Гуслицкий монастырь куровское

Гуслицкий монастырь куровское

Наша библиотека. Новые поступления — 2004 год.

Архив генерал-фельдцейхмейстера Якова Вилимовича Брюса . Том 1. Письма Я. В. Брюса (1704-1705гг.). Библиотека журнала «Щелково». СПб – Щелково. 2004. 144 с., илл.

Баев Михаил. Вторичное открытие села Гребнева. Находки и исследования в северо-Восточном Подмосковье. Библиотека журнала «Щелково». Фрязино-Щелково. 2002. 96 с., илл.

Благодаря усилиям М. М. Федорова и Г. В. Ровенского, которые подготовили рукопись к изданию и снабдили текст подробными комментариями, осуществилась многолетняя мечта богородских краеведов увидеть изданным труд архитектора и историка Михаила Баева.

Георгий (Хлебников), игумен. Михайлов С. С. Гуслицкий Спасо-Преображенский миссионерский мужской монастырь . Куровское. 2002. 112 с., илл 26 с.

Игумен Георгий – потомок известной семьи педагогов Хлебниковых из Ногинска, в содружестве с историком Сергеем Сергеевичем Михайловым воссоздал уходящую в глубину веков историю воссозданного им из руин монастыря.

Жукова Е. В. Вино с печалью пополам . Владимир. 2002. 144 с.. илл.

Автор известной книги «Старый Павловский Посад» по воспоминаниям непосредственных свидетелей военного лихолетья воссоздала непритязательную, но очень искреннюю историю этого времени на павлово-посадской земле.

Колмовской А. А. Памятники архитектуры Подмосковья. Восточное направление . Фотопутеводитель. М. 2003. 56 с., илл.

Коршун В. Е. От Пушкина до Красноармейска . Серия «История подмосковных селений». Книга 2. М. 2003 г. 32 с., илл.

Приведено краткое описания с. Рязанцы.

Кравцова М. Лазаревы . Историко-литературное повестование. Библиотека журнала «Щелково». 2003. 64 с., илл.

О знаменитом роде армянских купцов, промышленников, просветителей Лазаревых, владельцах Фряновской шелковой фабрики и создателях известного «Лазаревского института», в здании которого сейчас располагается Армянское посольство.

Куликова А. А. Герои Отечества: композитор Алябьев и другие. Фрязино. Б. Г., 2004. 46 с., илл.

Лизунов В. С. Землякам на память. Орехово-Зуево. 2002. 251 с., илл.

Автор широко известных книг: «Морозовцы», «Старообрядческая палестина» и других, создал еще один сборник очерков об отдельных исторических фактах из жизни родной земли, а также о своих земляках.

Орехово-Зуевская энциклопедия . Биографический словарь. А-Я. Книга первая. Орехово-Зуево. 2004. 354 с., илл.

Первый опыт биографического словаря в нашем крае.

Пэнэжко Олег, протоиерей. Ногинск (Богородск). Храмы Ногинского района. Владимир. 2004. 160 с., илл.

Новое издание исторических очерков о храмах Ногинского района стало еще более полным, благодаря изысканиям возглавляемого отцом Олегом молодежного краеведческого сообщества г. Ликино-Дулево.

Ровенский В. Г. Моя жизнь . Фрязино. 2002 г.

Известный краевед Г. В. Ровенский издал автобиографию своего отца – героя Советского Союза Василия Григорьевича Ровенского (1906-1995).

Ровенский Г. В. Военное Фрязино . Фрязино. 2004. 96 с., илл.

Ровенский Г. В. «Священный гребневский ключ». Усадьба Гребнево. 225 лет встрече Державина и Хераскова. Фрязино-Щелково. 2004. 34 с., илл.

Ровенский Г. В., Филимон А. Н., Чехерева Г. А. Щелковский край: исторические очерки . Библиотека журнала «Щелково». 2003. 144 с., илл.

В богато изданной книге собраны лучшие историко-краеведческие очерки

Сергазина К. Сквозь завесу времен . Из истории приходскойжизни подмосковного села Фрянова. Библиотека журнала «Щелково». 2004. 40 с., илл.

Сергеев Евгений. Владимирка. Дорога – памятник России. Исторический очерк. Б. Г. 2004. 368 с., илл, карты.

Книгу давно ждали и она, будем надеяться, будет доступна в каждой школе для преподавания истории России на материалах нашего края.

Ситнов В. Ф. Дом купца Давыда Широкова в Павловском Посаде . Павловский Посад. 2004. 45 с., илл.

Павлово-посадская земля богата талантливыми людьми, но и среди них выделяется Виктор Феофилактович Ситнов – поэт, журналист, краевед, собиратель и хранитель народной памяти. В представляемой книге история одного дома, а ведь не менее интересную историю можно написать чуть ли не о каждом старом доме в наших местах.

Сказание о чудотворной гребневской иконе Божией атери, находящейся в Москве . СПб. 1857. 2-е стереотипное издание. Гребнево. 2004. 14 с., илл.

Тарасов В. Парижские тайны . Павловский Посад.

2004. 95 с., илл.

В Глухове был свой «Кавказ», а в Павловском Посаде – «Париж». Воспоминания детства, юности, всей жизни автора окрашены его артистическим, поэтическим восприятием жизни.

Фиалков А. С. Научно-исследовательский институт электроугольных изделий . Итоги работы и взгляд в будущее. Москва. 2003 .176 с., илл.

Интересно написанная история института еще раз напоминает нам – материальное, научное величие страны созидается рядом с нами и подобные исследования интересны не только взрослым, но должны стать предметом изучения в наших школах.

Фоломеева Н. В. Земля Павлово-посадская . Очерки краеведа. Москва. 2004. 496 с., илл.

Надежда Васильевна подвела итог своей многолетней работы – опубликовала внушительный том, посвященный истории ее родных мест. Почти сотня селений и сам город Павловский Посад – о каждом из них приведены не только подробные исторические данные, но и живые воспоминания современников. Последние делают книгу особо ценной.

Дата публикации:

Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь

Алексей Симонов

ГуслицкийСпасо-Преображенский монастырь расположен в городе Куровском Орехово-Зуевскогорайона.

Согласнопреданию, Спасо-Преображенский храм в Гуслицкой волости на реке Нерской былпостроен митрополитом Киевским и всея Руси Фотием († 1431 г.) в XV веке. Место это издревле называлось «монастырищем», из чего видно, что в древностиздесь был монастырь. Местное предание до XIX столетия сохраняло память оразрушенном здесь во время татаро-монгольского ига монастыре.

Письменныеисточники сообщают, что в 1631-1633 годах существовал в «Гуслицкой волостипогост, что на Мошеве, а в нем место церковное, что был храм ПреображениеСпасово…» Новая деревянная церковь была построена в 1668 году.

Гуслицкиймонастырь является самым молодым из мужских монастырей Московской епархии,возникших до 1917 года. Основание обители в 1858-1859 годах связано с именамидвух новопрославленных святых – святителя Филарета Московского и святогоправедного Василия Павлово-Посадского.

В1858 году по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова)(1782-1867) было положено начало возобновлению Гуслицкого Спасо-Преображенскогомонастыря, целью построения которого было обращение к православию раскольников,которые населяли всю гуслицкую местность. Строителем монастыря был назначениеромонах Парфений (Агеев) (1807-1878). Это был человек сложной судьбы. В 1839 г. Петр Агеев, он же бывший старообрядческий инок Паисий, уехал на Афон и там, в 1841 годупринял монашество с именем Парфений в русском Пантелеимоновом монастыре. Онмного странствовал по святым местам, бывал на Востоке, свои воспоминанияизложил в книге – «Странствия по святым местам России, Молдавии и Турции»(М.,1854). На литературное творчество Парфения обращали свое внимание русскиеписатели того времени – Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин и другие. В 1854 году инок Парфений поступил в братиюГефсиманского скита при Троице-Сергиевой Лавре. Он был рукоположен виеродиакона, затем в иеромонаха и в 1856 г. назначен строителем Николаевской Берлюковской пустыни. Здесь через два года он получил задание подыскать местадля новых миссионерских монастырей. Изучив почти все селения Гуслицкойместности и не найдя подходящего места, отец Парфений на речке Нерской набрелна деревянную церковь Спаса, при которой в двух избах жили священник, дьячок ицерковный сторож. По преданию, церковь возрастом была лет 400, в ней храниласьчтимая даже раскольниками явленная икона Нерукотворного Образа Спасителя. Здесьи было решение основать обитель. В 1860 г. в монастыре был построен и освящен деревянный храм Нерукотворного Образа Спасителя с приделами Преображения Господняи Святителя Николая. В обители имелась прекрасная библиотека, включавшая в себязначительное количество старопечатных и рукописных книг, значительное собраниестаринных икон – около 500. Гуслицкий монастырь отличался своим стройнымнеторопливым богослужением, которое должно было производить впечатление настарообрядцев.

СоборПреображения Господня.

В 1872 г. игуменом монастыря был назначен иеромонах Иероним, при котором обительиз убыточного пришла в цветущее состояние. В 1866 г. в монастыре митрополитом Московским Иоанникием был освящен огромный пятиглавый собор во имяПреображения Господня. Имя архитектора неизвестно. Иконы в храмовом иконостасевыполнял известный иконописец Ручкин. Расписан собор был уже в начале XXстолетия известным придворным иконописцем В.П.Гурьяновым. В соборе был одинпрестол во имя Преображения. По местным преданиям, в храме было еще несколькопрестолов: Георгия Победоносца и Святителя Николая и Киево-Печерских святых вподклете под главным алтарем. Из собора шли два подземных хода. Первый из нихнаправлялся к реке, второй в сторону монастырской бани. По ним можно былопройти еще в 1950-х годах, после чего они были засыпаны.

Под1863 годом в монастыре упоминается построенный, но еще не освященный храм вчесть иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Это старейшее каменное истарейшее сохранившееся здание монастыря.

Приосновании монастыря на его территорию была перенесена старая церковьупраздненного погоста Спаса-на-Мошеве. Неизвестно, какой вид она имела прежде,но в монастыре она была собрана двухэтажной, в верхней части поместился храм воимя Успения Пресвятой Богородицы, а внизу – Воскресения Христова. Храм былодноглавый. Освящен в 1859 г. святителем Московском Филаретом. Когда этот храмбыл снесен, не установлено.

Когдабыла построена ныне существующая двухэтажная кирпичная монастырская трапезная,также не установлено.

Нынешняяколокольня монастыря была построена в 1914 году при последнем игумене обителиИсаакие. Во втором ярусе предполагалось устроить надвратную церковь. Ее,видимо, не успели освятить до 1917 г. По местным преданиям, храм должен былбыть посвящен святителю Фотию.

Первоначальнаядеревянная ограда монастыря простояла до 1876 г., когда настоятелем о.Иеронимом, в течение двух лет она была заменена на каменную, сохранившуюся частично донастоящего времени.

Вмонастыре по штату, согласно правилам, заведенным еще при его основании, былоположено 33 человека монашествующих, включая настоятеля – по числу земных летСпасителя, а также такое же число послушников.

Всоветский период обитель была закрыта, в 1918-1920 годах здесь была размещенаколония для малолетних преступников. В 1922 году в Преображенском соборе былустроен склад реквизированного имущества. В том же 1922 г. монастырь был закрыт, часть братии разошлась, но многие продолжали оставаться в монастыре,пытаясь поддерживать его храмы, ставшие приходскими.

Послевойны в монастыре располагался дом инвалидов, затем областнойпсихоневрологический интернат.

В 1994 г. при бывшем монастыре была создана православная община. Ей былопередано здание монастырской трапезной, где был устроен храм в честьПреображения Господня.

Решениео восстановлении монастыря было принято Святейшим Синодом во главе с патриархомМосковским и всея Руси Алексием II 9 июля 1998 года, когда праздновалось140-летие основания обители.

Настоятелеммонастыря является игумен Георгий (Хлебников).

Список литературы

1.Парфений (Агеев), игумен. Сказание о начале и настоящем положении ГуслицкогоСпасо-Преображенского монастыря. М., 1863.

2.Воспоминания архимандрита Пимена. М., 1877, с.259-268.

3.И.Шевелкин. Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь. Душеполезное чтение. М.,1864; альманах «Богородский край», 2000, № 1, с.14-18.

4.В. и Г. Холмогоровы. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М.,1868, вып.6, с.63-65.

5.Священник Олег Пэнэжко. Православная Гуслица. Б/м, б/г, с.65-71.

6.В.Д.Огурцов. Дороги митрополита Фотия. Альманах «Богородский край». 2000, № 1,с.48-54.

7.Монастыри. Энциклопедический справочник. М., 2000, с.62.

8.Московские церковные ведомости. 1882, № 33, с.452; № 34, с.478-479; 1900, № 32,с.398-399; 1907, № 32, с.1008; 1913, № 36, с.726-729.

9.В.В.Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования оправославных монастырях Российской империи. С-Пб., 1890, т.1, с.246.

10.Игумен Георгий (Хлебников), С.С.Михайлов. Историческое описание ГуслицкогоСпасо-Преображенского миссионерского мужского монастыря Московской епархии.Куровское. 2002.

Гуслинский Спасо-Преображенский монастырь

Ольга Сангалова

Мой сын любит путешествовать на велосипедах, на машине и пешком. Изобрел маршрут от города Куровское до Павлово-Посада, а далее на электричке до нашей дачи. Вроде не далеко от столицы, но отойдешь от участков дачных и можно заблудиться, тем более идти нужно 25 километров. Первый раз по этой дороге шли с сыном летом, около одной деревни в лесу у старого кладбища восстанавливали церковь. Вышли мы к месту, человек 10 прихожан со священником во главе работали на восстановлении храма, все с нами поздоровались, пригласили к костру, чаю попить. Поразила женщина огромная, лет 40, не смотря на объем, она ловко работала топором, колола дрова, смотреть было удовольствие. Зимой, дорога в лесу плохая, снежный наст проваливается, приходится идти на асфальт, так проходя мимо, попали в Гуслинский Спасо-Преображенский монастырь, расположен в городе Куровском Орехово-Зуевского района.
Среди маленьких домиков, высится храм красного кирпича. Зайдя внутрь, теряешься от больших размеров храма и облицованных колонн, в стиле Петербурга. Самая почитаемая икона храма Спас Нерукотворный, есть легенда, что ее нашли невредимой лежащей на мхе, на месте сгоревшего храма. Под этой иконой в стене храма сделан тоннель, диаметром метр, длинной метра три. Считается, что если проползешь на корточках по тоннелю, он символизирует рождение, то прощаются все твои грехи, правда, нужно еще попросить прощения у иконы. Такого раньше не видела, говорят, что такой тоннель только у нас.
В ста километрах к востоку от Москвы расположился мало кому известный ныне самобытный край, носящий музыкальное название — Гуслицы. Бесполезно искать на карте Подмосковья район с этим названием. Ныне официально гуслицкими называются только река Гуслица, Спасо-Гуслицкий монастырь на окраине города Куровское. Однако, несмотря на то, что практически весь XIX век и позже край носил свое имя неофициально, он был известен по всей России. Его часто именовали «Старообрядческой Палестиной».Население Гуслиц было почти поголовно грамотным, включая женщин.
Существует немало легенд, связывающих происхождение названия «Гуслицы» с музыкальным инструментом. Когда то эти земли входили в состав Черниговского княжества, черниговцев, славившихся изготовлением гуслей, а также то, что именно в реке Гуслице вымачивали древесину для производства этого инструмента. Еще версия, что жили здесь славяне-вятичи, любили они играть на гуслях, надоедало им это занятие и пускали они гусли плыть по реке — вот потому она и Гуслица. Наиболее убедительная версия связывает происхождение названия реки от финского слова «гуус» или «куус» в значении «ель», «сосна», «хвойное дерево». В некоторых древних славянских языках слово «гусл» означало «колдун». Гусли первоначально были именно ритуальным инструментом, которым имел право пользоваться далеко не каждый. Получается, что Гуслица — «колдовская река», «река колдунов». Река начинает свое начало вблизи деревни Холмы Егорьевского района, которая до сих пор имеет славу «деревни колдунов». В низовьях Гуслицы расположена большая деревня Слободищи, имеющая у соседей такую же недобрую славу. Получается, что река течет «от колдунов к колдунам». Река Гуслица дала название древнему погосту, который в первой половине XIV столетия, при московском князе Иване Калите, уже был центром одноименной волости. Погост или село Гуслицы существует до сих пор, но носит он название Ильинский Погост по одной из церквей стоявших здесь до первой половины XIX века, волость первоначально называлась «Гуслицей», но впоследствии, особенно в то время когда край стал одним из важнейших центров русского староверия, он стал именоваться «Гуслицами».
Согласно преданию, Спасо-Преображенский храм в Гуслицкой волости на реке Нерской был построен митрополитом Киевским и всея Руси Фотием († 1431 г.) в XV веке. Место это издревле называлось «монастырищем», из чего видно, что в древности здесь был монастырь. Местное предание до XIX столетия сохраняло память о разрушенном здесь во время татаро-монгольского ига монастыре. Письменные источники сообщают, что в 1631-1633 годах существовал в «Гуслицкой волости погост, что на Мошеве, а в нем место церковное, что был храм Преображение Спасово…» Новая деревянная церковь была построена в 1668 году. Гуслицкий монастырь является самым молодым из мужских монастырей Московской епархии, возникших до 1917 года. Основание обители в 1858-1859 годах связано с именами двух новопрославленных святых – святителя Филарета Московского и святого праведного Василия Павлово-Посадского. В 1858 году по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1782-1867) было положено начало возобновлению Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря, целью построения которого было обращение к православию раскольников, которые населяли всю гуслицкую местность. Строителем монастыря был назначен иеромонах Парфений (Агеев) (1807-1878). Изучив почти все селения Гуслицкой местности и не найдя подходящего места, отец Парфений на речке Нерской набрел на деревянную церковь Спаса, при которой в двух избах жили священник, дьячок и церковный сторож. По преданию, церковь возрастом была лет 400, в ней хранилась чтимая даже раскольниками явленная икона Нерукотворного Образа Спасителя. Здесь и было решение основать обитель. В 1860 г. в монастыре был построен и освящен деревянный храм Нерукотворного Образа Спасителя с приделами Преображения Господня и Святителя Николая. В обители имелась прекрасная библиотека, включавшая в себя значительное количество старопечатных и рукописных книг, значительное собрание старинных икон – около 500. Гуслицкий монастырь отличался своим стройным неторопливым богослужением, которое должно было производить впечатление на старообрядцев.

В советский период обитель была закрыта, в 1918-1920 годах здесь была размещена колония для малолетних преступников. После войны в монастыре располагался дом инвалидов, затем областной психоневрологический интернат. В 1994 г. при бывшем монастыре была создана православная община, восстановлен храм и колокольня.
На территории Орехово-Зуевского района есть много святых источников. Один из них находится близ деревни Анциферово. Летом 2003 года в этом месте была построена и освящена часовня от Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря. Легенда гласит, вода источника, исцелила одну из дочерей нашего последнего царя. К источнику стоит очередь, видимо и сейчас вода помогает. Источник, стал своего рода «свадебной достопримечательностью», а открытое место около него с чьей-то легкой руки было названо «поляной невест». Сейчас родник оборудован в виде деревянной часовенки. Над ним располагается несколько икон, висит вышитый рушник. Ветви и стволы сосен, стоящих возле источника, в обилии покрывают разноцветные ленты. При этом парни могут проявить свою удаль и смелость, ведь, по возникшему поверью, чем выше повязана лента, тем больше счастья будет в жизни. А сосны здесь до 40 метров высотой.
История нашей страны, соседствует с нами. Думала, что старообрядцы, вроде героев преданий, а тут в селах старообрядческие храмы и живут старообрядцы. В эти места нет экскурсий, но стоит посетить, может действительно отпустят нам все грехи.

© Copyright: Ольга Сангалова, 2012
Свидетельство о публикации №212110900155

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Ольга Сангалова

Рецензии

Написать рецензию

С прошедшими Вас! Здоровья, день
И ЗДОРОВОГО РУССКОГО МУЖИКА!
Петр Евсегнеев 10.03.2019 23:07 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Благодарю!
Ольга Сангалова 12.03.2019 19:02 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Ольга Сангалова

Описание Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря

Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь расположен в городе Куровском Орехово-Зуевского района.

Согласно преданию, Спасо-Преображенский храм в Гуслицкой волости на реке Нерской был построен митрополитом Киевским и всея Руси Фотием († 1431 г.) в XV веке. Место это издревле называлось «монастырищем», из чего видно, что в древности здесь был монастырь. Местное предание до XIX столетия сохраняло память о разрушенном здесь во время татаро-монгольского ига монастыре.

Письменные источники сообщают, что в 1631-1633 годах существовал в «Гуслицкой волости погост, что на Мошеве, а в нем место церковное, что был храм Преображение Спасово…» Новая деревянная церковь была построена в 1668 году.

Гуслицкий монастырь является самым молодым из мужских монастырей Московской епархии, возникших до 1917 года. Основание обители в 1858-1859 годах связано с именами двух новопрославленных святых — святителя Филарета Московского и святого праведного Василия Павлово-Посадского.

В 1858 году по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1782-1867) было положено начало возобновлению Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря, целью построения которого было обращение к православию раскольников, которые населяли всю гуслицкую местность. Строителем монастыря был назначен иеромонах Парфений (Агеев) (1807-1878). Это был человек сложной судьбы. В 1839 г. Петр Агеев, он же бывший старообрядческий инок Паисий, уехал на Афон и там, в 1841 году принял монашество с именем Парфений в русском Пантелеимоновом монастыре. Он много странствовал по святым местам, бывал на Востоке, свои воспоминания изложил в книге — «Странствия по святым местам России, Молдавии и Турции» (М.,1854). На литературное творчество Парфения обращали свое внимание русские писатели того времени — Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие. В 1854 году инок Парфений поступил в братию Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой Лавре. Он был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха и в 1856 г. назначен строителем Николаевской Берлюковской пустыни. Здесь через два года он получил задание подыскать места для новых миссионерских монастырей. Изучив почти все селения Гуслицкой местности и не найдя подходящего места, отец Парфений на речке Нерской набрел на деревянную церковь Спаса, при которой в двух избах жили священник, дьячок и церковный сторож. По преданию, церковь возрастом была лет 400, в ней хранилась чтимая даже раскольниками явленная икона Нерукотворного Образа Спасителя. Здесь и было решение основать обитель. В 1860 г. в монастыре был построен и освящен деревянный храм Нерукотворного Образа Спасителя с приделами Преображения Господня и Святителя Николая. В обители имелась прекрасная библиотека, включавшая в себя значительное количество старопечатных и рукописных книг, значительное собрание старинных икон — около 500. Гуслицкий монастырь отличался своим стройным неторопливым богослужением, которое должно было производить впечатление на старообрядцев.

В 1872 г. игуменом монастыря был назначен иеромонах Иероним, при котором обитель из убыточного пришла в цветущее состояние. В 1866 г. в монастыре митрополитом Московским Иоанникием был освящен огромный пятиглавый собор во имя Преображения Господня. Имя архитектора неизвестно. Иконы в храмовом иконостасе выполнял известный иконописец Ручкин. Расписан собор был уже в начале XX столетия известным придворным иконописцем В.П.Гурьяновым. В соборе был один престол во имя Преображения. По местным преданиям, в храме было еще несколько престолов: Георгия Победоносца и Святителя Николая и Киево-Печерских святых в подклете под главным алтарем. Из собора шли два подземных хода. Первый из них направлялся к реке, второй в сторону монастырской бани. По ним можно было пройти еще в 1950-х годах, после чего они были засыпаны.

Под 1863 годом в монастыре упоминается построенный, но еще не освященный храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Это старейшее каменное и старейшее сохранившееся здание монастыря.

При основании монастыря на его территорию была перенесена старая церковь упраздненного погоста Спаса-на-Мошеве. Неизвестно, какой вид она имела прежде, но в монастыре она была собрана двухэтажной, в верхней части поместился храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, а внизу — Воскресения Христова. Храм был одноглавый. Освящен в 1859 г. святителем Московском Филаретом. Когда этот храм был снесен, не установлено.

Когда была построена ныне существующая двухэтажная кирпичная монастырская трапезная, также не установлено.

Нынешняя колокольня монастыря была построена в 1914 году при последнем игумене обители Исаакие. Во втором ярусе предполагалось устроить надвратную церковь. Ее, видимо, не успели освятить до 1917 г. По местным преданиям, храм должен был быть посвящен святителю Фотию.

Первоначальная деревянная ограда монастыря простояла до 1876 г., когда настоятелем о.Иеронимом, в течение двух лет она была заменена на каменную, сохранившуюся частично до настоящего времени.

В монастыре по штату, согласно правилам, заведенным еще при его основании, было положено 33 человека монашествующих, включая настоятеля — по числу земных лет Спасителя, а также такое же число послушников.

В советский период обитель была закрыта, в 1918-1920 годах здесь была размещена колония для малолетних преступников. В 1922 году в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества.

В том же 1922 г. монастырь был закрыт, часть братии разошлась, но многие продолжали оставаться в монастыре, пытаясь поддерживать его храмы, ставшие приходскими.

После войны в монастыре располагался дом инвалидов, затем областной психоневрологический интернат.

В 1994 г. при бывшем монастыре была создана православная община. Ей было передано здание монастырской трапезной, где был устроен храм в честь Преображения Господня.

Решение о восстановлении монастыря было принято Святейшим Синодом во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II 9 июля 1998 года, когда праздновалось 140-летие основания обители.

Настоятелем монастыря является игумен Георгий (Хлебников).

Паломнические поездки к Гуслицкому Спасо-Преображенскому монастырю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *