Главенство в семье

Главенство в семье

Муж — глава семьи

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3).

Главенство мужа-христианина как священника в семье и его авторитет установлены Богом и они неизбежны. Никакой священник, или пастор, или духовный учитель не имеет права вторгаться в сферу семьи без ведома и согласия мужа. Забота об освящении и духовном росте семьи лежит на муже-христианине. Духовные служители при этом должны трудиться с семьей в целом, не разделяя мужа и жену, которые в Господе. Пастор не должен вмешиваться в семью больше, чем это позволено ему со стороны мужа-христианина, а если кто-то вторгается не в свою область, муж должен дать ему отпор. Такой подход признает главенство мужа и подчеркивает его ответственность за семью. Необходимость пасторского участия требуется тогда, когда семья отдаляется от Бога и нуждается в помощи. При этом необходимо проявлять особую мудрость и осторожность, чтобы было созидание, а не дальнейшее разрушение семьи (Мк. 10:9).

Мужья часто ожидают от жен покорности и послушания, не создавая для этого должных условий. Многие думают: «Если бы она слушалась, я бы все сделал для нее». Но, будучи главой семьи и домашним священником, муж должен прежде всего знать, что послушание жены – это ответ на созидательную инициативу мужа, это благословенный отклик на любовь, на прощение, на добрый пример и желание к освящению и совершенствованию, это плод, которым пользуются тогда, когда посеяны добрые семена.

Гармония в браке достигается тогда, когда муж охотно проявляет инициативу в любви, а жена с радостью откликается послушанием мужу в его созидательных инициативах. Поэтому можно сказать для семей: «Мужья, будьте инициаторами всего лучшего! Жены, помогайте в этой прекрасной инициативе, вдохновляйте к этой инициативе и возгревайте ее своим теплом и нежностью. Мужья, проявляйте инициативу в любви! Жены, позвольте с радостью мужьям быть инициаторами во всем добром, будьте помощницами и послушными соработницами всего Божьего, принимая это с восхищением и благодарностью!»

Развитие ответственности и христианских качеств главы семьи

Библия учит, что муж должен исполнять в супружеской жизни руководящую роль, роль главы жены и семьи. Слово «глава» очень часто используется в Новом Завете (75 раз) и имеет очень глубокий смысл. Писание подчеркивает главенство мужа и его руководящую роль во всем.

Муж – глава семьи. Но это главенство не абсолютное, потому что прежде всего Слово Божие предъявляет требование к самому мужу, чтобы он сам был послушен Христу. В 1 Кор. 11:3 сначала идут слова «всякому мужу глава Христос», потому что Христос – глава всякого начальства и власти.

Главенство мужа – это не диктатура, а ответственность перед Господом за жену и семью. Сказано, что «всякому мужу глава Христос». Это означает, что как верующие, так и неверующие мужья, как любящие, так и не любящие своих жен, — все подотчетны Христу и отвечают не только за себя, но и за свою жену и детей. В вечности перед Христом каждый муж ответит не только за себя, но и за жену и за детей перед Всевышним Начальником – Христом.

Это огромная ответственность. Корень успеха в семейной жизни лежит в том, насколько муж как глава подчиняется Христу и признает Его авторитет. Если «маленький» начальник не слушает «большого» начальника, от которого зависит благополучие его и его коллектива, то такой непослушный руководитель не будет иметь успеха, и будет страдать весь коллектив. Тем более это верно в духовной и в семейной жизни. Муж и жена рассматриваются Богом как одно целое, и Господь в этом единстве возлагает ответственность на мужа. От правильного положения мужа перед Богом зависит и благополучие его семьи.

Пс. 127:1-4 «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа!»

Когда Писание говорит о руководящей роли мужа, то приводится аналогия Христа как главы Церкви. И эта аналогия дает нам понимание главенства мужа как ответственности. Здесь дается предписание служить семье и жене, идет призыв к совершенству в поступках по отношению к жене и детям, сопричастности к жене, к ее болям, печалям, проблемам, радостям, переживаниям и т.д.

Жена – это зеркало мужа, его отражение, поэтому, если будет духовен муж, будет духовно возрастать жена, освящаясь с помощью мужа (1 Кор. 7:14). Если у мужа жена плотская, то это не делает ему чести, даже если сам он достиг определенного духовного уровня. Пороки и недостатки жены и детей – это в глазах Бога также пороки и недостатки мужа.

Пр. 12:4 «Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его».

Бог даровал духовную власть мужу над женой. Однако эту власть муж может реализовать тогда, когда будет действовать Господь, а это, в свою очередь, осуществляется тогда, когда муж сам не нарушает Божий порядок, послушен Господу, признает Его авторитет, исполняет свои обязанности с любовью и смирением. Это возможно, если муж пребывает в вере и любви у Господа, является сам послушным Слову.

Духовная власть и авторитет основаны в христианстве на принципе, который изложил Христос:

Мк. 9:35 «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».

Глава всему Христос подчеркивал:

Мк. 10:45 «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Та же мысль в Лк. 22:24-26. Муж должен воздерживаться от показной и силовой демонстрации своей власти, подобно тому как и Христос проявлял Свою власть в смирении. Умывая ноги Своим ученикам, Христос говорит:

Ин. 13:12-17 «Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете».

Господь подчеркивает разницу в понимании главенства в мире греха и в духовном мире:

Мф. 20:25-28 «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Таким образом, главенство в христианстве имеет своей целью и стремлением служить любовью другим, нести ответственность за всех, над кем ты поставлен. В этом отношении низкий уровень понятия о браке никак не будет способствовать высокому уровню исполнения обязанностей супругов.

В духовном мире муж как глава имеет духовную власть в семье, ему много дано от Бога для руководства и поэтому будет и соответствующий спрос.

Лк. 12:48 «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут».

Муж как глава не должен пользоваться главенством для достижения своих эгоистических целей, но искать блага для жены и детей.

Ответственность в главенстве – это очень важный, но не единственный аспект. Истинное главенство имеет под собой авторитет. Абсолютным авторитетом пред всем творением обладает лишь Христос. Каждый человек и всякий муж не может обладать абсолютным авторитетом, как Христос, однако Господь дает возможность верующему мужу все больше и больше уподобляться Христу, дает для этого силу, является источником ободрения и назидания, действует посредством Духа Святого в нас.

2 Кор. 3:18 «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».

Реальная сила авторитета связана с тем, насколько муж использует силу Божию, какую роль в жизни отводит Господу. Руководящее положение не дает гарантии автоматического авторитета и уважения. Несмотря на то, что руководящее положение дано мужу Богом, уважение и авторитет нужно заслужить. Муж, который не может удержаться от того, чтобы не напоминать постоянно жене о ее обязанности быть покорной ему, который не имеет другого авторитета, кроме того, что он должен иметь этот авторитет по своему положению, является слабым лидером. Если муж не имеет никакой реальной духовной силы и мудрости, то он теряет авторитет и свое влияние на жену. Авторитет, уважение, силу влияния нельзя иметь по инструкции. Власть, которую муж должен осуществлять над своей женой и детьми, не является его собственной властью. Она не является результатом только лишь его собственных усилий, но дается Богом и поддерживается Богом. Поэтому послушание и повиновение Божьим повелениям всегда увеличивает эту власть и предполагает мудрое пользование ею. Неправильное использование власти увеличивает лишь меру греха властвующего. Авторитет создается по крупицам в каждое мгновение жизни и зависит от того, как мы мыслим, как говорим, как поступаем, к чему стремимся, на кого надеемся.

Главенство – это ценность и доверие от Бога, и поэтому требуется соответствующее отношение к этому доверию. Источником духовного авторитета является смирение «под крепкую руку Божию» (1 Пет. 5:6) в противовес самоуверенности, силе, гордости. Основным критерием авторитетности мужа является смирение и послушание жены в любви и радости.

Это благословляется Господом тогда, когда мужья с радостью признают Божий авторитет над собой. Бог показывает нам через обстоятельства нашей жизни и через плоды жизни, правильно ли мы используем мужской авторитет и главенство.

Главенство означает реальное использование власти: руководство, управление, принятие решений, проведение их в жизнь, проявление инициативы, оценка ситуации, способность взять на себя ответственность, умение настоять на исполнении в трудной ситуации, отсутствие страха, неуверенности, колебаний. Осуществление власти в любви и смирении требует огромных усилий, самопожертвования, прикрытия собой своей семьи в трудных ситуациях, создание условий для благополучия, стремление к совершенствованию и развитию семейных отношений, получение добрых плодов в семье. Плоды жизни будут проявляться и в настоящей жизни семьи, и в будущей жизни детей и внуков.

Нужно уметь слушать и принимать обличения жены, советы жены, но не всегда идти на поводу любых советов. Мужу необходимо уметь принимать правильные решения. Такую мудрость надо просить у Бога.

Многие мужья боятся принимать решения, брать ответственность, прячутся за своих жен, превращая их из нежных и немощнейших сосудов в глав семей, а сами делаются их помощниками. Стирается грань между материнской и отцовской ответственностью.

Муж как глава забоится о духовном состоянии семьи. Духовная атмосфера в семье имеет огромное влияние на все остальные сферы жизни. Мужья должны учить своих жен, приближать их к Господу. Они несут ответственность за духовное состояние жены, потому что жена есть слава мужа. Мужья должны исполнять роль священника, заступника и ходатая за жен, как и Христос за Церковь. Учить жену и детей святости, чистоте, благочестию, доброте, любви, мудрости мужья должны не как фарисейские учителя, а показывая во всем личный пример.

Если муж постоянно делает замечания, предъявляет упреки жене, дает ей множество мелких указаний («смотри, не пересоли», «сделай что-нибудь, чтобы ребенок не плакал», «почему эта вещь опять лежит здесь», «опять ты за свое» и т.п.), то он сам бездумно уничтожает свой авторитет.

Главенство предполагает принятие всей ответственности на себя, а не перекладывание тяжести этой ноши на другого. В этом отношении мужья должны пользоваться принципом, изложенным немецким писателем и философом Ч. Гердером (1744-1803): «В ошибке любой женщины есть вина мужчины». Похвала и осуждение, которые падут на жену и детей, непосредственно касаются мужа. Мужья должны воспитывать детей в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4), и как семейные священники должны быть учительными (1 Тим. 3:2).

Семейный достаток – это забота главы семьи, т.е. мужа. Это исключительно его забота. Глава семьи должен приложить все усилия, чтобы материально обеспечить семью (смена работы, работа по совместительству, отказ от личных удобств ради семьи). Материальные потребности жены и детей должны употребляться через добросовестный труд мужа.

После создания брака роль материального добытчика полностью принадлежит мужу. Эта роль очень ответственная. Русский педагог В. А. Сухомлинский (1918-1970) писал: «Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше – рай. Брак не только духовный, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть, и накормить свою подругу».

Писание дает нам самую совершенную аналогию Христа и Церкви: как Христос – глава Церкви, так и муж – глава жены; как Церковь должна находить все свои блага только во Христе, так и материальные потребности жены должны удовлетворяться через добросовестный и самоотверженный труд мужа. Это непростая задача главы семьи. Но неразрешенность этой задачи часто приводит к большим проблемам во всех других сферах жизни.

Очень важное качество мужа как главы семьи – это мужество и ответственность, способность и сила брать инициативу и все бремя трудностей на себя, быть настоящим мужчиной. Надежные мужья не прячутся от трудностей, не убегают от сложных ситуаций, не оставляют непосильное бремя для своей жены и семьи. Они мужественно подставляют свое плечо в трудную минуту, честно принимают тяготы жизни на себя, с терпением и радостью несут свой крест. Такие мужья угашают своими молитвами раскаленные стрелы лукавого, утешают и ободряют слабых, возрождают надежду у маловеров, помогают подняться упавшим. Истинный глава семьи и настоящий мужчина способен мужественно преодолевать страх, верой в Господа побеждать все сомнения и жертвенной любовью покрывать слабости тех, кто рядом, за кого он отвечает. Настоящий мужчина не боится истины и борется с ложью, он согревает свою жену и семью надежностью и постоянством.

Нельзя стать таким мужем без Господа и без веры, без основательной Божьей работы в нас, без истинного стремления и жажды духовного совершенства, без освящения и исполнения силой Святого Духа.

Для того чтобы в каждом муже возрастал настоящий мужчина, необходимы постоянное приближение к Богу, возрастание в любви и святости, желание сокрушать свою гордыню смирением, поиск Бога и личного общения с Ним, молитвы, способность черпать вдохновение из Слова Божия, служить Богу и славить Его Святое имя. Чтобы стать настоящим мужчиной и быть одновременно сильным и нежным, твердым и кротким, непоколебимым в истине и творческим, нужно любить Христа всем сердцем, всей душою и всем разумением. Муж, у которого Христос на первом месте, который во всем ищет Божьего, а не своего, имеет все возможности стать настоящим мужчиной. Муж, который сосредотачивает мысли не на своей персоне, но на личности Христа, Его любви, красоте и совершенстве, постоянно рождает в себе качества истинного мужчины, мужественного, благородного, честного, доброго, любящего и надежного. На такого мужа жена может положиться в любой ситуации.

Сегодня в мире больше всего ощущается дефицит истинных мужчин, которые бы мужественно несли на своих плечах ответственность за семью, за жену, за воспитание детей. Мир сегодня имеет острую потребность в мужьях, которые бы до крови сражались против греха и против лживого духа греховного мира в наших церквах, которые бы помогали сиротам, вдовам, утешали малодушных, заступались за слабых. Мир нуждается сегодня в истинных мужчинах и благовоспитанных благочестивых юношах, которые бы ценили истинную внутреннюю красоту женщин, не давая никакого шанса на успех тем женщинам, которые ведут безбожный образ жизни. Благочестивые, честные, верные мужчины должны стать лучшими воспитателями женщин и не давать им повода для потери всего того, что есть в женщине от Бога.

Если мужчины станут мужчинами, то женщины станут женщинами, дети станут детьми, семьи станут очагами тепла и любви, а мир изменится. Но мы не можем изменить весь мир, мы можем изменить себя, и именно этого ждет Господь от каждого мужа. Каждый муж, который хочет стать настоящим мужчиной, должен изменять себя под Божьи стандарты, приобретать те вечные ценности, которые в течение веков уничтожаются и похищаются греховным миром.

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви приняли документ, поясняющий канонические аспекты бракосочетания. Его приводит пресс-служба Русской Православной Церкви (РПЦ).

Брак есть установленный Богом союз мужчины и женщины (Быт. 2:18-24; Мф. 19:6). По слову апостола Павла, брак подобен союзу Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. <…> Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 5:23-25, 31).

I. Условия вступления в церковный брак и препятствия к совершению таинства Брака

Вступление в церковный брак (венчание) предполагает открытое и свободное волеизъявление мужчины и женщины, выраженное перед Церковью, представленной священнослужителем, совершающим таинство.

Вследствие заключения брака между мужем и женой возникают нравственные обязанности, а также юридические и экономические права как по отношению друг ко другу, так и по отношению к детям.

«Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» — гласит принцип римского права, вошедший и в славянские церковные правовые источники (Кормчая, гл. 49).

В связи с этим церковное браковенчание в тех странах, где оно не влечет за собой гражданско-правовых последствий, совершается после государственной регистрации брака. Такая практика имеет основание и в жизни древней Церкви. В эпоху гонений христиане не допускали компромиссов с государственной языческой религией и предпочитали мученическую смерть участию в языческих обрядах. Однако и в этот исторический период они вступали в брак таким же образом, как и остальные подданные римского государства.

«Они (то есть христиане) заключают брак, как и все», ― говорит еще во II веке автор послания к Диогнету (V глава). При этом браки христиан, как и все прочие важные дела, совершались с благословения епископа: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божью» (свт. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу, V).

Совершение венчания до государственной регистрации брака допускается исключительно по благословению епархиального архиерея и в особых случаях, например, по причине подтвержденного медицинскими документами тяжелого заболевания, могущего привести к скорой кончине, или ввиду предстоящего участия в военных, а также иных действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государственная регистрация брака в желаемые сроки невозможна.

В ситуациях, требующих безотлагательного решения о венчании до государственной регистрации брака, священнослужитель может самостоятельно принять таковое решение с последующим докладом о том епархиальному архиерею.

Не признается возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества предшествующих браков одним из желающих венчаться или при наличии между лицами, желающими венчаться, недопустимых степеней родства). Церковь категорически не признаёт и не признает союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством, а также другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной.

Церковь благословляет браки тех лиц, которые осознанно приступают к этому Таинству. В современных церковных документах предписано: «По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении»1. Священнослужителю также следует рекомендовать желающим вступить в брак исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин в преддверии венчания.

Таинство Брака не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской веры и нравственности.

Церковь также не разрешает венчать следующих лиц:

а) уже состоящих в ином браке, церковном или зарегистрированном государственными органами власти;

б) находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии независимо от степени родства (Трул. 54, Вас. Вел. 87, указ Святейшего Синода от 19 января 1810 года);

в) находящихся между собой в кровном родстве по боковой линии (в том числе единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно; браки в пятой и шестой степени бокового кровного родства могут быть совершены с благословения епархиального архиерея (там же);

г) находящихся между собой в тех видах свойства, на которые указано в Трул. 54: «отец и сын с матерью и дочерью, или отец и сын с девами двумя сестрами, или мать и дочь с двумя братьями, или два брата с двумя сестрами»; предусмотренные решениями Святейшего Синода (XVIII-XX вв.) запреты на вступление в брак при иных видах свойства применяются по усмотрению епархиального архиерея;

д) состоящих в духовном родстве:

восприемника с им воспринятой во Святом Крещении, восприемницу с ею воспринятым (указ Святейшего Синода от 19 января 1810 года);
восприемника с матерью воспринятого, а также восприемницу с отцом воспринятой (Трул. 53, указы Святейшего Синода от 19 января 1810 года, от 19 апреля 1873 года и от 31 октября 1875 года).
е) ранее состоявших в трех браках (учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию), в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения;

ж) состоящих в духовном сане, начиная с посвященных в иподиаконский чин;

з) монашествующих;

и) не достигших брачного возраста согласно государственному законодательству, с учетом исключений, предусмотренных этим законодательством;

к) признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством, хотя в исключительных случаях епархиальный архиерей может принять решение о возможности вступления таких пар в церковный брак;

л) осуществивших так называемую смену пола;

м) удочеривших с удочеренными, усыновивших с усыновленными, приемных родителей с приемными детьми.

Недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия обеих сторон.

В тех случаях, когда священнослужитель затрудняется определить наличие или отсутствие препятствий к совершению таинства Венчания, он должен либо самостоятельно обратиться к епархиальному архиерею, либо предложить желающим венчаться обратиться к епархиальной власти за разрешением возникшего недоумения и дозволением на совершение венчания.

Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея (с учетом указу Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года).

II. Признание церковного брака недействительным

Освящение брака, совершенное по ошибке (например, при незнании о наличии препятствий) или злоумышленно (например, при наличии установленных церковным законодательством препятствий) может быть епархиальным архиереем признано недействительным.

Исключение составляют венчания, совершенные при наличии таких препятствий, которые могут быть преодолены благословением архиерея (см. пункт в перечня выше), или при недостижении одним из венчанных брачного возраста при условии, что ко времени обнаружения данного обстоятельства брачный возраст был уже достигнут или если в таком браке родился ребенок.

В тех случаях, когда супруги, находящиеся в зарегистрированном браке, принимают православие через таинство Крещения или через чин присоединения, их брак может быть венчан, если к тому нет канонических препятствий.

Церковный брак может быть признан недействительным по заявлению одного из супругов в случае неспособности другого супруга к брачному сожительству по естественным причинам, если таковая неспособность началась до совершения брака и при этом была не известна другой стороне, а также если она не обуславливается преклонным возрастом. В соответствии с определением Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. обращение по этому поводу к епархиальной власти может быть принято к рассмотрению не ранее, чем через два года со времени совершения брака, причем «указанный срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна»2.

В отношении православных христиан, состоящих в зарегистрированном браке, не освященном таинством, священнослужителям следует руководствоваться определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28–29 декабря 1998 года о недопустимости практики лишения Причастия лиц, живущих в невенчанном браке, и отождествления такового брака с блудом. Следует иметь особое пастырское попечение о таких людях, разъясняя им необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в таинстве Брака.

III. Браки с инославными христианами

Древние церковные каноны (Трул. 72, Лаод. 31) ради защиты Церкви от распространения ереси запрещали православным христианам вступать в брак с еретиками. Этот подход и ныне должен применяться по отношению к членам еретических и раскольнических сообществ, враждебных Церкви и создающих угрозу ее единству.

Иной подход, основанный на принципе икономии, применяется в отношении браков с представителями тех инославных сообществ, которые не враждебны Православной Церкви. Этот подход, отраженный в постановлениях синодального периода, подытожен в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей»3.

Благословение епархиального архиерея на вступление в такой брак может быть преподано православной стороне в ответ на письменное прошение, которое должно сопровождаться согласием неправославной стороны на то, чтобы дети были воспитаны в православной вере.

Тот же подход применяется в отношении венчания православных христиан со старообрядцами.

IV. Браки с нехристианами

Не освящаются венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами (Халк. 14). Это связано с попечением Церкви о христианском возрастании вступающих в брак:»Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16:5; Флм. 1:2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7:39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения»4.

В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:12-14).

V. Признание церковного брака утратившим каноническую силу

Брачный союз прекращается смертью одного из супругов: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:39).

При жизни супругов их союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»(Мф. 19:6). В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5:32; 19:9). Признание церковного брака утратившим каноническую силу также возможно при наличии обстоятельств, которые влияют на брачный союз столь же разрушительно, как и прелюбодеяние, или которые могут быть уподоблены смерти одного из супругов.

В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», а также Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующие поводы:

а) отпадение одного из супругов от Православия;

б) прелюбодеяние одного из супругов (Мф. 19:9) и противоестественные пороки;

в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;

г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;

д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;

е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;

ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;

з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);

и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;

к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;

л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

При наличии одного из перечисленных выше оснований одна из сторон может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотреть вопрос о признании ее церковного брака утратившим каноническую силу. Священнослужителям вменяется в обязанность всячески увещевать лиц, ищущих развода, не принимать поспешных решений, но, по возможности, примириться и сохранить свой брак. Наличие решения светских органов власти о расторжении брака не является препятствием для вынесения церковной властью самостоятельного суждения и собственного решения по долгу пастырского попечения, в соответствии с церковными канонами, а также нормами, содержащимися в настоящем документе.

По исследовании вопроса епархиальный архиерей5 может выдать свидетельство о признании данного брака утратившим каноническую силу и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком. Виновной стороне такая возможность также может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии.

Фактическое рассмотрение дел и выдачу упомянутых свидетельств может, по благословению епархиального архиерея, осуществлять специальная комиссия, состоящая из пресвитеров и, по возможности, возглавляемая викарным архиереем, если таковой имеется в епархии. Также эти функции могут быть возложены на епархиальный церковный суд. Дела рассматриваются комиссией или судом коллегиально, а при необходимости ― с выслушиванием сторон. К полномочиям комиссии (епархиального суда) относится подтверждение виновности (невиновности) каждой стороны.

Решение о признании церковного брака утратившим каноническую силу принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях вопрос должен рассматриваться в той епархии, где проживает супруг инициирующий развод.

В случае намерения одного из супругов принять монашеский постриг и направления соответствующего прошения епархиальному архиерею церковный брак может быть признан утратившим каноническую силу при соблюдении следующих условий:

1) наличие письменного согласия другого супруга;

2) отсутствие несовершеннолетних детей или иных лиц, находящихся на иждивении супруга, намеревающегося принять монашество.

Постриг, совершенный без соблюдения этих условий, может быть признан недействительным, а последствия его регулируются Положением о монастырях и монашестве.

Приложение

О кровном родстве

В кровном родстве по боковой линии состоят:

во второй степени — родные братья и сестры, в том числе единокровные и единоутробные (здесь и далее);
в третьей степени — дяди и тети с племянниками и племянницами;
в четвертой степени —
двоюродные братья и сестры между собой;
двоюродные дедушки и бабушки с внучатыми племянниками и племянницами (то есть с внуками или внучками своих родных братьев или сестер);
в пятой степени —
данное лицо с детьми своих двоюродных братьев или сестер;
в шестой степени —
троюродные братья и сестры между собой;
данное лицо с внуками и внучками своих двоюродных братьев или сестер.

― См. документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». II, 2.

― Определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», п. 10.

― Основы социальной концепции, Х.2.

― Основы социальной концепции, Х.2.

― «Осуществляя наблюдение за каноническим порядком и церковной дисциплиной, епархиальный архиерей … в соответствии с канонами решает вопросы, возникающие при заключении церковных браков и разводов» (Устав Русской Православной Церкви, глава XV, 19, г).

Что входит в понятие-обеспечение семьи?

Если честно, то я в шоке от того, как в последние годы относятся к семейным ценностям, как мусолят этот несчастный бюджет. Как супруги могут брать у друг друга в долг и делать крупные покупки из «своей» зарплаты.

Супруги — это единое целое. Семья — это продолжение тебя. Поэтому каждый член должен работать на благосостояние семьи, как каждый отдельно взятый орган в организме человека: лёгкие собирают кислород, кровь разносит его до всех органов, в том числе и в жизненноважные, как сердце или мозг.

Так и в семье — все в неё вкладывают: кто-то деньгами, кто-то созданием самой атмосферой семьи. Так что-же входит в обеспечение?

Первое. Это что бы все были одеты-обуты и сыты. Хотя бы минимально

Второе. Что бы были уплачены все обязательные платежи (квартплата, бензин на машину)

Третье. Обеспечить жильё (не важно — своя вилла или съемная квартира)

Четвёртое. Досуг. Да, он должен быть обязательно, причём как семейный, так и по отдельности. В первом случае — это сближает всех членов семьи, в другом — проявляется индивидуальность.

Всё остальное, например, как комфорт, статус — это желательно, но не обязательно.

Так вот, что касается непосредственно вашего пояснения к вопросу

Если семья может себе это позволить, то почему бы и нет? То есть от бедного студента глупо это ожидать и уж тем более требовать. Тогда как если глава семьи ездит на новеньком Мерсе, то как бы странно звучит от него: пусть жена сама покупает себе шубу или оплачивает отпуск. Да, она может и не работает, но кто ему помогал зарабоать на этот мерс? Кто в него верил и поддерживал, когда все отвернулись? Кто кормил ужином в 2 часа ночи, после работы, а утром всегда были свежие и выглаженные рубашки, даже тогда, когда сломалась стиральная машина? Неужели нельзя порадовать жену шубой её мечты?

Но! С другой стороны бывает и наоборот. Муж сидящий на шее жены: она на работе впахивает, а он «ищет себя» уже последние лет 10, при этом гнёт пальцы: ты женщина, должна мне 3 смены блюд в каждый приём пищи и новые носки каждый день. Как и наоборот: она проводит всё время в салонах-спротзалах, в доме кавардак, а он работает на 3-х работах, что бы купить жене очередную шубу и оплатить очередной абонемент. В подобных случаях это паразитизм и жизнь за счёт другого. Что часто происходит в сегодняшнее время. И начинается это всё с вопроса: что парнёр мне должен?

С таким подходом организм достаточно быстро заболеет, ожиреет и умрёт.

Инфантильные и безвольные мальчики. Безразличные пустые девочки. Меркантильные дети. Что может быть страшнее. Но еще тревожнее от того, что ребята из семей с материальным изобилием, которого не будет у многих их сверстников, часто оказываются в зоне риска, как и дети из неблагополучных семьей.

У них нет цели, они ни к чему не стремятся

Психологи, исследуя ситуацию по богатым наследникам, бьют тревогу, ведь:

  1. эта категория подростков чаще, чем ребята из среднего класса, употребляют наркотики и ведут себя по асоциальному типу;
  2. среди молодых людей из благополучных семей зафиксирован больший процент самоубийц;
  3. если дети несостоятельных родителей делают попытки вырваться из нищеты, то их богатые сверстники мало чего достигают, т.к. у них ВСЕ есть.

Все лучшее – детям: не потому ли они несчастны

Этот лозунг в свое время означал иное. И он тогда работал. В наше время лозунг тоже присутствует. В некоторых семьях. Правда, содержание его иное. Ведь даже семья со средним достатком стремится сделать все возможное, чтобы удовлетворить желание своего ребенка.

Прицел прост – родители хотят, чтобы чадо выросло счастливым.

Что видят в ответ? Неблагодарность, и не только. Да, увы, да. Все тот же инфантилизм, меркантильность, безволие.

От чего же так получается?

Хочешь испортить ребенка – дай ему прямо сейчас все, что он просит

По мнению ученых, несчастной современную молодежь делает семья. Ведь, стоит ребенку что-то захотеть, мама-папа выворачиваются наизнанку, лишь бы у чада это было.

А специалисты твердят – надо сделать так, чтобы у маленького человека был свой опыт неудовлетворенности, чтобы он понимал, что его желания не всегда соответствуют возможностям. Иначе его развитие будет никаким. Ибо остановится.

Можно прорисовать некоторые ситуации в пример.

  • Скажем, ребенок находится под плодовым деревом. Плоды не достать. Надо бы умом пораскинуть, что делать, чтобы плод оказался в его руке. Т.е. при заинтересованном подходе будет истрачен целый арсенал сил, времени, преодолен страх и пр. И этот плод захочется достать, т.к. он станет наградой.
  • А что сделает ребенок, если плоды эти сами начнут падать на него? Сложно сказать. Главное, в этот момент, когда ему все достанется без каких-либо усилий, он не получит удовлетворения, которое получил бы, если бы напрягся и предпринял какие-то шаги. То есть он не поставит цель перед собой, он не осуществит мечту свою, не ощутит связи между своими действиями и достижением.

Нет, он сможет повоображать, представляя себя. Но, чтобы стать кем-то, не пошевельнет и пальцем.

Захотел – получил

Да, эта формула губительна, т.к. ведет в никуда. Ведь от желания и до его реализации такие дети:

  1. не ставят задач,
  2. не борются,
  3. не ждут,
  4. не ценят достигнутого,
  5. не падают и не поднимаются, лишь бы добиться поставленной цели.

Не взрослея, не получая опыта, не двигаясь вперед, ребенок так и останется со своими мирами — застывшим на одном уровне, скуднейшим и недоразвитым внутренним и с ласковым, многообещающим — внешним.

У терпеливых и целеустремленных и детство нормальное, и будущее есть…

Действительно, подтверждают исследователи, это так.

Например, возьмем материальное изобилие. Никто не говорит, что надо срочно отказаться от всех благ. Просто надо изменить подход. Да так, чтобы блага эти не принесли беды в будущем маленькому человеку, а напротив, помогли развиться и реализоваться в жизни. То есть прекратить делать жизнь ребенка сказкой. Просто дать ему нормальное детство.

Что такое нормальное детство? Это не только достаток и наличие всего необходимого, как мы все привыкли думать. Дети должны учиться с детства не только делать выбор. Хорошими их спутниками должны стать:

  1. терпение и терпеливость,
  2. умение ждать,
  3. стремление преодолевать трудности;
  4. желание достигать поставленной цели и пр.

Никогда не поздно…

Вы скажете, что вашему чаду уже за 15, он ничего не умет и не хочет уметь, живет за ваш счет и, видимо, никогда не сделает ничего самостоятельно.

Не беда. Время, хоть и несколько упущено, еще может сработать в пользу вашего ребенка. Только измените подход. И измените во всем (в том числе в самом себе), не уступая ни на йоту, не меняя своего решения.

Да, со взрослеющим чадом будет не так просто, как с маленьким. Будут недоразумения, ссоры. Но делать нечего, назад ходу нет. Изменив условия, вы измените свое чадо. К лучшему. Проверено.

Ваш, еще недавно равнодушный и инфантильный, подросток, научится сочувствовать другим, понимать общечеловеческие ценности, распознавать эмоции, уделять внимание тем, с кем общается.

Наконец, он перестанет быть одиноким и никчемным. Ведь на фоне всех перетрубаций к нему ЛИЦОМ повернетесь вы, предлагая ему все условия, чтобы стать ЧЕЛОВЕКОМ, а не остаться на всю жизнь потребителем…

Лариса Брегеда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *