Где плащаница Христа

Где плащаница Христа

Туринская плащаница

Изображение лица на Плащанице (негатив)

Тури́нская плащани́ца (итал. Sindone di Torino) — христианская реликвия, четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти (Мф. 27:59-60). Плащаница содержит на себе изображение человека в полный рост (виды спереди и сзади), которое часть верующих считает отпечатком тела Иисуса Христа. В настоящее время хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине. Католическая церковь и учёные не признают её подлинной.

Туринская плащаница (позитив и негатив)

Позиция Церкви

Часть верующих убеждена, что на плащанице — подлинные отпечатки лика и тела Христа, отчего Туринская плащаница ценится как одна из важнейших реликвий христианства.

Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, однако считает её важным напоминанием о Страстях Христовых.

Православная церковь не имеет официальной позиции по вопросу её подлинности; ряд церковных деятелей считает её подлинной.

Евангельские и апокрифические рассказы

«Положение во гроб», икона мастерской А. Рублёва
«Оплакивание Христа». Петрус Кристус, 1460 год

Об использовании плащаницы при погребении Иисуса Христа сообщают все четыре евангелиста:

Евангелие Описание погребения
От Матфея
(Мф. 27:57-60)
Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
От Марка
(Мк. 15:43-46)
…пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер… отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
От Луки
(Лк. 23:50-53)
Тогда некто, именем Иосиф, член совета… пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном , где ещё никто не был положен.
От Иоанна
(Ин. 19:38-40)
После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса… просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. <…> Пришёл также и Никодим… Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.

После Воскресения Иисуса Христа о погребальных пеленах, которые апостол Пётр увидел в пустой гробнице, сообщают евангелисты Лука и Иоанн.

Из апокрифических рассказов о погребальном саване Иисуса Христа сообщает «Евангелие от евреев» во фрагменте сохранившемся в сочинении Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах»:

…в Евангелии, названном Евангелием от Евреев, которое я недавно перевел на греческий и латинский и которое часто использует Ориген, после рассказа о воскресении Спасителя говорится: «Но Господь, отдав свой саван священнику, предстал пред Иаковом»

Легендарные сведения, связываемые с Туринской плащаницей

Алтарные покровы с изображением Христа размером в человеческий рост распространились в Византии в конце XI века, такие покровы, хранившиеся в различных церквях Константинополя, упоминаются в ряде источников XIII века.

По свидетельству Николая Месарита (1201 год), в часовне Богородицы Фарос (греч. Θεοτόκος τοῦ Φάρου) в константинопольском дворце Буколеон («Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и ещё благоухают помазанием»). Участник и летописец IV крестового похода, в ходе которого крестоносцами был взят и разграблен Константинополь, Робер де Клари также упоминает хранившийся в монастыре Богородицы Влахернской «саван, которым был обёрнут наш Господь», на котором «можно было хорошо видеть лик нашего Господа», исчезнувший после взятия Константинополя («и никто — ни грек, ни француз — никогда не узнал, что сталось с этим саваном, когда город был взят»).

Достоверно известная история плащаницы

Впервые реликвия зафиксирована во Франции в 1353 году: Жеффруа де Шарни объявил, что плащаница находится у него. Вначале Плащаница была выставлена в городе Лире во владениях де Шарни. В 1452 её выкупил Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года.

В 1898 году, когда плащаница была выставлена на обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа сделал снимки, и обнаружил на негативах человеческий лик. Это открытие поставило ряд вопросов, главные из которых были вопрос о подлинности плащаницы и личности изображённого на ней человека. Однако провести серьёзные исследования с помощью современных методов удалось только в конце XX века.

Туринская плащаница открывается для обозрения паломников довольно редко. В последний раз это было сделано с 10 апреля по 23 мая 2010 года. В дни Зимней Олимпиады 2006 года, проходившей в Турине, в подземной части Туринского собора при помощи компьютерной графики было выставлено виртуальное изображение плащаницы, а также устроена экспозиция, посвящённая её истории.

Часть исследователей на основании данных радиоуглеродного анализа, полученных в 1988 году, утверждают что плащаница была изготовлена в Средние века (XIV век), и в настоящее время учёными делаются попытки реконструкции способа создания изображения на плащанице.

В 2012 году художник Лучиано Бузо высказал предположение, что Туринская плащаница была воссоздана великим итальянским художником средневековья Джотто ди Бондоне.

Научные исследования и датировка

Позитив плащаницы

В фокусе Туринской плащаницы скрестились многие научные, исторические и теологические проблемы. Во второй половине XX века Ватикан разрешил проведение научных исследований плащаницы с применением специальной аппаратуры.

В 1988 году было проведено датирование методом радиоуглеродного анализа. Образец был разделён на три части и исследован в лабораториях Аризонского университета (США), Оксфордского университета (Великобритания) и Федерального политехнического института в Цюрихе (Швейцария). Датировки в этих трёх лабораториях проводились слепым методом и независимо друг от друга и дали практически один и тот же результат (с учётом небольшой погрешности). Специалисты лабораторий пришли к выводу о радиоуглеродном возрасте плащаницы в 691 ± 31 год, что после калибровки с 95%-ной вероятностью указывает на дату изготовления между 1275 и 1381 гг. В целях контроля наряду с образцами плащаницы в лабораториях анализировались три других образца тканей, возраст которых был заведомо известен историкам: плащ Людовика IX, сделанный между 1240 и 1270 гг.; саван из египетского погребения, сотканный около 1100 года; и ткань, укутывавшая египетскую мумию, датируемую приблизительно 200 годом. Во всех трёх случаях полученные в лабораториях датировки совпали с исходными данными.

Результаты радиоуглеродного анализа подтверждаются и данными гуманитарных наук. Возраст, полученный радиоуглеродным анализом, совпадает с первым документально зафиксированным упоминанием плащаницы – 1353 год. Искусствоведческий анализ, проведённый в 1973 г., также показал, что внешний вид изображения на плащанице по многим параметрам соответствует представлениям, принятым после 1300 г. Этот вывод подтверждается и данными исторической науки: в библейские времена евреи хоронили своих покойников со скрещенными на груди руками. Руки, сложенные на гениталиях, как изображено на плащанице, впервые появились на картинах с XI века и были «уступкой стыдливости» того времени. Покойников во времена Христа хоронили голыми, обрезанными и бритыми, что тоже не соответствует изображению на плащанице.

Однако позже появились по крайней мере четыре статьи в научных рецензируемых журналах, подвергавших критике результаты датировки. Участник первого проекта по исследованию Туринской плащаницы, химик из Лос-Аламосской лаборатории в США Раймонд Роджерс, проанализировав химический состав ткани, высказал предположение, что образцы, снятые для радиоуглеродного анализа, были взяты не с основной ткани, а с заплат, наложенных во время одной из починок Плащаницы. Критика скептиков побудила к специальному исследованию образцов под микроскопом, которое выявило одинаковое плетение ёлочкой как у образцов, так и у остальной ткани плащаницы. Подобное плетение не имеет других аналогов.

Из этой предпосылки исходят авторы статьи «К вопросу о датировании Туринской плащаницы» — директор Института криминалистики ФСБ России д.т.н. А. В. Фесенко, директор Российского центра Туринской плащаницы А. В. Беляков, начальник отдела Института криминалистики ФСБ к.х.н. Ю. Н. Тилькунов, начальник отдела Министерства юстиции РФ к.х.н. Т. П. Москвина. Статья была первоначально опубликована в Вестнике РАН. Авторы статьи утверждают, что плащаница подвергалась различным воздействиям, в том числе вывариванию в масле для убеждения неверующих, и методики подготовки образцов плащаницы, использованные при их радиоуглеродном датировании, не обеспечивают полного удаления из ткани высохшего льняного масла. Введённые в 1532 году в ткань 7% масла, по расчётам авторов, могли сдвинуть радиоуглеродную дату создания плащаницы на 1300 лет вперёд относительно реальной даты.

Однако их результаты вскоре были подвергнуты критике с. н. с. ГАИШ, доцентом Физического факультета МГУ, к. ф.-м. н. В. Г. Сурдиным, который в статье «Ошибка при решении элементарной задачи» (Вестник РАН) доказывает, что выводы Фесенко и его соавторов о возможности существенного искажения радиоуглеродного возраста Туринской плащаницы основываются на грубой математической ошибке при составлении уравнений. Главная их ошибка заключается в допущении о том, что в момент загрязнения в ткань плащаницы попадал только радиоактивный изотоп углерода 14C, а не природная смесь всех изотопов углерода. Если исправить эту ошибку в вычислениях Фесенко и его соавторов и составить уравнения правильно, то результаты этих вычислений не сильно противоречат результатам радиоуглеродного анализа: даже 10%-ное остаточное загрязнение плащаницы маслом привело бы к её омоложению всего лишь на 276 лет (в случае изготовления полотна в начале нашей эры) или на 39 лет (в случае его изготовления в начале XIV в.).

Плащаница при пожаре в 1532 году была подвергнута воздействию высокой температуры при низком содержании кислорода. Доктор биологических наук, биохимик Дмитрий Кузнецов из научно-исследовательской лаборатории Биополимеров им. Е. А. Седова в Москве провёл эксперименты на точность радиоуглеродного датирования образцов, предварительно подвергнутых сильному нагреванию. Кузнецов приобрёл древнюю ткань из Израиля, радиоуглеродный возраст которой составлял 200 лет. Ткань подвергалась сильному нагреванию в присутствии серебра, после чего радиоуглеродный анализ показал возраст в 1400 лет. Кузнецов объясняет это биодеградацией (biofractionalization) химических связей под воздействием тепла, и загрязнение ткани внешним (extrinsic) источником 14C. Однако эти выводы оспариваются в том же номере журнала другими исследователями, указывающими на ошибки в статистической обработке результатов эксперимента и их невоспроизводимость.

В результате проведения новых исследований в 2008 году учёные впервые сделали сверхточный цифровой снимок плащаницы в 12,8 млрд пикселей, однако определённый в 1988 году возраст полотна не получил опровержения.

Также, с точки зрения начертательной геометрии, в том случае, если ткань запечатлела объёмный отпечаток человека, то её развёртка должна показывать искажённое изображение лица и тела. Тем не менее на плащанице представлена не развёртка, а плоская проекция человека. При этом проекция человека с тыльной стороны на целых 5 см превышает проекцию с лицевой.

В 2013 году профессор механико-термических исследований университета Падуи Джулио Фанти провёл комплексные исследования Туринской плащаницы, так как, по его мнению, проведённые в 1988 году исследования с помощью радиоуглеродного анализа пришли к ошибочным выводам. В исследованиях применялись методы химического анализа (с помощью инфракрасной и рамановской спектроскопии), а также многопараметрического механического анализа (исследование пяти механических параметров волокон, включая модуль Юнга, разрывную прочность и др.). Все эти анализы проводились на образцах волокон с оригинальной плащаницы после определения относительной шкалы с помощью ряда образцов, восходящих к периоду от 3000 года до новой эры и по наши дни. Механический анализ дал возраст плащаницы – 400 г. н.э. ± 400 лет. Рамановская спектроскопия показала возраст 200 г. до н.э. ± 500 лет, а Фурье-ИК-спектроскопия – 300 г. до н.э. ± 400 лет. Объединив эти данные, Фанти пришёл к выводу, что вероятным возрастом плащаницы (с вероятностью 95%) является 33 г. до н.э. ± 250 лет — то есть практически охватывает эпоху, в которую жил Иисус Христос.

Кроме этого сторонники подлинности плащаницы утверждают, что на ней имеются следы от монет, которые были положены на глаза завёрнутого в полотно и в них можно различить символы, характерные для монет времён Пилата.

Проведённый в 2015 году анализ следов ДНК на плащанице показал, что в контакт с тканью входили люди из самых разных этнических и географических групп. Джанни Баркачча из Падуанского университета, ответственный за проведение исследования, заявил, что, используя современные методы анализа ДНК, узнать что-то большее о плащанице невозможно.

В 2018 году судмедэкспертом-антропологом Маттео Боррини и химиком-органиком Луиджи Гарлашелли было проведено исследование по моделированию стока крови с тела на плащаницу. Согласно полученным результатам, часть отпечатков на плащанице является совершенно нереалистичной и не могла быть оставлена телом ни в каком положении, а часть должна была бы иметь совершенно иной характер. Результат исследования был опубликован в Journal of Forensic Sciences.

Если это было действительно изображением мертвого тела Иисуса, то можно было бы ожидать, что телесные области, прикоснувшиеся к плащанице, станут более отчетливыми. Фактически, руки и лицо Иисуса изображены с большой детализацией, в то время как его ягодицы и его пупок слегка очерчены или невидимы, расхождение объясняется тем, что художник изобразил голого Иисуса в скромном виде. Кроме того, правая рука и кисть Иисуса ненормально вытянуты, что позволяет ему скромно покрывать область его гениталий, что физически невозможно для обычного мертвого тела, лежащего в основе. Никакие морщины или другие нарушения не искажают изображение, что маловероятно, если ткань покрыла неправильную форму тела. Более того, физический облик Иисуса соответствует византийской иконописи.

В проведенном исследовании 2010г. было обнаружено что переднее изображение Туринской плащаницы длиной 1,95 м. напрямую не совместимо с обратным изображением длиной 2,02 м.

Трёхмерная реконструкция

В 1976 г. Джон Джексон из Лос-Аламосской национальной лаборатории, на основе изображения на плащанице реконструировал предполагаемую трёхмерную форму тела.

Новые работы в области получения объёмного изображения с Туринской плащаницы проведены Барри М. Счворц в 1997 году.

Реконструкция способа создания изображения

Изображение тела на Плащанице является одновременно полноразмерным и полутоновым. Исследователями Плащаницы неоднократно предпринимались попытки реконструировать способ создания подобного изображения.

М.Левшенко в 2006 году предположил, что «изображение» на ткани могло возникнуть под воздействием энергии солнечного света. Масляные следы отпечатка тела на белом полотне, содержащие частицы растительной смолы мирры и гидрофильные вещества из мази, под воздействием энергии солнечного света вызвали окисление и дегидратацию целлюлозы волокон ткани плащаницы. Это вызвало видимый эффект появления «изображения» на ткани. Автором приводятся экспериментальные данные получения этим способом «изображения» ладони на льняном полотне

  • Левшенко М.: «Туринская плащаница — решение найдено: „Солнечный“ механизм формирования „изображения“». Ж. «Актуальные вопросы современного естествознания». Вып.10. Стр.33-49. 2012 г. .

В 2009 году группа итальянских учёных во главе с доцентом (Professore Aggregato) органической химии Павийского университета Луиджи Гарласкелли (Luigi Garlaschelli) заявила об удачном завершении экспериментов по реконструкции способа создания изображения на Плащанице. Для точности реконструкции использовались лишь материалы и методы, доступные в Средние века. В результате было получено нечёткое, полутоновое полноразмерное изображение человеческой фигуры, схожее с тем, что имеется на Плащанице. По словам Гарласкелли, Ватикан никак не откликнулся на результаты реконструкции, которая была спонсирована итальянским обществом атеистов и агностиков.

Процесс создания изображения проходил в несколько этапов:

  1. Доброволец покрывался льняной тканью
  2. Ткань натиралась пигментом с небольшим количеством кислоты
  3. Пигмент постепенно удалялся (для ускорения этого процесса ткань нагревалась в печи)
  4. На заключительном этапе на ткань наносили пятна крови и другие декорирующие элементы.

Другими исследователями было наглядным образом продемонстрировано, что качество реконструкции группы Гарласкелли намного уступает качеству оригинала (в частности, не достигнута полутоновость оригинального изображения). Были подвергнуты сомнению сам процесс проведения эксперимента, соблюдение стандартов публикации научного материала и осведомленность автора исследования непосредственно о химических и физических характеристиках оригинала.

Иерусалимский саван

Простое и саржевое переплетение нитей (саван I века и Туринская плащаница соответственно). Саржевое плетение нитей появилось лишь в Средние Века

Вышедшая в 2009 году статья «Molecular Exploration of the First-Century Tomb of the Shroud in Akeldama, Jerusalem» описывает открытие в древнем захоронении в Иерусалиме частей савана, по данным радиоуглеродного анализа, относящихся к концу I века до н. э. — началу I века н. э. Это одно из очень немногих в районе Иерусалима захоронений с сохранившимися материалом савана. Археолог Шимон Гибсон обнаружил останки, завёрнутые в саван, в пещере в долине Хинном. Анализ ДНК установил, что умерший человек страдал проказой и скончался от туберкулеза. Судя по всему, из-за этого погребальная камера в пещере, где нашли останки, была герметично запечатана. Это, в свою очередь, позволило савану сохраниться до наших дней.

В отличие от Туринской плащаницы, найденный в Иерусалиме саван представляет собой не цельный кусок ткани, а состоит из нескольких частей. В частности, отдельный кусок ткани полагался для головы на тот случай, если человек, которого хоронили, оказывался живым и приходил в сознание. Тогда он мог сдёрнуть с лица часть савана и закричать. Про платок, закрывавший лицо умершего, сообщает и евангелист Иоанн (Ин. 20:6-7) — «Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте».

В отличие от Туринской плащаницы, найденная ткань была выткана методом простого двустороннего переплетения нитей, а не саржевого (диагонального), которое использовано в Туринской плащанице. Саржевое плетение нитей появилось лишь спустя тысячу лет после предполагаемой даты смерти Христа. Остатки данного савана, по мнению некоторых исследователей, могут подтвердить версию о поддельности Туринской плащаницы.

Однако существуют работы, допускающие предположение, что подобное саржевое плетение ёлочкой применялось в I веке в Сирии, для изготовления очень дорогих тканей, и указывающие на возможность изготовления ткани плащаницы на Ближнем Востоке в I веке.

Копия Туринской плащаницы в Церковь Кристо-де-Ла-Лагуна (Тенерифе, Испания).
> См. также

  • Плащаница (За гранью возможного)
  • Плащаница
  • Сударь (пелена)
  • Христианские реликвии
  • Плат Вероники

Примечания

  1. Туринскую плащаницу верующие увидят только в 2010 году
  2. Митрополит Иларион возглавил торжественное богослужение перед Туринской Плащаницей // Mospat.Ru
  3. Иероним Стридонский. О знаменитых мужах
  4. Kazhdan A. P., Wharton A. J. Change in Byzantine culture in the eleventh and twelfth centuries. — University of California Press, 1985. — P. 96. — ISBN 9780520051294.
  5. Nicholas Mesarites 1201 // www.shroudofturin4journalists.com
  6. Робер де Клари. Завоевание Константинополя (пер. М. А. Заборова). М. Наука. 1986, гл. XCII
  7. Il sito ufficiale della Santa Sindone
  8. Shroud of Turin ‘is a medieval fake’, say Italian scientists
  9. Туринская плащаница — творение Джотто?
  10. Damon P. E., Donahue D. J., Gore B. H. et al. Radiocarbon dating of the Shroud of Turin. // Nature. 1989. V.337. Р.611—615
  11. 1 2 Крис Тёрни «Кости, скалы и звёзды: Наука о том, когда что произошло», — М: Альпина нон-фикшн, 2011, С. 46-65. ISBN 978-5-91671-087-8
  12. Хасанов Б. Ф. О радиоуглеродном методе датирования. Часть 1
  13. 1 2 Сурдин В. Г. Туринская плащаница: научное расследование // Бюллетень № 1 «В защиту науки» 14.11.2006
    • RN Rogers, «Studies on the Radiocarbon Sample from the Shroud of Turin», Thermochimica Acta, Vol. 425, 2005, pp. 189—194,
    • S. Benford, J. Marino, «Discrepancies in the radiocarbon dating area of the Turin shroud», Chemistry Today, vol 26 № 4 / July-August 2008, p. 4-12,
    • Emmanuel Poulle, «Les sources de l’histoire du linceul de Turin. Revue critique», Revue d’Histoire Ecclésiastique, 2009/3-4,
    • G. Fanti, F. Crosilla, M. Riani, AC Atkinson, «A Robust statistical analysis of the 1988 Turin Shroud radiocarbon analysis», Proceedings of the IWSAI, ENEA, 2010
  14. Rogers, Raymond N.: «Studies on the radiocarbon sample from the shroud of turin.» // Thermochimica Acta, Volume 425, Issue 1-2 (January 20, 2005), pages 189—194, полная версия
  15. 1 2 Фесенко А. В., Беляков А. В., Тилькунов Ю. Н., Москвина Т. П. «К вопросу о датировании Туринской плащаницы» // Вестник РАН. — 2001. — № 10. — С. 915—918 перепечатка статьи
  16. Сурдин В. Г. Ошибка при решении элементарной задачи // Вестник РАН. — 2002. — том 72. — № 6. — С. 543—544. Перепечатка статьи)
  17. Kouznetsov D. A., Ivanov, A. A., Veletsky P. R. «Effects of fires and biofractionation of carbon isotopes on results of radiocarbon dating of old textiles: the Shroud of Turin», J. Archaeological Science, 1996, 23, 23-34; ibid. 23, 109—121
  18. A.J.T. Jull, D.J. Donahue, P.E. Damon. «Factors Affecting the Apparent Radiocarbon Age of Textiles: A Comment on «Effects of Fires and Biofractionation of Carbon Isotopes on Results of Radiocarbon Dating of Old Textiles: The Shroud of Turin», by D. A. Kouznetsov et al.» // Journal of Archaeological Science. Volume 23, Issue 1, 5 January 1996, Pages 157—160. DOI:10.1006/jasc.1996.0013
  19. Shroud of Turin Gets High-Def Scrutiny
  20. Александр Никонов «Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект», — М: ЭНАС, 2010, С. 321. ISBN 978-5-93196-997-8 глава о Туринской плащанице
  21. Giulio Fanti: The Image of a Man Who Lived Between 280 BC and 220 AD,
  22. Радио Ватикана: Туринская Плащаница: новые исследования,
  23. Emanuela Marinelli. La Sindone. Un’immagine «impossibile». — Torino, 1996. — Р. 65-66
  24. Is It a Fake? DNA Testing Deepens Mystery of Shroud of Turin
  25. Экспертиза назвала подделкой Туринскую плащаницу. Дата обращения 16 июля 2018. // Газета.Ру, 16.07.2018
  26. New Catholic Encyclopedia (2nd ed.), 2003
  27. Raymond E. Brown. Biblical Exegesis and Church Doctrine (Mahwah, NJ: Paulist Press, 1985), pp. 150–152
  28. Raymond E. Brown. Biblical Exegesis and Church Doctrine. — Wipf & Stock Publishers, 15 August 2002. — P. 150–152. — ISBN 978-1-59244-024-5.
  29. Turin Shroud: Compatibility Between a Digitized Body Image and a …: Ingenta Connect
  30. Jackson J. P., Jumper E. J., Ercoline W. R. «Three Dimensional Characteristic of the Shroud Image», IEEE 1982 Proceedings of the International Conference on Cybernetics and Society, October 1982, pp. 559—575.
  31. Jackson J. P., Jumper E. J., Ercoline W. R. «Correlation of Image Intensity on the Turin Shroud with the 3-D Structure of a Human Body Shape», Applied Optics, Vol. 23, Nє 14, 1984, pp. 2244—2270.
  32. Барри М. Счворц (Barrie M. Schwortz) (недоступная ссылка). Дата обращения 11 ноября 2012. Архивировано 23 марта 2013 года.
  33. 1 2 Comments about the Recent Experiment of Professor Luigi Garlaschelli (англ.)
  34. * Левшенко М.: «Разгадка одной из тайн Туринской плащаницы». Ж. «Химия и жизнь — XXI век», № 7, с.38-39. 2006 г.> st.php?idar=18127
  35. Сайт кафедры органической химии университета Павии
  36. Shroud of Turin ‘is a medieval fake’, say Italian scientists — Telegraph, 06.10.09 (англ.)
  37. Italian scientist reproduces Shroud of Turin — Reuters, 05.10.09
  38. 1 2 Опять подделали плащаницу — Газета.ру, 06.10.09
  39. Scientist re-creates Turin Shroud to show it’s fake // CNN (англ.)
  40. Science by Press Release? An Editorial Response by Barrie Schwortz (англ.)
  41. Находка археологов подтвердила поддельность Туринской плащаницы- Фонтанка.ру, 16.12.09
  42. Mati Milstein «Shroud of Turin Not Jesus’, Tomb Discovery Suggests» — National Geographic News, 17 декабря 2009
  43. Tyrer, J. LOOKING AT THE TURIN SHROUD AS A TEXTILE//Textile Horizons, Dec, 1981,

Литература

  • Воронов Д. Есть ли основания для сомнений в радиоуглеродной датировке Туринской Плащаницы поздним средневековьем? atheism.ru
  • Деко А. Туринская плащаница // Великие загадки истории / пер. И. Алчеева. — М.: Вече, 2004, 2006. — С. 122—151. — 480 с. — (Великие тайны). — 5000 экз. — ISBN 5-9533-0229-0.
  • Дулуман Е. К. Туринская плащаница: историческая правда вместо «чудес» вокруг да около
  • Ианноне Дж. Туринская плащаница / Тайна Туринской плащаницы. Новые научные данные. — СПб., 2005. — С. 12—40.
  • Каледа Г. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа.
  • Левшенко М.: Туринская плащаница — решение найдено: «солнечный» механизм формирования «изображения». // Актуальные вопросы современного естествознания. — Вып. 10. — 2012. — С. 33—49.
  • Лесков С. Реликвия для Церкви и науки // Известия : газета.
  • Материалы конференции (30 и 31 января 2002 г.) «Научные и богословские аспекты исследования Туринской плащаницы…»
  • Пернатьев Ю. Чудо Туринской плащаницы // Великие загадки истории / ред. С. Силяр. — Харьков: Книжный клуб, 2006. — 416 с. — 20 000 экз. — ISBN 966-343-411-2.
  • Синельников В. Туринская плащаница на заре новой эры. — М.: Сретенский монастырь, 2009. — 176 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-75330341-7.
  • Сойфер В. Туринская плащаница и современная наука. — Ч. 1, Ч. 2.
  • Сурдин В. В фокусе Туринской плащаницы.
  • Сурдин В. Г. Туринская плащаница: научное расследование // В защиту науки. — 2006. — № 1. — С. 85.
  • Тёрни К. Поддельная Туринская плащаница // Кости, скалы и звезды. Наука о том, когда что произошло. — М.: Альпина нон-фикшн, 2011. — 235 с. — ISBN 978-5-91671-087-8.
  • Фесенко А. В., Беляков А. В., Тилькунов Ю. Н., Москвина Т. П. К вопросу о датировании Туринской плащаницы.

Плащаница Христа: факты, исследования, доказательства подлинности

В итальянском городе Турине хранится главная святыня христианского мира — плащаница, в которую завернули тело Христа после смерти. Христиане всего мира верят в воскресение Иисуса из мертвых, но находится и немало атеистов. Однажды мне пришлось вести долгую беседу с неверующим другом о факте воскресения Христа.

Я приводила ему убедительные научные доводы и рассказывала, что плащаница Христа свидетельствует о его чудесном воскресении. К сожалению, переубедить его не удалось. Но я верю, что мои слова посеяли в его сердце семена. Они обязательно взойдут в свое время. В статье я расскажу вам о Туринской плащанице и истории ее обретения верующими.

Факты обретения плащаницы

Плащаница представляет собой кусок ткани размерами 4,3 х 1,1 метра. На пожелтевшей от столетий полотне явно проступают коричневатые пятна, которые обрисовывают мужскую фигуру с длинными волосами и бородой. История данной святыни полна тайн и приключений. По преданию плащаницу хранил апостол Петр, а затем она переходила от ученика к ученику. Пелены хранили в глубокой тайне, чтобы они не привлекали авантюристов разных мастей.

Следует уточнить, что во времена гонений на последователей Христа все святыни тщательно скрывали от язычников, поэтому о пеленах нигде не сообщалось. Слишком дорогой сокровищницей была плащаница для христиан, чтобы выставлять ее на обозрение. А вот после принятия христианства государственной религией императором Константином о плащанице стали говорить открыто.

Известно, что некоторое время плащаница сберегалась в Константинополе, но после разгрома Византийской империи турками и крестоносцами о святыне ничего не известно. Как она появилась в Европе, доподлинно никто не ведает. Но достоверным остается один факт, происшедший с итальянским фотографом Секондо Пиа.

Сейчас Туринская плащаница находится в храме Иоанна Предтечи в Турине.

Пелены привезли на выставку религиозного искусства, где ее и сфотографировал Пиа. Когда фотограф проявлял пленки, одна из них полностью засветилась. Зато другая при проявлении привела фотографа в трепет и ужас. На плащанице очень четко проявился образ мужчины невероятной красоты и благородства — это был Лик Иисуса Христа. Фотограф до утра не мог заснуть и оторвать глаз от божественного Лика. Это произошло в 1898 году в Париже.

Туринская плащаница, фото высокого разрешения:

Почему Спаситель предстал перед человечеством в своем истинном облике? Потому что в современном обществе утратили веру и забыли об истинном смысле жизни. Спаситель напомнил о себе вот в такой форме, чтобы все задумались о своей душе. Люди стали полагаться на научные доказательства отсутствия существования бога, впали в гностицизм. Однако в 21 веке наука уже не так категорично относится к отрицанию божественного начала и даже нашла доказательства в квантовой теории.

Нерукотворный образ

Плащаница нерукотворна и несет в себе доказательства древности происхождения. В этом ученые не могут сомневаться, потому что проводилось детальное исследование. Плащаницу тщательно исследовали даже криминалисты, но не нашли доказательств подделки или фальсификации.

Многие ученые, изучавшие плащаницу уверовали в возможность воскресения Христа и превратились из атеистов в христиан.

Доказательства подлинности плащаницы:

  • льняное полотно, тканое утраченной ныне древней техникой;
  • хлопчатник, из которого сделано полотно, произрастает только в Передней Азии;
  • отпечаток монет эпохи Пилата (ими закрывали глаза покойного);
  • след от гвоздя, вбитого в запястье;
  • отсутствие красителей и художественного творчества;
  • возраст происхождения датируется 30-100 гг по рождеству Христову.

Ученый ботаник Фрей изучил состав пыли с плащаницы и подтвердил, что она соответствует составу пыли Палестины, Византии и Европы. Таким образом, подтвердился перенос святыни из местности в местность.

Результаты научного исследования плащаницы исключают ее искусственное происхождение в Европе.

К истории плащаницы относятся и события, когда ее стирали, вываривали в масле и подогревали. Но несмотря на все усилия, святой Лик уничтожить не удалось. Также плащаница не единожды попадала в пожары, но сохранила свою целостность и осталась невредимой.

Туринская плащаница полностью доказывает факт воскресения Иисуса.

Самым удивительным открытием было обнаружение радиоактивного излучения. Как оно могло попасть на плащаницу в те далекие времена? Это объяснили фактом воскресения Христа из мертвых, когда в его теле происходили различные ядерные процессы. Благодаря качественным изменениям тела Спаситель мог выйти из плащаницы без развязывания и проходить сквозь стены.

Заключение юриста Эдварда Кларка о Туринской плащанице:

Следы истязаний

Особого внимания заслуживают следы истязаний тела Христа, которые запечатлелись на полотне. Ученые скрупулезно исследовали каждое пятнышко на ткани и рассказали такие детали, о которых не было упомянуто в евангелии. Во-первых, была установлена национальность завернутого в плат тела — иудейская либо арабская. Во-вторых, пятна на полотне образованы кровью. В-третьих, ткань плащаницы была дорогой для тех времен, и купить ее мог только состоятельный человек (им был благочестивый Иосиф).

Факты:

  • Кровяные пятна на ткани появились раньше, чем отпечатался образ — это говорит о том, что при воскресении произошла ядерная реакция.
  • Анализ кровяных пятен свидетельствует, что полотно покрывало тело усопшего не более двух/трех суток.
  • Шипы от тернового венка повредили сосуды головного мозга, о чем свидетельствуют кровяные пятна на плащанице в области головы и бороды.
  • На коленях были кровавые раны, что свидетельствует о падении Спасителя под тяжестью несомого на Голгофу креста.
  • Раны от гвоздей находятся на обеих стопах.
  • В области ребер запечатлелось расплывчатое пятно, образовавшееся от сукровицы — когда Иисусу пробили ребра копьем.

Факты зверского истязания просто ужасны. Ученые восстановили картину предсмертных мук Спасителя, о которых не было указано в евангелии. Иисус подвергся жестокому бичеванию плетьми, которое осуществляли двое мужчин. На плетках были железные шарики с крючками, которые вырывали куски кожи при ударах. От каждого удара остался кровавый след на полотне. В избитом и истерзанном состоянии Христос нес тяжелый деревянный крест на место казни — Голгофу.

Туринская плащаница — фото Иисуса Христа:

Вынос плащаницы

В России термин «плащаница» появился только в XVI веке. Так как подлинника в русской православной церкви не было, то создали икону. На ней изображался находящийся в гробу Иисус Христос. Но икона эта написана не на дереве, а на полотне. Она может быть написана красками либо вышита крестом.

В Страстную Пятницу в церквях проходят пасхальные богослужения и выносится Святая Плащаница. Это самый скорбный и печальный день для верующих, когда вспоминаются крестные страдания Иисуса.

Вынос плащаницы совершают в Страстную Пятницу днем в 14-00. Священник выносит святыню и располагает в центре храма на специальном возвышении, символизирующем гроб. Плащаницу украшают живыми цветами, а в центр полотна кладут евангелие.

В Страстную Пятницу вечером совершают чин погребения, в этом богослужении плащаница играет главную роль. Служба проходит в траурных тонах, клирики поют траурные тропари. Во время литургии совершается крестный ход вокруг церкви под траурный колокольный звон.

После завершения чина погребения плащаницу подносят к царским вратам, а затем вновь возвращают в центр храма. В это время к ней могут приложиться все верующие. Святыне могут поклоняться вплоть до позднего вечера субботы. Затем плащаницу выносят в алтарь перед заутреней, символизируя наступление благой вести о воскресении.

Туринская плащаница представляет собой льняной плат бледно-желтого цвета длиной 4,36 м и шириной 1,1 м. Полотно соткано зигзагом 3 на 1 (одна поперечная нить переплетает три нити то сверху, то снизу). Такой способ применяли в первые века в Передней Азии.

Доктор Макс Фрай в 1973 году снял с помощью микропылесоса, снабженного клейкой лентой, с поверхности плащаницы двенадцать выборок пыльцы. На основе сделанных проб он смог определить пятьдесят восемь видов растений. Большинство из них произрастает на Ближнем Востоке, причем тринадцать солелюбивые и пустынные растения, произрастающие только в Южной Палестине и в бассейне Мертвого моря. Пыльца их могла попасть на ткань только тогда, когда ткань находилась в этих регионах.

На плащанице два отпечатка человеческого тела в полный рост: со стороны лица и со стороны спины. Плат покрывал голову, тело и ступни, поскольку отпечатки на ткани расположены головой к голове. Согласно медико-анатомическим исследованиям, на ткани изображен мужчина ростом около 180 см в возрасте от тридцати до сорока пяти лет.

Исследования плащаницы начались после того, как адвокат Секондо Пиа в 1898 году с разрешения итальянского короля Умберто I сделал несколько ее фотографий. Оказалось, что изображение тела на плащанице представляет собой негатив. Когда Пиа посмотрел на негатив, то был изумлен четкостью и яркостью изображения. Это было настоящее открытие. Позже он писал, что во время обработки полученных негативов в темноте он внезапно увидел, как на пластинке стал проявляться позитивный образ Иисуса Христа. Он всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие: на Туринской плащанице запечатлено негативное изображение, и позитивное изображение Иисуса Христа можно получить, сделав негатив с Туринской плащаницы.

Открытие, сделанное С. Пиа, полностью опровергает версию скептиков, что плащаница — средневековая подделка. Возникают сразу два вопроса, на которые атеисты ответить бессильны. Само понятие о негативе появилось лишь после изобретения фотографии. Как в Средние века художник мог создать на ткани негативное изображение? С какой целью?

Дальнейшие исследования, которые продолжаются уже более ста лет, полностью подтвердили, что святыня является подлинной.

Изображение тела на плащанице с точки зрения анатомии безупречно. К этому пришли еще в 1902 году французский биолог Поль Виньон и профессор Ив Делаж. Средневековая анатомия не имела серьезных достижений, поскольку запрещено было делать вскрытия. Научная анатомия берет начало с Андреаса Везалия (1514-1564). Никакой имитатор не мог это сделать.

Исследования показали, что в плащаницу был завернут человек, распятый по древнеримскому обычаю. Пробиты ступни; руки пробиты не в ладони, а в запястье. Ни один художник в Средние века не решился бы отступить от иконописной традиции. Невероятно, чтобы он знал, что ладони не выдержат тяжести тела. Только в первой половине XX века это признал хирург Пьер Барбе путем опытов (подвешивал тяжести в ампутированной руке).

В 1930 году Пьер Барбе сделал важное открытие. Он искал объяснение того, почему у Распятого на плащанице отпечатались только четыре пальца на каждой руке. Нет большого пальца. Когда он вбил гвоздь в запястье ампутированной руки, то большой палец согнулся и ушел под ладонь. Причина — разрыв запястного сухожилия. И вновь вопрос к упорствующим скептикам: неужели предполагаемый фальсификатор мог в Средние века знать то, что открыл ученый анатом в XX веке?

И еще об одном открытии, которое было сделано благодаря плащанице. Страдающего Спасителя обычно изображают в терновом венце в форме обруча. На плащанице отчетливо видны многочисленные следы крови на голове, истекавшей из проколотых шипами сосудов. Таких ран тринадцать на лбу и двадцать на темени. Следовательно, терновый венец имел форму круглой шапки. Именно такой форма и могла быть, так как воины, глумясь над Страдальцем, надели на Него, как на Царя Иудейского, багряницу и царский венец. На Востоке цари носили венец в форме митры. Бесчеловечная жестокость проявилась и в том, что воины били Его по голове тростью (Мк 15, 19). От ударов тростью по терновному венцу острые шипы впивались в голову, причиняя мучительную боль.

На плащанице много пятен крови (реальные следы, а не изображение). Исследования, проведенные в 1981 году учеными Б. П. Боллоне, М. Йорио и А. Л. Массаро, убедительно показали, что кровь эта человеческая. Она принадлежит к IV группе (АВ).

Анализ отпечатков тела (сзади и спереди) показывает, что на теле много следов от ударов. «Безвинный Страдалец испещрен многочисленными повреждениями, сделанными кнутами. В центре удара рана темнее, здесь травмы глубже и крови больше, по краям пятна светлее. Там долго текла сукровица, потому что раны раздражались одеждой и медленно сохли. В страшных разрывах вся спина, поясница и ниже. Тело отмечено многочисленными следами жестокого бичевания — девяносто восемь ударов плетью! Избивали с большой силой от плеч до ног за исключением зоны сердца, потому что удары в этой области могут быть смертельными.

Плащаница однозначно показывает, что Распятый был погребен по древнееврейскому обычаю. На плащанице в области глаз имеются отпечатки монет. У евреев в древности был обычай класть на глаза монеты, чтобы веки непроизвольно не открывались. Поскольку Иудея входила в состав Римской империи, то в обращении были римские денежные единицы. Исследователи смогли идентифицировать монету. На глаза Спасителя были положены небольшие медные монеты «лепта Пилата». На плащанице отчетливо видны буквы UCAI, которые являются окончанием первого и началом второго слова в надписи: «TIBERIOU CAICAROC» (Тиберий император).

В 1988 году были проведены радиоуглеродные исследования в лабораториях Оксфордского университета, университета в штате Аризона и Института технологии в Цюрихе. Углеродный анализ заключается в измерении количества углерода 14 (С-14) в исследуемом образце. С-14 является радиоактивным изотопом, который со временем распадается. Чем образец древнее, тем в меньшей степени С-14 радиоактивен. В ходе исследований 1988 года были получены датировки: Аризона 1304 год ± 31; Оксфорд 1200 год ± 30; Цюрих 1274 год ± 24. Эти результаты сразу же вызвали вопросы: 1) Почему полученные даты противоречат данным, которые прямо или косвенно доказывают ее древнее происхождение? 2) Являются ли эти расчеты корректными, если исследователи не учитывали загрязнения плащаницы более молодым углеродом? Радиоуглеродный метод позволяет определить возраст предмета только тогда, когда соотношение изотопов в образце не нарушено за время его существования: образец не был загрязнен углеродосодержащими материалами более позднего происхождения. Этого нельзя сказать о плащанице. В 1508 году она была вынесена для поклонения. Чтобы доказать, что она не создана художником, ее долго кипятили в масле, мыли и терли, но не смогли снять и уничтожить отпечатков. Плащаница неоднократно попадала в огонь (пожары 1201, 1349, 1532, 1934 годов). Во время пожара 1532 года в храме города Шамбери некоторые места ее обуглились. Серебряный ковчег частично расплавился. На плащанице остались следы капель серебра. После пожара плащаницу чистили. В то время в качестве растворителей использовалось горячее растительное масло. Поскольку в 1988 году при исследовании плащаницы это учтено не было, то результаты его являются научно некорректными, а датировка не может быть признана правильной.

В 2011 году завершилось пятилетнее исследование плащаницы учеными Итальянского национального агентства по новым технологиям, энергии и устойчивому экономическому развитию во главе с Паоло ди Лаццаро. Ученые решительно опровергли утверждение, что Туринская плащаница является средневековой подделкой: «Двойное изображение, фронтальное и заднее, человека, подвергавшегося истязаниям и распятию, которое просматривается на льняной ткани Туринской плащаницы, обладает многочисленными необычными характеристиками, химическими и физическими, которые в настоящее время невозможно воспроизвести в лабораторных условиях». Отсутствие технических возможностей повторить изображение на ткани не позволяет создать достоверную гипотезу о механизме формирования отпечатка. Исследователи установили важный факт: под каплями крови нет изображения. Это означает только то, что кровь появилась раньше, чем рисунок. На ткани отсутствуют следы разложения тела. Тело Распятого было завернуто в плащаницу примерно два дня. Это полностью согласуется с евангельским повествованием: после крестной смерти истерзанное бичами тело Спасителя было завернуто в погребальную пелену.

Самым важным фактом является то, что плащаница свидетельствует не только о распятии Спасителя, но и о Его воскресении. Это великое чудо ставит предел возможностям науки. Проникнуть в тайну она не может, но может косвенно подтвердить Евангелие. Результаты исследований ученых ENEA: «Общая мощность ультрафиолетовой радиации, необходимой для мгновенного окрашивания поверхности льняной простыни, соответствующей телу человека среднего роста, равна тридцати четырем миллиардам ватт, а такую мощность не способен произвести ни один из существующих ныне источников ультрафиолетового излучения».

Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян 2, 24).

В 1997 году точная копия Туринской плащаницы была передана в Московский Сретенский монастырь. В том же году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил ее как Нерукотворный Образ Спасителя.

Послесловие

Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим 10, 17), — пишет апостол Павел. Вера в Бога, стремление к Нему является чувством врожденным. Но вера невозможна без знания. Вера не что иное, как точное знание о Боге и духовном мире. Почему вера от слышания? Люди во времена апостолов слушали слово Божие, которое те проповедовали, узнавали от них, как от очевидцев, от учеников Спасителя, о Боге и Его учении. Апостолы эти знания получили от Самого Иисуса Христа. После времен апостольских знания о Боге, о вере люди стали получать, читая Священное Писание и творения святых отцов. Также научение в вере шло изустно, от духовно опытных людей — священников, богословов.

Вера приобретается и укрепляется знаниями. Луи Пастер говорил: «Недостаток знания отдаляет от Бога, но настоящая наука приводит к Нему». Маловерие, сомнения в вере происходят от недостатка личного духовного опыта и от малых знаний. Ведь за двухтысячелетнюю историю христианства святые отцы накопили огромный опыт духовного познания, помогающий разрешить даже самые сложные богословские вопросы. Нужно почаще обращаться к этому наследию.

Большинство наших соотечественников, к величайшему сожалению, было оторвано от духовной жизни и учения Церкви. Ведь Россия свыше семидесяти лет находилась в атеистическом плену, горькие плоды этого безбожного периода мы пожинаем до сих пор. Но идти к Богу не поздно ни в каком возрасте. Господь открывается и взрослому человеку, который пришел в храм на склоне лет и делает первые шаги на пути духовной жизни, и ребенку. Изучая православную веру, читая Священное Писание, другие духовные книги, человек постоянно открывает для себя что-то новое, неизведанное. Это относится ко всем без исключения людям, ибо Православие — огромный, богатый, невероятно прекрасный мир. Важно, чтобы, изучая этот мир, приобретая знания, мы не просто копили их, а постоянно использовали в своей духовной жизни: тогда они послужат главной цели — соединению с Богом и спасению души.

Туринская плащаница является священной христианской реликвией. Хранится она на северо-западе Италии в городе Турине в соборе Святого Иоанна Крестителя. На всеобщее обозрение выставляется не сама плащаница, а её точная копия. Сам же древний артефакт находится в специальном помещении, где поддерживается необходимый микроклимат и полностью исключается наличие каких-либо микроорганизмов.

Оригинал показывают людям в очень редких случаях. Происходит это не чаще одного раза в 25-30 лет. Последняя демонстрация датируется весной 2010 года. Паломники созерцали святыню в течение 40 дней. Затем её убрали в хранилище и заменили репликой.

Данный священный артефакт неразрывно связан с распятием Иисуса Христа. После того как тело Спасителя по повелению Пилата сняли с креста, Иосиф Аримафейский (тайный ученик и последователь Сына Божьего) обернул его плащаницей и отнёс в гробницу, высеченную в скале. Это указано во всех 4-х евангелиях «Нового завета».

Под плащаницей подразумевается длинный кусок ткани. В описываемом случае он имел длину 4,3 метра (14 футов) и ширину, равную 1,1 метра (3,5 фута). Иосиф уложил тело на один конец материи головой к её середине. При этом верный ученик слегка согнул ноги трупа в коленях, а ладони рук сложил вместе. Второй половиной ткани истерзанные останки были накрыты сверху. Таким образом, материя выполнила функции погребального савана.

После своего воскресения Иисус покинул гробницу, а вся траурная атрибутика осталась в ней. По всей видимости, плащаницу забрал Иосиф Аримафейский. Человеком он был умным, дальновидным и прекрасно понимал, что по прошествию времени погребальный саван станет бесценной святой реликвией, которой будут поклоняться миллионы.

В таком положении находилось тело Иисуса Христа в гробнице

Конечно, в то далёкое время никто даже не мог представить, что через 2000 лет у Христа будет 2,5 млрд. последователей. Вся эта огромная людская масса безмерно благодарна верному ученику. Но тут напрашивается вполне закономерный вопрос. Является ли хранящаяся в Италии реликвия той самой плащаницей, в которую и был завёрнут Спаситель рода человеческого?

Может быть это подделка? Ведь минуло столько веков, смутных времён, войн, природных катаклизмов и пожаров. За это время подлинную ткань могли много раз уничтожить, а на её место положить совсем другой кусок материи. Давайте разберёмся в этом вопросе, а начнём, как и полагается, с истории.

История Туринской плащаницы

Принявший мученическую смерть Иисус Христос оставил на ткани отпечаток своего тела. Причём отпечатались как передняя, так и задняя его части. Различимо и лицо Спасителя. Почему так произошло, поговорим позже. А сейчас нам важно знать, что святой для всех христиан лик сохранился.

Именно его и созерцали жители города Эдессы (юго-восток современной Турции) на протяжении нескольких столетий. Носила святыня название Спаса Нерукотворного или чудотворного Мандилиона. Это икона, на которой отчётливо проступало лицо Cпасителя. Оно не было нанесено красками, отсюда и указание на то, что лик являлся нерукотворным.

Существует вполне логическая версия, что плащаницу несколько раз сложили таким образом, чтобы сверху находилось лицо. Материю вложили в раму и выставили в храме для всеобщего обозрения.

Вплоть до VI века Эдесса считалась одним из важнейших центров христианского мира. В ней насчитывалось не менее 300 монастырей. А это огромное число верующих. Сюда также нужно отнести паломников, ищущих нескончаемой чередой в город. Все эти люди поклонялись святому лику, но, скорее всего, мало кто из них знал, что он запечатлён на материи, сложенной несколько раз.

В IV веке в Эдессе жил Ефрем Сирин. Это один из величайших продолжателей дела Христа. После его смерти в 373 году в городе остались многочисленные ученики и последователи. Они также несли в массы великое христианское учение. И все эти благие деяния происходили совсем рядом со Спасом Нерукотворным.

В 641 году Эдессу захватили арабы. Они несли людям другую религию. Но, как говорится, бог один, только пути к нему разные. Поэтому представители мусульманства не уничтожили чудотворного Мандилиона. Он продолжал оставаться в городе.

В 944 году византийцы штурмом взяли Эдессу, и святыня была доставлена в Константинополь. Вносили её за городские стены при огромном стечении народа. Поместили в соборе Святой Софии, где она и пребывала вплоть до 1204 года. Таким образом, можно предположить, что Туринская плащаница ещё в то далёкое время притягивала к себе огромное число верующих, но внешне ничем не напоминал свой современный вид, так была свёрнута и упакована в раму.

Во время Четвёртого крестового похода (1202-1204) крестоносцы штурмом взяли Константинополь. Овладели городом они 13 апреля и грабили его в течение 3-х дней. Было украдено и безвозвратно утеряно множество христианских святынь. Пропал и нерукотворный лик. Но здесь существует вполне реальная версия, что прибрали его к рукам тамплиеры. В XIII веке они представляли собой могущественнейший и богатейший орден рыцарей-монахов. Именно эти люди и забрали бесценную реликвию.

Тамплиеры поклонялись ей вплоть до 1307 года, когда на орден начались гонения, спровоцированные французским королём Филиппом Красивым (1268-1314). Рыцарей арестовывали, бросали в темницы и подвергали жесточайшим пыткам.

Какова была судьба Туринской плащаницы в этот период времени – неизвестно. Но, скорее всего, её попытались надёжно спрятать. Известно о святыне стало в 1353 году. Некий граф Жеффруа де Шарни заявил, что является обладателем священной реликвии. Находится она у него в замке в городе Лире (Франция). Вельможа не захотел объяснять, как древний артефакт попал к нему. Можно допустить, что кто-то из тамплиеров передал деду или отцу графа нерукотворное изображение Спасителя.

До 1452 года реликвия находилась в одном из церковных приходов города Лиры. Затем внучка графа Маргарита де Шарни продала древний артефакт Людовику I Савойскому. Это герцог, имевший права монарха. В его подчинении находилось герцогство Савойское – государство на юге Франции, граничащее с Италией.

Столицей страны считался город Шамбери. В нём реликвия хранилась вплоть до 1578 года. Затем столицей герцогства стал город Турин. В него и перенесли нерукотворное изображение Иисуса Христа. С тех пор Туринская плащаница содержится в соборе Святого Иоанна Крестителя, привлекая к себе огромное число паломников со всего мира.

Сенсационная фотография Туринской плащаницы

Начиная с 1353 года ни один человек не видел на ткани, в которую был обёрнут Сын Божий, никакого изображения. На древней материи различались лишь пятна крови. Ведь тело не обмывали перед тем, как накрыть его тканью. Это планировали сделать позже. Но когда женщины с этой целью пришли к гробнице, то обнаружили, что камень, закрывавший вход, сдвинут с места, а тело Спасителя исчезло.

В 1898 году в Париже организовали выставку религиозного искусства. Привезли на неё и плащаницу из Турина. 28 мая заядлый фотограф и археолог Секондо Пиа сделал два снимка реликвии. Один негатив получился испорченным. Зато второй, размеры которого составляли 60 на 50 см, был опущен в проявитель, и на его тёмном фоне отчётливо проявился человеческий образ.

Фотография Спасителя на плащанице и воссозданный по ней образ

Это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Журналисты и фотографы-любители стали фотографировать древний артефакт во всех возможных ракурсах. Заинтересовались вопросом и учёные. В первую очередь их интересовало – действительно ли кусок древней материи является погребальным саваном Иисуса Христа.

Фотографии высокого качества получились в 1932 году. Их подвергли тщательнейшему анализу, который привёл к интересным выводам. Изображённый на ткани человек по своему физическому типу относился к иудеям. Его рост соответствовал 178 см, а возраст колебался в интервале от 30 до 45 лет. Более интересную информацию могли бы дать непосредственные исследования материи, но католическая церковь допустила учёных к артефакту лишь в 1969 году.

Научные исследования Туринской плащаницы

Вначале исследованию подвергались только нитки и пылинки ткани. Их собирали липкой лентой с уголков материи. Но это не могло привести к каким-то серьёзным научным выводам. В 1988 году был проведён радиоуглеродный анализ образцов в 3-х независимых лабораториях. Находились они в США, Великобритании и Швейцарии.

Специалисты пришли к выводу, что ткань была изготовлена в период между 1270 и 1380 годами. Но тут же в различных научных журналах появились статьи, опровергающие эти цифры. Научные умы ссылались на пожар 1532 года, в котором пострадала материя. При высоких температурах целлюлоза связывает с собой молекулы углерода, забирая их из атмосферы, что приводит к кардинальной трансформации изотопного состава углерода. Следовательно, плащаница гораздо старше по возрасту. Но вот сколько ей лет в действительности – тут однозначного мнения не было.

Специалисты изучают Туринскую плащаницу

В 2008 году эксперимент с определением возраста повторился. При этом был сделан цифровой снимок материи в 13 млрд. пикселей. Однако эти исследования не опровергли возрастной период, определённый в 1988 году.

Вызывает вопрос ещё один факт. Дело в том, что ткань полностью облегала лицо, и оно отпечаталось на ней. Но в этом случае в развёрнутом состоянии материи черты должны исказиться. Однако лицо выглядит пропорционально, то есть представляет собой плоскую проекцию.

Присутствует и ещё один нюанс. Тыльная сторона тела на целых 5 см больше лицевой стороны. То есть две проекции различаются по размерам. Причём различие довольно значительное.

Что касается изготовления ткани, то ткали её так называемым диагональным или саржевым способом. В то время, когда жил Христос, использовали двустороннее переплетение нитей. Технологию, которая была задействована при изготовлении плащаницы, начали практиковать лишь в конце I тысячелетия.

Реплика Туринской плащаницы, доступная для обозрения

Таким образом, факты указывают на подделку материи. Она не могла являться погребальным саваном Спасителя, так как была изготовлена значительно позже. Но остаётся ещё один вопрос: как удалось нанести изображение на ткань без использования красителей? А то, что никакая краска не использовалась, признают все эксперты.

Туринская плащаница запечатлела на себе бледный, но хорошо различимый в деталях образ. Цвет у него коричнево-желтоватый с разной степенью насыщенности. Различаются черты лица, хорошо видно бороду. Отчётливо просматриваются пальцы и волосы. На полотне наблюдаются многочисленные следы крови. Заметны кровоподтёки на ступнях и запястьях. В боку различимо большое пятно. Это место, куда легионер ткнул копьём, проверяя, жив ли ещё распятый Христос или уже умер. Картина вполне реальная и полностью отвечает библейскому описанию.

Итак, изображение могло появиться в результате прямого контакта тела с материей. Не исключены также диффузионный и радиационный процессы. Кисть же художника отметается полностью.

Что касается прямого контакта, то итальянский учёный Луиджи Гарласкелли провёл эксперимент, пытаясь воссоздать образ Спасителя. Для этого тело человека покрыли материей. Её натёрли пигментом с добавлением уксусной кислоты.

После этого ткань подвергли нагреванию, и пигмент удалился естественным путём. Таким образом получилось желтовато-коричневое изображение. На него добавили пятна крови. В результате на полотне возник образ, который по качеству значительно уступал оригиналу. То есть подлинное изображение было сделано рукой более квалифицированного мастера.

Версии и предположения

Тут можно сослаться на такого человека как Леонардо да Винчи (1452-1519). В его бытность на грешной земле плащаница хранилась в Шамбери. Мог ли великий мастер нанести на неё изображение, зная предание о Спасе Нерукотворном и о погребальном саване. Наверное, это было ему по силам. Но тут возникает вопрос религиозного и этического характера.

Великий художник, скульптор и изобретатель вряд ли осмелился бы наносить на общепризнанную святыню какие-либо изображения. Это могли расценить как осквернение священной реликвии. Другое дело, что изображение на ней было, но находилось в плохом состоянии, и мастер взялся лишь его обновить.

Туринская плащаница в натуральную длину

Следует также допустить, что материя полностью истлела, а изображение практически не различалось. В это нетрудно поверить, так как возраст плащаницы на тот момент составлял 1500 лет. Святые отцы решили сделать точную копию, а оригинал надёжно спрятать. Руководствовались они благими целями. Ведь лучше иметь хоть что-то, чем вообще ничего.

Поэтому была взята старая ткань столетней давности. На неё и решили нанести изображение, но так, чтобы различить его было невозможно. Ведь на подлинной плащанице ничего заметно не было, благодаря её возрасту.

Работу эту поручили сделать Леонардо да Винчи. Тот и произвёл соответствующие манипуляции. Полотно растянули и закрепили вертикально. В яркие солнечные дни за ним стоял человек. Это мог быть сам великий мастер. Солнечные лучи воздействовали на ткань не однородно. В том месте, где находился человек, они несколько изменяли химическую структуру материи, вступая во взаимодействие с молекулами водорода с большей интенсивностью, чем на лишённом препятствия пространстве.

Затем ткань опустили в слабый раствор серебра на некоторое время и тщательно просушили. В результате и получилось очень бледное изображение. На относительно большом расстоянии его невозможно было различить. Лишь в 1898 году, благодаря фотографии, люди увидели человеческий облик. Высока вероятность, что это изображение самого мастера. Подлинный же лик Спасителя, к сожалению, не сохранился. Виной всему неумолимое время.

Собор Святого Иоанна Крестителя в Турине
Туринская плащаница хранится в нём уже более 400 лет

Это лишь одна из версий. А вот как в действительности Туринская плащаница обрела загадочное изображение – пока неизвестно. Может это знают святые отцы католической церкви. Они, в принципе, соглашаются, что данный артефакт не является подлинным и с готовностью дают разрешение на его исследования. С чего это вдруг такая покладистость? К копью Лонгина никого не допускают, а тут двери открыты для всех желающих.

Не исключено, что подлинные останки святой реликвии находятся в ватиканских закромах. Настоящий артефакт бережётся, как зеница ока, и никому не показывается. Главное, что он есть в наличии и лишний раз доказывает подлинное существование Спасителя. А это очень важно для укрепления веры самих лидеров католической церкви. Ведь чтобы нести в массы великие идеи, нужно самому в них безоговорочно верить.

Игорь Томшин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *