Глас 3 тропарный

Глас 3 тропарный

<< — вернуться на главную || << — вернуться к списку статей

Особенности гармонизации «терцового» обихода

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сложившаяся на сегодняшний день система обиходного церковного пения (система – как сумма определенных принципов, которым в значительной мере подчиняется большинство обиходных песнопений или мелодических шаблонов – как уже существующих, так и новых, претендующих на то, чтобы влиться в обиход) имеет ряд уникальных черт, определяющих особенности четырехголосной гармонизации обиходных мелодий.

Главным отличием современного обихода является его “терцовость” – практически полное и неизменное повторение основной мелодии терцией выше (или секстой ниже в обращении. Но секстовое голосоведение верхних голосов, т.е. широкое расположение, неорганично для общедоступного пения и здесь не рассматривается. Если же в сексту идут первый и третий голос (тенор), то это практически не отличается от исходного варианта – для тенора по тесситурному напряжению это эквивалентно пению на терцию выше мелодии, а не сексту ниже).

Таким образом, обиходное четырехголосие – не совсем четырехголосие. Во-первых, основной напев автоматически удваивается терцовой второй, приобретая абсолютно главное значение в общем звучании. Во-вторых, сама задача гармонизации становится непохожей на классическую: с одной стороны она становится на порядок проще, ведь не один, а два голоса уже заданы априори; с другой стороны – осложняется некоторыми ограничениями в выборе средств, ибо зачастую мелодический оборот, легко гармонизуемый в соответствии с классическими правилами, будучи жестко задан в виде терцового двухголосия, не поддается правильной гармонизации вообще (т.е., может быть и поддается, но есть еще и ограничения, накладываемые устоявшимися традициями простой функциональности).

Таким образом, четырехголосное пение обихода, будучи весьма простым (в смысле очень небольшого набора традиционных гармонических приемов и оборотов), одновременно имеет ряд уникальных особенностей, не укладывающихся в привычные классические правила голосоведения и соединения аккордов.

Вместем с тем, сами эти правила отнюдь не должно отвергать, как это делают некоторые, ссылаясь на их “европейское” происхождение и практикуя чисто фольклорный подход (как поют, так и фиксируем, закрепляя взятое из эмпирической практики в качестве образца). Правила строгой гармонии – это не отвлеченная схоластика. Они не придуманы искусственно, а были выработаны исторически именно и преимущественно из хоровой практики, а потому вполне органичны для нее.

Исходя из этого, в гармонизации обиходных мелодий необходимо придерживаться следующих основных ориентиров:

а) Если возможно соответствие правилам, ими не следует пренебрегать.

б) Любое, вошедшее в традицию, нарушение этих правил (при возможности этого избежать) должно рассматриваться с позиций оправданности этого нарушения, и в зависимости от вывода – оставляться или исправляться.

в) Если «правильно» некий оборот не гармонизуется вовсе, выбирать наиболее традиционный вариант.

ПРИМЕРЫ ИЗ ГЛАСОВЫХ ШАБЛОНОВ

Глас 1-й стихирный

1-я строка начинается характерной и для тропарного гласа попевкой, традиционно гармонизуемой как неполный доминантсептаккорд разрешенный “неправильно” вверх, но если в тропарном варианте это оправдано (об этом ниже), то здесь мелодия возвращается к начальной ноте в той же гармонии, поэтому многие регенты предпочитают выдерживать нижние голоса, как покзано в данном примере. Впрочем, в отличие от второго гласа (см. ниже) здесь этот ход представлен большими длительностями, что делает традиционную гармонизацию относительно допустимой (“гармошечного” эффекта в данном случае почти не ощущается).

Глас 1-й тропарный

Традиционная гармонизация начальной попевки — “неправильное” разрешение доминантсептаккорда движением всех голосов вверх (оборот, постоянно встречающийся в самых разных обиходных песнопениях). Здесь, в отличие от первого стихирного, это “нарушение” оправдывается характером движения мелодии до попевки и после нее. Предшествующий первому ударению мини-читок находится ниже первого звука попевки, что уже дает ей своеобразный импульс, “разгон” для движения вверх, а последующий читок не возвращается в септаккорд, как в стихирном гласе, а остается в тоническом аккорде, меняя лишь его положение. Конец строки, идущий вверх, завершает общий очень энергичный подъем мелодии, вполне позволяющий преодолеть обычные гармонические тяготения.

Глас 2-й, стихирно-тропарный

В начале первой строки – аналогичная первому гласу попевка, но короткими длительностями.

Поэтому, сказанное выше о начале первого стихирного гласа относится к ней сугубо: в данном случае прыжок баса на “фа” и обратно, практикуемый в некоторых случаях и зафиксированный в ряде публикаций, недопустим. То же самое относится и к концу вступительной строки. В начале второй строки цикла также рекомендуется не прыгать, а оставаться на “до” перед переходом на “си” и аналогично – обратно.

Глас 3-й тропарный

Современный 3-й тропарный глас является упрощенной переделкой соответствующей мелодии т.н. греческого распева, довольно широкой, и энергичной. В этом случае традиция обиходной терцовой “пристройки” пошла не совсем обычным путем: терция, прибавляясь то сверху, то снизу, как бы “сглаживает” оригинальный напев (на рисунке выделен черным), уменьшая его диапазон и облегчая правильное присоединение остальных голосов.

Так как в реальном пении голоса, конечно, не перекрещиваются, как на рисунке, а поются просто в терцию, фактически возникает новый, упрощенно-сглаженный вариант основного напева (второй голос), который и является теперь базовым, т.е. поется в случае одноголосного исполнения (желательно, с натуральной седьмой ступенью минора, — это общее правило для одноголосного исполнения любого обиходного напева, кроме четвертого тропарного гласа – см. ниже).

Глас 4-й, тропарный

Мелодия этого напева имеет уникальное свойство: основной (второй) голос даже в случае одноголосия обязательно содержит фа-диез (в данной тональности), что является свидетельством относительной новизны напева (не раньше начала 19 в.) и следствием его простоты — цикл поется всего навсего в интервале секунды (!), но нот все же получается не две, а три.

Стандартная гармонизация предполагает в первой строке бас, выдержанный на “фа” без подъема в “ля”, как в приведенном примере, т.е. параллельный подъем всех голосов в аккорд второй ступени. В данном случае музыкальной необходимости в этом нарушении нет, поэтому в современной традиции все шире распространяется приведенный в примере вариант баса, снимающий неправильность гармонии и вносящий разнообразие и энергию в напев.

Глас 5-й, стихирно-тропарный

Диапазон мелодии 5-го стихирно-тропарного гласа невелик, всего три ноты (в заключительной задевается четвертая). Интересно, что исходный напев в этом гласе находится в первом голосе, т.е. гармонизован терцией снизу, а не сверху, как в большинстве случаев. Кроме того, конец первой строки напева часто сглаживается (как в примере) ради большего удобства универсальной гармонизации (т.е., ради сохранения терцовости).

Глас 6-й, стихирно-тропарный

6-й глас имеет такое же строение, как и пятый, за исключением одного момента: если вторая строка оказывается последней перед заключительной, то она видоизменяется, оканчиваясь попевкой третьей строки. Для устной традиции характерна устойчивая ошибка, когда третий и четвертый голоса в попевке 3-й строки поют фа—ми-бемоль—ре, т.е. попевка превращается в два подряд хода параллельными трезвучиями. В данном случае это ничем не оправдано, и следует придерживаться стандартной для подобного оборота гармонизации, как показано в примере.

7-й глас, тропарный

Тропарный напев 7-го гласа очень энергичен и широк. Попевки (кроме последнего звука) состоят здесь из тех же длительностей, что и читок, поэтому сам читок перестает быть ритмически свободным, как в большинстве гласов, а имеет устойчивую традицию петься в четком и ровном темпе, чеканно.

В попевке второй строки формально гармонически правильнее было бы басу переходить на “соль” раньше, в данном примере — на слог “-че-”, потому что иначе получается разрешение септаккорда вверх. Но здесь “нарушение” оправдывается во-первых, мощной восходящей энергией этой попевки, а во-вторых, органичностью смены функции на ударном слоге. Стремление к “правильной” гармонизации привело бы в данном случае к неудобству пения и нарушению естественности произнесения текста в басу.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Конечно, в рамках этой небольшой статьи не ставилась задача систематизировать все встречающиеся в обиходной практике гармонические обороты и дать их наиболее приемлемые варианты, поэтому здесь дело ограничилось только самой постановкой задачи и примерами из наиболее употребительных гласовых шаблонов. Огромный корпус песнопений, которые можно отнести к сфере обихода, остался неохваченным – это дело будущего. По предварительным прикидкам, в обиходе можно выделить не более сотни типичных оборотов, описав которые можно вполне определить гармонизацию в подавляющем большинстве случаев.

Регент Людмила

глас

ГЛАС м. голос, во всех знач. взывания, звук, звон, шум и пр. ||Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований, служащих основными образцами напевов и определяющих простор и порядок, в котором движутся все напевы, относимые к одному гласу, почему: запеть на девятый глас, петь нестройно, нескладно, драть козла. Глас шестый, подымай шесты на игумена, на безумена, семинарская острота. Собирать на глас Божий, на церковный колокол; для чего подвешенный колокол возят по городу, со звоном. Глас Божий вызвонит из аду душу грешника, о вкладе на колокол за упокой самоубийцы. Глас народа, глас Божий. Глас народа Христа предал (распял). Гласный, прилаг. громкий, звучный, зычный, шумный, слышимый; || всем известный или явный, нескрытный, всюду оглашаемый. || Сущ. м. член думы или магистрата, избираемый от купечества и заседающий с правом голоса. Гласная буква, самогласная, произносимая по себе, без помощи другой: а, е, и, о, у, ы, и пр. Гласность ж. известность, общеизвестность чего, оглашение, огласка. Гласник м. тетрадь, содержащая указание церковных напевов, или голоса, напевы положенные на ноты. Гласобежание стар. церк. мелодия, движение голоса чрез степень (интервал) 2, 3, 4, редко 5, никогда 6 и 7. Гласопременность, в древнем осмогласном пении: перемена значения крюка, смотря по тому гласу, в котором крюк стоит; иногда то же, что в западном столбовом пении (cantus planus) mutatio, nuance. Глашать, гласить что, взывать, издавать голос, слова, речи; говорить, вещать, произносить, звать, называть, призывать. Глашаться, быть глашаему. ||Гласится, ему не сдобровать, орл. слышится, молва идет; думается, видится.

Глашение ср. взывание, вещание. Глашатель, гласитель м. глашательница ж. возглашатель, кто громко что-либо говорит, вещает. Глашатай, всенародный вестник, возвестник, вещатель, оглашатель, объявитель, бирюч, герольд.

Также см. голос

Источник: Толковый словарь живого великорусского языка на Gufo.me

Богослужебные указания за 30 июня 2013 года

Версия для печати

Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Глас 8-й1. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст).

Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прпп. Ники́ты, Кири́лла, Ники́фора, Кли́мента и Исаа́кия, братьев Алфа́новых, Новгородских (службу зри 4 мая).

Совершается служба Недели Всех святых (по Триоди Цветной).

Примечание. Рядовая служба Минеи переносится (см. примечание 16 июня).

Календарные заметки: Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст).

Служба только по Триоди.
С этого дня до 1 августа, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Отверзу уста моя…».

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. — Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16-20.

Лит. — Евр., 330 зач., XI, 33 — XII, 2. Мф., 38 зач., X, 32-33, 37-38; XIX, 27-30.

На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й — 6, и всех святых, глас 6-й — 4. «Слава» — всех святых, глас тот же: «Му́ченик боже́ственный лик…», «И ныне» — догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии всех святых — 3.

На литии стихира храма и стихиры всех святых, глас 1-й. «Слава» — всех святых, глас 5-й: «Ны́нешнему торжеству́…», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» — всех святых, глас 6-й: «Прииди́те, ве́рнии…», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…».

По Трисвятом — «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь всех святых, глас 4-й: «Иже во всем ми́ре му́ченик Твои́х…» (единожды).

Примечание. «От сея́ же Неде́ли начина́ем чести́ на у́тренях Неде́льных Седмь Посла́ний Собо́рных, и 14 Посла́ний Свята́го апо́стола Па́вла; Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва. Чтем же их на бде́ниих Неде́льных, пре́жде ины́х чте́ний, до Вели́кия Святы́я Неде́ли Па́схи. В 50-цу же всю Дея́ния святы́х апо́стол чтем в Неде́лях, я́коже предписа́ся. От сего́ же бде́ния начина́ем чести́ Толкова́ния Иоа́нна Златоу́стаго, Ева́нгелие е́же от Матфе́я, от 13 Сло́ва пе́рвыя кни́ги; оста́вшая же Богосло́ва чтем во 12 днех по Христо́ве Рождестве́. В весь же ме́сяц сей, и вторы́й, соверша́ем о́бе кни́ги толкова́тельныя, 1-ю и 2-ю, на чте́ниих у́тренних, до исхо́да ме́сяца а́вгуста: кроме́ егда́ прилучи́тся житие́ не́коего свята́го, тогда́ оставля́ем, и чтем житие́ свята́го» (Типикон, гл. 50, «Неделя всех святых», 1-е и 2-е «зри»).

На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» — тропарь всех святых, глас 4-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (из Триоди).

Непорочны2.

«Ангельский собор…»3. Ипакои, степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов…», «И ныне» — «Молитвами Богородицы…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны (в Триоди): воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы на 2 и всех святых на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…».

Примечание. С этого дня до 1 августа на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…».

По 3-й песни — седален всех святых, глас 8-й: «Пра́отец, оте́ц, патриа́рх…». «Слава» — тот же седален, «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Небе́сную дверь и киво́т…».

По 6-й песни — кондак всех святых, глас 8-й: «Яко нача́тки естества́…», и икос, глас тот же: «Иже по всей земли́ му́чившиися…».

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» — светилен всех святых, «И ныне» — Богородичен Триоди.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8 (из Триоди): воскресные, глас 8-й — 5, и всех святых, глас 4-й — 3 (со своими стихами). «Слава» — стихира евангельская 1-я, глас 1-й: «На го́ру ученико́м…», «И ныне» — «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь всех святых. Кондак всех святых.

На Литургии блаженны гласа — 4 (из Триоди), и всех святых, песнь 6-я — 4.

По входе — тропарь воскресный, тропарь всех святых. «Слава, и ныне» — кондак всех святых.

Прокимен — воскресный, глас 8-й: «Помоли́теся и воздади́те…», и всех святых, глас 4-й: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х…».

Апостол — Евр., зач. 330. Евангелие — Мф., зач. 38.

Аллилуиарий (всех святых), глас 4-й: «Воззва́ша пра́веднии…».

Примечание. В Типиконе, Цветной Триоди и Апостоле в Неделю всех святых указаны прокимны и причастны воскресные и святых, а аллилуиарий — только святых4.

Причастен — воскресный: «Хвали́те Го́спода…», и всех святых: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».

Примечание. «На трапе́зе утеше́ние бра́тии, гото́вящимся к по́стному по́двигу» (Цветная Триодь. М., 2002. Л. 288 об.).

1 Как определить глас Недели? — Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8-й, а не 1-й, первый же глас начинается с Недели 2-й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8-й (из Православного церковного календаря на 1928 год. М., 1928). Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели.

Как определить утреннее Евангелие данной Недели? — Номер Недели нужно разделить на 11. Остаток укажет порядковый номер утреннего Евангелия. Если остаток 0, это означает 11-е Евангелие. Неделям 1 — 11 соответствуют утренние Евангелия 1 — 11.

2 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

3 В храме Всех святых поется полиелей и величание: «Велича́ем вас, апо́столи, му́ченицы, проро́цы и вси святи́и, и чтим святу́ю па́мять ва́шу, вы бо мо́лите о нас Христа́, Бо́га на́шего», с избранным псалмом: «Блаже́н муж, боя́йся Го́спода…». После ипакои — седален всех святых (см. в каноне, по 3-й песни). Степенны — гласа. Прокимен и Евангелие — всех святых. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами всех святых…», и стихира всех святых (по выбору). Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы на 2 и всех святых на 8.

4 Между тем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 692) отмечает, что перед этим аллилуиарием «должен бы быть еще воскресный аллилуиарий 8 гл.: Приидите, возрадуемся Господеви…, который, однако, не указан ни в Типиконе, ни в богослужебном Апостоле». Мнение В. Розанова подтверждается толкованием Н. Сырникова (см. его «Ключ к Церковному Уставу», л. 122 об.), согласно которому перед аллилуиарием всех святых назначается воскресный аллилуиарий 8-го гласа.

← предыдущий день &nbsp следующий день →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *