Гонения на церковь после революции

Гонения на церковь после революции

Н.Е. Емельянов

Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь
(1917–1952 годы)

1. Гонения на Русскую Православную Церковь в 20 веке.

В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и всеохватывающих, долгих и непрерывных гонений, как в России в ХХ веке. В первые три века существования христианства гонения носили локальный характер и длились не более нескольких лет. Даже самое страшное гонение Диоклетиана и его преемников, начавшееся в 303 г., продолжалось всего 8 лет.

Гонения в России распространились по всей территории огромной страны, занимавшей 1/6 часть планеты; охватили все организации: учебные, хозяйственные, административные, научные; все слои общества и все возрасты: от детей, подвергнутых безбожному воспитанию и преследованиям за веру в детских садах и школах до глубоких стариков, вспомним расстрел в 1918 г. детей – царственных мучеников и расстрел в 1937 г. 81–го летнего свщнмч. митрополита Серафима (Чичагова), который по болезни уже не мог ходить. Более ста миллионов православных верующих России подверглись, все без исключения, разнообразным гонениям, притеснениям, дискриминации – от издевательств и увольнения с работы до расстрела. И это продолжалось более 70 лет с 1917 года до «перестройки» конца 1980-х годов.

Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу – полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном ленинском письме («Членам Политбюро. Строго секретно») от 19 марта 1922 г.: «…изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше» (Архивы Кремля. В 2–х кн./ Кн.1. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. – М. – Новосибирск, «Сибирский хронограф», 1997 г., стр. 143).

Через два десятилетия деятельности по этому плану разрушение зримой структуры Церкви было близко к завершению. К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60000 действующих в 1917 г. На свободе пребывали только 4 правящих архиерея, причем и на них в НКВД были сфабрикованы «показания» для ареста, который мог произойти в любое время. Изменение государственной церковной политики и восстановление церковной жизни началось только во время Отечественной войны

1941–1945 гг. и было очевидным следствием общенародной трагедии. Однако и этот отказ от искоренения религии в кратчайшие сроки не означал прекращения преследования Церкви. Хотя и в меньших масштабах, чем прежде, аресты архиереев, священников и активных мирян продолжались и в послевоенный период. (см. Акты, За Христа пострадавшие). Массовое освобождение из лагерей и ссылок репрессированных священнослужителей и мирян произошло только в 1955–1957 годах. А в 1959 году началось новое страшное хрущевское гонение, во время которого было закрыто более половины из десяти тысяч церквей, действующих в 1953 г.

В статье делается попытка оценить по годам количество пострадавших за веру иерархов, клириков и мирян Русской Православной Церкви – жертвах большевистского режима с 1917 по 1952 годы. С одной стороны, это только оценка количества жертв, с другой стороны, представленные в статье материалы были рассмотрены Комиссией при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий и одобрены ею 20 декабря 1995 г. (см. ). В эту комиссию входили Главный прокурор России, руководители ФСБ, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и др. Следовательно, статистические данные, приводимые в статье, получили официальное подтверждение на самом высоком государственном уровне.

2. Периоды гонений и связанные с ними государственные и церковные события

После октябрьского переворота 1917 г. и захвата власти большевики ни на один год не оставляют Церковь своим жестоким вниманием. Ниже приводятся периоды гонений и происходящие в это время основные государственные и церковные события.

Первая волна гонений (1917–1920 годы). Захват власти, массовые грабежи церквей, расстрелы священнослужителей.

07.11.17 – Октябрьский переворот, захват власти большевиками.

20.01.18 – Декрет Советской власти об отделении Церкви от государства – изъяты все капиталы, земли, здания (включая и храмы).

15.08.17 – 20.09.18 – Поместный Собор Православной Российской Церкви.

05.11.17 – избрание св. митрополита Тихона Патриархом Московским и Всея Руси.

01.02.18 – Послание св. Патриарха Тихона, анафематствующее всех, проливающих невинную кровь.

07.02.18 – расстрел священномученика Владимира, митр. Киевского.

16.07.18 – расстрел императора Николая II и царской семьи.

14.02.19 – Постановление наркомата юстиции о вскрытии мощей, что вызвало массовые сатанинские издевательства над святыми останками в 1919 г. и последующие годы. 1–ая волна гонений унесла в расстрелах более 15000 жизней только в 1918–19 гг. (нижняя линия, см. рис.). Общее число репрессий около 20000 (верхняя линия). Почти все столкновения, все аресты заканчивались расстрелами.

Вторая волна гонений (1921–1923 годы). Изъятие церковных ценностей, под предлогом помощи голодающим Поволжья.

21.08.21 – образование св. Патриархом Тихоном Всероссийского комитета помощи голодающим, который был закрыт по распоряжению властей через неделю (27.08.21).

23.02.22 – декрет ВЦИК об изъятии Ц. ценностей, 19.03.22 – секретное письмо Ленина («чем большее число духовенства мы расстреляем, тем лучше», и указание Троцкому (Бронштейну) тайно возглавить гонение).

09.05.22 – арест св. Патриарха Тихона

Июнь 1922 г. – «Суд» над свщмч. Вениамином, митрополитом Петроградским и расстрел его 13.08.22. 2–ая волна гонений – около 20000 репрессий, расстреляно около 1000 человек. Большевики изображают справедливость, в отличие от самосудов 1918 года, устраивают показательные суды.

Гонения 1923–28 годов. Насаждение при поддержке ВЧК–ГПУ–ОГПУ обновленческого раскола для уничтожения Церкви изнутри.

Апрель 1923 г. – подготовка суда и расстрела св. Патриарха Тихона (см. переписку Политбюро с наркомом иностранных дел Г.В.Чичериным «о нерасстреле патриарха» и Записку в Политбюро Дзержинского от 21.04.23 («…необходимо отложить процесс Тихона в связи с разгаром агитации за границей (дело Буткевича)», Архивы Кремля (с.269–273)).

29.04.23–09.05.23 – 1–й «собор» обновленцев.

16.06.23 – заявление св. Патриарха Тихона («…я отныне Советской власти не враг»).

25.06.23 – освобождение св. Патриарха Тихона.

07.04.25 – кончина св. Патриарха Тихона.

01.10.25 – 2–й «собор» обновленцев.

12.04.25 – свщмч. Петр, митрополит Крутицкий приступил к исполнению обязанностей патриаршего Местоблюстителя

10.12.25 – арест свщмч. Петра

29.07.27 – Послание (Декларация) заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия – попытка найти компромисс с безбожной властью («Мы хотим… сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи»).

В 1923–1928 годы количество репрессий равно примерно трети репрессий 1922 года. Большевики не решаются провести запланированный на 11.04.23 суд и расстрел св. патриарха Тихона. Арестовываются и ссылаются многие епископы, борьба идет за каждый храм. Обновленцы вводят женатый епископат. Обновленческих епархий и храмов к 1925 г. становится, с поддержкой ОГПУ, почти столько же, сколько и православных, но все их церкви пусты – народ не ходит в храмы, где служат обновленцы. Давление ОГПУ на воспреемников св. Патриарха Тихона и всех священнослужителей «тихоновцев». В 1928 году, несмотря на Декларацию, гонение усиливается.

Третья волна гонений (1929–1931 годы). «Раскулачивание» и коллективизация.

Начало 1929 г. – письмо Кагановича: «церковь единственная легальная контрреволюционная сила».

08.03.29 – Постановление ВЦИК о религиозных объединениях.

02.02.30 – Интервью заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия: «…нет гонений на Церковь».

05.12.31 – Взорван в Москве кафедральный храм Христа Спасителя. 3–я волна гонений в 3 раз сильнее 1922 года (около 60000 арестов и 5000 казней) в 1930 и 1931 годах.

Гонения 1932–36 годов. «Безбожная пятилетка», названная так по поставленной цели: уничтожение всех храмов и верующих.

05.12.36 – принятие Сталинской конституции

22.12.36 – Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя патриаршего престола к Заместителю патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию, так как советские власти объявили о кончине в тюрьме патриаршего местоблюстителя митрополита Петра, хотя он был жив.

Несмотря на гонения сравнимые по силе с 1922 годом, провал «Безбожной пятилетки» – в переписи населения 1937 года православным верующими назвали себя 1/3 городского населения и 2/3 сельского, то есть более половины населения СССР.

Четвертая волна – 1937–38 годы. Страшные годы террора. Стремление уничтожить всех верующих (включая и обновленцев).

05.03.37 – завершение работы Пленума ЦК ВКП(б), санкционировавшего массовый террор.

10.10.37 – расстрел после восьмилетнего пребывания в одиночной камере патриаршего Местоблюстителя свщмч. Петра.

В 1937 году председатель Союза воинствующих безбожников Ем. Ярославский (Губельман) заявил, что «в стране с монастырями покончено» (Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991, с.299).

4–ая волна гонений примерно в 10 раз превышает по арестам гонение 1922 года (а по расстрелам в 80 раз). Расстрелян каждый второй (около 200000 репрессий и 100000 казней в 1937–38 гг.).

Гонения 1939–1952 годов. Вторая мировая война. Преследования священноcлужителей в присоединенных Прибалтике и западных областях Украины и Белоруссии, а также в освобождаемых областях.

1939–1940 – Присоединение к СССР Прибалтики, западных областей Украины и Белоруссии, Северной Буковины и Бессарабии.

30.11.39 – Начало Советско-финской войны.

22.06.41 – Нападение Германии на СССР.

04.09.43 – встреча Сталина с патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием и митрополитами Алексием и Николаем.

08.09.43 – Архиерейский Собор и избрание Патриарха Сергия.

15.05.43 – кончина Патриарха Сергия.

31.01.45–02.02.45 – Поместный Собор Русской Православной Церкви. Избрание Патриарха Алексия I.

К 1939 г. закрыты все (их было в 1917 г. более 1000) монастыри и более 60000 храмов – служба совершалась только примерно в 100 храмах. Но победа безбожников была не долгой, в 1939 г. с присоединением Прибалтики и западных областей Украины и Белоруссии в СССР опять стало много православных монастырей и храмов.

1939–1940 гг. – гонения близки к 1922 году (1100 казней в год).

1941–1942 гг. – по казням сравнимы с 1922 годом (2800 казней).

1943–1946 гг. – число репрессий резко сокращается.

1947, 1949–1950 гг. – опять всплески репрессий (по докладу Абакумова «с 1.01.47 по 1.06.48 арестовано за активную подрывную деятельность 679 православных священников», см. ).

График заканчивается 1952 годом потому, что в 1953–1989 годы репрессии носили другой характер, расстрелов было мало, арестов сотни в год. В этот период производились массовые закрытия храмов, лишения священнослужителей государственной регистрации и тем самым и средств к существованию, увольнения верующих людей с работы и т.п. Эти гонения требуют специальных методов исследования.

3. Некоторые закономерности

А). В 1927 и 1930 годах заместитель патриаршего местоблюстителя Митрополит Сергий Страгородский пытается пойти на компромисс с большевистской властью, но эти шаги не приносят положительных результатов: гонения не ослабевают, а усиливаются.

Б). Чем объяснить, с точки зрения властей, провалы в гонениях 1934, 1936, конца 1938 и начала 1939? В эти годы происходит замена шефов ОГПУ–НКВД! Гонения явно ослабевают во время смены власти. Видимо, новые правители уничтожают аппарат предыдущих. И только это ослабляет гонения. Как только новый правитель набирает силы, гонения становятся еще более массовыми.

В). Каждому «пику гонений» соответствует конкретный комиссар внутренних дел.

1) Дзержинский (комиссар в 1917–26) – пик 1918 года и пик 1922 года (изъятие ценностей), тайным руководителем которого являлся Троцкий (Бронштейн).

2) Менжинский (1926–34) – пик 1930 года.

3) Ягода (Иегуда) (1934–36) – пик 1935 года.

4) Ежов (1936–38) – пик 1937 года.

5) Берия (1938–53) – пик 1941 года.

Конечно сами по себе комиссары внутренних дел это пешки в борьбе за власть. Так, например, пик 1935 года связан с убийством 1.12.34 Кирова.

Г). Любому человеку с техническим образованием график (рис. 1) с возрастающими амплитудами репрессий напоминает поведение самовозбуждающихся систем, которые, как правило, заканчивают свое существование саморазрушением. Война в 1941 остановила этот разрушительный процесс.

Д). Все страдания, которые испытывает русский народ, разделяет и Церковь:

– уничтожение дворянства и офицерства 1917–19 годы;

– уничтожение крестьянства (раскулачивание) 1929–32;

– уничтожение интеллигенции 1937–38.

Геноцид русского народа – это, в первую очередь, геноцид православия.

4. Заключение

Каждый (верующий или неверующий), кто знакомится с базой данных о новомучениках, не может остаться равнодушным. Какое великое противостояние оказала Русская Православная Церковь Тоталитарному сатанинскому режиму, когда все силы ада обрушились на нее! Тысячи простых сельских священников, над которыми кто только не иронизировал в России, оказались великими героями. Какие поразительные красивые и смиренные лица! С какой верой и верностью, с каким самопожертвованием прошли они свой жизненный путь.

2500 святых почитала Русская Православная Церковь в начале 20 века, из них русских святых – 450.Собранные в Институте сведения во многом еще не являются законченными материалами для канонизации. Не исключено, что в ряде случаев сама ее возможность окажется сомнительной. Однако, несомненно то, что количество действительно святых мучеников и исповедников, которых дала Русская Церковь в ХХ веке, исчисляется десятками тысяч человек. К январю 2004 года 1420 новомучеников прославлены Русской Православной Церковью в лике святых мучеников и исповедников. Их число растет с каждым заседанием Священного Синода.

Таким образом, Русская Православная Церковь стала в основном Церковью Новомучеников Российских.

В конце II века христианским апологетом Тертуллианом были сказаны слова, ставшие крылатыми: «Кровь мучеников – семя христианства». Век ХХ обильно засеял этим семенем Русскую землю, наша задача – донести его до сердец человеческих, и оно принесет свой благодатный плод сторицею!

* * *

Литература

1. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956: Биографический справочник. Кн.1. А–К // М., Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института. 1997. 704 стр.

2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 гг./ Сост. М.Е.Губонин// М., Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института. 1994. 1064 стр.

3. База данных по новомученикам и исповедникам Русской Православной Цервки 20 века.

4. Архивы Кремля. В 2-х кн./ Кн.1. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг.// М., Новосибирск. «Сибирский хронограф». 1997 г. 600 стр.

5. Прот. В.Цыпин. История Русской Церкви, 1917–1997/ История Русской Церкви. Книга девятая// М., 1997, 832 стр.

6. Справка. Репрессивная политика РКП(б)–ВКП(б)–КПСС по отношению к религии и Церкви. 1917–1980 гг. от 20.12.95 и ПРЕСС-РЕЛИЗ на пресс-конференции А.Н.Яковлева 25.11.95 (Архив Православного Свято-Тихоновского Богословского института).

Русская Православная Церковь в годы гражданской войны.

⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 31Следующая ⇒

Начало гражданской войны.После революции в стране началась междоусобная борьба, на фронте во­зобновилось немецкое наступление. 2(15) марта 1918 года Патриарх Тихон обращается к пастве с по­сланием, в котором призывает русских людей дать отпор Германии, захватившей западные земли России. На следующий день, 16 мар­та, в Брест-Литовске был подписан мирный договор, по которому от России отторгались Польша, Финляндия, Прибалтика, Украина, часть Белоруссии, Крым, Закавказье. Советское правительство, перед фактом развала армии и превосходящей силы врага, вынуждено было подписать этот договор, хотя это и вызвало раз­ногласия и резкие споры в руководстве страны.

5 (18) марта Святитель Тихон обратился к пастве с посланием, в котором осудил подписание Брест-Литовского договора.

Гражданская война осложнилась вмешательством иностранных го­сударств.

Антанта поддерживала белые армии, которые изъявляли го­товность в случае свержения Советской власти продолжать вести вой­ну против Германии и ее союзников. Некоторые из белых генералов в борьбе с Советской властью сделали ставку на немецкие оккупаци­онные войска. Русскую землю разделили на севере и юге, западе и востоке линии фронтов. По всей стране вспыхивали восстания и мя­тежи, помимо основных противостоящих друг другу сил: Красной и Белой армий, возникли национальные сепаратистские движения, всюду во множестве появлялись анархические бандитские формиро­вания; русские города и села по несколько раз переходили из одних рук в другие.

Православные люди жили на территориях, контролируемых и крас­ными, и белыми, и зелеными. К Православной Церкви принадлежали и воины, сражавшиеся друг против друга в братоубийственной войне. Патриарх Тихон, верховный пастырь Русской Церкви, считаясь с этим обстоятельством, старался избегать всякой политической вовлеченности в происходящие события.

Жертвы междоусобицы.В огне гражданской войны погибали не только военные люди, но и мирные жители. Жертвами междоусобицы стали и многие священно­служители, часто подвергавшиеся репрессиям по обвинению в контр­революционной агитации или в поддержке белого движения.

В 1918 — 1919 годах погибли архиепископ Пермский Андроник, Во­ронежский Тихон, Тобольский Ермоген. Епископ Амвросий (Гудко) был убит в августе 1918 года по особому указанию Троцкого, нагрянувшего в Свияжск со своим шта­бом. В канун своей кончины на собрании братства православных при­ходов епископ Амвросий говорил: «Мы должны радоваться, что Гос­подь привел нас жить в такое время, когда можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткие страдания и венец муче­ничества искупают грехи всякие».

Петроградский протоиерей Алексий Ставровский после убийства Председателя Петроградского ЧК Урицкого был арестован как один из заложников и вывезен в Кронштадт. Заложников выстроили на плацу и объявили: «Каждый десятый будет расстрелян в возмездие за Моисея Соломоновича Урицкого, а остальных отпустят». Рядом с про­тоиереем Алексием Ставровским стоял совсем молодой священник, на которого выпал жребий, и отец Алексий предложил ему: «Я уже стар, мне недолго осталось жить…, иди себе с Богом, а я стану на твое место». После расстрела тело мученика было брошено в воды Финского залива.

Многие священнослужители, монахи и монахини были зверски за­мучены бандитами: их распинали на Царских вратах, варили в котлах с кипящей смолой, скальпировали, душили епитрахилями, «причаща­ли» расплавленным свинцом, топили в прорубях.

В ночь с 16 на 17 июня 1918 года по постановлению Уральского Совета в городе Екатеринбурге, в подвале дома отставного инженер-капитана Н.Н. Ипатьева были расстреляны император Николай II и его семья. Через месяц, 18 июля, в день памяти обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, была брошена в Алапаевскую шахту великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Вместе с ней погибли некоторые другие члены императорского дома. Когда озверевшие палачи сталкивали великую княгиню в черную яму, она произносила молитву, дарованную Распятым на Кресте Спасителем мира: “Господи, прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23. 34). Затем чекисты начали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышалось пение Херувимской. Ее пели новомученики Российские перед переходом в вечность. Скончались они в страшных страданиях, от жажды, голода и ран.

13 (26) октября 1918 года Патриарх Тихон обратился с посланием к Совету Народных Комиссаров, в котором он выразил свою скорбь о бедствиях, переживаемых русским народом от братоубийственной смуты, страданиях, выпавших на долю мучеников и исповедников. По­слание заканчивается призывом: «Отпразднуйте годовщину своего пре­бывания у власти освобождением заключенных, прекращением крово­пролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разру­шению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами поливаемая (Лк. 11, 51) и от ме­ча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. 26, 52)». Предостережение Патриарха оказалось пророческим.

Процесс вскрытия мощей.Серьезным потрясением церковной жизни явилось повсеместное вскрытие мощей святых угодников Божиих. 1 (14) февраля 1919 года Наркомат юстиции издал постановление об организованном вскрытии мощей. Вскрытие проводили специальные комиссии в присутствии свя­щеннослужителей, составлялись протоколы. Если в результате вскрытия обнаруживалось, что мощи сохранились не в целости, то это обстоятель­ство в целях атеистической пропаганды выдавалось за сознательный об­ман и подделку. И некоторые из православных людей, превратно пред­ставляющие церковное учение о святых мощах, верили этому.

Мощи преподобного Сергия Радонежского были вскрыты 11 апреля 1919 года. В канун вскрытия, совершенного в ночное время, перед во­ротами Лавры собралась толпа богомольцев, молебны преподобному пелись всю ночь. Наутро народ впустили в Лавру. Перед ракой с мощами святого сияло пламя свечей. В течение трех дней тысячи бого­мольцев подходили вереницей к раке и прикладывались к обнаженным мощам преподобного.

4 (17) декабря 1920 года состоялось вскрытие мощей преподобно­го Серафима Саровского. До недавних пор мощи преподобного нахо­дились в безвестности, в 1991 году они были обретены.

Изъятие церковных ценностей.Летом 1921 года, после ужасов гражданской войны, русский народ постигло еще одно бедствие: голод. Жестокая засуха дотла выжгла по­севы в Поволжье и Предуралье, на юге Украины и на Кавказе. В кон­це года голодало 20 миллионов человек. Жители голодающих, вымира­ющих деревень, обезумев от страданий и отчаяния, разбредались куда глаза глядят, пытаясь выбраться из голодного края, и устилали дороги непогребенными человеческими и конскими трупами. В судах голода­ющих губерний разбирались дела о трупоедстве и людоедстве. Голод явился не только результатом засухи, но и результатом только что окончившейся гражданской войны, жестокого подавления крестьянских восстаний и беспощадного отношения власти к народу, принимавшего форму экономических экспериментов.

Сострадая великому народному горю, Святитель Тихон обратился к российской пастве, к Восточным Патриархам, к папе и архиепископу Кентерберийскому с посланиями, в которых, во имя христианской любви, призывал провести сборы продовольствия и денег для вымира­ющего Поволжья. Под председательством Патриарха Тихона был обра­зован «Всероссийский общественный комитет помощи голодающим» (Помгол), в который вошли известные общественные деятели, боль­шей частью бывшие кадеты — Прокопович, Кишкин, Кускова. В храмах собирались средства для голодающих. Помгол распределял и помощь, поступавшую из-за рубежа.

Однако государству не нужна была помощь Церкви. 27 августа 1921 года ВЦИК распустил Помгол. Вместо него была образована «Центральная комиссия помощи голодающим» при ВЦИКе. В декабре 1921 года эта Комиссия обратилась к Патриарху с на­стоятельным призывом к пожертвованию. 19 февраля 1922 года Патриарх Тихон издал воззвание, в котором призвал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. В печати, однако, начали появляться статьи с обвинением церковной власти в глухоте к народ­ному бедствию, а 23 февраля ВЦИК издал декрет об изъятии церков­ных ценностей на нужды голодающих.

Патриарх отреагировал на декрет новым посланием к пастве, в ко­тором он заявил о недопустимости изъятия священных предметов, «употребление коих не для богослужебных целей воспрещается кано­нами Вселенской Церкви и карается ею как святотатство — миряне от­лучением от нее, священнослужители — извержением из сана» (Ап. 73, Двукр. 10). Это послание было разослано епархиальным архиереям. Приходские советы вынесли решение о недопустимости изъятия из храмов богослужебных предметов.

Когда декрет ВЦИК стал приводиться в исполнение, вокруг храмов собирались толпы народа; произошли столкновения, пролилась челове­ческая кровь. Во многих городах страны — Москве, Петрограде, Туле, Тобольске, Перми, Омске и др.— в 1918 г. прошли крестные ходы в знак протеста против захвата церковного имущества. В них принимали участие десятки тысяч людей. В Туле и Омске крестные ходы были расстреляны красногвардейцами. В разных городах страны возбуждены бы­ли уголовные дела.

В Москве судили группу духовных лиц, обвиняемых в подстрека­тельстве к беспорядкам при изъятии церковных ценностей.

Суд вынес суровые приговоры: несколько обвиняемых священников — Заозерский, Добролюбов, Надеждин, Вишняков, Орлов, Фрязинов, Соколов, иеромонах Макарий (Телегин) и прихожан московских хра­мов (Тихомиров, Рахманов и Брусилова — племянница знаменитого полководца) были осуждены на смертную казнь, другие осуждены на разные сроки. Трибунал вынес также постановление о привлечении Патриарха Тихона и архиепископа Крутицкого Никандра (Феноменова) к суду в качестве обвиняемых. В результате патриарх был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов.

25 июня Патриарх Тихон смог вернуться к выполнению своих первосвятительских обязанностей. Теперь с целью сохранения Православной Церкви Патриарх заявил о лояльности к Советской власти.

В январе 1924 года Патриарх издал указ о молитвенном поминове­нии государственной власти за богослужением. В конце 1924 года здоровье Святейшего Патриарха Тихона, потря­сенное выпавшими на его долю многими тяжкими испытаниями, рез­ко пошатнулось. В праздник Благовещения 1925 года Святейший Патриарх Тихон отошел ко Господу.

ВОПРОСЫ:

1. Каким было положение Русской Православной Церкви в годы гражданской войны?

2. Кто стал жертвой междоусобицы?

3. Каким репрессиям подверглась Русская Православная Церковь?

4. Как отстаивали православные свои святыни?

5. Как изменялось отношение Православной Церкви к Советской власти и почему?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *