иконы, изготовленные для храма еще в 1849–1850 гг.

Внутреннее убранство собора было богато. В нижнем храме роскошь отделки, тонкая работа иконостаса, сверкающая мраморной белизной, контрастировали с грубой бутовой кладкой древней базилики — основной святыни храма. В верхнем храме нижнюю часть стен облицевали темно-пурпурным каррарским мрамором, панели завершались светло-розовым карнизом. Арочные окна первого яруса опирались на 54 мраморные колонны, образуя галерею. Пол выложили мозаикой из белых, красных, желтых, черных кубиков, таких же, какие использовали в мозаичных узорах древнего Херсонеса. В окна вставили стекла красного и желтого цвета, отчего даже в пасмурную погоду храм казался наполненным теплым светом.

Собор святого Владимира имел пять престолов, которые освящали в несколько этапов: сначала нижний храм во имя Рождества Богородицы, это произошло 13 июля 1888 года, в годовщину 900-летия крещения Руси. Верхний храм имел три престола. Главный во имя святого равноапостольного князя Владимира освятил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский) в присутствии К. П. Победоносцева. Именно в этот день, как гласила надпись на левой части иконостаса, совершалось «благодарное воспоминание дивного спасения благочестивейшего Императора Александра III и всего августейшего семейства его от грозившей при крушении поезда опасности». Северный придел освятили во имя святого апостола Андрея Первозванного. И, наконец, 12 июля 1892 года освятили южный придел во имя князя Александра Невского. Три десятилетия неустанных забот, переживаний и великих трудов завершились рождением величайшего собора. В том же году в соборе установили иконостас.

Иконостас главного храма выполнили из мрамора итальянские мастера Сеппи и Баскерини. Все основные части, панели, кресты, они изготовили у себя на родине в Серавессе близ острова Карары, в Херсонесе же произвели окончательную обработку. На правой стороне иконостаса установили позолоченный резной деревянный киот. На нем в два яруса разместились восемь образов, их венчал купол с крестом. Перед киотом стоял мраморный постамент для возложения святых мощей князя Владимира с надписью: «О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию ости». На левой стороне иконостаса такой же киот, воздвигнутый в честь чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Перед ним стоял аналой для возложения складня с образом Спаса Нерукотворного, который был с Императором в тот печальный день и пожертвованный им Херсонесскому монастырю. Мастера И. Т. Сафронов, И. А. Морозов выполнили бронзовые Царские врата, изготовили паникадила, лампады и фонари. В храме нижнего этажа придворный мастер Тихонов установил деревянный резной иконостас, восхищавший тонкостью и изяществом работы. Не уступал ему в красоте ореховый иконостас верхнего храма, изготовленный в мастерской Владимира Корецкого.

В соборе хранился список чудотворной иконы Корсунской Важней Матери. Это одна из икон, написанных апостолом Лукой в I веке, хранившаяся в городе Эфесе. Список с иконы привезла византийская принцесса Анна в Корсунь, а затем 9 октября 988 года ее перенесли в Киев. Со святителем Иоакимом Корсунянином икона попала в Новгород, там она хранилась в Софийском соборе. В 1571 году русский царь Иван Грозный покорил новгородцев и перевез в Москву Корсунокую и Иерусалимскую иконы Божией Матери, поместив их в Успенском соборе.

Во Владимирском соборе покоились 115 частиц мощей святых. Здесь также был похоронен архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан. Слева от входа в нижний храм над его могилой устроили на средства настоятеля монастыря Иннокентия (Солотчина) небольшой придел, освященный во имя преподобного Мартиниана. В западной части этого придела погребен и сам Иннокентий, умерший в 1919 году.

Последнюю службу в Херсонском монастыре совершили во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник. Отныне собор святого Владимира стал историческим и архитектурным памятником. Правда, в сентябре 1925 года внутрь собора пробрались грабители, они разобрали часть крыши и разбили стекла. Через дыру в крыше проникла вода и серьезно повредила стенную живопись храма. Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года по приказу немецкого оберега Кольба собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства.

Собор долгое время стоял разрушенным, даже к 1000-летнему юбилею крещения Руси не нашлось денег на его восстановление. Руины собора возвышались над развалинами древнего города и сами казались такими же древними — трудно было поверить, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.

В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, прихожане привели в порядок приделы и северный притвор Нижнего храма и начали проводить Богослужения. А в 1997 году Кабинет министров Украины принял решение о восстановлении храма. Реставрационные работы планировали провести в два этапа. К 28 июля 2001 года завершили все внешние строительные работы: возвели разрушенные стены, купол покрыли медной кровлей, установили крест, в окнах снова красуются витражи.

5 мая 2002 года в соборе прошла первая Пасхальная служба, на которой присутствовал президент Украины Л. Д. Кучма. В тот же день вновь зазвучал колокол на берегу моря.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *