Грех сребролюбия

Грех сребролюбия

Под словом сребролюбие подразумевается не только любовь к серебру, золоту или деньгам, но и ненасытное желание всякого земного богатства и благополучия.

Жадность к богатству — идолослужение, постыдное рабство перед золотом, которое становится для человека владыкой, богом его.

Сребролюбец не только тот, кто собирает богатство, но и тот, кто ненасытно желает его иметь.

Не всякий богатый — сребролюбец; но тот, кто любит богатство, кто сердцем привержен к нему. «Когда растет богатство ваше, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61, 11).

Если Господь благословляет нас избытком земных благ, то никогда мы не должны превозноситься ими и надеяться на них; но обязаны делиться избытком нашим с бедствующими. Поступая таким образом, мы запасаем себе, по слову Спасителя, «влагалища неветшающие, сокровище неистощимое на небесах, идеже тать не приближается, ни моль растлевает» (Лк. 12,33).

«Богатство не худая вещь, — говорит Иоанн Златоуст, — но худая вещь — сребролюбие, худая вещь — лихоимство. Лихоимец и богатый не все одно и то же. Сребролюбцу всегда многого недостает; а кому многого недостает, тот никогда не может назваться богатым. Он — есть страж денег, а не господин, раб их, а не владетель».

Сребролюбие ненасытимо. Чем более сребролюбец собирает богатство, тем более увеличивается в нем страсть к богатству. «Лихоимцы и хищники хуже зверей, — говорит св. Иоанн Златоуст,— ибо звери, насытившись, перестают похищать, а эти люди никогда не могут насытиться». Сребролюбие опаснее всех прочих страстей, ибо гордецу, прелюбодею, чревоугоднику, злому человеку, пьянице и другим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, но сребролюбцу не только должно отстать от греха, но и возвратить похищенное тому, от кого оно перешло к нему.

Так св. Парфений сказал Ираклийскому архиепископу Ипатиану, лежавшему на одре болезни: «есть грехи, которые могут очиститься одною молитвою и покаянием; но твои грехи другого рода: ты, по сребролюбию твоему, в лице нищих отнимал у Бога имущество. Возврати Ему имущество Его также в лице нищих. Если помнишь, у кого отнял, тому и возврати с лихвою; если же не помнишь, отдай наиболее нуждающимся».

Лихва и ростовщичество. Лихвой, или взятием процентов называется то, когда заимодавец с должника своего, сверх данного ему взаем, что-нибудь берет лишнее.

Лихва — грех, и притом тяжкий.

Господь сказал:»взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк. 6, 35). В Библии мы читаем:»если дать деньги взаймы бедному из народа моего; то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22, 25). В другом месте сказано:»не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ничего либо другого, что можно отдавать в рост» (Втор. 23, 19). «Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей?» — вопрошает пророк Давид и между другими ответами дает и этот:»кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного» (Пс. 14, 1–5).

Пророк Иезекииль тоже указывает лихву между великими грехами, говоря:»в рост дает и берет лихву: то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет; кровь его будет на нем» (Иез. 28,19).

Василий Великий так говорит о лихве: «как рыболов прицепляет за удочку червячка, чтобы рыбу обмануть и поймать: так точно лихвовзиматель привлекает деньгами своими ближнего, который по неосторожности своей вместе с червячком и удочку поглощает, и как рыба умерщвляется».

Сребролюбие и лихоимство всегда было наказуемо Богом. Если же кто и избегает казни в этой жизни, «ибо не все беззаконники здесь наказуются по неведомым судьбам Божиим», тот не избегнет ее в будущем веке, по слову Апостола Павла:»никакой блудник, или нечестивый, или любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в царстве Христова и Бога и услышит суд себе: вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей и должен здесь страдать; иди, проклятый, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».

Труден подвиг искоренения сребролюбия из нашего сердца, по слову Спасителя:»как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие! удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие».

Под игом прочих страстей люди томятся, страдают и раскаиваются; под игом же сребролюбия — радуются, веселятся и торжествуют.

Богатство восхваляется, пред ним благоговеют, ему завидуют. Свои страсти люди стараются тщательно скрывать, богатства же никто не скрывает, но даже тщеславятся им.

Как же после всего этого быть истинным христианином, следовать учению Евангельскому, любить Бога и ближнего своего, желать благ небесных, воздыхать о небе и войти в царство Божие?

О нестяжании
Ю. Максимов
Эта добродетель исторгает из сердца страсть к деньгам и наживе, порождающую жадность, любовь к роскоши и жестокость. Священное Писание заповедует: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61: 11).
Святые отцы много предупреждали о вреде нарушения этой заповеди: «Если погонишься за роскошью и за тем, чтобы иметь больше других, то труда будет много, путь станет ненадежен, скорбь неутолима и жизнь многопопечительна»; «Чем более кто богатеет, тем более немилосердным становится и бесчеловечным и тем более удерживает руку свою от подаяния милостыни» (преподобный Ефрем Сирин). «Кто владеет богатством, тому нелегко вырваться из его оков… объемлет душу его множество страстей, которые, как густое и темное облако, заслоняя взоры ума, не позволяют взирать на небо, но заставляют склоняться вниз и смотреть в землю» (святитель Иоанн Златоуст).
Многие согласятся, что подобные черты действительно можно видеть в богатых людях. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19: 23), порицая этими словами не само по себе богатство, а тех, кто к нему пристрастился.
Некоторые считают, что эти слова касаются только совсем сказочных богачей – миллиардеров и миллионеров. Но если присмотреться, то нетрудно увидеть, что и рядом с нами есть люди, по сравнению с которыми мы – настоящие богачи, а кроме того, и у людей среднего достатка может быть развито пристрастие к тем или иным вещам, стремление тратить деньги на предметы роскоши и надежда на собственные накопления. Например, сколь много малообеспеченных пенсионеров откладывали «на черный день» или «на похороны», а когда рухнул СССР, их вклады пропали, а накопления обесценились. Это стало таким ударом, что некоторые даже повредились умом. А ведь эти деньги они могли бы загодя потратить на дела милосердия – тогда их ожидала бы награда на небе, и уже в этой жизни они бы имели ясную совесть и сохранили душевное равновесие в годину испытаний. Так что для каждого из нас актуальны слова святителя Иоанна Златоуста: «Разве человеколюбивый Господь для того дал тебе много, чтобы данное тебе ты употребил только в свою пользу? Нет, но для того, чтобы твой избыток восполнял недостаток у других»; «Бог сделал тебя богатым, чтобы ты помогал нуждающимся, чтобы мог искупить свои грехи спасением других».
Господь Иисус Христос, дав заповедь о милостыне, сказал: «Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 33–34).
Как объясняет святитель Игнатий (Брянчанинов), этими словами «Господь заповедует с помощью милостыни превратить земное имение в небесное, чтобы само сокровище человека, находясь на небе, влекло его к небу». Кто в этой жизни раздает свои деньги на добрые дела помощи ближним, тот с каждым добрым поступком готовит на небе лучшую награду, которая будет ожидать его после смерти.
Говоря о добродетели нестяжания, нужно понимать, что сама по себе склонность к накопительству естественна для человека и может быть хороша и полезна, если направлять ее в должное русло, но становится греховной, если направлять ее на недолжные, низкие предметы. Хорошо богатеть добродетелями и копить небесные награды от Бога, но глупо стремиться к накоплению денежных знаков и предметов роскоши.
Наше имущество могут украсть воры, погубить стихийное бедствие, и даже обычный ход событий: так, например, самую дорогую шубу может съесть моль. Но даже если этого не произойдет, любые земные сбережения ограничены и имеют свойство заканчиваться, иссякать. И даже если вдруг они не иссякнут при нашей жизни, мы все равно их лишимся во время смерти.
А вот собранные нами добродетели и накопленные благодаря добрым делам небесные награды – это единственные сбережения, которые ни вор не может украсть, ни моль съесть, и которые, будучи обеспечены вечным Богом, никогда не иссякнут, а со смертью не только не исчезнут, но как раз станут вполне нам доступны.
Если поразмыслить над этим, то нетрудно догадаться, что самые мудрые люди следуют заповеди Христовой и посредством милостыни превращают сокровище временное и переменчивое в вечное и неизменное. Поэтому святитель Василий Великий говорит, что «если станешь беречь богатство – оно не будет твоим; а если станешь расточать – не потеряешь».
Подлинно богат не тот, кто много приобрел, но тот, кто много раздал и тем самым попрал страсть к мирскому богатству. Для христианина постыдно быть рабом денег и прочих материальных вещей, он должен быть мудрым господином их, используя их для вечной пользы своей души.
Как известно, Господь Иисус Христос сказал: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?.. Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 25–26, 31–33). Таким образом, Он учит нас совершенно предаваться на волю Божию. Как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), «чтобы стяжать любовь к предметам духовным и небесным, нужно отречься от любви к предметам земным». Нестяжание устраняет все препятствия на пути к всецелому доверию Богу. И до тех пор, пока мы связываем свое обеспеченное существование с собственными сбережениями, работой, имуществом, мы грешим маловерием и вынуждаем Бога посылать нам житейские скорби, которые бы показали непрочность всех мирских вещей, на которые мы надеемся, чтобы привести нас наконец в чувство и помочь нам обратить свой взор к Богу.
Богатому юноше, который искал у Него наставления, Господь сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). Тот, кто исполнит такой совет и поступит по слову Господа, этим действием уничтожает всю свою ложную надежду на мир и сосредотачивает ее в Боге. Такой человек, дошедший до верхней ступени нестяжания, так что ничего из земных вещей уже не считает своим, по слову преподобного Исидора Пелусиота, уже «здесь достигает высшего блаженства, заключающего в себе Небесное Царство». Человек, совершенный в нестяжании, не имеет привязанности даже к самым малым бытовым вещам, поскольку даже пристрастие к малой вещи может повредить душе, отлучив ум от привязанности к Богу.
Человек, который привязывается сердцем, например, к своему дому, сразу же приобретает страх потерять дом, и тот, кто знает это, может, используя такой страх и угрожая отнять дом, манипулировать человеком и заставить его сделать то, чего он по своей воле бы не сделал. А вот как раз нестяжание, как острый меч, отсекает все веревочки, которые связывают нас с тленными вещами, и делает бессильным того, кто привык нами управлять, дергая за эти веревочки. Иными словами, добродетель нестяжания дает человеку небывалую свободу.
Пример такой свободы виден в жизни святителя Василия Великого.

Когда его вызвал царский чиновник и приказал признать ересь, то есть ложное учение о Боге, святой отказался. Тогда чиновник начал угрожать ему лишением имущества, тюрьмой и даже казнью, но услышал: «Отнимать у меня нечего, кроме бедной одежды и нескольких книг; заточение для меня не страшно, потому что куда меня ни заточат, везде земля Господня; а смерть для меня даже благодеяние, потому что соединит меня с Господом». Изумленный чиновник признался, что еще ни от кого не слышал таких речей. «Видимо, ты просто никогда не разговаривал с епископом», – смиренно ответил святой Василий. Так гонитель оказался бессилен перед подлинно свободным человеком. Все попытки манипулировать потерпели крах. Святой Василий ни к чему земному не был привязан и потому ничего не боялся лишиться, так что оказалось нечем его шантажировать и нечем ему грозить.

Начальник отступился.
Нестяжание освобождает не только от страха потерять земные вещи, к которым мы привязаны, но и от множества забот по их приобретению и от множества опасностей, связанных с этим. Кроме того, оно освобождает значительную часть времени и, главное, внимания человека для того, чтобы обратить его на Бога и ближних и посвятить деланию добра.
Чем меньше человеку нужно для жизни, тем больше он свободен. Поэтому мудрый человек, даже имея большие доходы, учится довольствоваться малым и жить просто. Упомянутый святой Василий Великий советовал: «Не должно заботиться об избытке и прилагать старание ради пресыщения и пышности; надо быть чистым от всякого вида любостяжания и щегольства». Это очень важный принцип – довольствоваться только необходимым, а все, что сверх того, строго ограничивать.
Ведь если человек, имея вполне годную обувь, одежду и вещи, например сотовый телефон, стремится купить себе новое только потому, что прежнее будто бы «уже вышло из моды», такой заражен любостяжанием и далек от добродетели нестяжания.
Тот, кто хочет исцелиться от погибельной страсти сребролюбия и любостяжания, пусть держит в уме тот ответ, который Господь дал богатому юноше.
Но что делать тем, кто не чувствует в себе такой решимости, которая была бы соразмерна этой заповеди для совершенных? Святитель Иоанн Златоуст дает следующий совет: «Если сразу всего достичь для тебя трудно, то не пытайся все получить в один раз, но постепенно и мало-помалу восходи по этой лестнице, ведущей на небо… И ничто так легко не прекращает этой страсти, как постепенное ослабление корыстных желаний».
Действительно, сразу принять решение о том, чтобы раздать все свое имущество нищим, для многих не под силу. Но вот уделить хотя бы малую часть его для того, чтобы сегодня накормить голодного или поддержать попавшего в беду, под силу каждому. Нужно начать это делать хотя бы понемногу, но регулярно и притом со временем расширять доброделание. Чем больше мы готовы отдать в случае необходимости из своего имущества, тем меньше мы от него зависим.

И в христианстве и в исламе ростовщичество запрещено, и все-таки оно существует, потому что страсть сребролюбия заставляет человека забыть о загробном воздаянии и собственной душе. Сребролюбие, больше, чем нужда, побуждает несчастных людей торговать своим телом, как товаром на рынке. Из-за сребролюбия открывают игорные дома, как волчьи ямы, в которые попадает неосторожный путник. Сколько проклятий лежит на этих притонах и казино, сколько разорившихся людей кончают жизнь самоубийством. Из-за сребролюбия появился новый вид обогащения – торговля наркотиками. Этот белый ядом уничтожает таланты и силы человека, разбивает семьи, делает людей неспособными к труду, убивает в них чувство жалости и любви даже к родным, превращает человека в зверя, который готов идти на все, лишь бы добыть наркотик, без которого он не мыслит жизни.

Сребролюбцем не рождаются, им делаются. Вначале Иуда был апостолом; он разделял трудности и опасности, следуя за своим Божественным Учителем. Его падение началось не сразу: у него хранилась кружка для пожертвований, из которой ученики Христа покупали провизию, а также давали милостыню бедным. Оттуда он начал воровать деньги. Демон сребролюбия лишил Иуду веры в Христа как Спасителя мира, а затем полностью овладел им так, что он предал на смерть своего Учителя за 30 сребреников – цену раба.

Сребролюбия – это грех Иуды, который из ученика Христа превратился в предателя и окончил жизнь самоубийством. По преданию, дерево, на котором он повесился, дрожало от ужаса и омерзения к трупу предателя. Всякий сребролюбец в какой-то степени подражает греху Иуды и сам приговаривает себя к такой же участи в будущей жизни – пребывания в аду вместе с падшим апостолом. Святой Иоанн Златоуст в проповеди о гадаринском бесноватом говорит, что лучше иметь дело с тысячу бесноватыми, чем одним сребролюбцем, так как из бесноватых никто и никогда не дерзнул на то, что сделал Иуда.
Сребролюбие – это червь, который, проникнув в человеческое сердце, быстро превращается в змею. Святые отцы пишут, что страсть сребролюбия чужда человеческой природе, она приносится извне, и поэтому вначале ее легче победить, чем другие страсти, но если она укоренится в душе, то станет могущественнее всех страстей, взятых вместе. Как лиана, обвиваясь вокруг ствола, питается соком дерева и иссушает его, так страсть сребролюбия порабощает волю, пьет силы души и опустошает человеческое сердце.

Со сребролюбием надо бороться с самого же начала, при первых его проявлениях. Какие средства борьбы с этим грехом? Прежде всего, память о смерти. Праведный Иов, услышав весть о том, что все его имущество и дети погибли, сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!».

Человек, осознавший грех сребролюбия, должен заставить себя силой воли давать сначала то, что ему мало нужно, а когда он испытает радость от этого даже небольшого благодеяния и убедится, что лучше давать, чем брать, то впоследствии может сам охотно делиться с нуждающимися даже необходимым. Некоторые люди, сделав благодеяние, потом ропщут и жалуются, что не получили в ответ никакой благодарности или взаимных услуг. Но дать ради Господа – значит дать безвозмездно, не ожидая отдачи. Кто дает, чтобы взамен получить от другого, тот похож на менялу, который заботится о собственной выгоде и не получив барыша, на который рассчитывал от сделки, начинает возмущаться и роптать.

В благодеянии нет проигрыша. Через человека милостыню берет Христос, Который обещал стократно воздать дающему. Давая бедному, особенно от своей скудности, можно дерзновенно сказать, что ты делаешь должником Самого Христа, а за Ним не пропадает долг. Если же тебе люди отплатили неблагодарностью или даже злом за добро, то в очах Божиих дар твой многократно увеличился. Замечено, что многие сребролюбцы умирают внезапно, не успев покаяться. Часто богатство, скопленное ими, быстро и попусту растрачивается их наследниками. Знаменательно также, что о сребролюбцах после их смерти почти никто не молится, их имена быстро забывается, а могилы зарастают травой.

Особенно отвратителен этот грех у христиан. Надо сказать, что Господь часто попускает скупцам-христианам разоряться, чтобы показать, как опасно надеяться на деньги, что богатство это изменчивый друг, который в любое время может покинуть человека. Такие христиане-скупцы, не понимая промысла Божьего, удивляются, почему они много молятся, а дела у них идут хуже, чем у неверующих.

Жадность и скупость соединены друг с другом. Жадность хочет захватить чужое, скупость боится отдать свое. Можно сказать, что жадность – это активная скупость, а скупость – пассивная жадность.

Есть еще разновидность сребролюбия – это мелочность, когда сребролюбцу потерпеть малый урон также больно, как и большой. Даже бывают парадоксальные случаи, когда значительные потери такой человек переживает более спокойно, чем малые, как кровоточащие раны легче – чем уколы.
Что нужно делать сребролюбцам, чтобы побороть эту страсть? Прежде всего, помнить о смерти, которая все отнимет у человека, и о Страшнем суде, на котором обнажится перед всем миром эта пагубная страсть.

В Евангелии Господь строже всех обличал фарисеев – этих артистов добра и лицедеев религии, которые писали изречения из закона Моисея на широких рукавах одежды, чтобы иметь их перед глазами, но в сердце у них были написаны слова: сребролюбие и тщеславие. Надо принуждать себя силой воли давать милостыню, особенно тайную и никому не говорить об этом ни прямо, ни намеком.

Сначала это будет трудно, как делать операцию на собственном теле или прижигать себя раскаленным железом. Но затем человек начинает чувствовать радость от того, что он исполняет заповедь Божию: ощущает прикосновение благодати к своему сердцу, которая дает светлую радость, а не темное наслаждение, как при мысли о накопленных деньгах. Он начинает понимать слова Спасителя, что блаженнее давать, чем брать. Он ощущает, как змей выползает из его сердца и благодарит Бога, как умирающий – за возвращение к жизни.

ВНИМАНИЕ: ДЕНЬГИ

Чем болеет Розмари?
В марте 1992г. Лондонским судом рассматривалось дело Розмари Абердур, 30-летней англичанки, уличенной в расхищении денег благотворительного общества при Центральной Городской больнице. Размеры похищенного оказались исключительными: за 2,5 года ею было присвоено и ПОТРАЧЕНО более двух миллионов фунтов стерлингов, в том числе 850 тысяч — на званые вечера, 280 тысяч — на машины, 134 тысячи — на личную прислугу, 80 тысяч — на аренду яхты и т.п.

Не слишком привлекательная внешне, жизнелюбивая толстушка Розмари начала свою карьеру бухгалтером при лондонской больнице. Она обладала исключительными способностями — деловой хваткой и энергией, позволившими ей, с одной стороны, существенно увеличить доходы благотворительного фонда при больнице, а с другой — в течение длительного времени скрывать от аудиторов наличие беспрецедентных хищений. А вот тратил присвоенные деньги словно бы другой человек — человек, не понимавший, что манера устраивать подружкам вечеринки-сюрпризы за 80 тыс. фунтов стерлингов и купать любовника в ванне с шампанским не может не привлекать внимания; что присвоение титула реально живущей в той же стране женщины по меньшей мере рискованно!

Роскошные приемы в старинных замках, круизы по Карибскому морю и Индийскому океану для «друзей» и «подруг».
«Тысячи фунтов были выброшены на прихлебателей и паразитов», — констатировал прокурор. Адвокат же заявил, что Розмари страдала от комплекса неполноценности. «Эти кутежи, это обжорство стали болезнью», — утверждал он. И даже попечитель серьезно пострадавшего благотворительного фонда отчасти согласился с этим: «Вы тратили деньги на вульгарное сумасбродство. Это говорит о том, что мотивы, которые привели Вас к преступлению, сложны и неординарны…»
Гуманный английский суд приговорил Розмари всего к четырем годам лишения свободы.

Действительно ли Розмари Абердур больна? В какой степени отношение к деньгам может являться критерием психической дисгармонии? Когда безрассудное транжирство является поводом для помощи, а не для осуждения?

Очевидно, что манера тратить деньги всегда прочно вплетена в структуру личности. Достаточно широко распространен тип женщин, близкий к истерическому, ведущей чертой которого является поведение, направленное на поиск внимания. Эти женщины весьма склонны «шиковать», делают это со вкусом и без существенного раскаяния. Они, как правило, энергичны и способны не только тратить, но и находить достаточно стабильные источники доходов. Интересно, что с возрастом они обычно ведут себя все более социально приемлемо, хотя иногда и могут вступать в противоречия с законом и действовать неразборчиво.

Чаще возникают проблемы у другой категории «транжир».
Светлана М., 29 лет, замужем за относительно удачливым бизнесменом. Доход семьи существенно выше среднего, однако Света вот уже в течение двух лет не может посетить зубного врача по причине… отсутствия средств. Зубная боль — вещь неприятная. Ежемесячно супруги выделяют солидную сумму «на стоматолога» — и каждый раз деньги перекочевывают в дорогие магазины. Неконтролируемое влечение к покупкам приводит к переживанию сколь острого, столь и кратковременного наслаждения, сменяющегося тягостным чувством вины и раскаяния. Каждый раз принимается твердое и осознанное решение: «это больше не повторится» — и каждый раз безуспешно…

В шестилетнем возрасте Света пережила развод родителей. Она запомнила вспышки жестокости со стороны отца, его деспотичность и холодность. Однако до развода в семье были деньги. Затем уровень жизни резко снизился, отца Света больше никогда не видела, мама была занята в основном личной жизнью… Женственная, уязвимая, склонная к зависимости по характеру, став взрослой, Света начала искать мужчину супер-мужественного, способного воплотить безупречного «отца». Мужчину того типа, который олицетворял для многих россиянок генерал Лебедь. В удачном браке Света первое время была спокойна, чувствуя себя любимой и защищенной. Однако прошло несколько лет, эмоции притупились, муж редко бывает дома… Своим транжирством Света пытается справиться с подсознательным страхом вновь потерять опору. Безусловно, она нуждается в психотерапевтической помощи. И, главное, помощь эта может быть очень эффективной.

Согласно Фрейду, резкое фрустрирование потребностей (как материальных, так и эмоциональных) именно в шести-семилетнем возрасте приводит к формированию сложных взаимоотношений с деньгами. Уже само осознание корней проблемы может подвести достаточно близко к ее решению — а решить, согласитесь, стоит: она может быть разрушительна для семьи.

Известно, что женщины тратят деньги, а мужчины — зарабатывают. Деньги для мужчины — прежде всего символ власти. Достаточно распространенное уже и в нашей стране «маниакальное» стремление заработать больше, больше и больше, окружать себя символами могущества (охранники, машины, техника, любовницы) и продолжать стремиться только к деньгам говорит, как правило, об актуальности у мужчины Эдипова комплекса. Безудержное стремление к богатству — это стремление «одолеть» живущую в подсознании грозную фигуру отца — чаще не реально существующую, а сформированную под влиянием стереотипов общества. Находящийся в такой ситуации мужчина редко бывает состоятелен в межличностных, семейных отношениях, редко способен дать счастье близким и редко счастлив сам. При этом, будучи социально успешным, он редко способен осознать наличие проблемы. Но если такой мужчина получает квалифицированную психологическую помощь, а иногда это все же случается (в силу семейных проблем) — для него открываются удивительные перспективы!

Другая опасность, подстерегающая во взаимоотношениях с деньгами чаще мужчин — игра. «Патологическая страсть к игре» — заболевание, действующее разрушительно и трудно поддающееся лечению. Причины его возникновения нельзя считать изученными: не доказана ни роль наследственности, ни влияние среды, ни связь с конституциональными особенностями. Однако достоверно известно, что человек, хоть раз «потерявший голову» и решившийся играть на деньги, взятые в долг, в сумасшедшей надежде «отыграться», практически всегда продолжает идти по трагическому пути. Его жизнь состредотачивается на игре. Теряются социальные и внутрисемейные связи, работа, достоинство; целью жизни становится бесконечное добывание денег для игры, неизменно приводящее в криминальную среду. Если в Вашем окружении есть азартный человек, проводящий в казино все больше и больше времени — бейте тревогу. Ему надо помочь, вероятно, даже помимо его желания.

Очевидно, что не существует человека, чье отношение к деньгам не менялось бы на протяжении жизни. Это естественно и обусловлено комплексом как внешних, так и внутренних факторов.

Однако иногда резкая, недостаточно мотивированная смена «финансового стереотипа» может служить одним из первых сигналов психологического сбоя.

Неспособность тратить деньги на собственные нужды часто сопровождает депрессивные состояния, серьезные личностные расстройства. Великолепная и знаменитая Грета Гарбо, зарабатывая в расцвете карьеры около 1800 фунтов в месяц, тратила на себя — 20. Окруженная поклонением, она даже рождество проводила в одиночестве, будучи патологически аутичной. Вряд ли возможно — да и нужно ли? — анализировать сейчас ее расстройство; подчеркнем лишь, насколько ярко проявилось оно в отношении к деньгам!

При переходе от депрессивного состояния к его противоположности — мании — резко меняется и «финансовый стереотип»; могут возникать приступы «транжирства», не сопровождающиеся, в отличие от описанных выше, последующим чувством вины. Сходные эпизоды характерны и для эмоционально нестабильных, так называемых «пограничных» личностей. Такие люди крайне неспокойны, для них характерны частые интенсивные колебания настроения, ведущие к импульсивным поступкам — в том числе связанным с тратой денег. От тех «транжир», о которых уже было сказано, их отличает именно нестабильность, переменчивость; настроение и стиль поведения меняются каждые несколько часов. Жизнь этих людей отягощается целым комплексом проблем, помимо финансовых; они, как правило, довольно рано обращаются к помощи специалистов.

Так больна ли Розмари Абердур? Безусловно, не в той степени, чтобы снять с нее моральную отвественность за прожигание денег, похищенных у больных людей. Столь нестандертные фигуры имеют, как правило, мозаичную личностную структуру. Розмари присущи черты как истерической, так и пограничной личности. Она воспитывалась в полной и даже достаточно обеспеченной семье. О семейной истории у нас слишком мало информации, как, впрочем, и о самой Розмари (использованы материалы энциклопедии «Преступления века»; автор-составитель А. Холл;, Интердайджест, 1995). Однако наличие у нее серьезных психологических проблем не вызывает сомнения. Возможно, окажись рядом с нашей героиней кто-то чуткий, внимательный и заинтересованный, путь их решения не стал бы столь трагичным.

Н. Аныкина, А. Бабин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *