Где отреставрировать икону

Где отреставрировать икону

Нужно ли реставрировать икону перед продажей?

Самый общий ответ — как правило, нет, в реставрации перед продажей необходимости нет.
Практически все иконы нуждаются в так называемом раскрытии — то есть удалении потемневшего лака (олифы) и поздних поновлений. Часто раскрытие коренным образом меняет представление о первоначальном замысле и истинном облике произведения. Однако дело это очень рискованное и сложное. Кроме того, многие коллекционеры и знатоки покупают иконы исключительно без вмешательств, строго с нетронутыми покровными слоями. Тем самым, немалые затраты на реставрацию могут только удешевить памятник, сократив число претендентов на него. В общем, если Вы не профессионал, то надо помнить, что решение о реставрации может оказаться опрометчивым.

Необходимо также понимать, что под реставрацией некоторые псевдо-специалисты могут понимать весьма широкий спектр воздействий и вмешательств, далеко не всегда необходимый. Зачастую доморощенная реставрация способна уничтожить всё то ценное, что было в старинной живописи, и икона в этом случае превращается в полуноводел, практически никому не интересный.


Святая Параскева Пятница
Начало XVIII века. Русский Север.
После раскрытия. Без вмешательств.
Частная коллекция.

Принципиально отличаются научная (или музейная), церковная и антикварная реставрации.

«Музейная реставрация» стремится в основном к консервации, к сохранению естественного облика иконы, как он есть, со всеми лакунами и потерями, в отдельных случаях лишь слабо тонируя особо диссониррующие утраты и намечая возможные силуэты фигур.

«Церковная реставрация» стремится вернуть икону в храм, в религиозную жизнь, поэтому после проведения необходимых работ по очистке и сохранению древней живописи икона обычно дописывается… Увы, иногда при этом памятник визуально гибнет. «Церковная реставрация», по сути являющаяся произвольной реконструкцией древнего образа, сделанной в согласии с личным вкусом и умением иконописца, среди коллекционеров считается истинным варварством.

Третий вид реставрации – наиболее просвещённый и коварный – «антикварная реставрация».

Поновитель изощрённо, иногда с применением микроскопа и хитрых техник старения, «подписывается» к фрагментам авторской живописи, так что создаёт полуподделку, иногда неотличимую даже специалистом. Явление это обоюдоострое – «антикварная реставрация» способна буквально возродить памятник из руины, не повредив его остаткам, особенно если вид иконы до вмешателств зафиксирован и не скрывается владельцем. Но при злоупотребленях существенно затрудняется последующее изучение иконы экспертами, а покупатель, обольщённый мнимой сохранностью вещи, рискует быть ввергнутым в обман.

Иногда прибегают к частичному раскрытию иконы — в этом случае очищается небольшой фрагмент, позволяя судить об авторском слое в общих чертах. Дальнейшие мероприятия по раскрытию и реставрации, если она необходима, будут предприняты покупателем. Однако фрагментарные расчистки могут также повредить иконе: потом, при полном раскрытии, границы первоначальных «шурфов» порой остаются заметны.

Читайте далее: Как сфотографировать икону?

Реставрация старинных икон

Реставрация старинных икон — сложный и кропотливый процесс. Она требует от реставратора не только опыта и глубоких познаний в иконописи, но и высокого уровня мастерства. Чтобы отреставрировать икону, мастер должен знать, к какому времени и какой школе иконописи она относится. Реставрация старинных икон в мастерской Галеон производится мастерами-реставратарами, имеющими большой опыт работы. Вполне допустимо поинтересоваться опытом работы реставратора, посмотреть фотографии реставрационных работ (реставраторы всегда делают фотофиксацию работ). По окончании реставрации Вы получите краткий письменный отчет о проделанной работе, это поможет следующим поколениям реставраторов, которые будут работать с иконой.

Икона состоит из деревянной доски-основы, покрыта слоем левкаса (толщина варьируется от 0,5 до 5 мм), внутри левкаса или ближе к дереву может лежать слой паволоки — грубой льняной ткани (часто паволокой покрывали фрагменты дерева с трещинами, сучками); выше — красочный слой, сверху защитный слой — лак и поверх лака загрязнения (пыль соединившаяся с лаком и т.д.). Все слои и части икон подвержены разрушениям, причем в разной степени. При реставрации икон реставраторы обязаны принимать во внимание все эти слои.

Красочный слой — самая нежная часть иконы, он тонок и не выдерживает повышенной влажности, солнечного света, перепада температур и т.д. При этом слабое место это даже не сам слой, а пространство между ним и левкасом.

Реставрация иконы начинается с её исследования. Если есть утраты (сколы, трещины, отслоения), слои иконы проклеиваются и восстанавливаются. После чего восстанавливается письмо — там где нужно мастер делает тонировки, в каких-то местах пишет заново целые куски. После чего доделываются фрагменты, такие как надписи на полях или позолота. После реставрации икона покрывается специальными лаками.

При изготовлении колеров нужно постоянно учитывать приёмы древних живописцев: их умелое использование различных по величине помолов пигмента (применение крупных белил, крупной киновари и крупного аурипигмента — и тут же, в пределах одной иконы в зависимости от живописного замысла — тончайшее измельчение этих же пигментов).

Старые иконы

Плохая сохранность икон

Старые иконы обычно нуждаются в реставрации. Специалист-реставратор может оценить сохранность иконы и предложить необходимые реставрационные мероприятия. Чтобы выбрать способ реставрации, нужно учитывать множество факторов: состав левкаса (он может быть совершенно разным), ткань паволоки, состав красок (масляные или темперные). Метод, который спасет Вашу икону, может выяснить только специалист, проведя для этого ряд исследований.

За всю свою долгую «жизнь» старинная икона подвергается воздействию не только неумолимого времени, состаривающего краску, разрушающего грунтовку и древесину, а еще и сырости, доски иконы повреждаются жучками-точильщиками.

Из-за плохой сохранности некоторые иконы не могут выполнять свою богослужебную функцию. Если икона пришла в аварийное состояние: распалась на несколько фрагментов, треснула, красочный слой осыпается или на нем появились вздутия, хранить ее следует с особенными предосторожностями. Такую икону надо очень аккуратно завернуть в кальку и положить лицевой стороной вверх в коробку из плотного картона. Не следует заворачивать икону в ткань. Чтобы икона не двигалась внутри коробки, можно пространство между боковыми стенками коробки и торцами иконы заполнить мятой калькой. Между лицевой поверхностью иконы и крышкой коробки должен оставаться зазор. Осыпавшиеся фрагменты красочного слоя следует сложить в небольшой коробок и хранить вместе с иконой — при реставрации их приклеят на место.

Многие иконы имеют дополнительные скрепляющие элементы — шпонки, узкие дощечки, врезанные в тыльную сторону или в торцы. Доски старых икон часто выгибаются (в реставрации это называется «короблением основы») и шпонки выпадают из пазов. Не надо пытаться как-то закрепить, приклеить, выпавшую шпонку. Доски, из которых состоит икона, склеены между собой по стыкам, поэтому икона может сохраняться без шпонок. Если же доски, составляющие основу, покоробились и «разошлись», то есть между ними есть сквозные трещины, то выпавшая шпонка уже не поможет. Эта икона уже считается «аварийной» и ее необходимо до реставрации хранить в горизонтальном положении в киоте или в коробке.

Икона в Православии

Икона (от др.-греческого «образ», «изображение») – в христианстве (главным образом в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющихся предметом почитания, закрепленных догматами Седьмого Вселенского собора 787 года.

В искусствоведении иконами называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Иконопочитание и Православие не могут мыслиться друг без друга, и являются одним целым. Иконопочитание — лишь одно из имен Православия. Иконопочитание является универсальным критерием Православия, оно выражает его суть.

Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие.

Иконописцы Древней Руси

У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов.

На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря. Его иконы расходились повсюду. Одна из них — икона Божией Матери — была отправлена князем Владимиром Мономахом в Ростов, для построенной им там церкви, где она и прославилась чудесами.

Иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он — только проводник божественной истины. Именно этим можно объяснить практически полное отсутствие авторских подписей на иконах до XVII века.

Требования, предъявляемые церковью к иконописцам, были сформулированы Стоглавым собором в 1551 году. По итогам Стоглавого Собора как эталон написания каноничных иконографий были созданы «Новгородские таблетки», в которых показано, как правильно изображать иконописцам те или иные сюжеты. Решениями собора иконописцы фактически объявлялись особым церковным чином — младшими клириками. Тогда же эталоном каноничности объявлены иконы Андрея Рублёва.

Рукотворная икона – это произведение религиозно-изобразительного искусства, способное жить если не вечно, то очень и очень долго. Мастерские по реставрации икон существуют для того, чтобы вы могли вдохнуть новую жизнь в старинный образ, который пострадал от времени.

В православной общине принято бережно относиться к святым изображениям и текстам. Даже напечатанный на тонкой бумаге лик Господа или Ангела-Хранителя не теряет своей значимости. Поэтому, когда рвётся или выцветает репродукция, христианин ни в коем случае её не выбрасывает, а сжигает. Или заказывает услугу реставрации икон, если деформация поразила святой образ, писанный на деревянной доске.

Истинные иконописцы используют в своей работе прочные сорта древесины, а готовое изображение покрывают натуральными защитными составами. И это обеспечивает рукописным образам действительно долгий срок службы, но не бесконечный.

Рано или поздно вам всё равно нужно будет обратиться в мастерскую по реставрации икон. Тому есть 4 причины:

1. Жук-древоточец разрушает целостность доски.
2. Дерево деформируется от частого пребывания в сырости или от температурных скачков.
3. На лики попадают брызги масла от лампады, воск и копоть от подсвечников.
4. Святыню можно повредить во время переезда или пожара.

Для чего нужна реставрация икон?

Как говорилось выше, выбрасывать образа нельзя, даже если святое изображение становится совершенно неразличимо. Но и сожжение – тоже не выход, когда речь идёт о рукописной иконе с историей, доставшейся вам по наследству. У ваших предков, да и у вас самих могут быть тёплые воспоминания об этом произведении иконописного искусства, поэтому самым логичным решением будет реставрация иконы стоимость такой услуги во многом зависит от степени повреждений.

Когда вы увидите ясный лик на том месте, где ещё недавно была просто потемневшая доска – вы в полной мере ощутите правильность своего выбора. Восстановление первозданного вида иконы – это победа над земным тлением и торжество вечной красоты. Действия мастера подобны тому как Бог возрождает человеческие души, повреждённые грехом. Поэтому реставрация икон реставрация картин с библейскими сюжетами является столь важным и символичным действием для христианина.

Порядок работы.

В первую очередь реставратор укрепляет красочный и грунтовый слой, чтобы остановить разрушительные процессы. Следом идёт этап очистки: удаляются частички воска, копоти и прочие посторонние элементы. Если на доске есть трещины и сколы, то в этом случае стоимость реставрации иконы будет выше, ведь мастеру придётся ещё и заполнить образовавшиеся пустоты.

После восстановления основы приходит черёд работы с изображением. Реставратор грунтует лицевую сторону образа, дописывает недостающие фрагменты и наносит слой защитного лака. Завершающий этап – пропитка оборотной стороны укрепляющим составом. После этого обновлённую святыню отдают заказчику. По схожему принципу происходит и восстановление картин.

Описание технологии уместилось в два абзаца, но на деле этот процесс занимает уйму времени. Поэтому даже если цена реставрации иконы показалась вам незначительной, всё же позаботьтесь о том, чтобы следующее восстановление понадобилось святому образу не раньше, чем через пару сотен лет. Для этого просто поместите обновлённую икону в киот – специальный застеклённый шкафчик. Здесь она будет максимально защищена от разрушительного влияния внешних условий.

Стоимость услуги

Реставрация икон и реставрация картин – это сложное искусство, требующее большого опыта и ювелирной точности. Задача мастера состоит не только в том, чтобы восстановить целостность образа. Ему нужно ещё и точь-в-точь воссоздать все нюансы изображения – каждую складку ризы и выражение глаз на святом лике. А это сложнее, чем писать с нуля.

Тем не менее вы вполне можете рассчитывать на недорогую реставрацию икон, особенно, если обратитесь в мастерскую «Перед иконой». Наши мастера измерят параметры и степень повреждений, а также определят художественную ценность и возраст произведения. Вместе вы решите, какой объём работ необходимо проделать, чтобы добиться нужного результата при конкретном бюджете.

Только после тщательных обсуждений начнётся непосредственно реставрация иконы цена услуги зависит ещё и от того, был ли этот образ уже ранее восстановлен, а если был, то насколько грамотно и аккуратно работал мастер. Если вы делаете заказ в нашей мастерской, то можете быть уверенны – ваша святыня находится в надёжных и умелых руках. И мы сделаем всё, чтобы она вновь украсила ваш иконостас так скоро, насколько это возможно.

__
Иконописная мастерская «Перед иконой»
Реставрация икон. Бесплатная доставка по России.
E-mail:. info@pered-ikonoi.ru
Звоните мы вам рады 8(965)404-84-50 Пон. — Воскр. с 9 до 21

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *