Георгий юдин

Георгий юдин

Георгий Юдин родился 27 сентября 1943 года в Туркмении (г. Каахка). О событии своего детства, наложившем отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, художник рассказывает так:

«В 1948 году в Туркмении случилось страшное Ашхабадское землетрясение, когда погибло 130 тысяч человек, в том числе мой отец и сестра. И только благодаря маме, которая меня, пятилетнего мальчика, закрыла собой, я словно бы родился второй раз».

Вероятно, случившееся и помогло Георгию Николаевичу особенно чётко осознать исключительную ценность семьи и детей.

По окончании железнодорожного техникума и службы в армии, где, собственно, он и начал рисовать, будущий художник учился в Полиграфическом институте. Потом работал в кино над широко известными фильмами «Красные дипкурьеры» и «Капитан Немо».

«Я был просто детским художником, когда у меня родились две дочки, Аня и Даша, и началась мука под названием: «Папа, почитай сказку!»

С тоской думал я о незаконченных иллюстрациях к моей любимой сказке «Чёрная курица» А.Погорельского.

Вот тогда-то, 25 лет тому назад, я и написал свою первую книгу «Букварёнок», по которой дети могут сами научиться читать.

Взрослели мои дети, взрослели и темы книг, которые я писал и рисовал.

Теперь мне хотелось сочинять не только сказки и стихи, как, например, «Зелёный поросёнок» или «Усатый сюрприз», но книги, которые наполняли бы душу ребёнка духовным светом веры, рассказывали бы ему о таинственном, невидимом Боге, создавшем весь мир, об Ангеле-хранителе, оберегающем людей от несчастий, о чудесах великих святых: Георгия Победоносца, Ильи Муромца, Сергия Радонежского и многих других, об их помощи людям».

Разносторонняя деятельность Георгия Юдина отмечена многими почётными званиями и наградами. Он — заслуженный художник России, член Союза писателей России, вице-президент Совета по детской книге России, кавалер Ордена Преподобного Сергия Радонежского, лауреат международного конкурса детской книги в Братиславе (БИБ-83) «Золотое яблоко» за иллюстрации к книге А.Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», обладатель Серебряной медали международной книжной выставки в Лейпциге (1987 год) «Самая красивая книга года» (за книгу «Букварёнок»). А в 1998 году за книгу «Муромское чудо» имя Георгия Юдина было внесено в Почётный список Ханса Кристиана Андерсена.

Основные работы:

А.Некрасов. Приключения капитана Врунгеля

А.Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители

Г.Юдин. Букварёнок

Г.Юдин. Букварёнкина школа

Г.Юдин. Заниматика

Г.Юдин. Заниматика для малышей

Г.Юдин. Зелёный поросёнок

Г.Юдин. Муромское чудо

Г.Юдин. Свеча неугасимая: Преподобный Сергий Радонежский

Г.Юдин. Смиренный воин: Историческая повесть о Святом Георгии Победоносце

В настоящее время Георгий Юдин — автор и оформитель серии «Спаси и сохрани» издательства «РОСМЭН».

Перевод дат с византийского летоисчисления на современное

Не будешь этого учитывать, можно промазать на год. Возьмем дату Куликовской битвы. В летописях указан год от Сотворения Мира — 6888. Что это означает в пересчете на Рождество Христово? Если летопись велась по мартовскому году, то сентябрь 6888 г. — это 1380 г., как и принято считать. Но если по ультрамартовскому или сентябрьскому? Тогда это получается сентябрь 1379 г.!

А ведь историки признают: на Руси использовались все стили. Причем до 1493 г. начало года чаще считалось в марте (но по какому из двух стилей?), хотя монахи, бывшие основными летописцами, вполне могли пользоваться и церковным сентябрьским.

Кстати, из-за этого в летописях действительно возникали нестыковки. Укажем на одну, поскольку она близка к нашей теме. Одно из главных действующих лиц русской истории конца XIV в., митрополит Киприан, умирая, оставляет завещание. Датировано оно 12 сентября 6915 г. В связи с чем смерть Киприана привычно относят к 1407 г. Но так ли это? В том же завещании имеется еще одно указание: в этот год был 15 индикт. Индикты — периоды в 15 лет, по которым средневековые историки исчисляли эпохи разных событий. И отсчитывалось начало индикта от 1 сентября. Стало быть, раз в день смерти Киприана шел 6915 г. от С.М. и был 15-й индикт, это соответствует сентябрьскому 6915 г. Или, что то же самое, сентябрю 1406 г.!

Но автор Троицкой летописи, похоже, в этом не сориентировался, и поставил сообщение о смерти митрополита под 6915 мартовским годом. Правда, тут мы точно утверждать не можем, поскольку Карамзин в своей выписке год от С.М. не указал, а написал перед цитатой, что относится она к 1407 г.

Но есть Симеоновская летопись. Она, правда, после 6898 г. с Троицкой не полностью совпадет. Но все же на ее примере можно посмотреть, что произошло. Так вот в Симеоновской летописи в статье 6914 г. содержатся сведения о назначении Киприаном в начале сентября новых епископов. Там же говорится: «Тогда уже бе митрополит Кипрiанъ болен»{23}. А перед сообщением о его смерти 16 сентября стоит уже 6915 г. Но потом этот же 6915 г. повторяется второй раз, перед следующим сообщением о том, что Благовещение в него было в великую пятницу. По Пасхалиям это соответствует как раз 1407 г., в который Пасха была 27 марта.

Понятно, что летописец вставлял в свою хронику, написанную по мартовскому счету, сведения, взятые из церковного документа, использовавшего сентябрьский год. Но сам он в этом не разбирался. Просто механически перенес даты, в результате чего у него и получилось два 6915 года. Думаю, не будет большим нахальством предположить: писалось это далеко не сразу после кончины Киприана. А тогда, когда точной даты его смерти летописец уже не помнил, и ему было все равно, 16 сентября 1406 или 1407 г. Это так, побочное замечание к теме времени написания летописей.

В 1493 официально был установлен сентябрьский год, которым и пользовались до 1 января 1700 г. И в летописных документах, относящахся к XVI–XVII вв., мы видим, что та же Куликовская битва, произошедшая 8 сентября, датируется уже не 6888, а 6889 г{24}.

Так что, когда имеешь дело с конкретными событиями, даже ошибка в определении начала года может дорого стоить. Особенно, если сравниваешь даты из различных источников. Неправильно определил год — можно ошибиться с последовательностью событий, а стало быть, и с их трактовкой.

Как же все-таки разобраться со всем этим? Как определить: в какой все же год от Р.Х. произошло то или иное событие, если оно датировано по С.М.?

Самое удобное, если указано не только число, но и день недели. Ведь все знают: из-за того, что в году 365 дней, то есть, 52 недели и 1 день, каждый год день недели сдвигается на один вперед. То есть если в этом году какое-то число будет понедельником, то на следующий будет вторником, и т. д. Так как один год из четырех (тот, который делится без остатка на четыре) — високосный, то с 1 марта в нем дни недели сдвигаются не на один, а на два.

Значит, если дата приведена от Р.Х., и при этом с днем недели, можно посмотреть, на какой день приходится это число в текущем году. И, стало быть, соответствует ли приведенная дата реальности? А если нет, в каком году будет совпадение числа и дня недели?

Если же дата — от С.М., то наличие дня недели позволяет определить по какой эре и по какому началу года она приведена. Берем сначала Византийскую эру, вычитаем 5508 и смотрим, соответствует ли в полученном году число дню недели. Если нет, ищем ближайшее подходящее (или два ближайших, перед и после первоначальной даты). И смотрим, есть ли соответствие какой-нибудь эре. Если есть, и если такое соответствие в летописи относится не к одной дате, а к серии, стало быть, хроникер использовал данную дату Сотворения Мира.

То же самое — с определением начала года. Если даты с января по август соответствуют дням недели в одном году, а с сентября по декабрь — в предыдущем, значит, мы имеем дело с сентябрьским годом. Если совпадения есть для марта-декабря, а для января-февраля числа и дни недели стыкуются только в следующем, стало быть, год — мартовский. Если «попадание» — в январе-феврале, а с марта — разница в год, — то ультрамартовский.

Бывает еще циркамартовский. Это когда начало нового года — в марте, но не первого числа, а скорее — в первое весеннее полнолуние. Возможен еще вариант начала года 21 (Византийская «Пасхальная хроника») или 25 марта (Александрийская эра). В первом случае — с установленного церковью на Никейском соборе в 325 г. дня весеннего равноденствия. Во втором — со дня, в который день становится больше ночи.

Вот так удобно. Есть даже формулы для пересчета. В прекрасной работе Льва Черепнина «Русская хронология»{25} их приводятся целых три. В принципе результаты одинаковые, так что дадим здесь одну, формулу Перевощикова:

X = остатку от деления выражения на 7.

При этом X — порядковый номер искомого дня недели, считая первым днем воскресенье, N — цифровое обозначение интересующего нас года от Р.Х., Т — количество дней, прошедших с начала N-го года до указанного в источнике числа включительно.

Я, честно говоря, предпочитаю по-другому считать. Просто подсчитываю, сколько лет прошло между нынешним годом и тем, который меня интересует. Потом — сколько за это время было високосных лет. Складываю, делю на семь. Записываю остаток. После этого смотрю, на какой день недели приходится интересующее меня число в текущем году. Только при этом не забываю, что у нас календарь теперь — григорианский. Т. е. число сдвинулось вперед на 13. И отсчитываю назад столько дней, каков получившийся остаток. Результат тот же, что и по формуле. Просто нужно иметь с собой календарь. Зато не требуется высчитывать, каким по счету в году является интересующее меня число. По-моему, так проще.

Есть еще датирующие указания. Во-первых, это даты солнечных и лунных затмений и появлений комет. В летописях эти события, хотя и не всегда, но фиксируются. А астрономы давно вычислили, когда и где затмения и кометы должны были бы быть видны в прошлом. Астрономические даты даны по новой эре, так что можно проверить, какому же стилю и какой эре от С.М. они соответствуют.

Наконец, имеются указания на даты «от Пасхи». Как известно, Воскресение Христово — дата кочующая, поскольку привязана к воскресенью после первого новолуния за днем весеннего равноденствия. Вернее, не совсем так, поскольку церковь исходит не из истинного новолуния, а из рассчитанного. При этом днем равноденствия еще со времен Никейского собора 325 г. считается 21 марта. На самом деле реальное равноденствие, а стало быть, и первое после него новолуние, не совпадает с расчетным. Ведь даже григорианский календарь (а его и вводили-то для того, чтобы вернуть день равноденствия к той дате, на которой он был во время Никейского собора) не соответствует солнечному.

ЮДИН ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Даты жизни: 27 сентября 1943
Место рождения: город Каахка (Туркмения)
Русский художник-иллюстратор, автор книг для детей
Известные произведения: «Букварёнок», «Главное чудо света», «Заниматика»

Георгий Юдин родился 27 сентября 1943 года в Туркмении (г. Каахка). О событии своего детства, наложившем отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, художник рассказывает так: «В 1948 году в Туркмении случилось страшное Ашхабадское землетрясение, когда погибло 130 тысяч человек, в том числе мой отец и сестра. И только благодаря маме, которая меня, пятилетнего мальчика, закрыла собой, я словно бы родился второй раз».
Вероятно, случившееся и помогло Георгию Николаевичу особенно чётко осознать исключительную ценность семьи и детей.
По окончании железнодорожного техникума и службы в армии, где, собственно, он и начал рисовать, будущий художник учился в Полиграфическом институте. Георгий Николаевич ходит в музеи, много читает, пробует писать масляными красками.
Свою первую книжку он иллюстрирует для туркменского издательства. Книжки, которые он иллюстрирует после окончания института, наполнены приключениями и сказочными происшествиями. Это «Человек-амфибия» Александра Беляева, «Шпион» Фенимора Купера, сказочная повесть «Чёрная курица» Антония Погорельского. Всего Георгием Юдиными оформлено иллюстрациями 130 книг. Своих героев художник умеет рисовать живыми и подвижными.
А ещё Георгий Николаевич работал в кино над широко известными фильмами «Красные дипкурьеры» и «Капитан Немо». Таинственный серебристый «Наутилус» — подводный корабль из романа Жюля Верна «Капитан Немо» на Одесской киностудии построили по рисункам Г.Юдина. Актеры подружились с художником. И если смотреть кинофильм «Капитан Немо», то на палубе парусника «Товарищ» в форме английского матроса можно увидеть и самого художника — широкоплечего рыжеволосого бородача.

А потом Георгий Юдин стал писателем, произошло это не случайно. «Я был просто детским художником, но, когда у меня родились две дочки Аня и Даша, началась мука под названием «Папа, почитай сказку!» И я, молодой тогда художник, с тоской думая о незаконченных иллюстрациях к моей любимой сказке А. Погорельского «Чёрная курица», начинал, наверное, в сотый раз пересказывать этим ненасытным мучителям про Ивана-царевича с лягушкой, про козу рогатую да про кота усатого, про рыжую девочку Машу, которую серые волки утащили в страшный лес за то, что она не давала папе рисовать книги и зарабатывать деньги…
«Нас очень много», — с тоской думал я о молодых родителях, которых дети заставляют читать сказки и не дают работать и отдыхать. Вот тогда-то я и написал свою первую книгу «Букварёнок», по которой дети могут научиться читать».
«Букварёнок» — это увлекательная игра-разговор о буквах. В 1989 году книга получила серебряную медаль в немецком городе Лейпциге.
В предисловии к книге автор написал: «Всё о буквах. Сказки и удивительные истории о самом интересном во всем мире».

Про каждую из букв алфавита художник Г. Юдин сочинил смешную или печальную сказку. Разве «М» не похожа на быструю молнию, а «В» на варежку? В букве «Ш» легко увидеть шпалы. «Букварёнок» — это и учебник и книжка-игрушка. Обучать играя – главное ее назначение. Книга рассчитана на активное участие самого ребенка в освоении букв, в увлекательном путешествии в мир вещей. За 20 лет «Букваренок» переиздавался пятнадцать раз! И вот в 2001 году наши начинающие читатели получили еще один подарок — «Букваренкину школу». Новое, необычное по методике дополнение к «Букваренку» позволит детям быстро и весело научиться не только читать, но и писать. Книги объединяют общие герои — мышонок Мыша и плюшевый Миша.

Ну вот «Аня с Дашей росли и в один прекрасный день явились ко мне с неожиданным для всех родителей вопросом: «Папа, откуда берутся дети?».
«Нас слишком много», — с тоской подумал я о бедных родителях, которые не знают, что ответить на это пытливым чадам.

Пришлось прочитать много научных книг по анатомии, биологии, чтобы потом все эти знания перенести на детский язык.
Я был потрясён прочитанным. Мне хотелось бегать по улицам, размахивать руками, как птица, и орать: «Люди! Каждый из нас чудо!». Я так и назвал книгу: «Главное чудо света».
Книга Георгия Юдина «Главное чудо света» — мудрое пособие для детей и родителей. Книга с уважением и любовью рассказывает детям о Человеке, о том, какое это совершенное создание Природы. Она не только о том, как устроен человек, она открывает глаза на самих себя, изменяет наше отношение к себе, к своему здоровью, воспитывает культуру чувств. Открывает эту прекрасную книгу о человеке глава «Откуда берутся дети». Медики и психологи установили, что для нормального, не искривленного духовного развития ребенку надо знать, как он рос внутри мамы и что связывает его с отцом. Понимание им роли матери и отца готовит его самого к этой будущей роли. Это принципиально важно для эмоционально-нравственного отношения человека к любви. Особую роль в книге играет ведущий: папа. Это как бы модель поведения для родителей, своими объяснениями он дает им наглядный пример, как надо говорить с детьми о деликатных, сложных вещах и что именно говорить, учитывая возможности конкретного ребенка. Книга написана очень корректно, с чувством юмора. Прекрасные, «говорящие» иллюстрации, схемы к каждой главе, сделанные автором и дополненные картинками из художественных музеев мира,- делают книгу более полной, убедительной. Пособие такого рода для детей и их родителей появилась у нас впервые. Это поистине уникальное издание.

А тем временем «Прошло ещё два года, и моих детей и других тоже нужно было обучить арифметике, но не нудно, как в школе, а интересно и весело. Появилась «Заниматика», где все цифры были не скучными закорючками, а живыми существами со своей удивительной интересной жизнью». Книга помогает детям не только быстро запоминать цифры и решать несложные задачи, но даёт первые представления о теории относительности, пространства и времени, научит творчески мыслить и находить правильные решения не только в математике, но и в жизни.
А ещё в творчестве Георгия Николаевича — писателя и художника есть и добрая, веселая сказка «Зеленый поросенок». Наивный (зеленый) пластилиновый поросенок заставляет окружающих взглянуть на себя как на личность, способную совершать необыкновенные, добрые и чистые поступки.

Георгий Юдин пишет: «Взрослели мои дети, взрослели и темы книг, которые я писал и рисовал. Теперь мне хотелось сочинять не только сказки и стихи, как, например, «Зелёный поросёнок» или «Усатый сюрприз», но книги, которые наполняли бы душу ребёнка духовным светом веры, рассказывали бы ему о таинственном, невидимом Боге, создавшем весь мир, об Ангеле-хранителе, оберегающем людей от несчастий, о чудесах великих святых: Георгия Победоносца, Ильи Муромца, Сергия Радонежского и многих других, об их помощи людям».
В творчестве Георгия Николаевича появляются книги духовно-нравственного содержания. Одно из первых книг стала «Птица Сирин и всадник на белом коне». Автор повести задаётся вопросами: Что такое родная история? Что такое русский человек, чем одарен, на что способен? Главный герой книги Егорий проходит через душевные и физические муки, слепоту и чудесное исцеление и становится иконописцем. Вместе с ним читатель узнаёт, как рождается художник, что такое искусство иконы, как расписывают церкви, почему Егорий выбирает для иконописи образ Георгия Победоносца, который становится символом Древней Руси. Книга эта — прекрасное дополнение к урокам истории России XVI века.
Книги Георгия Юдина заставляют нас окунуться в древнюю историю нашей страны. Конечно, все работы Георгия Юдина, преподнесены в сказочной манере, однако большая доля наших познаний о древней Руси проистекает именно из различных сказок, сказаний, былин, писаний прошедших из уст в уста через десятки поколений.

Разносторонняя деятельность Георгия Юдина отмечена многими почётными званиями и наградами. Он — заслуженный художник России, член Союза писателей России, вице-президент Совета по детской книге России, кавалер Ордена Преподобного Сергия Радонежского, лауреат международного конкурса детской книги в Братиславе (БИБ-83) «Золотое яблоко» за иллюстрации к книге А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», обладатель Серебряной медали международной книжной выставки в Лейпциге (1987 год) «Самая красивая книга года» (за книгу «Букварёнок»). А в 1998 году за книгу «Муромское чудо» имя Георгия Юдина было внесено в Почётный список Ханса Кристиана Андерсена.

Год 6888 от сотворения мира

Григорий Родственников

Татарский воин был свиреп и огромен, как медведь-шатун. Ломая кусты, он вывалился на поляну и застыл от неожиданности, обнаружив Плешку. В черных раскосых глазах плеснулось недоумение, но уже в следующую секунду в них разгорелся огонь ненависти.
– Урус-собака! – прошипел тугарин и ринулся на бортника.
Рука Плешки дернулась к сапогу, но услужливая память уже ожгла сознание: нож остался в стволе дуба, рядом с зудящим, пахнущим медом дуплом. Всего в десяти саженях отсюда! А не успеть! Не дотянуться!
Татарин тоже был без оружия. Видать бросил свою кривую саблю, когда драпал от воев княже Димитрия.
Силен был поганый. Стальные грязные пальца сомкнулись на горле Плешки, сминая мышцы, гася сознание. Повалились оба в душистый бурьян, рыча, аки звери лютые.
«Вот и смертушка на пороге!». Но не дала Богородица-заступница сгинуть, уберегла — Матушка. Нащупала рука бортника крючковатый древесный сук, да и ужалила вражину в бритый затылок.
Тяжело дыша, стоял Плешка над поверженным врагом.

Утирал рукавом рубахи сопревший лоб.
Захрустели кусты и вышел на поляну витязь в белом плаще. Не иначе, сам княже или кто из дружины его. И были слова его чудны и непонятны бортнику:
– Ты что, Плешаков, охренел?! Ты зачем Хабибуллина табуреткой треснул?! Я тебе сто раз говорил: у нас в больничке нельзя драться! По карцеру стосковался, буйная твоя морда?!
1 мая 2013 года, однако.
Дурковать так до конца! Не могу не опубликовать пародию моего приятеля с другого сайта на эту миньку. Посмейтесь, прозоряне!
ПАРОДИЯ:
Татарский воин был огромен и неуклюж, как Кунг-Фу Панда. Ломая кусты, он вывалился на поляну и застыл от неожиданности, обнаружив Флешку. В раскосых подслеповатых глазах плеснулось недоумение, но уже в следующую секунду в них разгорелся огонь ненависти.
— Китайская подделка! – прошипел татарин и начал топтать Флешку.
Флешка попыталась натянуть на себя колпачок, но тот был слишком далеко. «Перестарались создатели с длиной веревочки» — промелькнуло в ее микросхемах. – «Всего в пяти сантиметрах – а не дотянуться! Не успеть!»
Татарин же был бос. Поэтому всё, чего он добился, пытаясь растоптать Флешку – просто вдавил ее в грунт поляны. Но силён был поганый. Стальными пальцами он схватил маленькую Флешку и начал давить и крутить ее, пытаясь сломать. Схватившись за колпачок, он с силой потянул за него, силясь оторвать его от основного тела. «Вот и смертушка на пороге» — подумала Флешка. Но уберегла земля русская от смерти гостью иноземную. Оторвался шнурок, соединяющий колпачок и Флешку, сразу с двух сторон, и, подобно натянутой струне, полоснул по горлу басурманина. Упал тот во траву зеленую, орошая землю-матушку кровушкой красною…
Захрустели кусты, и вышел на поляну витязь с бородой и в невиданном разноцветном одеянии и штанах синего цвета. Не иначе сам княже с шутом пожаловал. И молвил князь, глядя на поверженного татарина:
— Ты что, задрот, охуел чтоли? Ты как с флешками рабочими обращаешься? Сколько раз я тебе говорил: не пей балтику девятку! Ядовитое оно и галлюцинации вызывает… — и главный админ вышел из серверной…
© Аццкийинженер

© Copyright: Григорий Родственников, 2013
Свидетельство о публикации №213050801152

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Григорий Родственников

Рецензии

Написать рецензию

))) Как в русской сказке:» Не пей, братец Иванушка, из козлиного копытца — козлёночком станешь!»
Ужесть!!! )))
Валентина Юрьева-50 18.06.2016 13:16 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Может он и не пил вовсе. Так просто — дурачок ))
Григорий Родственников 18.06.2016 13:42 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 53 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Григорий Родственников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *