Грамота для дошкольников

Грамота для дошкольников

Звуки и буквы. Как их правильно изучать.

Часть 2. «БУКВЫ»

Родители, имеющие детей дошкольного возраста, очень часто задают вопрос: каков возраст ребенка, с которого можно и нужно начинать обучение его чтению? Подходящим моментом станет проявление интереса к чтению у самого ребенка. Среди других, многочисленных вопросов начнут появляться следующие: «А какая это буква? С какой буквы начинается мое имя? А что здесь написано?»

Предложенные рекомендации и приемы, думаю, станут хорошим подспорьем при изучении букв с детьми.

При изучении букв нужно помнить, что согласные должны произноситься так, как соответствующие данным буквам звуки. Например, буква К произносится не «ка» (как в названиях букв алфавита), а «к» (кратко). Не следует в период обучения чтению говорить с ребенком о названиях букв алфавита. Можно дать понятие о гласных и согласных звуках. Обратите внимание ребенка, что гласные произносятся свободно, воздушная струя не встречает преграды, тогда как согласные произносятся с усилием: воздуху мешают выходить губы, зубы или язык. Опираясь на эти ощущения ребенок никогда не перепутает гласный и согласный звук.

Порядок изучения букв может быть следующим:

А, О, У, И, Э, Ы, Н, Т, К, М, С, В, П, Л, Р, З, Б, Д, Г, Ф, Ш, Ж, Щ, Ч, Ь, Е, Я, Ю, Х, Ъ

Существует много разнообразных приемов, помогающих детям лучше запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, вырезать из цветной бумаги и т. д.

Хорошо зарекомендовал себя следующий прием. Возьмите листок из старой детской книжки и предложите ребенку зачеркнуть на нем ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент. Например: «Зачеркни все буквы У на этой странице». Большим подспорьем могут служить красочные вывески на улицах. Многие из них выполнены стилизованным шрифтом. Предложите ребенку угадать, где какая буква.

После того, как ребенок хорошо запомнил несколько букв можно поиграть с ним в следующие игры.

Какой буквы не стало.

Для этой игры можно использовать самостоятельно приготовленные буквы или любую разрезную азбуку. Взрослый выкладывает на столе 3 – 4 буквы. Ребенку предлагается назвать их и запомнить, в какой последовательности они расположены. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Требуется угадать, какой буквы не стало. Также можно поменять буквы местами, ребенок должен восстановить порядок.

Угадай, какая буква?

1 Нужно на ощупь определить, какая буква находится, например, в мешочке или на столе. Для этой игры подходят пластмассовые буквы.

2 Задуманную букву рисуем в воздухе ручкой, ребенок отгадывает, что это за буква. Во время этой игры взрослый должен стоять к ребенку спиной, чтобы не сработал эффект зеркальности.

Почини букву.

Предложите ребенку лист бумаги, на котором буквы «поломались», то есть некоторых элементов не хватает. Попросите дописать недостающие элементы.

Реконструирование букв.

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку и т. д.

Пусть обучение будет легким, интересным и веселым!

Удачи!

Логопед – дефектолог, специалист высшей категории, Яшкина Е. Н.

Звуки и буквы. Как их правильно изучать.

Часть 2. «БУКВЫ»

Родители, имеющие детей дошкольного возраста, очень часто задают вопрос: каков возраст ребенка, с которого можно и нужно начинать обучение его чтению? Подходящим моментом станет проявление интереса к чтению у самого ребенка. Среди других, многочисленных вопросов начнут появляться следующие: «А какая это буква? С какой буквы начинается мое имя? А что здесь написано?»

Предложенные рекомендации и приемы, думаю, станут хорошим подспорьем при изучении букв с детьми.

При изучении букв нужно помнить, что согласные должны произноситься так, как соответствующие данным буквам звуки. Например, буква К произносится не «ка» (как в названиях букв алфавита), а «к» (кратко). Не следует в период обучения чтению говорить с ребенком о названиях букв алфавита. Можно дать понятие о гласных и согласных звуках. Обратите внимание ребенка, что гласные произносятся свободно, воздушная струя не встречает преграды, тогда как согласные произносятся с усилием: воздуху мешают выходить губы, зубы или язык. Опираясь на эти ощущения ребенок никогда не перепутает гласный и согласный звук.

Порядок изучения букв может быть следующим:

А, О, У, И, Э, Ы, Н, Т, К, М, С, В, П, Л, Р, З, Б, Д, Г, Ф, Ш, Ж, Щ, Ч, Ь, Е, Я, Ю, Х, Ъ

Существует много разнообразных приемов, помогающих детям лучше запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, вырезать из цветной бумаги и т. д.

Хорошо зарекомендовал себя следующий прием. Возьмите листок из старой детской книжки и предложите ребенку зачеркнуть на нем ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент. Например: «Зачеркни все буквы У на этой странице». Большим подспорьем могут служить красочные вывески на улицах. Многие из них выполнены стилизованным шрифтом. Предложите ребенку угадать, где какая буква.

После того, как ребенок хорошо запомнил несколько букв можно поиграть с ним в следующие игры.

Какой буквы не стало.

Для этой игры можно использовать самостоятельно приготовленные буквы или любую разрезную азбуку. Взрослый выкладывает на столе 3 – 4 буквы. Ребенку предлагается назвать их и запомнить, в какой последовательности они расположены. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Требуется угадать, какой буквы не стало. Также можно поменять буквы местами, ребенок должен восстановить порядок.

Угадай, какая буква?

1 Нужно на ощупь определить, какая буква находится, например, в мешочке или на столе. Для этой игры подходят пластмассовые буквы.

2 Задуманную букву рисуем в воздухе ручкой, ребенок отгадывает, что это за буква. Во время этой игры взрослый должен стоять к ребенку спиной, чтобы не сработал эффект зеркальности.

Почини букву.

Предложите ребенку лист бумаги, на котором буквы «поломались», то есть некоторых элементов не хватает. Попросите дописать недостающие элементы.

Реконструирование букв.

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку и т. д.

Пусть обучение будет легким, интересным и веселым!

Удачи!

Логопед – дефектолог, специалист высшей категории, Яшкина Е. Н.

А. Шибаев

Прочитав стишок-небылицу, воспитатель спрашивает у детей: «Какой звук заблудился? А как надо сказать?» Подобные упражнения помогают малышам понять, что один-единственный звук может полностью изменить смысл сказанного.

Если дети справляются с перечисленными заданиями, можно перейти к более сложным, объяснив дошкольникам, что есть звуки-братцы: старший и младший. При этом термины «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук» не употребляются. Дети различают звуки (братцев) акустически (на слух). Воспитатель предлагает им сначала завести самолет с большим мотором (р-р-р), потом маленькую машинку с маленьким мотором (рь-рь-рь); надуть шину большим насосом (с-с-с), а воздушный шар – маленьким насосом (сь-сь-сь); показать, как шипят большая змея (ф-ф-ф) и маленькая (фь-фь-фь), звенит большой комарик (з-з-з) и маленький (зь-зь-зь).

Воспитатель подбирает предметные картинки на пары звуков: л – ль, р – рь, н – нь, м – мь , г – гь, д – дь, т – ть и т. д. Предлагает детям сначала собрать картинки со звуком с, потом со звуком съ (сначала со звуком в , потом со звуком вь и т. д.).

Когда дети научатся различать пары согласных звуков, можно поиграть в слова. Сначала воспитатель просит дошкольников назвать слова со звуком д , потом со звуком дь (сначала со звуком кь , потом со звуком к и т. д.). Дети с удовольствием займутся подбором слов к нужному звуку. Мы советуем ограничиться только этим вариантом игры. Пока детям непонятно, что такое звук в середине и в конце слова. При необходимости лучше употреблять термин «последний звук». Напомним, что на данном этапе мы говорим так, как слышим, то есть на конце слова нож произносим звук ш , а в слове арбуз– звук с. Придет время, и дети узнают все премудрости орфографии.

Вот мы и сделали второй шаг к освоению грамоты: переключили внимание детей с привычной им смысловой стороны речи на звуковую.

Теперь следует научить детей устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку . Это необходимо для того, чтобы ребенок мог ориентироваться в многообразии звуков речи, а также чтобы в будущем предотвратить пропуски букв при письме. Традиционной ошибкой детей, начинающих писать, является «съедание» гласных после согласных или согласных при их слиянии: «дрга» (вместо дорога ), «Мрна» (вместо Марина ), «кыша» (вместо крыша), «ран» (вместо кран), «могал» (вместо моргал ), «лывет» (вместо плывет) и т. п.

Для анализа слов специально разработан наглядный дидактический материал. Его можно изготовить самим. Он представляет собой картинку-схему (изображение предмета, название которого будет разбираться по звукам) с последовательным рядом клеточек, расположенных под изображением и равных количеству звуков в данном слове (рис. 2). Для занятий также понадобятся фишки, обозначающие звуки.

С первых же занятий воспитатель должен учить детей вести указкой по клеточкам схемы в таком темпе и ритме, в котором произносится разбираемое слово. Сначала детям трудно это сделать, поэтому нужно объяснить им правило доступным языком: «В каждом домике (клеточке) живет звук. У каждого звука есть свой домик (клеточка)».

Надо помнить: если некоторые согласные звуки можно тянуть голосом, то указкой нужно двигать медленно, по мере произнесения звука, а если их можно только интонационно подчеркивать голосом, то указка движется быстрее.

Детям это объясняется так: «Звук произносим быстро, не тянем, мы не можем задерживаться в этом домике и переходим в другой». Хорошо взять руку малыша (с указкой) и двигать ее вместе с ним, придерживая и направляя.

Советуем начать работу со слов, состоящих из трех звуков (мак, дом, дым, лук, лес, кит). Сначала все звуки (гласные и согласные) нужно обозначать фишками одного нейтрального цвета, например серого. При этом термины не употребляются.

Приведем пример. В слове мак первый звук- м, обозначается серой фишкой в первой клеточке схемы. Второй звук – а, обозначается серой фишкой во второй клеточке. Третий звук- к, обозначается серой фишкой в третьей клеточке схемы (рис. 2).

Рис. 2

Slide 0

Обучение грамоте(дидактический материал) Педагогический колледж № 5Преподаватель: Прорешкина О.И.

Slide 1

Необходимым условием успешного обучения дошкольников основам грамоты является оснащение процесса занятий средствами обучения (различного рода наглядными пособиями, дидактическим материалом, игрушками).

Slide 2

Докажите, что предлагаемый наглядный материал способствует успешному обучению дошкольников основам грамоты

Slide 3

Демонстрационный материал

Slide 4

Доска Для проведения занятий применяется доска школьного типа, разделенная на три равные части. На расстоянии 4-5 см выше каждой рейки натягивается леска, которая удерживает выставляемые при проведении анализа слов и предложений фишки и буквы разрезной азбуки. Доска используется также для проведения различных словесных игр

Slide 5

Полоски- схемы пятизвуковых слов. Полоска- схема изготавливается из плотной бумаги или картона, низкий край которого загнут на 10 см и приклеен по краям. В образовавшийся карман вставляются фишки-карточки или буквы- карточки. Над карманом нарисована схема пятизвукового слова. Полоска-схема устанавливается на демонстрационную доску. полоска-схема 10 см

Slide 6

8 см 12 см 4 см Фишки-карточки Фишки-карточки изготавливаются из картона. Для занятий используются по 6 фишек серого, красного, синего,зеленого,черного цветов.

Они применяются для обозначения выделенных звуков анализируемого слова

Slide 7

Буквы-карточки изготавливаются из картона по форме и размерам аналогично фишкам-карточкам по 2 заглавные и по 4 строчные. Буквы пишутся печатным шрифтом. Гласные буквы- красным, согласные-черным цветом. Буквы-карточки

Slide 8

Используется стандартная школьная касса или изготавливается из плотного картона по её подобию. Она заполняется буквами в алфавитном порядке по мере ознакомления детей с ними. В кассе отводится место и для фишек-карточек Касса букв

Slide 9

По ходу обучения основам грамоты дети знакомятся с написанием сочетаний:жи-ши, ча-ща, чу-щу. Для их фиксации хорошо сделать специальные карточки. Размер 25х20 см. Используется облегченная деревянная или пластмассовая указка с тупыми концами и длиной 30-40 см. Таблицы со слогами указка

Slide 10

Раздаточный материал

Slide 11

Для работы используются полоски-схемы пятизвуковых слов. Они изготавливаются из полоски ватманской бумаги размером 4х12 см. 4 см 12 см 2 см 2 см Фишки изготавливаются из картона квадратной формы размером 2х2см серого, красного,зеленого, синего и черного цветов. Комплект состоит из четырёх фишек каждого цвета. фишки Полоска-схема

Slide 12

Буквы-карточки 2 см 2 см Гласные буквы пишутся печатным шрифтом красного цвета на картонной основе размером 2х2см, комплект на одного ребенка состоит из двух заглавных и четырёх строчных букв.

Slide 13

Касса букв Для проведения занятий используются стандартные кассы букв

Slide 14

7,5 см 13 см 2,5 2,5 29 4.5 2.5 Пособие изготавливается из картона следующим способом: два прямоугольных куска картона, на одном из которых вырезаны два квадратных отверстия, сшиваются в местах, указанных пунктиром. Затем берутся две полоски картона, на оной из них пишутся все гласные буквы красным цветом,на другой четыре согласные буквы «окошечки»

Slide 15

Каждая полоска протягивается между двумя сшитыми полосками картона. Перемещая полоску с гласными буквами относительно установленной в окошечке согласной буквы, дети образуют слоги. «окошечки»

Slide 16

ма мо ме му мю ми мы ме ма меНе на нё ни ны ну ню ня но нэРа ря ру ри ро ры ре ра рэЛе ли ло лы ле ла лэ ля лю лу Мара Нона мыл мел рылРама Мила мил мир лёнРамы Лена мал лом нам Рома и Нина.У мамы Рома и Нина.Рома мал. У Ромы .Нина мала. У Нины Мила. Для чтения предлагаются специально разработанные тексты для каждого ребенка текст

Slide 17

В работе используются счетные палочки, заменяющие детям указки, по одной на каждого ребенка. Доя удобного пользования материалом детям даются индивидуальные подносики (жестовские, пластмассовые) указки подносики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *