Гуманизм

Гуманизм

Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15—16 вв.), когда в Италии, азатем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви, опутавшей жизнь человека системой жестких регламентаций, против ее аскетической и циничной морали. Социальную подоплеку Г. составляла борьба «третьего сословия» (буржуазии, крестьянства, ремесленников, городского плебса) против господствующей феодальной аристократии и духовенства. В противовес церковному требованию посвятить земную жизнь искуплению своих грехов, гуманисты провозгласили человека венцом мироздания, утверждали его право на земное счастье, на «естественное» стремление к наслаждению и способность к нравственному самосовершенствованию как духовно свободной личности. Позиции Г. отстаивали величайшие представители европейской культуры: Ф. Петрарка, Л. Валла, Дж. Пико делла Мирандола, Данте, Дж. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Дж. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор, У. Шекспир, Ф. Бэкон, М. Сервантес, Эразм Роттердамский и многие др. Борьба против католицизма как священной санкции сословного феодализма достигает своего пика в движении Реформации (16 в.), принявшем массовый характер, и далее — в эпоху Просвещения, когда закладывались принципиальные черты европейской техногенной («фаустовой») цивилизации с ее оптимистическим культом разума, науки, свободной личности, индивидуализма и предпринимательской инициативы.

В традиционном Г.

можно различить два основных течения. Буржуазный Г. исходит из священного характера частной собственности, которая только и может гарантировать свободное развитие «естественной природы» человека через накопление личного богатства. Г., выражающий мироощущение пролетариата, условием освобождения человека объявляет имущественное равенство или даже ликвидацию частной собственности. Эту программу защищали утопические социалисты (Мор, Т. Кампанелла, впоследствии Р. Оуэн, К.А. де Сен-Симон, Ш. Фурье), считавшие труд на благо всего общества не только главной обязанностью, но и источником наслаждения и счастья людей. Нередко делались и попытки достичь идеала равенства насильственным путем (гуситское движение в Чехии, Крестьянская война в Германии и т.п.). Сочетание идеала материального и духовного благополучия народа, гармонии «ума и сердца» с идеей коренного преобразования общественного строя характерно для рус. революционных демократов сер. 19 в. (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен) и народников 1870-х гг.

Глубокие катаклизмы 20 в. (истребительные войны, тирания тоталитарных режимов, обострение глобальных проблем) поставили под сомнение ключевые установки европейской цивилизации, показав, что сам по себе научно-технический прогресс не только не обеспечивает гуманистического хода истории, но и неизбежно покушается на будущее, поскольку человек все более отчуждается от общества, превращается в «одномерное существо», в легко манипулируемого робота, в «винтик» огромной социальной машины. Происходит как бы возврат к ситуации эпохи Возрождения. В русле гуманистического движения возникают различные программы «человеческих отношений» (human relations), «генома человека», все активнее заявляют о себе движения «зеленых», требования гуманизировать культуру, науку, образование, политику, повысить качество жизни, дополнить научно-техническую революцию революцией моральной, яснее ставить и решать смысложизненные, экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Все эти сдвиги наглядно проявляются в возрастающем влиянии на все сферы культуры антисциентистских, иррационалистических и даже мистических концепций, включая и филос. системы, ориентирующиеся на вненаучное знание, на воспроизведение внутреннего личностного мира человека (экзистенциализм, персонализм, философия жизни, сюрреализм, дадаизм, «театр абсурда» и т.п.). Поскольку глобальные проблемы носят универсальный характер, то успешная реализация идеалов Г. невозможна без международного сотрудничества различных регионов, стран и сообществ.

Из обзора истории формирования всемирного гуманистического движения и анализа основных разновидностей современного гуманизма следует вывод, что современный гуманизм не связан с какой-то одной интеллектуальной традицией, а питается различными гуманистически ориентированными философскими, художественными, научными, правовыми и другими традициями культуры. Одной из наиболее заметных среди них является философия. Связь философии и гуманизма очевидна, поскольку тема о человеке и его жизненном мире является одной из главных в философии и ключевой в гуманизме. Но далеко не очевидны механизмы «перетекания» идей из философии в гуманизм и обратно. Если философия призвана раздвигать метафизические, этические, гносеологические и иные горизонты человеческого знания, то гуманизм в своей практической направленности является скорее потребителем и «утилизатором» этих знаний, не ставя себе в долг заниматься специальными философскими исследованиями.

Гуманизм – философская система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, развитие и проявление своих способностей. Истоки зарождения в эпоху ренессанса. Особенности

— Совершил глубочайший переворот во всей системе философского знания, выдвинув новый стиль мышления, сменив ориентиры, обновив ценности;

— Формирование представления о человеке, не отвергая ни творения его Богом, ни бессмертия души.

Гуманизм: основные черты

— Антиклерикализм выступал против первичной роли церкви во всех сферах общества;

— Антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его возможностей;

— Главный предмет философии – человеческое бытие, человеческая деятельность, творческая активность человека;

-Новый человек (в средние века – результат важнее деятеля; в Возрождение: деятель – субъект – личность);

— Обожествление человека приближение его к Богу на путях творчества;

— Человек – единство души и тела;

— Равенство всех людей, независимо от происхождения;

— Жизнеутверждающий характер и оптимизм;

— Античность чтила героев, средние века – святых, эпоха Возрождения – человека;

— Тема благородства – антисословные представления.

Гражданский гуманизм

— Этика основывалась на служении общественному благу;

— Воспитание человека — гражданина, патриота;

— Нравственный идеал активной гражданской жизни в противовес идеалу монашеского отшельничества;

добродетели: справедливость, щедрость, благоразумие, мужество, вежливость, скромность;

— Наилучшее государственное устройство – республика;

Эразм Роттердамский — выдающийся гуманист эпохи Возрождения

-Стремление к гармоничному сочетанию языческой культуры древних греков и христианства;

— Возрождение идей раннего христианства;

Общие для гуманистов моменты: Подлинное благородство не зависит от места рождения; Природное равенство людей не зависит от происхождения; Самое главное – воспитание и образование; Защищает принципы человеческой свободы, свободы волы.

2. Чувственное и рациональное познание, их формы. Сенсуализм Рационализм.

Чувственное познание (Эмпирическое) осуществляется посредством органов чувств. Характерны: непосредственность, наглядность и предметность возникающих образов.

Формы чувственного познани

— Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств и сторон объекта, которые сами по себе не дают целостного видения, понимания объекта.


— Восприятие представляет собой синтез ощущений, позволяющий сформировать целостный образ объекта.

— Представление — наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения

Рациональное (Логическое) отражение — более сложный способ познания действительности посредством абстрактного мышления. Обобщенность и абстрактность возникающих образов, воспроизведение объектов на уровне сущности, т.е. внутренних закономерных связей и, отношений.

Формы логического познания

— Понятие — форма мысли, воспроизводящая существенные свойства и отношения вещей.

— Суждение — это форма мысли, связывающая несколько понятий и благодаря этому раскрывающая отношения между различными вещай и их свойствами.

— Умозаключение – вывод из одного или нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки.

Рационализм -метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Противоположно сенсуализму.

Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму.

Билет 18

Научные открытия эпохи Ренессанса Н. Коперник, Д. Бруно, Г.

Галилей

Возрождение (Ренессанс) – конец14 -16 века.- новое явление мировой философии –

новая система ценностей: на первом месте человек и природа, религия отходит на второй план

освобождение разума от догматических принципов схоластики и поворот от сугубо логической проблематики к естественно – научному познанию мира и человека.

Предпосылки: укрепление, централизация европейских государств, повышение уровня образованности; географические открытия; научно – технические открытия и изобретения:

Основные черты Ренессанса

Гуманизм, Возвращение к духу, идеям античной культуры; Антицерковная направленность культуры; Изменение социальной психологии: индивидуализм и субъективизм; Запрос на умственный труд; Появление светской интеллигенции; Значение образования; Изучение латыни.


Николай Коперник. Была предложена принципиально новая модель мироздания, базирующаяся на объективно истинной картине движения планет.

Коперниковская теория оказалась в непримиримом противоречии с текстом Священного Писания.

• Гелиоцентризм Коперника вел к коренному пересмотру всей физической картины мира. Рушилась иерархическая структура мироздания.

• Николай Коперник считал, что все небесные тела движутся по круговым траекториям.

• Законы движения для планет и Земли едины. Отказ от Земли как от неподвиж­ного центра.

• Космос бесконечен, процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы.

Джордано Бруно

— Вселенная не имеет никаких границ, число миров в ней бесконечно.

— Земля обладает собственным движением, подобным движению небесных тел.

— Объявляет Вселенную равной Богу. От исключает Бога-творца, внешнего и высшего по отношению к ней.

Бог заключен у него в самом материальном мире, Он его деятельное и внутреннее начало.

Галилео Галилей подверг критике аристотелевское учение о падении тел (Аристотель полагал, что тяжелые тела падают быстрее, чем легкие).

— Сконструировал телескоп.

Значение творчества Галилея проявилось в том, что он разработал метод научного исследования, который складывается из четырех этапов:

1) наблюдение (чувственный опыт);

2) создание рабочей гипотезы (аксиомы);

3) вывод законов природы (математическое развитие);

4) опытная проверка сделанного открытия, как высший критерий правильности вывода.

Благодаря тому, что создал метод исследования, он считается основоположником научного естествознания.

Северо-Кавказский Государственный Технологический Университет

>Р Е Ф Е Р А Т

На тему: «История идеи гуманизма»

Студента группы АСУ-01-2

Барашева Василия.

Владикавказ, 2001

Термин «гуманизм»происходит от латинского «humanitas»(человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известнымримским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для негоhumanitas — это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

Принцип гуманизма предполагал отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.

Как черта мировой культуры, гуманизм проявился еще в древнем мире. Уже от эпохи Древнего царства в Египте (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: «Я спасал несчастного от более сильного…Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего…» Большое количество подобных текстов свидетельствует о существовании сильной гуманистической струи, пронизывающей культуру Древнего Египта.

Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. В древнеегипетской культуре все погружено в атмосферу религиозности, но вместе с тем все одновременно имеет мощные корни в глубинах чистой человечности.

Проявления гуманизма заметны на протяжении всей истории. Зародилось гуманистическое мировоззрение — о единстве, целостности и уязвимости человеческого общества, нуждающегося во взаимодействии и взаимной поддержке, в добровольном отказе от социального неравенства, от паразитизма сильных на угнетенных. В качестве примера достаточно обратиться к Нагорной проповеди Христа. Но еще задолго до христианства и позже него идеи гуманизма неоднократно ясно и глубоко осознавались самыми мудрыми представителями человечества (Платон, Конфуций, Ганди и др.). Со временем человечество признало их. В основе христианской, мусульманской и буддистской этики лежат принципы гуманизма.

Как направление в культуре, гуманизм возник в XIV веке в Италии и распространился в Западной Европе с XV века. Возрождение, или Ренессанс ( от фр. renaitre — возрождаться ) стало одной из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающей почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя — абсолютная монархия, формировались новые общественные группы- буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Идейной основой культуры Возрождения стал гуманизм.

Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на формальной логике ( диалектике ), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли. Вначале он проявился в форме защиты светских ценностей против притеснений со стороны аскетичной средневековой церкви. В некоторых итальянских университетах вернулись к полузабытому и отвергнутому в средневековье античному культурному и научному наследию. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин,состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики.Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studiahumanitatis»(гуманитарные дисциплины). Латинское понятие «humanitas» тогда означало стремление к развитию человеческого достоинства вопреки длительному принижению значения всего, что связано с человеческой жизнью. Идеал видели в гармонии между просвещенностью и активностью.

Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине. Восстановление античного наследия не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. Зарождение ренессансной литературы во второй половине XIV в. связано с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи достоинства личности, связывая его не с родовитостью, а с доблестными деяниями человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни.

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт ифилософ Франческа Петрарка (1304-1374). Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание — пусть не всегда четкое — некоего духовного и культурного единства, благотворность которого сказывается и в современный наш век.

В его творчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культурыв Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других»он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическуюученость, по отношению к которой демонстративно провозглашаетсвое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершеннобесполезной дня человека его времени.

В упомянутом трактате проявляется принципиально новыйподход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки,прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и вто же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия,намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма кантичному наследию.

Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчествезвучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разныеэпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации.

Онутверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок -такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности.Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста ЛеонаБаттисты Альберты (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции — равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человекспособен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает бытьпобежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм,не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлиннымгимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении «Онаслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. «Я не могу в достаточнойстепени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Тыумираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина,словно ствоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека посравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей яркой»Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира:

«Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению».

Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистическогоантропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кемпожелает.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *